К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильмы по произведениям ле Карре - это такие антибондиады. Действие разворачивается медленно, экшена мало (в 'Самом опасном человек', кажется, вообще ни разу не выстрелили). Герои редко бывают молодыми красавцами, чаще старыми и обрюзгшими. Но от этого они не становятся менее опасными. Бывший сотрудник М-5 ле Карре старается описать реальную работу спецслужб, где мало места героизму и отваге, а больше хитрости и холодному расчету. При этом взаимоотношения в спецслужбах показаны, как совершенно подлые и коварные. Сотрудники разведок часто оказываются морально хуже, чем те, с кем они борются. В этом смысле 'Самый опасный человек' не исключение.

Вам будет показана тонкая игра, где фигурами являются живые люди. Сотрудники разведки давят на них, используют, находят слабые места, вынуждают сотрудничать, шпионить, сами оставаясь в тени. Вы увидите хитрую психологическую игру, причем не только между шпионами и их информаторами, но и между самими разведчиками. Собственно, взаимоотношения разных спецслужб - это главное в фильме. Сама по себе проблема терроризма и борьба с ним - где-то далеко. Смысл всей этой возни ускользает даже от героев, которые прячутся за фразой 'чтобы мир стал чуточку безопаснее', как за фиговым листком. Так в чем же смысл показанного?

Если разобраться, то спецслужбы занимаются работой с людьми, как какие-нибудь больницы, парикмахерские или детские сады. Это специфическая работа, но от этого живые люди не перестают быть живыми людьми. Потому, как и любой другой конторе, нужно быть к ним внимательным, а не относиться, как к расходному материалу. Это важно не только по отношению к людям, но и к делу. Сотрудники спецслужб, как и везде, делятся на профессионалов и карьеристов. Для профессионалов важен результат ('поймать акулу'), а для карьеристов - отчет. Потому профи ценят людей, а карьерист - звездочки на погонах за очередного пойманного 'террориста'. Многие в России думают, что для галочки работают только у нас. 'Самый опасный человек' и ле Карре показывают, что не только. Искусная игра главного героя была разрушена лицемерными карьеристами, для которых люди всего лишь пешки. Профессионализм опять оказался позади тупости и жадности. Всё это печально, но поучительно.

К сожалению фильм, не смотря на всю достоверность изображения работы спецслужб, не избежал штампов и стереотипов Запада. Ситуация, что в середине 80-х в Чечне какой-то офицер СА мог безнаказанно изнасиловать 14-15-летнюю девочку, просто из разряда 'у них медведи бродят по улицам'. Впрочем, это всего лишь ложка дёгтя в бочке с умным шпионским фильмом. После него начинаешь глазами искать скрытые камеры, задумываться, а не прослушивают ли тебя, и подозревать в каждом встречном филёра.

18 сентября 2014 | 23:40
  • тип рецензии:

Шпионское кино не ограничивается одной только эпопеей об агенте 007. Всесильный Джеймс Бонд, обвешанный, как китайская ёлка, уникальными техническими гаджетами, мчится на своём автомобиле-самолёте спасать планету примерно в той же части вселенной, где Бэтмен ведёт извечную борьбу со своими соперниками-злодеями. Должно быть, самой радикальной альтернативой развлекательной шпионской клюкве стала работа Томаса Альфредсона «Tinker Tailor Soldier Spy». Реалистичная и сухая история, лишённая гламурного блеска и запаха свежеприготовленного поп-корна, нашла своих поклонников. В основном, конечно, среди критиков и почитателей фестивальных кинолент, однако, три номинации на «Оскар» - серьёзное достижение для такого неординарного проекта. «Самый опасный человек», должно быть, снимался с расчётом повторить этот успех, но его, к сожалению, постигла незавидная участь коммерческого провала. На мой взгляд, итог предсказуемый, но вряд ли заслуженный.

Вне контекста старшего брата в лице «Шпион, выйди вон!» говорить о новом фильме Антона Корбейна достаточно сложно. Слишком многое их связывает. Главные отличительные черты «Самого опасного человека» - вызывающие чувство дежавю реализм и аскетизм. Всё этому подчинено. Основная специализация маленького шпионского отдела из нескольких человек в Гамбурге – потенциально опасные радикальные исламисты. Агентурная сеть позволяет им держать ситуацию под контролем, беря на заметку смуглолицых бородачей, бродящих по городу с выпученными глазами. Есть мнение, что путь от религиозного фундаменталиста до террориста слишком короток, чтобы правительство смущённо отводило свои толерантные глазёнки в сторону, никак не реагируя на засилье арабов в стране. Официальная разведка, конечно, далеко не всегда способна на решительные действия, поэтому вся грязная работа достаётся Гюнтеру Бахманну (Филип Сеймур Хоффман) и его скромной команде. На героев не похожи, бюджетов не осваивают, их будто бы вовсе не существует, но они ежедневно ведут скучную монотонную работу, «делая этот мир немного безопаснее». Сюжет построен вокруг прибывшего в Гамбург Исы Карпова. Парень производит впечатление карикатурной ходячей бомбы, которая вот-вот выкрикнет «Аллаху Акбар!» и разнесёт десяток-другой добропорядочных бюргеров на кусочки тёплого мяса. Конечно, он не мог не привлечь внимание старого Гюнтера, но его отделу суждено будет столкнуться с почти непреодолимыми проблемами.

Пересказ обманчиво остросюжетного синопсиса может вызвать обратный эффект. Для любителя динамичных триллеров сложно подобрать снотворное лучше, чем «Самый опасный человек». Корбейн не пытается вас развлечь или удивить. Вязкая атмосфера будней специального подразделения нарочито утомительна, а жизнь их пронизана постоянной лёгкой тревогой и нервозностью. Сама идея основного конфликта, как и работа подобных подразделений вообще, цинична. Тут всё базируется на заговорах, вербовках, подковёрных интригах и, пусть это прозвучит дико, межведомственной конкуренции. Высокая мораль? Справедливость? Что вы, нужно просто делать свою работу. И не забывать о том, что приложенные усилия – не гарант успеха, не всё в этом мире зависит от ваших действий, многое случается вопреки логике, здравому смыслу и вашим стараниям.

21 ноября 2014 | 13:23
  • тип рецензии:

Из тёмных и беспокойных вод Эльбы, бьющихся о причал, на берег выбирается искалеченный, уставший до смерти человек с тёмным, как и его глаза, прошлым. Человек прибыл в Гамбург из России. Как и зачем? Почему у этого человека мусульманское имя, но русская фамилия? Какое же у него прошлое? В мире, где совсем недавно отзвучал смертельный рокот одиннадцатого сентября, улеглась пыль поражения и обломки гордости западный мир ещё не собрал, теперь каждый бородатый и похожий на мусульманина мужчина находится под прицелом всевидящего ока антитеррористических организаций. Гамбург – тот самый город, где из-за несогласования действий американской и немецкой разведок, вступивших в борьбу прежде всего друг с другом, но не с терроризмом, Мохамеду Атта удалось незаметно и беспрепятственно провести подготовку к сентябрьской атаке. Гамбург – город с прошлым, где и по сей день немецкие и международные разведки слишком помнят про свои фатальные промахи. Гамбург – ссылка для тех, кто оступился и теперь льёт в свой кофе больше коньяка и курит прямо в кровати пустого дома. Гамбург – место для тех, кто не хочет помнить имя своего отца и своей родины. В Гамбург, о котором написал Ле Карре, бывший шпион и автор книг о горькой участи служащих великой системе людей, стекаются те, кому нечего терять, потому что уже всё потеряно.

Экранизировать Ле Карре взялся человек, чувствующий идеальный кадр – фотограф Антон Корбайн, чья геометрия сцен порой выверена с необычайной дотошностью; атмосфера разочарования, боли, одиночества, постоянное напряжение, переданное через оттенки синего и ядовитого жёлтого, депрессия города серыми красками разливается по экрану и тонет в Эльбе, как и надежда на чьё-то спасение. Корбайн не просто ремесленик, но творец, который умело использует незаметные на первый взгляд детали для того, чтобы всё его бесконечно большое полотно вдруг взыграло красками, зазвучало, ожило, растерзало и оставило чувство той самой холодной пустоты, неумолимой, как фатум. С этим чувством давно живёт и глава антитеррористической «конторы» Гюнтер Бахман в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана, бесконечно пьющий свои крепкие напитки, одинокий и потрёпанный жизнью, хмурящий лохматые брови и отпускающий саркастичные шутки – он на самом дне (хотя, это смотря как оценивать сам Гамбург, философски отвечает он на вопрос своей американской коллеги о том, что его, успешного когда-то агента, сослали сюда за одну из неудачных операций на Востоке). Бахман – неплохой игрок в шахматы, спрогнозировавший партию на много ходов вперёд: сначала тот самый не помнящий имя отца грязный чеченец, охота за которым – только повод выйти на рыбу покрупнее. И, если повезёт, в тех же водах поймать ещё и следующую, ещё больше, ещё опаснее.

Люди, встречающиеся Бахману, вряд ли претендуют на уважение - слабые, сдающиеся или предающие самых близких, у иных нет принципов, понятий о чести или достоинстве, они врут ради великой цели, но одни вряд ли толком понимают её, а другие понимают слишком хорошо, отчего лгут ещё усерднее. В этом мире все стремительно меняется – и прежде всего главная фигура шпиона старой школы Бахмана, который пытается быть честным и поступить хоть раз правильно – «я хочу сделать мир лучше» звучит совершенно без сарказма, но с обречённостью человека, который понимает, что вряд ли подобные желания действительно могут быть реализованы. Режиссёр Корбайн в совместной работе со сценаристом Эндрю Бовелом смог ужать многостраничный роман Ле Карре до двухчасового формата, осознанно оставив вместо частых отсылок к прошлому каждого из героев лишь намёки на него – появилась динамика, впрочем, довольно интровертная, и вот в этом Корбейн настоящий мастер – говорить прямолинейно ему неинтересно, поэтому камера безжалостно фиксирует чужие измены ценностям, где-то позади тех, кто по одну сторону баррикад маячат другие, стоит только приглядеться, а в сигаретной пачке, переданной на барной стойке по прежнему можно найти микрофлешку с нужной информацией. Шпионы играют против шпионов, все подковерные игры происходят в серых кабинетах, правда – утопия этого мира, слишком большая ценность, за которую не расплатишься никогда. Хоффман, таящий в своих невероятных глубинах самый настоящий, свой собственный мрак, показывает его на мгновение – одинокий мужчина в белой майке поздним вечером дома, потягивающий виски и играющий на пианино пару тяжёлых аккордов. В этой охоте, где стоит ловить на мелкую рыбу более крупную, вновь происходит всё то же самое - история ничему не учит, в очередной раз представители совсем другого поколения обставляют тех, кто на минуту задумался о том, что же такое честь – и пустота заполняется тяжёлым звериным рыком человека, который ненавидит эту больную реальность, но не в силах её изменить.

13 ноября 2015 | 04:40
  • тип рецензии:

Я люблю фильмы, так или иначе касающиеся острых политических тем, во многом из-за обостренного внимания к политике сейчас, и во многом потому, что политика – это как тайны дворцовых переворотов раньше. Это интриги, непростые решения и интересные личности. По крайней мере, в кино. Да и проецировать показанную картинку на живую реальность интересно, интересно и понимать, что же хотел сказать тот или иной автор фильма. «Самый опасный человек» в данном случае затронул очень болезненную, острую и не оставляющую равнодушным никого тему ислама и исламского радикализма. Тема эта очень щекотлива, поэтому посмотреть, как ее раскрыли кинематографисты на этот раз, было интересно. Интересно не только потому, что в центре сюжета оказывается россиянин, сколько именно из-за скользкости и опасности этой темы.

Стоит признать, что тема оказалась раскрыта очень деликатно. Можно даже сказать, что если авторы и имели какую-то свою точку зрения на показанную проблему, то они ее не навязывали (может, потому что в контексте этого фильма не она была им интересна). Необычным было то, что в центре сюжета находятся европейцы, а не представители США, хотя без американцев, опять же, не обошлось. Дело происходит в Гамбурге, и главной интригой становится то, как поведут себя в борьбе с терроризмом те или иные представители власти.

Впрочем, оказывается, что важно, собственно, отношение к терроризму в частности и подозреваемому в нем герою Иссе Карпову только для одной героини, для всех же остальных происходящее – игра, где ставкой является карьера. Герой Филипа Сеймура Хоффмана похож на паука и кукловода одновременно. Не испытывая никакой симпатии к окружающим его людям, он манипулирует ими как хочет, заставляя предавать тех, кто им дорог, и явно не имея никакого беспокойства по этому поводу. Репутация и карьера важнее всего. Я не стану осуждать такой подход, ведь в том деле, которым он занят, это целесообразно. Нельзя сказать, что он конкретно заинтересован в борьбе с терроризмом как с явлением, скорее, просто так сложилось, что он выступает на этой стороне, а не на той. Он кажется некогда влиятельным человеком, теперь теряющим свою власть и стремительно пытающимся использовать ее остатки как для возврата былого могущества, так и для достижения сиюминутных целей. У него есть команда, которая кажется преданной ему, но которая в действительности мало что значит для него самого. Буквально все могут оказаться разменной монетой в его игре.

Отдельного упоминания заслуживают отношения героя Хоффмана с американцами и их появлением в этой истории. Они не занимают много места, но играют, в конечном итоге, важную роль. Все это кажется горькой иронией на фоне происходящего сейчас безумия с санкциями, когда Европа теряет собственное мнение под странной властью над ней Америки. Так и герой Хоффмана, помимо борьбы с исламистами, борется и с влиянием США. Не испытывая никакой к ним симпатии, он – паук – сам оказывается мухой в их паутине, и ничего не может сделать. На своей территории! Эти периодические беседы его героя с представительницей США выглядят странной игрой, когда он может казаться сильнее и умнее, но всегда остается странный осадок, что чего-то не знаем ни мы, ни он. Странная власть, которая всегда проявляется, доказывая свое доминирование в мире в целом.

Искусство героя Хоффмана во взаимодействии со всеми героями, чьими судьбами он играет, заключается в том, что он обещает дать им то, чего они в глубине своей души хотят. Они могут его ненавидеть, могут желать вырваться из паутины, но послушно делают то, что говорит он. И лишь потому, что он сильнее в психологическом плане. Им всем что-то нужно, и он обещает им это дать. Он может предстать как любящий отец или как опасная угроза, он может давить на болевые точки или наоборот, смягчить боль. Но оказывается способен манипулировать лишь теми людьми, над которыми у него есть власть, которых он сильнее хоть в чем-то. В поединке же с соперником, которого он плохо знает, которого он не сильнее, герой проигрывает. Весь его карточный домик может рухнуть, просто из-за того, что он не способен просчитать себе подобных.

Роль чеченца Иссы Карпова во всей этой истории – это роль марионетки, попавшей в сети кукловода. Пожалуй, нет ничего, что заставило бы испытывать к герою симпатию или антипатию. Мы ничего о нем не узнаем: ни о его прошлом, ни о его настоящем. Все, что мы знаем, мы узнаем вскользь, и из этого нельзя сделать вывод о человеческих качествах героя или о его виновности или невиновности. Он похож на зверька, дикого зверька, которого можно приручить, но никогда не знаешь, не укусит ли он. Герой кажется узнаваемым: он придерживается определенного и не меняющегося мнения о некоторых вещах, так что нельзя с ясностью делать вывод о его намерениях. Отдельно хочется отметить, что герой получился не карикатурным, а вполне нормальным и живым, пусть даже его чертой является неразговорчивость. Его взаимодействие с адвокатом почти не трогает, так как все самое светлое оказывается скрыто, непроницаемо, и выражается буквально в нескольких сценах.

Финал оказывается циничным и жестоким, неожиданным и резким. Он кажется пощечиной всему европейскому, всей этой мнимой независимости, мнимому масштабу мысли и большим планам. Становится обидно, но не за героев в целом, а за ситуацию, которая так похожа на происходящее сегодня в мире. Это…наглость, вероломство, беспардонность, против которой ничего невозможно сделать… А исламские радикалисты тут вообще не при чем. Они есть, и они зло, но они как главная угроза миру в данном контексте уходят на второй план, ведь сюжет сосредотачивается на борьбе не с ними, а между теми, кто с ними борется.

Мне понравилось в фильме то, что тему ислама как пугающей немалое количество людей религии очень деликатно увели в сторону, несмотря на относительную центральность этой проблемы в данном фильме. Реальной рассматриваемой историей оказываются все равно отношения европейцев и американцев, пусть представители главной нации Земли появляются лишь в эпизодах. Все просто – их влияние на главного героя в исполнении Хоффмана сильно, и это важно. Все остальные, включая Иссу Карпова, не более чем марионетки, чьи характеры, чувства, отношения вообще не имеют значения. Имеет значение лишь головоломка и почти квест, порой превращающийся в аркаду, где в роли пешек – живые люди. А в роли игроков – сами знаете кто.

7 из 10

14 сентября 2014 | 21:01
  • тип рецензии:

Пролог

На этот фильм я пошел с сыном, который мне сказал – «папа, там будет много трупов, это же опасный человек!». О чем фильм я не знал и когда после сеанса услышал от сына «там же никого не убили, зачем снимали его?». И вот мой ответ я постараюсь воспроизвести.

Такова она жизнь

Для того чтобы прочувствовать цинизм современного мира не обязательно демонстрировать горы трупов, достаточно показать мнения властьимущих о простом человеке. И тогда понимаешь, что демократия запада это миф в деле заботы о человеке, и если корысть не движет вами, то это подозрительно, да и создает опасность устоям. Практически все спецслужбы заняты поисками и поимкой человека, который просто хотел жить спокойно, но именно это и было подозрительно. И для банкира, и для спецслужб такие желания непонятны. Для девушки желающей помочь наоборот, она не заражена бациллой власти и денег, оттого может позволить порывы души. И вот она попытка донести до ребенка, что название не отражает содержания, т. к. «опасность» героя это способ оправдать наличие спецслужб в Европе наталкивается на вполне разумный вопрос, «значит они обманывают правительство и людей?». Таки да, обманывают, такова жизнь, что существования службы безопасности и финансирование ее деятельности, это охота на мнимых преступников, в обход вполне легальному бытию реальным спонсоров терроризма и сломленным жизням информаторам.

Актеры

Филип Сеймур Хоффман сыграл уставшего от жизни разведчика, от цинизма работы и подлости людей агента. Его герой пытается оставаться человеком, но к сожалению работа в спецслужбе не оставляет для этого шанса. Он не менее трагичен, чем его «самый опасный» визави. Отличная работа.

Уиллем Дефо, его банкир это цинизм помноженный на выгоду, и когда смотришь на героя которого он играет сомнений в его внутреннем мире не остается. Именно так выглядит «оскал капитализма».

Григорий Добрыгин его героя Иссу искренне жаль, спокойствие о котором он мечтает это иллюзорная мечта. Актер просто пытается донести до зрителя состояние человека пытающегося остаться человеком с убеждениями в мире наживы и цинизма.

Рэйчел МакАдамс пожалуй ее роль менее эмоциональна, т. к. она верит в добро, а показать доброе отношение и веру в идеалы сложнее, чем показать цинизм и мизантропию, ей это удалось.

Робин Райт сыграла эпизод, но сыграла отлично, стервозность и беспринципность ее героини получились натурально.

Эпилог

Как бывает обманчиво название, когда вместо горы трупов мы видим горы человеческой мерзости, в которой тонет доброта и понимание. Наверное, этот фильм как нельзя лучше дает представление ребенку о том, что ждет его в современном мире. И снят фильм неплохо, с необходимым напряжением и планами лиц героев, отражающих чувства и эмоции.

8 из 10

28 августа 2016 | 02:46
  • тип рецензии:

Кто никогда не хотел стать шпионом, путешествовать по всему миру, ездить на самых роскошных автомобилях, спасть с самыми красивыми девушками и неоднократно спасать мир участвуя в бурных перестрелках и стремительных погонях ? Пожалуй очень не многие (не смотря на свой возраст), но данный фильм режиссера Антона Корбайна представляет абсолютно свежий взгляд на жанр, который и возвышает его в большей степени не только в качестве пожалуй одного из самых достойных представителей жанра, но и в качестве одного из лучших фильмов уходящего года.

Основная ценность картины в том, насколько глубоко и объемно Корбайн раскрыл весь этот мир шпионских игр, который крайне редко разворачивается в то самом виде, что нам демонстрируется в «Миссии невыполнима», «Бондиане» и других картинах подобного жанра. Фильм лишен присущего крупнобюджетным блокбастерам динамики и напряжения, которые бы сопровождались эффектными сценами разрушений, градами пуль в перестрелках и стремительных погонях по улицам крупнейших городов мира, но даже не смотря на это, напряжение и интерес от происходящего на экране не отпускает ни на минуту.

Режиссер картины Антон Корбайн как и в других своих картинах, представляет настоящую квинтэссенцию уникального авторского стиля Корбайна, который буквально иллюстрируется его уникальной способностью видеть всё в абсолютно стильном и эстетическом виде. Что еще раз доказывает, что будучи безумно талантливым фотографом, Корбайн не растерял своего таланта и более того, стал даже лучше. Ведь если в других картинах Корбайна он представлялся исключительно в качестве фотографа с уникальным видением мира, именно тут он приобретает качества настоящего рассказчика. Именно это отражает то, насколько сильную атмосферу сумел вложить в свой фильм Корбайн и насколько сильно именно она удерживала интерес относительно происходящего по финальные титры.

Более того, именно это уникальное качество и отражает основную суть картины. Так почему же, шпионов называют бойцами невидимого фронта. Так как их боевые действия не разворачиваются с градом пуль и эффектными сценами зрелища, а скорее на интеллектуальной арене с противостоянием умов и осознанием того, что никому нельзя доверять и даже твой союзник на данный момент, вдруг может вонзить тебе нож в спину и именно в этом коварность нисколько этой профессии, сколько образа жизни. Одного этого хватает, что бы не сильно акцентироваться на откровенной «русофобности» картины явно отражая не только времена Холодной войны, но и нашего времени, когда отношения между Америкой и Россией далеко не сахар, но и на очередном приёме демонстрации дальнего востока родиной террористов всего мира.

Безусловно на высокий уровень фильм вытягивает и поистине роскошный актерский состав. Особенно неповторимый Филлип Сеймур Хоффман, который однозначно отыграл пожалуй один из лучших образов в своей карьере и именно его хочется воспринимать не только последней полноценной ролью актера, но и его настоящей лебединой песней. Ведь Хоффман выдал настолько сильный перфоменс, что даже такие добротные актеры как Рэйчел МакАдамс, Уильем Дефо, Робин Райт, Даниель Брюль и многие другие малость теряются на вторых ролях, но с достоинством вносят свою лепту в высокое качество картины. Естественно как и Григорий Добрыгин, который в первую очередь радует скорее фактом касательно того, что наконец-то «наши» начали пробиваться в высшую лигу западных картин.

9 из 10

Самый опасный человек – это однозначно один из лучших фильмов на шпионскую тематику и уж точно один из самых достойных фильмов уходящего года, который идеально сочетает в себе сразу многое. Роскошную режиссуру, нетривиальный сюжет, потрясающий актерский состав, пронзительную музыку и Филлипа Сеймура Хоффмана с безусловно лучшей ролью во всей его карьере, которого увы больше нет среди нас.

PS: Смерть Филлипа Сеймура Хоффмана не так трагична как могла быть на самом деле. Ведь за всю свою карьеру, актер подарил миру огромное количество поистине роскошных ролей, которые и вложили на него статус одного из самых талантливых актеров современного кино и пока есть они, будет и память о том, каким талантливым современником он был. Хочется лишь надеяться, что сейчас он находится в лучшем из миров и пусть земля будет ему пухом.

23 декабря 2014 | 20:50
  • тип рецензии:

Было бы крайне цинично заметить, что 'Самый опасный человек' - это лебединая песня покинувшего нас актера. Кроме того, что, вполне возможно, гораздо более плохо, это было бы страшной неправдой. Ведь фильм так не задумывался. Он не снимался в память о Филипе, как и все остальные работы, в которых он успел сыграть, и которые не успел увидеть собственными глазами. Просто так получилось. И нет никаких причин смотреть его именно с точки зрения одной персоны. Нет никаких причин придавать всему, что делает главный герой, что говорит и как двигает губами, какой-то сакральный смысл. Хоффман сыграл так, как играл обычно, как умел - не в выдающейся манере, однако очень и очень здорово. Тем не менее, одним своим появлением он не затмил всего и вся в этом проекте, всего лишь став одной из частей, важной, но не определяющей.

Антон Корбейн, на первый взгляд, снимает детектив исключительно по канонам. Говоря простым языком, довольно скучный и вялотекущий фильм, потенциала которого хватит на то, чтобы привлечь прожженных любителей жанра плюс случайно зашедших в кинотеатры студентов, прогуливающих пары. Впечатление не то что бы ошибочное, но не совсем верное. Очень поступательно и не спеша открывая карты истории, 'Самый опасный человек' вместе с ними обнажает и свои достоинства, не самые многочисленные, в силу жанра, но весомые. Впечатление от атмосферы современного немецкого мегаполиса, сурово-отстраненной и чужой до пробегающего по коже холодка знатно контрастирует с другим впечатлением, не менее интересным, а главное - теплым. Корбейну удалось сделать то, чего не удалось несколько лет назад сделать другому экранизатору детективов Ле Карре, Томасу Альфредссону, а именно - убедить зрителя в том, что герои - это тоже люди. Да, есть безусловная разница между эпохой холодной войны и эпохой современной, где холодная война все еще ведется, но уже по-другому. Тем не менее, суметь не сделать из детективов, чинов, из больших шишек простых роботов - это пилотаж высшего уровня.

Корбейн не побоялся того самого холодно-теплого контраста, вывел героев 'в люди' - и отношение к ним, по сравнению со многими героями детективов - взять ту же недавнюю 'Мерзлую землю' с Кейджем, кому там сочувствовать вообще? - вышло на качественно новый уровень. И с каждой минутой, вплоть до самой последней, именно отсутствие страха в каких-то ходах и решениях просматривается все более четко. Оно стало, ни много ни мало, двигателем фильма. Убрать пустые слова там, где они обычно есть, но не нужны. Пытаться поиграть с линией мон-амур, отринув мелодраматическую дешевизну, не всю, конечно, но как ее всю, отринешь-то? По кирпичику строить огромное-преогромное здание, с восхищением и гордостью в глазах полюбоваться на него, а затем безжалостно разрушить в одну минуту, просто потому что так было нужно и всё тут... 'Самый опасный человек' - фильм, который начинается, как обычно, а заканчивается ощущением того, что так, наверное, все и должно быть, пусть это тысячу раз несправедливо, странно или как-то еще. Но отнюдь не потому, что так бывает обычно, потому что это миллион раз видели, читали или просто знали, нет. А потому, что так бывает. И разница в данном случае много более значительна, чем кажется.

11 сентября 2014 | 20:35
  • тип рецензии:

«Самый опасный человек» продолжает линию интеллектуальных шпионских триллеров от мастера жанра Джона Ле Карре. Как и в «Шпион, выйди вон!», от фильма Корбайна не стоит ожидать драк, погонь и перестрелок. Ле Карре известен своим неприязненным отношением к шпионским боевикам (в частности – к бондиане), так что фильмы по его романам отличает спокойная, тягучая атмосфера и неспешный стиль повествования. Для Ле Карре разведка – это, прежде всего игра умов, а не беспорядочное махание ногами и суетливая пальба во все живое. Что ж, ему как раз виднее – автор двух десятков шпионских романов до перехода на писательское поприще сам сделал карьеру в МИ-6.

Но если «Шпион, выйди вон!» был ансамблем персонажей, о каждом из которых можно при желании поведать отдельную историю, то в «Самом опасном человеке» основное действие сосредоточено вокруг одного главного героя – руководителя антитеррористической группы Гюнтера Бахмана. Для исполняющего его роль Филипа Сеймура Хоффмана фильм стал бенефисом и одновременно лебединой песней (это последний фильм, в котором он снялся). Хоффман тут выкладывается в каждом эпизоде. Его образ продуман до мелочей, и каждая деталь имеет значение. Он – локомотив, который тянет за собой сюжет и остальных участников повествования.

Что же касается прочих персонажей, то среди них выделяется Иса в исполнении российского актера Григория Добрыгина. Всегда приятно, когда на роль персонажа из России приглашают «нашего человека». Для Добрыгина съемки в таком проекте – серьезный шаг вперед и колоссальный опыт. Надеюсь, это поможет ему закрепиться в западном кинематографе и даст толчок для получения новых ролей в Европе и США. Хотя сам персонаж Исы весьма сложен и противоречив, «первый блин» Добрыгина в зарубежном кино получился вполне удачным. Здесь, кстати, также важны детали, хотя и не всегда режиссер уделяет им достаточно внимания. Так, в одном из эпизодов Иса раз за разом запускает в пустую стену бумажный самолетик. Напрашивается аллюзия на 9/11 (кстати, теракты ведь были спланированы в Гамбурге, о чем напоминает начальный титр фильма и что обусловило выбор локации для автора книги). Но вместе с тем, это может быть и символ безысходности для самого героя – эмигранта без документов, денег и будущего, наталкивающегося в чужой стране на стену непонимания.

Лестных слов заслуживает игра Рэйчел МакАдамс и Уиллема Дефо. Последний, похоже, становится настоящим «королем эпизода»: даже снимаясь во второплановых ролях, он успевает сделать своих героев выпуклыми, запоминающимися. Совсем недавно он появился в небольшой, но яркой роли в «Виноваты звезды», до этого в «Отеле Гранд Будапешт». Робин Райт мало отличается от самой себя в «Карточном домике» - только цвет волос другой. Порадовало появление известных немецких актеров Нины Хосс и Даниэля Брюля во второплановых ролях помощников Бахмана. С одной стороны, присутствие в кадре немецких актеров (тем более таких узнаваемых) добавляет фильму аутентичности и атмосферности (все действие картины происходит в немецком Гамбурге, там же прошли съемки). С другой – их роли настолько формальны, а экранного времени им досталось так мало, что, ей-богу, можно было сэкономить на гонорарах и обойтись в этих эпизодах статистами. Хотя Хосс даже в эти короткие моменты умудряется так «сыграть глазами», что ее присутствие в кадре оправдывается целиком и полностью.

Однако все эти второстепенные персонажи служат скорее фоном для основной драмы – а именно, большой человеческой драмы Гюнтера Бахмана. По идее, Иса Карпов находится в куда более тяжелой жизненной ситуации, и сочувствовать ему, возможно, следовало бы куда больше. Однако драма Бахмана не лежит на поверхности, она спрятана глубже. Разведчик старой закалки, после провала на Ближнем Востоке выброшенный на обочину профессиональной карьеры, он вынужден вести вечную борьбу. При этом его противники не только те, кто готовятся взрывать дома, и которых он выслеживает каждый день, но и те, кто сидит в высоких кабинетах, ездит с личным водителем и, увлекшись политическими и шпионским играми, лицемерит и манипулирует людьми, словно пешками на шахматной доске, мешая Бахману делать его работу так, как он считает нужным. Да, Бахман неуклюж, старомоден, с трудом адаптируется к меняющемуся миру, но он человек, и к каждому «объекту» относится как к живому человеку, а не как к строчке в статистическом отчете. Игра Хоффмана – основное и главное достоинство картины. Благодаря ей, кажущийся поначалу холодным, неэмоциональным, почти безжизненным шпионским триллером, фильм постепенно набирает обороты, переплетение человеческих судеб и драм к финалу выбивает настоящие искры, а эмоциональная составляющая становится едва ли не важнее сюжетной. В этом его основное отличие от «Шпион, выйди вон!», где блестящая детективная интрига была основой сюжета, насыщенного ретро-атмосферой и яркими персонажами. При этом даже великолепный Олдман в одной из своих лучших ролей не тянул одеяло на себя, а оставил достаточно пространства другим актерам (Ферт, Харди, Стронг, Камбербэтч), каждый из которых создал такой запоминающийся образ, что вполне мог бы стать основой для отдельного фильма или спин-оффа. «Самый опасный человек» - история больше «в себе» (едва ли кто-то захочет смотреть отдельный фильм про адвокатшу или банкира, или даже Ису Карпова).

Стоит похвалить и режиссера фильма Антона Корбайна, для которого это третья полнометражная работа. Многое в стилистике его режиссуры выдает бывшего профессионального фотографа: постановка кадра, внимание к деталям. Никаких трясущихся камер и суматошного экшна. «Американец», по-моему, был несколько недооценен критиками и зрителями, «Самый опасный человек» стал новым вызовом и новым шагом вперед. И хотя Корбайна немало критикуют, ему как минимум не откажешь в умении выбирать интересный, нетривиальный материал (драматический, атмосферный, напряженный, основанный на литературных первоисточниках и концентрирующийся вокруг одного центрального персонажа) и своеобразно его преподносить.

9 из 10

26 сентября 2014 | 16:39
  • тип рецензии:

На мелкую рыбешку ловится барракуда, а на барракуду можно поймать акулу.

Этот фильм я ждала очень давно. Ждала с нетерпением и буквально считала дни до его премьеры. Во-первых, мне очень нравятся работы Антона Корбейна, как фотографии, с которых началось мое с ним знакомство, так и его картины, пускай на данный момент их всего две. Во-вторых, заинтриговал актерский состав. И, в-третьих, мое внимание привлекло то, что фильм является экранизацией книги Джона Ле Карре, который по праву считается одним из лучших авторов шпионских романов. Правда, последняя его экранизация (я имею в виду «Шпион, выйди вон!) оставила двоякое впечатление. Вроде бы и зацепило, и в то же время лично для меня многое так и осталось непонятным.

На этот раз я была подготовлена. Примерно две недели назад я закончила читать роман и, идя в кино, я уже знала, кто есть кто, и чего примерно ждать от сюжета. Надо сказать, что это тот редкий случай, когда фильм понравился мне больше книги. Те незначительные изменения, которые позволил себе Корбейн, сделали «Особо опасного человека» продуманной и целостной картиной, просмотр которой заставляет не только задуматься, но и доставляет невероятное эстетическое удовольствие, как, то было с предыдущими работами Корбейна, фильмами «Контроль» и «Американец».

Отдельной похвалы заслуживают актеры. Мне как человеку, в сердце которого гениальный и слишком рано нас покинувший Филип Сеймур Хоффман занимает особое место, в первую очередь хотелось бы обратить внимание именно на него, но это было бы несправедливо. Да, Филип играет хорошо (а разве умел он по-другому?) и последние кадры с его участием наводят на грустные мысли, что это последний раз, когда мы видим этого замечательного актера в главной роли, но ведь и Уиллем Дефо, и Рэйчел МакАдамс, и Робин Райт справились со своей задачей ничуть не хуже, пускай у них и было чуть меньше экранного времени. Да и Григорий Добрыгин оставляет приятное впечатление. Обидно только за Даниэля Брюля, которому досталась настолько ничтожно маленькая роль, что ему как актеру просто негде развернуться. Ну да ладно.

На мой взгляд, «Особо опасный человек» - это настоящий подарок для киномана в недавно стартовавшем осеннем сезоне. Я могу сказать, что он полностью оправдал мои ожидания, и я еще не раз пересмотрю его с большим удовольствием. Спасибо за это Антону Корбейну и всем тем, кто принял участие в создании этого фильма!

14 сентября 2014 | 18:00
  • тип рецензии:

Трагедия 9/11, война в Чечне, нелегальные мигранты и глобальная сеть международного терроризма в фильме Антона Корбайна, одновременно являющегося и визионером и вдумчивым постановщиком, что видит смыслы в глубине, а не на поверхности. Для английского писателя Джона ле Карре «Самый опасный человек» становится девятой по счету экранизацией его произведений.

Некогда будучи агентом британской разведки ле Карре (он же Дэвид Корнуэлл) не понаслышке знаком со всеми перипетиями шпионской жизни, которая (как бы странно не звучало это для поклонников Агента 007) большей частью заключается в кабинетных интригах и наблюдении за подозреваемыми. В общем-то, все романы писателя об этих людях полусвета, одни из которых благородны, в другие вовсе нет. Именно моральная составляющая и трепетное отношение к своим героям и делает ле Карре уникальным автором, этот момент объединяет его с Антоном Корбайном, что также заинтересован во внутреннем мире своих персонажей и именно они становятся главным «спец. эффектом» его картин – так было в «Контроле» и в «Американце».

«Самый опасный человек» повествует о беженце из Чечни, ищущем убежище в Гамбурге, портовом городе и логистическом узле, а, следовательно, крайне интересном месте для тех, кто представляет закон и тех, кто стоит по другую сторону. Зовут нашего героя Исса (Григорий Добрыгин), а его прототипом послужил Мюрат Курназ, который провел в Гуантанамо 5-ть лет. Ле Карре в романе критиковал политику Джорджа Буша, а Корбайн ведет себя деликатнее, косвенно привязывая действие фильма к произошедшему 11-го сентября 2001-го года, и вводя в сюжет линию о зверствах российских военнослужащих по отношению к мирному населению Чечни.

Но Исса является лишь формальным главным героем, а фактически зрителю рассказывается история Гюнтера Бахманна (Филип Сеймур Хоффман), служащего в организации, «о которой вы никогда не слышали и не услышите». Бахманн совсем не успешен в карьерных делах, но зато он прекрасный стратег и не обделен моральными принципами. Большую часть времени в кадре будет находиться именно Гюнтер, и это, скорее всего, останется непонятным для зрителя, решившего посмотреть шпионский триллер, а получившего картину без закадровой музыки, с долгими планами и вроде бы таким ординарным «супершпионом». Фантазии здесь уступают место реализму, что делает «Самого опасного человека» невероятно напряженным и сложным фильмом.

Дебютировав с невероятным по красоте и лаконичности «Контролем» Корбайн не изменяет своему стилю, в который роман «Самый опасный человек» вписывается просто идеально. То, как изъясняется ле Карре, представляет собой антипод писательского стиля Йена Флеминга, заключающийся в переводе всех внешних, зрелищных атрибутов конфликта во внутреннюю направленность. Именно так выполнен и «Самый опасный человек». Там, где Джеймс Бонд привлекает публику гаджетами и трюками (что ни в коей мере не делает его недостойным героем), Гюнтер Бахманн располагает лишь моральными принципами и необходимостью выстраивать дипломатические отношения с различными спец. службами так, чтобы они, по крайней мере, не мешали ему выполнять свой долг.

Главная мысль произведения заключается в том, что люди со всеми их слабостями стоят по обе стороны кровавых баррикад, поэтому точный расчет и разумность никак не одержат верх. Честный Бахманн, не заботящийся о своем престиже, в конечном итоге никогда не сможет преуспеть, так как он окружен теми, кто готов сделать из любого мелкого преступника или же вовсе невиновного субъекта самого опасного человека.

Поразительным образом все актеры у Корбайна начинают выглядеть как-то благообразно. У простушки Рэйчел МакАдамс появляется несвойственная ей утонченность. Резкие черты лица Уильяма Дефо кажутся не столь неприятными, а пухлый Филип Сеймур Хоффман и вовсе обретает флер некоего благородства и мужественности. Много вопросов вызывает то, зачем в фильме был задействован Даниэль Брюль, он красив, обаятелен и талантлив, но в «Самом опасном человеке» исполняет роль, с которой справился бы любой безымянный статист – техник связи, у которого почти нет реплик. Возможно, множество сцен с Брюлем было вырезано, иначе объяснить такое непродуктивное использование таланта не представляется возможным.

Для тех, кому сей фильм покажется скучным, имеется сходный по теме, но совершенно иной по исполнению «Код доступа «Кейптаун». Хотя прямых параллелей между «Самым опасным человеком» и «Кодом доступа «Кейптаун» провести нельзя, но, они объединены общей темой – под коверными играми шпионов, ставящими под удар, в общем-то, непричастных людей. История о Мэтте Уэстоне представляет собой luxury вариант повести о Гюнтере Бахманне, наполненный экшном и зрелищностью. Образно выражаясь, если в «Самом опасном человеке» процедура, известная как waterboarding подразумевается, то в «Коде доступа «Кейптаун» она реализуется со всеми подробностями.

Обойденный вниманием Канн, Берлина и Венеции «Самый опасный человек» впервые был показан в Сандэнс, и это кажется донельзя правильным. Корбайн играет со своим зрителем в хитроумную игру, где нет места броскости и примитивизму, это большой стиль место которому как раз на фестивале Роберта Рэдфорда, куда шоу-бизнесу путь закрыт. Если у «Самого опасного человека» и есть недостатки, то заключаются они исключительно в недостойном поведении журналистов и зрителей, делающих сенсацией то, что роль Гюнтера Бахманна стала для Хоффмана последней главной ролью. Такие рефрены недопустимы не только в моральном отношении, но и в логическом аспекте, так как хронологически после «Самого опасного человека» идут две части франшизы «Голодные игры». В общем же искусство, как известно, вечно и любому его деятелю было бы неприятно, узнай он, что некое из его творений муссируется прессой как «последнее».

Пусть Корбайн и несколько упростил произведение ле Карре (без этого наверно и не обойтись при экранизации сложносочиненного романа о подпольной жизни спец. служб), но замысел он истрактовал верно. Неприметный Гюнтер Бахманн проводит большую часть своего времени за бумагами, а работа его очень проста – он спасает мир. Скудоумие и крючкотворство тех, с кем у Бахманна общий враг, в большинстве случаев сводит его работу на нет, но он все равно почему-то никогда не отчаивается.

28 октября 2014 | 16:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: