Есть ли компьютерная графика в «Наполеоне», «Барби» и «Оппенгеймере»? Развенчиваем мифы тренда «No CGI»

Обсудить0

В последнее время одной из главных фишек в маркетинговом продвижении фильма стало отсутствие компьютерной графики. Этим кичился, например, Кристофер Нолан, рассказывая об «Оппенгеймере». «Наполеон» Ридли Скотта тоже часто всплывает в разговоре о блокбастерах, в которых практически нет CGI. Но так ли это на самом деле? Своей оценкой делятся VFX-композер Сергей Фролов и опрошенные им работники индустрии.

Сергей Фролов

VFX-композер с десятилетним стажем. Работал на крупнейших российских («Эпидемия», «Перевал Дятлова», «Майор Гром» и «Притяжение») и зарубежных («Дом Дракона», «Видеть», «Академия „Амбрелла“», «Ведьмак» и «Джон Уик 4») фильмах и сериалах

Почему все хвастаются отсутствием графики

Последние несколько лет у режиссеров и продюсеров стало модно использовать заветную фразу «No CGI». Основными лицами этого тренда стали Кристофер Нолан («Оппенгеймер»), Грета Гервиг («Барби»), Том Круз («Топ Ган: Мэверик») и Ридли Скотт («Наполеон»). Авторы последнего в перечислении фильма утверждают, что не использовали CGI при создании своих картин либо старались минимизировать их и заменить компьютерные изображения практическими эффектами. Но чаще всего подобные заявления оказываются приукрашенными, и в итоге сотни людей, которые делали графику для этих фильмов, не попадают даже в титры, чтобы сохранить маркетинговый обман.

Одним из первых современных режиссеров, который подчеркнул, что он старается использовать как можно меньше графики, стал Джордж Миллер. Подобные заявления он делал в промокампании фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015). Но важно отметить, что ни съемочная команда, ни маркетологи никогда и нигде не отказывались от использования графики. Они лишь деликатно подчеркивали, что постарались снять фильм настолько практично, насколько это позволяли возможности и техника безопасности.

Почему же Голливуд сейчас стремится максимально скрыть графику? Дело в том, что раньше с помощью CGI удавалось продавать проекты вроде тех же супергеройских блокбастеров. Но в последние годы в этой отрасли началась стагнация, а качество новых тентполов становилось все хуже и хуже.

Именно поэтому сейчас ситуация развернулась на 180 градусов и появился тренд на трушность. То есть теперь хорошим тоном является использование практических эффектов, а компьютерную графику используют только в особых случаях, когда без нее уже не обойтись. Звучит как минимум интересно, но проблема в том, что в погоне за натуральными съемками маркетинговые кампании этих проектов буквально стирают все заслуги VFX-работников.

Арман Яхин

Генеральный директор студии Main Road Post («Сто лет тому вперед», «Мира», «Майор Гром: Чумной Доктор»)

Мне кажется этот феномен можно разделить на две части. Первая — маркетинговая, то есть какие-то фильмы пытаются выделиться из общей массы голливудской продукции. Вторая — это нежелание режиссеров пытаться понять, как правильно работать с визуальными эффектами, так как работа с ними сильно отличается от работы на съемках, изобилует кучей своих проблем и терминологией и требует другого подхода в работе режиссера и продюсеров.

Мне кажется, работникам VFX-индустрии переживать из-за этого тренда не стоит, так как компьютерная графика уже давно стала неотъемлемой частью производства и останется как мощный инструмент, помогающий решать гигантское количество разных задач. Много важных режиссеров продолжают развивать индустрию компьютерной графики своими проектами, например Джеймс Кэмерон.

Есть ли CGI в «Наполеоне»? Да, и очень много

По своему опыту могу сказать, что 80% фильма так или иначе подвергалось обработке. В том числе была очень комплексная и ресурсоемкая графика. Добавить визуальные эффекты в реалистичную сцену — сложная задача, чтобы она была правдоподобной. К счастью, Ридли Скотт не запрещает делиться VFX Breakdown, в отличие от Кристофера Нолана. Поэтому мы можем наглядно рассмотреть все «отсутствие» графики в фильме покадрово.

Что мы видим в этой сцене? Переработку переднего плана, добавление массовки, замену фона на CG-Москву. Отдельно режиссер попросил добавить голубей, а VFX-специалисты даже экскременты от них рисовали на декорациях, чтобы создать максимально фотореалистичную картинку.

Мальтийские подрядчики предоставили съемочной команде небольшой корабль на 30 пушек, но его использовали только как болванку для CG-копий. Отчетливо видно, что они дорисовали часть элементов и скопировали его несколько раз в этом кадре. Была попытка использовать миниатюры, но вычисления не сошлись, поэтому от миниатюр остались только паруса, которые отдельно подсняли горящими для ночных сцен.

В этой ночной сцене нет ничего настоящего, кроме миниатюрных парусов. Весь кадр полностью состоит из компьютерной графики.

На площадке было порядка 300 человек массовки, но они никогда не смогли бы передать ощущение масштабной батальной сцены с таким количеством людей. Во всех кадрах с армией добавили CG-солдат. Отдельно стоит отметить труд ротоскоперов, которые делали маски на всех статистов, чтобы затем интегрировать CG-массовку, трупы, ямы и дымы.

В наши обязанности входило «зажигать» свечи, камины, затирать кое-какую совершенно не историческую ерунду, попавшую в кадр. То, что наша студия выполняла такие задачи, лишний раз подтверждает, что сейчас практически нет сделанных без графики фильмов.

Работа над проектом прошла гладко. А когда вышло скандальное интервью про «No CGI» в «Наполеоне», коллеги только посмеялись, мол, следующими после сценаристов и актеров на забастовку должны выйти спецы по визуальным эффектам. Журналисты притянули за уши некоторые слова Ридли Скотта ради громких заголовков.

Боевые сцены в «Наполеоне», по словам самого Скотта, — «это 300 человек массовки, 100 лошадей и 11 камер». Но почему-то он забыл упомянуть 8 студий и порядка 500 VFX-специалистов, без которых это эпическое действо никогда бы не состоялось на большом экране.

Также я взял комментарии у других коллег, которые работали над этим фильмом. Многие пожелали остаться анонимными.

«Без графики — да неужели? Забавно, потому что я помню, как своими руками писал скрипты для адекватной работы CG-массовки в батальных сценах. Еще одно интервью, которое не только отрицает наш вклад и огромные усилия над фильмом, но и открыто плюет в лицо нашей работе, чтобы все лавры ушли режиссеру».

Квентин, TD FX

«Сколько VFX-художников должно работать над фильмом, чтобы его можно было классифицировать как фильм с CGI? 300, очевидно, недостаточно… 500? Или их должно быть больше 1000, когда невозможно скрыть, что был задействован CGI?»

Анонимный VFX-композер

«Что бы ни говорили продюсеры, студии или режиссеры, это ложь. „Здесь нет CGI“ — это пропагандистская кампания против VFX-работников, которые наконец-то близки к тому, чтобы впервые вступить в профсоюз».

Анонимный VFX-композер

Есть ли графика в «Оппенгеймере»? Да, но немного

Золотую статуэтку в номинации «Главный скандал года» получает Кристофер Нолан. Не исключено, что другие режиссеры и маркетологи вдохновлялись именно его словами. Во время пресс-тура с фильмом режиссер активно раздавал интервью и заявлял, что в фильме «нет графики», что расходится с реальностью. Но ее там довольно мало — в этом Нолан не соврал. Съемочная команда пыталась использовать практические эффекты везде, где это было возможно.

Когда фильм вышел в прокат, а художники пошли в кинотеатры, то оказалось, что в титрах указали 20 менеджеров и 7 художников. Более 80% имен туда не попало вообще. При этом в фильме все же есть более 100 VFX-шотов, над которыми работало около 200 человек.

Чем же отличается CGI от VFX? Если говорить очень упрощенно, то CGI — это работа с 3D-элементами, симуляциями и моделями, а VFX — это постобработка съемочного материала, куда входят как 3D-, так и 2D-элементы. Хотя номинально и то, и другое — это Computer-generated imagery. Как по мне, режиссеры не разделяют эти понятия вовсе, поэтому не будем зацикливаться на этом.

Забавный и характерный момент: «Оппенгеймер» до января 2024 года был в лонг-листе «Оскара» в номинации «Лучшие визуальные эффекты (VFX)». Кстати, фильм, в котором нет графики, выиграл премию Critics Choice Awards в номинации Best Visual Effects.

Игорь Эйт

Член жюри Visual Effects Society

13 января мы смотрели VFX-брейкдауны всех номинированных фильмов в VES (Visual Effects Society), в том числе брейкдауны «Оппенгеймера». Помимо очевидных шотов с графикой, там был один выделяющийся, в котором было более 100 элементов графики, и мы подробно это все рассмотрели. Читать про тренд «No CGI» просто смешно, а про разницу между CGI, CG и VFX — тем более. Сугубо маркетинговый ход, но максимально непонятный для работников индустрии.

Помимо этого, вышла статья, где представители VFX-студии DNEG дали свои комментарии насчет фразы Кристофера Нолана про полное отсутствие CGI-кадров. Они подтвердили это, но есть нюансы. Журналисты задали вопрос, как же в студии реализовали эти шоты без CGI, но представители студии на него отвечать отказались.

В общем, Нолан сделал потрясающий фильм, где по максимуму использовал практические эффекты, и с этим сложно поспорить. Но при этом работники VFX-индустрии оказались в странном положении: вроде бы компьютерная графика в «Оппенгеймере» есть, но ее наличие здесь максимально утаивается.

«Барби» и «Топ Ган: Мэверик» — еще два хита, скрывающие наличие графики

Лидер мирового проката 2023 года и один из хитов 2022-го также напичканы CGI, которого в кадре якобы нет.

Грета Гервиг, снявшая «Барби», например, рассказывала в интервью, что для съемок пришлось строить миниатюры, при этом практически все работает с помощью специальных эффектов. Однако даже на этом кадре заметно, что миниатюры не использовались, а заменялись компьютерной графикой.

Лукавит и Том Круз, фильмы с которым часто подаются маркетологами как снятые по старинке, с минимальным количеством компьютерной графики. По словам самого Круза и продюсера Джерри Брукхаймера, в «Топ Ган: Мэверик» почти не было графики. Однако над фильмом работало более 500 человек только из VFX-департаментов. Всего было сделано 2400 кадров с графикой. Создатели картины запретили студиям делиться VFX-брейкдаунами, поэтому только из интервью с работниками индустрии мы можем узнать, что работа была проделана колоссальная: хромакей, CG-самолеты, массовка и локации, взрывы, дымы, замена лиц и многое другое было проделано именно на компьютерах.

***

После огромной волны негодования в VFX-индустрии начали появляться статьи с пояснениями, что «No CGI = invisible CGI», что тянет, скорее, на отговорку. Дело даже не в том, как расшифровываются те или иные аббревиатуры и как была сделана графика для фильма, а в том, что большую часть технической работы игнорируют или принижают.

Александр Савицкий

Генеральный продюсер студии T-VFX («Пчеловод», «Блуждающая Земля 2»)

Тренд на трушность мне, честно говоря, близок. Действительно, лучше снять живой кадр, чем разрушить классную историю плохой графикой. Но что бы ни говорили продюсеры, в любой большой современной картине, тем более исторической, полно графики разного калибра, и студии без работы не останутся. А ситуация с титрами кажется очень некорректной. В кино есть славная традиция — отмечать всех, кто принимал участие в создании ленты, от водителей до бухгалтера. Знаю по нашей студии, как это важно для ребят, которые не спят по ночам, сидя у монитора и создавая самые впечатляющие сцены, — увидеть потом свое имя в титрах блокбастера. Это значит не меньше, чем деньги, которые они получают за свою работу.

Продюсеры и режиссеры первой величины задали опасный тренд, который затрагивает десятки тысяч людей. Но как бы выглядели их фильмы, если бы там действительно не было графики? Это мы сможем узнать только тогда, когда VFX-профсоюзы окрепнут и смогут дать полноценный отпор голливудской системе. Но очередной забастовки ждать не приходится. Индустрия еще не успела оправиться от предыдущей. Как человеку из сферы VFX, мне хотелось бы получить толику признания своей профессии на любом проекте, а тем более на таких масштабных, которые рассмотрели в этой статье.

Если у вас остались вопросы, то с радостью отвечу в своем Telegram-канале «CG-дневничок»

А что вы думаете про тренд No CGI? 

Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

13 января0
20 декабря 20237
12 декабря 20233
11 января20

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера2
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации