Режиссёру этой тюремной драмы 1980-го года Стюарту Розенбергу не впервой снимать кино данного жанра. Пожалуй, самый известный его фильм датирован 1967-ым годом, именно тогда на экраны вышла лента 'Хладнокровный Люк', заработавшая статус классики американского кино, получив 'Оскар' за лучшую роль второго плана и ещё три номинации, в том числе за лучший адаптированный сценарий. Попытки вернуться в большой кинематограф Стюартом Розенбергом предпринимались постоянно, но лишь только хоррор 'Ужас Амитивилля' 1979-го года снова напомнил зрителю об этом режиссёре (впоследствии этот фильм окажется первым из девяти серий). И вот Розенберг вновь 'командует парадом' в фильме жанра тюремной драмы, который также как и 'Хладнокровный Люк' был основан по книге, но на сей раз на реальных событиях, произошедших с начальником одной из тюрем Томасом О. Мёртоном. Правда не надо думать, что всё здесь сплошь и рядом основано на реальных событиях, много места уделено и художественному вымыслу.
Итак, в одну из тюрем, которая совершенно не похожа на те, которые мы привыкли видеть в кино, пребывает некий Генри. Парень вроде неробкий, но дюже замкнутый и практически ни с кем не общается. На его глазах происходят вещи весьма отдалённые от понятий гуманности и прав человека. Заключённых избивают, отправляют на долгие сроки в одиночки, плохо кормят, заставляют работать на износ и становится понятным, что в тюрьме процветает воровство и коррупция со стороны охраны и персонала. Однажды один заключённый, не выдержав нечеловеческих условий содержания с явно пошатнувшийся психикой, хватает другого зэка и требует встречи с начальством, иначе он убьёт свою жертву. И тут открывается истинное лицо нелюдимого новичка Генри - его фамилия Брубейкер и это его федеральные власти штата назначили новым начальником тюрьмы. И новая метла начала мести по-новому, но никому это не нравится, в том числе и всесильным чиновникам, которые имели значительные барыши за счёт рабского труда заключённых. Сможет ли в одиночку Генри Брубейкер противостоять системе тотальной поруки и коррупции?
Сразу же в глаза бросается тот факт, что главную роль Генри Брубейкера исполнил Роберт Редфорд, олицетворение Голливуда 70-х и 80-х годов, икона стиля, создавший незабываемый и неподражаемый образ блондина с голубыми глазами, в котором такой стальной стержень, что никому не по силам надломить этого человека. Вот в таком же образе перед нами появляется Роберт Редфорд и в ленте 'Брубейкер' - сильный, смелый, целеустремлённый, в меру жёсткий, но не жестокий. Появись Роберт Редфорд сейчас, то никакие бы Дональд Трамп и Хиллари Клинтон, эти два неадеквата, не были бы фаворитами в президентской гонке, если бы только Редфорд захотел себя посвятить политике. Потому что таким людям как Генри Брубейкер ты веришь и ты готов пойти за ними с флагом и высоко поднятой головой. Спустя двадцать лет Редфорд сыграет в схожем фильме 'Последний замок', мне в нём он больше понравился, но в любом случае, что 'Брубейкер', что 'Последний замок' заслуживают внимания. А ещё спасибо Роберту Редфорду за 'Сандэнс', за спасение независимого кинематографа, а то попкорн-блокбастеры немного уже раздражают.
Фактурного заключённого, которого герой Роберта Редфорда включил в качестве охранника, защитника по правам 'цветных' в состав управления тюрьмы сыграл Яфет Котто. Надо слушать то, что его герой молвит, потому что он редко открывает рот, но с его мнением спорить очень сложно. Ну и спасибо ему за финальную сцену, нелишённую традиционного американского пафоса, но всё-таки сделана она была мастерски. Запоминается своим образом ещё одного заключённого Дэвид Кит. Достаточно неоднозначный у него персонаж, но характерный - этого не отнять. Персонажей из охраны и аппарата тугодумных чиновников запоминать не очень-то хотелось, хотя актёры убедительно сыграли свои роли, как, например, М. Эммет Уолш и Джэйн Александер, четырежды номинированная на 'Оскар', а сейчас снимается только в статусе 'приглашённой звезды'. И был рад увидеть в 'Брубейкере' Эверетта МакГилла - постоянного актёра Дэвида Линча, который давненько прекратил свою актёрскую карьеру и вернулся только в перезагрузке сериала 'Твин Пикс'. И есть тут Морган Фриман, но появится он в одной только сцене, хотя свой персонаж передаст достаточно глубоко и это учитывая, что сцена занимает от силы минут десять.
Поклонникам тюремных драм 'Брубейкера' обязательно надо посмотреть, при чём сделать это можно до или же после ленты 'Последний замок' - в обеих главную роль сыграл Роберт Редфорд и обе они заслуживают внимания. Также посмотреть фильм можно тем, кто любит картины о столкновении одного человека с системой, ведь тут особой интриги добавляет то, что 'Брубейкер' частично основан на реальных событиях. Но не стоит забывать, что фильм американский, а значит без пафоса не обойдётся, хотя это совсем немного портит общее впечатление. А вот фанаты Роберта Редфорда, уверен, давным-давно уже знают кто такой Генри Брубейкер и как далеко он был готов зайти.
Все мы прекрасно знаем, что идти против сложившейся системы дело может быть благородное, но не благодарное. Американские кинематографисты в разные временные периоды, иногда балуют нас весьма занимательными картинами на данную тему. К числу таковых, я смело могу отнести фильм «Брубейкер» с Робертом Редфордом в главной роли. И если спустя год, после выхода этого фильма, появится другой, не менее значимый «Вердикт» с Полом Ньюманом, в котором тот скажет свою знаменитую фразу, что слабым обязательно нужен тот, кто бы постоял за них, то Брубейкер в этом смысле возможно масштабнее, хотя менее интереснее. Проводя параллели с «Вердиктом», можно сравнить лишь, что в фильме с Полом Ньюманом рассматривается конкретный единичный случай борьбы одного человека против системы, а в «Брубейкере» герой Редфорда берётся изменить эту самую систему, в данном случае тюремную, которая насквозь прогнила.
Что мы увидим? Коррумпированных надзирателей, политиков и бизнесменов. Но это ещё не самое страшное. Мы увидим зверства охранников, которым трудно подобрать какие-то логические объяснения. Толпа людей, за колючей проволокой, это ведь не скот, хотя к скоту, бывают относятся много лучше, чем к тем, кто за решёткой.
И вот эта самая система вверила Генри Брубейкеру (Роберт Редфорд) тюремное учреждение. Но произошло это не совсем обычным образом. В самом начале, о том, что бы иметь истинное представление о делах тюрьмы, Генри внедряется как обычный заключённый, также выполняющий все работы и хлебающий баланду. Освоившись в роли заключённого и видя всю картину в целом, ему не составялет труда сделать определённые выводы и начать свою деятельность по реформированию тюрьмы. У него нет помощников, нет друзей, хотя вру, есть одна женщина, из сильных мира сего, которая работает на систему, занимает какой-то пост в руководстве штата и которая симпатизирует Генри. Но вот сможет ли она его поддержать, об этом можно будет узнать, посмотрев это кино.
Чтобы не покривить душой скажу так: в какие-то моменты просмотра внимание рассеивается, нет должной концентрации. Наверно это не совсем хорошо. Но есть определённо сильные сцены, к коим не могу не причислить финал этого фильма. Ради глаз Роберта Редфорда в концовке, стоит потратить своё драгоценное время. Ей-богу стоит!
Оглядываясь на некоторое время назад, я осознаю, что краткое описание фильма не дало мне верного представления о том, что будет происходить на экране. История берет стремительное начало на подъезде к тюремным стенам, окунает в этот жестокий окруженный стенами и решетками мир, но после получаса экранного времени, превращается в социальную драму, сменяя напряженный триллер. Именно этот факт стал для меня камнем преткновения, который смазывает общие впечатления от просмотра, когда статус главного героя набирает силу по другую сторону решетки.
Наиболее яркими, в тоже время и жесткими, сценами фильма является история мистера Брубейкера – нового начальника тюрьмы, который решает необычным образом познакомиться с исправительным заведением – изнутри. Сама идея гениальна в своей простоте и обладает почти неисчерпаемым потенциалом. Жаль, что в рамках этого фильма он не был должным образом раскрыт. Герой Роберта Редфорда воочию наблюдает ужасы тюремного быта, где всем правят привилегированные заключенные, благодаря особой системе получившие статус надсмотрщиков. Процветает насилие, коррупция и нечеловеческое отношение к заключенным. Именно эти сцены, а не дальнейшие старания главного героя изменить систему, производят наибольшее впечатление. Фильм, основан на литературном произведении, в свою очередь отражающем действительную историю. Дрожь проходит по телу от мысли, что показанное в фильме – не просто далекий от действительности художественный вымысел, но обратная сторона нашего общества и человеческой сущности.
Большая же часть картины представляет собой социальную историю о попытках изменить гнилую систему. Начальник Брубейкер не может смириться с теми условиями, в которых находятся заключенные. Более того, он наталкивается на безразличие других управленцев, политиков и представителей властей, которые заинтересованы в том, чтобы все оставалось неизменным. Однозначным плюсом можно назвать моральный выбор, который предлагают герои фильма – проект не диктует одну точку зрения, ведь, как высказался один из героев, исправительные учреждения содержат не добропорядочных граждан, а убийц, воров и насильников, и очевидно, что общество не заинтересовано в их благополучии.
В итоге получился довольно интересный проект, который при должном внимании с вашей стороны, подарит два часа интересного действа. Но, тем не менее, сомневаюсь, что у меня возникнет желание вернуться к этому опыту ранее, чем через несколько лет. Этому способствуют неоднозначные конечные впечатления и специфическая тема. Как принято говорить в подобном случае – интересный фильм, но на один раз.
В конце 60-х 'Хладнокровный Люк' Стюарта Розенберга с Полом Ньюменом в главной роли вышел далеко за пределы жанра тюремной драмы. Фильм как будто настаивал на необходимости настоящего бунта, ведь 'иными способами проблему решить скорее всего не получится'. Розенберг снял философскую притчу о свободе и необходимости борьбы за свободу, любыми методами.
В конце 70-х ситуация была кардинально иной. Политические изменения в США, связанные с уходом Никсона, существенно повлияли на кинематограф. Фильмы стали 'скучнее'. Между тем, иногда встречались по настоящему остро социальные ленты, которые содержали в себе конкретные примеры решений (чаще всего основанные на реальных событиях).
Это уже был совсем не бунт, а переход к конструктивизму и рефорамам. Именно таким мне показался и 'Брубейкер'. Символично, что картину также снял Розенберг, пригласив на главную роль Роберта Редфорда.
Как и 'Хладнокровный Люк' - это тоже картина о тюрьме. Только в нашем случае, главный герой вовсе не заключенный. Речь идет о начальнике тюрьмы, который стремится реально реформировать вверенное ему хозяйство.
Понятно, что активная позиция руководителя государственного учреждения вызывает серьезное противодействие. Причем, самое сильное противодействие было вовсе не от преступников или охранников, а от бизнесменов и политиков, которые кормились за счет тендеров и коррупции.
В такой ситуации, Редфорду представляется шанс сыграть настоящего героя - принципиального мужчину, который готов брать на себя ответственность и идти до конца. Замечательно сыгранная роль. Интересная, яркая, неоднозначная.
Большие призы обошли эту картину только по одной причине - в том же году пригоршня призов отошла режиссерскому дебюту Редфорда 'Обычным людям'. Уверен, не появись тот фильм, то актерская работа Редфорда получила бы номинацию, а возможно и Оскар.
Нельзя не отметить и исполнителя второстепенной роли - Яфетта Котто. Этот афро-американец, был брутален, четок и сочетал королевское спокойствие с импульсивностью. Сравнить мог бы его только с Джеймсом Эрл Джонсом.
Вторая половина фильма - гораздо менее интереснее первой. Но, в этом и вся логика жизни - ибо сама по себе реформа вызывает гораздо больше споров и интереса, нежели скучное и регулярное исполнение плана по осуществлению реформы. Такова жизнь, и ничего тут не поделаешь.
'Брубейкера' можно было бы сделать по-оригинальнее. Но даже в предложенной интерпретации, кино получилось весьма достойным. Это не шедевр, но весьма занимательный и поучительный фильм - краткая сводка борьбы одного мужчины. Борьбы, которая вызывала уважение своей принципиальностью и бескомпромиссностью.
Конечно фильм в известной мере прямолинеен. Да и напряжение можно было бы усилить, а сюжет усложнить. Только, даже в предложенной Розенбергом версии, картина смотрибельна.
В итоге:яркое и бунтарское начало этого фильма несколько обесценивается вялой концовкой фильма. Впрочем, весьма достойная картина, а Яфетт Котто и Роберт Редфорд отменно справляются со своими ролями.
Помнишь ли ты Генри Брубейкера, который в бытность свою частым гостем в вашем доме курил, как швейцарец, и ругался, как язычник? Едва ли помнишь. Но сейчас тебе в твоей жизни предстоит сделать очень важный выбор. Я не буду на тебя давить, но мой долг, как родственника и как человека, знающего о том деле, которому ты себя хочешь посвятить – мой долг тебя предупредить. Не обижайся и читай внимательно.
Дорогое дитя, слышал ли ты о Люке Джексоне по прозвищу Хладнокровный Люк? Мне это имя ровным счётом ничего не говорило до того момента, как мне, заливавшему горе от неудавшейся миссии, не рассказали его истории. И даром что я никогда не знал этого человека, ибо если опустить этот факт, то можно предположить, что я с ним лично общался и именно он сформировал моё мировоззрение. Разница между нами лишь в том, что он объявил войну тюремной системе со стороны заключённого, а я видел эту гниль изнутри, будучи в качестве заключённого, но на деле являясь новым начальником тюрьмы. И в том, что Люк не знал воздержания в своём бескомпромиссном бунте, а я был последователен в желании что-то поменять. Наверное, именно это меня и спасло от повтора его судьбы.
Друг мой, моя история заурядна. Я был назначен начальником тюрьмы, и был впущен в неё как заключённый, чтобы иметь представление. Увиденное повергло меня в ужас. Рабство, коррупция, издевательства, нелегальное использование труда заключённых. Я решил засучить рукава и решительно менять всё это дело. Увы и ах, всё было чересчур запущено, помогла бы лишь полная ампутация системы с последующей заменой. Да-да, я пишу эти строчки, и мне тоже вспоминается песенка про то, что мы наш, мы новый мир построим… Я не использовал фразы «всё будет по-другому», этого универсального оружия всех демагогов, но я действительно хотел что-то преобразить.
Люк ввиду своей природной ненависти к любым формам системы и порядка не держал своей целью поменять существующие вещи, его мятеж был следствием железного нонконформистского характера. Я понимал, что законы есть одно из условий нормального общества, поэтому всячески ратовал именно за них, за соблюдение прав и свобод, за то, чтобы тюрьма выполняла свою прямую функцию, а не была отхожим местом. Лишь одна черта объединяла меня с Хладнокровным Люком – ненависть к диктатуре, насилию, рабству, принуждению и несправедливости. Мне повезло больше, чем ему, но только на первый взгляд.
Тебе очень повезло в одной вещи – ты пока ещё не встречал в своей жизни людей с маргинальным складом личности. Таких, кто заходит в лавочку, расположенную в подвале в антисанитарных условиях, и кривится от плохого товара с фразой «как можно такое предлагать людям», но кто презрительно плюёт на двери дорогих магазинов и цедит сквозь зубы «нажились, а где бедным кушать?». К великому сожалению, большинство заключённых были фруктами именно этого сорта. Разумеется, им было плохо от того, что их мучили, били, унижали и морили голодом, но им не стало лучше от того, что я попытался это прекратить. И это было лишь полбеды. Ах, в моём сердце пылали идеи справедливости и социальной правды. Я тогда не знал, что подобные черты являются противопоказанием для моего дела. Реформы не были выгодны никому. Мою идею приняли в штыки заключённые, мои идеи не были одобрены в верхах, среди чиновников, у которых неприкосновенность и которым не грозит побывать в подобной тюрьме. Беспредел выгоден.
Мой мальчик, хорошо ли ты изучал историю?.. Впрочем, это неважно. Один высокопоставленный генерал один раз сказал странную фразу «львы для ягнят». Странную, потому что она должна звучать наоборот. А смысл диковинного словосочетания был в том, что солдаты были мужественны, а руководили войной бездари.
Наполеон Бонапарт сказал, что стадо баранов, возглавляемых львом, всегда одержит победу над стадом львов, возглавляемых бараном. В наших верхах везде сидят бараны. Политики, забывшие ради кармана о том, что творится в их стране. Им никогда этого не понять. И ничего не преобразится, какие бы бриллианты порой не встречались среди простого народа. Не покривлю душой.
Так что просто присмотрись к фактам. Хладнокровный Люк своими поступками провозгласил манифест понятию свободы – не случайно его фотография и фамилия до сих пор действуют на тюремщиков, как красная тряпка на быка. Я честно пытался что-то преобразить в прогнившей системе. А глубоко уважаемый мною публицист Стюарт Розенберг 13 лет назад довёл до народа историю Люка, а в этот раз дал обществу знать о том, что терпит простой честный служака, пытающийся качественно сделать свою работу. Но мы трое не в силах встряхнуть стоячее болото коррупции, издевательств и беспредела. Исключительно ввиду того, что тех, кому набитый карман и прикрытые задницы важнее, чем справедливость по отношению к народу, пусть даже не лучшей его части, которая сидит в тюрьме.
Поэтому подумай, нужно ли тебе пытаться повторить мой эксперимент, чтобы стать уже третьей красной тряпкой для нашей власти? Я уважаю твой выбор, если ты отдаёшь себе отчёт в том, что тебя ожидает. Впрочем, если ты будешь пытаться что-то преобразить в иных жизненных сферах, вряд ли у тебя что-то выйдет. В мире людей иерархия очень неравномерна.
А в утешение скажу только одно: пока наши истории известны в народе, пока хотя бы позволительно говорить правду о происходящем – значит, пока ещё не наступил порядок диктатуры. И если тебе когда-нибудь придётся столкнуться с мистером Стюартом Розенбергом (хотя едва ли, ему уж много лет) – просто сними шляпу и скажи спасибо за то, что не оставил в тени две истории о не нашедших ответа попытках что-то поменять. Ибо ещё одна похожая история затерялась в подшивках за 1968 год. Наверное, кто-то наверху порой устраивает дни открытых дверей в мастерских, где делают реформаторов. А мистер Розенберг, когда мы пили, сказал, что каждый из нас троих был в своём роде львом. Но сражение одиноких львов против вышестоящих ягнят – проигрышная битва, мы для них лишь те, чьими руками надо лезть в огонь…