К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм старше меня, но, к счастью, в первый раз я увидела его совсем недавно: не в детстве и не в легкомысленной юности, а в более зрелом возрасте. Возможно, поэтому он и произвел на меня такое впечатление. Это не какая-нибудь тупая развлекуха, не безмозглые стрелялки-убивалки...

Ведь большинство современных фильмов-однодневок смотришь, скрипя зубами: играют отвратно, но терпишь, чтобы банально узнать 'чем все закончится'. Хотя в последнее время я уже и не терплю, просто выключаю - жаль своего времени.

Но и большинство старых фильмов сегодня кажутся чересчур простыми и наивными, а потому тоже неинтересными.

Фильм 'Женитьба Бальзаминова' к этой категории не относится. Он снят настолько хорошо, что при его просмотре даже не слишком интересен сюжет (не важно, чем закончится), просто наслаждаешься тем, что творится на экране, и жалеешь, что фильм такой короткий!

Одно слово - классика!

Преклоняюсь перед его создателями, все были на высоте: и драматург, и сценарист, и режиссер, и оператор, и композитор, и все актеры! Редкий успех! Фильм занял достойное место в моей домашней коллекции.

10 из 10

25 мая 2008 | 16:32
  • тип рецензии:

Другого слова, чтобы охарактеризовать увиденное, и не подберёшь. Чудовищная ляпота! Именно «ля», ибо не вылеплено, а наляпано. Красок не жалели – сомневаться не приходится. Не лица, а маски какие-то – у иной матрёшки симпатичнее будет.

Эмоции – это вообще нечто. Вместо смеха – сплошное «гуси, гуси, га-га-га!» с явным акцентом на последнее, вместо слез – звериный рёв с завыванием и т.д. Вот уж не думал, не гадал, что так сложится. Вроде бы и отзывы неплохие о картине, а только упаси меня бог ее еще раз посмотреть. Не то, что безвкусица – нелепая пародия в лучшем случае.

А, главное, чертовски интересно было бы узнать, в чем «мораль сей басни» заключалась. Неужели «кто ищет, тот всегда найдет»? Тогда получается, что это руководство к действию – актуальная штука в нынешние времена. Вот только как-то безнравственно, нет? А если это что-то другое, то что? Непонятно. Ей богу, непонятно. С одной стороны осознаешь, что должна быть какая-то ирония и всё такое – Островский всё же. А, с другой, где она тут, покажите мне ее? В чем выражается насмешка? Что дурёхи одни «раскрашенные вручную» кругом? Так что с того? Главный герой тоже излишком интеллекта не страдает. Факт-то в другом: хотел парень в жизни устроиться и устроился! Молодец, выходит? «Терпение и труд всё перетрут»? Ну, не знаю, по-моему, как-то примитивно.

Бывает же такое: прославленное советское кино, а смотришь и… Ну ничегошеньки же нет в нем! Шутки сплошь несмешные, комические сцены доведены до абсурда, прославленные актеры не столько играют, сколько, складывается, впечатление, кривляются. И всё это в таком количестве, что голова кругом идет. Балаган какой-то чудовищный: ярко, пёстро, громко и ни о чём.

Я даже не могу сказать, что разочарован. Я просто в недоумении нахожусь. Давно такого не было. Не просто «в молоко», а куда-то в противоположную сторону выстрел – вот что представляет собой эта картина на мой взгляд.

3 из 10

30 ноября 2010 | 10:27
  • тип рецензии:

Отличная экранизация замечательной пьесы Островского. Замечательный актерский состав. Самый лучший фильм Г. Вицина.

19 апреля 2006 | 10:29
  • тип рецензии:

Один из любимейших фильмов не только моих, но и большинства жителей бывшего СССР. Ненавязчивый, в общем-то добрый, немного глупый и фривольный, с тонким милым юмором, и как любое сатирическое творение - сильно утрированный, фильм 'Женитьба Бальзаминова' не надоедает уже больше полувека. Здесь собрана плеяда советских выдающихся артистов, что делает даже небольшой эпизод неповторимым.

А жил-был такой Миша Бальзаминов. Мелкий чиновник, дурачок, который мечтает найти невесту, да не обыкновенную, а богатую. 'Грибы искать - и то счастье надо, а уж богатых невест и подавно!' - говорит маменька, с который он живёт. Маменька - женщина тоже не далёкого ума, и также мечтает выдать сына за богатую невесту, а ещё очень верит в сны. С ними живёт не то кухарка, не то просто близкая подруга Павлы Петровны - Мартёна, колет дрова, варит супы, гладит, убирает ну и песни поёт между делом. Так бы всё и продолжалось, если бы к ним однажды не заехала сваха. И начались мишины приключения, которые только укореняют его в убеждении в том, что он непроходимый дурак. То грубый купчина выгонет их с матерью со словами 'Приходите ещё! Нам без дураков скучно!', то прохиндей Лукьян Лукьянович заставит на свой страх и риск переодеться башмачником, а сам на всю улицу орёт 'Вот дурень-то! Экий олух, воображает, будто в него влюбятся!'. Бальзаминову даже завидуешь - ни на кого не обращает внимания, постоянно мечтает 'Вот если б я был генерал...царь...', и твёрдо верит, что обязательно женится на богатой невесте, что в конце концов и происходит. Находит ли Миша своё счастье? Думаю, ему всё равно, пусть его богатая вдова будет пилить, колошматить, зато он теперь богат! 'Ну и пусть говорят, что я дурак! Я дурак! Дурак!' Для меня конечно это никакое не счастье, я бы предпочёл такую же бедную, но родную и любимую жену.

Фильм по сюжету трудно назвать шедевром, однако таковым его делают великие актёры. Георгий Вицин, ему самому на момент съёмок было 47, гениально сыграл 20-летнего паренька, этого Иванушку-дурачка, которому как в русских сказках повезло. Людмила Шагалова, будучи на момент съёмок младше Георгия Вицина, сыграла его мать-старуху. Великая Людмила Гурченко придала особый колорит подружке невесты Капочки (Жанна Прохоренко). Анфиска и Раиска - что в 'Девчатах', что здесь, гениальны в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой. Екатерина Савинова уже на момент съёмок знала о своей болезни, и её Матрёна получилась с надломом, страдалицей, у которой все чувства на разрыв, даже если хохочет, то неистово.

Отдельным артистом, который не указан в титрах, на мой взгляд, является и город, в котором проходили съёмки - Суздаль. Я побывал в этом чудном городе, и на пригорке, на котором снимали сцену чаепития, и возле дома, в котором 'жили' Бальзаминовы, и во дворике, который так и называется 'Бальзаминов дворик', там теперь ресторанчики. Сам город наполнен атмосферой России XIX века, такое ощущение, что вот-вот выедет Акулина Гавриловна на карете, а из будки покажется толстый обаятельный будочник в исполнении Георгия Шпигеля. И побывав в этом городе, хочется также сказать - браво, Суздаль!!!

Очень жаль, многих артистов из этой плеяды уже нет в живых. Светлая им память и низких поклон за их безграничный талант!!!

10 из 10

21 января 2016 | 01:45
  • тип рецензии:

Почему 'За двумя зайцами' взрывает и в наши дни, а 'Женитьба Бальзаминова' в сравнении выглядит картиной куда более тяжеловесной? Вроде и слов дурных сказать нельзя, но и пересматривать не хочется, а час двадцать экранного времени тянется неимоверно долго?

Секретов тут особых нет. Формула проста. Несмотря на множество локаций лента в большей мере походит на спектакль, нежели на игровой фильм. Актеры отрабатывают особое театральное, сценическое пространство. Их диалоги отрывисты, резки и намеренно наигранны. Сценки не образуют единого повествования, а камера будто не замечает многих значимых деталей. Суздаль тут не более, чем фон. Лишь в некоторых эпизодах этот живописный город стал действительно украшением ленты. Самое же важное тут в повествовании. Оно привязано к тексту, развивается неторопливо. Многие моменты сыграны слишком претенциозно. Оттого и многие великие фразы не получают должного сатирического измерения. Если 'А я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею' вытягивается на харизме Вицина, то гениальное 'А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся' смазывается. Увы... Смазывается и великий ответ о том, с какого периода герой полюбил одну даму: '...В четверг, после обеда. На прошлой неделе'. Впрочем... что там талант рассказчика.

Несколько эпизодов с участием Нонны Мордюковой и Ролана Быкова изменяют ход времени. Бравый усатый офицер рассуждает о том, могут ли мужчину высечь настолько задорно, что оживает интрига. Это и есть талант помноженный на харизму. Это касается и игры Нонны Мордюковой. Уже одного плана на ее скучающую властную героиню достаточно, чтобы увлечься лентой. 'Он мне нравится!.. Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне!'. Одна фраза. Несколько планов, а как много выражено.

Наверное пожилой и загримированный Вицин подходил лишь внешне идеально для этой картины. Внутренне, как я полагаю, он был далек от Бальзаминова. Не горели глаза. Он был обособлен от своего персонажа.

В этих моментах и проходит просмотр картины. На мой вкус она не слишком удалась. Лихой плутовской назидательный флер уступил место надрывному академизму. Тут вроде все правильно сделано, но разве увлекательно? Разве проведен мостик между современностью и художественным фильмом? А ведь брак по расчету - тема вечная и развернуть ее можно было во многих измерениях.

В итоге получилась занимательная вещь в себе, достойная экранизация, но не более. В полной мере потенциал истории Островского так и не выплеснулся.

5 из 10

23 марта 2024 | 09:37
  • тип рецензии:

'Женитьбу Бальзаминова' стоит смотреть хотя бы ради актеров, которые играют в фильме. Вицин, Мордюкова, Шагалова, Смирнова, Гурченко - самые перлы нашей актерской гильдии. Уровень их мастерства отражается в каждом жесте, в каждой фразе. Акцент картины был сделан на сатире, причем был весьма грамотно дополнен визуальными элементами - обстановкой в домах, на улице, поведение людей и т.д. Островский остался бы доволен столь качественной экранизацией его произведения.

Герой Вицина отчаянно пытается попасть из грязи в князи. Его задача - сталь важным человеком в обществе. Для такого дела нужно либо много работать, либо украсть приличную сумму денег, либо удачно жениться. Работать лентяюшка не любит, на воровство духа не хватит, а вот насчет жениться - это будьте любезны. Скольких невест ему пришлось обхаживать, к каждой находить подход, а самому быть мечтами на светских ужинах и приемах, являться властьимущим и принимать важные государственные решения.

Не зря 'Женитьба Бальзаминова' режиссера Константина Воинова находится в списке лучших советских комедий. Фразы из фильма стали крылатыми, героев до сих пор цитируют, да и пересмотреть его всей семьей - одно удовольствие. Классика отечественного кинематографа.

14 ноября 2014 | 09:39
  • тип рецензии:

Как и одна из громкоголосых героинь 'Женитьбы Бальзаминова', 'я не сержусь - я добрая', но поворчать могу. Дело в том, что экранизация пьесы А. Н. Островского, столь любимая советскими гражданами, немного... протухла, что ли. Ее невозможно смотреть, не морщась от излишне громких голосов и кричаще-ярких костюмов - и дело тут не в качестве экрана и колонок. Сатира, безусловно, должна быть заметной, вызывающей бурю негодования, но эти эмоции должны быть направлены на суть явления, выставленного на всеобщее обозрение, а не на его форму. А здесь у формы громовой голос, пресекающий все робкие попытки идеи выбраться на первый план. Вот и получается из остросоциального произведения сказка для мальчиков о том, как можно хорошо жить, а потом - р-р-раз!- и жениться на богатенькой вдовушке. Заманчиво, не правда ли? Только безнравственно самую малость.

Жаль, что великий драматург не может высказать свое мнение об этой интерпретации своего произведения. Было бы очень интересно послушать.

А пока,

5 из 10

10 августа 2011 | 22:23
  • тип рецензии:

Один из тех фильмов, что неизменно поднимают настроение. Блистательная игра актеров, острый и бойкий текст, роскошные костюмы, сильная массовка и ни одной проходной роли, а второстепенные персонажи местами даже обыгрывают главных. Блеск!

- А вы давно в меня влюблены?
- С четверга, после обеда. На прошлой неделе.
- Так это недавно.
- Могу больше.


Как говорится, мечтать не вредно - вредно не мечтать. Вот и великовозрастный, но на беду совершенно бедный, мелкий чиновник Миша Бальзаминов мечтает о женитьбе и обязательно чтоб на богатой. Сейчас это называется 'брак по расчету', но и тогда подобных историй хватало. Островский великолепен - какая едкая и яркая сатира - образы и положения, в которые попадает нерадивый герой, запоминаются получше таблицы умножения, а предложения расходятся на крылатые фразы.

- Мишенька, за умом не гонись. Были б деньги, с деньгами мы и без ума проживем!
- А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся, тут уж лица не разглядеть.


Вульгарная и, на первый взгляд, какая-то даже балаганная атмосфера этой картины только подчеркивает абсурдность действия. Рыбак, который идет ловить особую рыбку, должен быть готов к ее особенностям, а Миша Бальзаминов - этот тот же фонвизиновский 'недоросль', привязанный к матушке и лишь мечтающий о чем-то несбыточном, а не предпринимающий шаги, направленные на приближение мечты.

- Заходите еще, нам без дураков скучно.

Прекрасная комедия. Прекрасное кино!

8 из 10

24 января 2013 | 17:18
  • тип рецензии:

Жениться - беда, не жениться - беда, а третья беда - не отдадут за меня.

Русская пословица


Тема неравного брака занимает важное место в творческом наследии Александра Николаевича Островского. Пять пьес с единым подзаголовком 'Картины московской жизни', написанных в период с 1857 по 1861 год освещают её с разных аспектов. Их герои стремятся вступить в брак по расчёту, желая поправить своё неблестящее материальное положение. В трёх из пяти пьес: 'Праздничный сон до обеда', 'Свои собаки грызутся, чужая не приставай', За чем пойдёшь, то и найдёшь' - единый главный герой Михайло Дмитрич Бальзаминов. Эта трилогия легла в основу фильма, снятого режиссёром Константином Воиновым по собственному сценарию.

Необходимость втиснуться в стандартный для комедии хронометраж, привела к неизбежной резке классического текста. Кроме того, очевидно с целью придания картине динамизма, была изменена оригинальная стилистика. Островский написал эти пьесы, как комедии нравов или, если угодно, социальную сатиру на актуальное для того (и не только того) времени явление. Он изобразил характерные ситуации с реальными людьми - этакий временной срез. Природа его юмора тонка и близка к драме - человеческой трагедии, раскрываемой через психологию персонажей. они сами не осознают насколько смешны со стороны их притязания. У Константина Воинова всё несколько иначе. Он снял свой фильм, как комедию-фарс, почти балаганчик в подчёркнуто ярких красках. Герои откровенно эксцентричны, порою до гротеска. Сама манера их речи призвана вызывать смех, но у Островского этого вовсе не было. При чтении пьес речь персонажей видится вполне органичной для того времени и они вовсе не ёрничают. Дабы окончательно развеять сомнения, можно провести сравнение картины с телеверсией одноимённого классического трёхактного спектакля, поставленного в 1986 году в Малом театре режиссёром Владимиром Константиновичем Седовым. Ощущения весьма близкие к оригинальному тексту плюс безупречная актёрская игра без малейшего уклона в самодеятельность и с очень бережным, трепетным обращением к русской речи. Она вовсе не вызывает смех, кроме тех мест, где это задумано автором. К сожалению, в кино такого чуткого отношения к языку нет.

Сравнивая актёрские работы, насколько это возможно, учитывая совершенно другой уровень артистов Малого театра, необходимо сразу же признать, что претензий к служителям мельпомены нет. Они полностью справились с задачей, поставленной перед ними режиссёром. При чём есть целый ряд небольших, но очень ярких образов, созданных Роланом Быковым, Николаем Крючковым, Людмилой Гурченко. Хороша в роли свахи Лидия Смирнова. О главном герое отдельно. В трактовке Георгия Вицина это откровенный дурачок, вызывающий не столько смех, сколько жалость. Такая версия вполне имеет право на жизнь, но в упомянутом спектакле Мишенька Бальзаминов не столько дурак, сколько человек инфантильный, мечтательный, несмотря на свои 25 лет. Таковы плоды безотцовского воспитания. Он ни в коей мере не ощущает себя глупцом, в отличиие от киноверсии, лишь люди считают его таковым, видя его поступки. Театральный Бальзаминов - чиновник первого (низшего) класса жалости не вызывает. Как бы то ни было, но оба приходят к одному финалу. Сбылась мечта идиота. Вот только станет ли от этого будущая жизнь счастливой и беззаботной?

Финал картины оставлен открытым. Зритель имеет возможность немного пофантазировать о дальнейшей судьбе героя. Сам Островский предложил возможные варианты развития событий в двух других пьесах из 'Картин московской жизни': 'Не сошлись характерами' и 'Старый друг лучше новых двух'. Воздержавшись от пересказа, саму суть можно выразить словами Фрэнка Хаббарда 'Брак ради денег - самый тяжёлый способ разбогатеть'. Стоит добавить, не только самый тяжёлый, но и весьма призрачный.

Безусловно, мастер советского кино Константин Воинов имел полное право на собственное прочтение пьес одного из отцов русского театра. Более того, многим такая трактовка 'Женитьбы Бальзаминова' пришлась по душе, а уж на фоне того непотребства, что творят с классикой нынешние театры, можно вообще считать фильм безупречным. Но всё это ни в коей мере не способно повлиять на частное мнение об увиденном, вызвавшем лёгкое недоумение и неприятие. Остаётся лишь пожелание современным режиссёрам, которое обычно адресуется врачам, - не навреди. Тюнингованная классика не станет раритетом.

5 из 10

26 февраля 2014 | 11:09
  • тип рецензии:

Это настолько увлекательная и смешная комедия, которая не теряет актуальности и привлекательности даже сегодня. Скорее всего, не потеряет она своего шарма никогда. Даже через века найдутся люди, которые будут ценить классику. Для них она станет совсем древней. Но игра актёров войдёт в учебники.

Георгий Вицин. Это, бесспорно его бенефис. Так никто другой не смог бы изобразить образ народного мечтателя. Женитьба стало стрелой, пронзающий как сам фильм, так и Мишу Бальзаминова в частности. Если это и не лучший фильм с участием знаменитого Труса, то уж точно джокерная роль.

Сколько иронии таит в себе эта экранизация пьесы Николая Островского. Когда-то еще, будучи маленьким мальчиком, я разобрал этот фильм на крылатые фразы: «- Тоска, Анфиска! – Тоска, Лариска!», «Не надо огня!», «От чувств-с… вс…» и другие.

События на экране – это события XIX в. Не раз мы слышим разговор про Наполеона. Дескать, чего нового, Наполеон не собирается снова нападать на Москву? Костюмы отражают дух начала эпохи просвещения. Это было то время, когда до полицейских и милиционеров были полицмейстеры и так далее и тому подобное. Занимательно наблюдать и интерьер в хатёнке Бальзаминова. А также как именно перенесут на экран виды двухсотлетней давности.

Женитьба женитьбой, но тут ещё надо жениться удачно! На какой-нибудь зажиточной дворянке. А в условиях цейтнота это куда проблематичнее. К тому же, ну что такого в рыжем женихе? Щупленький, маленький, стеснительный. Стеснительный, но не робкий!

Этот фильм не пересказать. Его нужно посмотреть, чтоб понять. Все эти: «маменька, сон-то в руку был», вкупе со смешной придурковатой (в наилучшем смысле) музыкой сделают своё дело и, безусловно, заставят улыбнуться, а кое-где даже хохотать в голос!

10 из 10

04 ноября 2013 | 19:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: