Богатыри на мельничных берегах: Путешествие по студии «Мельница»

Обсудить0

27 декабря на экраны вышло продолжение анимационного хита про трех былинных героев «Три богатыря на дальних берегах». КиноПоиск предлагает открутить время назад, как в сказках, и посмотреть, как шла работа над мультфильмом в студии «Мельница» и каких еще сюрпризов стоит ждать от аниматоров.

В продолжении богатырской саги Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец не без помощи Бабы-яги (Елизавета Боярская) оказываются на необитаемом острове. То есть остров все-таки немного обитаемый, но лучше бы он им не был: живут там туземцы и страшный Гомума. Пока богатыри загорают за семью морями, купец Колыван (Федор Бондарчук), сговорившись с Бабой-ягой, готовит захват власти. Князю киевскому (Сергей Маковецкий) на выручку приходят другие узнаваемые персонажи: конь Юлий, жены богатырей и их многочисленные родственники.

Лицами мультфильма обычно становятся звезды, озвучившие главных персонажей, тогда как пара сотен аниматоров, прорисовщиков, композеров и других людей, создавших этих самых героев, остаются за кадром. КиноПоиск посетил студию «Мельница», когда работа над «Богатырями» была еще в самом разгаре, и изучил аниматорскую кухню, расспросил о новом и совершенно отличном от «Богатырей» проекте «Крепость» и выслушал байку про Лунтика.

В кабинете директора


Путешествие по «Мельнице» начинается с кабинета Александра Боярского, главы студии. «Мельница» располагается в Санкт-Петербурге на улице Мельничной, в аскетичном и безликом советском здании звукоцеха «Леннаучфильма». Коридоры темноваты, да и вообще понять, над чем именно работают здесь люди, не так уж и просто, если не заглядывать им в мониторы. В кабинете же Боярского сразу становится ясно что к чему. Тут стоят узнаваемые фигурки персонажей, висят дипломы за призовые места на фестивалях. Сценарии к «Богатырям» и грядущей «Крепости» — его заслуга. Впрочем, сам Боярский и рад бы отдать эту работу другим авторам, но, говорит, никак не могут их найти.

Процесс создания мультфильма


Боярский просто и понятно может рассказать о таком сложном процессе, как создание анимационного фильма. После того как готов сценарий, продюсерам на суд отдают варианты персонажей. Как только утверждены персонажи, они отдаются в обкатку. Опытные художники создают разные ракурсы для одного и того же героя. «Фактически его крутят со всех сторон. Должна быть понятна его конструкция, как на нем сидит одежда, как на его лице отражаются эмоции. Как он может улыбаться, а как не может. Все эмоции утверждаются», — делится Александр Боярский.

Далее создается тестовая анимация. Становится понятно, как герой ходит, какая у него пластика. Параллельно режиссер работает над раскадровкой, появляется аниматик — черновой набросок мультфильма, с еще пока не прорисованными персонажами. Параллельно идет озвучание. Оно может быть черновым. Тогда режиссер или кто-то из студии наговаривает весь фильм за всех персонажей. В «Мельнице для этой цели часто привлекается Константин Бронзит.

Черновой звук необходим аниматорам, чтобы начать производство мультфильма. Чистый звук пишется уже тогда, когда все нарисовано. Правда, профессиональные актеры, бывает, записываются и до начала производства мультфильма. «У этого есть свои плюсы и минусы, — отмечает Александр Боярский. — Конечно, артист может озвучить богато, с нюансами, которые неартисту сложно изобрести. Мы работаем по-разному. Например, сейчас Сергея Маковецкого позвали озвучить князя киевского до того, как начали рисовать. Богатырей тоже озвучили до производства». Режиссер «Трех богатырей на дальних берегах» Константин Феоктистов соглашается с Боярским: записанный артистами чистый звук очень помогает аниматорам точнее попасть в персонажа, уловить оттенки и сделать персонажа более отточенным.

Режиссер создает аниматик, утверждает тайминг, подкладывает звук и уже отдает это все аниматорам. «Самое главное заключается в том, что режиссер должен точно донести до всех свою мысль и всем объяснить, как живет его персонаж в этом мире», — комментирует руководитель «Мельницы». Каждый аниматор сдает сцену режиссеру, и, если того все устраивает (что, конечно, происходит не сразу), эта сцена отправляется в прорисовку. Аниматор ведь рисует грубым карандашом, не вдаваясь в детали, а после него за дело берутся художники-прорисовщики, которые проводят четкие линии и создают финальный вид всех персонажей и объектов.

Когда и прорисованный вариант утвержден, материалы отправляются на сканирование, и дальше процесс идет уже с помощью электронных технологий. Осуществляется заливка — каждый кадр раскрашивается. После чего кадры попадают композерам, которые сажают на фон персонажей и добавляют спецэффекты. Дальше сцена идет в монтаж режиссеру монтажа.

Еще на этапе аниматика мультфильм смотрит композитор, он общается с режиссером, готовит музыку. Как только появляется достаточно готового материала, хотя бы минут 20, фрагмент мультфильма попадает в звукоцех, где над ним работают звукорежиссер и мастера шумового озвучания. Ассистенты подкладывают звуковые фоны, звук для спецэффектов. После того как есть все шумы, фоны, музыка, записаны голоса актеров, осуществляется перезапись. В итоге над каждым мультфильмом трудится 200—250 человек. Что, впрочем, по анимационным меркам немного.

Первые зрители — обычные школьники

«У нас такая практика существует на студии: практически каждую неделю проходит бесплатная экскурсия для детей, — говорит Александр Боярский. — У нас запись на полгода вперед, наверное. Мы показываем им не только то, что уже сделано, но и какие-то черновые кусочки, смотрим на их реакцию. Это такие наши постоянные фокус-группы. Бывает, что шутка, которую мы уже сто раз видели и считали хорошей, совсем не работает. А бывает, что какие-то проходные вещи вдруг начинают работать. Приходится вносить изменения уже в готовый материал».

Вредные советы от «Лунтика»


«Мельница» занимается не только полнометражными мультфильмами, но и сериалами. Например, среди проектов студии есть «Барбоскины» и «Лунтик», количество просмотров канала которого на Youtube недавно перевалило за миллиард. Оказалось, добрый мультик про симпатягу-инопланетянина Лунтика может оказывать на детей самое что ни на есть пагубное влияние. «У нас как-то была серия, где Лунтик разлил подсолнечное масло по полу и катался в нем, — рассказывает Александр Боярский. — Смешно, весело, хорошая серия. Вот только пара детишек решили повторить его эксперимент, представляете? Разгневанные мамы пишут: „Что вы делаете? Пришел мальчик домой, налил масло и стал кататься!“»

Посмотри, я тебе скинула кактус

В «Мельнице» трудятся и совсем молодые аниматоры, обучаясь у более опытных коллег. И возможность создать полнометражный анимационный фильм — своеобразная ступень в карьере. При мне к Константину Феоктистову, режиссеру самого свежего фильма про трех богатырей, подходит девушка: «Я тебе кактус скинула, посмотри». Константин смотрит, оценивает, говорит, что этот кактус не годится. Кактус уходит на доработку. Феоктистов пришел на студию «Мельница» в 2004 году, не имея никакого отношения к кино и анимации. По специальности он художник-живописец. Начинал с самого низа, с прорисовки, затем прошел тут же, на «Мельнице», анимационные курсы. А уже на «Илье Муромце» Владимир Торопчин взял его себе в помощники делать раскадровки. С тех пор Феоктистов работал в режиссерской группе, занимался постановкой и всегда был правой рукой режиссера.

«Три богатыря на дальних берегах» — его полнометражный дебют. Некоторое время назад он поступил в институт кино и телевидения, и теперь видит себя режиссером. «Каждый фильм про богатырей собирает все больше зрителей, и, конечно, не хочется опустить планку, — рассуждает Феоктистов о грузе предыдущих серий. — Это большая ответственность. Но это и определенная уверенность в том, что фильм посмотрят. Хочется не разочаровать зрителей, чтобы они не говорили, мол, ну вот, уже выдохлись ребята. Мне кажется, это здорово, что каждый проект [богатырской серии — Прим. КиноПоиска] делает новый режиссер. Самому режиссеру это интересно. Посмотрите на „Миссия: невыполнимаТома Круза! Он ведь специально приглашает разных режиссеров, чтобы каждая серия имела свой почерк, чтобы была свежая кровь. Мне кажется, это хорошо. Режиссеры выкладываются полностью».

Аниматоры-универсалы


Коэффициент производительности труда на «Мельнице» очень высокий. Отработанная схема дает свои плоды: специалисты работают быстро. «На западных студиях, например в Disney, есть система, когда один аниматор ведет одного персонажа. Он хорошо вживается в этот образ, отлично его чувствует. У нас такого нет. Наверное, к сожалению. Просто нет таких условий и таких бюджетов. Но за эти годы уже сложился определенный пласт аниматоров высокого уровня, которые ведут самые важные игровые сцены. Своеобразный средний класс складывается», — делится Феоктистов.

Загадочная «Крепость»


Из комнаты, где работают над «Тремя богатырями на дальних берегах», перемещаемся в другую. Здесь на стенах висят фотографии и эскизы старинных пушек и телег. Идет работа над подготовкой к «Крепости». Этот фильм будет серьезно отличаться от всего, что «Мельница» делала раньше. «Этот фильм должен быть даже не столько реалистичным, сколько выпуклым с точки зрения постановочной части. Это война, это осада крепости, это трагедия. Война — это всегда трагедия. Но при этом это приключения, это героизм, это должно быть ярко», — говорит о новом проекте Александр Боярский.

«Крепость» — история об осаде польским войском Смоленска. Главные герои — мальчики Сашка и Федор, которые своими методами борются с поляками, вычисляют предателей и обводят вокруг пальца вражеских захватчиков. «Проект исторический, но у нас нет цели сделать детальную реконструкцию, — рассказывает художник-постановщик «Крепости» Олег Маркелов. — Поэтому где-то мы фантазируем, где-то идем на поводу у своих эмоций. Но нам все равно пришлось съездить в Смоленск, полазить по музеям. Хоть сама история и не основана на каких-то конкретных реальных событиях, материал пришлось накапливать». Для действия фильма, которое длится три дня, взяли раннюю осень, бабье лето, как раз то время, когда осада Смоленска только началась.

Сам сценарий нового проекта предполагает совершенно другой подход к работе. Например, для «Крепости» создан своеобразный цветовой сценарий, из которого понятно, в какой сцене тот или иной цвет подчеркнет ту или иную эмоцию, добавит напряжения. Здесь уже не шесть-семь героев, требующих тщательной проработки, а тридцать-пятьдесят.

Создатели обещают насыщенное действием, но при этом куда более сложное и взрослое, чем «Богатыри», кино. «Это все-таки больше анимационный фильм, чем тот самый мультик. И аудитория скорее будет взрослее и чуть глубже», — говорит Олег Маркелов. Режиссер «Крепости» Федор Дмитриев соглашается: «Это кино о том, что есть взрослый и жесткий мир, а есть маленький парень, который как-то пытается жить и выживать в этом грубом мире».

От тьмы к свету


Здание «Леннаучфильма» с его грустными сумрачными коридорами мало подходит одной из самых успешных анимационных студий России. В октябре 2012 года состоялось крайне важное для «Мельницы» событие: был заложен первый камень нового здания, в котором аниматоры смогут работать в куда более комфортной обстановке. Новое помещение строится специально для нужд студии, и уже там специалисты будут придумывать, рисовать, прорисовывать, заливать и анимировать. Между прочим, среди планов «Мельницы» на будущее есть экранизация сказки Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Вполне возможно, что ее создание будет происходить уже в новых стенах.

«Три богатыря на дальних берегах» в российском прокате с 27 декабря этого года. «Крепость» выйдет на экраны только в 2014 году, зато уже через год, 26 декабря 2013-го, зрители снова встретятся с Иваном-царевичем и Серым Волком в продолжении самого кассового российского мультфильма.

Смотрите также

Премьеры России — 26 декабря

26 декабря 2013

Премьеры России — 27 декабря

27 декабря 2012

Разрушенный метрополитен и богатыри на Московском кинорынке

3 декабря 2012

«Кино Экспо 2012»: Елизавета Боярская станет Бабой-ягой

17 сентября 2012

Главное сегодня

Санса Старк примерит броню в восьмом сезоне «Игры престолов»

Сегодня

«Лучший саундтрек»: Оскаровский баттл композиторов

Сегодня

Мадс Миккельсен: «Играть роль без слов не так сложно»

Сегодня

Появилась интернет-кампания с призывом убрать крысу из «Отступников»

Сегодня

Трейлер фильма «Рокетмен»: Взлет музыкальной ракеты

Сегодня

Слух дня: Fox выпустит мультсериал по мотивам игры «Чужой: Изоляция»

Сегодня

Эмма Томпсон отказалась от мультфильма «Удача» из-за Джона Лассетера

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт