К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Итальянский психологический триллер о любви погружает в мир антиквариата и дарит наслаждение каждым статичным кадром. Медленно нагнетаемая атмосфера усиливает впечатление. Такие фильмы, буквально сотканные из аллегорий, всегда хочется пересматривать, вновь и вновь восхищаясь ранее незамеченными деталями.

Идея искусствоведческого фильма имеет достаточно витиеватое происхождение и принадлежит итальянскому режиссеру Джузеппе Торнаторе. Он планировал проекты об агорафобии и об аукционном деле, но в итоге променял количество на качество. Так родилась картина с говорящим названием «Лучшее предложение». Управляющий директор ведущего аукционного дома получает заказ на оценку старинных вещей от таинственной клиентки, но неожиданно производит переоценку своих собственных ценностей.

Композитором фильма неизменно выступил Эннио Морриконе. Неизменно потому, что уже более двадцати пяти лет Торнаторе предпочитает сотрудничать только с ним. И ведь действительно, без музыки Морриконе фильм не достиг бы той атмосферности, которая в итоге ему покоряется. Идеальная гармония образуется в кадре, когда под композицию «Volti e fantasmi» герой Джеффри Раша находится в своем доме в потаенной комнате наедине с огромной коллекцией бесценных картин из разных временных эпох.

Собрать вместе множество произведений изобразительных искусств являлось самой трудоемкой частью при создании фильма. И, хотя большая часть картин является лишь репродукцией, чувство прикосновения к прекрасному все же присутствует.

С актером для главной роли Торнаторе определился еще на стадии написания сценария. В кадре наравне со всем антиквариатом Джеффри Раш выглядит органично. Кричащая самодостаточность его героя больше похожа на отчаянно давящее одиночество. Особенно наглядно это проявляется в ресторане, когда Верджилу Олдману приносят праздничный торт с одной свечой. В этот момент он еще не знает, какой подарок ему уготовила судьба. На протяжении всей истории актер убедительно, но без лишних эмоций демонстрирует изменение своего героя от законченного эгоиста до безрассудно влюбленного мужчины, которому удается оценить любовь к девушке выше всей злополучной коллекции портретов.

Главная героиня первую половину фильма на экране не появляется, слышен только ее голос. Поэтому для поиска актрисы на роль Клэр Иббетсон пришлось потрудиться. Но как только предложение сняться в картине получила молодая Сильвия Хукс – согласилась, не раздумывая. И, в общем-то, не ошиблась, потому что каждое появление Клэр в кадре становится настоящим событием. Да и с ролью актриса справилась прекрасно.

В фильме, помимо главных героев, присутствует еще несколько ключевых персонажей. Молодой механик Роберт (Джим Стерджесс) раздает Верджилу советы по завоеванию сердца девушки, попутно помогая раскрыть тайну разбросанных повсюду шестеренок. Несостоявшийся художник Билли (Дональд Сазерленд) не без удовольствия помогает аукционисту в аферах с картинами. Но если с режиссерской подачи в определенный момент истинные мотивы друзей Верджила начинают читаться, то о ключевой роли в афере девушки-карлика из кафе (Кируна Стамелл) до последнего догадаться невозможно.

Несмотря на большое количество роскошных сцен в фильме, одна – все-таки выделяется. В ней Клэр начинает примерять платья, подаренные Верджилом. Причем в кадре нет ни экспрессивной музыки, ни безумного восхищения мужчины, ни даже невероятной красоты в облике девушки, но в атмосфере чувствуется зарождение любви. Об этом фильм не кричит, он шепчет. И словно предупреждает: начиная игру с человеческими чувствами, главное – не заиграться. Иначе в один прекрасный момент можно обнаружить, что ты давно проиграл собственному сердцу.

Поскольку фильм является не только драмой, а еще и отличным триллером, вместо любви в финале торжествует недосказанность. Но к чему лишние слова, когда перед глазами зрителя пражская площадь с астрономическими часами, ресторан «Ночь и день» и столик на двоих.

Подобно тому, как преломляется свет, пройдя через стеклянную призму, изменяется сердце Верджила, испытав любовь.

9 из 10

22 мая 2018 | 02:52
  • тип рецензии:

Где-то в Италии, наше время. Пожилой и очень удачливый аукционист, по совместительству владелец солидной антикварной фирмы, Вирджил Олдман, ведет одинокий, но весьма комфортный образ жизни. Каждая сделка приносит ему прибыль, причем не брезгует он и откровенным жульничеством. Благодаря этому он собрал в потайной комнате своего особняка кучу знаменитых картин огромной стоимости. Все сплошь женские портреты. Впрочем, в жизни Олдмана женщин, как таковых, нет. Этот господин «застегнут на все пуговицы» в прямом и переносном смыслах, даже перчатки носит постоянно, лишь бы не притрагиваться ни к чему… но дамы, которых он боится и не понимает, его явно слабое место. И вот уже в жизнь Вирджила вторгается странная, очень странная незнакомка и вся налаженная до мелочей схема существования героя идет под откос…

Поскольку жанр обозначен как триллер, давайте сначала о триллере. Прямо скажем, он не то, чтобы плох, но по десятибалльной шкале на пятерочку, не более. Ждущий триллера зритель уже к минуте сороковой понимает, что к чему. Мне лично это ужасно напомнило фильм Ридли Скотта «Великолепная афера». Не удивлюсь, если Торнаторе, режиссер и сценарист по совместительству, именно этим фильмом и вдохновлялся. Вот только если так, до сценарной изощренности «Аферы» он очень сильно не дотянул. В фильме Скотта интрига была действительно нетривиально оформленной, а уж последние пару минут!

Но даже если б вы этого фильма и не смотрели, все равно, не надо быть особо проницательным, чтобы догадаться о смысле происходящего с Олдманом. Словом, на действительно классный триллер это не тянет.

Зато тянет на кое-что другое. На фильм о грани между подлинностью и подделкой. В сущности, «Лучшее предложение» - это такой же триллер, как «Преступление и наказание» - детектив. Да, Федор Михайлович ставил несколько иные вопросы, но кто сказал, что вопросы Торнаторе менее важны? Тут явно видна параллель между искусством и жизнью. О призрачности и поддельности мира искусства уже снято и написано уйма всего. Представьте, у вас висит на стене картина, купленная за 2500 р. в антикварном магазинчике. Ну, висит себе и висит. Но вот, к вам в дом заносит искусствоведа и опачки – выясняется, что вы каким-то чудом купили утерянный шедевр знаменитого мастера и цена ему – много-много миллионов! Вы в шоке, вы в трансе, вы уже строите планы переезда из Мухосранска и изучаете предложения «Донстроя»… но опа-на – новые, еще более крутые эксперты сообщают вам – это не кисть Мастера, это кто-то неизвестный, мечты рушатся как карточный домик, а 2500, когда-то заплаченные за эту мазню, уже кажется вам потерей. Но ведь картина-то не менялась, менялись лишь мнения «знатоков»!

Вот и Олдман делает свою прекрасную коллекцию на доверчивости людей. «Сам» сказал, что это подделка и ему охотно верят. Он же говорит, что это шедевр и публика охотно отваливает миллионы. Но речь-то о манипуляции людьми! Однако, дуря людям голову, старина Вирджил похоже не предполагал сам стать жертвой манипуляции. Говорят, мошенников не так уж трудно провести. Они просто не ожидают, что кто-то может разводить их самих…

И здесь встает еще один важный вопрос – а почему люди ведутся на развод? Да потому, что хотят верить, мошеннику часто достаточно лишь расставить декорации и запустить процесс, воображение его жертвы сделает все остальное. И уж конечно это работает, и еще как, в делах любовных. Любовь – лучший художник, она настолько сносит человеку голову, что он просто утрачивает здравый смысл и видит лишь то, что жаждет увидеть. Бедный Вирджил даже не задумывается, зачем он нужен Клэр. Это нам очевидно, что что-то не так, но он-то ХОЧЕТ ВЕРИТЬ! И попадается. Не возникает даже мысль об элементарной проверке, утрачен инстинкт самосохранения… бери его тепленьким. Здесь малосимпатичный Олдман вызывает жалость – ну кто из нас хоть раз не попадался на этот крючок? Да что мы, люди поумнее нас вели себя подобно идиотам… Любовь заставляет нас видеть то, чего нет. Похмелье оказывается горьким…

Так вот, эта составляющая в фильме просто отличная. И, в огромной степени, благодаря великолепному Рашу. Джеффри актер заслуженный, у него и «Оскар» и куча других наград, но кассовым исполнителем он никогда не был. Зато лицедей превосходный. В этом фильме он тонко и убедительно передает духовную эволюцию своего героя, его метания, его слабость… словом, Торнаторе сделал прекрасный выбор на главную роль. Визуально фильм красиво и изысканно снят, создает ощущение 'атмосферности', ну а музыка Морриконе – это всегда 10 из 10. Так что рекомендую, отличный фильм, просто не воспринимайте его как триллер. «Лучшее предложение» куда умнее и глубже истории о лоховстве и краже.

9 из 10

04 августа 2013 | 08:40
  • тип рецензии:

Пишу свой отзыв спустя неделю после просмотра фильма и понимаю, что практически никого из героев не помню по имени. Да, был мистер Олдман - причем очень хорош в исполнении Джефри Раша. Да, был Сазерленд в роли Билли... где-то в кадрах... Был кто-то еще... а кто? Не посчитайте меня склеротиком. Я немного преувеличенно пишу к тому, чтобы сказать, что это кино не запоминается. Ну нет в нем изюминки.

В целом - все очень красиво и добротно, я бы даже сказал, стильно... Однако два часа повествуется история с очевидной целью затронуть какие-то чувства, душевные струны и т.д., и т.п... а не выходит (или это я слишком черствый?). Есть интрига, но она проносится практически с начала и до развязки абсолютно без развития. С каждым следующим получасом фильма интуиция все громче и громче говорит, что не может дальше ЭТО тянуться, что должен быть подвох для главного героя. Причем ожидание подвоха нагнетается не сюжетом, а внутренним состоянием зрителя - вроде внутреннего голоса 'ну сколько можно'... А потом этот долгожданный сюжетный поворот наступает, и ты понимаешь - до этого не было захватывающе интересно, а поворот (точнее то, как он сделан) вообще ни к черту. Он просто произошел. Как будто зрителя поставили перед фактом: 'был человек, у которого было все, а потом враз у него не осталось ничего'.

В общем, после фильма двоякое ощущение. С одной стороны, снят он хорошо, идея хорошая, музыка хорошая. А с другой - не интересно, и все тут. Мой вывод: для 'галочки' можно посмотреть, но не стОит ждать от него чего-то эдакого из-за того, что у него на 'Кинопоиске' 'восьмерка'.

6 из 10

23 августа 2013 | 21:38
  • тип рецензии:

В центре сюжета – Верджил Олдман – настоящий знаток в сфере искусств. Проводя аукционы, герой вместе со своим партнером проворачивает ловкие аферы. Так он собрал сотни живописных полотен, которые хранятся в потайной комнате его дома. Но однажды размеренная жизнь героя начинает меняться: таинственная девушка по телефону просит оценить антикварное имущество, всячески избегая при этом личной встречи.

С первых кадров мы погружаемся в мир героя – мир произведений искусства. Общая эстетика картины погружает зрителя в особую атмосферу изысканности и лоска.

Педантичный аукционист-коллекционер рационален и брезглив до такой степени, что контактирует с внешним миром только в кожаных перчатках, имея в своей коллекции несколько сотен пар. Жизнь пожилого интроверта доведена до автоматизма – это демонстрируют кадры с утренними ритуалами (выбор между десятком одинаковых костюмов, минималистичный завтрак на белой и пустой кухне).

Есть у него одна страсть - коллекционировать редчайшие картины. Чего стоят сцены в тайной комнате. Благодаря смене планов, ракурсов мы будто сами оказываемся в той комнате: обводим собственными глазами невероятное собрание живописных полотен, наблюдаем за героем, видя его одновременно холодный и одержимый взгляд. Что уже наводит нас на мысли о том, что это не просто хобби – это его «личная жизнь». Ведь на полотнах изображены исключительно женщины, с которыми он никогда не вступал в близкие отношения в реальной жизни.

Фамилия героя «Олдман» уже говорит о многом: специфичный лексикон, старомодные манеры и скупая улыбка при виде сотен старинных картин в своей скрытой комнате. Этакий «человек в футляре».

Одиночество – вот, что есть основа жизни успешного аукционера. Отгороженный от всего мира перчатками, манерами герой в одиночестве празднует собственный день рождения. Пристально смотря на единственную догорающую свечу на торте, герой вместе с зрителем словно ощущает жуткое одиночество, финал жизни и вместе с тем предвкушает какие-то непредсказуемые повороты судьбы.

По мере развития сюжета мы видим, как герой освобождается от своего «футляра». И одним из «триггеров» этого становится появление незнакомки Клэр. Через образ этой женщины режиссер показывает, как меняется главный герой. Получив заказ на оценку старинных вещей, герой совершает переоценку собственных ценностей. Впервые он меняет свои привычки, в его жизни появляются реальные люди, которые становятся для него (как он начинает думать) семьей, он очеловечивается.

Полной противоположностью главного героя является молодой инженер Роберт. И дело не только в возрасте, но и в его мыслях и отношении к жизни. Через диалоги героев мы можем многое понять и про Верджила: он чуть ли не впервые раскрывается перед другим человеком.

Само повествование картины неспешное, медленное, плавно ведущее зрителя к апофеозу картины. История складывается пазл за пазлом. Такие и эмоции возникали у меня все 120 минут: от антипатии, недоумения до боли и сожаления.

Основные действия происходят в нескольких локациях. Так режиссер погружает в состояние замкнутости и камерности, что свойственно главным персонажам.

Вся музыка, которой пропитан фильм, создана итальянским композитором Эннио Морриконе. Фильм будто становится едином целым с музыкой, а в каких-то сценах и вовсе подчиняется ей.

Это и мастерски подобранный актерский состав во главе с гениальным актером Джеффри Рашем. Созданный им образ словно сливается воедино со всей окружающей обстановкой. Компанию оскароносному актеру составили не менее талантливые артисты.

С помощью образа девушки-карлика режиссер показывает чуть ли ни единственного персонажа в своей картине, который видел все таким, каким оно было на самом деле. Ее бесконечные подсчеты и цифры – превосходство логики и разума над чувствами. Но что важнее в фильме? Ведь главный герой своим поведением доказывает обратное?

Через весь фильм проходит сюжетная линия со сборкой андроида – старинного автомата, подобие человека. Шаг за шагом Верджил находил отдельные детали, которые к концу фильма были собраны в механическую машину. В заключительных сценах этот собранный механизм и будет сидеть в опустошенной аферистами тайной комнате героя.

«В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное». Так благодаря метафоре мы будто видим собранного по деталям самого Верджила. С одной стороны, такого же неживого, как и этот андроид, с другой стороны, человека, наверное, впервые испытавшего подлинные чувства. От настоящего бездушного эгоиста до безрассудно влюбленного мужчины, чьи чувства к девушке стали сильнее и выше всех его собираемых годами полотен.

Финал картины такой же озадачивающий, пронзительный, как и весь фильм, немногословный, но оставляющий за собой множество вопросов. Только череда самых ярких воспоминаний словно вспышек в голове у главного героя. Так режиссер подводит зрителя к ответу на важнейший вопрос о подлинных ценностях.

Эти воспоминания, любовь к живому человеку, которую герой ждал всю жизнь, - это самое дорогое, что осталось у него, впервые это не предметы искусства. Это то, что он сохранит внутри, что преобразило его жизнь. Не это ли самое «лучшее предложение», которое случалось в жизни Верджила Олдмана?

Последние кадры фильма – герой за столиком в пражском кафе. Верджил уже без своих перчаток, но все еще ждущий ее. Человек, который испытал сильнейшее чувство в своей жизни, который обрел себя, но какой ценой. Огромное количество часовых механизмов в кадре – символ времени, которое ушло. И еще одна метафора, отсылающая зрителя к главному вопросу всего фильма: «Что важнее: разум или чувства?».

Что же все-таки режиссер показывает зрителю? Мне кажется, это пример того, как человек, который всю жизнь был одинок и в конце остается одиноким, переживает внутреннюю «духовную эволюцию». Но человек, захотевший и поверивший другому человеку, попадается свой собственный «крючок». А проснувшаяся любовь настолько затуманивает рассудок, что заставляет видеть то, чего нет. И за всеми этими изменениями и наблюдает зритель.

Режиссер смог собрать воедино лучшие элементы для захватывающего сюжета. Здесь нет ярких спецэффектов. Но есть особая атмосфера, размеренная, спокойная, в совокупности с изысканными саундтреками, не делающая работу скучной или монотонной. Подтверждение тому - заслуженные награды.

Это симбиоз множества задач и целей, который режиссер поставил перед собой и воплотил: совместить высокую эстетическую сторону картину и серьезные философские вопросы. К решению и поиску ответа на эти вопросы и приглашается зритель: сущность искусства, возможность заменить им настоящую жизнь и любовь, природа отношений и любви, и, конечно, подлинник и копия в искусстве и жизни.

Для меня этот фильм – пример того, как художественное произведение не отпускает настолько, что еще n-количество времени ты думаешь о нем, пытаешься найти какие-то объяснения и испытываешь огромное желание пересмотреть его еще как минимум раз, чтобы более детально рассмотреть то, на что не обращаешь внимания первоначально. На мой взгляд, это по истине органичное соединение кинематографа, музыки, живописи и психологии, достойное внимание любого человека.

08 декабря 2022 | 17:58
  • тип рецензии:

Признаюсь сразу... я никогда в жизни не писал рецензии и вообще не имею представления о том, как нужно правильно заниматься этим тонким и ответственным делом. А моё желание казаться человеком, который знает хорошо русский язык и правила пунктуации, ууу: )

/хороший отцовский подзатыльник/ - Вопрос: 'Зачем тогда лезешь туда, где тебя не ждут?' - А вот хочу! Этот фильм меня очень сильно тронул и зацепил в моей душе что-то очень серьезное. То, что в моей жизни, наверное, не хватает уже очень давно. То, что точно так же не хватает Вергилию Олдману.

Я где-то увидел, что нужно кратко описать сюжет картины, рассказать про героев и важные элементы, затронутые режиссером. Мммм...Включил фильм и досмотрел до момента, когда Вергилий - это основное лицо картины, выбирает себе перчатки из множества представленных в гардеробе. То, как он ухаживает за своими волосами, одеждой и этот интересный момент с гигиеной, когда он всем своим видом демонстрирует повадки человека интеллигентного, но не может позволить себе снять перчатки при банальном рукопожатие с другим человеком, или же когда он находится за трапезой - как считаете, это нарушает правила этикета и хорошего тона, о котором Олдман упоминал при разговоре с мисс Иббетсон до момента первого знакомства? Нельзя изменять своему образу!

Суть в чем? Суть в том, что до знакомства с этой безумно загадочной и до мурашек притягательной девушки, Олдман находился в замкнутом дне сурка. Он опытный аукционист, разбирается в антикваре, имеет заслуженный авторитет и уважаем во всех местах, где о нем знают. Он не молод и имеет хороший жизненный опыт. Со временем, видимо, выработал привычку подчиняться определенным правилам и распорядку. Это немного чудно и сложновато, мне кажется. Но! Как же прекрасна и коварна любовь, господи. Все меняется, все меняется. Человек впервые в жизни чувствует что-то необъяснимое, то чего в его жизни не было почти никогда. У него нет опыта в общении с девушками, есть только общепринятые обществом банальные правила ухаживания за девушкой. В любом поисковике покажет одно и тоже: цветы >> комплимент >> серьезные намерения. Я уверен, если спроецировать этот шедевр в реальную жизнь и представить, что такая история была на самом деле, то в тот момент, когда Олдман увидел мисс Иббетсон, то ему в голову дала бы такаяяя мощная эйфория...что аж ууххх.

Короче говоря, фильм о справедливости и о силе влюбленности. Старый мошенник получает по заслугам за свои махинации и приобретения картин нечестным способом. В свою же очередь, он теряет голову и становится настолько наивным и невинным, что забывает все свои причуды, правила и отменяет встречи с серьезными людьми с других стран из-за сногсшибательной неожиданности в лице такой же аферистки как мисс Иббетсон.

На определенном этапе ты понимаешь, что нет ничего нереального, абсолютно всё, чего ты хочешь — все реально, но пока ты в маленькой коробочке, у тебя есть определенные ограничения... Любовь одурманила здравый ум Вёрджила и привела его к несчастью. Но, признаюсь честно, если любви нет, то я хочу так же пожертвовать своим счастьем, чтобы на миг испытать то же чувство, что и старик Олдман.

15 марта 2023 | 01:02
  • тип рецензии:

Удивительно, но этот фильм сняли в наши дни. Белая ворона среди всей мишуры сегодняшнего кино. Белая ворона изящная, красивая, с загадкой и той долей сентиментальности, по которой я соскучился.

За исключением пары сценарных натяжек - идеальное кино. Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе, работа оператора, художников-постановщиков, Джеффри Раша - выше всяких похвал.

Наконец-то в кино долгожданный герой. Не известная личность, не политик, не звезда, а одинокий человек, который понимает, как плохо быть одиноким. И выбор за каждым из нас - ради чего или кого стоит прожить жизнь. В театральной кассе часто спрашивают: 'Вам один билет или два?'. И повсюду спрашивают. Поэтому сентиментальность Торнаторе такая долгожданная. Его герой любит, а никакая любовь не сопутствует злу. Поэтому я верю этому герою, сопереживаю ему и горжусь им.

16 августа 2013 | 21:28
  • тип рецензии:

Странно, но после просмотра фильма 'Лучшее предложение' я вышла из кинотеатра с необычным чувством. Как и герой Джеффри Раша, я чувствовала себя обманутой. Но если у него были вполне очевидные причины так себя чувствовать, почему это чувство посетило и меня?..

На первый взгляд фильм кажется необычным. Мрачноватый и загадочный главный герой в перчатках с весьма редкой проффессией - оценщик и аукционист, в свободное время коллекционер и немного аферист, уже в преклонном возрасте. Таинственная незнакомка с необычным психическим расстройством - боязнью выходить из дома и общаться с людьми (как оказалось, эффектная молодая девушка). Оценка имущества главной героини оказывается не рядовым заказом - загадки и тайны, непонятные детали-шестеренки, из которых приятель главного героя пытается собрать бесценного андроида 18 века - настолько бесценного, что вынуждает постоянно лгать и делать выбор в пользу денег, желание помочь, перерастающее в тонкую историю поздней первой любви пожилого человека... Все это происходит под музыку несравненного Морриконе, которая служит прекрасным фоном и для романтики, и для драматических моментов, и для нагнетания атмосферы. Добавлю еще несколько слов о прекрасной операторской работе - игра цветов и света, интересные планы - все это не может не завораживать. Но на деле, когда мы приближаемся к развязке, нас ждет разочарование.

Многие люди любят угадать 'фишку' фильма, его главный секрет. Но я из другой категории - я люблю, когда в конце фильма оказывается, что режиссер обвел меня вокруг пальца. Здесь это, увы, не произошло. Меня не покидало постоянное чувство подвоха в этой истории, некий налет обмана. Были догадки насчет карлицы (как выяснилось, правильные). Но как же грустно, когда у такого красивого в эстетическом отношении фильма оказывается такая обычная и банальная развязка. Именно поэтому я чувствовала себя обманутой - я все ждала, ждала, что вот-вот в концовке что-то еще такое случится, что просто дух захватит. Не случилось. Прекрасная фальсификация - это относится не только к рассказанной истории, но и к фильму в частности. Когда думаешь, что тебе подарили шедевр живописи 15 в., а он оказывается современной копией.

Однако при всей озвученной мною критике я просто не могу не отметить феноменальную игру Джеффри Раша. Ему я верила на протяжении всей истории. Интересна эволюция его персонажа. Ему действительно сопереживаешь и как-то особенно горько за него в конце, хотя его герой, прямо скажем, тоже далек от идеала. Но как можно так сыграть совершенно разные глаза - равнодушные, заинтересованные, испуганные, влюбленные, пустые?.. Его глазам я верю каждую минуту этого фильма.

К Стерджессу я питаю определенную слабость. Безусловно, он старался, добрый парень с дьяволятами в глазах и козырными тузами в кармане удался ему хорошо. Просто 'Лучшее предложение' - это бенефис Джеффри Раша, и тут с ним не сравнится ни один из задействованных актеров.

На самом деле, конечно, все субъективно. Фильм однозначно достоин просмотра и смотрится как минимум с интересом и любопытством. И несмотря на разочаровывающую концовку, фильм заставляет задуматься, причем мысли у всех будут разные в зависимости от мировосприятия и жизненного опыта. Просто лично для меня послевкусие обманутости оказалось очень неприятным. Ну а Джеффри Раш - это, бесспорно, талант, и мой высокий балл во многом относится именно к его работе (да простит меня Великий и Ужасный Морриконе).

8 из 10

04 сентября 2013 | 00:13
  • тип рецензии:

Давненько мне не доводилось видеть столь качественно исполненный триллер. Фильм держит с первых и до последних кадров. Отличные головоломки, великолепные аферы, интригующие авантюры - все ради внимания самого злобного зрителя. Последний раз так сильно шокирована я была развязкой 'Дикости' более десяти лет назад.

Качество исполнения прослеживается во всем - актерской игре, декорациях, бесподобной музыке. Все слаженно, в высшей степени атмосферно. Картина для многоразового просмотра, даже не смотря на то, что мне уже известна весьма неожиданная развязка, без которой никак не мог обойтись хороший триллер.

Итак, актерский состав блещет первой звездой - Джефри Раш. Я видела с ним несколько картин, но более всего запомнились его роли в 'Кэнди' и 'Доме ночных призраков'. Так умело прыгать из шкуры наркомана в шкуру миллионера - это истинный талант. Впрочем, во 'Влюбленном Шекспире' мистер Раш также неотразим. И потому надеяться, что в 'Лучшем предложении' я увижу какую-то халтуру, никак не возможно. Сцены проведения торгов гениальны! Человек - продавец от природы. Умелый махинатор, манипулятор почище героя Джонни Деппа из 'Девятых врат'. 'Обует' любого, даже самого взыскательного коллекционера. Но за это шоу люди готовы отдавать немалые деньги. Однако, при всей своей успешности, герой мистера Раша полон тайн, загадочности и... одиночества. По сути, это элегантный старик, который коротает вечера в компании портретов дам различных эпох. Восседает он в этом визуальном гареме на белоснежном кресле. Вот и вся интимная, личная жизнь господина Олдмана. С одной стороны я жалела этого умнейшего старичка за его непроглядное одиночество, с другой... Человек, занимающийся столь масштабными мошенничествами, не может вызывать жалость. И этой своей двойственностью чувств интересен он, главный герой 'Лучшего предложения'.

У мистера Олдмана есть друг, коллега и помощник - молодой человек по имени Роберт. Успех актера складывается не только в зависимости от наличия или отсутствия таланта. Я считаю, что удачный выбор проектов во многом делает из актера ту самую легенду, звезду и Имя. В героев Джима Стёрджесса я всегда немножечко влюбляюсь. Будь то невыносимый Декстер из 'Одного дня', жалостливый Джемми Морган из 'Бессердечного' или многоликое воплощение в 'Облачном атласе'. Но Роберт из 'Лучшего предложения' бьет всех прошлых героев. В английском языке есть словосочетание 'the girl next door', что дословно переводится, как 'девушка из соседней двери', или просто 'соседка'. Очень популярный типаж в кино и шоу-бизнесе в целом. Такая милая простушка, которую не стыдно представить родителям, но и отжигать по-полной она умеет. Так вот Роберт - это тип 'парня из соседней двери'. Обаятельный, приветливый, любезный. Человек, который всегда идет тенью за кем-то более сильным и значительным в обществе, не смотря на явные достоинства первого и недостатки последнего. Про таких людей говорят, мол, он достоин большего. Вот и Роберт всячески помогает мистеру Олдману. Гениальный мальчик с золотыми руками. В какой-то момент, примерно в середине фильма, я поймала себя на мысли о том, что улыбаюсь, глядя на Роберта в кадре. Вот он идет по улице, что-то рассказывает и улыбается. И я улыбаюсь тоже. Однако, Роберт - полная противоположность мистера Олдмана и назвать его одиноким никак нельзя. Первое впечатление ошибочно, и спустя время начинаешь видеть в Роберте двойное дно. То, как хорошо он знаком с психологией женщин, как ловко умеет манипулировать ими, настораживает. Однако, в его персонаж я все равно влюбилась с первого взгляда.

Разбавляет мужской ансамбль красавица Сильвия Хукс, она же загадочная мисс Клэр. Трогательная, воздушная девушка, которая уже и не борется со страшной психической болезнью. Парализованная страхом, круглые сутки она бродит по особняку, дисциплинированно находя себе занятия. Пишет книги под псевдонимом. Желает расстаться с прошлым. Боится жить. В случае с мистером Олдманом можно точно применить фразу 'встретились два одиночества'.

Дональд Сазерленд, как финальный аккорд в этом чудесном произведении, ставит все точки над i. Ему очень идут роли богачей, коллекционеров и прочей богемы. Какая стать и умение держаться в высшем обществе! Как элегантно он обходит старушку после аукциона! Браво, Билли! И браво, мистер Сазерленд!

Музыкальное сопровождение фильма обеспечил сам Эннио Морриконе, который в представлении не нуждается. Очередной успешный саундтрек, который приятно слушать и вне визуальной картинки фильма.

'Оскар' у режиссера никогда не гарантирует качественного фильма, но вот тут как-то все позитивно сложилось. Джузеппе Торнаторе и сценаристом выступил, и весь процесс съемки проконтролировал лично. Фильм не тормозит, не зависает. Все накопившиеся вопросы, родившиеся во время просмотра, отпадают с приходом финальных титров. Фильм тратит чуть больше двух часов жизни зрителя, но в благодарность тот получает катарсис и ощущение качественного продукта.

Не смотря на то, что в прокате 'Лучшее предложение' выглядит как проходной фильм, лично для меня он таковым не стал. С удовольствием его пересмотрю сама и порекомендую всем любителям занимательных головоломок и триллеров.

10 из 10

03 августа 2013 | 01:33
  • тип рецензии:

Кто же этот мощный старик, вызывающий безоговорочное уважение своими чопорными манерами? Может быть он знаменитый художник-реалист: гений кисти, маэстро красок, повелитель холста или же прославленный композитор, поставщик пиршества слуха и духа для великосветской публики? Нет, Вергилий Олдман – великий аукционист. Человек, чьего внимания жаждут сильные мира сего, кому верят, как самому себе. Там, где иные видят лишь обгорелую деревяшку, он видит – искусство. То, что вам кажется кроватью, он классифицирует как мёбель, украшенную кариатидами и антропоморфическими фигурами. А если среди нетленок и шедевров притаилась подделка, то мистер Олдман найдет применение и ей. Ведь для волшебника нет ничего невозможного, а на аукционе всегда найдется тот, кто сделает лучшее предложение.

Где бы сейчас было искусство, если бы не профессиональные оценщики? Кто еще способен доступно разъяснить богеме, почему вот эту мазню, судя по всему, изображающую взрыв на фабрике красок, нужно покупать за миллионы, а тот милый натюрмортик и пейзаж с медведями не стоят и гроша. А ведь все так очевидно - натюрморт и пейзаж с чрезмерным количеством медведей намалевали дилетанты. Может за еду, может просто со скуки, но нет в их работе искры божьей, присущей любому мало-мальски талантливому художнику от рождения. Если говорить о высоком искусстве, то живым впору завидовать мертвым, тут все так же, как и в рок-н-ролле. Мертвый художник больше ничего не напишет, а значит, каждая его работа автоматически становится раритетом.

Такая вот у Вергилия увлекательная профессия – знать чужие биографии, перепродавая эти знания впоследствии с наибольшей выгодой. Однако мало просто обладать информацией, иначе любой дурак, начитавшийся на досуге википедии, мог бы впаривать Моне и Малевича доверчивым меценатам. Тут мало одной напористости, нужны еще стиль, обаяние и харизма. Трудно не заметить, что это, в общем-то, джентльменский набор жулика-афериста. Олдман, конечно, мизантроп и затворник, брюзга, а может где-то даже вздорный старикашка, но… Впрочем, если быть до конца честным, то герой картины самый настоящий прохиндей. Безусловно, его в некоторой мере оправдывает то, что на преступление его толкнула не жажда наживы, а скорее отсутствие душевного равновесия и стремление к познанию величайшей тайны вселенной – женщины. Просто смирившись с этим фактом и приняв героя, таким, какой он есть, где-нибудь в памяти все же стоит завязать узелок, напоминающий об аморальных и попросту противозаконных поступках Олдмана. Может тогда финал не покажется вам столь горьким.

Идея снять аферу наоборот не так уж и нова, стоит вспомнить хотя бы Финчеровскую «Игру». Хотя чаще зритель оказывается по ту сторону баррикад, заодно с ловкачами, иллюзионистами и иными робингудами. А чтобы было проще сопереживать преступникам, их рисуют милыми, непосредственными и даже инфантильными ребятами-девчатами, оправдывая их поступки, тем или иным образом. Торнаторе тут не стал выдумывать чего-то сверхоригинального: Вергилий, пользуясь служебным положением, выкупает через подставное лицо картины для личной коллекции. Зачастую собственник картины получает заведомо ложную информацию о ее реальной цене, и даже подлинности. Делаются все эти гнусности даже не из любви к искусству, а просто от одиночества, ведь интересуют Олдмана исключительно женские портреты.

Зелеными и холодными вечерами эти картины согревают одинокого Вергилия. Женщины, запечатленные в веках, выдуманные и настоящие. Великие царицы прошлого и простолюдинки хамского происхождения, взирают с картин томным, раскованным взглядом или же обжигают холодным безразличием. Разве не достоин сочувствия и понимания этот одинокий, ранимый человек, прячущийся за маской высокомерия? Тем более что в исполнении Джеффри Раша, что кровожадный пират, что королевский логопед – как живые. Первая половина фильма, отданная на откуп Рашу, заряжена каким-то невероятным магнетизмом. И обещает, по меньшей мере, открыть все тайны мироздания, не забывая загипнотизировать зрителя мистическо-тревожной атмосферой.

Трудно поверить, но за могучим фасадом многозначительности притаилась банальная мелодрама. Как это часто бывает, когда твист уже свершился и карты открыты, оказывается, что смакование таинственного фильма на деле гораздо лучше получения пресловутой развязки. Целый час можно было просто наслаждаться картиной, как квинтэссенцией киноискусства. Нет, сказать, что мелодраматическая часть ленты провисает - было бы грубо. Не стоит оценивать подобный сорт картин с позиции клацающего механизма, требующего смазки. Но когда Джефри Раш начинает играть в большую и светлую любовь, что седина ему, мол, в бороду, а бес в ребро, невольно ожидаешь, что его партнерша сможет эту игру хоть как-то поддержать. На ином уровне, нежели внезапное демонстрирование мохнатых гениталий (парафраз Бойла не иначе). А то получается, что жил старик в целибате, берег честь смолоду и стоило ему только увидеть женские прелести в первозданной красоте, как растаяло его суровое сердце. И он понял – это пришла любовь.

В итоге не получается поругать даже выбор блеклых актеров на роли второго плана, ведь впереди ждет еще один твист, всецело оправдывающий подобный кастинг. Только от горького чувства, будто плюнули в душу, преследующего после финала так просто не избавиться, даже если расчет был именно на такой эффект.

19 августа 2013 | 16:03
  • тип рецензии:

Старая как мир история о криминальной афере вокруг больших денег и предметов антиквариата. Но с каким непередаваемым изяществом она рассказана, как интригует внимание, не торопясь раскрывать истинные пружины событий, сколько изысканных сюжетных мелочей предлагает зрителю, какой стильный и эстетский визуальный ряд в картине, и как совершенно бесподобен в главной роли Джеффри Раш. В общем, еще один шедевр без дешевых подделок от Джузеппе Торнаторе уровня Легенды и пианисте (самый мой обожаемый), Малены, Незнакомки, «Парадизо», Каморриста.

Уважаемый глава аукционного дома, элегантный старый холостяк в возрасте, похожий на дорогой антиквариат, которым торгует, эстет, педант и чистюля в быту, не грешащий однако излишней моральной чистоплотностью и не брезгующий мелкими аферами на аукционах в целях личного обогащения, приглашен некоей таинственной незнакомкой, затворницей с психологическими проблемами, для продажи семейного антиквариата. Таинственная заказчица с большими странностями так интригует мистера Олдмана (Дж. Раш), что он забывает об осторожности, благоразумии, своих правилах, принципах и с головой окунается в чуждый ему мир бурных эмоций. Эта история переворачивает всю его жизнь. Главным его наставником на новом поприще становится молодой приятель Роберт (Дж. Стерджесс), любимец женщин и блестящий инженер, который давно помогает м-ру Олдману реставрировать старинные механизмы. У Роберта оказывается еще много скрытых талантов, которые в результате дорого обходятся м-ру Олдману.

Джузеппе Торнаторе пришел в художественный кинематограф, имея за плечами большой опыт работы в документальном кино. Возможно, поэтому в его картинах присутствует такой высокий градус достоверности, такая живая атмосфера, до мелочей продуманы детали повествования. Этот градус достоверности касается не только антуража — в фильме столько бесподобных интерьеров и шедевров искусства, что хватило бы на не маленькую галерею — но и актерской игры. Главное актерское трио — Джеффри Раш, Джим Стерджесс и Сильвия Хукс в роли незнакомки — смотрится так же изысканно, как и уникальные произведения искусства, и так же хорошо в профессиональном смысле. Джеффри Раша в начале истории мы видим бесстрастным баловнем судьбы, к ее финалу он приходит человеком, прошедшим все круги рая и ада, терзаемым сладкими и одновременно болезненными воспоминаниями, вроде бы потерявшим веру и волю к жизни, но все же сохранившим надежду. Буду очень разочарована, если Раша в этом году не номинируют на Оскар за главную мужскую роль.

Фильм — истинное произведение искусства и праздник для поклонников красоты как ее понимает Джузеппе Торнаторе, поклонников Джеффри Раша. Эннио Мориконе, писавший музыку ко всем фильмам Торнаторе, здесь творит чудеса и музыка «полноправное действующее лицо» картины. Фильм оставляет зрителей вместе с главным героем в ожидании и неопределенности, как будто пленка оборвалась на полуслове, а авторы этого «случайно не заметили».

Смотрите непременно.

02 августа 2013 | 22:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: