Центр изучения репрезентации женщин на телевидении и в кино ежегодно публикует несколько любопытных отчетов. Самый свежий анализирует то, в каком объеме женщины представлены на экране. Отчет базируется на изучении более 2500 персонажей в 100 самых кассовых фильмах американского проката в ушедшем году (иностранные фильмы не учитываются). Подобные исследования проводятся с 2002 года.
В 2015 году женщины были главными героинями в 22 % случаев, что на 10 % больше, чем в 2014 году, и на 6 % больше, чем в 2002-м. За всю историю исследований это максимальное значение. Мужчины были главными героями в 52 % случаев, в 26 % фильмов главные герои представлены ансамблем женских и мужских персонажей. Главных героев исследователи определяли так: это то действующее лицо, с чьей точки зрения рассказана история.
В 2016 году на экранах появится первый ремейк, в котором мужские персонажи станут женскими. Это «Охотники за привидениями», за которыми должны последовать женские варианты «Одиннадцати друзей Оушена» и «Неудержимых».
К тому же в прошлом году женские персонажи составили 34 % от всех основных персонажей. Это тоже рекордная для всех лет проведения исследований цифра. Основными в рамках исследования считаются те персонажи, что появляются более чем в одной сцене и существенно влияют на развитие сюжета. Наконец, еще одна рекордная цифра: 33 % всех персонажей с репликами были женщинами. То есть 67 % говорящих на экране — это по-прежнему мужчины. Тем не менее это самая высокая цифра с 2002 года.
Кажется, что цифры должны радовать. В конце концов, 2015-й поставил несколько рекордов. Однако если взглянуть на историческую перспективу, то становится понятно, что нет стабильного увеличения женского присутствия на экране. Процент главных героев женского пола колеблется от 11 % (2011) до 22 % (2015), при этом в 2002-м значение было средним (16 %).
Впервые исследователи решили подсчитать, как часто женщины появляются в роли антагонистов. В 2015 году женщинами были 18 % антагонистов, 57 % были мужчинами, 10 % — ансамблем. В 15 % случаев источником конфликта были природные катастрофы (например, землетрясение) или другие факторы.
Сексизм проявляется не только в количестве реплик и экранного времени. Возраст — тоже любопытный показатель. Женские персонажи по-прежнему моложе мужских. Большинству героинь от 20 до 30 (24 %) или от 30 до 40 лет (28 %). Герои-мужчины обычно показаны 30-летними (27 %) или 40-летними (30 %). Наконец, исследователи учитывают и то, как показаны мужчины и женщины на экране. Например, есть ли у них четко обозначенная профессия? У 78 % мужских персонажей есть. Женщинам снова везет меньше: только у 61 % киногероинь есть четко определяемая работа или занятие. Непосредственно находящимися на своем рабочем месте показаны 64 % мужских персонажей и только 44 % женских.
Если бы подобное исследование проводилось в России, результаты, пожалуй, мало бы отличались. Во-первых, список самых кассовых картин в прокате частично совпадет с американским — российский зритель смотрит те же голливудские фильмы. В списке же самых кассовых отечественных лент прошлого года с трудом можно найти ленты, где очевиден главный герой женского пола. В десятке самых успешных лент это, пожалуй, только «Битва за Севастополь». В военных драмах «Батальонъ» и «А зори здесь тихие...», несмотря на большое количество сильных героинь, есть и влиятельные мужские персонажи, а часть повествования дана с их перспективы.
Исследование Лозен демонстрирует вроде бы очевидную, но от этого не менее впечатляющую в численном выражении закономерность: в фильмах, снятых или написанных женщинами, количество женских персонажей, причем как главных, так и второстепенных, гораздо выше. Так, в фильмах, где хотя бы одна женщина была режиссером и/или сценаристом, 40 % всех персонажей с репликами были женщинами. Если же кино создавалось мужчинами (режиссерами/сценаристами), то только 30 %. В фильмах, написанных/снятых при участии женщин, женщины были главными героями в 50 % случаев. А вот мужчины готовы были отдать женским персонажам главную роль только в 13 % случаев. Наконец, 29 % антагонистов были женщинами в фильмах, где хотя бы одна женщина была режиссером и/или сценаристом, и только 15 % — в кино, созданном исключительно мужчинами.
То есть причина очевидна: чем больше женщин участвует в создании (написании сценария, режиссуре) кино, тем больше женщин появляется на экране. Однако до равноправия в этой сфере по-прежнему далеко. Согласно другому исследованию того же Центра изучения репрезентации женщин на телевидении и в кино, мужчины снимают более 90 % американских фильмов (из 250 самых кассовых лент, выходивших в американский прокат, за исключением иностранных фильмов). Только 9 % картин было снято женщинами-режиссерами, и эта цифра была такой же в 1998 году. Среди сценаристов тех же 250 фильмов лишь 11 % женщин, а в 1998 году этот показатель был на уровне 13 %. В целом же цифры не показывают стабильного роста, так что для оптимизма, увы, пока поводов немного.