Даг Лайман: «Наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

Обсудить0

В Warner Bros. прекрасно понимают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена постоянно могут приносить им приличный доход, но они также осознают, что есть место и для таких экстраординарных проектов, как «Грань будущего». C «Идентификацией Борна» у меня все было сложнее. Пришлось тогда побыть настоящим бунтарем.

Режиссер фантастического боевика «Грань будущего» Даг Лайман является далеко не новичком в мире крупнобюджетных блокбастеров, однако начинал он свою карьеру в независимом кино. Его дебютная работа «Тусовщики» с Винсом Воном и Джоном Фавро, снятая всего за 200 тысяч долларов, стала крупным хитом в середине 1990-х. За ней последовала криминальная комедия «Экстази», с которой Лайман довольно успешно выступил на территории Квентина Тарантино.

Мировая известность пришла к Дагу Лайману после выхода шпионской ленты «Идентификация Борна». В дальнейшем он снял боевики «Мистер и миссис Смит» и «Телепорт», а также триллер «Игра без правил». За «Грань будущего» с Томом Крузом и Эмили Блант Лайман уже получил большую порцию похвалы от критиков.

КиноПоиск принял участие в Q&A-сессии с режиссером на специальном пресс-мероприятии к релизу фильма в Лондоне, где Даг Лайман рассказал о создании «Грани будущего», своих успехах и неудачах, а также об отношении к индустрии телесериалов.

После предварительного просмотра некоторых клипов у нас сложилось впечатление, что в вашем фильме «Грань будущего», несомненно, присутствует изрядная доля юмора. Было ли это изначально заложено в сценарии? Или же все рождалось при помощи талантливой импровизации актеров на съемочной площадке?

Честно говоря, в самом сценарии было не очень-то и много юмора. Порой на съемочной площадке нашим актерам приходилось импровизировать в совсем нелегкой ситуации, ведь на них были надеты некомфортные и громоздкие бронекостюмы. Как вы понимаете, одновременно шутить и передвигаться в подобной манере — это уже сам по себе трюк. Нам даже пришлось задействовать специальные краны, тросы и провода, чтобы поддерживать их равновесие. В общем, просто ужас! Как же я завидую Роберту Дауни-младшему, ведь он в фильмах Marvel Studios чаще всего экипирован только отдельными фрагментами брони Железного человека, а не полным комплектом, как это довелось делать нам.

Было множество репетиций, на которых я неожиданно для себя открыл, сколько тонкого и искрометного юмора имеется в богатом актерском арсенале Тома Круза и Эмили Блант. Боюсь показаться нескромным, но думаю, что у меня тоже есть хоть какое-то чувство юмора. Так что все мы вместе кропотливо разрабатывали именно те эпизоды фильма, которые казались нашей команде по-настоящему смешными.

Насколько реалистичным вы хотели сделать этот фильм, заранее зная, что в нем будут пришельцы?

Для меня было крайне важно, чтобы моя кинокартина не представляла собой лишь одно сплошное нагромождение различных спецэффектов. Я стремился добиться обоснованной и вполне реалистичной атмосферы, несмотря на очевидное присутствие инопланетных существ в фильме. Конечно же, это было трудно, но абсолютно необходимо.

Еще в 2012 году, задолго до начала нашего съемочного периода, мне удалось посмотреть какое-то количество клипов к популярным летним блокбастерам, в которых главные герои сражались с полчищами инопланетян. И даже по технологическим меркам того времени все это зрелище показалось мне уж слишком искусственным и неправдоподобным. Как вообще серьезно может идти речь о спасении мира, если все, что происходит на экране, выглядит как какая-нибудь второсортная компьютерная игра? И где же тут реализм?

Как вам удалось создать такое интенсивное и предельное чувство опасности, учитывая то, что герой Тома Круза в фильме неоднократно гибнет и затем воскресает?

Да, это было действительно сложно, и мы долго бились над этим аспектом. Что касается вашего вопроса, то ни один из подобных моментов, как мне кажется, в фильме не повторяется, даже если все дни и события остаются те же. Билл Кейдж (Том Круз) постоянно прогрессирует и никогда не делает что-либо дважды. Внутри себя он прекрасно осознает, что ему придется потратить целую вечность в одной нескончаемой битве с врагами в качестве пленника бесконечной временной петли. Это обстоятельство является для него сущим адом, так как Кейдж — сам по себе недостаточно смелая личность. И его схватка со временем дает мощный толчок последним сорока минутам картины, где Билл все-таки приходит к полному пониманию того, что он может стать самым обычным смертным.

Судя по вашим основным высказываниям, можно сделать вывод, что вы, по сути говоря, яркая творческая личность, которая никогда не ищет легких путей в жизни. Так ли это?

Если поискать какое-нибудь удачное сравнение, то я скорее похож на летчика воздушного судна, который предпочтет лететь в сильную грозовую бурю, нежели будет дожидаться более благоприятных условий. Для кого-то безопасность превыше всего, а для меня наличие риска и любых препятствий является просто насущной необходимостью, так как это дает мне определенный энергетический драйв. Скорее всего, это было уже изначально заложено в моем ДНК. (Смеется.) По всей вероятности, мне суждено тяготеть к самым сложным и противоречивым вещам как в кино, так и в жизни.

Нуждаетесь ли вы как режиссер в ком-то, кто будет давать вам какие-нибудь ценные советы при работе над фильмом?

Признаться честно, нет. Когда я снимал «Идентификацию Борна», мой первый фильм для студии Universal, то сотрудничал с одним известным продюсером, на которого, как я тогда предполагал, можно было вполне положиться. Но, к сожалению, этот человек нам больше мешал, чем помогал, и постоянно твердил о том, что нужно делать, а что нет. Припоминаю и еще такой случай из 1990-х, когда я делал фильм «Тусовщики». Тогда я даже не мог позволить себе пригласить ни одного более-менее известного актера, так как это было нам совсем не по карману. Тем не менее это не остановило меня от реализации многих других важных вещей в этом проекте. В итоге мы сняли картину всего лишь за каких-то 200 тысяч долларов, а мой следующий фильм «Экстази» обошелся уже в 3 миллиона долларов. После этого никто из киноиндустрии уже особо не мог давить на меня как на режиссера.

Поэтому я совершенно не понимаю тех крутых продюсеров, которые часто пытались убедить меня в том, что мы чего-то не можем. Мне иногда приходилось напоминать им всем о том, что я спокойно мог снимать свое раннее кино за совсем смехотворный мизерный бюджет. Как же тяжело ладить с подобными людьми! У меня такой подход: если у тебя есть идея, в которую ты свято веришь, то все равно сможешь ее осуществить любыми средствами, и неважно, какие для этого понадобятся деньги.

(Вопрос КиноПоиска) Во время сегодняшнего мероприятия для прессы вы говорили о фильме «Телепорт» и о том, как вы порой учитесь на собственных ошибках. Можете ли рассказать об этом поподробнее?

Интересный вопрос. Жаль, что этот фильм 2008 года понравился далеко не всей зрительской аудитории. Дело в том, что «Телепорт» — это история о супергероях, но я с самого начала решил пойти против всяческих правил и штампов, присутствующих во многих картинах подобного жанра. Я тогда сказал себе, что мы сделаем именно то, чего публика будет ожидать меньше всего. Через личностную трансформацию главного героя Дэвида Райса (Хейден Кристенсен) мне захотелось проанализировать следующее: почему всех людей со сверхспособностями автоматически провозглашают в ранг хороших супергероев? И почему они постоянно должны кого-то спасать, вместо того чтобы хоть раз хорошенько подумать о самих себе? Я понимаю, например, такую позицию по отношению к Человеку-пауку, Бэтмену или Железному человеку, но в нашем же случае все обстоит несколько иначе.

Если вы посмотрите на большинство моих фильмов, то поймете, что в них чаще всего главное действующее лицо — антигерой с целым ворохом проблем. Меня больше интересуют такие неоднозначные личности. Да и кто сказал, что в человеческой сущности все всегда должно сводиться только к одному лишь позитиву? И тогда у меня возникла вот такая оригинальная идея: в конце фильма для моего супергероя важнее всего выжить, что совсем идет вразрез с тем клише, где в финале главный герой должен во что бы то ни стало спасти свою любимую девушку. Эта ситуация намного реалистичнее и олицетворяет собой нечто такое, что могло бы произойти на самом деле.

В свое время, когда я проходил учебу в Нью-Йоркской киношколе, у нас даже был специальный курс, который, можете только представить себе, назывался как «Женщина в ловушке». И, как вы прекрасно понимаете, эти слова говорят сами за себя. (Смеется.) Нас всегда учили тому, что в третьем акте практически любого экшн-фильма обязательно должна присутствовать некая беззащитная девушка, нуждающаяся в помощи настоящего героя-спасителя. Мне эти лекции на всю жизнь запомнились, и вот поэтому вы никогда не увидите такого расклада событий в моих фильмах. Ох уж эти голливудские клише!

Кстати говоря, совсем чуть не забыл упомянуть, что у «Телепорта» не было ни одного предварительного показа для обычных зрителей, в отличие от моих предыдущих фильмов, так что было сложно предугадать будущую реакцию публики. Помню, когда у картины состоялся первый релиз, некоторые люди, находившиеся в зале, с негодованием бросали горстями свой дурацкий попкорн прямо в экран. Я предполагаю, что им очень не понравился наш странный эгоистичный супергерой, в корне отличающийся от того классического позитивного образца, к которому они все так привыкли.

Продюсеры всеми силами настаивали на обязательной смене концовки фильма, но я наотрез отказался это делать. Мне все еще кажется, что они до сих пор мне этого так и не простили. Тем не менее я абсолютно уверен в том, что подобные риски порой просто необходимо брать на себя, если ты считаешь, что хоть чего-то стоишь в этой жизни, но от серьезных падений, увы, никто из нас не застрахован.

(Вопрос КиноПоиска) В «Идентификации Борна» был очень классный энергичный саундтрек, который успешно дополнял интенсивную атмосферу фильма. Стоит ли ожидать подобного эффекта от музыкальных тем композитора Кристофа Бека в «Грани будущего»?

Да, безусловно. С самого начала хотел взять в проект композитора Джона Пауэлла, с которым мне много раз доводилось работать ранее, но сейчас он настолько занят, что сочиняет лишь одну классическую музыку. Я, конечно же, уважаю его собственный выбор, но очень жаль, что в ближайшее время мы так и не сможем с ним больше сотрудничать. Таким образом, пришлось начать все сначала. Мне хотелось найти композитора, который еще не пробовал себя в экшн-фильмах. Я остановил свой выбор на Кристофе Беке, делавшем интересные миксы в таких известных кинокартинах, как трилогия «Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Холодное сердце» и т. д. Он, несомненно, талантливый композитор, который всегда пишет качественные музыкальные темы для самых разных голливудских проектов. Судя по тому, что я уже успел послушать от Кристофа, мне кажется, что у нас с ним все отлично получится. Вместе мы постоянно пытаемся создать нечто уникальное в плане звука для «Грани будущего», что сочетало бы в себе лучшие элементы от романтических комедий, фантастических боевиков и классических военных картин. Ведь удачно подобранная музыка — это один из самых важных и определяющих компонентов при создании любого фильма.

К слову, мне весьма импонирует то, что в фильмах о войне с инопланетными захватчиками ты как бы возвращаешься в более ранние времена, когда люди конкретно знали, кто является их настоящим врагом. Например, в дни Второй мировой это были те, кто носил свастику. Тогда еще присутствовала явная грань между добром и злом. Сейчас же весь мир стал более сложным и неоднозначным. Но в «Грани будущего» все предельно четко и ясно: люди хорошие, а пришельцы плохие.

И, конечно же, при помощи точно подобранной и эмоционально насыщенной музыки мы с Кристофом стремимся как можно глубже раскрыть характеры двух наших главных героев (Билл Кейдж и Рита Вратаски), оказавшихся волею судеб в тылу врага и вместе тяжело переживающих все повторяющиеся события одного и того же проклятого дня.

Вы как-то признались, что вам понравилась оригинальность японского романа Хироси Сакуразаки «Все, что тебе нужно, — убивать», на основе которого и был написан сценарий этого фильма. Но что вы скажете по поводу мнения тех, кто считает, что «Грань будущего» уж очень напоминает что-то среднее между «Днем сурка» и «Матрицей»?

Они, конечно, могут говорить все что угодно, но пускай для начала хотя бы посмотрят до конца мой фильм, прежде чем делать какие-либо поспешные выводы. Как я уже говорил ранее, мне очень повезло, что я делаю эту картину именно с Warner Bros, так как они здорово поддерживают меня практически во всех творческих начинаниях. Компания очень хотела, чтобы я создал нечто авторское и оригинальное. Разумеется, они прекрасно понимают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена постоянно могут приносить им приличный доход, но они также правильно осознают, что есть место и для таких немногочисленных экстраординарных проектов, которые явно будут выделяться на общем фоне многих других фильмов студии. Так что представители Warner Bros. вполне уверены за судьбу «Грани будущего» в мировом прокате.

А вот с «Идентификацией Борна» было все по-другому. Я тогда, как самый настоящий бунтарь, пошел против Universal и критиковал их в прессе при любой первой представлявшейся возможности. Но, как вы все знаете, в итоге фильм оказался большим хитом, чем я был вполне удовлетворен. Тогда все наконец-таки поняли, что я спокойно могу работать в абсолютно разных направлениях.

Сложно ли вам было создавать совершенно нового персонажа для Тома Круза, зная, что привычная публика чаще всего воспринимает его как звезду популярных голливудских блокбастеров?

Я всегда хотел создать подобную историю, где в самом центре внимания оказался бы именно вот такой нетипичный герой. И все это в полной мере уже присутствовало в нашем сценарии. Извините, но еще раз вернусь к сравнению с «Телепортом». Здесь принцип тот же: если у тебя имеются невероятные сверхспособности, то это еще совсем не значит, что мораль обязательно должна быть где-то рядом. Ты все еще остаешься той же личностью, которой был раньше, но с более усиленным и обостренным восприятием мира. В нашем же случае персонаж Тома Круза так и не пройдет через полную трансформацию в избранного героя, которую все зрители уже заранее ожидают увидеть. Мне хочется сказать вам, что Том с самого начала активно поддерживал эту идею на все 100 %. Он сейчас находится на самом пике своей потрясающей актерской карьеры, где ему просто не терпится попробовать себя в чем-то новом и увлекательном. Нам нереально повезло, что с нами работает один из самых лучших и известных профессионалов своего дела.

Что вы думаете о дальнейших приключениях Джейсона Борна после завершения оригинальной трилогии?

С первыми тремя фильмами франшизы у меня никогда никаких особых проблем не было, так как мы все удачно распланировали заранее. К тому же, с моей точки зрения, Пол Гринграсс — просто потрясающий режиссер. Я очень горжусь тем, что у нас получилось, а вот четвертая часть от Тони Гилроя меня разочаровала. Но, знаете, думаю, что с пятой картиной мы уж точно не промахнемся, так как у руля будет совершенно новый режиссер с интересным творческим видением. Мы возлагаем на этот проект очень большие надежды, но в данный момент никаких подробностей пока раскрыть вам не могу.

(Вопрос КиноПоиска) Как вы считаете, могут ли современные актеры и режиссеры удачно совмещать свои творческие амбиции между миром телевидения и кино, как, к примеру, это уже сумели сделать Кевин Спейси, Дэвид Финчер, Джоэл Шумахер и многие другие?

Очень кстати, что вы об этом упомянули, так как именно сейчас на американском телевидении показывают два крупных шоу («Форс-мажоры» и «Тайные связи»), в создании которых я принимал самое непосредственное участие. К вашему сведению, я был одним из первых кинорежиссеров, совершивших подобный переход на телевидение. Это произошло аж в далеком 2002 году. Да и вообще мне нравится делать несколько дел сразу. (Смеется.) В этом есть какой-то необъяснимый драйв.

Признаюсь вам, что все было далеко не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Я тогда много дров наломал, когда всеми силами упорно противостоял невероятному давлению со стороны Universal и ее тогдашнего руководителя Стейси Снайдер во время создания и продвижения «Идентификации Борна». Меня абсолютно не устраивал их типичный примитивный подход к жанру шпионских фильмов. Только вообразите себе: они хотели, чтобы в финале Джейсон Борн один вступил в неравный бой с двумястами наемными убийцами! Их буквально терзал один и тот же вопрос: почему я просто не могу выполнить то, о чем меня просят? Я не только сказал им, что это была самая глупая идея, которую я когда-либо слышал в своей жизни, но также поделился своими личными мыслями с прессой. На самом деле это так ужасно, когда кто-то, не имеющий ни малейшего представления о тяжелом режиссерском ремесле, хладнокровно и бесцеремонно пытается взять под тотальный контроль все твои творческие идеи, при этом совершенно не заботясь о мнении самого автора фильма.

Раз уж об этом зашел разговор, то ранее упомянутая мной мисс Снайдер как раз и была одной из таких персон. Когда я наконец-таки закончил монтаж «Идентификации Борна», то она тонко намекнула, что мне не место в киноиндустрии. Поначалу я думал, что это заявление звучало уж слишком пафосно и самоуверенно с ее стороны, но потом все внимательно взвесил и с ужасом осознал, что она и впрямь в силах перекрыть мне весь кислород!

Все тщательно обдумав, я решил взять небольшой перерыв на год и серьезно заняться телевидением, дабы избежать лишних проблем на свою голову. Зимой 2003 года я создал телесериал под названием «Одинокие сердца», который сразу же стал настоящим хитом в Америке. Мне очень нравится тот факт, что на телевидении ты вовсе не ограничен определенными временными рамками двух-трехчасового формата, как это чаще всего бывает в кино. Таким образом, создатели шоу получают редкую возможность до конца рассказать всю свою продолжительную историю. Знаете, я с большим воодушевлением работал над этим проектом, что, несомненно, позитивно отразилось на моей дальнейшей творческой деятельности.

Вот, к примеру, буквально через две недели я отправляюсь в Канаду для начала съемок первого эпизода пятого сезона «Тайных связей». Мне почему-то кажется, что сейчас именно телевидение предлагает намного больше шансов для молодых начинающих талантов, нежели вся вместе взятая громоздкая киноиндустрия. Но если вдруг в твои руки попадает такой потрясающий проект, как «Грань будущего», то всегда можно сделать исключение из правил.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

22 января17
22 декабря 202317
8 декабря 202363
23 октября 202312

Главное сегодня

Вчера4
Вчера4
Вчера1
Вчера1
Вчера0
Вчера2
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации