И на сегодняшний день драма о детских мечтаниях 'Маленький роман' ('A Little Romance') является трудно ископаемым для просмотра материалом. Что, в принципе, можно легко объяснить, даже несмотря на то, что 'Маленький роман' получил 'Оскар' (за лучший саундтрек) и ещё одну номинацию (за лучшую адаптацию сценария, фильм поставлен по роману французского писателя Клода Клоца). Во-первых, картина не получила широкого мирового проката; во-вторых, сюжет содержит несколько банальную фабулу первой детской влюблённости - концепция общеизвестная и довольно распространённая, ну и не стоит забывать, что 'Маленький роман' снят в 1979-ом году и уже относится к киноархаизмам.
Но всё-таки существует три нюанса, из-за которых картина может найти своего редкого зрителя, и это вовсе не касаемо 'Оскара'. Во-первых, участие одного из самых великих актёров за всё время существование кинематографа Лоуренса Оливье (сыграл престарелого вора по имени Джулиус). Во-вторых, 'Маленький роман' - это дебютная роль в кино Дайан Лэйн, на тот момент будущей звёздочке Фрэнсиса Форда Копполы исполнилось 14 лет. И, наконец, в-третьих, имя режиссёра картины Джорджа Роя Хилла. Того самого, который снял фильмы 'Буч Кэссиди и Сандэнс Кид' (в 1969-ом году), 'Мир по Гарпу' (1982-ой) и 'Афера' (1973-ий, до сих пор твёрдо находится в Top250 на КП). Но, возвращаясь к малоизвестности 'Маленького романа', по уровню эта картина заметно уступает выше указанным работам режиссёра и уступает довольно серьёзно.
Итак, сюжет фильма нам расскажет о судьбоносной встрече мальчишки по имени Дэниел (Телониус Бернард), девочки Лорен (Лэйн) и старика с криминальным прошлым (Оливье). Мальчишка обожает кино, в его мечтах попасть на съёмочную площадку, а в душе он своеобразный бунтарь. Лорен же полная его противоположность: отличница, воспитываемая под властью весьма властной матери (Сэлли Келлерман) и лишь отец (Артур Хилл) думает, что Лорен нужно давать больше свободы, но он больше предпочитает умолчать. И вот Дэниел и Лорен решают, что нужно совершить поездку в Венецию, но они слишком малы, чтобы их пустили в автобус, поэтому обманом они берут в провожатые Джулиуса. Детская наивность, неспособность видеть результаты своих поступков и, наконец, жажда приключений приводят к тому, что многие взрослые вопросы предстанут перед ними, но решать их по-взрослому они всё-таки не могут. Принесёт ли путешествие желаемый итог или же окажется разрушением всех детских мечтаний? Если захотите, то посмотрите 'Маленький роман' и в его финале сможете найти ответ.
Молодые актёры - Лэйн и Бернард - со своими ролями справились, вообще сложно, чтобы дети свою задачу не выполнили, они не относятся со всей серьёзностью в юном возрасте к съёмкам, для них это - забава. Правда, сейчас можно увидеть тенденцию, как детишки начали с таким апломбом корчить из себя звёзд, что аж неприятно становится (хотите такое увидеть - посмотрите фильм 'Трудный возраст'). Надо сказать, что Лэйн, что в 14 лет, что в свои нынешние 50 выглядит одинаково, вот это природой дано, так дано (или достижения современной косметологии вкупе с пластической хирургией). Но ещё можно и увидеть, почему же Фрэнсис Форд Коппола взял именно её в свои молодёжные криминальные драмы ('Изгои', 'Бойцовая рыбка'): потенциал драматической актрисы у девочки был виден не вооружённым взглядом. У Бернарда карьера не задалась: после 'Маленького романа' он снялся на следующий год в ещё более малоизвестной картине 'Вперёд, сыны отечества', на том и пропал. Хотя мальчишка был ярый такой, напористый и удивлял своей серьёзностью как для отрока. Лоуренс Оливье? Аплодисменты стоя.
Не самый интересный фильм от режиссёра 'Аферы' Джорджа Роя Хилла, но, тем не менее, для своего года выпуска затрагивал проблематику рощения детей, которые всегда игнорируют рамки, в кои их пытаются запрятать взрослые, и небольшое путешествие главных героев навсегда останется в их памяти. Это приключение без обиняков можно назвать 'Маленьким романом'. А кому в детстве не мечталось без родителей попасть в сказочную Венецию, да ещё с другом своего сердца?
Трогательная история о случайно возникшей любви между двумя двенадцатилетними. Он - поклонник Редфорда, фанат кинематографа и не очень счастливый сын. У нее постоянно меняются отцы и истеричная мать.
Джордж Рой Хилл в очередной раз создал трогательную и добрую Вселенную, в центре которой, на этот раз оказалась первая любовь. Очень к месту оказался талант Лоуренса Оливье. Но сияли в этой картине совсем другие люди - Дайан Лэйн и Телониус Бернард. Лэйн уже в этом фильме дала все основания думать о ней, как о серьезной актрисе. А молодой человек, сыграл очень классно - но, так уж сложилось, что это была его фактически последняя роль.
На мой взгляд, одна из самых лучших работ Джорджа Роя Хилла и Лоуренса Оливье (за этот фильм он точно заслуживал номинации на Лучшую второстепенную роль). Кажущаяся скучность и банальность сюжета, в полной мере компенсируется 'смотрибельностью' картины. Многого стоит хотя бы фрагмент, когда дети на первом свидании рассказывают о своем отношении к 'Введению в метафизику' Хайдеггера или отмечают ее день рождения - получилось по-настоящему круто.
В итоге:неожиданно смотрибельно, интересно, трогательно. Без сомнения, один из лучших фильмов 79-го.
Лорен, Лорен! Я буду звать тебя Лори. А ты называй меня Богги – так говорил Хамфри Богарт своей возлюбленной Лорен Бэколл, потому, что они принадлежали друг другу. Этими словами влюблённый в кино Даниэль Мишон (Телониус Бернард) окликнул одиноко скучавшую Лорен Кинг (Дайан Лэйн), случайно оказавшись на съёмочной площадке какого-то сумасбродного фильма, с режиссёром которого беззастенчиво флиртовала её беспечная мать. Решительная смелость отозвалась симпатией. Подумаешь: любовь с первого взгляда. Кажется, верно, но не совсем так.
Двенадцатилетняя девочка зачитывается «Введением в метафизику» Мартина Хайдеггера, и для мальчика не секрет его философия бытия: непростые дети постигают жизнь, и, если для дочери состоятельных американцев это просто удивительно, то увлечение сына одинокого парижского таксиста решительно выходит за рамки традиций и нормальных вещей.
Придумал всё это ПатрИк КовЭн (Patrick Cauvin), чья новелла «E=MC² mon amour» легла в основу этого игристого кино, начинающегося с мальчишеской шутки подражающего актёрам юнца, обернувшейся удачным знакомством, притянувшим влюблённых вечной связью, заставляющей вопреки и супротив стремиться навстречу сияющему взгляду того, кто сидит напротив тебя.
За свой непередаваемый блеск Телониус Бернард получил номинацию и спецприз от Young Artist Awards, подчеркнувшими решающую важность удачной роли, на которую, в значительной мере опирается это замечательное кино, позволившее на старости лет развлечься неподражаемому Лоуренсу Оливье, живо подхватившему неуёмную болтовню старика Джулиуса, которого, для знакомства, как кеглю в боулинге, сшиб мячиком весёлый паренёк.
Глядя на вдохновение подростка, набрался смелости седовласый муж (Артур Хилл) распутной жены (Сэлли Келлермен), готовый, как в юности, бороться за свою любовь, защищая дочь от вредных козней, которые пытается строить её своенравная мать. Да и шустрый Джулиус разошёлся, глядя в те же глаза: согревающая аура любви вернула старика в далёкое прошлое, когда вместо нынешнего одиночества у него была тесная связь, оборвавшаяся внезапной разлукой, на которую всегда горазда коварная жизнь.
В надоедливом трёпе болтуна блеснула легенда, которая увлекла девочку, заставив их вместе Даниэлем, прихватив деда, бежать в Венецию, чтобы в вечернем закате под звон колоколов, проплывая на гондоле под Мостом Вздохов на веки вечные связать себя поцелуем, как обещала сказка, ведь это была она.
Разум и чувства, рациональные рассуждения и мечта запомнить миг любви навсегда. Зная, что уж близко разлука, расставание, отъезд: не на день, не на год, навсегда. Для умных ребят поездка в Италию – это не детская клятва верности, даже зная, что сказка – обман. Отрываясь от погони, они спешат совершить невероятное, чтобы мгновением чуда, яркой вспышкой, навсегда оставить в памяти чувство, без которого невозможна счастливая жизнь.
Поразительная история открывает тонкую связь чувств, памяти и веры, смещая прагматизм сознания, вверяя разум воле горячих сердец, окрыляя неведомым счастьем, о котором многие пишут, но не каждый способен познать, думая, как развязный приятель Даниэля, что оно кроется в открытом женском бюсте или, как он их называет, возбуждающих «буферах», ухлёстывая за рослой подружкой Лорен, испытывающей к мальчикам исключительно осязательный интерес.
Особенные, неимоверно привлекательные характеры и обворожительное обаяние симпатичных лиц, волшебным образом обращают лихую насмешку в глубокомысленный пассаж, делая из «Маленького романа» Джорджа Роя Хилла, вставившего в него, на счастье, отрывки своего гениального «Буч Кэссиди и Санденс Кид», настоящий шедевр, украшенный барочными мелодиями непревзойдённого Жоржа Делерю, сопровождающими мудрых Ромео и Джульетту из вальяжного Парижа, через поэтичную Верону, в плавание по каналам из тонущих стен, чтобы, не поверив легенде, стать легендой самим.