К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Прямая, простая и монотонная социальная драма.

Мужик потерял работу, пошел работать охранником и стал сам тем карательным инструментом, по сути из-за которого и пострадал. Я бы назвал это кино мягким ситуационизмом.

Законы рынка, по которым живёт современное капиталистическое общество мало чем отличается от законов дикой природы. Нам говорят, что мы отличаемся от животных тем, что следуя правилам обеспечиваем себе защиту. Но правила устанавливают сильнейшие и в случае даже лёгкого нарушения некоторых из них могут сурово наказывать, не считаясь с причинами и последствиями. Закон суров, но это закон. Но и все равны, но некоторые ровнее. Так что выводы очевидны.

Финал у фильма кому-то кажется бессмысленным и не очевидным. Но по мне так посыл достаточно ясен. Конечно, без организации - один в поле не воин, если говорить о жёстком противостоянии. Но мягкий протест в стиле Ганди может иметь свои последствия.

Такое простое кино, но с глубоким посылом и правильной идеей.

Золотые ветки с Каннского фестиваля за Лучшую мужскую роль и Приз экуменического жюри в 2015.

16 февраля 2022 | 02:16
  • тип рецензии:

В наше время на рынке труда мы можем наблюдать печальную тенденцию, когда человека больше ценят не за навыки или внушающий доверие опыт, а за умение подчиняться строгим корпоративным правилам и соответствовать специфическим представлениям об идеальном работнике. Показать эту проблему в художественном кино – задача не из легких, но это вполне удалось в социальной драме «Закон рынка».

Синопсис Бывший столяр Тьерри переживает не самые лучшие времена. Ему 51 год, его семье необходимо выплачивать ипотеку, его сын страдает ДЦП, и последние два года он никак не может найти работу. Когда, ему удается устроиться охранником в супермаркете, дела Тьерри, наконец, начинают налаживаться. Но вскоре он вынужден встать перед непростым выбором между прямыми обязанностями и моралью.

Поскольку из профессиональных актёров в фильме задействован только Венсан Линдон, да и на его герое сосредоточена большая часть внимания, то следует больше рассказать об его игре. На самом деле, актёр прекрасно вжился в роль рядового безработного гражданина, для которого поиск нормальной работы – это долг, прежде всего, перед своей семьей. В то же время актёр сумел передать то чувство дискомфорта, которое испытывает его герой, когда впервые сталкивается с новыми законами рынка труда.

Фильм однозначно относится к жанру социальной драмы, поскольку в центре внимания находится человек как часть огромной беспощадной машины под названием «рынок труд». Главный герой являет собой олицетворение старых времен, когда ценились такие вещи как профессиональные навыки и знания, а также богатый опыт. Однако здесь герой сталкивается с бюрократией, бессмысленными правилами и, наконец, требованиями больших корпораций, которые ради собственного имиджа готовы буквально уничтожить человека как личность. Словно неодушевленный предмет его сначала бросают на курсы, после которых он не получает ожидаемую работу, потому что ему нужно пройти другие курсы. Затем его заставляют посетить семинары, на которых его называют бесхребетным увальнем. Но, несмотря на постоянные унижения, герой заслуживает унижения, потому что он умеет радоваться мелочам и жить нормальной жизнью в окружении родных и близких, которые всегда его поддержат.

В плане сценария фильм тоже заслуживает внимания, поскольку его отличительной особенностью является реалистичность той жизненной ситуации, в которой оказался главный герой. По сюжету главный герой Тьерри последние два года вынужден жить на пособии по безработице, т. к. после увольнения с работы, где он провел большую часть своей жизни, его отказываются куда-либо принимать. Однако ему все же удается устроиться охранником в супермаркете, где он знакомится со строгими правилами наблюдения не только за посетителями, но также за персоналом. Именно так он и становится нечаянным свидетелем увольнения одного из сотрудников, в результате которого тот покончил с собой прямо на рабочем месте. Герой впервые сталкивается с ситуацией, когда работа настолько вторглась в жизнь человека, что с её потерей и жизнь тоже утратила свой смысл. Поэтому когда он повторно сталкивается с подобной ситуацией, ему придется решить, что для него важнее: работа или остаться человеком?

Итог Поначалу «Закон рынка» может показаться немного скучным и затянутым фильмом. Но благодаря документальному подходу создателей картины ты постепенно погружаешься в её атмосферу, в её фабулу и невольно находишь что-то знакомое, что важное, что-то что заслуживает внимания. Поэтому этот фильм можно смело порекомендовать к просмотру.

8 из 10

22 августа 2018 | 22:25
  • тип рецензии:

Прекрасная работа интересного режиссера, выполненная в минималистском ключе, чем то похожим на стиль Каурисмяки. Редкий жанр жесткого реализма, почти натурализма, без прикрас, иллюзий, какой либо надежды на изменения. Не увидел никакой дилеммы, указанной в аннотации. Для главного героя, как мне показалось, нет никакой дилеммы. Ни на какой бунт против системы он не способен. Просто тянет свою лямку по закону рынка. Хочется больше правдивых фильмов о современной жизни, как этот..

30 июля 2017 | 18:23
  • тип рецензии:

Неоднозначное впечатление. С одной стороны, не так уж часто попадающая на экраны социальная проблематика, а с другой – намеренно приглушенные, тускловатые в плане красок и эмоций изобразительные средства, не навязывающие зрителю точку зрения режиссёра, а приглашающие к размышлению, к выработке своего собственного отношения к показанной проблеме, а, через неё, и к сложившемуся на сегодняшний день устройству общества. В котором критерий эффективности победил справедливость и милосердие. Не откладывая в долгий ящик, скажу, что многие из зрителей поднятые вопросы для себя уже решили, но, несмотря на это, «Закон рынка» внимания заслуживает.

Едва перешагнувшего за пятидесятилетний рубеж Тьерри увольняют с работы и он оказывается в непривычной для себя ситуации: только что был «уверенно смотрящим в будущее», а теперь на его плечах – непогашенный кредит за квартиру, сын-инвалид, которому требуется оплатить учёбу и услуги патронажной службы, и прочая-прочая-прочая, а доходов – жалкое пособие по безработице, явно не покрывающее не такие уж и завышенные потребности. После некоторого времени мытарств он находит работу охранника в крупном торговом центре.

Маленький человек - и общество, винтик - и гигантская машина. Пока винтик на месте, встроен в механизм, он не очень задумывается ни о справедливости, ни о том, что машина может быть враждебна своей составляющей части, даже такой маленькой. Но вот винтик выбросили из машины и он валяется рядом, а машина работает, как ни в чём не бывало, даже не заметив его отсутствия.

Нам показали два аспекта работы закона рынка. Первый: человек – обычный товар, такой же, как бутылка Кока-Колы или батончик Твикс. Вот сцена то ли на тренинге, то ли на реальном собеседовании перед приёмом на работу: претендент на рабочее место (Тьерри) и десяток оценщиков-покупателей, обсуждающих, большей частью, его обёртку, то есть как Тьерри выглядит, как говорит, как смотрит. Обёртка, во многом определяющая товарный вид, стала чуть ли не важнее содержимого.

Второй аспект – это внутривидовая война, иногда принимающая форму войны на уничтожение. Нам показывают оборотную, невидимую сторону работы службы безопасности торгового центра. Покупатель, обычно, видит аккуратно одетых, подтянутых людей, периодически переговаривающихся по рации. Фильм даёт возможность заглянуть за блестящий фасад. Умилительные сцены единства персонала и работников сменяются драматическими эпизодами, к которым приводят незначительные отклонения от установленных норм. Этот торговый центр – модель рынка в общем смысле. Бездушного, пожирающего и выплёвывающего своих жертв чудовища. Жертвами становятся все, только не все это понимают или замечают. Несмотря на происходящие с ними метаморфозы. Так, Тьерри в первой половине находится в положении безработного, а во второй уже сам принимает участие в увольнении коллег – это не меняет сути.

Центром внимания в фильме стала обыденность и самые простые люди, обычно создающие фон в фильмах голливудского типа. Подобные мотивы уже звучали в европейском исполнении. Например, «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн также показывает историю человека, неожиданно поставленного на грань увольнения. Но если там присутствует действие, разворачивающее во времени, то в «Законе рынка» применена другая система, которую я бы назвал стилизацией под документалистику. Несколько сцен, как будто бы снятых в режиме реального времени, то есть без монтажных вырезов. Это придаёт сценам характер затянутости, но, с другой стороны, и своеобразную жизненность. Своеобразную говорю потому, что вряд ли с этим согласится зритель, воспитанный на фильмах в жанре экшн. Да и открытый финал вряд ли можно назвать достоинством картины. Судя по всему, решение главного героя – шаг в пропасть. Так бывает – ещё с утра ничего такого не думал, и вдруг заклинило что-то в голове, сверкнула молния, осветив до сей поры еле видимые уголки, и в этих уголках показалось такое, что не выдержал человек – и сделал шаг в бездну неизвестности. Очистился от грязи, но какова цена этого очищения? Этого мы не узнаем.

Встречается мнение, которое можно сформулировать так: «Нам бы их заботы». И, в самом деле, главный герой получает пособие в 500 евро, у него есть квартира, машина, даже есть небольшое подобие дачи на базе фургона общей площадью 35 метров. Разве сравнишь с нашими безработными? Но дело не в материальном, хотя и этот внешне зажиточный мир в картине рушится на глазах. Дело в самоощущении человека, выдавленного на обочину жизни. Для него совсем не важно, что где-то, скажем, в далёкой России люди в похожем на его положении могут ему позавидовать. Ему не до таких размышлений, главное, доминирующее его ощущение – крах, мир рассыпался.

Венсан Линдон получил на Каннском фестивале Пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль. Он сыграл своего Террье молча. Конечно, он говорил, но мимика, и, главное, его глаза, были гораздо выразительнее слов. Грустный взгляд человека, внезапно ударенного жизнью по голове и так и не отошедшего от шока – самое, пожалуй, выразительное средство для донесения замысла фильма до зрителя.

Конечно, рынок не сводится только к своей негативной роли, но тёмная сторона не часто становится предметом рассмотрения, о ней предпочитают умалчивать. «Закон рынка» - редкая попытка напомнить о том, что не всё ладно в датском королевстве. Дальше этого фильм не идёт, но и на том спасибо.

12 июля 2016 | 20:21
  • тип рецензии:

Фильм «Закон рынка» отмечен пальмовой ветвью Канн за главную мужскую роль, которую играет Венсан Линдон. Именно поэтому фильм попал в поле моего зрения. Мое отношение к французским картинам немного шаблонно, так как мои любимые французские фильмы – это фильмы о любви и отношениях. Я бы скорее пропустила эту киноработу, если бы не Канны. Фильм поднимает довольно острую в современном мире тему – проблемы трудоустройства и экономики в целом. Этот год кинематографа просто сражает количеством фильмов, затрагивающих финансово-экономическую ситуацию, что стоит «Игра на понижение».

Однако, в фильме «Закон рынка» вы не найдете могучих корпораций или финансовых магнатов, в нем рассказывается история одного обычного человека, который потерял работу на заводе и пытается найти новое место, чтобы содержать семью и дать образование больному сыну. Причем попадание фильма в программу Каннского фестиваля 2015 очень заслуженно, фильм продолжает истинные традиции авторского кинематографа со своим стилем и почерком.

Режиссер, Стефан Бризе, как будто приближает свою картину к документалистике, - реальная жизнь реального человека. В фильме минимум диалогов, а если и есть, то часто это довольно сухое деловое общение с представителями банка, биржи труда или во время собеседований. В фильме практически нет музыки, лишь звуки, которые сопутствуют каждого человека ежедневно, шаги, проезжающие машины, работающие кассы в магазине, ты словно проживаешь кусочек жизни главного героя, наблюдая за ним. Венсан Линдон справляется с довольно сложной задачей – ему нужно было без диалогов, без эмоциональных сцен передать состояние героя, его тревогу, метания, надежду, лишь мимикой и движением, что ему, безусловно, удается.

С одной стороны, фильм полностью лишен эмоциональной составляющей, которая обычно затрагивает зрителя, но с другой стороны, именно такая документалистика заставляет ужаснуться безразличию системы и людей в этой системе. Фильм поднимает еще один важный вопрос – насколько каждый человек сам готов мириться, став частью этой системы.

Фильм со сложной темой, состоящий из обрывочных кусочков жизни главного героя, полностью лишенный эмоционального фона, на котором разворачиваются события, держит тебя у экрана до самого конца. Отличная работа в жанре авторского кинематографа.

Единственным минусом для меня стали диалоги, то ли это специфика французов, так вести деловое общение и торговаться о цене, то ли просто в данном случае излишнее стремление к реалистичности, но для меня некоторые из них стали утомительными. Особенно в сцене с продажей домика, я думала, что герои никогда не закончат этот спор о цене. Возможно, что многим зрителям может не понравится и обрывность повествования истории, для меня это скорее плюс фильма.

7 из 10

01 июля 2016 | 00:47
  • тип рецензии:

Еще один представитель независимого французского кино, который вопреки всем современным кинематографическим вкусам влюбляет в себя. Хотя то диалогов в картине на пальцах сосчитать, а главный герой кроме двух улыбок за полтора часа не выдал больше никакой показательной эмоции.

Казалось бы такой безвкусный и полумертвый фильм не имеет ничего, чтобы удержать зрителя перед просмотром. Но нет, как оказалось, фильм буквально не дает отовраться от экрана, и это при том, что от начала до конца держится в одной тональности, без каких-либо кульминационных моментов. Да и вообще, помимо традиционной французской песни под занавес, в «Законе рынка» нету даже музыкального сопровождения.

Как у итальянского режиссера Паоло Сорентино сказала одна из героинь фильма «Великая красота»: «Я обвенчалась с бедностью. А о бедности не говорят». Пожалуй именно этот случай постигает ленту Стефана Бризе, человек достаточно зрелого возраста, с долгами и умственно-больным ребенком ищет возможность не то, чтобы начать жизнь с начала, а хотя бы продолжить существование.

В такой тактике, игрой актера подразумевается глубочайший взгляд Венсана Линдона, который на протяжении всего фильма демонстрирует отчаяние своего персонажа. Точно такое же и впечатления от картины, вроде бы струны эмоций на месте, но какая-то тревога во время просмотра была. Хороший представитель арт-хауса, который никому из поклонников направления не повредит посмотреть.

7 из 10

26 июня 2016 | 05:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: