Когда-то, в начале 90-х я посмотрела 'Розенкранц и Гильденстерн мертвы', это был мой первый увиденный фильм с Тимом Ротом. Вторым были 'Звери'.
Самое интересное, что оба эти фильма перекликаются по привязке к точке координат: 'Нас призвали...'
Вот и Генри, тоже, призвали.
Говоря словами сэя Кинга: 'Прим отступил, но магия осталась'.
Главного героя вырвали из вод вселенского бытия, позвала та самая Фатима, и он проснулся к жизни. Но свое предназначение он еще не осознал, только трое французских старичков-социалистов отправляют его в путешествие за мечтой.
Самое интересное, что один француз - Лоран, наставляет Генри - вам необходима любимая, а когда Генри находит 'ту самую', последний из французов, Фелипе, предостерегает: 'Мужчина можетсам придумать себе лабиринт в мире женщины и заблудиться там','Может это не та женщина'?
Множество деталей кинематографически иллюстрируют такие выражения как 'извалять в грязи', 'спать со свиньями'. Здесь мы воочию наблюдаем как, чтобы усмирять зов плоти, купаются зернах соли, как пытаются воздействовать магически, втыкая булавки и иглы в куклу. Безусловно многие такие реминисценции не всегда читаемы для российского зрителя, но многое можно угадать.
В самом начале, под мостом в Нью-Йорке, Генри говорит одну показательную вещь: Я не хочу больше жить в Вашем мире.
Своего мира у него пока еще нет, был когда-то, в детстве, мир высокой горы и падения с высоты, но он забыл о нем.
Вот и путешествует по миру старичков-кинематографистов, затем попадает в мир жителей деревни, где на могилах сажают деревья.
неслучайна встреча с супружеской четой, которая ждет вызова в Австралию, чтобы муж сделал карьеру коридорного. У них тоже было счастье, волшебство, любовь, все это и завело их в эту деревушку, где муж готовится умереть, потому что так ему сказал Бог, а жена ищет поддержки у проезжего, но после неудачной аудиенции супруга с Богом, мы видим, что они по-прежнему сохранили свои чувства.
Сцена с мокрыми простынями - живое воплощение грехопадения: чистота и белизна женщины были испачканы руками мужчины, которые были измазаны в грязи. Он попросил поцелуй и единственный невинный поцелуй осквернил возвышенные чувства. А затем игрушечный домик в лесу: Муж и жена разделись и им не стыдно.
В конце концов Генри отыскал свой мир недостжимого счастья, и он не в земных наслаждениях, не в земной любви, а в растворении в вечном покое, забытьи, откуда его вырвали когда-то.
Возвращение в изначальное бытие, растворение в земле или прахе, этотход будет повторен в фильме Томаса Тыквера 'Принцесса и воин'. Смерти нет, есть только возвращение в небытие.
Когда-то я видел рай на земле, и я ощутил его не только сердцем, но и увидел глазами...- говорит мечтатель Лоран.
Этот фильм и есть описание увиденного однажды рая.
Если через чрезмерно философскую, притчевую форму посмотреть на саму суть высказывания, становится понятно, что смысл фильма очень примитивен. Нужно найти свою большую любовь, так называемую половинку, ни перед чем не уступая. Любовь наше все. К этому собственно и сводится вся философия этого фильма и неужели было необходимо облекать это в такую тяжеловесную и громоздкую форму? Все это немного попахивает ранним Джармушем, но по глубине идей 'Звери и хозяин заставы' не заслуживают такого сравнения.
Тим Рот с усами - единственное, что примиряет меня с существованием этого фильма.
'Звери и хозяин заставы' - фильм, состоящий из двух частей: первая - короткометражный фильм 'Хозяин заставы', которая нам повествует о человеке, прожившем в пустыне между двумя городами не один десяток лет вместе со своей преданной собакой, ожидая что через его заставу хоть кто-нибудь пройдет. К нему в гости наведываются кинематографисты-исследователи, желавшие узнать о нем побольше, вскоре они понимают, что ему не везет в жизни и единственный автомобиль прошел мимо. Единственная радость - труба, с которой он никогда не расставался. А возможно это все, что ему нужно было для счастья...
Вторая 'Звери' рассказывает об одиноком таксисте по имени Генри, слоняющимся по городу без особой цели в своей шашечной машине. Что только не попадалось ему на глаза, какие только прихоти не приходилось исполнять, но 'такова его работа'. Все было как обычно, пока к нему не наведывается тройка придурковатых старичков (кстати в молодости встретившихся нам в 'Хозяине заставы'), которые помогают ему поверить в чудо и наставляют на путь истинный. Генри находит свою любовь, но сколько ему придется сделать для того, чтобы ее добиться! Девушка оказывается тоже не совсем обычной, но и как любое мороженое, рано или поздно тает. Но оказавшись вместе они понимают, что их цели совсем разные. Для Генри любовь - святое и он верит в высокую любовь, возвыситься вместе со своей возлюбленной на небеса. Но девушка в итоге оказывается не настолько духовно развитой, как казалось сначала: она хочет обычной плотской любви на земле. Но стоило ли стремиться на небеса, чтобы понять свои чувства?
Про игру Тима Рота хотелось бы сказать отдельно. Я конечно не очень люблю его небритым, но мне все равно было очень приятно смотреть на его актерскую игру вот уже раз в 30-й. Как ни крути, но он достоин всяческих похвал за эту роль. Браво!
Этот фильм для меня был самым необычным из всех, что мне довелось посмотреть. После него чувствуешь, как мозг медленно переворачивается в черепе. Глубокий философский смысл смешивается с кучей забавных ситуаций, от которых улыбка до ушей. Такой фильм можно было бы показать на каком-нибудь 'фестивале нестандартного кино', он не рассчитан на широкого зрителя, он заставляет задуматься о некоторых простых вещах нашей жизни со сложной точки зрения.
Фильм начинается с притчи о человеке, поселившемся посреди пустыни и основавшем небольшую заставу в надежде, что скоро там будет проезжать много людей – и каждый кинет в его ведёрко монетку. Он прожил в одиночестве пятьдесят лет, прежде чем единственная машина показалась на горизонте. Но вместо того, чтобы одарить хозяина заставы, водитель объехал его, обдав облаком пыли.
Облако рассеивается, оставив после себя дымку загадочности и осев в воздухе скрытыми смыслами. Машина въезжает в другое повествование – одевшись такси, ведомая одиноким и небритым Тимом Ротом.
Если приглядеться, темы, заданные во вступлении, находят своё отражение и непосредственно в самой истории. Вот только рисуют они какой-то совсем уж причудливый узор, распутывать который каждому придётся самому. Лично я в возлюбленной главного героя увидела своеобразную заставу, которую она сама пред собой возвела, ожидая того единственного. А единственный при виде её заглох, потоптался в пыли – и проехал мимо. Сорвался в рай.
Лейтмотивом через всё повествование проходит тема смерти – с тремя добродушными старичками в роли её своеобразных посланников. Может быть, они всего лишь мираж, призрачные монтажёры действительности.
Всё в этом фильме символично, а диалоги имеют свойство загадочных откровений. И каждый усядется в этом пряничном домике так, как ему удобно.
С точки зрения логики фильм выглядит довольно абсурдно – почти как карикатура, но в сочетании с притчевым шармом превращается в весёлую сказку. С несчастливым концом. Почти весь фильм я смеялась – чтобы под конец как-то особенно погрустнеть и задуматься.
Один из самых сложных и странных фильмов, которые мне приходилось видеть. На нём лежит некая печать единичности, свойственная шедеврам. Ну или по крайней мере тому, что должно было неизбежно попасть в этот мир – благодаря или вопреки своим создателям.
Фильм не похож ни на один из виденных мною доселе. Он весь такой оригинальный и необычный, невообразимые характеры героев и пейзажи приходят на смену один другому и постоянно удивляют и забирают с собой в новый мир их фантазий. Непонятно почему, но этот фильм напомнил мне такие фильмы, как 'Амели', немного хуже его и 'Аризонская мечта', для меня немного лучше, как-то более собрано и целостно.
Наверное, лучшая роль Тима Рота, он сумел полностью передать характер и чувства, которые сидят внутри его персонажа. И на протяжении фильма мы, благодаря его таланту, можем наблюдать перерождение, которое в нем происходит, и из зажатого жителя мегаполиса он превращается в человека-мечтателя, которого даже любимая не может остановить, когда он видит свое предназначение.
Род Стайгер - прекрасно сыграл умудренного жизнью пассажира такси, который водителя такси банальным жизненным принципам с глубины мудрости прожитых лет.
Микки Руни - прекрасно сыграл хозяина заставы с его мечтами и надеждами и вечно молодой душой.
Джон Туртурро - его эпизодичная роль мафиози делает фильм интересным с самого начала.
Советую смотреть всем, кто не затвердел душою и сердцем, и особенно тем, кто затвердел. Фильм полон жизненного юмора, жизненной мудрости, жизненных радостей и разочарований, жизненной иронии и вообще пропитан духом жизни. Жизни как полета чувств, жизни как полета любви, жизни как полета сострадания, жизни как полета понимания, жизни как полета творчества.