Впервые об инициативе Фонда кино и министерства повысить стоимость прокатного удостоверения стало известно в конце января этого года.
Напомним, что госпошлина, необходимая для получения прокатного удостоверения, составляет 3500 рублей. Чиновники посчитали ее слишком скромной, предложив увеличить сумму до 5 млн рублей. «Это позволит очистить прокат от заметного числа иностранных фильмов низкого качества. Взамен у нас будет больше сеансов под наше кино», — считает Малышев.
Сэм Клебанов рассказал КиноПоиску, почему инициатива чиновников убьет прокат фестивального кино.
17 апреля в Министерстве культуры состоялась рабочая встреча с представителями независимых прокатчиков, на которой обсуждалось введение новой стоимости прокатного удостоверения (5 млн рублей) для картин, выходящих в прокат на более чем 120 копиях. Под этот критерий попадают в том числе фильмы Вуди Аллена, Педро Альмодовара и братьев Коэн, традиционно выходящие на 200—300 копиях.
«Пока мы только встречаемся с представителями киноотрасли и прорабатываем варианты развития событий. Ничего законодательно мы внедрять не будем. Еще рано вообще об этом что-то говорить. Если мы будем что-то вводить, то надо, чтобы все были довольны принятым решением. Чтобы и крупным прокатчикам хорошо работалось, и независимым. И опять-таки еще раз скажу, что никто не собирается артхаусное, фестивальное кино ущемлять. Наоборот, мы хотели бы его еще больше показывать», — приводит «Бюллетень кинопрокатчика» слова главы департамента по кинематографии Министерства культуры Вячеслава Тельнова.
Однако дистрибьюторы, которых попросили внести свои поправки в предложение министерства, отмечают, что, по сути, чиновники «в издевательски вежливой форме предложили подумать, каким именно способом мы бы предпочли умереть». Именно так ситуацию описывает генеральный директор «Вольги» Сергей Спиридонов в интервью БК. Прокатчики обращают внимание, что повышение государственной пошлины является скрытым налогом, а значит, незаконно, к тому же не существует соответствующей законодательной базы, предусматривающей направление собранных средств в Фонд кино, а не в государственную казну.
Повышение стоимости прокатного удостоверения приведет к тому, что независимые компании не смогут приобрести права на рискованные проекты и выпустить их в относительно широкий прокат. Такие, например, как «Далласский клуб покупателей», выходивший на 318 копиях, или «Она», демонстрировавшаяся на 270 экранах. Обе ленты не окупились в прокате, несмотря на успешную фестивальную судьбу. Непредсказуемость рынка при высокой стоимости прав на дистрибьюцию и 5 млн рублей госпошлины делает бизнес не просто рискованным, а практически невыгодным.
По информации «Коммерсанта», дистрибьюторы направили в Минкульт документ, в котором предлагают ввести стоимость прокатного удостоверения в 5 млн рублей только для иностранных фильмов с кассовыми сборами не менее 300 млн рублей. «Для остальных картин стоимость прокатного удостоверения предлагается привязать к бокс-офису. С фильмов с кассой до 50 млн рублей не взимать ничего, с кассой 50—100 млн рублей — 0,5% сборов, 100—200 миллионов — 1%, 200—300 миллионов — 1,5%», — цитирует газета предложение кинопрокатных компаний. По информации «Бюллетеня кинопрокатчика», компании отправили в Минкульт еще одно письмо с просьбой не считать данные предложения «инициативой снизу», поскольку они были написаны под давлением информации, что решение уже, по сути, принято и требуются только срочные комментарии».