всё о любом фильме:

Лучшее предложение

La migliore offerta
год
страна
слоган«A master of possession. A crime of obsession»
режиссерДжузеппе Торнаторе
сценарийДжузеппе Торнаторе
продюсерИзабелла Кокуцца, Артуро Палья, Гуидо Де Лаурентиис, ...
операторФабио Замарион
композиторЭннио Морриконе
художникМаурицио Сабатини, Маурицио Ди Клементе, Андреа Ди Пальма, ...
монтажМассимо Квалья
жанр триллер, мелодрама, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
Испания  227.3 тыс.,    Россия  136.9 тыс.,    Франция  42.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время131 мин. / 02:11
Вергилий Олдман — управляющий директор ведущего аукционного дома. Время от времени со своим партнёром Билли на глазах у всего мира он проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как продавцов, так и покупателей. В секретном зале своей виллы он собрал сотни бесценных картин из разных эпох.

Однажды таинственная женщина, скрывающая свою личность, просит его продать антиквариат её семьи. Среди многочисленных произведений искусства раз за разом Олдман обнаруживает частицы давно утерянного механизма. В своё время поговаривали, что для того, чтобы его оживить, создатели прибегали к помощи высших сил… Складывая, как пазл, найденные детали, вместе со своим гениальным другом Робертом они пытаются разгадать этот секрет. Но Олдман заинтересован не только предметами старины…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (69 403)
ожидание: 97% (372)
Рейтинг кинокритиков
в мире
56%
18 + 14 = 32
5.9
в России
67%
4 + 2 = 6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме показаны несколько произведений искусства. Картина, которую восстанавливают, — это «Портрет молодой девушки» (ок. 1470) Петруса Кристуса. Среди изучаемых Олдманом работ есть «Рождение Венеры» (1879) Уильяма-Адольфа Бугро. Среди женских портретов в его коллекции есть «Портрет молодой женщины (La Fornarina)» (ок. 1519) и «Портрет молодой женщины (La Muta)» (1507) Рафаэля, «La Bella» (Красавица) (1536) Тициана, «Портрет Элеоноры Толедской» (1560) и «Портрет Лукреции Панчатики» (1541) Аньоло Бронзино, «Портрет Катерины Сфорца» (ок. 1490) Лоренцо ди Креди, «Цыганка» Бокаччо Бокаччино, «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки» (ок. 1528) Андреа дель Сарто, «Портрет Бьянки Капелло» (ок. 1572) Алессандро Аллори, «Портрет Элисбет Тухер» (1499) Альбрехта Дюрера, и «Жанна Самари в декольте (La Reverie)» (1877) Пьера Огюста Ренуара. Есть также работы Лукаса Кранаха ст., Питера Пауля Рубенса, Франсиско Гойи, Элизабет Виже-Лебрен, Данте Габриэль Россетти, Амедео Модильяни, Моргана Уэйстлинга и многих других.
    • Малоизвестную за пределами Нидерландов Сильвию Хукс создатели фильма приметили на Берлинском кинофестивале.
    • Съёмки проходили в ряде городов Италии, а также в Вене и Праге.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Торнаторе снял альтернативную концовку к фильму. Место действия — ресторан в Риме. То же самое место используется в предшествующих сценах, но заключительная сцена, снятая на той же съемочной площадке в Риме, была вырезана и заменена более сложной сценой, также слегка изменили диалог, снятый в различных местах по миру.
    • На месте вымышленного чешского ресторана Night and Day, который показан в конце фильма, на самом деле находился ресторан Pivnice u Milosrdnych (закрыт с 03.08.2013). Надпись с названием ресторана можно видеть, когда Олдман заходит внутрь (буквы просвечивают с наружной таблички и видны поэтому зеркально). Часы с правой стороны входа на самом деле являлись логотипом пива Gambrinus. Логотип вымышленного ресторана над входом также изображен поверх логотипа Gambrinus. При этом на стеклах логотип пива не стали маскировать.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3274 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ну, нет! Такого не бывает! Это просто не возможно! Этот фильм не может быть настолько прекрасен! Сегодня не снимают настолько восхитительные фильмы, — думалось мне во время его просмотра. Хотя… это же Торнаторе, ну, чего ещё ожидать от режиссёра, рождённого родиной Ренессанса и кино!

    «Любви к искусству и умения держать кисть недостаточно — нужен внутренний свет!»

    Фильм «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе — это фильм, который за 20 минут до титров доводит зрителя до экстатических корч, которые таки рассыпаются всполохами цветных конфетти и радужных лент восторга. «Да! Я знал! Я знал!» — пищит восторженный зритель, хихикая над наивным, сожалеющим, изумленным и грустным коллегой. Хитрый прищур любителя триллеров не зря блуждал по лицу в течение фильма. Не зря умиление и радость за героев время от времени перечеркивала гримаса сомнения. Не просто так ироничная ухмылка мешала изумляться происходящему.

    Наживший оригинальным путём галерею женских портретов, старик-антиквар Олдмен, получает богатый заказ от странной барышни. Для чопорного господина, признанного мэтра в аукционном деле, её странности сродни занозе в за… задней части ботинка. Но что-то не даёт ему закрыть тему. И начинается увлекательное приключение 70-летнего девственника в царстве грёз и фантазий.

    Двухчасовой квест старого аукционера-коллекционер предметов искусства по… самому себе, пожалуй, сложно назвать триллером в прямом смысле, но то, что этот фильм вытворяет с главным героем и зрителем — как изысканное орудие пыток! Вы вглядываетесь в яркие цвета, щупаете фактуру, вдыхаете аромат этого шедевра, а потом — фук — что-то дыханье спёрло, глаза слезятся, ноги подкашиваются.

    Совершенно восхитительное кино, действо, игра! Не без жести, конечно, но… Олдмен всю жизнь играл с людьми в честные аукционы.

    10 из 10

    3 декабря 2016 | 23:43

    Наверное, это один из тех немногих фильмов, который можно отнести к разряду «хорошее качественное кино для массовой аудитории».

    Я бы обозвал этот жанр — саспенс-триллер. Действия картины разворачиваются как-будто без времени и географического пространства, что еще больше подчеркивает остроту и таинственность всего сюжета. С самого начала фильм радует двумя вещами: безупречной картинкой и динамикой сюжета, игра актеров заслуживает отдельно слова с похвалой. Уважаемые зрители, поверьте мне, даже фильм, в котором нет Селены Гомез и Эштона Кэтчера — может быть интересным, захватывающим и, не побоюсь этого слова, шедевральным. А игра таких метров, как Джеффри Раш — уже может быть поводом посмотреть фильм.

    К концу фильма, когда герой сталкивается с ужасной правдой, напряжение вырастает до предела. В этом фильме есть все: игра актеров, работа режиссера и монтажа, тайна и а ваша версия, что же случилось на самом деле и придет ли она все-таки к нему на встречу

    Браво!

    26 июня 2013 | 11:30

    Джузеппе Торнаторе не снимал игровых фильмов четыре года (именно столько времени прошло после выхода эпической саги «Баария»). И вот новая работа. Очень массивная и внушительная, как антикварная мебель, которая тот или иной раз появляется в кадрах «Лучшего предложения». У режиссера и сценариста все основательно — начиная от со знанием дела подобранного актерского состава, и заканчивая мельчайшими деталями работы операторов и осветителей. В актив стоит занести и тщательно прописанный сценарий с неожиданными сюжетными ходами.

    Вирджил Олдман (Джеффри Раш) — известный и уважаемый во всем мире аукционист, управляющий аукционного дома и непревзойденный ведущий аукционов, настоящий эксперт в области живописи. Периодически он вместе со своим напарником, несостоявшимся художником Билли (Дональд Сазерленд), проворачивает блестящие махинации — скупая подлинники по цене копий. А бесценные произведения искусства хранятся на роскошной вилле Олдмана.

    Однажды он получает звонок от таинственной женщины по имени Клэр (Сильвия Хукс), желающей продать антиквариат, доставшийся ей в наследство от умерших родителей. Занимаясь описью и оценкой картин и мебели, Олдман каждый раз обнаруживает детали старинного механизма (так называемого «андроида Вокансона»).

    Еще один важный момент ленты и режиссерского мастерства — любовь к деталям, о чем упоминалось выше. Любая мелочь, любой второстепенный персонаж или герой эпизода здесь не случаен. Каждый отдельный момент в финале складывается в тот самый пазл — механизм, разгадка которого так зацепила недоверчивого и в то же время чрезвычайно любопытного Олдмана. Торнаторе весьма символичен — один безмолвный кадр может дать больше для понимания, чем разжевывание ситуации в длинном монологе.

    И конечно же отдельных слов стоит актерская игра — прежде всего речь о блистательном Джеффри Раше. Воистину Раш — один из лучших в этом искусстве лицедейства. Вспомогательные персонажи Стерджесса и Сазерленда были хороши в подыгрыше.

    У «Лучшего предложения» есть все составляющие умного и изящно по-европейски снятого триллера. В хитроумно поданый сюжет (никогда до конца не угадаешь его развитие) вплетена любовная линия аукциониста и таинственной Клэр (классная работа Сильвии Хукс). Атмосферу создает замечательная музыка Эннио Морриконе, подчеркивающая мрачновато-ироничный взгляд на мир ценителей искусства.

    Торнаторе не бьет в лоб — он работает со зрителем полунамеками-полудогадками, предоставляя публике право самой додумать, что же будет дальше. Люди, они как картины, могут быть и подлинниками и подделками. Именно поэтому финал снят именно так, как он снят.

    8,5 из 10

    1 августа 2013 | 16:49

    Честно говоря, я не помню, когда последний раз смотрела фильм с ТАКИМ удовольствием. Джефри Раш настолько великолепен, что может вызывать лишь восхищение. Он уже сражал нас своим талантом в фильме «Король говорит», и вот снова ему хочется рукоплескать. Причем в этот раз, быть может, еще сильнее, еще эмоциональнее. Потому что он сыграл просто бесподобно. Его герой очень непрост — он необычен в привычках, в причудах, в пристрастиях, работе, судьбе… Он противоречив, эмоционален, трепетен… И Джефри Раш сыграл его настолько точно, во всем его многообразии, во всем спектре мельчайших полутонов, во всех нюансах и деталях… что это называется не сыграл. Это называется прожил. Он прожил перед нами часть жизни Вирджела Олдмана- волнительную часть, перевернувшую его героя, перелопатившую его целиком. И он делает это так искренне, и так органично, так убедительно, что зритель не может ему не поверить. Зритель верит. И проживает это время вместе с мистером Олдманом — не наблюдая за перипетиями его судьбы, а проходя через них вместе с ним.

    Фильм чрезвычайно стильный и атмосферный. В каждом его мгновении есть настроение, атмосфера. Атмосфера куртуазного изящества, одновременно с трепетной чувственностью и волнения, которое не отпускает. Красота и стиль, блеск и роскошь, страхи и пылкость, оригиналы и подделки, антиквариат и современность, деньги и дружба, рухлядь и ценность, доверие и предательство, счастье и потрясение.. и главное- робкое желание любить и быть любимым. Все это перемешано в этом кино, сплетено в единый узел, и никогда не знаешь, какой стороной обернется к тебе в каждый следующий момент. Это фильм, который затягивает, — он нетороплив, мягок, размерен, он заманивает тебя в свои сети потихоньку, вальяжно, незаметно, и в тот момент, когда ты опомнишься, — поймешь, что безнадежно тонешь. Но не алчешь спасения, ибо жив интересом, интригой, волнением. Что же будет? Что же дальше? Как же сложатся шестеренки, и как отличить в реальной жизни оригинал от подделки, если в любой подделке всегда скрыто что-то подлинное…

    Фильм потрясающий. Тонкий, глубокий, филигранный в полутонах, интонациях, эмоциях, настроении, от него решительно невозможно оторваться- смотрела до полпервого ночи, несмотря на то, что очень устала и утром рано вставать. Потому что такие фильмы не выключают на середине. Такие фильмы смотрят упоенно, вдохновенно, впитывают их каждой клеточкой сознания, вкуса, всего существа…

    Какой у картины жанр? Сложно сказать. Сначала напоминает изящную, чистую, но глубокую мелодраму, с сильным психологическим акцентом. Потом напряжение нарастает, появляется элемент, может быть, даже триллера, а ближе к финалу все это эклектичное, и одновременно удивительным образом гармоничное многообразие расцветает в интригующей детективной линии. И финал. Обескураживающий, неожиданный, волнующий, вопросительный, до боли красноречиво молчаливый…

    Джузеппе Торнаторе создал изумительное кино. Шедевральное. Очень интересное, пронзительно настроенническое, трепетное, искреннее. Оно захватывает интерес зрителя с первых минут и не отпускает ни на секунду до самого финала. И даже когда финальные титры ползут по экрану, и даже когда ты, закончив просмотр, уже выключил компьютер, и давно занимаешься своими делами, в какой-то момент понимаешь, что ты-то смотреть фильм закончил, а он тебя- нет. Он до сих пор в тебе, и он не отпускает. Держит в плену твои мысли, чувства, эмоции, снова и снова возвращая их к событиям, увиденным в этом кино… И даже если бы у Торнаторе был бы в его карьере всего один фильм, вот этот,- Лучшее предложение,- его можно было бы назвать гениальным режиссером. Потому что только гениальный режиссер может снять настолько шикарное кино. Браво.

    Фильм к просмотру рекомендуется в обязательном порядке.

    10 из 10

    30 августа 2013 | 20:20

    Если за работу берется Джузеппе Торнаторе, то непременно будет шедевр! Если музыку к фильму пишет сам Эннио Морриконе, то это будет превосходно! «Лучшее предложение» — это история первой и настоящей живой любви, которой не ждал главный герой фильма, но она случилась. И все изменилось.

    Герой Джефри Раша не прост. Его настоящий мир настолько тонок, что может лопнуть в одну минуту слово мыльный пузырь. Его чувство «прекрасного» так сильно, что от него кружится голова. Всю жизнь он дарил свою любовь сотням грустных, восхищенных, лукавых взглядов самых красивых женщин разных эпох, которые смотрели на него с портретов. Пока он не влюбился и не полюбил…

    Актерская игра Джефри Раша в этой кинокартине превосходна и восхитительна. Ты не можешь не верить этому герою, который молодеет на глазах и становится безумным от своей любви.

    «Лучшее предложение» — это предложение окунуться по-настоящему в омут со всеми страстями. Герой Раша делал в своей жизни много предложений, но самое последнее стало самым лучшим!

    И еще немного о настоящем и искусственном. Именно в «Лучшем предложении» Торнаторе затрагивает эту тему. Как понять, где правда, а где истина? Кто тебя никогда не сможет предать, кто умеет любить сильнее: сердце живой женщины или глаза безжизненных красавиц? Как отличить подделку от шедевра? Главный герой был профессионалом в своем деле и никогда не ошибался: он всегда знал, где подлинная картина, а где всего лишь ее подобие. А что же в чувствах? Здесь он оказался новичком. Стоила ли игра свеч? Стоила.

    Развязка и финал могут показаться предсказуемыми и слишком простыми и лаконичными по сравнению с завязкой и развитием действия в картине, если бы не рука дивного мастера: все снято так по-торнаторовски знакомо и изящно. Ничего лишнего.

    10 баллов! Достойный фильм!

    18 мая 2014 | 03:12

    Джузеппе Торнаторе не ставит свои фильмы на поток, он снимает их размеренно, никуда не спеша. За последние 15 лет он снял шесть картин. Отчасти именно поэтому (хотя больше потому, что Торнаторе есть Торнаторе) каждый новый его фильм — маленькое событие.

    «Лучшее предложение» следует относить к интеллектуальным, но вовсе не заумным, а доступным всякому (в особенности массовому) зрителю фильмам. Подобно книжкам Дэна Брауна или какому-нибудь «Дантовому клубу» Перла, это кино погружает человека в пространство, наполненное историей и искусством. Однако при этом фильм Торнаторе класснее, крепче, больше цепляет и держит напряжение.

    - Ну и как это, жить с женщиной?
    - Это как участвовать в аукционе — никогда не знаешь, твое ли предложение лучшее.


    На заре своей юности, готовясь непременно стать прекрасным писателем, я в специальную книжечку записывал разные фразы, а больше даже советы, касающиеся писательства. Так вот я отчетливо помню совет, который шел там под первым номером: каждая глава должна заканчиваться хлестко, как удар кнута, а развязка должна быть максимально неожиданной. В общем-то совет этот в полной мере можно применить и к кинематографу: чем неожиданнее развязка, тем сильнее производимый на зрителя эффект, тем лучше становится вся картина, словно озаряемая этой молнией, расколовшей небосвод зрительских ожиданий.

    «Лучшее предложение» само по себе хорошо, даже сам процесс подвода зрителя к развязке очень интересен (психологизм, напряжение и внутренний драйв не дают заскучать), а уж когда наступает долгожданная развязка (долгожданная не от того, что ее приходится слишком долго ждать, а от того, что ее скорее хочется увидеть, хочется разгадать тайну этой картины) зритель и вовсе впадает в столбняк, словно его вытянул кнутом по спине лихой возница, умчавшийся вдаль. Возница скрывается за горизонтом, а главный герой Вергилий Олдман (блистательный Джеффри Раш) стоит пораженный посреди улицы и пытается понять, как ему реагировать: оскорбиться, удивиться или восхититься наглостью смельчака, так умело справившего дельце. И зритель застывает в зрительном зале или на своем уютном диванчике, переводя дыхания и вспоминая бессмертное: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

    - Человеческие эмоции как произведения искусства, их нетрудно подделать. Иногда они только кажутся подлинными, а приглядишься — фальшивка.

    Подобно тому, как до поры до времени скрытые за ширмой противники главного героя подбрасывают ему кусок за куском от интригующей головоломки, втягивая его в «погоню», грозящую неминуемым крахом, Торнаторе втягивает в это маленькое приключеньице и зрителя. С одной лишь разницей — зрителю ничего не грозит.

    Это один из немногих фильмов, которые пробуждают не только интерес зрителя, но даже и азарт (я знаю о чем говорю — сам порой азартен до ужаса) более привычный для игры на каком-нибудь тотализаторе. И вот этот азарт и пробуждаемый в зрителе вместе с ним охотничий инстинкт, помноженные на неожиданную развязку, делают весь этот фильм. Качественная актерская игра служит здесь, скорее бонусом, чем первостепенным достоинством. Главнее здесь, конечно, сюжет, интрига и сам подход к разрешению коллизии.

    - Любовь к искусству и умение держать в руках кисть ещё не делает человека художником. Нужен внутренний свет.

    Спасибо Торнаторе и всем, кто трудился над этим фильмом, за редкое в наши дни удовольствие.

    10 из 10

    30 марта 2014 | 16:36

    Должна признаться, что к творчеству Джузеппе Торнаторе относиться равнодушно очень сложно: это, безусловно, талантливый итальянский режиссер, сумевший освоить все кинематографические навыки, и при этом остаться верным своему индивидуальному почерку. Последнее творение оскароносного режиссера «Лучшее предложение» очередное тому подтверждение: здесь нашему вниманию предстаёт оригинальный, интересный сценарий все того же Торнаторе, но далеко не удивляющий своей уникальностью — уже немало было снято фильмов, где на алтарь алчной жажды наживы было положено то, ради чего все мы, собственно говоря, и живем: любовь.

    В фильме «Лучшее предложение» пред нами разворачивается полная неожиданностей история, произошедшая с уже немолодым знатоком искусств, директором аукционного дома Виржилом (потрясающий и неувядающий Джеффри Раш, в полной мере продемонстрировавший, что в свои 62 года еще горазд сниматься в постельных сценах с той, которая младше его на 3 десятка лет), сумевшим познать радости любви и страсти с привлекательной особой по имени Клэр (в исполнении нидерландской актрисы Сильвии Хукс, достаточно манящей своей бледностью лица и невинным взглядом девочки-подростка), которая на личном опыте смогла подтвердить слова великого Шекспира: «О женщины, Вам имя — вероломство!».

    В кинокартине помимо актерского состава есть еще уйма достоинств: потрясающий монтаж сродни в фильмах Финчера, умные диалоги, где каждое слово наполнено смыслом, скрупулезная работа по воссозданию старинного особняка с кучей антиквариата и предметов старины, показанная с глубоким уважение и почтением красота и великолепие шедевров, истинных произведений искусств кисти Рубенса, Гойи, Модильяни и других художников, чьи имена ничего не скажут тем, кто далек от мира изобразительного искусства. Под чутким руководством режиссера оператор Фабио Замарион сумел покорить сердца самого непритязательного кинозрителя, показав завораживающую красоту всемирно известных полотен, ослепленную любовь, даже страсть к которым на протяжении всей своей жизни предпочитал испытывать главный герой мистер Олдман, видя в этом достойное замещение любви плотской. Поистине, магия киноискусства и заключается в том, что показать любовь можно по-разному, но это всегда будет пронзительно, особенно если за дело берется Джузеппе Торнаторе.

    Европейско-утонченное кино не умерло с уходом Феллини, Висконти, Гуэрры, есть еще порох в итальянских пороховницах, если неиссякаемы кинематографические идеи в очередной раз показать на экране любовь, страсть, смирение, гордыню, алчность, меркантильность и предательство. Увы, пороки человечества всегда будут притягательны для мастерски-исполненного их отображения, ведь, не знай мы, что такое ненависть, как смогли бы узнать, что такое любовь? Обо всем этом, а также об одиночестве души и последствиях его затянувшейся продолжительности смотрите в фильме 2012 года «Лучшее предложение», где возраст не враг запоздалым проявлениям чувств, а на философский вопрос «любовь-это подделка?» будет дан неоднозначный ответ…

    19 сентября 2013 | 13:50

    Это тот случай, когда европейское кино демонстрирует интеллектуальное превосходство не только по форме, но и по содержанию.

    Для этого режиссер сталкивает два жизненных мира — общий, я бы назвал его фрейдовским, в нем господствуют инстинкты и влечения, это система извлечения максимального эффекта из сообщения с реальностью Эго, Альтер-Эго и Сверх-Эго, естественно гедонистического и эгоистического характера.

    Этот мир вынуждает вытеснять, сублимировать чувство возвышенного в пользу удовлетворения фундаментальных влечений к получению удовольствия. Культивация первичности Эго требует взаимодействия с другими, а это возможно только посредством производства лжи. Ложь вопреки всякому здравому смыслу устанавливает отношения между людьми и в этой системе координат все работает. Согласно Фрейду, искусство и вся культура это вытеснение влечений, что вероятно отчасти соответствует действительности, отсюда и нет смысла говорить правду, если в итоге есть лишь два влечения и творчество если верить дедушке Фрейду связано с тягой к смерти.

    И особый жизненный мир, где живет Вёрджил Олдман. Это сфера кантианского стремления к возвышенности, чисто рефлективное вбирание в себя трансцендентальных диспозиций гениальности, присущей творениям искусства. Да, он не уделяет подобно самому Канту много внимания женщинам, но в соответствии с этой концепцией, идея прекрасного является его главным объектом эстетического суждения. Он знает что такое творческий гений ("Все сходятся в том, что гения следует целиком противопоставить духу подражания» — Критика способности суждения) и умеет тем самым различать талантливое подражание от оригинального творения. Талант гения должен служить образцом для творчества других авторов, однако для подражания, а не для подделывания.

    Но этика Канта предписывает никогда не лгать, не при каких условиях не обманывать других. Олдман лжёт, внушая безграмотным богатеям, что их вещи стоят копейки, а потом перекупает все произведения искусства. Кант называет это тщеславным интересом «Но примечательно здесь то, что если обмануть такого любителя прекрасного, воткнув в землю искусственные цветы (которые можно сделать во всем похожими на настоящие) или посадив ветки деревьев искусно вырезанных птиц, а затем он раскроет этот обман, непосредственный интерес, который он прежде проявлял к ним, сразу же исчезнет, хотя, быть может, появится другой, а именно тщеславный интерес — украсить этим свою комнату ради гостей» — Критика способности суждения)

    То есть он наряду со стремлением к созерцанию возвышенного обладает аффектом обладания, что вынуждает лгать. Герой Сазерленда символизирует Сатану, поддерживая постоянно искушение лгать ради дальнейшего удовлетворения тщеславия.

    Он замечает эту склонность в Олдмане и предлагает ему неявно старую сделку — удовольствие в обмен на душу. Именно это и происходит, Олдман без труда допускает доверие к обману, который не способен распознать, поскольку ему чужда ("Довлеть себе, стало быть не нуждаться в обществе, не будучи, однако, нелюдимым, т. е. избегать общества, есть нечто приближающееся к возвышенному, также как и всякое отрешение от потребностей; напротив, бежать от людей из мизантропии, оттого что их ненавидят, или из антропофобии, оттого что их боятся как своих врагов, это и отвратительно, и достойно презрения» — Критика способности суждения) система координат общего мира.

    Это нарушает его идентичность, замещая стремление к возвышенному и разменивает на аффекты удовольствия. Чтобы склонить его к этому была подделан его страх перед общением к женщинами, перенесенный на окружающий мир в целом, чтобы вызвать у него воображаемое ощущение целесообразности, будто бы они смогут взаимно избавить друг друга от страхов. Именно здесь происходит надлом и там где все лгали, Олдман проявляет искренность, что заставляет его перепутать аффекты тела с энтузиазмом от восприятия женской красоты. Аналогия «совершенного андроида» специально привнесена в сюжет, чтобы показать, что человек может вести себя подобным идеально аффирмативным способом, выполняя типичную роль и подобно тому, как андроид своими ответами заставляет нас поверить в наличие у него сознания, мы должны поверить в наличие чувств у этого человека. Разумеется, и то и другое построено на хитроумном обмане.

    Предав свою идентичность, но не имея фактически злого умысла, Олдман лишается прежней тяги к прекрасному, но приобретает чувство одиночества. Это своего рода расплата за грехопадение, за то, что он поставил чувства выше реальных ценностей, которые в свою очередь являются всего лишь наживой для других.

    «Следовательно, возвышенное всегда должно иметь отношение к образу мыслей, т. е. к максимам — делать так, чтобы интеллектуальное и идеи разума брали верх над чувственностью — Критика способности суждения».

    13 ноября 2013 | 08:12

    Приём «афера наоборот», где аферист сам оказывается в дураках, достаточно распространён. «Лучшее предложение» — один из таких, но с уклоном в психологизм, который не позволяет в конце посмеяться, как это было, например, в фильме «Как украсть миллион», или в фильме-подставе «Игра». Главный герой — Вирджил Олдман (Virgil Oldman), в чьём имени нам верно слышится «девственник», а не «Вергилий». Если уж быть дотошными и идти по пути сопоставления с Данте, то Вирджилу, как и одноимённому герою «Божественной комедии», не дано войти в рай, (по-хорошему, его даже в чистилище не должны были пускать, а он частичку счастья-таки урвал), но такое сравнение кажется весьма натянутым. Киноманы не замедлят увидеть в фильме отголоски «Головокружения», главная героиня которой страдала от акрофобии, так же, как наша героиня — агорафобией. А мне мерещится Гофман и его сказка «Песочный человек», где герой настолько увлекается механической девушкой Олимпией, что забывает о живой возлюбленной. Аналогия здесь в механизме, который по частям собирает Вирджил, параллельно всё больше увлекаясь загадочной хозяйкой дома, собирая её образ по крупицам — из телефонных разговоров, подглядывая за ней в замочную скважину, прячась за скульптурой, пока, наконец, не собирает пазл полностью, как ему кажется. К этому моменту готов и механический андроид, олицетворение имитации и того, как мало надо человеку, чтобы обмануться и принять подделку за оригинал.

    «В подделке всегда есть частица подлинника» — говорит Вирджил.

    «Что бы с нами ни случилось, вы должны знать, что я вас люблю» — произносит Клэр перед финальным актом. Как любой искусный мастер подделки, она вносит свою долю подлинного. Наверное, именно это подлинное вселяет в Вирджила надежду, что Клэр однажды вернётся. Вывод о такой концовке можно сделать и из комментария автора: «Думаете, чего Вергилий ждет в финале — возмездия или любви? Предпочитаю второй вариант. Еще на стадии pre-production один американский продюсер сказал, что готов сделать со мной этот фильм, если в финальной сцене появится девушка, Клэр. В голове она у меня, конечно же, появляется, но уничтожить недосказанность в кадре я не мог. Это был бы самый глупый финал во всей моей фильмографии.»

    Но самый главный вклад подлинного, который совершает Клэр — это изменения с самим Вирджилом: Клэр заставляет Вирджила стать настоящим. Возможно, он так и не выходит к реальности — возможно, он просто сменяет искусственную среду, символом которой стала его потайная комната с коллекцией оригинальных картин, на среду несбыточной мечты новой встречи с Клэр. Старик отчаянно нуждается удостовериться, что всё, что он пережил с Клэр, действительно было, что любовь Клэр была реальна. Но подлинным здесь остаётся любовь самого Вирджила. Человек, полюбивший кого-то, духовно преображается, и это безвозвратно меняет его. Ни один шедевр из тайной комнаты не пройдёт проверку на подлинность — каждый из них лишь имитация жизни, страсти, любви. Наверное, впервые в жизни Вирджин сталкивается с совершенно иной системой ценностей, где важна не рыночная стоимость и даже не художественная, а ценность переживаний, то есть самой жизни. Так, картина у Клэр в доме, над которой Вирджил недоумевает с самого начала, не понимая её ценности, становится самой дорогой для него как память о лучших моментах его жизни.

    Никакой это не триллер — скорее, лабиринт с минотавром, где чувства демонстрируют беспомощность разума, а разум разоблачает чувства (только не спрашивайте, кто здесь минотавр).

    8 декабря 2015 | 01:08

    Есть что-то интригующее для меня в фильмах, главный герой которых не внушает ни симпатии, ни доверия. Когда он подл, и мелок, и отвратителен («Киллер Джо») или гнусен, алчен и эгоистичен («Охотники за головами») настолько, что один его вид бесит и приводит в раздражение. Когда искренне и от души желаешь ему зла и лицезрение его физиономии причиняет почти физическое неудобство. Но при этом сюжет захватывает настолько, что ни отвлечься ни остановить кино совершенно не хочется.

    Вначале мне показалось, что «Лучшее предложение» из той же категории. Вирджил Олдман — мизантроп и, пожалуй, это наиболее яркая его черта. Он нетерпим, временами груб и брезглив практически на грани с ненормальностью. При этом отличный специалист по антиквариату, с высокой репутацией и надежным именем в соответствующих кругах. Все его теплые чувства принадлежат исключительно картинам, точнее, портретам женщин. И добывает он эти портреты способом если не криминальным, то явно мошенническим. Но не в картинах дело. А, может, как раз в них.

    Дело в том, что зритель, хочет он того или нет, вместе с Олдманом проходит путь от успешного аукциониста и неприятной личности до искреннего храброго самоотверженного и очень несчастного человека, который вызывает сочувствие.

    Где-то до середины фильма он [зритель] довольно безучастно наблюдает за крысиной возней, которая заменяет Олдману жизнь — выбор перчаток и ботинок, профессиональные консультации и многомиллионные аферы. Нет, в каждом из этих занятий нет ничего постыдного и недостойного, неприятными их делает сам герой Джеффри Раша *какой актер, какой талант! Одним своим видом вызывать такую неприязнь!*

    Тем сильнее потрясение, когда зритель неожиданно для себя начинает переживать за Олдмана. Старик в костюме, плаще и перчатках, бегущий через улицу и двор, обливаясь потом взбирающийся по ступенькам, чтобы успокоить истерящую по телефону девицу — это… трогает и подкупает, пробуждает не симпатию, нет, но сочувствие и интерес.

    С той же середины фильма появляется уверенность в подвохе, грандиозном обмане с участием всех известных персонажей — но это не мешает следить за происходящим на экране со жгучим интересом.

    Циник во мне говорит, что каждый получает то, что заслуживает, Олдман — своим многолетним обманом, и та милая компашка залетных гастролеров еще огребет по полной за преданное доверие и порушенные надежды. Но… жаль человека, который только поверил в людей, перенес свою привязанность с мертвой бумаги на живые лица, впервые в жизни всерьез и до конца привязался к другому человеку — и так обманулся.

    Хорошо — едко, иронично, подло, справедливо, а потому

    8 из 10

    Пы. Сы. И сейчас, спустя сутки и одну книгу после просмотра фильма, мне почему-то кажется, что Вирджил Олдман не жалеет о случившемся. Точнее, жалеет — о том, что закончилось, но не о том, что было.

    15 сентября 2013 | 23:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>