всё о любом фильме:
Статьи

Мир будущего: Когда фильмы о покорении других планет станут реальностью?

Ученые и эксперты в области изучения Земли и вселенной — о том, когда можно будет переехать на новые планеты и о каких опасностях умалчивает фантастическое кино.
Мир будущего: Когда фильмы о покорении других планет станут реальностью?
«Марсианин»

Можно ли уже сейчас выбрать три самые перспективные планеты для жизни, если с Землей что-нибудь случится, как в «Интерстелларе»? Насколько реально отправиться в экспедицию на другую планету, как в «Чужом»? Что ждет нас на других планетах и сможем ли мы вернуться обратно на Землю? КиноПоиск попросил экспертов в области изучения других планет прокомментировать происходящее в современных научно-фантастических фильмах.

На вопросы ответили заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ) Александр Базилевский, младший научный сотрудник отдела физики космической плазмы Института космических исследований РАН Артем Шестаков и младший научный сотрудник лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Сергей Красильников.

Вопрос денег или проблема технологий?

Кино

«Прометей»

«Прометей»

В фильмах серии «Чужой» (например, в «Прометее»), картинах «Пекло», «Марсианин» создается ощущение, что вопрос путешествия на другую планету — это только вопрос денег, а не технологий.

Реальность

Красильников: На данный момент это не совсем так. Нерешенной научной и конструкторской задачей остается перемещение неживого (корабль, оборудование и т. п.) и живого (собственно человек) вещества в пространстве из точки А в точку Б на большие расстояния. В различных фантастических фильмах данная проблема затрагивается или умалчивается, так как мы до сих пор не можем решить данную задачу с физической точки зрения. Наукой и околонаукой было предложено большое количество вариантов быстрого перемещения в пространстве: кротовые норы («Интерстеллар»), различные ускорители, телепортация («Звездные врата») и т. д.

«Последние дни на Марсе»

«Последние дни на Марсе»

Если брать путешествие в пределах Солнечной системы, то на данном этапе развития технологий возможно теоретическое освоение только Марса и Луны. Практическое же слабо выполнимо в ближайшие 20 лет. Освоение других тел Солнечной системы в настоящее время либо нецелесообразно (Плутон, Фобос, спутники Юпитера и т. д.), либо невозможно (Меркурий, Венера, планеты-гиганты).

В случае не путешествий, а целенаправленных краткосрочных экспедиций (таких как в фильмах «Миссия на Марс», «Последние дни на Марсе», «Европа», «Марсианин») возникает несколько сложностей: получение энергии на поверхности спутника/планеты, так как ее нужно будет много; получение воды — в случае Марса и Луны разрабатываются варианты добычи воды из грунта; биологические особенности человеческого организма — воздействие радиации, психологическая нагрузка и т. п.

Фото: NASA

Фото: NASA

Нужно также понимать, что в случае России/СССР мы уже около 30 лет не совершали посадок на Луну и имеем небольшое количество успешных посадочных миссий в последнее время. Перед снабжением пилотируемой экспедиции нужно вспоминать и улучшать опыт освоения космоса времен СССР.

Ближайшие миссии на Луну — «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27» — будут направлены в первую очередь на отработку вывода на орбиту, посадку, управление ровером и т. д. При налаживании сотрудничества с мировыми космическими агентствами реальный промежуток, когда человечество сможет послать человека за пределы системы Луна—Земля, приходится на вторую половину 30-х — 40-е годы XXI века.

Сергей Красильников / Фото: Личный архив

Сергей Красильников / Фото: Личный архив

Шестаков: Научные экспедиции, даже межпланетные, не говоря уже о других системах и тем более галактиках, в настоящее время являются чрезвычайно длительными затеями из-за несовершенства технологий путешествия в космосе. Скорости, достижимые на реактивной тяге, сильно зависят от массы топлива, которое тоже путешествует с вами, поэтому достичь скоростей даже в сотни километров в секунду на реактивной тяге практически невозможно, принимая во внимание то, что впоследствии придется еще и тормозить. Даже путешествия к соседним планетам сейчас займут годы.

Сегодня трудно вообразить физически согласованную систему, позволяющую путешествовать на большие расстояния. Космические расстояния поистине огромны, путешествие в ближайшую систему альфа Центавра — это по космическим масштабам все равно что зайти к соседу по лестничной клетке — займет четыре-пять лет при движении со скоростью, близкой к скорости света.

Артем Шестаков / Фото: Личный архив

Артем Шестаков / Фото: Личный архив

Пилотируемый перелет на Марс возможен уже сейчас, но требует тщательной подготовки и, соответственно, существенного финансирования, однако многие технологии должны быть в деталях отработаны на Земле. Должны быть решены вопросы защиты экипажа от радиации во время перелета и на Марсе, вопрос регенерации воды и кислорода или получения их на месте, вопрос энергетики, поскольку колония потребует существенных энергозатрат, которые могут быть не полностью покрыты использованием солнечных панелей, но, самое главное, вопрос питания.

Несмотря на то, что часть рациона в перспективе может быть выращена в теплицах на планете, колонистам все равно потребуются дорогостоящие поставки недостающих продуктов с Земли. По-видимому, пилотируемый полет к Марсу может состояться в ближайшие 10—20 лет, но создание автономной колонии потребует гораздо больших усилий.

Кино

В фильме «Прометей» исследование другой планеты происходит только по воле корыстного миллиардера, который ищет бессмертие. Что в реальности может стать мотивацией для межпланетной колонизации?

«Прометей»

«Прометей»

Реальность

Шестаков: Освоение других планет — это в первую очередь вызов для человечества, толчок к развитию технологий. В настоящее время сложно назвать достаточно весомые причины, почему нам необходимо перебираться на другие планеты самим. Однако есть важные практические задачи, которые можно решить размещением аппаратуры на Луне. Например, создание стационарной обсерватории, которая сможет делать снимки гораздо более высокого качества, без искажений, вызываемых атмосферой Земли, размещение комплекса для мониторинга космической погоды либо проведения других наблюдений. Такой комплекс может существенно повысить качество измерений без существующего на космических аппаратах дефицита массы и ограничений по энергопотреблению. Крупные исследовательские станции могут дать нам больше информации о природе и составе грунта других планет, что может также послужить дальнейшему развитию технологий строительства, добычи полезных ископаемых и энергетики.

Луна / Фото: NASA

Луна / Фото: NASA

Базилевский: Изучая и осваивая другие планеты, мы поймем, как они устроены, как достигли того состояния, в котором находятся сейчас. А это дает возможность посмотреть немного другими глазами и на свою планету. Американский космонавт Гаррисон Шмитт, который летал на Луну в составе экспедиции «Аполлон-17», назвал Луну запыленным окном в прошлое Земли. И, действительно, изучение Луны в 1960—1970 годы привело к открытию существования в истории Луны 4—4,5 миллиардов лет назад периода очень интенсивной метеоритной бомбардировки. Мы, геологи, ранее об этом не подозревали, а теперь серьезно обсуждается, как с этим периодом связано возникновение жизни на Земле, которое датируется теми же 4 миллиардами лет назад. Эта бомбардировка не давала жизни зародиться и развиваться? Или эта бомбардировка обеспечила неравновесные химические реакции, что привело к возникновению жизни?

Причины бегства с Земли

Кино

В мультфильме «ВАЛЛ·И» человечество покидает планету из-за того, что на ней скопилось слишком много мусора.

«ВАЛЛ·И»

«ВАЛЛ·И»

Реальность

Шестаков: Переселение на другую планету представляется крайне затратным процессом. По-видимому, на несколько порядков превосходящим стоимость переработки отходов. Сомнительно, что человечество когда-либо решится переехать в другой дом, вместо того чтобы убраться у себя. Разумеется, существует вероятность нанести невосстановимый ущерб существующим экосистемам, например радиоактивными загрязнениями, сбросом токсических отходов, однако предотвратить такой ущерб существенно проще, чем потом устранять последствия. О сохранении существующих экосистем стоит задуматься уже сейчас, ведь никто не сорит у себя дома, зачем же так делать на своих улицах, в своих городах, на своей планете?

Красильников: Такой вариант развития маловероятен, так как методы переработки отходов уже разработаны. Скорее стоит опасность загрязнения земли и воды, ядерные конфликты, перенаселение.

Кино

«Интерстеллар»

«Интерстеллар»

В фильме «Интерстеллар» Землю приходится покинуть из-за того, что концентрация кислорода в воздухе стремительно падает, вызывая ухудшение климата.

Реальность

Базилевский: Я как-то не вижу природных причин такого падения концентрации кислорода в воздухе. Разве что мы сами к этому приведем. Но, думаю, вовремя остановимся.

Александр   Базилевский / Фото: Личный архив

Александр Базилевский / Фото: Личный архив

Шестаков: Существуют исследования, показывающие постепенную потерю кислорода нашей планетой. Темп достаточно медленный и, по некоторым оценкам, он составляет порядка 8,4 промилле за миллион лет, что не является опасным для человечества. Однако катастрофические события могут ускорить утечку кислорода и атмосферы в целом. Например, нарушение магнитного поля Земли может спровоцировать цепочку событий, которые повлекут потерю атмосферы, аналогичную Марсу.

Кино

В сериале «Сотня» часть людей возвращается на Землю, пережившую ядерный апокалипсис, спустя 97 лет.

«Сотня»

«Сотня»

Реальность

Красильников: Зависит от количества разорвавшихся боеголовок и типа радиоактивного заряда. Полностью Земля самоочистится через примерно 1 миллиард лет (время полураспада). После ядерной войны должны остаться более-менее чистые места, где человек сможет при определенной защите оставаться на поверхности, но для этого нужны сотни лет.

Базилевский: Наверно, главная опасность — это радиоактивность. А через какое время можно вернуться, это зависит от возможности организовать производство нерадиоактивных продуктов питания.

Шестаков: Всегда есть риск, что изменения климата будут необратимыми. Это относится как к радиоактивным осадкам, так и к загрязнению вод, вымиранию ряда видов животных, нарушению баланса экосистемы, а также глобальным изменениям в виде существенного усиления парникового эффекта и, как следствие, таяния полярных льдов, нарушения освещенности Земли и изменения ее альбедо. Мы живем в очень хрупком мире.

Другие планеты, другие правила

Кино

В таких фильмах, как «Прометей», «Пандорум», «Живое», земляне сталкиваются с открытиями, которые невозможно контролировать или исследовать должным образом. Чаще всего таким объектом оказывается некое живое существо, представляющее для исследователей большую опасность.

«Пандорум»

«Пандорум»

Реальность

Шестаков: Новые открытия в современной науке редко представляют прямую опасность для исследователя, однако не стоит забывать печальную судьбу Марии Кюри. К счастью, сейчас исследователи лучше осознают возможные риски при работе с малоизученными явлениями, современные технологии позволяют лучше заботиться о здоровье исследователей. Что касается работы в полевых условиях, как это показано в фильмах, то тут имеет место ряд допущений.

По-видимому, в реальной жизни перед исследователем будет стоять задача инкапсулировать образец для доставки в лабораторию, где он может быть детально изучен. Разумеется, для получения допуска к работе с каким-либо оборудованием специалист должен иметь опыт работы в направлении и понимать общие принципы и законы физики, описывающие процессы, должен пройти подготовку по работе с оборудованием и должен хорошо знать все изученные свойства исследуемого явления.

Изучение других планет для нас не несет серьезной угрозы, поскольку доступные для человека в ближайшем времени планеты крайне малочисленны, а свидетельства существования внеземных форм жизни пока не получены.

Кино

В «Элизиуме» космическая станция построена частично по принципу Стэнфордского тора.

«Элизиум»

«Элизиум»

Реальность

Шестаков: Преимуществом торической формы станции является возможность создания искусственной силы тяжести, что существенно упрощает акклиматизацию человека на орбите. Такой тор может быть разделен на несколько уровней внутри для увеличения обитаемых площадей, однако нужно понимать, что чем ближе уровень к оси вращения, тем сильнее там искусственное тяготение.

Существующая в настоящее время МКС представляет достаточно затратный проект, поддерживаемый одновременно несколькими странами и являющийся, на мой взгляд, скорее символом человеческих успехов в покорении космоса. Организация крупномасштабной станции на орбите с конкретными задачами по обитаемости и поддержанию комфортных условий потребует исключительных усилий и будет иметь беспрецедентную стоимость. При этом такая станция вряд ли сможет обеспечить все человечество. По-видимому, речь может идти о нескольких тысячах.

Кино

В «Интерстелларе» ученые выбирают три перспективные для жизни планеты и отправляют ученых на их изучение.

«Интерстеллар»

«Интерстеллар»

Реальность

Шестаков: Предположив, что человечеству открылся секрет путешествия со субсветовыми скоростями и гибернации, можно было бы отправиться на нашумевшую Kepler-452b в 1400 световых лет, либо на Gliese 180c в 40 световых годах. На сегодняшний день уже открыто множество экзопланет, отдельно проводится оценка их пригодности для жизни по гравитации, температурному режиму у поверхности, наличию или возможности сохранения атмосферы, удаленности от звезды и ряду других параметров.

Базилевский: Мы представляем, что такое жизнь на Земле. А она требует присутствия жидкой воды и какого-то источника энергии: солнечный свет, вулканическое тепло, химическая энергия. Такая жизнь может быть на Марсе и на спутниках Сатурна, Энцеладе и Титане. Чтобы разобраться с вопросом, есть ли, была ли жизнь на Марсе, надо продолжать изучать его. Это займет, как мне кажется, еще лет двадцать. А чтобы разобраться с возможной жизнью на Энцеладе и Титане, надо посылать на них посадочные аппараты. Но даже в этом случае исчерпывающий ответ получить будет трудно, так как если жизнь там есть, то она под поверхностью.

Наиболее перспективный кандидат для терраформирования — это, конечно, Марс. Надо только сделать атмосферу более плотной. Это, как предлагал мой учитель в планетологии Кирилл Павлович Флоренский, можно сделать, если зачернить полярные шапки Марса, посыпав их марсианским грунтом. Это должно вызвать испарение льда углекислоты, что запустит саморазгоняющийся процесс — приведет к увеличению плотности атмосферы и дальнейшему потеплению.

Фото: NASA

Фото: NASA

Красильников: В последние несколько десятков лет удалось разработать методы по поиску планет в звездных системах нашей галактики. При этом по косвенным признакам можно определить расстояние планеты от звезды, ее примерные физические параметры, состав, атмосферу. По этим данным можно сделать предположение о пригодности планеты к жизни (по крайней мере той, о которой мы имеем представление). Есть определенное ранжирование планет, пригодных для жизни. Для существования белковой формы жизни, безусловно, нужен определенный диапазон температур, наличие воды, давление на планете (размер планеты) и т. д.

При нынешнем состоянии технологий мы не сможем до них долететь. Ближайшая найденная планета находится в 4,2 световых года. Скорость света — 300 000 км/с, скорость нынешних космических кораблей — 40 км/с. На данный момент предлагаются идеи по терраформированию. На мой взгляд, при нынешнем развитии технологий они утопичны.

Читайте также
Новости Бокс-офис США: Фотофиниш «Чужого» и «Стражей Галактики» Космические франшизы разделяет несколько сотен тысяч долларов.
Статьи Акулы по имени Брюс: Возвращение аниматроники в большое кино Механические куклы, которые десятилетия назад были королями спецэффектов, снова возвращаются в кино, оттесняя компьютерную графику. Почему?
Новости Картина дня: Ридли Скотт, Роберт Земекис и «Ведьмак» Netflix сделает сериал из «Ведьмака». Роберт Земекис стал главным претендентом на пост режиссера «Флэша». Новости Голливуда и Каннского кинорынка — в нашем дайджесте.
Комментарии (91)

Новый комментарий...

  • 24

    Гвалиор 18 мая 2017, 13:33 пожаловаться

    #

    В общем, фантасты слишком сильно забежали вперёд, по представлениям середины прошлого века мы уже осваиваем Венеру и построили марсианскую колонию. Реальность, как обычно, оказалась намного сложнее.
    Есть и ещё одна проблема, связанная с нынешней системой. Космос крайне убыточен в краткосрочной перспективе, и чтобы началась полноценная отдача, нужен труд даже не миллионов человек, а целых поколений.

    ответить

  • 5

    SpaceStationOne 18 мая 2017, 13:45 пожаловаться

    #

    фантасты слишком сильно забежали вперёд

    Почему же слишком?
    Разве есть границы для фантазии?

    Реальность, как обычно, оказалась намного сложнее.

    Забавный парадокс: если сказать «реальность оказалась намного примитивнее», то по смыслу получиться приблизительно то же самое, хотя слова «сложнее» и «примитивнее» — антонимы.
    Получается, «примитивнее», потому что «сложнее» :-)

    ответить

  • 3

    Гвалиор 18 мая 2017, 13:55 пожаловаться

    #

    Почему же слишком?
    Разве есть границы для фантазии?

    Нет) Но если брать научную фантастику (я её, собственно, имел ввиду), то она сама себе устанавливает ограничения, а писатели не чураются прогнозов.
    Забавный парадокс: если сказать «реальность оказалась намного примитивнее»
    Парадокс кажущийся) С точки зрения фантазии — да, примитивнее. С точки зрения здравого смысла и логики как раз фантазия примитивна, так даёт довольно сказочные объяснения, вроде «гиперпространственный прыжок», термо-квантовый двигатель модели Рабиновича», «кротовые дыры» и тому подобное.

    ответить

  • 3

    SpaceStationOne 18 мая 2017, 14:09 пожаловаться

    #

    Парадокс кажущийся)

    Эх-х-х…
    А я уже раскатал губу, что вывел интересный парадокс :-)

    ответить

  • 9

    Vadyan 18 мая 2017, 15:56 пожаловаться

    #

    Зато ни один фантаст даже середины 20-го века не мог представить как быстро и сильно продвинутся компьютерные технологии

    ответить

  • 4

    Bellight 18 мая 2017, 22:55 пожаловаться

    #

    Мало фантастики Вы читали.
    Например, сразу вспомнила старый рассказ про изобретателя, который делал микро-устройства для слежения и прочую электронику.

    ответить

  • 2

    css0101 21 мая 2017, 08:51 пожаловаться

    #

    Азимов, Брэдберри. Некоторые из их придумок всё ещё являются фантастикой.

    ответить

  • 6

    ZELMIRA 19 мая 2017, 20:20 пожаловаться

    #

    Быть может, освоение космоса способно стать базисом для новой экономики, а то что-то общество потребления явно стало пробуксовывать?

    ответить

  • Bellight 20 мая 2017, 00:00 пожаловаться

    #

    Лишь бы освоение космоса не стало такой же идеей-фикс, как строительство коммунизма.
    Мы строили, строили и наконец построили.

    ответить

  • ZELMIRA 20 мая 2017, 00:28 пожаловаться

    #

    российская империя и при капитализме толком не пожила, куда уж в коммунизм, рановато вышло. если уж пошла такая пьянка, то у европы в 1918 году шансов на хотя бы социализм было больше, они ведь успели развить у себя капитализм до его империалистической стадии, предпосылки были веские. и по сути они как раз к социализму бодренько так идут, а мы закономерно обязаны пройти стадию капитализма, в т. ч. и бандитского, никуда от этого не деться.

    ответить

  • Это как раз и нужно. Что-бы освоение космоса стало идеей-фикс.

    ответить

  • 5

    luke michaels 20 мая 2017, 00:17 пожаловаться

    #

    общество буксует, но по-прежнему приносит деньги тем, кто правит миром. В том чтобы наш социум перешел на новый уровень развития эти люди не заинтересованы, так как знают что в продвинутом обществе не нужны будут старые ненужные институты (банки, псевдодемократия) и технологии (нефть, двигатель внутреннего сгорания), на которых и основана власть этих людей.
    Исходя из этого, я считаю что фундаментальные открытия и новая экономика всё еще «за горами»

    ответить

  • ZELMIRA 20 мая 2017, 00:31 пожаловаться

    #

    потребительский спрос всилу ряда причин не может бесконечно расти, более того, с развитием природоохраннных технологий и этики культурного потребления он будет сокращаться. и тут уже сама эволюция общества задаёт правила.

    ответить

  • 12

    SpaceStationOne 18 мая 2017, 13:42 пожаловаться

    #

    Большое спасибо!
    Статья категорически интересна.
    Хотелось бы побольше в таком духе.

    Когда фильмы о покорении других планет станут реальностью?

    Думаю, в XXI веке до Марса доберёмся.
    А дальше…
    Ох!

    ответить

  • 2

    FlashBack2210 18 мая 2017, 20:20 пожаловаться

    #

    Было уже пара таких статей здесь. Поищите еще на BBC, там есть интересные материалы.

    ответить

  • 9

    El_principe 18 мая 2017, 13:59 пожаловаться

    #

    Не скоро к сожалению…
    А ведь очень хочется бороздить галактики на Тысячелетнем соколе)))

    ответить

  • 11

    hDen 18 мая 2017, 14:03 пожаловаться

    #

    Когда выходили первые фильмы Клушанцева, наверное всем казалось, что уже завтра полетим на Марс. А сегодня (в далёком после-после-завтра) кажется, что уже никогда не полетим.

    ответить

  • 9

    mulderlp 18 мая 2017, 14:05 пожаловаться

    #

    Я как-то не вижу природных причин такого падения концентрации кислорода в воздухе. Разве что мы сами к этому приведем. Но, думаю, вовремя остановимся.

    Ага, остановимся. Электромобиль мог быть введен в массовое производство еще в 60-х. Вместо этого мы больше полувека травим воздух. Всем плевать.

    ответить

  • 13

    Гвалиор 18 мая 2017, 14:15 пожаловаться

    #

    Прошу прощения, но электромобиль никоим образом не может уменьшить загрязнение воздуха) Нет, в городах, теоретически, станет чище, но давайте не будем забывать про всякие там электростанции, а так же изготовление материалов для этих самых автомобилей.

    ответить

  • 4

    mulderlp 18 мая 2017, 16:17 пожаловаться

    #

    Не может уменьшить, но загрязнение сократит в разы, даже при всех отрицательных составляющих.

    ответить

  • 8

    Гвалиор 18 мая 2017, 17:09 пожаловаться

    #

    Вы забываете про ТЭС, которые вырабатывают нужное электричество, а так же производство и утилизацию аккумуляторов) В теории, хорошо станет только мегаполисам, но на орехи достанется остальным)

    ответить

  • 2

    ScarsSoul 18 мая 2017, 18:09 пожаловаться

    #

    КПД ДВС больше чем КПД ТЭС, плюс потери на самом электродвигателе — т. е. даже тут ДВС «чище». А аккумуляторные батареи — еще та гадость.

    ответить

  • Иксвид 19 мая 2017, 22:45 пожаловаться

    #

    ТЭС работают на газе и на них благодаря стационарности можно использовать более эффективные системы очистки чем на ДВС.

    ответить

  • FlashBack2210 18 мая 2017, 20:22 пожаловаться

    #

    Экомобиль кому выгоден? Газпрому? Шелл? БиПи? Вот вам ответ.

    ответить

  • 1

    Гвалиор 18 мая 2017, 20:30 пожаловаться

    #

    Ну, в своё время конозаводчики пытались побороть автомобилистов, пропихивая законы об ограничениях и всячески мешая. Только им это не больно-то помогло.
    А Газпром, Шелл особо не потеряют, ибо из нефти не только бензин делают, а автомобили на газу зверь очень редкий)

    ответить

  • FlashBack2210 18 мая 2017, 20:23 пожаловаться

    #

    Я как-то не вижу природных причин такого падения концентрации кислорода в воздухе. Разве что мы сами к этому приведем. Но, думаю, вовремя остановимся.

    Сказал он, и на фото на фоне парковка)

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 19 мая 2017, 20:22 пожаловаться

    #

    От угля тоже отказывались тяжело, придет и время углеводородов, не сомневайтесь))

    ответить

  • 1

    ReverseGik 18 мая 2017, 14:06 пожаловаться

    #

    Если не свалим с земли в другую систему, то Солнце уничтожит нас. А потом из млечного пути надо будет. Андромеда, все дела

    ответить

  • 7

    Bishamonten 18 мая 2017, 18:49 пожаловаться

    #

    Солнца можете не опасаться. Человечество самоуничтожится гораздо раньше. :-)

    ответить

  • 5

    Topaz8 18 мая 2017, 14:20 пожаловаться

    #

    Спасибо, статья очень интересна!
    С одной стороны, прогресс не стоит на месте. Самолет — планер был создан только в 1900 г., а наши пра-пра бабушки и дедушки даже представить не могли, что человек покинет пределы Земли.
    С другой, с середины XX века не было создано принципиально новых типов двигателей и способов перемещения в пространстве. Но в середине XXI, думаю, достигнем Марса! Но для этого необходимы огромные денежные затраты, которые не окупятся быстро. А развитие технологий последует за ними.

    ответить

  • 3

    Nattie-K 18 мая 2017, 14:25 пожаловаться

    #

    А вот Хокинг считает, что человечеству стоит в ближайшие сто лет найти себе другую планету, именно потому что различные изменения климата, перенаселение, эпидемии и т. п. могут создать большие проблемы для Земли. К тому же незаметно, чтобы человечество делало большие усилия по очистке Земли от различного мусора, никто не хочет в это вкладываться, все заняты обратным. Так что оптимистичные мнения ученых радуют, конечно, но может, все таки кинофантастика не такая уж и фантастическая.

    ответить

  • 3

    Гвалиор 18 мая 2017, 15:11 пожаловаться

    #

    Да, полно планет, где нет различных изменений климата, перенаселения, эпидемий… Атмосферы, впрочем, там тоже нет, но на фоне вышеперечисленных проблем это так, ерунда)

    ответить

  • 6

    Nattie-K 18 мая 2017, 15:42 пожаловаться

    #

    К сожалению, я не Хокинг и даже близко не стояла, поэтому поддержать разговор на тему освоения космоса не могу, но тренд развития будущего этой планеты представляется не слишком оптимистичным, нет? Статья то, хоть и для чайников, была на тему причин развития космоса не только из соображений чистого любопытства, но и практического применения, в том числе и снижения рисков самоотравления)))

    ответить

  • 5

    Bishamonten 18 мая 2017, 16:50 пожаловаться

    #

    Вы должны понимать, что даже в случае глобальной катастрофы (любой из вышеперечисленных), условия для жизни на Земле всё равно будут лучше, чем на Марсе, Луне или спутниках Юпитера и Сатурна.

    ответить

  • 6

    Nattie-K 18 мая 2017, 17:08 пожаловаться

    #

    Я понимаю. Но это не отменяет потребность науки и кинофантастики моделировать возможные способы освоения других систем и галактик, не так ли?

    ответить

  • 2

    Bishamonten 18 мая 2017, 19:08 пожаловаться

    #

    Конечно, полёт научной мысли не должен прерываться, но тут главное — верное направление и правильно расставленные приоритеты. Что же касается современной кинофантастики, то, в основном, это просто атракцион: максимум компьтерной графики, минимум здравого смысла. Свежий пример — «Чужой: Завет». :-)

    ответить

  • 5

    Гвалиор 18 мая 2017, 17:00 пожаловаться

    #

    А где гарантия, что люди не придумают способ убиться и на других планетах, и это при том, что пока второй Земли не найдено?)
    Что касается будущего этой планеты, то смею заметить, что человечеству всего сраных 600 тысяч лет. Письменной истории около 6-8 тысяч лет. А Земле капут предрекают через миллионы и миллионы лет, и то, не факт, может, чего ещё откроют.

    ответить

  • 4

    Nattie-K 18 мая 2017, 17:16 пожаловаться

    #

    Нет никакой гарантии, поэтому нафантазировать мы можем все что угодно)))
    Все верно, но только за последние 100 с небольшим лет человество от общества с лампой накаливания дошло до нынешних технологий, так что ждать, когда оно само себя уморит чем-нибудь ядреным особо долго не надо…

    ответить

  • 4

    Гвалиор 18 мая 2017, 17:20 пожаловаться

    #

    Даже в случае тотального ядерного удара выживут чукчи и папуасы, да экспедиции в Антарктиде) Человек довольно живучая сволочь, и раз уж он до сих пор не решился на ядерный обмен, значит, не всё потеряно.
    Да и как эвакуация на другую планету спасёт от прогресса и самоубийства от него же?)

    ответить

  • 3

    Nattie-K 18 мая 2017, 17:32 пожаловаться

    #

    Очень на это надеюсь!))
    А Вы предпочитаете жанру космической фантастики жанр апокалиптики на Земле, как я понимаю?))

    ответить

  • 5

    Гвалиор 18 мая 2017, 17:39 пожаловаться

    #

    Наоборот) Просто исход на другие планеты, как по мне, это не решение проблем, это попытка сбежать от них. Сие мне напоминает идеи века 19-го, когда люди искренне верили, что прогресс науки и техники сделает людей лучше, как следствие — мир. Но потом последовало разочарование, а Первая Мировая, по сути, переломила им хребет.

    ответить

  • 5

    Nattie-K 18 мая 2017, 18:44 пожаловаться

    #

    Я не ратую за переселение на другие планеты и уж тем более, не думаю, что место жительства как то изменит суть человечества. Вся суть статьи сводилась к гипотетическому моделированию вариантов дальнейшего развития человечества в направлении космоса, раз уж оно никак не оставит его в покое)

    ответить

  • 3

    andre79 20 мая 2017, 16:43 пожаловаться

    #

    … да только на этом всё и встало, на этих сегодняшних технологиях.
    Вот очередной новый год — автомобиль, телефон, компьютер этого года, и что принципиально нового в плане развития? НИ-ЧЕ-ГО. Кроме внешнего вида.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 19 мая 2017, 20:32 пожаловаться

    #

    Проблема перенаселения решается легко: война, голод, эпидемия. После этих бедствий возможны тектонические сдвиги в развитии цивилизаций, переход к новой формации. Прецеденты были, предпосылки есть и сейчас. Если брать способ гуманнее, то контроль рождаемости уже внедряется в маленьких богатых и густонаселённых странах (все три этих фактора сочетаются лишь а немногих странах). Насчёт переработки мусора опять-таки поспорю — скандинавы мусор завозят, своего уже не хватает.

    ответить

  • 7

    ВНЧ 18 мая 2017, 14:57 пожаловаться

    #

    Землю загадили, давайте весь космос испоганим? Надеюсь, что ещё не скоро человечество выберется дальше Луны.
    На Марсе делать нечего, атмосфера 0,007% от земной, гравитация 0,38, холод -100 градусов. Разве что жить под куполами с хлипкими костями. На Венере хотя бы гравитация в норме, энергии от Солнца в избытке, плотная атмосфера, можно хоть что-то творить.

    ответить

  • 8

    strontium 90 18 мая 2017, 15:32 пожаловаться

    #

    На Венере +500 температура, там только кучку пепла успеешь сотворить

    ответить

  • 5

    ВНЧ 18 мая 2017, 16:33 пожаловаться

    #

    Можно какие-нибудь экраны натянуть, чтоб отражать лишнее солнечное тепло. Это проще, чем подогревать Марс.

    ответить

  • 5

    Гвалиор 18 мая 2017, 17:01 пожаловаться

    #

    Порвутся)))

    ответить

  • Bellight 20 мая 2017, 00:17 пожаловаться

    #

    Закопаться в грунт? Висеть в верхних слоях атмосферы? :)

    ответить

  • 2

    ВНЧ 20 мая 2017, 11:27 пожаловаться

    #

    Можно развернуть на орбите.

    ответить

  • 9

    Bishamonten 18 мая 2017, 16:42 пожаловаться

    #

    На Венере атмосфера слишком плотная. Атмосферное давление «плющит» космические зонды как пивные банки. Добавьте высокую температуру и от человека «мокрого места» не останется.

    ответить

  • 3

    ВНЧ 18 мая 2017, 16:55 пожаловаться

    #

    Атмосферу Венеры есть шанс как-нибудь «разбавить», а на Марсе её никак не уплотнить — всё равно улетучится.
    Я считаю, если гравитация отличается от земной больше, чем на 20%, то туда вообще соваться с колонизацией бессмысленно. Разве что добывать полезные ископаемые вахтовым методом.

    ответить

  • 1

    Bellight 20 мая 2017, 00:19 пожаловаться

    #

    Надеетесь, что человечество в космос не выберется, а сами обсуждаете куда и как выбираться? ;)

    ответить

  • 2

    ВНЧ 20 мая 2017, 11:26 пожаловаться

    #

    Просто прикидываю про ближайшие планетки, шансы почти нулевые. Смотреть на более дальние расстояния даже смысла нет, пока не изобретены телепортация или гиперперемещения.

    ответить

  • 3

    FlashBack2210 18 мая 2017, 20:26 пожаловаться

    #

    Поддерживаю в том, что за пределы Земли нам рано. И в то же время поздно. Угробим и там все…

    ответить

  • nikol.zholobov 18 мая 2017, 15:36 пожаловаться

    #

    Рекомендую к прочтению книги Ивана Ефремова: «Час быка», Сердце змеи» и «Туманность Андромеды». Альтернативный взгляд на фантастику и покорение космоса через призму социально-философской и научно-фантастической мысли советского ученого и писателя. На многие вещи посмотрите с другой стороны.

    ответить

  • Topaz8 18 мая 2017, 16:12 пожаловаться

    #

    Очень люблю Ефремова, но он все-таки утопист. Его рассуждения о социально-справедливом обществе будущего сейчас кажутся наивными и несколько смешными. Например, что у людей не будет почти никаких личных вещей, необходимые блага они смогут получать в общественных местах. И что детей с раннего возраста надо воспитывать в школах. Но при этом родители потом почти не видят своих детей, и их влияние очень маленькое. Но не в этом сила данного писателя… Хотя в целом он верно уловил направление развития технического прогресса и сделал несколько очень верных прогнозов. И очень интересна мысль, что красивое — это рациональное, а пришельцы будущего будут внешне похожи на нас.

    ответить

  • nikol.zholobov 18 мая 2017, 16:45 пожаловаться

    #

    У Ефремова в фантастике больше поднимаются социально-философские темы, нежели фантастические. Да и писал он об очень далёком будущем 3000-4000 годы нашей эры, про коммунистическое будущее(именно с уклоном в философию и социальную тематику человечества). Особенно вспоминается планета и люди Тарманса из «Часа Быка», ох как же она похожа на современные государства нашей планеты именно 21 века))

    ответить

  • Угу, особенно учитывая что в Тормансе много намеков на СССР, недаром в нем Час быка запретили. Больше похоже на то, что от Ефремов от радужных ожиданий будущего советского коммунизма времен написания Туманности Андромеды полностью в нем разочаровался. Недаром у него идеальный общественный строй наступает через несколько тысячелетий, а не в 1980 году))).

    ответить

  • 1

    nikol.zholobov 18 мая 2017, 22:23 пожаловаться

    #

    На Тармансе аллюзия не на СССР, а на Китай и с примесью империалистических государств нашей истории. Плохо же вы знакомы с творчеством автора. Раз не знаете такое)) Да ведь ни в СССР, ни в КНР не было и нет коммунизма. СССР смог дойти лишь до его первой фазы- социализма и то сам же и откатился назад, а затем произошла контрреволюция(начавшаяся в 60ые и завершившаяся в 91 году, теперь мы живем при капитализме) Поэтому Ефремов особенно был прав в своих книгах, говоря о том, что человечеству предстоит долгий и тернистый путь к светлому будущему или же конец цивилизации. Особенно хорошо это описано как раз в Часе Быка. Вот на экранизацию этой книги я бы посмотрел, но кому такое доверить снимать, большой вопрос.

    ответить

  • Рукалицо. Вы всерьез считаете что писателю в Союзе позволили бы прямым текстом написать про СССР что-то отрицательное? Ну тогда с вами все ясно, вопросов больше не имею.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 19 мая 2017, 20:45 пожаловаться

    #

    Разрешите влезть с вопросом? Во-первых, а было ли в российской империи достаточно предпосылок для перехода в социалистическую формацию? Ведь в 1917 году Россия и с феодализмом-то толком не рассталась, а вот в Европе и новом свете с феодализмом распрощались гораздо раньше. И вопрос номер два: а что же после коммунизма? Формация должна смениться, таков принцип марксизма.

    ответить

  • 3

    BelkaOva 18 мая 2017, 15:36 пожаловаться

    #

    Все упирается в знания, еще не дошли, еще не изобрели. Но в будущем мы обязательно сможем покорить и даже заселить другие планеты, а пока нужно жить здесь и сейчас и творить мир и добро на нашей планете, а не убивать ее

    ответить

  • 4

    dilcha 18 мая 2017, 19:19 пожаловаться

    #

    Спасибо Дарье и Кинопоиск за такую интересную статью!

    ответить

  • 5

    Ginzan 18 мая 2017, 20:08 пожаловаться

    #

    Ну разве что прилетят пришельцы и поделятся с нами технологиями, только на это и остается надеяться. Т. к. своим путем нам до них далеко идти!

    ответить

  • 4

    Rear-admiral 18 мая 2017, 20:17 пожаловаться

    #

    «Такой тор может быть разделен на несколько уровней внутри для увеличения обитаемых площадей, однако нужно понимать, что чем ближе уровень к оси вращения, тем сильнее там искусственное тяготение
    Чем уровень ближе к оси вращения, тем искусстенное тяготение должно быть слабее

    ответить

  • А теперь представьте, что события «Прометея» сбылись в реальной жизни и человечество отправилось осваивать просторы галактики уже в 2094 году.

    ответить

  • 4

    Гвалиор 18 мая 2017, 21:40 пожаловаться

    #

    Как доживу до 2094 года — обязательно сообщу, сбылось ли предвидение Скотта или нет)

    ответить

  • 4

    _-STRANNIK-_ 18 мая 2017, 21:12 пожаловаться

    #

    Коротко о статье:

    - Когда фильмы о покорении других планет станут реальностью?

    - Ближайшая найденная планета находится в 4,2 световых года. Скорость света — 300 000 км/с, скорость нынешних космических кораблей — 40 км/с.

    - Спасибо. Вопросов больше не имею.

    ответить

  • AndreyIG 18 мая 2017, 23:20 пожаловаться

    #

    что чем ближе уровень к оси вращения, тем сильнее там искусственное тяготение
    А не наоборот?

    ответить

  • Ezkaton 19 мая 2017, 12:21 пожаловаться

    #

    Если не освоим космос в ближайшее время, ресурсы на Земле закончатся и мы снова вернемся в средневековье.

    ответить

  • Bellight 19 мая 2017, 23:53 пожаловаться

    #

    Кин-дза-дза помните? Там даже воду как топливо истратили. Так что у проклятых олигархов ещё куча ресурсов. И в средневековье (по социально-политическому устройству) мы уже находимся.

    ответить

  • css0101 21 мая 2017, 08:18 пожаловаться

    #

    Да, технологческое средневековье. Я уже давно про это твержу. Обидно, конечно.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 19 мая 2017, 21:15 пожаловаться

    #

    Всё, что сейчас используется в космическом транспорте, является по сути наработками более чем полувековой давности, принципиально они не изменились. Реактивный двигатель достиг потолка своих возможностей, нарастающим потребностям отрасли он не соответствует. Для строительства масштабных орбитальных станций нужен технологический транспортный прорыв. Пока он не произошел, говорить особо не о чем. Да и с наикрутейшими кораблями типа Энтерпрайза колонизация от хорошей жизни не начнётся, нужна чудовищная встряска для того, чтобы у людей выбора не осталось.

    ответить

  • 1

    Bellight 19 мая 2017, 23:47 пожаловаться

    #

    Один маленький вопрос. После «чудовищной встряски» останется хоть кто-то кто будет делать выбор?
    Без встрясок не хватает ума сделать такой огромный проект, а после встряски тем более не будет.
    Хороший хозяин сани летом готовит. :)

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 20 мая 2017, 00:19 пожаловаться

    #

    ну остались же после эпидемий, мировых войн, революций, голода и террора? фитофтороз в ирландии — следом волна миграции, фашизм — волна миграции, революции — миграции, зверства инквизиции — миграции. очевидно же.

    ответить

  • 2

    Bellight 20 мая 2017, 00:27 пожаловаться

    #

    Миграция по Земле. На хорошо испытанных средствах передвижения. Для этих миграций был создан абсолютно новый вид транспорта?

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 20 мая 2017, 01:05 пожаловаться

    #

    для путешественника древности пересечь атлантику было не так уж легко, всё равно что сейчас слетать на орбиту. трудность достижения цели всегда определяется уровнем развития технических средств.

    ответить

  • 2

    css0101 21 мая 2017, 08:16 пожаловаться

    #

    Ну, от дома до орбиты — огромное пространство, крайне враждебное человеку, 3 (примерно) секунды без специальной защиты, и человек — труп. Да ещё и выпинать этого человека с Земли надо как-то. Это несравнимые трудности как технические, так и физические, как если бы из одной страны в другую перебраться, собрал манатки и хоть пёхом.

    ответить

  • «… чем ближе уровень к оси вращения, тем сильнее там искусственное тяготение»

    Так наоборот же. Вблизи к оси вращения скорее кориолисова сила даст о себе знать

    ответить

  • 2

    RocK111986 20 мая 2017, 09:05 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за статью. Очень интересно.

    ответить

  • 3

    css0101 21 мая 2017, 08:08 пожаловаться Уже

    #

    Отвечаю на главный вопрос статьи «Когда фильмы о покорении других планет станут реальностью?» — уже давно стали. Фильмов о покорении других планет — тьма тьмущая, все они очень даже реальны. А мне, вот, интересно, когда же события этих фильмов станут реальностью.

    ответить

 
Добавить комментарий...