К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если в 80-е в жанре хоррора царили (ну, в основном) слэшеры, то 70-е могли похвастаться чуть ли не наибольшим разнообразием тематики. Каждая тема стала основой для бесконечных подражаний, заимствований и пародий. Фильм про одержимость? Пожалуйста – культовый «Изгоняющий дьявола». Космический хоррор? «Чужой» Ридли Скотта. Да те же самые слэшеры хоть и обрели наибольшую популярность в 80-х, расцветали именно в 70-х – «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой» не дадут соврать. Много чего еще можно вспомнить – и первые фильмы по Стивену Кингу, и Фульчи с Деодато, и Ромеро… Однако, в 70-е положила свое начало еще одна классическая страшилка – про дьявольского мальчика, Антихриста. Да, был еще «Ребенок Розмари» в далеком 1968-м, но, согласитесь, фильмы абсолютно разные.

Итак, перед нами мистический хоррор Ричарда Доннера «Омен». Господин Доннер впоследствии станет очень уважаемым и известным режиссером, который подарит миру такие хиты, как «Супермен», «Смертельное оружие» (все 4 части!), «Мэверик» и другие. Однако, именно «Омен» был для него прорывом. От сценария, кстати говоря, отказались все студии, и лишь «ХХ Век Фокс» дали добро на съемки – да и то при условии, что многие сцены будут смягчены или попросту убраны. По итогу создатели решили сосредоточиться на саспенсе и психологическом напряжении.

Американский дипломат Роберт Торн (которого играет Грегори Пек) узнает, что его ребенок умер при родах. Священник предлагает герою усыновить мальчика, который родился одновременно с умершим ребенком Роберта. Торн не осмеливается рассказать о подмене своей жене, поэтому они просто начинают жить счастливой жизнью. Ну а дальнейший замес всем известен – мальчик оказывается не от мира сего, поэтому спустя пять лет он начинает наводить в мире свои порядки. Со временем до Роберта доходит, что к чему, и он оказывается перед сложным выбором. С одной стороны – это его сын, с другой – это не его сын, да и что вообще делать в этой ситуации?

На самом деле чего ходить вокруг да около – перед нами самая настоящая классика, еще один фильм, который начал не только целую франшизу, но и породил сотни фильмов-подражателей. Однако, только лишь хорошего сюжета для успешного фильма мало. Во-первых, Ричард Доннер очень уверенно руководит постановкой фильма. Да, первый час менее динамичный, чем второй, в чем-то он даже медлителен. Но именно в первой половине и происходит то самое нагнетание атмосферы.

Во-вторых, хочется упомянуть жуткую (в хорошем смысле этого слова) музыку Джерри Голдсмита, за которую он получил Оскара. Музыкальные композиции превосходно подходят к тем сценам, где они играют. Ну и, наконец, хочется отметить отличную актерскую игру – и не только Грегори Пека, а вообще всего актерского ансамбля, включая маленького виновника торжества.

Что касается минусов – да, на мой взгляд, они тоже есть, хотя и не очень значительны. В основном, я могу их отнести к некоторым нелогичным (а то и вовсе глупым) моментам. К примеру, смерть священника в первой части фильма – сцена снята так, будто у героя есть достаточно времени, чтобы просто отойти в сторону. Я понимаю, что это был как бы двигатель сюжета, но почему он умер именно так? Да и новую гувернантку я бы выгнал уже после первого неповиновения… Но ладно, придирки есть придирки.

В общем и целом – хорошее и качественное кино, в меру жутковатое, но больше просто интересное. И хорошее оно не потому, что было снято давно и его принято считать классикой (вспомним «Ужас Амитивилля», который… даже не хочется вспоминать), а потому что в нем действительно удачно сошлись крепкая режиссура, качественный сценарий и добротные актеры.

Спасибо за внимание

7,5 из 10

17 января 2024 | 14:35
  • тип рецензии:

В 90-е ужастиков было очень много и много из тех, что видел запоминались. Но Омена я к своему сожалению не видел, посмотрев его впервые могу сказать, что это большое разочарование, что только сейчас до него дошёл. Но лучше поздно, чем никогда.

Картина 1976 года сейчас смотрится на одном дыхании. Она действительно жуткая, пугает она своим напряжением, своим сюжетом, смотришь и просто погружаешься в этот ужас, который происходит. Больше всего радует игра на то время маленького мальчика Харви Стивенса, который умудряется играть абсолютно зло с таким добрым выражением лица, хотя и не всегда.

Очень понравилась режиссура Ричарда Доннера. Когда смотришь фильм, то вообще не скажешь, не покидает ощущение, что кино снят не так уж и давно, очень качественно, так искренне и так натурально. Героям веришь, погружаешься в этот ужас и удивляешься тому, что ты видишь. Музыка в фильме его больше доставляет своей мрачной атмосферой.

Мне очень понравился тандем Грегори Пека и Дэвида Уорнера. Хотя изначально думал, что персонаж Дэвида обычный фотограф и вряд ли получит большого развития, но оказалось не так. Из-за обстоятельств они объединяются и пытаются открыть правду, и мне очень понравилось, как герои действовали вместе. Чувствовалось много напряжения и пугающей атмосферы.

Грегори Пек. Для меня Роберт безусловно самый главный персонаж. Начиная с самого начала и до самого конца, это герой, на которого хочется смотреть. Несмотря на то как мальчик впечатлил, всё же драму Роберта смотреть было очень интересно. Уже с самого начала он переживает и ему больно, и вступительный монолог был очень хорош. Временами правда у него под носом буквально находится, но он её не видит. Не покидало ощущение, чтобы он начал сильно действовать должно произойти какое-то печальное событие. Понравился баланс между спокойным Робертом и тем, кем он стал потом.

Дэвид Уорнер. Всегда для меня ассоциировался с Титаником. Правда ту роль он сыграет спустя 21 года после этого фильма. Тут он гораздо моложе. Его герой очень любопытный и стремится докопаться до правды, а не просто фотограф. Очень нравился на протяжении всего фильма.

Харви Стивенс. Ребенком он был безусловно талантлив, жаль конечно, что его актёрская игра не получила достойного продолжения. Если брать эту роль, то в своей роли он убедителен. Больше понравилось, как он действовал на нервы своей матери по фильму. Смотрелось очень жизненно и натурально.

Омен и в 2024 м году смотрится очень атмосферно, напряженно и захватывающе и покоряет тебя. Своей натуральностью и реалистичностью, своей историей, своим напряжением. Несмотря на жуткость, кино смотришь с большим энтузиазмом и интересом. Временами мурашки по коже.

9 из 10

16 января 2024 | 20:51
  • тип рецензии:

Не буду ходить вокруг да около и скажу, что «Омен», безусловно, фильм примечательный, но его возведение в культовый ранг – это всё-таки перебор. Сравнивая его с другими ужастиками, том числе и более ранними, чётко понимаешь, что на дворе стояли непростые 1970-е гг, когда мировой кинематограф претерпевал сильные изменения.

«Омена» часто хвалят за музыку Джерри Голдсмита, за которую фильм даже получил «Оскара». Позднее, к слову, Голдсмит напишет саундтрек к первому «Чужому», да и без этого надо признать, что музыка – сильная сторона «Омена». Впрочем, умеренно сильная. Хоровое пение, которое звучит несколько раз, немного раздражает, поскольку напоминает обычную молитву. Расчёт на то и делался, но если подумать… не должно ли быть наоборот? Если Антихрист – это порождение дьявола и полная противоположность христианским ценностям, то не следовало ли и песню сделать менее плавной? Авангард – вот, какое направление подошло бы идеально. Дисгармония, скрежет или какой-нибудь лязг передали бы чудовищную сущность Антихриста намного лучше.

Главное, чем «Омен» отпечатывается в памяти – это даже не музыка, а визуальный ряд, и с ним как раз немало проблем. Картинка в большинстве случаев тусклая и иногда размазанная, будто использовалась не очень хорошая плёнка. Фильмам 1970-х вообще была свойственна мрачность, а уж если речь об ужастиках, то тем более. Но давя на зрителей мрачностью, фильм в то же время теряет многое из элементов страха. Самое страшное, что тут есть – это скалящие зубы ротвейлеры и убийства трёх второстепенных персонажей. В паре сцен, судя по всему, собаки даже кусали самих актёров, и такое бесстрашие, конечно, заслуживает похвалы. Беда лишь в том, что сам Антихрист, по сюжету ещё ребёнок, хоть и выглядит зловещим, но искушённым зрителям этого будет мало. Пожалуй, это тот случай, когда резкость и даже небольшие скримеры пошли бы на пользу.

Лучшее, что есть в «Омене» – это убедительная актёрская игра (в том числе и Харви Стивенса – самого младшего в съёмочной группе) и сцены с животными. Помимо собак режиссёр умудрился снять напуганных жирафов и встревоженную стаю бабуинов, что без компьютерной графики очень затруднительно. А ещё фильм показывает настоящий город Мегиддо и древние руины. Любопытно смотреть на устаревшие модели фотоаппаратов, которые в те времена считались последним словом техники, но в наши дни – уже раритет.

Пытаясь делать упор на намёках присутствия зла и на бедствиях, которые сопровождают жизнь юного Антихриста, фильм заставляет вздрогнуть лишь самых неопытных зрителей. Думаю, что «Омен» – это не более чем порождение своего десятилетия. Интересное и старательно снятое, но на звание шедевра не претендующее.

7 из 10

P. S. На одну сцену из «Омена» позднее будет ссылаться ужастик «Фредди против Джейсона».

21 января 2023 | 03:51
  • тип рецензии:

Фильмы ужасов на религиозную тематику всегда вызывают особый интерес у публики. Чаще всего в них затрагивается тема пришествия Антихриста в наш мир и начало Армагеддона, который должен положить конец существованию всего человечества. Понятное дело, авторы подходили к этому делу с разными трактовками и каждый привносил свое видение. Особняком во всей этой плеяде стоит культовый мистический триллер «Омен» 1976 года, о котором пойдет дальнейшая речь.

Синопсис В семье американского дипломата Роберта Торна происходит горькая трагедия. Его первый и единственный сын умирает сразу после рождения. Не в силах сообщить любимой жене Кэтрин такую страшную новость Роберт тайно усыновляет другого новорожденного младенца, чья мать скончалась после родов. Проходит пять лет, и семейная идиллия Торнов нарушается, когда вокруг Дэмиена, их сына, начинают происходить необъяснимые события и явления, включая страшную гибель невинных людей.

Игра актёров На моей памяти «Омен» первый и единственный фильм ужасов в карьере легендарного Грегори Пека. Сложно представить, что такой актер, когда-то сыгравший в таких картинах как «Джентльменское соглашение» и «Римские каникулы», решит апробировать свои актерские способности в неведомом доселе жанре. И стоит отметить, что Пек справился со своей работой безупречно. В фильме он сыграл профессионального дипломата, который привык поддерживать имидж успешного человека не только в работе, но и в жизни. Но вся эту идиллия разбилась, как хрустальная ваза, когда ему открылась правда о существовании сил, нутро которых находится за гранью человеческого понимания. Ли Ремик сыграла роль Кэтрин, супруги Роберта, которая искреннее любила свою роль матери, но при этом даже не подозревала, что эта любовь, как и она сама, будут уничтожены беспощадными силами зла. Наконец, я бы отметил Билли Уайтлоу в роли миссис Бэйлок, няней Дэмиена и преданной слуги Дьявола, готовой пойти на всё ради защиты своего «подопечного».

Режиссура Следует отметить, что «Омен» даже сейчас воспринимает как качественно снятый мистический фильм ужасов. В нем хорошо воссоздана атмосфера того, как сверхъестественное зло невидимым образом, словно какой-то вирус, проникло в тихую обыденную жизнь главных героев, превратив её в сущий кошмар. Понравилось то, как при практически полном отсутствии спецэффектов или явном изображении демонических сил режиссеру удалось сымитировать их присутствие в жизни. Будь то сильный ветер и удар молнии, либо случайный скат автомобиля и отсечение головы одного из персонажей. Можно подумать, что всё это совпадение, но в действительности ты понимаешь, что здесь не требуется волшебной пыльцы или снопа магических искр, чтобы персонажи ощутили на себе всю мощь сил Ада.

Сценарий В центре сюжета находится Роберт Торн, американский дипломат при посольстве США в Риме, а затем в Лондоне. За пять лет до основных событий его семья переживает страшную трагедию. Сразу после рождения его первенец умирает, что может добить супругу Кэтрин, мечтающую стать матерью. Роберт решает скрыть это и усыновляет младенца, который недавно родился в этой же больнице. На первый взгляд, такое стечение обстоятельств могло бы показаться подарком судьбы. И действительно последующие пять лет проходят, словно сказка.

Но всё меняется в момент пятилетия Дэмиена – так Роберт и Кэтрин решили назвать мальчика. Во время празднования дня рождения няня мальчика совершает публичный акт самоубийства перед маленькими детьми. Затем во время прогулки в лондонском зоопарке стая бабуинов нападает на машину Кэтрин с находящимся в ней Дэмиеном. Апогеем становится поход в церковь, который срывается из-за внезапного нападения Дэмиена на свою мать. Вскоре к Роберту приходит таинственный священник, который утверждает, что Дэмиен – не человек, а сын самого Дьявола, и что он оказался в семье Торнов не случайно. Поначалу Роберт относится к заявлениям священника скептически, но когда при таинственных обстоятельствах чуть не погибает Кэтрин, Роберт приступает к собственному расследованию.

Итог Единственный недостаток фильма заключается в отсутствии какого-либо объяснения в происхождении самого Дэмиена, поскольку мы только знаем, что он оказался в семье Торнов не случайно. В остальном «Омен» производит только положительное впечатление, по сей день оставаясь полноценной классикой мистического триллера. Поэтому без лишних слов просто порекомендую к просмотру.

01 июня 2022 | 00:12
  • тип рецензии:

Фильм 'Омен' принадлежит к серии так называемых олдскульных хорроров, которые ещё умели пугать не столько скримерами и обилием кровищи, сколько атмосферой. К такому типу относятся культовые 'Изгоняющий Дьявола', 'Ребёнок Розмари', 'Сияние' и, конечно, 'Омен'. Первые три фильма я посмотрел уже давно и поддерживаю мнение о том, что эти фильмы способны запросто расплавить даже стальные нервы одной лишь жуткой атмосферой. 'Омена' же посмотреть никак не удавалось, хотя слышал, что этот фильм не менее пугающий, чем предыдущие три. Только недавно удалось посмотреть и... на самом деле, из всех вышеперечисленных фильмов он наименее страшный. Вовсе не плохой, просто он не нагнал столько жути, сколько хотелось бы.

Но начну для начала с того, чем фильм однозначно понравился. Во-первых, это актёры. В первую очередь это Грегори Пек и Дэвид Уорнер, сыгравшие пару героев, в чью химию реально веришь. Здесь даже проглядываются некоторые элементы взаимоотношений, которые Ричард Доннер использует потом в фильме совершенно другого жанра 'Смертельное оружие', где, как окажется, такая химия почти идеально работает. Плюс, Харви Стивенс весьма убедительно отыграл роль дитя самого зла. Не такой сильный перформанс, как у Линды Блэр из 'Изгоняющего дьявола', или Хэйли Джоэла Осмента из 'Шестого чувства', но и не современные дети в хоррорах, которые вместо того, чтобы нагонять жути, только раздражают. Поэтому игрой этого пацана более чем доволен.

Во-вторых, постановка Доннера реально отличная. Сцена, когда на героев набрасывается свора обезьян не на шутку пугает, а другая сцена, когда за героями Пека и Уорнера наблюдают со стороны и потом оказывается, что это стая ротвейлеров тоже поставлена так, что по телу бегут мурашки. Но есть и те сцены, которые стоит признать, ныне выглядят скорее глупо. Так, смерть священника, которая по идее должна пугать, на деле оказывается скорее забавной, чем страшной. Такое ощущение, словно Доннер специально хотел, чтобы её разобрали на мемы, а Эдгар Райт в 'Типа крутых легавых' 30 лет спустя оригинально спародировали её. Вообще, сам священник для такой истории выглядит чересчур карикатурно, почти как герой Лумиса из 'Хэллоуина', чьи изречения про чистое зло внутри Майерса ныне выглядят довольно наивно. Этим, к слову, фильм мне зашёл меньше, чем тот же 'Ребёнок Розмари', в котором нелепых моментов даже ныне 50 лет спустя очень трудно найти.

Но в-третьих, главное, что лично для меня сделало наверное 50% всех страшных сцен фильма по-настоящему страшными, так это музыка Джерри Голдсмита, причём одна из лучших за всю его карьеру. Вообще, по количеству запоминающихся мелодий из фильмов этого парня можно назвать едва ли не вторым после Уильямса. Именно он подарил музыку к 'Звёздному пути', 'Планете обезьян', 'Китайскому кварталу' и другому популярному хоррору 'Полтергейст'. Однако здесь его музыкальные композиции, кажется, достигли пика. Скажем, сцена падением героини Ремик не была бы и на десятую часть такой страшной, если бы не саундтрек Голдсмита. Именно его музыку можно назвать примером идеальной хоррорной композиции. Даже когда её отдельно слушаешь от фильма, она нереально будоражит. За музыку смело можно накинуть не один балл.

Но почему же лично меня фильм испугал не так сильно, как на то хотелось бы? Трудно сказать. Возможно, дело в том, что мною было просмотрено немало хорроров на этом веку и даже таким фильмом заядлого любителя ужастиков уже не удивить. А возможно дело в том, что этот фильм ещё на стадии съёмок получил статус 'проклятого' за ряд произошедших пугающих событий, от которых волосы встают дыбом сильнее, чем после самого фильма. А возможно тут просто дело вкуса.

Но в любом случае, фильм можно и даже нужно рекомендовать к просмотру. Это всё ещё добротно снятый хоррор, к которым в те времена ещё не относились как к пустому заработку (хотя вроде с приходом в жанр Эггерса и Пила ситуация потихоньку выправляется, кто знает) и на фоне последующих сиквелов и ребута, этого 'Омена' можно даже назвать шедевром, хотя я знал фильмы и намного более пугающие.

17 апреля 2022 | 15:52
  • тип рецензии:

Решил я тут освежить в памяти старую добрую франшизу про сына дьявола и начал с классического Omen 1976 года. Впечатления любопытные.

Ну, во-первых, не страшно ваапче, то есть совсем. Понятно почему - кино известно назубок, скримеров там немного, там всё больше нагнетанием пугают. Причём, достаточно неторопливым нагнетанием. Одно дело, когда ты такое в 1970-х в кино смотришь, другое - в 2020-х дома. Ну, то есть, как фильм ужасов Омен кончился. А что тогда осталось?

Остался, как ни странно, стильный детектив. Вообще, первое слово, которое приходит в процессе просмотра - винтаж. Потому как кино снято очень тщательно. Всё там аутентичное - архитектура, интерьеры, костюмы и причёски 70-х, машинки. Вкуснота. А так как кино неторопливое, то есть время всё это рассмотреть.

Кино именно неторопливое, что удивительно видеть от создателя 'Смертельного оружия'. Но тут Доннер совершенно сознательно сбивает темп, ему нужно познакомить зрителя с персонажами, вызвать сопереживание, а то поначалу красавчику-аристократу как-то сочувствовать неохота, тоже мне страдалец. Но ближе к концу Пек всё-таки влезает зрителю под кожу. Богатые тоже плачут и всё такое.

Сюжет, думаю, пересказывать нет смысла, тем более, что в нашем бездуховном обществе он ничего кроме улыбки уже не вызывает. Отметить можно отличного оператора и классную музыку, которая периодически выходит на первый план.

Что ещё можно сказать по актёрам. Всё там с ними хорошо, все играют то что нужно, даже собачка. Я бы выделил двоих. Во-первых - пацана. Не знаю уж, как режиссёр его мотивировал, но рожи ребёнок корчит - что надо, прям веришь. Но ещё лучше лицом играет актриса Билли Уайтлоу, в роли гувернантки Антихриста. Вот кто создаёт процентов 50 всего саспенса, такая у неё зловещая физиономия, любо дорого смотреть. Ну и рестлинг с Пеком в концовке, когда он пытался затыкать её вилками, тоже получился отличный.

Короче говоря, если охота спокойно провести вечерок за чем-то стильным и неторопливым - велкам. Любители ужасов идут мимо.

24 марта 2021 | 17:04
  • тип рецензии:

Год 1976. Омен

- Вы видели мою жену?
- Я видел его мать.


В 2006 году вышел фильм ужасов «Омен». Тогда я еще не знал, что он является ремейком ленты 1976 года, приуроченный к 30-летию оригинала. Ремейк мне, мягко скажем, не очень зашел. Посмотрел и забыл. Однако интерес к оригиналу остался. И вот я наконец решился посмотреть эту квадрологию (а их четыре фильма), но оценивать буду только первую часть.

Жена дипломата Роберта Торна рожает мертвого ребенка, и, зная, что она не перенесет эту новость, он втайне усыновляет другого ребенка. Чем старше становится младший Торн, тем больше пугающих событий начинает происходить вокруг него. Кто бы мог знать, что мальчик с ангельским лицом является порождение зла…

Один из немногих случаев, когда ремейк ненамного, но всё же лучше оригинала. В современной версии хоть было немного визуальных эффектов, да и тональность фильма чуть мрачнее. Здесь же вообще пустышка. Ни визуала, ни намека на пугающие моменты – вообще ничего. Я не знаю откуда у этого фильма столько поклонников, а они есть, судя по аж трем сиквелам, но лично я ничего для себя интересного не нашел. Еще и Оскар за лучший оригинальный саундтрек имеется. Но тут понятно. Заглавная тема действительно стоящая, и отлично подошла бы к сотне другой подобных фильмов, которые уж точно лучше этого. Тут же она работает как усиление эффекта мрачности. Хотя усиливать там особо нечего.

Начинается фильм более-менее интригующе. Вступительные титры под пугающую музыку Джерри Голдсмита. Далее идет короткое вступление, и сюжет начинает потихоньку разгонятся. Вот только этого разгона хватило лишь на 15 минут. Пятнадцать минут (!) из двухчасовой картины мне было интересно. Была надежда, что ремейк пересняли ни в ноль, и будет что-то такое, чего я еще не видел. Увы. Переснято чуть ли не покадрово. И началось монотонное повествование, которое скорее убаюкивает, чем интересует. Длиннейшие и нудные диалоги ни о чем, какие-то абсолютно ненужные и постоянно повторяющиеся расследования и т.д. И все это на протяжении двух часов.

Увидев в начальных титрах Грегори Пека я поначалу обрадовался. Каков бы ни был фильм, знаменитый Аттикус из «Убить пересмешника» вытянет всё. Но нет. Талант Грегори Пека не смог компенсировать эту тягомотину на экране. Единственная кто был убедителен на экране, это Билли Уайтлоу в роли няни-защитницы. Типаж у нее такой, играть злодеек получается идеально. Остальные все мимо.

Подводя итог хочется сказать одно. Фильм «Омен» 2006 года показал себя в прокате довольно слабенько и был холодно принят. Но в сравнении с оригиналом 1976 года он получился очень даже годным и смотрибельным. Так что, если захотите ознакомится с этой историей, лучше выбрать ремейк.

3 из 10

02 марта 2021 | 15:42
  • тип рецензии:

Смотри на меня, Дэмиен!

Это все для тебя…


(примерно 13-ая минута фильма)

Омен

Сюжет. У жены американского дипломата рождается мертвый ребенок. Немного подумав, Роберт Торн усыновляет другого малыша с родимым пятном в виде трех шестерок…

С чего начинается этот мистический триллер от Ричарда Доннера (кстати, вроде бы Доннер больше не залезал в хоррор – жаль, “Байки из склепа” не считаются)? Со лжи! Муж врет своей любимой жене. Священник врет главному герою по поводу ребенка. Ложь повсюду. А там где ложь – обязательно поблизости гуляет дьявол (или сатана).

Великая классика, которая появилась спустя несколько лет после “Экзорциста” Фридкина. Я сам вам совру, если скажу, что просмотр дался легко. Доннер долго раскачивается. Положа руку на сердце, хронометраж можно чуть-чуть сократить (все эти прогулки с малышом по парку, забавные фотографии и т.д.). Зато вторая половина фильма (очень жесткая и даже кровавая) – поросячий восторг, шикарная мистика.

Еще есть небольшая претензия к Грегори Пеку (а-хи-хи, сейчас меня убьют). Поймите правильно, Грегори Пек великолепный актер. Это даже как-то нечестно, когда ты засовываешь такого мастодонта в свой хоррор. Переживаешь за его Роберта Торна всем сердцем. Пек в “Омене” играет хорошо, он вообще не умеет играть плохо. Но, давайте будем честны – актер больше подходит на роль дедушки Дэмиена, а не на роль отца. Фильм вышел в 1976 году, т.е. Пеку здесь под 60 лет.

Возможно, придираюсь, но вот этот момент бросился в глаза. Парнишку на роль Дэмиена подобрали хорошего (его ухмылку уже никогда не забудешь). Отдельно отмечу зловещую служанку (актриса Билли Уайтлоу прекрасна). Ротвейлеры – прислужники дьявола, круто. Гениальная музыка Голдсмита. Плюс – мрачная тревожная атмосфера (зацените сцену на кладбище или когда священник убегал от грозы на улице под дождем).

А самое главное – замечательный сценарий Дэвида Зельцера. “Омен” моментально вошел в историю хоррора и заимел целую франшизу. Не побоюсь этих слов – очень влиятельный фильм ужасов. К просмотру однозначно рекомендую. Уверен, что вы и без меня его давным-давно посмотрели.

Сильная вещь с душераздирающим концом!

8 из 10

08 июля 2020 | 12:19
  • тип рецензии:

Сейчас уже трудно поверить, что такой ремесленник как Ричард Доннер, прославившийся в 80-е серией картин «Смертельное оружие» (которая сама по себе неплоха, но ни на что серьезное не претендует) и окончательно погрязший впоследствии в разном коммерческом хламе, начинал свою карьеру с «Омена», атмосферного шедевра, фильма «чистого страха». Обычно эту картину называют третьей основополагающей лентой в раскрытии «дьявольской темы» в голливудском кино 60-70-х наряду с «Ребенком Розмари» и «Изгоняющим дьявола». Однако, если лента Фридкина отдает дань натурализму хорроров того времени, а работа Поланского ищет зыбкую границу между дьявольщиной и безумием, то фильм Доннера сделан на аптекарских весах, чрезвычайно пропорционально, на чистых полутонах, шумах, шепотах, мелких деталях, вселяющих страх перед будущим.

Насыщенная цитатами из Священного Писания, прежде всего из Апокалипсиса, который она весьма вольно, по-протестантски трактует, картина Доннера прочно вошла в массовую культуру породив множество продолжений, которые не выдерживают с ней никакого сравнения. «Омен» эксплуатирует христианский страх перед последний великим диктатором мировой истории, антихристом, которого Игнатий Брянчанинов назван «гением из гениев», но в отличие от этого фильма он будет не просто удачным бизнесменом, но и религиозным лидером. Первый «Омен» показывает детство, даже младенчество антихриста, и все герои делятся на тех, кто его охраняют и тех, кто пытаются его разоблачить.

Тема «дьявольского дитя» прочно вошла в кино начиная с «Операции Страх» Марио Бавы и гениальной короткометражки Феллини «Тоби Дэммит», но лишь Доннеру, снимавшему по сценарию Дэвида Зельцера на основе его же повести (которую я кстати читал в детстве, в 90-е, когда мы все поглощали мистику в огромных количествах) удалось эту тему докрутить до логического конца, сделав ее инструментом страха. Важно, что в плане воздействия на зрителя режиссер не пользуется клише, прокладывая новые дороги в жанре, и сам того не ведая, закрывает его. Лента вышла в 1976 году, когда хорроры стали из фильмов страха фильмами отвращения, когда уже всходила звезда Кроненберга, когда начиналась мода на слэшеры, потрошиловки, фильмы с большим количеством крови и насилия.

«Омен» же слишком умен для обычного хоррора, в нем слишком много цитат, книжности, страха образованного человека перед будущим, которое он не в силах контролировать. Контркультура разрушила веру Америки в прочное будущее, она маргинализировала протестантизм, его доктрину и мировоззрение миллионов людей во имя меньшинств. Потому протестант смотрел в будущее со страхом, ожидая неизведанного, но предсказанного в Библии. «Омен» транслирует страх прежде всего простого, но начитанного в Библии, сельского протестанта (как показывает третий «Омен», Дэмьен Торн стал волком с Уолл-стрит, финансистом и воротилой, что опять же выражает страх обычного человека перед сильными мира сего, их властью и могуществом, которое с его точки зрения, всегда сатанинского характера).

Перед нами – одна из последних ролей великого Грегори Пека, актера-маркера старого Голливуда, что не случайно, это метафора уходящей старой Америки, которая вытесняется чем-то темных, страшным, неумолимым. Так сложилось, что название фильма Доннера по традиции не переводится на русский, хотя означает – «Знамение», именно знамения времени – соль этой картины, являющейся вымыслом и страшной сказкой только для атеиста. Не так важно, что цитаты в «Омене» вырваны из контекста и вольно трактованы, это очень важное кино о страхе, свойственном именно христианам, суть его можно выразить просто: будущее вскоре окажется неуправляемым, непривычным, непонятным, силы зла приобретут такие формы и такую власть, что бороться с ними будет почти невозможно.

Выйдя в разгар эры порношика, когда контркультура в Америке заняла руководящие позиции всерьез и надолго, когда традиционализм и протестантизм были вытеснены на обочину социальной жизни, «Омен» Ричарда Доннера выразил, как никакой другой хоррор, страх среднего американца перед будущим и сделал это в формах столь утонченных и изысканных, без всякого насилия, физиологии и натурализма, что они оказались совершенно невостребованными жанром, к величайшему сожалению синефилов и любителей умного кино. «Омен» работал на ниве страха зрелого, даже пожилого американца, который уходил с исторической сцены, на место ему пришла молодежь, которую пугал карпентеровский «Хэллоуин», другие ужасы. Эра страха перед инфернальными силами ушла, чтобы уступить место другим фобиям, и хотя сейчас в эпоху «Астрала» она возродилась, но произошло это в каком-то тупом, примитивном виде. Страху умного, начитанного в Библии человека здесь уже нет места.

23 апреля 2020 | 08:43
  • тип рецензии:

Суеверия имеют неприятную способность нарушать привычный уклад и переиначивать его малопонятными, но жуткими символами. И ладно черные кошки или число тринадцать — дело обычное, правда, можно и поспорить, нормальное ли? Но есть оригиналы, которые нипочем не пройдут под лестницей и не вывернут одежду наизнанку: «Ты что?! Накликать вздумал?» Примерно так работают эти вещи, а иногда неприятности случаются стремительно: посмотрел накануне фильм о пугающе-закономерных пророчествах, а утром со внезапным припадком уехал на «скорой». Необъяснимый страх парализует тело и сковывает сознание, но прятаться от неведомой угрозы за семью одеялами также не годится; логичнее понять, либо приблизиться к разгадке тысячелетнего ребуса, впервые описанного в откровении Иоанна Богослова (гл. 13, ст. 18). Если детенышу сатаны и суждено воцариться в мире людей, подчинив своему звериному подобию — то без сочетания шестерок в этом деле не обойдется, как утверждает классика зловеще-мистического кинематографа.

6-го числа 6-го месяца и в 6 утра — безупречно четкие координаты, куда направлен глас владыки Преисподней, уставшего ожидать воцарения. Неизвестен лишь точный год, и он (какое совпадение!) ни разу не произносится в фильме Ричарда Доннера. Имеется тысяча других подробностей, включая многоцветье галстуков консула от Грегори Пека и разновеликие надгробия на старом иудейском кладбище, но конкретной даты нет. Есть лишь один непреложный факт: ранним римским утром сделал первый вздох очень страшный, но по виду ничем не примечательный ребенок. Прожил он свои безупречные пять лет, ни разу не подцепив даже простуду, и только на шестой год как из прохудившейся бочки полилась связанная с ним чертовщина. Нянька подарила малышу Дэмиену саму себя, болтающуюся в петле; жирафы с мандрилами испытали при виде ребенка бешеный психоз, а лучшим другом парню стал ротвейлер, в комплекте с милейшей служительницей дьявола. Никакой мистики в цепи этих происшествий если вдуматься, но как раз обыденностью лента и обеспечивает не теряющий проникновенной мощи эффект. Сколько там уже, 42 года? Не срок для в хорошем смысле старомодного, графически совершенного фильма, по достоинству унаследовавшего все лучшие мотивы «Ребенка Розмари».

Влияние культовой ленты Романа Полански ощущается всюду, и несколько иная компоновка сюжета в данном случае деталь вторичная. Многократно важнее первозданный, животный, не подчиняющийся никакой разумной логике ужас при столкновении с существом из потустороннего мира. Несчастная Розмари лишь в последней сцене смогла округлившимися глазами рассмотреть собственное дитя, а важный дипломат Торн с супругой имели на это недобрых пять лет. Разглядывали, но и поверить не могли в силу противоестественных событий с букетом трагических исходов. Самое печальное и одновременно великолепное — применительно к художественному произведению — немного отчаянная, но вполне оправданная попытка расследовать творящуюся чертовщину. И если не получить в итоге оружие против юного антихриста, так хоть понимать, какими слабостями обладает враг, стоящий перед консулом и его добровольным помощником-фотографом. На актерском взаимодействии Пека с Дэвидом Уорнером в немалой степени держится «гуманность» картины. Не о сатанизме снимал Доннер (в отличие от Полански), отнюдь — о человеческих добродетелях: любви, верности, храбрости и взаимовыручке. Эти качества незнакомы владыке подземной цитадели, и почва для его первичного конфликта с миром живых взрыхлена самыми очевидными причинами.

Анахроничность «Омена» и его непохожесть на прочие киноленты «ужасающей» направленности требуют относится к нему как к ценной музейной реликвии, о которой многие наслышаны, но заглянуть в искомый зал с экспозицией решаются не все. Почему — понятно: чертовы суеверия часто выступают против, но и дав зарок не вестись на чуждую символику лишь за компанию с подверженностями других, в очередной раз приходиться согласиться: мы еще очень мало знаем о тех правилах и распорядках, по которым существует наш мир. Всегда ли может прийти на выручку Христова вера? По-всякому бывает, и даже в истории кинематографа имелись случаи, когда людям приходилось жить и творить с мыслью, что Бог умер, а всем заправляет сатана. Ингмар Бергман на том выстроил сюжет своей первой по-настоящему великой картины «Тюрьма». В сравнении с ней «Омен» на многое не претендует, будучи качественным, добротно поставленным, медленно стареющим, но все-таки жанровым фильмом. Широкой палитры взглядов он не предоставляет, что лишний раз подтвердилось в 2006-м, когда вышел покадрово переснятый ремейк.

Но все же крупицу надежды на лучший исход можно разглядеть и при таких неблагоприятных обстоятельствах, как у Доннера. Пока человек мыслит — он существует, а значит способен противостоять даже самому неизбежному. В ленте 1976 года жертв наивности, незнания, или просто обстоятельств больше, чем коварных интриганов и хищников под масками. Это наводит на мысль, что зло отнюдь не так многочисленно, и самых истовых его почитателей можно пересчитать по пальцам. Приговор, провозглашенный невидимым, без сомнения могущественным, но до поры томящимся в заточении судьей оспорить вряд ли выйдет, адвокаты давно закончили защитные речи. Остается теперь только ждать и постараться не пропустить роковой час с символикой трех шестерок, чтобы отсрочить его еще пару сотен лет.

08 января 2019 | 18:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: