'Небраска' соткана из маленьких городков, полупустых дорог, придорожных мотелей и забегаловок, баров с 'звенящими' дверями и пожилыми завсегдатаями и из простых, наивных людей чьей главной ценностью была и будет семья.
История об отце, брате, друге, муже, история о человеке. О человеке прошедшем через жизнь, который приблизился к ее концу, но остался всё таким же наивным, безобидным, упертым, пьющим добряком и мечтателем. История показанная глазами сына, идущего по 'крошкам', по обрывкам пытающегося дорисовать пробелы в биографии 'уходящего' отца, воспользовавшись маленьким семейным путешествием в прошлое, в город с которого всё началось. В город молодости, где отец встретил мать, где все друг-друга знают и помнят каждый шаг, где охотно верят во все слухи, где ничего не происходит, но все живут и радуются жизни.
Снято и сыграно с любовью, после просмотра в груди тепло и уютно, 'черно-белость' позволяет лучше сконцентрироваться на характерах персонажей. Аутентичные диалоги, харизматичные актеры, акцент на сценарий, в общем всё как я люблю.
Вдумчивое, спокойное, атмосферное, эпизодами забавное и доброе кино, которое не может не нравится.
Мы идем по проезжей части, позади стеклянными фарами мигают пыхтящие фуры, взбивая вокруг себя бучу выработанного газа, нам сигналят дорожные легковушки, попросив отойти чуть в сторону, нас подгоняют полицейские кары, контролируя все движение на трассе. Мы не можем свернуть с пути, мы не знаем, где взойдет северная звезда, а где скроется южное солнце. Нам не стоит считать пройденные шаги. Все окружающее для нас - неуместно, все, что предложило нам остаться дома, не трогаться с места, подумывать о себе, руководствуясь гаечным ключом в механизме нерабочего пикапа, обмазываясь в маслянистой жидкости и жалуясь на не исполненные когда-то давно важные задания. Для нас сама жизнь разожглась в черно-белой мантии, деревья зачерствели а кожа иссохла -и кому-то вздумается назвать нас 'умалишенными', но еще не известно, кому из нас не хватает ума. И куда бы мы ни стремились прийти, нас все равно будет сопровождать гордость, из-за которой мы и не будем казаться такими уж странными.
Не слушай, что чудак, не обращай внимания,
Тебе любой дурак сулит лишь замечания -
Что ты не так одет и что ты дивно дышишь,
Что на простой аспект вновь сложностей ты ищешь,
Что бросить все готов, когда того не надо,
Что переспоришь псов общественного стада!
А ты не будь не таким - для них не будь таким,
А для себя - останься!
И с этим лозунгом своим
Ступай - вернись или не возвращайся!
Еще с прошлого года ожидал выхода в прокат данной картины. Заинтриговала меня эта 'стремительная победить грусть' иллюстрация, сперва, форматом наглядной картинки. Именно та самая цепкая и трезво симфоническая сепия, которая правильно передает суть всего положения и заглавного действия фильма, без которой бы не обошлось все импульсивно-хроматическое состояние настроение современного века. Режиссер Александр Пэйн добавил к своему стоковому психологическому контексту визуальные копии нашего душевного состояния, которое не выглядит уже таким уж красочным. Продуманная целевая постановка и опрометчивая работа оператора Фидона Папамайкла оставляет столько нескончаемо волшебных вискозных эмоций счастья созерцать это трагикомическое видео, заставляет просто подняться с кресел и аплодировать заключительным титрам, вспоминая, с чего начиналась эта вещательная работа. Пэйн воссоздал новый, утешающий и позитивный инструктивный нуар, после которого не хочется плакать, а хочется радоваться за то, что ничего так быстро не заканчивается, не сгорают на воздухе чувства, не исчезает любовь, не теряется связь между детьми и родителями. Это то особое проникновенно мистическое кино, которое не причисляется к ряду тривиальных драм и авторских сводов, а подходит уже к классу нового совестливого иллюзорного киношедевра, к которому просто нужно приложить родное тепло. Это и сделал Пэйн, это и подтвердило его режиссерские навыки экспериментировать и пробовать иное - результат сразу же подмечен.
Среди общего актерского состава я бы выделил отличную от всех игру трех артистов, которые мне понравились больше всего: венценосный Брюс Дерн, роль которого была высоко оценена европейской и американской критикой, что послужило и причиной вручения ему 'Каннской пальмовой ветви' за весомый труд и великолепные полномочия властелина экранной сцены - его переходной характер, гениальное владение текстом, жестикуляция и стремление победителя привлекли меня к просмотру, я хотел узнать тайну, которая царила в его крохотных орлиных глазах, я судил по его сединам, сколько образов примерил он на себе, я видел, как он вжился со своим циничным выпивохой Вуди, будто бы познал его изнутри. 'Браво, Дерн, ты был неподражаем!' - так бы я сказал при встрече с ним. Второй бы я похвалил его коллегу по фильму, сыгравшую его проницательную супругу, Джун Скуиб, влиятельную сногсшибательную красавицу в прошлом и невезучую, но не огорчающуюся старушку сейчас. Ее комизма просто не хватало места - можно бы было снять другой фильм с ее главным участием, где она бы поехала с сыном в такое же путешествие, не жалеющее времени. Но она более строга к спонтанным решениям и мыслит справедливее мужа, поэтому иногда занимала место Дерна, когда ему нужно было отдалиться в местах или не попасть в кадр. Это пожилой актрисе хватило нескольких сцен, чтобы слегка придать остроты и категоричности картине, усилить эффект американского роуд-муви и философической мелодрамы как определенный жанр кинематографического развития, что в своих ранних работах поднимал Вуди Аллен. Скуиб открывает всю правду и мне она открыла саму себя - неприступную шаловливую искусительницу мужских сердец и типичную пенсионерку со Штатов, которая любит свою семью и делает все возможное, чтобы она не разделилась на две части. Третьим меня потешил Уилл Форте, который хотел исполнить мечту своего отца и провести с ним драгоценное время, которого ему не хватало в детстве. Именно так, сидя в машине за рулем, он следил за тем, как изменяется и стареет его родной человек, и как грустно он смотрит на сына, который не просто отвозит его в другой город, а хочет отвлечь его от всех своих злых умыслов, подумать о близких, задуматься в личных ошибках. Этого хватило Форте, чтобы исполнить мечту своего старика и дать ему то, чего он желал, каким он хотел его видеть. В целом, это нацеленная на доброту ко всем зрелым и пожилым людям, которые, возможно, живут одни или страдают в плотном окружении, где их никто не замечает.
Эта возможность собраться вместе, в общем кругу, у экрана телевизора, активно болея за любимую бейсбольную команду, поджидая сытного обеда, как сцена из фильма, которую можно привести в пример. И, просьба - позаботьтесь и пожалейте своих стареньких родственников, которые не щадили своей духовности к вам и хотели бы от вас того же - я не имею в виду материальный вопрос, а более высший, чем этот!
Все было отлично, только бы я искренне посоветовал сценаристу более полно развить авантюрную линию и связь сына с отцом, не смешивая это с приездом матери и старшего брата. Не буду говорить строго, только с этим несущественным казусом, о замечательном акценте всей съемочной группы, начиная от Александра Пэйна и Брюса Дерна. Большое спасибо их вкладу в этот виталистический процесс!
Нас не могут назвать странными, потому что у каждого из нас есть своя затея, та, которая движет нас. И не важно, какого мы возраста, не важна форма и благосостояние - за нас уже есть кому гордиться, есть кому не безразличны мы - значит, нет уж ничего плохого в нашей странности. Это и вынуждает нас быть такими.
Если вам надоела суета окружающей жизни, ее вечная спешка. Если вам хочется отдохнуть от навалившихся проблем, немного расслабиться. Отложите все дела и, не раздумывая, отправляйтесь в Небраску. Перемещаясь будто бы в другой мир, вам предстоит познакомиться с историей простой семьи, где вашими ближайшими попутчиками станут отец и сын, Вуди и Дэвид Гранты. Они отправились в Небраску, чтобы забрать выигранный Вуди миллион. Отец поверил, что письмо счастья, обещающее миллион, и правда его подарит, а сыну ничего не оставалось делать, как съездить вместе с отцом.
Александр Пэйн подарил зрителю неспешное и легкое путешествие под приятную музыку. Кино настолько трогательное и глубокое, настолько приятное, что возвращаться не хочется. В своем повествовании оно светится яркими красками, отражает целую палитру цветов. Мы успеваем заметить, насколько быстро проходит наша жизнь. Казалось бы, совсем недавно ты был молод, а уже постарел. А когда начинаешь задумываться, многого ли добился и всё ли успел, понимаешь, что нет. Когда на смену приходит другой цвет, мы замечаем, как много времени уделяем 'важным' делам и как мало времени дарим близким людям. И видим, сколько людей преследовало выгоду, общаясь с нами, а сколько делало это бескорыстно. А бескорыстны, как правило, родители. Отец и мать уже постарели, а мы так мало знаем об их жизни, не говоря уже о том, что у них на душе. Но от того, наверное, трогательными становятся моменты близости, когда всё захочется отдать за их счастье, моменты, которые просто бесценны. Путешествие подарит 'миллион', в этом вы не сомневайтесь.
Неизвестные актеры, черно - белая картинка, обычная жизнь в кадре, так мало и так много. А самое главное этого становится достаточно, чтобы получилось замечательное кино. Оно совсем нескучное, местами даже веселит, но в основном просто трогает. Кино не для всех, а всем любителям обязательно к просмотру.
Перед нами простое и доброе, жизненное и душевное ч/б роуд-муви о путешествие отца и сына за мифическим миллионом, которое оказывается путешествием в далекое прошлое и вглубь себя, сближающее обоих. Как это обычно бывает, дорога меняет отношение людей друг к другу.
Режиссер данного фильма Александр Пэйн (На обочине, О Шмидте, Потомки) снял жизненное и душевное кино о семейных ценностях и своем родном штате Небраска, со свойственными ему колоритными персонажами. Кому как не ему знать как протекает и течет жизнь в этом городе, уроженцу этих мест. Можно сказать, что Пэйн держит марку, теперь его имя в титрах это всегда залог качественного кино, думающего и душевного, которое приятно смотреть.
Как жаль, что в последнее время таких фильмов снимается очень и очень мало...
Атмосферная драма с оттенками философской иронии и ностальгии.
Семья Грантов. Старик-отец чудит. И это уже начинает досаждать близким. Пора ужесточать опеку. Но один из сыновей вдруг поступает ровно наоборот. Он берёт отпуск и следует за родителем туда, куда ведёт того уже не вполне сообразуемое с разумом чувство. Ведь это последняя возможность сблизиться с отцом, попробовать разобраться в его, а значит в какой-то мере и в своей жизни.
Старый Грант – персонаж чуть-чуть за рамками адеквата. Собственно, эта едва уловимая мера отклонения и образует энергетику фильма. Мы всё время ждём, когда старый чудак вновь окажется «здесь», чтобы сделать шаг навстречу сыну. Самые трогательные сцены в фильме те, в которых это почти происходит. Возникает контакт. На один миг. Но и его достаточно, чтобы оправдать усилия сына.
Позитивное живое кино. Без нарочитой морализации и соплей. С дозой перца и даже сарказма. Ахроматичность определённо добавляет ему экзистенциального шарма.
Скажем прямо, влюбиться в 'Небраску' легко ровно настолько насколько и сложно. То что подкупает искушенного в подобном типе фильмов человека ровно настолько же отталкивает сталкивающегося с таким если не впервые, то хотя бы нечасто. Черно-белый цвет, угрюмые лица, отсутствие каких-либо радикальных поворотов в сюжете - на первый взгляд это типичнейший претендент на 'Оскар' в рубрике 'надо обязательно дать награду хотя бы одному фильму с претензией на высокое искусство'. И думаю многие уже знают что 'Небраска' один из основных фаворитов в этом году. Однако есть один нюансик. Даже, скорее, нюанс. Этот фильм снял Александр Пэйн.
В 90-х начав с середнячковой и крепкой сатиры ('Гражданка Рут', 'Выскочка'), в 2002 году Пэйн неожиданно выдал по сути единственный в своем роде 'роуд-муви' о старости - называется он 'О Шмидте'. И вот спустя эстетский 'На обочине' и пожалуй самую мейнстримную, но не без очарования, картину 'Потомки' Александр возвращается к отчасти схожей теме. Перед нами вновь 'роуд-муви', причем в большей степени 'роуд', чем 'О Шмидте'. И снова старик, доживающий последние годы, однако если герой Шмидта (в исполнении Джека Николсона) являлся джентльменом сильным снаружи, но хрупким внутри, в 'Небраске' мы наблюдаем за хрупким, как кажется, и внутренне и внешне Вудроу, дедом не то чтобы, грубо говоря, в маразме, но, что называется, со своими причудами. Но, что немаловажно, при этом находящимся под чуткой опекой одного из своих сыновей, и не только - об этом важно помнить, так как 'Небраска' ни разу не тяжелая драма, а произведение в большей степени медитативное.
Вкупе с сильным, типично 'пэйновским' по духу актерским составом 'Небраска' может похвастаться сильнейшими американскими видами, формирующими настроение до самого финала, от задворок и заброшенных ферм до столицы штата, Линкольна. Уровень внутренней сатиры картин Пэйна по прежнему высок как никогда - это не Джармушевские 'дыры' из его раннего творчества - автор ловко балансирует на грани постапокалиптического ужаса, исходящего от атмосферы условий в которых люди вынуждены выживать только благодаря огромному трудолюбию и большого заряда ностальгии и сожаления по прошедшим временам, какими бы мрачными кому-либо они не казались. У персонажа Вудроу по сюжету не так много слов и достаточно немых комических сцен, но в сценах драматических Брюс Дерн одними глазами смог передать всё что только мог от лица своего героя.
К счастью Пэйн мудро не оставил нас два часа лицезреть пусть и трогательно трагикомедийные но в целом однообразные отношения Вудроу с сыном и ввёл уйму различных второстепенных персонажей - они настоящим вихрем проносятся через весь фильм и несмотря на общую типичность отлично запоминаются и вносят, насколько это возможно применительно к ч/б фильму, новые краски. Нашлось даже место настоящему отрицательному герою, расплаты над которым ожидаешь прямо-таки с несвойственным себе азартом.
Музыкальное оформление доверили Марку Ортону, у которого получилось что-то в духе 'Эрик Сати в дарк-кантри-аранжировках'. Звучит дико, но результат вышел отличный, атмосфера укрепляется с каждой минутой и именно этот баланс позволяет не скатиться во что-то слишком веселое или слишком мрачное.
Мощный финал также роднит 'Небраску' с фильмом 'О Шмидте' по производимому эффекту, однако, как и всё произведение, смыслы (о жизни в целом и старости в частности) повернуты совсем в иную плоскость. 'Небраска' не ставит своей целью научить уму-разуму, заставить задуматься о чем-то возвышенном - прежде всего это крайне трогательная история о любви детей к своим родителям, их самопожертвовании, и конечно о том насколько важна в старости настоящая семья, особенно это понятно когда ясно видишь 'соринки' в чужой, в данном случае в семье Вудроу. Но это для тех кто всё таки желает увидеть какую-то мысль. Вполне можно обойтись и без этого, так как 'Небраска' является историей самостоятельной и, повторюсь, лишенной морализмов и навязанных автором смыслов.
Как это отчасти не печально, я по всей видимости свой фильм года уже посмотрел, чего и вам желаю.
В обычном городе, коих в Американской глубинке превеликое множество живёт себе семья Вудроу, семья каких в нём ни счесть. Живёт семейство раздельно, ведь дети уже давно выросли, но далеко от своих стариков-родителей не уехали. В семье этой есть два уже взрослых брата, престарелая мать и почти выживший из ума отец знаменитый, пожалуй, только своей любовью к спиртному. И жили бы они как жили, но внезапно старику Вудроу втемяшилась в голову шальная идея, идея о том, что он выиграл он миллион. Да втемяшилась так, что готов он ради неё пешком идти в весьма неблизкий город Линкольн, что в штате Небраска. Его уже и домой возвращали не раз, но он по-прежнему твёрд и от цел своей не отступит. Его сыну Дэвиду становится невыносимо смотреть на страдания старика-отца и вопреки недовольству матери, решает он всё же забыть о работе и свозить старика туда куда он хочет. Пускай все кроме самого старика знают, что письмо 'зовущее' его в Линкольн и сулящее миллион, просто 'приманка' одной из редакций для привлечения клиентов, но этому путешествию суждено было случиться. И двое людей знающих друг друга многие годы за время этой поездки поймут, что не знают друг о друге практически ничего. Это путешествие поможет им понять то, чего раньше они не замечали или не поминали и изменит их жизнь.
'Небраска' - это сентиментальное путешествие по волнам памяти. Пока герои картины начинают вспоминать всех своих многочисленных родственников и тех с кем были знакомы много лет назад, то и дело вольно или невольно сам начинаешь вспоминать свою семью и тех, кого знал когда-то и история семьи Грант потихоньку перемешивается с воспоминаниями собственными. Этот фильм как старая, измятая от времени чёрно-белая фотография, которую уже и представить нельзя без побелевших сгибов и обтрёпанных краёв, ведь всё это уже часть истории.
Такое кино не в состоянии развлечь и поднять настроение, а скорее наоборот заставляет покопаться в памяти и вспомнить как хорошее, так и плохое, ведь в истории каждой семьи или конкретного человека тёмные и светлые моменты жизни идут рука об руки неразделимо друг от друга. Пускай эти воспоминания интересны только их участникам, и они лишь незаметная капля в море, но именно их таких капель и состоит история села, города и всей страны в целом. Это необходимо помнить, учась на собственных или чужих ошибках, ведь именно это влияет на настоящее и закладывает фундамент для будущего, который необходимо строить здесь и сейчас, продолжая дело предыдущих поколений, не забывая их заветы и пытаясь взять от них лучшее.
Я очень рад, что такие фильмы всё ещё снимают и снимают именно для души, а не для кассы и такое кино действительно искусство, а не продукт массового потребления.
О таких историях как 'Небраска' хочется говорить, обсуждать и думать о них. Такие истории заставляют наши циничные умы умиляться и видеть, хотя бы на время, красоту в простых вещах. Этот фильм оставляет после себя шлейф добра и спокойствия. Прежде всего, эта история заставляет смеяться и плакать скорее от счастья, чем от драматических характеров и событий героев. Многие сейчас ищут глубокие фильмы, которые остро пробудят в зрителе чувства. Я хочу сказать, что это та самая история, которую стоит увидеть. Кто-то посчитает, что фильм затянут и у него медленный ритм, но я не соглашусь, просто нужно настроить себя на правильный лад перед просмотром - и будет счастье. Самое прекрасное в этой истории то, что вся его составляющая будет понятна каждому, этот фильм не из серии ребусов, требующих от Вас тотального внимания. Нет, здесь прежде всего сами герои и люди, которые их окружают.
Черное-белая основа фильма может показаться необычной, но это только поначалу. На дворе 14 год, но как кто-то уже сказал, этот прием добавляет фильму только уюта и спокойствия, учитывая, что это 'роуд-муви' - вдвойне прекрасно.
Герой Брюса Дерна - невероятен. Я думаю он некое олицетворение своего поколения, но в то же время, он уникален своим характером. И не так прост, как думается поначалу. Конечно он не единственный на ком сосредоточено внимание в фильме, герои Уилла Форте, Джуны Скуиб и Боба Оденкёрка тоже отлично прописаны. Если сравнивать с другими фильмами, в которых показана более менее целостно семья, то семья 'Небраски' одна из самых забавных и интересных.
Не считаю правильным слишком много говорить об этом фильме. Если Вы сильно соскучились по настоящим эмоциям просто посмотрите. Вы точно не пожалеете. Номинации на Оскар тому подтверждение.
Говорят, жизнь – это лотерея, и каждый надеется выиграть свой миллион. Вуди Грант дожидается письма счастья на склоне лет, когда дни тянутся нескончаемой серой чередой под шум телевизора и причитания сварливой жены. И кажется, в его-то возрасте остаётся только лениво потягивать пиво и дремать на крыльце, но старик, ведомый призрачный надеждой на приз, отправляется из Монтаны в Небраску… пешком.
Роуд-муви – истинно американский жанр, и пусть Александр Пэйн идёт по проторенной дорожке, делает он это в очень неплохой компании. На первый взгляд, история о выжившем из ума старике не кажется особо захватывающей, да и чем дальше движется повествование, тем больше пенсионеров появляется в кадре. Молодых здесь нет совсем – разве что сын Вуди, внезапно проникшийся жалостью к отцу и решивший отвезти его к «пункту выдачи миллионов». Так на что же смотреть в этом унылом чёрно-белом кино о горстке поседевших инвалидов?
Каким-то магическим образом режиссёр с самого начала пробирается под кожу. Вуди сварлив и наивен, он не нажил никаких прописных истин и не горит желанием разговаривать с сыном по душам. Ему наплевать на рамки приличия и логику в действиях, он своё отжил, и осталось только вспомнить в последний раз, как это было. Путешествие из точки А в точку Б превращается в гигантскую петлю, захватывая город детства и юношества героя, сталкивая его с бывшими знакомыми. Кто-то был его первой девушкой, кто-то стал женой, кто-то остался должен кучу денег, кто-то по-прежнему друг. Кажется, столько воды утекло с тех пор, и многое уже забыто, уже неважно… Ан нет, пока не угасла жизнь, не потухло желание «показать им всем», проехаться по главной улице в новом грузовичке, посмеиваясь над завистливыми соседями.
Конечно же, Вуди не выиграл миллион, и кажется, что осознание этого факта должно убить его. Но человек жив не столько надеждой, сколько добротой окружающих его людей. В этом скрыто очарование фильма, этим движется действие. Дэвид любит своего отца, хоть тот и алкоголик, и ничего не добился в жизни. Но в лотерее всегда так: ты думаешь, что сорвал куш, а получаешь лишь кепку с надписью «победитель». Громкие слова стираются в пыль, проходя сквозь жернова серых будней и изматывающих ссор. Это молодые верят в брак по любви, а старые без зазрения совести признаются, что просто хотели залезть подружке под юбку. Но что самое удивительно, где-то между четвёртым пивом и незапланированной беременностью находится место для человеческой доброты, и не ради миллиона оказалось это путешествие, а ради простого общения отца с сыном.
Молодым про старость смотреть неинтересно: скучно, противно, непонятно. А взрослым - боязно, потому что она, к ужасу, не за горами уже. Постаревшие родители, взрослые дети, болезни, груз неудач и несвершений, тотальный эгоизм окружающих... Ничего нового нам этот фильм не открывает, все эти ситуации уже неоднократно проигрывались, в том числе и у Пэйна, в предыдущих его картинах. Но душа у фильма есть. И есть замечательные актёрские работы, и впечатляющее, совершенно не бросающееся в глаза, операторское мастерство.
С годами желание, а главное, умение рассказать простую житейскую историю у Пэйна не исчезло, но режиссёр стал мягче, деликатнее. Из его фильмов ушла злая ирония, сарказм, стало больше сострадания к героям, теплоты. Хорошо это, плохо - не знаю. Когда как. Но вот в случае с 'Небраской' это определённо к месту.