К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если и можно было сделать интересное, захватывающее и динамичное кино о Гражданской войне для молодежной (и не только) аудитории, то вряд ли это можно было сделать лучше Эдмонда Кеосаяна. Фильм снят настолько качественно, что «…мстители» стали неуловимыми не только для врагов, но и для такого весьма опасного противника, как время. Уверен, что, несмотря на смену идеологий, философий, даже цивилизаций, пересмотр нашего отношения к той действительно сложной и во многом трагичной эпохе, эта картина останется интересной и близкой для многих. Да, ряд моментов стоит уже рассматривать как дань времени, но они не несут основной нагрузки, а потому не стали для нее смертельными и вообще значительными. Зато в постоянном «плюсе» уже навсегда остались хорошо проработанный сюжет, который не дает заскучать уже многим поколениям зрителей, который на протяжении всего просмотра практически постоянно «в тонусе», и абсолютно точный кастинг, где даже с эпизодическим персонажем на минуту-две не совершено ошибки.

Заслуга режиссера еще и в том, что он смело пошел на эксперимент, высадив на советскую кинопочву элементы классического американского вестерна, которые в той или иной мере неизменно будут присутствовать во всех трех фильмах про «… мстителей». Эти зерна прекрасно прижились и дали отличный «урожай» в виде на редкость захватывающего кинозрелища.

Четверка главных героев, которых сыграли Виктор Косых, Михаил Метелкин, Василий Васильев и Валентина Курдюкова, вполне конкурентоспособна в плане популярности даже сегодня, когда уже прошло без малого 50 лет и появилось немало новых киногероев, а что уж говорить о тех временах! Все они сыграли как для подростков очень зрело, профессионально и убедительно, сформировав команду согласно распространенному канону. Так, здесь есть свой лидер и заводила, есть умный герой, рождающий креативные идеи, иными словами, мозговой центр, ну и легкая любовная история с поправкой на возраст персонажей.

По правде говоря, не в курсе, планировали ли для себя большую кинокарьеру эти ребята, но роли в «Неуловимых…» стали для троих из них не только даром, но и проклятием, поскольку в других ролях их просто не видели. Случай вполне типичный, но этого не менее удручающий для актера. С одной стороны у тебя прекрасно исполненная роль, которой ты действительно отдал частицу себя, вложил очень многое, а с другой – именно потому, что ты с ней так сроднился, каким-то другим персонажем тебя просто не видят, и ты подчас остаешься одним героем на всю жизнь. В результате неплохую карьеру в кино сделал только Виктор Косых. Проекты, в которых участвовали Михаил Метелкин и Василий Васильев, вряд ли можно назвать серьезными работами при всем уважении к их создателям, а Валентина Курдюкова так и вовсе, кроме «Неуловимых…», больше нигде и не снималась, оставшись для всех Ксанкой.

Очень интересными и не схематичными вышли в фильме и «плохие» персонажи, за что, конечно, огромное спасибо актерам, их сыгравшим, - Владимиру Трещалову (Лютый) и в особенности несравненному Ефиму Копеляну – не знаю, кто бы еще мог так талантливо сыграть батьку Бурнаша.

Одну из своих лучших ролей исполнил в фильме «Неуловимые мстители» и Борис Сичкин. Его обаятельный Буба Касторский запоминается всем.

Не отстала и замечательная музыка Бориса Мокроусова, став визитной карточкой ленты, ее «позывные» ни с чем не спутаешь, тема в начале – так это вообще шедевр!

В свете сегодняшнего кризиса идей и появления все новых и новых римейков и сиквелов лучших советских картин, создателнй которых, увы, преимущественно иначе как ремесленниками от кино трудно назвать, за «Неуловимых мстителей» можно быть спокойным – они получили прививку временем. Эти фильмы принадлежат тем эпохам, о которой рассказывают и в которую снимались. Очень хочется надеяться, что на них не будет посягательств со стороны пусть даже и талантливых, не говоря уже о бесталанных, режиссеров. Пусть эти фильмы останутся в своем времени. Там они на своем месте, и, наверное, именно поэтому их до сих пор помнят и любят.

7 из 10

11 сентября 2012 | 19:54
  • тип рецензии:

Алая заря набухала с каждым кадром. Жеребцы нетерпеливо гарцевали, ожидая от всадников команды яростной атаки. Занималось новое утро, обещая лихие погони в горячей крови, лютые кавалерийские зарубы и винтовочные всполохи. Юность решительно вступала в свои права, мир неумолимо распадался на красных и белых.

«Неуловимые мстители» добавляли красок босоногому детству советского школьника. Отважный Данька, интеллигентный Валерка, экзотичный Яшка, загадочная Ксанка – кто тогда был незнаком с шальной четверкой, всегда борющейся за справедливость – и в приморской деревушке, и в буржуйском мегаполисе. Сколько придорожного лопуха и крапивы страдало после очередного показа зажигающей огонь приключений картины, да и синяки не замедляли украшать мальчишечьи (а иногда и девчачьи) коленки. Мы не вникали в идейные разногласия и лозунги, наши были в буденновках, их – со жбанами горилки. Хотя, сами не желая того, нет-нет да и отдавали должное образам беляков.

В первом фильме трилогии вне конкуренции был бесшабашный Сидор Лютый. Роскошные усы, молодцеватый чуб, белоснежные отвороты казацкой бурки покорили не одно ребячье сердце, пусть в этом и не спешили признаваться, блюдя верность красным дьяволятам. Персонаж Владимира Трещалова выделялся среди сброда бурнашей. Лихой наездник не терял головы даже среди мутной пьянки, ставя ловушки нашим героям. Он ни за что не умирал с первого раза, а, может быть, продержался и больше, если бы артист в хмельной драке не сбросил как-то молодого режиссера за борт прогулочного катера.

Как же было не влюбиться в фильм, если жанр картины распахнул перед нетерпеливым зрителем невиданные горизонты. Это даже не столько непривычная ковбойско-авантюрная интерпретация гражданской войны, сколько шальные «несоветские» эпизоды. Вот положительным героем предстаёт биндюжник-менестрель Буба Касторский, смущая публику блатным фуэтэ. Вот киноправильная Инна Чурикова изображает развязную белокурую цыганку с кафешантанным налетом (потом это эффект усилит Людмила Гурченко). Красноармеец поёт голосом Барашкова куплеты про Сатану. Красный командарм Будённый соревнуется вычурностью с эстрадным одесситом. Отважная четверка носит под рубашками не портреты вождя, а нательные крестики. Увлекшийся Кеосаян даже задумал сцену купания, когда раскрывается секрет Ксанки, до этого для всех бывшей пацаненком, но ошеломленное начальство спохватилось и зарубило эротику на корню.

Но больше всего поразили мёртвые с косами - и тишина. Именно убегающие от ужаса в разные стороны глаза Савелия Крамарова возвели картину в ранг народной и дали отмашку многочисленному цитированию. Иногда даже не понимая до конца смысла. К примеру, я долго считал хлесткое «щусёнок» синонимом нахаленка, сорванца, пока не дошло, что у отца Даньки было прозвище – Щусь, ставшее фамилией.

А какую ностальгическую нотку вносит конное и паровозное каскадерство самих артистов. Теплый ламповый кадр для рожденных в СССР никогда не перебьёт элегантная современная оцифровка. Актерская подготовка к фильму велась на таком уровне, что Виктор Косых потом стал мастером спорта по самбо и конному спорту, Михаил Метелкин – овладел эквилибристикой, умением играть на бильярде и вождением автомобиля. Современные звезды после картин, как правило, только узнают новые адреса бутиков для реализации гор златых за труды праведные, ну да ладно.

А пока - есть пули в нагане, и надо успеть сразиться с врагами и песню допеть. Чтоб земля суровая кровью истекла, чтобы юность новая из костей взошла. Гражданская война отгорела почти столетие назад. Мы – другие, идеалы и песни лихой поры стерлись давностью лет. Нет уже правых-виноватых, не очень рвемся делить мир на своих и врагов. Пусть памятью остаются такие ленты, как «Неуловимые мстители», с оголенным нервом и заретушированным пафосом. И снова и снова уходит в закат молодость сабельных походов.

10 июля 2012 | 15:44
  • тип рецензии:

А ты ведь чертёнок, поди и панихидку по мне справил!?
Да что вы дядя Сидор, вы меня спутали с кем-то (c)

'Неуловимые мстители' - легендарное советское кино снятое Эдмондом Кеосаяном.

Наверно поколение постарше может больше поведать об этом фильме, но постараюсь и я, вкратце выразить своё восхищение.

Фильм по праву можно назвать историческим, ведь в его основы легли события гражданской войны 1917-1922 года. Из учебников историй все мы прекрасно помним что страна была поделена как-бы на два лагеря. Одних звали 'красные', другие гордо носили имя 'белые'. Я не буду сейчас вдаваться в глубокие исторические подробности, тем более фильм ими не изобиловал. Хотя конечно с такой интерперетаций содержания фильма, я не совсем согласен, но об этом чуть позже.

Нам богазали совсем юных ребят, которые прозвали себя мстителями, и вели непремиримую войну с отрядом белых. Яшка-цыган, Валерка, Данька и Ксанка - вот она настоящая бригада смелых и отчаянных ребят. Их имена надолго остались у нас в памяти. Многие скажут что у этих актёров, дальше по-большому счёту не было больших ролей. Да, а зачем? Я всегда придерживался тезиса о том, что лучше сняться в одном фильме, так чтобы тебя запомнили на века, чем в сотни, где о тебе никто не вспомнит. Молодцы, ребята сыграли выше всех похвал. Ну кроме всего прочего в этом фильме очень сильные второстепенные персонажи. Например в самом начале фильме жгучая цыганка, я и не сразу догадался что это Инна Чурикова. Или Савелий Краморов, персонажа которого не цитировал только ленивый: а вдоль дороги мёртвые с косами стоят, и тишина. А куплетист-одессит Буба Касторский, роль которого исполнил Сичкин, он стал настоящим символом сериала, хоть и не играл главной роли. Но и мой любимый персонаж Сидор Лютый, в исполнений Владимира Трещалова. Вот уж всем атаманам, атаман. Жаль что дальше не получилось развить свой талант. Вот честное слова, актёры от бога.

Само кино смотрится просто великолепно. Какая динамика, как поставлены сцены погонь. Настоящее живое кино, не то что сейчас, всё компьютерной графикой заросло, уже и люди в роли атёров, скоро будут не нужны. Помните сцену с горящим паровозом? Просто блеск! И это в 67-ом году.

Единственно что меня немного разочаровало, это однобокость содержания, о котором я писал в начале отзыва. Ведь это была гражданская война, где брат против брата. Свои воевали со своими. Просто у враждующих было разное видение дальнейшей судьбы их страны. И говорить что белые офицеры настоящие негодяи, я бы не стал, это не правильно, и те, и другие были единым целым, некогда вместе давая отпор агрессору в первой мировой. И вот в недавнем фильме 'Адмирал', нам показали немного иное видение той войны. Как говорится, у каждого была своя правда.

Ну а в целом отличное советское кино, пополнившее 'золотой фонд' мирового кинематографа.

А казачок-то, засланный! (c)

10 из 10

02 ноября 2011 | 21:55
  • тип рецензии:

Слушай горна голос серебристый,
Что летит в распахнутую даль.
У эпохи есть свои горнисты,
Им для песни ничего не жаль.
Лишь побольше захватить дыханья,
Лишь упрямей локти отогнуть,
И в мороз или апрельской ранью
Беспокойной песней полыхнуть.
Что б взлетели в ней, кружась, знамена,
Высветилась глубина до дна,
Что бы всех героев поименно
Снова прозвучали имена.


Наверное, в это мало кто из читателей поверит, но «Неуловимые мстители» - мой самый-самый любимый фильм с самого-самого детства. Ну, и естественно, с этим фильмом связаны и мои первые впечатления от кино вообще.

Воспоминания таковы: мне года четыре, я сижу под столом с куклами, по телевизору показывают «Неуловимых». Помню, что абсолютно не понимала, что к чему – кто за кем гонится, кто с кем сражается. Главное, меня полностью захватила динамика и атмосфера приключений. Все на лошадях скачут и стреляют, кто в кого – не важно, зато дух просто перехватывает.

Такие дела.

Отпечаток на душе огромный.

А понимание пришло позже. Когда фильм был смотрен и пересмотрен, когда рассказ Павла Бляхина был прочитан и перечитан, и, наконец, когда были просмотрены и другие работы Э. Кеосаяна.

Как бы не ругали те годы в наши дни, и как бы не восхваляли их в прошлом, факт остается фактом, героизм в то время был не фальшивым, творчество Кеосаяна всегда было безнадежно романтичным, а кадр и музыка в фильме настолько гармонично добавляют друг друга, что все это в совокупности и стало для меня тем самым фактором, который породил во мне впоследствии долгую и не проходящую любовь к кино.

О том, что любишь очень сильно, на самом деле, говорить невероятно сложно, о предмете своего обожания, молчат, его лелеют у самого сердца втихаря, как большую тайну. Но сегодня я попробую рассказать о своей тайне коротенько.

Год 1920, месяц май. Полыхает Гражданская война. А юные герои сражаются с бандами, разгулявшимися в степях Херсонщины. Время такое, кто просто рад пограбить, а некоторым хлопцам было некуда податься, вот и идут кто к Сидору Лютому, кто к батьке Бурнашу, кто в красные мстители.

А там…

Весна, стучат копыта,
Ветер, ветер, ветер.
Все пропето, все пропито,
Никого на свете.


Стоном стонет Гуляй поле, и вдоль дороги мертвые с косами стоят. Время такое.

Однако, я все еще смотрю на фильм глазами того восторженного ребенка из прошлого, поэтому мне трудно быть объективной – эмоции захлестывают. Я не смогу грамотно и правильно рассказать о художественных приемах или описать актерскую игру.

Просто мое сердце замирает в безмолвном трепете, и я не могу произнести ни слова.

Вот есть предположение, что в «Мстителях» есть что-то от вестерна. С этим не соглашусь. В вестерне нет романтики, есть только приключения. «Неуловимые мстители» же, в свою очередь, насквозь пропитаны романтикой революционной.

А революционная романтика, если не поджанр, то особый, специфический весьма, пласт нашего культурного наследия. Поэтому вестерном как таковым тут и не пахнет.

Итак, относитесь к данному фильму, как вашей душе угодно, а для меня – это одно из самых любимых произведений отечественного кинематографа.

Кстати, к слову о «культовом» кино и кино «народном». Хоть это и бездоказательное голословие, но я считаю, что «народное» кино – кино любимое многими людьми и целыми поколениями, а у «культового» кино должен быть хотя бы один восторженный поклонник (их обычно бывает больше, но наличие как минимум одного, обязательно). И вот если рассматривать «Неуловимых мстителей» с этой точки зрения, то получается – это фильм в равной степени и культовый и народный.

Так то.

10 из 10

25 мая 2011 | 07:41
  • тип рецензии:

Эдмонд Кеосаян совершил революцию!

Тем, что перенес на наш экран то, что давно существовало на западе, стало там штампом, скукой и серостью в массе.

Ну да - вместо бандитов и индейцев - гм, бандиты и 'красные дьяволята'. С истинным одесситом в роли 'верной руки'. Ведь Буба Касторский не просто обладает великой душой одессита, умеет вложить в душу даже в простенькие куплеты, а и бросать бомбы и драться. И сила удара у него ого-го (филера у телефона уложил надолго кулаком).

А нападение на поезд? Абстрактные ковбои и бандиты у нас не жили. А вот реальные бандиты поезда грабили! И смотрится все совсем по-другому! Здесь за НАШИХ болели! Кажется у Драгунского, класс палил в экран из детских пистолетов и рогаток! Ну, мы не палили, но болели в зале кинотеатра не хуже как за футболистов!

Но вестерн и должен был вызывать такие чувства. Другое дело, что 'Великолепная семерка' была взрослая. А ребятам было 16 лет. Сам Виктор Косых об этом и говорил. Правда, Виктор мы уже знали по стебной и сатирической комедии. А тут - прыгают, стреляют... Часто - сами.

Показать не тягомотную идеологическую 'фильму', а стремительный 'истерн' - это и прорваться через рамки жесткой идеологии. Кеосаян прорвался! Строки из фильма на следующий день мы уже тащили в школу. Хотя, конечно, побил рекорд Крамаров с 'мертвыми', которые 'с косами стоят. И тишина...'!

Почему же столь 'простенький жанр' (вестерн) заиграл новыми яркими красками?

По нескольким причинам. Во-первых, сам Кеосаян был из когорты 'умных, душевных' режиссеров. Но умел делать и доброе камерное кино, и вот такое драйвовое. Он его через себя пропускал, проживал его! И тщательно подбирал актеров.

Вот отсюда второе. На Западе не умели снимать детское кино, да и вообще детей. Здесь не только главные герои дети, школьники, а и в кадре детей иной раз много. Психология взрослого школьника готова была к схваткам, погоням, сражениям, а вот фальшит много меньше. Кстати, они воспитывались тогда на хороших фильмах и сказках. Теперь этого нет, поэтому нет и молодых талантливых актеров. Вон, в 'Азирисе Нуна' - было стыдно смотреть на коммерческую фальш. А здесь - они играли образы и 'играли' в образы!

Им помогали взрослые актеры. Все-таки Копелян или Джигарханян, Сичкин или Свердлин - это мощные актеры. И по воспоминаниям Косых - не зведы в небесах, а люди, готовые помочь.

Кстати, забавный факт - кожаные стильные штаны тоже перекочевали из вестерна. В России редкость, но тут придают такой шарм образу.

Ну и наполнить фильм деталями яркими и запоминающимися тоже важно. Даже то, что ребята сражаются в первом фильме не с беляками, а с бандитами - очень важно. Мотив не идеологический, а личный (месть бандитам) толкает ребят на борьбу. Фильм становится 'на все времена'.

Потому что ни режиссеров, ни сюжетов, ни актеров того уровня сейчас пока нет.

И обращение к зрителям - берите официальный диск. Там великолепные (и по делу) сюжеты о Кеосаяне, воспоминания Виктора Косых, Бориса Сичкина, Армена Джигарханяна. Когда выясняется правда об актерах (трех братьев Васильевых нашли вовсе не в Москве, пробовали на роль всех трех, тайком на студию он не пробирался, взяли еще и за умение танцевать и петь), о прекрасном режиссере Кеосаяне, о маленьких ролях, где можно встретить членов семьи Эдмонда.

И не забывайте, гром грянул над нашим миром в 1941. Такие ребята были готовы защитить страну.

В Советском Союзе, воспитанном на 'Неуловимых' или 'В бой идут одни старики' это тоже было возможно.

А сейчас?

Фильму же высшую оценку. Ибо в нем главное не идеология, а люди! Ребята.

10 из 10

21 июня 2010 | 09:37
  • тип рецензии:

В детстве я смотрела трилогию несколько раз, в кинотеатре, а сейчас вдруг поняла, что не помню ничего, кроме знаменитого кадра с четырьмя черными всадниками на фоне 'алой зари', и песни 'погоня, погоня, погоня'...

Пересмотрела первый фильм.

И поняла, что это не сколько фильм, сколько культурное явление. Произведение само по себе немудреное: вот хорошие, вот плохие, вот революционный пафос, вот приключения, стрельба и погони. Местами фильм захватывает, но пищи уму и сердцу особенно не дает. Да, он глубоко врос в советскую культуру, и по наследству достался культуре российской: мне кажется, тысячи людей, говоря 'засланный казачок', либо забыли, либо даже не знают, откуда эта фраза. Но в отрыве от контекста, просто как фильм, он довольно средний: актеры играют неплохо, постановка без халтуры, но не более.

В общем, если бы меня попросили посоветовать хороший фильм о гражданской войне, я бы посоветовала 'Адъютанта его превосходительства'. А 'Мстители' все дальше уходят в историю. Их заря давно погасла, и никто уже не верит, что они придут на помощь, если снова над миром грянет гром.

24 апреля 2010 | 15:31
  • тип рецензии:

Повесть 'Красные дьяволята' написал Павел Бляхин в 1921 году, когда ехал в поезде месяц вместо трёх дней (этот рекорд военных лет поезда безуспешно пытаются побить по сей день). В основу рассказа легли, по сути, реальные события, ведь автор сам не расставался с оружием, лично видел многие подвиги молодых бойцов 14-18 лет, так называемых 'орлят'. Лишь, по его словам, немного прифантазировал, дабы показать самоотверженность молодого советского поколения.

А молодые советские поколения появлялись регулярно, и лет через сорок после первой экранизации, которая так и называлась 'Красные дьяволята', надо было обновить подвиги юных героев. Первоначально вообще рассматривался вариант: перенести действие на фронта Великой Отечественной - но на пути у таких преобразований встал выбранный на пост режиссёра Эдмонд Кеосаян, придерживавшийся идей автора рассказа, если не до мелочей, то в ключевых моментах. Как повелось, уступив партийным цензорам в нескольких пунктах плана по созданию фильма, Кеосаян выиграл во всём остальном, создав таких 'Неуловимых мстителей', какими они запомнились.

Да, это красное восходящее солнце во весь экран, на фоне которого едет четвёрка всадников, это бандиты, получившие нарицательное имя 'бурнаши' в честь атамана, которые поплатятся за своё суеверие, за вредные привычки, за всё плохое, что они творят. Это сплочённый отряд, где есть место романтике, но нет предателей, это полюбившийся зрителям куплетист Буба Касторский и Сидор Лютый, чьё появление в зале сопровождалось свистом. Это кабак, где пьют и стреляют, это трюки, вреде прыжков на перила и на столы, это и сложные постановочные сцены, вроде кульминационного проезда поезда через горящий мост. Наконец, это бессмертные слова и фразы: 'А казачок-то засланный', 'Ку-ку, Гриня', 'Щусёнок', 'Глядь! Над крестами гроб с покойничком летает...'

Про актёров разговор особый, потому что поиски шли долго и упорно. Так, Яшка-цыган (Василий Васильев) с товарищем тайно пролез на студию, стянул кучерявый парик из какой-то гримёрки - и попал в образ. Валю Курдюкову на роль Ксанки отобрали по той причине, что она знала дзюдо, и её легко было спутать с мальчишками (что от образа и требовалось). Виктор Косых и Михаил Метёлкин вместе сыграли в лентах 'Мимо окон идут поезда' , 'Звонят, откройте дверь'. Первый, правда, успел сыграть роль в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поэтому безоговорочно получил роль лидера 'мстителей'. А его друг отличился тем, что подрос на 7 сантиметров ради роли и получил очки Валерки Мещерякова (пусть и без стёкол).

Запомнился так же и Савелий Крамаров, главным образом, своими испуганными криками 'Нечистая!!!', и Борис Сичкин, спевший 'Я одессит, я из Одессы — здрасьте...' Актёры вернулись через два года вместе с 'Неуловимыми', однако, это уже иная история, впрочем, задел для неё приготовлен ещё в финале этого фильма, в кабинете Будённого, когда четвёрку героев принимают в Красную армию. Конечно, сейчас всё красное стараются сделать негативным, но это явление обходит стороной 'Неуловимых мстителей'. Потому что они всегда на коне, и всегда найдутся те, кто во дворе будут играть в этих ребят, с момента рождения которых прошло солидное количество лет.

10 из 10 [И тишина...]

22 сентября 2009 | 23:15
  • тип рецензии:

Удивительный фильм! Искренне восхищался, когда смотрел в глубокои советском детстве (раз этак 20 точно), но и сейчас кино смотрится удивительно свежо. Настоящий вестерн, красивый, динамичный, с фактурными, харизматичными персонажами (один Сидор Лютый в кожаных штанах дорогого стоит!).

Поразительно, что примерно в это же время Серджо Леоне снимал свои великие вестерны, но 'мстители', ей-Богу, ничем не хуже. Разговаривают в фильме крайне мало, но всё по делу и всё в точку ('а казачок-то засланный', 'мёртвые с косами' и тд).

Отличная музыка, потрясающие до сих пор сцены перестрелок и погонь. Считаю. один из лучших фильмов за всю историю советского кино.

10 из 10

21 января 2009 | 00:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: