К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда я слышала название 'Завтра была война ', то мне представлялась книга и фильм, похожий на остальные, про войну со всеми её подробностями. Я не очень сильно задумывалась над названием. Только прочитав книгу своего однофамильца Бориса Васильева, я поняла, насколько это небольшое по сути произведение отличается от других, но как в нем много смысла. Книгу теперь я сильно люблю, и фильм тоже.

О фильме. Замечательно подобран актерский состав. Все школьники были сыграны очень искренне; особенно порадовали Искра в исполнении Ирины Черниченко, и Зиночка в исполнении Натальи Негоды. Валендру я представляла себе немного другой, но игра Веры Алентовой мне понравилась, она хорошо передала образ 'бездушной ' учительницы и классного руководителя. Директор школы в исполнении Сергея Никоненко получился выразительным и прямо противоположным Валендре. Отдельно хочется сказать о Нине Руслановой, сыгравшей роль матери Искры, товарища Поляковой. Думаю, этот образ стал одним из наиболее удачных в фильме; именно такой я себе представляла мать Искры, женщину-комиссара, партийную до мозга костей.

1940 год. Провинциальный город, где все друг друга знают; старые здания, обычные люди, обычные школы и обычные школьники. Они ещё не знают, как изменится их жизнь в скором будущем, и пока просто живут. И уже сейчас жизнь подкидывает им сложные испытания, делая их взрослыми намного раньше, чем они окончат школу. У них такие же заботы, как и у других ребят, но как сильно они различаются между собой! 'Кокотка ' Зиночка и 'истая ' комсомолка Искра, верный Жора Ландыс и недолговерный Саша Стамескин. Всех их объединяла молодость, вера в светлое советское будущее и любовь к друг другу и к жизни вообще. А вокруг них взрослая жизнь, жесткая политическая система, контроль над обществом. 'Под каток ' попадает отец подруги и одноклассницы Вики Люберецкой, знаменитый авиаконструктор. И жизнь целой семьи полетела под откос... Правило 'Отрекись от семьи или погибни ' подействовало в полную силу. Вика не отреклась от отца, но не захотела жить с позором, она не верила в его виновность. А друзья её не оставили. Они не могли оставить друга в трудную минуту.

10 из 10

26 апреля 2008 | 14:11
  • тип рецензии:

Если год был плохой, то обычно говорят – следующий будет лучше. Так и герои данного фильма так считают. Они, ученики 9-го класса средней школы, пережили за этот год многое: первую любовь, предательство, ложь, дружбу, смерть близких. Нам из века XXI трудно понять поступки, которыми руководствовались школьники и взрослые тридцатых годов. Верой ли в идеалы справедливости, партию, светлое будущее руководствовались герои фильма мне неведомо, но то, что они старались быть и были искренними, честными в своих поступках, порой не благовидных (из сегодняшнего времени), это точно.

Могла ли Валендра (Вера Алентова) не проводить собрание с осуждением отца «врага народа» его дочерью? Наверное, да, если проявила бы принципиальность и дождалась решения суда, о чем ей сказал представитель комитета комсомола на собрании, но как говорится времена были суровые и по принципу «раз посадили, значит виноват» жили многие. Но так ли она виновата – когда из каждого репродуктора, с каждого плаката только и неслось «Враг не дремлет!».

Первая любовь показана на примерах Искры и Вики. Как они не похожи! Комсомольский лидер-олицетворение времени и утонченная юная женщина, одна дружит (буду последовательным во временных обозначениях) с парнем с завода, который начинает приспосабливается ко временам и нравам, в другую влюблен одноклассник, и именно на ее долю выпадает «жребий судьбы» осудить своего отца. И концовка их «дружб» соответствует характерам, признающая черное и белое Искра «посылает» незадачливого ухажера, а Викин одноклассник получает поцелуй. Такая вот незамысловатая любовная линия на фоне грозовых годов.

Конфликт поколений, конфликт мировоззрений и кризис веры в идеалы проносятся перед глазами вихрем, мы поражаемся чуткости и любви к детям директора школы, четкой партийной дисциплине матери Искры (даже имени ее не звучит: «товарищ Полякова» - четко как удар штыка), юношескому максимализму учеников 9 «Б», их дружбе и взаимной поддержке, вере в лучшее.

Русланова («товарищ Полякова») и Никоненко (директор школы) просто и доступно несут отпечаток времени, нет фальши в их словах и поступках. Алентова (не самая любимая мной актриса) не вызывает никаких нареканий в роли «сухой» учительницы. Молодые актрисы Тархова (Вика), Чериченко (Искра), Негода (Зина) (и до «маленькой Веры» остается еще год) оставляют самое приятное впечатление. Актерский ансамбль подобран очень хорошо создается полное погружение во время не только декорациями, диалогами, но и визуальным рядом лиц героев.

Пережившие потрясения герой живут надеждой следующего года, что тяжелый високосный (1940) год закончится и следующий (1941) будет счастливый, все будет хорошо у героев – раны затянутся, герои по предсказанию «Пифии» (Искры) будут жить долго и счастливо и сделают очень много для своей страны, и завтра будет лучше, чем вчера. А завтра была война…

Изумительный по своей силе фильм, который набирает обороты к концу и в самом конце сжимающий сердце и захватывающий дух.

10 из 10

05 августа 2009 | 00:46
  • тип рецензии:

Отличная экранизация великолепной и, в то же время, по-настоящему страшной повести.

Нужное кино, мастерски сделанное, сохранившее в себе достоинства оригинала, позволившее увидеть то, что раньше можно было только представить. И музыка. Раньше у меня этот фильм ассоциировался со звучащей в самом конце песней «Вставай, страна огромная», а теперь я открыл для себя еще и Вивальди – потрясающе, что и говорить – само по себе достаточно известное произведение, но какое принципиально новое звучание в контексте описываемых событий! Просто здорово.

Отличный актерский состав. Как же я мог забыть про эту роль С. Никоненко, когда совсем недавно, после очередного разочарования, пытался вспомнить его стоящие работы. А В. Алентова! Это же просто фантастика! Настоящее чудовище! Браво! Или, скажем, Н. Русланова – словно продолжает играть столь рано оборвавшуюся роль Марьи из «Тени исчезают в полдень». В. Заманский – сравнить его глаза, его взгляд до и после ареста – это ли не мастерство?! Ну и, конечно, молодежь. Первоклассный подбор актеров, проработка образов – все на самом высоком уровне.

И, все же, главное, самое ценное в этом фильме – это отображение эпохи, в которую пришлось жить его героям. Меня эта тема всегда особенно интересовала, поэтому с посвященных ей фильмов – особый спрос. Но зато, в случае успеха, и отношение – соответствующее. В данном случае я считаю, что поставленная задача была выполнена блестяще, и фильм по праву можно назвать одним из лучших произведений о том времени.

10 из 10

20 июля 2009 | 16:59
  • тип рецензии:

Некоторые называют гениальными те фильмы, которые им очень понравились, хотя они могут таковыми и не быть. На мой взгляд существуют действительно гениальные фильмы, и 'завтра была война' один из них!

Для начала хочу отметить, что при съемках фильма использовалась как цветная так и черно-белая пленка (обратите внимание где какая!), а также в картине замечательно гармонирует как классическая музыка, так и музыка 30-х годов.

В кино очень правдоподобно и реалистично показана довоенная жизнь, сталинская эпоха - со всеми ее особенностями и характерами, которые с высоты времен выглядят крайне необычными и яркими. Молодежь - которая читает стихи, ведет разговоры о том, что такое счастье, истина, молодежь которая не изменяет человеческим принципам в сложных ситуациях.

Классическая сцена ареста, когда ночью приезжают люди в форме, в фильме показана великолепно и сопровождается музыкой Вивальди.

В фильме отчетлива разница между Либерецким и товарищем Поляковой! Как он спокойно говорит, рассуждает («Истина должна проверяться на прочность и целесообразность») и как мать Искры выражается – рубленными, заученными фразами («...мы советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас наша партия..»). В фильме безупречно раскрыты как бы два мира – партийный и беспартийный и в каждом есть вызывающие симпатию и антипатию герои.

Важно, что фильм не является антисталинским или пропагандистским, он просто отражает сущность человеческих взаимоотношений и политических событий тех далеких лет (это видимо связано с тем, что фильм снят по книге). Жизнь она не может быть только тяжелой и плохой или безоблачной, возможно поэтому режиссер использует разные пленки (а то в наши дни пытаются очернить 30-годы, исключительно как годы страшных репрессий).

Либерецкий утверждает: «…мне по душе искусство где вопросительные знаки предпочтительнее восклицательных. Восклицательный знак – это указывающий перст, а вопросительный вытягивает ответ из вашей головы..» Так вот данный фильм это искусство с вопросительным знаком!

Качественный фильм, который хочется пересмотреть еще раз.

Уверенная 10 из 10

15 января 2010 | 21:14
  • тип рецензии:

Замечательный! Произвёл громадное впечатление, когда он только что вышел, и спустя столько лет – также производит огромное впечатление. Наверное, здесь сильна литературная основа. К сожалению, книгу Бориса Васильева пока не довелось прочитать. Но фильм сам по себе прекрасен.

Превосходное музыкальное сопровождение. В сюжетную линию фильма, как будто точно по заданной мерке, вплелись чудесные стихотворные строки Сергей Есенина. Совершенство кастинга: каждый актёр невероятно органичен в своей роли! Невозможно выделить кого-то одного, но почему-то в этот просмотр особенно понравилась игра Нины Руслановой – шикарно! Идеальный монтаж: каждый кадр, последовательность сцен. Использование чередования чёрно-белых и цветных сцен – идея, может, не самая новая и оригинальная, но здесь воплощена замечательно! Всё складывается воедино и оказывает огромное художественное воздействие. Если не такими красивыми словами сказать: я просто рыдала. Где-то со второй трети фильма плакала почти всё время.

Простой фильм, рассказывающий о нелёгкой жизни простых людей. Им выпало жить в очень сложных условиях, авторам фильма удалось передать невероятную чистоту, наивность, торжество веры, царившие в то время.

Фильм простой, но это именно та простота, которая дорогого стоит. Это тот минимализм, который даст фору любым наворотам и изыскам.

10 из 10

25 октября 2010 | 02:22
  • тип рецензии:

По произведениям выдающегося советского писателя Бориса Васильева снято немало хороших фильмов. Среди них как малоизвестные «Вы чье, старичье?», «Не стреляйте белых лебедей», «Подсудимый», так и общепризнанные и многими любимые «хиты»: «А зори здесь тихие», «Офицеры» и «Завтра была война». Если первые два «хита», снятые в семидесятые, - классические советские фильмы, то картина Юрия Кары, вышедшая уже в преддверии распада СССР, несколько отклоняется от них в сторону более авторского кино.

Тем не менее, все три фильма полюбились русскому зрителю, ибо и действительно хороши. Но если в первых двух случаях к чему-то придраться можно, только слишком сильно захотев, то во время просмотра «Завтра была война» нельзя не обратить внимание на не совсем удачный кастинг актеров. И дело не в актерских способностях. Герои фильма кажутся значительно старше тех ребят, которых представляешь при чтении книги. И этот диссонанс, постоянное ощущение того, что ребята в фильме все немного акселераты, может помешать восприятию картины. А если нет, то искренне можно порадоваться, что так. В любом случае, сам факт экранизации книги Б. Васильева «А завтра была война» не может оставить равнодушным. Это радует, за это можно поблагодарить. Такие истории нужны в кино, такие книги должны популяризироваться. В фильме немного не хватает книги, ведь экранизация все-таки, а как любая экранизация – она лишь частное прочтение, своя интерпретация, вариант видения. Но…

Незабываемая история о старшеклассниках, живущих в предгрозовое время, где товарищ Сталин и партия являются определяющим фактором социальной, но никак не личной жизни молодых людей. Прекрасная пора, цвет жизни, бурлящая в жилах кровь и познание целой бездны новых чувств – никакой идеологией, никаким культом нельзя вогнать молодость в тесные рамки норм. Их любовь, их страхи, волнения, порой непростые отношения друг с другом, родителями и учителями, но все-таки дружба, но все-таки уважение и все-таки снова любовь. Период репрессий и несвободы не мог не коснуться этих детей, но их души… Их человечность, их максимализм, юношеская смелость и великая жажда дышать полной грудью, стремление к свободе, непременно должны взять верх над выдуманными нормами, над строгими правилами, над ревностными блюстителями интересов партии. Трагическая судьба молодой девушки, живущей по принципу «не отрекаются любя». И она не отречется. Чего бы кто бы от неё не требовал. Непростые истории жизни её друзей, каждого из которых надо бы назвать по имени… Хорошие, верные друзья. Они поймут, они разберутся, они помогут. И у них всё должно бы было быть хорошо! Но – завтра… Они проявят себя завтра. Выбора не будет. Молодость кончится слишком скоро. И когда спустя несколько лет их любимый учитель будет зачитывать список класса – их имена – и рассказывать об этом «завтра», ставшим одновременно вчерашним и вечным… Но это – каждый сам.

15 мая 2012 | 00:54
  • тип рецензии:

Нет, не из книжек наших скудных,
Подобья нищенской сумы,
Узнаете о том, как трудно,
Как невозможно жили мы.

(Ольга Берггольц)

Очень честный и жесткий фильм. После просмотра осталось ощущение гильотины, которая опускается все ниже, и нет возможности ее остановить.

Это обыкновенная история, которая в сталинскую эпоху случалась в каждой второй семье… но за счет этого она и страшна. Страшит не абстрактная статистика «Архипелага ГУЛАГа», а судьбы конкретных людей. Таких разных по социальному статусу и мировоззрению, но одинаково заслуживающих жизни на земле.

Мы не видим, как следователь запугивает и пытает подследственных, как родственники стоят в тюремных очередях, как зэки в лагерях умирают от дистрофии. Но и в «мирной» жизни есть место лжи, страху, предательству… как и чести, смелости, подвигу. Однозначное обеление или очернение здесь неуместно.

Можно понять и оправдать всех условно-отрицательных героев: и осторожного Сашу, и «железную» Полякову, и даже беспощадную Валентину Андроновну, потому что жить хочется всем, и неизвестно, как бы мы поступили на их месте. Но отрадно видеть, как выделяются на их фоне искренние ребята, не побоявшиеся выступить в защиту подруги, рискнув собой.

«Каждый держится за свою больную печенку, так аккуратненько старается дожить… - в сердцах говорит Искра. – А вот подумать о том, чтобы просто жить – никому в голову не приходит. Нет, это не для нас…»

Это действительно не для них. Для них вся жизнь – борьба. Сегодня – с несправедливым руководством, а завтра – с фашистами. Завтра им предстоит сменить школьную форму на солдатскую, перешагнуть тонкую грань между жизнью и смертью. «И вечный бой! Покой нам только снится…»

Очень советую это произведение всем молодым людям, независимо от политических взглядов.

17 января 2011 | 20:36
  • тип рецензии:

Актерские работы

Приятно было увидеть Сергея Никоненко, Юлию Тарахову и Наталью Негоду.

Это даже не игра - это настоящее откровение или неистощимая исповедь. Отличные передачи образов, а также внутренний коллапс мощнейшей проникновенности характерами.

Но все же хотелось отметить две наиболее сильные роли: Вера Алентова и Нина Русланова - две матери и матери они ни в семейном гипотетическом понятии - это две партийные матери.

Роли хоть и отрицательные, но это мне не помешает испечь черничный пирог этим двум талантливым актрисам.

Юрий Кара

Данный режиссер поставил конструкцию бытия умышленной идейности и не умышленной человеческой свободы, а точнее жесткий и хладнокровный фронт между отцами и детьми. Мне впервые в жизни удалось лицезреть и ощутить мощнейшую пропаганду того, как человек ещё до рождения должен быть уже стандартом, который возвели отцы вчерашнего дня - а уж последствия этой пропаганды - это песнь свободы, спеть которую отважиться только тот, кто надломил и сорвал механизм клейма, выжженный на разуме человеческом их отцами.

Цвет съемки, как - разделительная дорожная полоса, где одни едут с аплодисментами со своим клеймом, а другие едут в противоположную сторону. И столкновений в таком потоке просто не избежать.

Обратите внимание на цветовое разделение на черно-белое и цветное. Вы все поймете.

Наше поколение...

Да что тут говорить? Мы почти все сидим сейчас на кожаных диванах, пьем вино счастья и строим из себя 'Достоевских', рассуждая о том, как все вокруг не справедливо и бла бла бла...

Да большинство из нас даже не ведает, что такое субстанция свободы и против чего нужно идти, чтобы по-настоящему глотнуть стакан воды, отобранный у нас ещё до рождения.

Дети того поколения сдвинули мертвый идейный ледник и разворотили кузницу, где надевали ребенку намордник и ставили клеймо.

На сколько им это удалось (?) - достаточно взглянуть на то, что нас окружает сейчас, чтобы получить ответ.

И как ни странно - в наше время тоже протекают фронта, где отцы отстаивают свои позиции, игнорируемые детьми.

И каковы сегодняшние позиции отцов? Каждый ответит на этот вопрос для себя сам.

Рекомендую к обязательному просмотру. Когда завершиться сеанс - вы поймете, что у вас есть все инструменты... - с помощью которых возможно обрести настоящую человеческую свободу (только без всяких 'свобода - это все относительно' и т.д.).

Ведь ещё есть (я в этом уверен) люди, которые держат свою мысль на подобной войне, но на той войне, что была вчера, позавчера и непременно завтра с незначительной или значительной разницей - будет тоже самое.

17 марта 2011 | 21:38
  • тип рецензии:

Эта рецензия была написана мной в 2009 году, еще в школе, после просмотра этого фильма в классе на уроке литературы. Предложена здесь в первоначальном, 'школярском' варианте.

Еще до просмотра фильма Юрия Кары 'Завтра была война' я знала сюжет со слов тех, кто читал одноименную повесть Бориса Васильева. Может, именно поэтому я сумела сдержать слезы, которые подступили к горлу после окончания фильма.

Мне почему-то раньше казалось, что этот фильм должен быть старым, годов так 60х - 70х. Поэтому меня поначалу удивила достаточно резкая критика политического строя довоенного времени. Однако фильм оказался снят в 1987 году, в эпоху 'Перестройки' и гласности, что и объясняет такую смелую для времен СССР трактовку событий.

Сам по себе фильм интересный, в какой-то степени даже уникальный. Он охватывает широкий спектр проблем, таких, как дружба, предательство, взаимоотношения с родителями, чувства и долг, счастье, поиск истины. Все эти испытания выпадают на долю учеников 9 'Б' обычной советской школы в 1940 году. Герои уже не считают себя детьми, они - взрослые, которые поступают так, как считают нужным, думают независимо от общества. И когда их мнение сталкивается с мнением другим, с мнением большого мира, с установленными государством правилами, возникает конфликт, в котором зритель становится на сторону ребят.

Пожалуй, наибольшие испытания достались главной героине фильма - Искре Поляковой. Она, примерная комсомолка, дочь партработника, активистка, для которой счастье - быть полезной Родине, неожиданно для себя самой понимает, что все, чему учила ее мать, все истины, которые она знала с детства ('Истина - это то, что делает партия') - все это блекнет, как блекнет общечеловеческое счастье, утопия перед простым, личным счастьем. Проникнувшись однажды стихами Есенина (запрещенного в то время поэта) и идеями Люберецкого, отца ее подруги, Искра пересматривает свой взгляд на мир, она начинает задумываться о вечных вопросах и проблемах. Это приводит к ее конфликтам с матерью, примерным партработником, в которой почти не осталось не только женских, но и человеческих черт, поскольку она всецело посвящает себя своему делу, партии. Но, несмотря на все их ссоры и разногласия, их примиряет война и смерть.

Война занимает в фильме особое место. Все события происходят за год до начала Великой Отечественной войны, и зрителю дается только краткая справка о судьбе героев в следующие пять лет. Сами герои возлагали на 1941 год большие надежды - 'Следующий год будет счастливым, вот увидите!..' Эти еще сидящие на школьной скамье дети, какими мы их видим в начале фильма, уже являются сильными духом людьми, которые совершат подвиги ради своих товарищей и своей страны.

Не может не остаться без внимания и оригинальная постановка фильма: кадры-сепии сменяются цветными. Причем цветные появляются только тогда, когда нет сковывающей, сдерживающей социалистической условности, когда герои совершают поступки, которые были под запретом для них, когда все искренны в своих чувствах (в гостях у директора, поездка за город, похороны). Нельзя не отметить и музыкальное оформление фильма. Музыка служит не только для создания атмосферы времен СССР 40х годов ('Утомленное солнце', фокстрот), она также передает эмоции и чувства героев (когда герои узнают об аресте Люберецкого, звучит концерт Вивальди 'Зима').

Еще одна режиссерская находка - фотографии ребят в начале и в конце фильма. Как будто это все, что осталось от учеников 9 'Б', это единственная память о тех, кто пал в Великой Отечественной войне.

'Завтра была война' - парадоксальная на первый взгляд фраза, как может быть одновременно 'завтра' и 'была' - спросят многие. Этот парадокс объясняется тем, что для героев 'завтра' - светлое будущее, полное надежд, а 'была' - взгляд на события автора, того, кто смотрит на фотографии, взгляд, полный грусти и сожаления о том, что '...была война'.

После просмотра фильма Юрия Кары 'Завтра была война' остается тяжелый осадок на душе. Многие зрители не могут сдержать слез после просмотра (почти все девочки в классе рыдали - прим. авт.), настолько сильно создатели передали все эмоции и испытания, которые выпали на долю героев.

19 января 2012 | 19:56
  • тип рецензии:

Между нами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. Мы твердо знали, что будет война, а они убеждены, что ее не будет

(Борис Васильев)

При пересмотре дипломной работы Юрия Кары возникает желание пропустить первую четверть, напоминающую добротное упражнение в стилизации под предвоенные годы, и сразу перескочить дальше: туда, где заходится похожим на рыдания кашлем Вера Русланова, темнеют от дождя белые гвоздики, и каждая фраза отдается непроизвольной дрожью. Но это начало с его ненатуральными диалогами на тему потери, которую отечественная авиация понесет в лице бросившего школу Стамескина, и назойливыми советскими маршами, где слова неразличимы из-за зашкаливающего энтузиазма поющих - плоть от плоти авторского замысла. Трудно, буквально силком, режиссер втаскивает зрителя, уже знакомого с «Чучелом» и всего год не дожившего до «Дорогой Елены Сергеевны», в пространство принципиально иной школьной истории. Конечно, здесь тоже будет традиционная точка взросления, тема трудного нравственного выбора и конфликт с миром взрослых. Но и 9-й «Б» класс, собранный, активный, решительно не похож на примелькавшуюся уже стаю полудикого молодняка, и стоящий перед ним вызов – не чета чьей-то обиде или неразделенной любви. Интеллигентный отец Вики Люберецкой, орденоносец, авиаконструктор, гордость города, из-за пары фраз о презумпции невиновности и фонового «мещанства» становится врагом народа. И теперь ее друзья, как настоящие комсомольцы, должны обозначить свою принципиальную позицию.

Между публикацией оригинальной повести и выходом фильма прошло всего три года, но даже при поверхностном сличении видно, что это произведения разных поколений, отличающиеся друг от друга как историческая реконструкция от свидетельства очевидца. Между 60-летним Васильевым и 33-летним Карой – не просто годы. Их разделяет та самая война, до живого мяса, до костей, до мозга костного располосовавшая Родину. Разделяет и сама Родина, недолговечная Страна Советов: в конце 1930-х - молодая и истовая, готовая жить, умирать и убивать во имя светлого будущего, в конце 1980-х – обрюзгшая, возлюбившая джаз и аляповатый немецкий фарфор, все больше впадающая в кликушеское сожаление о грехах юности. Час, когда ее объявят врагом народов, еще не настал, но, в сущности, и писатель, и режиссер, как ее дети, уже стоят перед дилеммой Вики, с той лишь разницей, что умирать комсомольцем не обязательно, а родительская вина, пусть и преувеличенная в угоду политическим веяниям, очевидна. Борис Васильев озвучивает свой выбор в размышлениях комсорга Искры: будучи честным человеком, надо осудить дела отца/сталинской эпохи, но совсем отказаться, отречься немыслимо. Юрий Кара безмолвствует, но сам его взгляд на рассказанную историю – внимательный, неравнодушный и все же идущий извне - выдает, что отречение давно состоялось. Символ веры довоенной молодежи, ее специфические советские тревоги и чаяния даже для первых зрителей картины уже были чужими. И только боль за поруганную справедливость - все та же.

Взгляд с высоты исторической перспективы, сквозящее понимание того, что за военным «завтра» будет (уже есть!) «послезавтра», обуславливает и несомненные достоинства, и локальные слабости картины. Кара четче видит природу тоталитаризма, его воздействие на людей. Внешне трагедия складывается из частных поступков: девчоночьей болтовни о читанном на вечеринке Есенине, рутинного письма куда следует, бессильного молчания. Но почти в каждой ситуации чувствуется присутствие чего-то грозного, обладающего божественной мощью и с религиозным же трепетом почитаемого. Каждый из героев – в той или иной степени искажен средой, и когда ощущение тотального бессилия прорывается криком, он не бессловесен, как в повести, но звучит обвинением: «Сволочи, сволочи!». Однако прямым продолжением этого обостренного оценочного видения оказывается неспособность молодого режиссера понять, что диктат может быть не только пагубным, а привнесенные им личностные изменения – не только внешними. Отдельными моментами вклинивающиеся в сепию приглушенные цвета акцентируют внимание на сценах, где ребята живут «настоящей» жизнью: рубят дрова для костра, плачут, задаются непривычными вопросами. И в этом есть что-то глубоко неверное, ведь правда в том, что, даже выступая на квартальном собрании, герои не становятся менее «настоящими». В отличие от своих сверстников из 1980-х, они не умеют играть в комсомол и симулировать энтузиазм, но живут и дышат тем, чему были научены. Любовь к Родине, бескомпромиссность, готовность к жертве и глубокое переживание несправедливости растут у них из того же корня, что и идеологическая зашоренность. И когда она слезет, точно старая кожа, самое ценное все равно останется.

Это отсутствие тождества восприятия характеров несколько размывает смысл горького эпилога картины. Перечисление имен тех из героев, кто всего год или два спустя погибнет на фронтах Великой Отечественной, сохраняет всю свою трагичность, но не идею. И все же, благодаря бережному отношению к авторскому тексту Васильева и обилию прямых цитат, при просмотре она считывается. 22 июня 1941 года страна встала на смертный бой. Но победил в нем не абстрактный великий народ, а подорвавший себя вместе с мостом Артем Шефер, сгоревший в своем МиГ-1 Жора Ландыс, замученная гестаповцами Искра Полякова – миллионы влюбленных в родину, бескомпромиссных, наученных, что жизнь одного человека не является и не может являться наивысшей ценностью. Конечно, у многих идеалы разбились вдребезги под стрекот пулеметных очередей, но те, кто прошел проверку боем – победили, независимо от того, сумели ли вернуться домой. Ученикам 9-го «Б» печальным образом повезло: они впервые попали под обстрел задолго до того, как надели новенькие гимнастерки. Пусть школьная программа и предстает в фильме лишь скверно вызубренными притоками Ганга да отрывком из «Четверного сна Веры Павловны», главный урок в жизни герои получили: научившись любить и ненавидеть, познав, всем сердцем прочувствовав предмет своей любви и своей ненависти.

05 апреля 2015 | 23:18
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: