К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Какое-то время биографические фильмы были весьма банальным жанром. Ранее по каким-то причинам в кинематографе было принято, чтобы байопик рассказывал историю жизни от начала и до конца. Конечно, на экраны выходило много хороших картин, но зачастую подобные проекты представлялись весьма обыденным явлением, им не хватало деталей и идей, из-за чего редкому биографическо-художественному фильму удавалось покорить сердца миллионов. Жанр не стоял на месте и стали появляться более хитрые сценарии, фокусирующиеся на интересных главах из жизни известного человека, которые, в свою очередь, полным образом раскрывали персону в центре повествования (от «Линкольна» до «Стива Джобса»). «Последний портрет» Стэнли Туччи представляет собой вроде как биографический фильм без самой биографии. Это своего рода герметичная драма, повествующая о нескольких неделях 1964 года, когда Альберто Джакометти, известный швейцарский скульптор и художник, корпел над портретом американского искусствоведа Джеймса Лорда. Кинематографический результат вышел неоднозначным: случайные фрагменты жизни Джакометти не очень насыщены событиями, вырваны из контекста и слабо раскрывают героя. Это вообще не очень похоже на биографический фильм в привычном понимании. «Последний портрет» не рассказывает какой-либо истории визуальным языком; зрителю словно дают возможность провести время с незнакомым человеком и по отрывочной информации сделать выводы о жизни этого индивида.

Два главных персонажа нарочито написаны и исполнены непохожими друг на друга. Джакометти в исполнении Джеффри Раша – психически неустойчивая и в чем-то незрелая личность. Успех в нем породил бесконечные сомнения и самокритику. Сгорбившийся и взъерошенный неопрятный человек практически бесконечно курит, погружаясь в работу. Лорд, наоборот, настолько безукоризненно ухожен, что этот человек точно соответствует своей фамилии. Он воспитанный, мягкий, вежливый и остается спокойным вне зависимости от обстоятельств. Если с образом безумного гения от Джеффри Раша всё ясно, и он выдает отличную актерскую игру, то Хаммер, сразу после своей превосходной роли в «Зови меня своим именем», обладает каким-то ограниченным объемом чувств. У его персонажа отсутствует психологизм, любознательность и вообще он здесь является пассивной стороной в этом обмене информацией между двумя людьми. Зачастую сценарий пренебрегает исследованиями тщеславия в душе Лорда. Джеймс возвращается к художнику снова и снова, в надежде, что тот закончил потрет, хотя у любопытства Лорда нет никаких оснований.

В картине фигурируют и другие персонажи, имеющие отношение к бурной личной жизни художника, но смысла в них маловато. В сценарии задействованы и уставшая жена, и новая муза, и даже японский любовник. Есть и мимолетные ссылки на других художников, например, на Пикассо. Однако в целом я расценил это каким-то немного лишним наполнением. Это всё вне контекста и понять, что из себя представляют герои, становится тяжело. Если бы главных героев оставили наедине друг с другом и вырезали всех побочных персонажей, то «Последний портрет», как мне кажется, ничего бы не потерял.

В загроможденном уголке воссоздана тесная парижская студия, в которой творит Джакометти, так что с декорациями в «Портрете» всё хорошо. Вообще с точки зрения атмосферы 1960-х всё выполнено на уровне: картинка здесь зернистая и слабонасыщенная. Богемный Париж узнается сразу, должно быть, благодаря аккордеону на саундтреке, вину и, конечно же, любимому бистро.

Как своеобразный камерный проект о Джакометти (и вообще о любом художнике) в процессе творческого поиска, «Последний портрет» очень даже интригует. Парадокс в том, что экранный Джакометти счастлив только в моменты, когда он созидает, а работает он фактически всегда. То есть нет ни драмы, ни вообще какого-либо сильного движения сюжета: Лорд позирует, Джакометти творит… и это всё. Здесь есть пара сцен, раскрывающих дух времени (поездка на спортивном автомобиле или пара диалогов на кладбище), сам Джакометти испытывает раздражение, а о Лорде так мы вообще узнаем меньше, чем о его визави. Любовные отношения, заговоры и т.д. улетают в трубу, составляя, в конце концов, голый дистрофичный каркас сюжета, поразительно напоминающий тощие фигурки за авторством самого Джакометти.

5,5 из 10

06 февраля 2018 | 23:22
  • тип рецензии:

'Последний портрет' выглядит как работа такого совсем начинающего художника, пытающегося создать нечто интересное, но не сильно знающего как. Вот вроде и в целом это картина, вроде и видно, что есть потенциал, вроде и видно, что автор хотел показать, да вот в целом краски тусклые, а особенные авторские штрихи смотрятся кривовато и теряются в общей серости.

Символично, да, что сама лента напоминает тот самый портрет Альберто Джакометти, над которым он работает весь фильм: есть основа, но раз за разом что-то не нравится, да и закончить это хорошо никак не удаётся. И для этого портрета так явно не хватает ярких красок. Туччи в режиссёрском кресле слишком уходит в монотонность, зацикливаясь на показе странностей художника и реакций его натурщика в лице Хаммера. Раз за разом одно и то же, смотреть за чем приятно только благодаря актёрам, где экспрессия Раша чудесна, а то самое замешательство Хаммера очень уж забавно. Да вот только Туччи навряд ли задумывал это как комедию в самую первую очередь, смех здесь временами возникает уж просто непроизвольно. Туччи явно хотел показать неординарную личность художника, но в итоге не ушёл дальше его странностей. Линия с женой, с проституткой - добавлены вроде бы и для раскрытия героя, но смотрятся как-то инородно из-за того, что должного внимания для подведения к основе не уделяется. Что конфликты есть, что их нет - от этого ничего не теряется. Зрителю, как и герою Хаммера, не сильно хочется вникать в это, да и Туччи не сильно хочет вдаваться во все подробности, снова возвращаясь к главным героям. Однако их взаимодействие ограничивается лишь парой разговоров по кладбищу, всё остальное время уделяя монотонной рутине, не отличающейся разнообразием. Можно заснуть минут на пять, а проснувшись не упустить никакой детали основы. И в один момент Туччи, похоже, сам это понимает, резко обрывая картину, казалось бы, когда только-только может начаться, когда наконец-то возникает тот самый конфликт, призванный раззадорить действие. Но сценарист и режиссёр тут же нелепым образом обрывает его, и куцо, быстро заканчивает картинку, как будто сценарий надо было сдать в срок, а концовку дописать Стэнли не успевал.

Понятно, что Туччи очень хотел концентрировать внимание на главном портрете, как бы перенося на него всю личность художника. Операторская работа должна была способствовать этому факту, но на деле создаётся впечатление, что оператор любит поиграть с приближением или же испытывает нежные чувства к Хаммеру,которого хочет разглядеть поближе(грех его за это винить), но это постоянное приближение не работает, как у Аранофски в 'маме!' по простой причине того, что через него не доносится никаких переживаний героя, в отличие от случая с Лоуренс. Здесь приближение повторяется раз за разом, как и весь процесс, и от него, и странной съёмки в другие моменты устаёшь. Но усталость эта не сильно сказывается благодаря тому, что на ведущих ролях актёры, которые стараются играть и держать внимание зрителя на себе. Главное, чем хорош последний портрет - это именно актёры. Раш вжился в образ по полной, смотреть за ним реально интересно, а пытаться повторить произношение его 'fuck' задача не из самых простых, а недоумевающий Хаммер,пытающийся сохранять невозмутимость, тоже удивительно хорош, вызывая отклик в глазах зрителя, испытывающих те же самые чувства смятения и усталости от однотонности.

'Последнему портрету' очень не хватает кисти художника получше, в которых герои смогут раскрыться как положено. Но по итогу перед нами не сильно запоминающаяся картина: кривоватая, но забавная, грустная и, несомненно, смешная, но тусклая и нудноватая. И из-за этой серости выделиться лента про выделяющегося художника не может, что печально. Видимо, как и герой ленты, Туччи не знает как закончить правильно портрет, когда сама его основа вполне неплоха. Добавить бы к ней красок, но да что уж взять с начинающего художника. Всё для Стэнли на этом поприще впереди.

27 января 2018 | 18:02
  • тип рецензии:

Фильм, про художника Альберто Джакометти с кучей, ревнующих друг к другу, женщин вокруг него, где он пол фильма кряхтит над картиной, постоянно переписывая её. В роли натурщика журналист-критик Джеймс Лорд (Арми Хаммер), собственно, ради него и решил посмотреть это кино.

В общей сложности Лорду пришлось задержаться в Париже на несколько недель и выдержать 18 сеансов, хотя, изначально речь шла о 2-3 днях. В результате у Лорда осталась незаконченная картина кисти виднейшего из художников ХХ века. В 1990-м году она была продана за $20 млн. Кроме того, Лорд написал книгу «Портрет Джакометти», написанная под впечатлением от сеансов с художником и ставшая основой сценария фильма.

Через чур простое (если не сказать пустое) кино, как, собственно, и творчество Альберто Джакометти, которого я не воспринимаю, как великого скульптора или художника...

Для кого - лёгкое историческое, а, как по мне - просто скучное кино, которому не хватает акцентов (которые украсили бы фильм) и остроты или даже пикантности. Другой фильм 2017-го года про другого великого художника 'Ван Гог. С любовью, Винсент' выполнен в стилистике самого автора. Возможно, именно таких акцентов мне и не хватило в биографическом фильме об Альберто Джакометти...

Жанровое соответствие: Драма - 10%, Комедия - 10%, Биография - 50%, (Мелодрама - 10%, История - 20%)

6 из 10

21 января 2018 | 10:25
  • тип рецензии:

В который раз наши прокатчики домысливают название фильма. Final portrait - это, скорее, завершенный, оконченный портрет, но последний ли (учитывая, что в картине появляется еще один - Каролины, любовницы художника).

Отдавая дань удовольствию от процесса творчества, Стэнли Туччи сам создает свой фильм в подобном ключе: он заканчивается очень резко, словно режиссер не знал, как лучшим образом это сделать. В целом, это приятное кино в приглушенных цветах, исполненное большой доли иронии и приукрашенное участием Джеффри Раша, более чем заслуженно получившего за образ Джакометти Серебряного льва: мы видим настоящего творца, для которого слава и деньги, которых он добился, мало что значат по сравнению с его творчеством и любовью; творца, сомневающегося в себе, но осознающего меж тем свое место в мировом художественном пространстве. И Раш, надо сказать, выносит весь фильм на себе - все остальные герои лишь вспомогательные фигуры - и даже Хаммеру, играющего второго по значимости героя картины, особенно нечего противопоставить Рашу.

Тянет ли история, рассказанная в 'Последнем портрете', на полнометражный фильм? Не думаю. Глубоко ли спрятаны смыслы? Как раз для оскаровского комитета. Стоит ли смотреть? Да, если вы хотите скоротать вечер, наблюдая за прекрасной актерской игрой.

20 ноября 2017 | 23:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: