всё о любом фильме:

Батальонъ

год
страна
слоган«Первый. Женский. Бессмертный»
режиссерДмитрий Месхиев
сценарийИлья Авраменко, Игорь Угольников, Евгений Айзикович, ...
продюсерИгорь Угольников, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, ...
операторИлья Авербах
композиторЮрий Потеенко
художникКонстантин Пахотин
монтажАлексей Маклаков, Мария Сергеенкова, Дмитрий Слобцов
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
$10 000 000
сборы в России
зрители
Россия  2.07 млн
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время120 мин. / 02:00
Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход Великой войны. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю ведут свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения.

По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.50 (481)
ожидание: 89% (2499)
Рейтинг кинокритиков
в России
20%
2 + 8 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1067 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Шоумен из девяностых, Игорь Угольников, почувствовав силушку, продолжает эксплуатировать военную тематику. Но, в-третий раз, собственно, как и в-первый, получилось плохо. Только в «Батальоне» нет Безрукова, который, обнявшись с березонькой, тащит в кинотеатры женщин пачками. Что поделать, женщин решено ловить на женщин. Причин смотреть этот фильм кому-то еще я не вижу.

    Команда сценаристов писала сие творение вооружившись двумя мощными машинами — штамповальной и слезовыжимательной. Невозможно отделаться от ощущения — «это уже было в Симпсонах», все сюжетные твисты предугадываются на раз-два даже одноклеточным организмом. Но ведь не за этим же мы идем в кино на фильм о войне! Правильно, и тут авторы врубают на всю катушку вторую машину и давят, как сволочи. Выжимают все, что можно выжать, каждую чертову слезинку, но делают это в добровольно-принудительном порядке, что начинаешь невольно чувствовать себя последней сволочью, покидая зал с сухим носовым платком.

    Но если вдруг, даже не знаю, но мало ли, вы решили сходить в кино не для, того, чтобы вдоволь порыдать, то делать там, пожалуй, нечего. Все претензии на эпичность баталий растворяются в малобюджетных павильонных съемках, где криворукие операторы усугубляют положение, не дружа с геометрией. А режиссер только и делает, что подливает масло в огонь, находясь явно не в ладах с причинно-следственными связями, оставляя раз за разом немое вопрошание у зрителя на устах: почему?…

    Помимо этого, я долго пытался понять посыл фильма, на протяжении всех, мучительно долгих, 129 минут это даже не проскальзывало тонюсенькой красной нитью. Что видит зритель: все мужчины на экране — это падшие туловища с атрофированным чувством долга. Все что они делают это — бухают, продают Родину и позорят род человеческий. А их слова напоминают откровенную белиберду — несвязный, алогичный и унизительный для произносящего набор слов. И если зритель, каким-то чудом, не уловил гениальную задумку, то герои фильма говорят ему прямо, в лоб, что мужики — слизни. Спасибо, теперь доходчиво, а то были сомнения до последнего. Но не стоит расстраиваться, ведь перед нами выезжает на боевом коне (ой тут неувзяочка вышла, ведь глупые мужики умудрились и всех коней пропить, так что без коня, пардон) русская баба с ружьем наперевес и одним махом поднимает с колен упавший уровень патриотизма, и ведет за собой в бой вчерашних алкоголиков, бьющих мужей и прочую нерадивую солдатню, которая в один момент в один момент сплачивается и дает отпор врагу! Это ли не чудо, аллилуйя!

    Но стоит задуматься, кто же такая русская баба. Не смотря на полную дискредитацию мужчин, нам с завидным постоянством напоминают, что баба — это все-таки баба, о чем добрую половину фильма говорят сцены несостоятельности женщины, как солдата. Наблюдая за, отошедшей от революционных событий, Россией, через призму слабоумия и отваги в рядах «бабальона», становится становится просто смешно и немножечко стыдно за всех тех, кто приложил руки к созданию этого «шедевра».

    Сейчас я уже сомневаюсь, что этот фильм даже для женщин. Да он оголтелой вате и жертвам пропаганды российского тв не должен понравиться. Вот и получилось, плохое, совершенно безадресное кино. Кому? Зачем?

    5 марта 2015 | 10:36

    Прежде чем преступить к моему скромному опусу, сразу хочу извиниться за несколько экспрессивные вариации названия рецензии, ибо я никоим образом не имел желания дискредитировать заслуживающее уважения геройство женских батальонов Русской армии, пускай и эпохи её деградации, а всего лишь допустил незначительное контекстное отступление, не имеющее отношения к событиям, развернувшимся в межреволюционную историческую эпоху.

    «Батальонъ», как я понимаю, был приурочен к столетней годовщине начала Первой мировой войны. Такие славные её страницы, как, например, Вильно-Молодечненская операция или Брусиловский прорыв, а также другие русские победы, кинематографисты почему-то проигнорировали, и решили сконцентрироваться на её постмонархическом фазисе — «времени смуты, хаоса и отчаяния».

    Середина 17-го года. Вероломно свергнув русского государя, развращённые вседозволенностью масоны Временного правительства развернули планомерную кампанию по разложению Русской армии, в частности, ввели солдатские комитеты и принялись увольнять офицеров, исповедующих монархические убеждения. Вместо того, чтобы удержать в строю профессиональных и боеспособных воителей, керенская братия не придумала ничего лучше, как создать женские воинские формирования, дабы «поднять боевой дух армии» (невольно вспоминается тот самый пресловутый патриотизм как сублимация вожделения, имевший место в бондарчуковском «Сталинграде»).

    Кинокартина Месхиева, который в идею художественного воплощения феномена женских батальонов непременно вложил свой субъективный смысл, по сути представляет собой своеобразный микс из «Адмирала», «Девятой роты» и «Гетер майора Соколова» (даже, кажется, актрисы те же самые). Улицезрев среди носительниц демоничных чёрно-алых шевронов «думщицу» Кожевникову, матерившуюся словно сапожник в «Духлессе», а тут внезапно преобразившуюся в благовоспитанную графонессу, в моём сознании вдруг подспудно закрался фривольный помысел — интересно, а было бы эффектно и смотрибельно, если ей в качестве боевых подруг составили компанию другие «думщицы» — Журова, Хоркина и пр., роль «госпожи начальницы Бочкарёвой» по старшинству исполнила глава верхней палаты парламента Валентина Ивановна Матвиенко, а Керенского — ну если не местечковый обещалкин, то какой-нибудь военно-исторический реконструктор, затеявший распрю в лоне триединого народа, и в дамском платье улепётывающий от разожжённого им пожара? Тем не менее, с ролью российского «халифа на час», заслуженно и далеко не по-аутсайдерски закрепившегося в рейтинге злых гениев России, хорошо справился Марат Башаров, очень натурально передав то самое гадостное выражение лица, которые мы привыкли обозревать на старинных фотокарточках, запечатлевших коварную физию Александра Фёдоровича.

    П. С.

    Немного досадно, что в месхиевко-бондарчуковском фильме так и не сыграла Екатерина Вилкова и, быть может, Екатерина Шпица, которые бы здесь наверняка в порыве фронтового исступления низвергали врага вилкой и спицей соответственно, как каинитки ангелов в апокрифической «Книге Еноха» (простите за может быть не совсем уместный ургантизм).

    8 марта 2015 | 07:13

    Давно существует стереотип, что в России только фильмы о войне получаются… С этим конечно можно согласиться, но Русский кинематограф потихоньку начинает вставать с колен. Но сейчас не об этом.

    Батальонъ- российская драма о первой мировой войне. Фильм повествует о женском батальоне смерти Бочкаревой во время первой мировой войны и непростых времен 1917 года. И можно смело сказать, что фильм удался.

    Этот фильм о героизме и о любви к родине. Первое что бросается в глаза при просмотре- это атмосфера. Она передана идеально. Революционный Петербург, отчаявшееся командование, все эти моменты и хорошо преподнесены и великолепно сыграны.

    По сюжету Временное правительство приказывает создать женский батальон смерти, с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать. В батальоне Бочкарёвой были представлены как девушки из знаменитых дворянских родов России, так и простые крестьянки и прислуга. И было интересно наблюдать за отношениями настолько различных по своей судьбе женщин. Но война, неизмеримая никакими словами храбрость и любовь к родине делает из них настоящую команду, которая может постоять за себя и защитить слабых.

    Также стоит отметить схожесть актеров с историческими прототипами- Керенский, Бочкарева и многие другие похожи на нынешних актеров, словно в зеркало смотришь. Это явно сыграло в плюс.

    Пожалуй главный двигатель фильма- это великолепные актерские работы. Тут актрисы постарались на славу. В кадре нас ждали эмоции, которым веришь, героини, за которых переживаешь. Одна из актрис, которая меня впечатлила- это Мария Аронова. Просто слов нет. Сыграла строгую, но справедливую начальницу со стальным стержнем, а также и простую чувствительную женщину.

    Мария Кожевникова сыграла весьма не дурно- учитывая ее прошлые провальные работы. До сих пор в голове крутилась та самая Алла Гришко из Универа, но грамотный подход к роли и серьезность персонажа сыграло Кожевниковой на руку. Остальные актрисы играют замечательно. Каждый персонаж вышел такой небольшой индивидуальностью, от этого мне становилось не всё равно, что происходило с ними.

    Реалистичность картины придает фильму своеобразный экшн, который изображен в виде боевых операций. Израненные, избитые, измотанные девушки под градом пуль подают пример храбрости, мужества и спокойствия, и понимаешь, что на войне все равны- и такие боевые солдатки могут дать отпор любому вояке мужику. К слову о солдат мужчинах- при таком смутном времени для страны, вести себя безразлично, расставив пальцы веером- какие же подонки были на этой войне…

    И наконец, сама история подана интересно, грамотно, без приукрас, которая вызывает эмоции и не оставляет зрителя равнодушным. Почти весь фильм насыщен настолько драматическими моментами (их перечисление можно будет считать как спойлер, поэтому перечислять не буду), что почти весь фильм стоял ком в горле и глаза наполнялись слезами…

    Тем не менее для меня было немного неуместно присутствие незатейливого юмора в картине. На мой взгляд, такие жанры фильмов не должны иметь при себе такие моменты, все таки довольно эмоциональный и серьезный фильм. Но это на самом деле мелочи, поэтому многим это в глаза попросту не бросится.

    Батальон во многом схож с 9 ротой и Цельнометаллической оболочкой, но это не в коем случае не опускает его в плане годной военной драмы, все таки клише присутствуют во многих фильмах. Также безрыбье на фильмы о первой мировой войне делает его одним из фильмов — фундаментом для этого временного отрезка.

    Из некоторых источников мне стало известно, что Батальонъ изначально был снят для телевидения, поэтому полная версия на ТВ раскроет все карты и недосказанность, которые можно встретить при просмотре.

    Как итог- Батальонъ — это отличная атмосферная драма, которая сделана на совесть, без преувеличения и с любовью к нашим ветеранам войн. Это именно та картина, которую должны запомнить и вспоминать ее добрым словом. И аплодисменты, которые были после просмотра, явно говорят о том, что кино действительно получилось искренним и западающим в сердце.

    9 из 10

    20 февраля 2015 | 22:39

    Нет, господа, оно, конечно же, быль. Суровая, жестокая, бесчеловечная. Словом сказка лишь хочется оправдать некоторые наивные повороты сюжеты картины, ибо фильм мне очень понравился. Это тот случай когда чувствуешь запах той эпохи, точно та девочка с отличным нюхом, та в которую точно в масло вошёл немецкий нож… Это ощущение пролога Большой войны, хаоса в которой находилась наша страна в тот год — передано, на мой взгляд, идеально.

    Спасибо создателям, что не стали по-голливудски раздувать любовные сопли с обязательной для такого случая сценой секса. Спасибо Ароновой — потрясающая роль.

    Я не буду акцентировать внимание на огрехах, так как снова повторюсь — сказке то простительно.

    Но об одном фокусе умолчать не могу никак. Что же мы за нация такая — всё в крайностях? До 1985-го изверги «белые», а после диаметрально противоположно?.. Ну ладно, тогда-то строили что-то наподобие новой религии, но сегодня-то почему черним память. Да хватало морального уродства во всех лагерях, и чтобы это понимать — не обязательно жить тогда. Простите, отвлёкся…

    Ну и кстати, рецепт, опробированный ещё «Тихими зорями», работает и сегодня. Скрестите, господа, то что не скрещиваемо и вы получите жёсткий эмоциональный коктейль, катарсис и горькое послевкусие, к которому через время снова захочется вернуться.

    Любите кино.

    9 из 10

    21 февраля 2015 | 14:29

    Батальонъ фильм крайне нетипичный для современного российского кинематографа. И главная его отличие конечно в честности и открытости. Мало какие фильмы способны показать по настоящему тяжёлые для страны и людей события не скатываясь, совсем уж в откровенную чернуху. Хотя и без этого фильм вышел весьма тяжёлый.

    Да и время действия выбрано уж больно непривычное. Первую мировую войну, в нашей стране, да и не только в ней одной принято как то замалчивать. Уж больно она получилась одновременно и трагичной и несуразной. К тому же фильм пытается показать нам не героизм нашей армии а момент её наибольшего распада.

    Именно в этом и кроется ключевой недостаток фильма, он слишком просто и однобоко трактует события. Вот наши враги немцы- они плохие, вот солдатские комитеты преимущественно состоящие из красных — они плохие, вот командование состоящее из белых — они плохие, а вот героический женский батальон — и они единственные хорошие.

    Ничуть не умаляю подвига этих женщин так и хочется спросить неужели кроме них вообще никто не воевал за свою страну? Как то странно смотрится в современной картине полное отсутствие полутонов.

    Фильм оставляет после себя тяжёлое послевкусие, вроде и понимаешь, что тогда происходили воистину фатальные для страны события, но не можешь поверить, что они происходили именно так.

    6 из 10

    28 августа 2015 | 20:49

    То, что мы увидели на киноэкранах- усечённый вариант 10-серийного телесериала, который вскоре предложит нам один из федеральных каналов (как в случае с «На безымянной высоте»). Вот теперь сиди и гадай, что лучше: урезанный до 120 минут сериал или растянутый минут на 500 (скорее всего, серии будут около 50 мин.) фильм… Вообще, это чисто российское, через ж… деланное «ноу-хау» — наснимать материала на сериал, сделать из него киноверсию, чтобы срубить бабла на прокате, а потом уже запустить по ТВ целиком… В тех же Штатах давным-давно всё наоборот, без переворота с ног на голову! Тот же Лукас сперва снимает полноценные «Звёздные войны», и только после успешного проката к ним начинают доснимать телесериалы, сиквелы-приквелы, причём это уже ОТДЕЛЬНЫЕ работы, даже с другими актёрами… В России же жадность довела наших киношников и телевизионщиков до того, что, раз потратившись, они умудряются и прокатную «рыбку» съесть, и на телевизионно-сериальный… сесть. И ведь удаётся! Старушка «Коламбиа Пикчерз», под чьим лэйблом и выступает (в том числе в вероятном мировом прокате) наш такой «российский» «Батальонъ», возможно, и удивлена была таким раскладом, но спокойно схавала всё, как крокодил антилопу- бизнес есть бизнес! Обратим также внимание на весьма некислый бюджет этой, не особо визуально и спецэффектно впечатляющей современного зрителя военной драмы (10 млн баксов). Для двух часов «киноэкранки» — выше крыши! Знать, всё вбухано ИМЕННО В СЕРИАЛ! Вот так зарабатываются деньги в России! Что ж, «будем посмотреть» и подумать, стоило ли раскошеливаться на поход в кино…

    Теперь собственно о фильме. Я прочитал многие из выложенных на его странице рецензий и многим из них поставил «лайки». Не собираюсь их дублировать, поэтому напишу, в полюбившейся мне конспективной манере, лишь о том, что ускользнуло от взгляда рецензентов либо о том, над чем они не задумались как следует.

    …Не стоит оспаривать явный факт, что картина готовилась-выпускалась к круглой дате — 100-летию начала Первой Мировой войны. Но по каким-то (техническим, финансовым) причинам она опоздала к «пику» празднования (и так весьма убогому!), потому и выгладит сейчас как ложка, которая была дорога вообще-то к обеду…

    …После просмотра «Батальона» мне вспомнилось, как нам в школе учителя ставили оценки за сочинения. Бывало и такое: за сочинение — «5», а за русский язык, грамотность — «2». Здесь у меня что-то похожее, но в корне другое: за драматизм, саму тему, игру отдельных актёров, постановку, съёмку- 7, а за навязываемую нам позицию создателей фильма, за очередную попытку переписать отечественную историю в угоду современным буржуазным либералам — 2! Это я вот к чему. Люди, которые работали над этим фильмом, СТРАШНО ДАЛЕКИ ОТ ТОЙ ВОЙНЫ и по сути ничего о ней не знают! По большому счёту, они создали заказную урапатриатическую агитку, стремясь угодить поддержать общую «установку» на патриотизм… Я и сам российский патриот, но когда стремление повилять хвостом перед начальством становится самоцелью и идёт против исторической правды- этого не приемлю! Я как раз сейчас пишу книгу о своём героическом деде, который в описываемое в «Батальоне» время воевал в составе частей Русского Экспедиционного корпуса на Балканах, на Салоникском фронте. Дед всё описал в мемуарах и мне, внучку, рассказывал ПРАВДУ: что простым людям, солдатам (русским и вражеским — немцам, австрийцам, болгарам, албанцам) ТА война была НЕ НУЖНА! Потому и братались, потому албанцы и братушки-болгары не вырезали русских по ночам в окопах, как тех же французов!. И так было в 1917-м году НА ВСЕХ ФРОНТАХ Первой Мировой!!! И только правительства стран-участниц этой бойни хотели её продолжать, во что бы то ни стало! А они ведь не ходили в штыковую на немецкие пулемёты, не кормили вшей в окопах! А здесь, в нашем фильме, уставшие от кровавой бойни русские солдаты выставлены быдлом, опившимся немецкого шнапса от германской разведки (!!!) и бьющих прилюдно своих жён — Георгиевских кавалеров (даже при царе офицер не смел ударить солдата с «Егорием» на груди!). А всех, конечно же, подзуживают проклятые большевики, засевшие в солдатских комитетах (мой дед на Балканах тоже был избран в солдатский комитет, где никаких большевиков не было, а все просто хотели конца войны и отправки на Родину!!!). В общем, у меня создалось впечатление, что «Батальонъ» был написан и снят как бы «по заказу» тогдашнего Временного правительства и лично его военного министра Керенского (сперва «За Бога, царя и Отечество», потом- «Война до победного конца»). Только вот оных господ давно уж нет на нашем свете. А заказ и однобокая трактовка неугодных персонажей, получается, остались? Бог вам судья, господа «трактовщики»!

    …В одной здешней рецензии приводится солидный перечень исторических «ляпов». Немного дополню его. Да, в казарме наши «воячки» бегают в «ночнушках», как и их командирша. Такого В ПРИНЦИПЕ не могло быть, поскольку дамы по Уставу были обмундированы в МУЖСКУЮ солдатскую форму, к которой прилагалось нижнее бельё — нательная рубаха и подштанники! Далее. Весь фильм командирша Бочкарёва, даже на встречах с высоким начальством, ходит распояской. Что, во всей Русской армии на её пузо не нашлось ремня, или ей Керенский разрешил? Нонсенс!!! Кстати, погоны подпоручика наша унтерша получила как раз после тех боёв, а не до них (не спорю, в фильме логичней- батальоном должна командовать «офицерша»). В фильме также не прозвучало правильное название- «Женский батальон смерти» (последний из них пытался оборонять Зимний дворец в известный нам день). Сама же Бочкарёва была расстреляна красными за связь с белыми в 1920 году, и её мне искренне жаль — была великой русской бой-бабой! Есть ли сейчас такие в русских селеньях?

    6 из 10

    4 марта 2015 | 18:20

    Исторический консультант фильма «Батальонъ» был замечен на съемочной площадке другого ерового (от буквы «ъ» — ер) фильма «Адмиралъ». В сущности, на этом разговор о «Батальоне» можно было бы и закончить, однако сей фильм любопытен не сам по себе, а как достойный представитель модной нынче русской исторической клюквы — одного из двух выживших исторических жанров (есть еще пародия типа «Гитлер капут!», и непонятно, какой жанр хуже).

    По сути, вся русская историческая клюква (сокращенно — РИК) различается только яркостью обертки, напрямую зависящей от бюджета. Натягивается она на сюжетный каркас, собранный вокруг оси патриотизма из полуправды, допущений и первоклассной глупости, после чего быстро делается трейлер, пока все не развалилось. В итоге вместо крепкого и цельного художественного высказывания получается нечто шаткое и кривое, эффектное издалека, да убогое вблизи. Вдобавок из этого аттракциона для детей от 12 до 90 торчит ржавая проволока, бесполезная для конструкции, но выкинуть нельзя: это духовные скрепы. Ладно, пусть торчит, главная-то проблема в другом: сколько в проект ни вкладывай, хоть из бархата обертку сделай — внутри те же костыли да арматура. Даже целевая аудитория, точней, те ее представители, кто не совсем путает Вторую Мировую с Троянской, замечают острые углы и барабанные пустоты.

    А худшее в РИК — то, что она обычно закрывает тему, оставляя выжженную землю, на которой нескоро что-то вырастет. Скоро ли появится новый фильм про Колчака, настоящего Колчака, а не это мелкомягкое Хабенское недоразумение? Вряд ли. Вот и про женский батальон смерти Бочкаревой честного фильма мы вряд ли дождемся. Разве что в моду войдет 5D…

    С этим можно было бы смириться, будь «Батальон» ярким и талантливым, пусть даже в ущерб исторической правде. Где там — внутренняя логика в РИК обычно умирает вместе с исторической. Тем, что осталось от трупа, авторы пожертвовали для пущей эмоциональности, ужав пространство мировой войны до питерского дворика, так что, кажется, в России более и нет ничего, кроме ставки Керенского, выведенного самонадеянным дурачком (Башаров постарался), да отрезка фронта, где сражаются наши амазонки. Так, одна из героинь идет в батальон, узнав о смерти жениха (с чего письмо доставили ей, а не родителям бойца — автора спросИте), но находит его раненым без сознания перед отправкой на фронт. Картинно поколебавшись, она таки уезжает воевать с проклятым немцем (А ЧО ОНИ?!), а оклемавшийся боец идет служить адъютантом… к Башарову, куда ж еще? Там на экране он случайно видит хронику боевых действий (ничем иным, кроме просмотра хроники, киноман Керенский принципиально не интересуется), где узнает свою невесту, картинно роняя поднос. Естественно, он уедет на фронт из этого прогнившего притона мнимой свободы. Куда именно? Вы знаете. Ах, это переплетение судеб! О героинях плачут школьницы, об авторах — Болливуд.

    Увы, повествование отдает Индией, только вместо танцев тут боевые действия, оформленные довольно жестко. Угольников и компания пролили литры вишневого сока, пытаясь придать картонным героиням жизни хотя бы в смерти, но более взрослым фильм от этого не стал. Впрочем, в РИК это и не требуется — он не должен заставлять задуматься, ибо размышление — мать крамолы. Он должен внушать мысль патриотического направления, в примитивном виде сводящуюся к тому, что за Родину нужно помереть, и желательно с этим не мешкать. Ни разу за весь фильм не всплывает сквозная, всепроникающая мысль Первой Мировой «А за что, собственно, гибнем?» Зачем тонем в грязи, зачем травимся газом, за что убиваем таких же солдат, как и мы сами? То, о чем ремарковский Пауль Боймер постоянно задумывался, когда не был занят выживанием, авторы фильма облекают в немудрящее «Чтобы немцы нашу землю не топтали». Немцы в подтверждение страданий Россиюшки под их сапогами показаны полными моральными уродами, братающимися исключительно ради хитрого плана, который, к сожалению, ни черта не понятен, поскольку до прибытия бочкаревских валькирий тевтонские псы могли невозбранно занять все русские окопы. Русские солдаты, воевать не желающие, старательно дискредитируют идею пацифизма, зато принципиально политически неграмотные солдатки (была там пара пролетарских рож, но их набили и выгнали)отчаянно сражаются с крайне невнятной мотивацией, которую хорошо бы разобрать по-настоящему, да формат проекта никогда не позволит. Нечего пачкать наши чистые сорочки.

    Нет-нет, конечно, с точки зрения зрителя не все так плохо. Мария Аронова великолепна и заслужила дальнейшую карьеру — топовые роли в амплуа бой-бабы она за собой застолбит на раз-два. Качество съемки высокое, бюджет виден на экране, усердие и старание съемочной группы заслуживают всяческой похвалы. Впрочем, это тоже характерно для РИК — создатели убеждены, что делают правое и нужное дело. Патриотическое. Чтоб все прониклись.

    Вот и Верховному понравилось. Якобы говорит, кино очень вдохновляющее и актуальное.

    Мой президент, Троянская война окончена. Кто победил — не помню.

    Должно быть, наши. Судя по концовке — точно наши.

    4 марта 2015 | 00:02

    Сюжетная линия проходит через судьбу российской последовательницы Жанны Д’Арк — волевой и воинственной Марии Леонтьевны Бочкаревой, а также ее женского батальона, печально известного своей участью. История повествует нам о женском выборе и его последствиях.

    Мария Аронова, исполнившая роль Бочкаревой — актриса очень опытная, но больше театральная, нежели кинематографическая. Даже не смотря на это, небольшой послужной список киноролей пестреет давно приевшимися зрителю ее комическим амплуа. Бочкарева же выступает ярчайшим примером многогранности таланта Ароновой, ведь далеко не каждому актеру удается примерять на себя столь противоположные по своей сути «маски».

    В фильме показана тоталитарная борьба женщины с обществом: и она проигрывает эту битву. Женщина обрисована до невозможности бессильной: перед мужчиной, перед руководством и уж тем более перед войной. Поднимается вечный вопрос феминизма. Даже спустя столетие со времен первой мировой войны, колоссально в мире ничего изменилось. Женщина по-прежнему является существом вторичным, вынужденным отстаивать свои человеческие и личностные права, не только в канувшем в лету времени, но и в современном, казалось бы, довольно развитом социуме (не говоря уж о странах «третьего мира» Азии и Африки, где зачастую женский пол не воспринимается в масштабах человека вовсе).

    Что ждет женщину за пределами фронта? Может, беспощадно избивающий за любую провинность муж или, может, похоронка на близкого человека или еще нечто еще более страшное — одиночество? Из таких вот не примиряющихся со своей судьбой и формируется батальон Бочкаревой. У каждой из них есть своя мотивация, свой стимул идти на войну, чтобы защищать, возможно, единственное, что у них осталось — Родину. Насколько женщине было бы несвойственно носить звание солдата, брать в руки оружие, сражаться и убивать людей, она делает это вопреки своей природе, потому что больше некому. Среди мужчин большинство их — дезертиры. Отражается это столь явно, столь вопиюще безыскусно, что вместо предполагаемой ненависти к мужскому полу, невольно начинаешь понимать: так не бывает. Ну не бывает так, чтобы «все мужики — козлы»!

    Одним из продюсеров картины выступил Федор Бондарчук, ярый приверженец военной драмы. Оспаривать его влияние на «Батальон» было бы весьма глупо. Среди картин Бондарчука небезызвестные российскому зрителю более ранняя «9 рота» и свежий «Сталинград». Эти фильмы затрагивают разные временные пласты, разворачивая на экране перед зрителем две различных войны. И если первая история охватывает события социальной значимости, выходя далеко за пределы личностного восприятия окружающего мира, то вторая — поиск сюжета в жизни каноничного обывателя того времени. Проще говоря, те же самые эмоции и чувства не обязательно могли бы быть раскрыты в восприятии какого-то конкретного человека или событий, произошедших с ним. В период любой войны всегда страдают люди и каково же это выступать своеобразным мерилом — кому пришлось лучше, а кому хуже?

    Невозможно поставить «Батальон» в одну линейку и с «Брестской крепостью». Казалось бы, время стремительно движется вперед, что особенно плодотворно выражается в освоении новых для России, доселе невиданных, кинематографических приемов и художественных решений, однако объединяемые общим продюсером Игорем Угольниковым, эти две картины не могут даже конкурировать между собой ни по своей графике, ни по визуализации, ни даже в зрелищности.

    Обращение к тематике первой мировой войны — наименее часто используемая тема в российском кинематографе, тем не менее, «Батальон» весьма сложно отнести к ее лучшим произведениям.

    1 марта 2015 | 12:26

    Коротко вспомним трагические месяцы революционной России, когда армия и флот предали свою собственную Родину, отказываясь воевать. Когда немцы стояли на нашей земле, но никто ничего не делал, чтобы этого исправить. Ужасный 1917-ый, когда огромная империя вдруг стала рассыпаться перед вражеским войском в труху. Мария Бочкарёва, героиня Первой Мировой, увидев, что творится на фронте, лично предложила правительству создание первого женского батальона смерти…

    Не будем вдаваться в детали истории. Важна сама атмосфера того жуткого и безнадёжного времени, которое попытались передать нам создатели фильма. И у них это получилось. Из кадра в кадр зрителям показывают, что на фронте крах, мужчины совсем ополоумели со своими новыми антимонархическими лозунгами, забыв о том, кто враг, а стране скоро придёт конец. Но остались ещё те, кто готов защитить Отечество, свой дом родной. И на этом маленьком корабле здорового патриотизма и проплывает сквозь океан бездушия большая часть кинокартины.

    Что можно сказать об актёрах, персонажах и второстепенных сюжетных линиях? Все актёры вжились в свои роли, веришь каждому движению, каждому слову на экране — это именно та имперская Россия, которую пытаются спасти молодые дамы, хоть и с постимперскими революционными нашивками на бушлатах. Персонажи прописаны хорошо, нет каких-то никчёмных и бесполезных, но тут-то и кроется главная проблема всего «Батальона». Множество сюжетных второстепенных линий не раскрываются. Их вежливо сначала показывают, вот мол, смотрите, какие интересные сцены, а потом просто выбрасывают, продолжая рассказывать историю всего батальона и издеваясь над зрителем. Дабы обойтись без спойлеров, я не буду рассказывать, что именно создатели сочли неуместным, но больше всего меня расстроила выброшенная линия самой Бочкарёвой. Остаётся надеяться на многосерийный фильм, который когда-нибудь покажут по ТВ, и в нём все эти линии раскроются, потому что это правда интересно.

    Ещё один минус, но не сильно бросающийся в глаза посреди серьёзности и идеологии картины — масштаб происходящего. Разваливается целая империя, две страны ведут войну, а нам показывают сотню немцев, сотню русских героинь и ещё сотню бесполезной «солдатни», которая весь фильм играет роль тех самых солдат, которые не видят смысла воевать. Ах, да, ещё целый Керенский и пара десятков офицеров. Из-за этого фронт выглядит каким-то очень-очень крохотным.

    Отдельно хочется рассказать о «солдатне». В этих персонажей вложен весь позор и бесчестье армии 1917-го года, через них передаётся главная проблема того времени. И важно видеть, что создатели фильма стоят всей душой за защитниц, а не за таких вот «защитников» Отечества.

    Делая вывод из всего вышенаписанного, могу сказать, что фильм получился не без нареканий, но сильным, добротным, воодушевляющим. Таких картин в современном российском кино мало, их буквально по пальцам пересчитать. А какой шарм добавляет время и место, учитывая, что обычно все военные фильмы в России про Великую Отечественную!

    Когда пошли титры, зал аплодировал. Не считаю фильм шедевром, но в данном случае был согласен с остальными. Именно такого кино нам в нашей стране и не хватает, очень сильно не хватает. Поэтому обязательно сходите в ближайшее время на «Батальон» в кинотеатр. Он стоит того.

    И помните: это художественный фильм, а не документально-исторический! Художественный фильм о героизме, патриотизме и чести!

    8 из 10

    24 февраля 2015 | 00:11

    2015. Страна празднует 70 лет победы в Великой Отечественной войне, а так же победы во Второй мировой войне. И в этом году было больше фильмов на эту тему, чем в остальных годах. И три из них было посвящено женщинам на войне. Но первый фильм на эту тему был посвящен Первой мировой войне, которую называли все страны в те года Великой или Большой. В России ей было пристроено ещё несколько названий. Так при царе её называли Второй Отечественной и Великой Отечественной (т. е. та Великая Отечественная, которой мы все привыкли, является Второй Великой и Третей Отечественной), а при советской власти её называли Империалистической. И по идее этот фильм должен выйти в прошлом году, ибо в прошлом году было 100 лет с начала этой войны. Но я так понимаю, создатели фильма решили объединить два этих события. И взяли они события для своего фильма почти что не значительное с точки зрения этой войны, и более значительное с точки зрения феминизма. А именно единственный бой первой женской военной единице в России, а именно батальона Смерти.

    Начнем с того, что этот фильм был сделан людьми которые делали три фильма о Великой Отечественной (Второй мировой). И если Брестская крепость и Сталинград (2013) были написаны на плакатах после словосочетания «От создателях», то фильм Свои был не написан, ибо о нем мало кто помнит. А жаль, ибо это была классная антивоенная драма. Что его роднит с Батальон? Их снял один и тот же режиссер Дмитрий Месхиев. В принципе этот фильм похож на все три фильма. Например, от Своих, у Батальона характер чекиста (Сергей Гармаш) у большинства солдат-мужиков и у двух солдаток, а так же отношения персонажей. От Брестской крепости фильму досталась постановка экшена, внимания к деталям, персонаж, который повторяют одну и туже фразу после контузии, и т. д. От Сталинграда фильму досталась красивая картинка, схожий ракурс съемки выстрелов минометов (хотя в этом фильме газометы), атака на фоне огня и все та же постановка экшену. Правда, экшан от Сталинграда тут был добавлен по несколько капель для зрелищности, а в основном это экшен из Крепости. Что касается атаки, она напоминает ту атаку горящих именно фоном, но отличается тем, что никто из персонажей не горит. Однако в основном это все по кальки 9 роты. Хоть многие скажут, что это калька Цельнометаллической оболочка, которая и была прототипом для 9 ротой. Но влияния 9 роты на Батальон все же больше. И это чувствуется на сценах испытание горы (только там спуск, а не подъем) и приказам драться между собой во время одной из тренировке.

    О минусах фильма. Во-первых, это учебка, то есть первая половина фильма. Здесь она слабо сделана, и слабее выглядеть на фоне войны (второй половины). То есть это как Цельнометаллической, где война была показана слаба, только наоборот. Тут даже Хартмана своего нет, хотя по идеи это должна быть Бочкарева. Но я не из тех кто винит фильмы, что он отличается от реальных событий. Во-вторых, это то, что иногда не понятны сюжетные ходы и повествования. К примеру, одна женщина крутит роман с её инструктором, но бремени другая. Как это возможно? Как это произошло? Фильм нам не дает ответа.

    О плюсах фильма. Во-первых, и это главное, что тут в отличии от Битвы за Севастополь (Несломленной), тут персонажей чувствуешь и им сопереживаешь. Да, в учебке этой слабо, но оно есть. Особенно больше сопереживаешь Бочкаревой, могучей Дуся и Вере. Но я больше сопереживал Фроське, ибо я некогда не забуду актрису Рахманову из-за её Белоснежки в 9 роте. Я даже называл её персонажа здесь «прабабушку» Белоснешки. И мне Фросю больше всего было жалка, когда она… И да, я забыл написать частицу «не» пред словом «чувствую», когда писал рецензию о Несломленной, и это мой большой конфуз. Во-вторых, здесь не показана Октябрьская революция. Зная, что подобный батальон охранял Зимний, и зная как относится к ней современный режим, и будучи коммунистом, я опасался этого. Но все обошлось. Вот только члены солдатского комитета были показаны тварями (правда, и в них была человечность), но это терпима. Ибо Керенского тут показали немного безумным, что радует. В-третьих, тут ясны отношения Бочкаревой с подчиненными. Тут нету недопонимания как в Несломленной с Элеонорой и Людмилой (не то дружеские, не то материнские, не то куда серьезнее), ибо они чисто материнские, причем строгой матери. Я бы сказал, что она идеальная жена для Дыгалы, хоть она менее строга. В-четвертых, тут хороший экшен. Да, он слабый, но тем не менее он хорошо поставлен.

    В итоге Батальон получился неплохим фильмом про Первую мировую. Да, он слабее всех фильмов, которые были во втором абзаце моей рецензии. Да, это шаг назад для создателей Брестской крепости, создателей Сталинграда и режиссера Своих. Да, понимаешь, что могли бы снять фильм и по лучше, и про другое события (про оборону крепости Осовец к примеру). Но все же этот фильм выглядит добротно. Да, и на фоне Адмирала и Несломленной этот фильм выглядит куда интереснее. Ибо там не так скучно как в них.

    7 из 10

    4 октября 2015 | 15:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>