всё о любом фильме:

Амадей

Amadeus
год
страна
слоган«Мастер... Музыка... Безумие... Убийство... Киношедевр... ... Все, что вы слышали, - правда»
режиссерМилош Форман
сценарийПитер Шэффер
продюсерСол Заенц, Майкл Хаусман, Бертил Олссон
операторМирослав Ондржичек
художникПатриция фон Бранденстайн, Карел Черны, Теодор Пиштек, ...
монтажМайкл Чандлер, Т.М. Кристофер, Нена Даневич
жанр драма, биография, история, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  14.8 млн,    Франция  4.59 млн,    Дания  485.1 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время153 мин. / 02:33
Номинации (3):
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (267 575)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
79 + 4 = 83
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века.
    • Музыка в фильме была записана заранее и игралась на заднем плане во время съёмок.
    • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время, как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
    • История, рассказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Милош Форман.
    • На роль Моцарта пробовался Мэл Гибсон.
    • Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
    • В одной из сцен фильма Моцарт называет Кристофа Виллибальда Глюка «нагоняющим скуку» и говорит «Мне он не нравится» о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
    • Коммунистическая Прага с отсутствием современных ТВ-антенн, пластика и асфальта оказалась идеальной заменой для съемок Вены.
    • Для съемок было построено всего четыре декорации: палата Сальери, квартира Моцарта, лестничный марш и театр водевиля. Все остальное снималось на натуре.
    • Пьеса, которая легла в основу фильма, впервые была сыграна 2 ноября 1979 года на сцене Национального Театра в Лондоне.
    • Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
    • Церемония награждения премией «Оскар» 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта. В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье, он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это «Амадей»". Чиновник Академии поднялся на сцену, чтобы проверить, не ошибся ли Оливье и убедившись, что всё в порядке, сигнализировал об этом.
    • Том Халс родился 6 декабря. Его герой Моцарт умер 5 декабря.
    • Имя Амадей при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, греч. Theophilus, что значит «возлюбленный Богом».
    • Весь фильм был снят при естественном освещении.
    • На фоне начальных титров фильма звучит первая часть Симфонии N 25 соль-минор Моцарта.
    • Длительность режиссёрской версии фильма составляет 180 минут.
    • Герой Ф. Мюррэя Абрахама (Сальери) выглядит значительно старше героя Тома Халса (Моцарта), разница актёров в возрасте составляет 14 лет. В действительности же Сальери был старше Моцарта менее чем на 6 лет.
    • еще 15 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.
    • В фильме показан один ребёнок, на самом деле у четы Моцартов было шестеро детей, однако выжили лишь двое.
    • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»); сцена представляет собою чистый вымысел.
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилBlue---Door

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил «Оскар», также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в «Амадее» Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра («Кто-то полетел над гнездом кукушки»), с восторгом принятым повсеместно. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2049 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень долго искал стимул для того чтобы начать слушать классическую музыку. Музыку, с которой все начиналось, музыка с которой связаны самые теплые воспоминания, музыка не для денег, а для души, для эстетического наслаждения и внутреннего катарсиса. Одной из великих личностей в музыке был австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его гений был замечен еще в раннем детстве. В четыре он написал свой первый концерт, первую симфонию в семь лет, первую большую оперу в двенадцать. Прожил он немного лет, но после себя он оставил огромное наследие. Тайна о его смерти до сих пор покрыта легендами, центральной же является версия, что его убил Антонио Сальери, с которым он был в весьма теплых отношениях. Но как оказалось, великий классик XIX века написав свою «маленькую» трагедию про Моцарта и Сальери полностью исказил реальную картину, оставив потомкам образ врага и завистника. Долгое время думали, как быть, а поколения движутся и все больше людей уверены в реальности этой исторической ошибки и приходит Милош Форман, задумавший снять реальное кино об исторических личностях и правдивой истории их взаимоотношений.

    Кино раскрывает перед нами все грани этих двух личностей. Моцарт противопоставлен Сальери: если Сальери — серьезный и уравновешенный человек, находящийся на службе у императора, претерпевший лишения и горе, то Моцарт — немного безалаберный, сильно влюбчивый в противоположный пол и легкомысленный, но это не отменяет того факта, что у него есть талант и чувство музыки. Говорю это как эстет, а не как знаток. Повествование ведется от лица Антонио Сальери, который на протяжении всего фильма задавался одним лишь вопросом — «Почему талант достался такому человеку, который всякий раз смеется, когда скажет какую-нибудь глупость, почему этот выскочка обладает таким даром, но никак ему не соответствует?» В этом то и есть весь парадокс, что противоположности притягиваются.

    Поначалу мне казалось, что это фильм основан на реальных событиях, но фильм основан на пьесе и сам факт того что Моцарт был популярнее Сальери оказался чистым вымыслом, призывающим показать как человек завидует таланту, желая обладать им с раннего детства. Самое странное, что Сальери обвинял сам себя, находясь уже в состоянии психического помешательства, ибо зависть может свести с ума.

    Сила данного кино состоит в качественной режиссуре, в подаче материала и прекрасном музыкальном сопровождении. Вспоминая классические мотивы таких опер как «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» мы погружаемся во все новые и новые симфонии, открывая для себя классическую музыку с качественно новой стороны. На героев не надо вешать никаких ярлыков и оценивать поступки героев как-то однозначно, надо просто наслаждаться музыкой, становится любителями оценивать музыкальное искусство, всё равно мы уже не узнаем, как было на самом деле и так ли уж права Википедия, говоря о том что они дружили, просто сейчас слишком много информации и просто не знаешь кому верить. Давайте просто насладимся действом и послушаем классиков.

    Актеры сыграли отлично. Том Халс мне понравился в роли Моцарта, но героя сделал таким не актер, а автор пьесы, образ которого актеру и пришлось сыграть. Игра актера на достойном уровне, также зацепили Мюррей Абрахам, Элизабет Берридж и Джеффри Джонс, именно эти персонажи являются основными в судьбе двух главных персонажей.

    Лучшим фильмом режиссера по праву является «Пролетая над гнездом кукушки», который я оценил по достоинству, да и многие оценили его по достоинству. Данный фильм стоит на втором месте в списке лучших работ и по праву является таковой. Не могу описать это на уровне кино, потому что оно мне понравилось на уровне чувств и эмоций, это кино вызвало у меня бурю, и я был просто поражен этой силой, не гарантирую, что прямо сейчас кинусь слушать гениев, но в ближайшее время обещаю это сделать.

    В итоге мы получаем отличный фильм о гении и злодействе, о зависти и гневе, полный музыки и чувств, которые помогают понять несколько больше, чем то, что мы знаем. Как писал кто-то из зрителей «Форман не делал байопик, Форман сделал большое кино» и я с ним полностью согласен, потому что это — образец хорошего кино. Советую посмотреть

    10 из 10

    29 сентября 2014 | 21:39

    Этот фильм не о Моцарте, это фильм о Сальери. Это не зависть, это борьба Бога и человека. По крайне мере, именно такое впечатление сложилось у меня после просмотра этой картины… Это фильм не о Вольфганге Амадее Моцарте, не о его детстве, не о карьере, не о его семье и не о его Гении… Это фильм о человеке, который хотел стать гласом Божьим, но он же глас этот и уничтожил.

    Не буду вдаваться в подробности того, от чего все же умер Моцарт: была эта смерть случайной, или же его убили, а если последнее, то кто же был его убийцей? Эта тема до сих пор не до конца исследована, поэтому в данном случае я приму точку зрения создателя фильма: Моцарта убил Сальери… Правда, не из зависти, как принято считать, это была его личная война с Богом.

    А теперь приступим к самом фильму…

    Давайте, расставим все точки над «i»: Моцарт — гений. Этот факт никто не станет отрицать… А теперь давайте подумаем, что отличает гения от обычного человека? Он ведь не просто талантлив, он чрезмерно одарен. Моцарту не надо было сидеть в кабинете часами, чтобы сотворить новую симфонию, он жил музыкой! Быть может, в некоторых местах его образ, как человека-праздника изображен гротескно, гиперболично, но все же правдиво… К тому же, были и сцены, в которых показано, как гений Амадей трудиться, переживает и чувствует музыку, разлитую вокруг него (к сожалению, эти эпизоды вошли только в режиссерскую версию фильма). Поэтому здесь не уместно ставить в упрек создателям фильма, что они показали «не того Моцарта», «Моцарта-клоуна», «Моцарта-шута» и т. д. Нет, они показали человека, который, несмотря на все земное возвышен… Никогда не забуду Тома Халса в этой роли: он дурачится, но сквозь это виден некий внутренний свет, свет, присущий самому Моцарту. Стоит вспомнить эпизод, когда он играет при Иосифе и Сальери, марш, сочиненный последним… Казалось бы, он шутит, играет и заигрывает с публикой, но только стоит ему сесть за инструмент, как в нем просыпается абсолютно другой человек, и этот взгляд, который просит: «смотрите на меня, я лучший в Вене!» и в то же время говорит о тех чувствах, которые разрывают его внутри и о музыке, от которой у него разорвется голова.

    Мне кажется, образ Моцарта передан в фильме удачно (насколько это возможно), но все же, главным героем, по моему мнению, является Антонио Сальери. Этот фильм посвящен ему, но не ему музыканту, а ему человеку. Он с детства мечтал о музыке, был талантлив и добился определенного успеха… И вопрос не в том, кто изображен хуже в фильме: вечно смеющийся Моцарт или вечно серьезный Сальери. Вопрос в том, кто действительно одарен. Никто не выбирает родителей, никто не выбирает национальность, и никто не выбирает стать ли ему гением. Это показывает фильм. Моцарт одарен, Сальери трудолюбив. Точка. И Сальери решает бросить вызов Богу, он сомневается, мечется, но все же… Он талантлив, но не гениален. Он просил об этом, а Моцарт был награжден даром, когда еще и мыслить не умел. Разумеется, это кажется ему не справедливым, но все же доля сомнения, доля страха есть. Он замирает перед его гениальностью, слушая его оперы, он чувствует его музыку, он один из самых больших его ценителей. Но он тщеславен и малодушен. Он сам хочет стать Богом, хочет присвоить награду себе. Если это действительно было так, то я могу лишь пожалеть Сальери, ведь несчастнее него не было, наверное, в мире музыки никого. И это сумел показать Милош Форман в своем фильме «Амадей».

    В этой цепочке есть есть третий, связующее звено, и это отец Моцарта, который и становится, если можно сказать, оружием Сальери. В фильме придается огромное значение отношениям между отцом и сыном, что неудивительно, ведь если бы не отец, то Моцарт мог бы и не сесть за клавесин (можно даже поблагодарить его тщеславие). Здесь прослеживается очень сильная связь между ними двумя, душевные муки Моцарта, которые, конечно, выражены его музыкой… Сальери это чувствует и играет на этом. Но он также и понимает, что замышляет убийство гения, и это и есть его бунт против Бога…

    Мы знаем, чем это закончилось. Знаем о Реквиеме и общей могиле, знаем о том, что, возможно, Сальери убил Моцарта, только Милош Форман представил нам свое понимание этой истории, за что спасибо ему.

    8 из 10

    P.S. Для более полного впечатления, смотрите режиссерскую версию фильма.

    3 февраля 2014 | 14:31

    Ставшая уже классической история о взаимоотношений двух композиторов, живших и творивших в одно и то же время в одном и том же месте. История их взаимоотношений, которые были очень непростыми. Один из них имел Божественный талант, но был не самым приятным в общении человеком, не обладая при этом даже минимальным запасом хороших манер. И имя ему было Моцарт.

    Второй же композитор обладал очень высоким постом при дворе австрийского императора. Но он не имел главного, что должно быть у каждого творческого человека. Он не имел, того, что может увековечить его имя на века, он не имел Таланта. Да, во время жизни, к слову сказать, достаточно долгой, но и достаточно скучной, он снискал определенную славу, собирая полные залы Венского театра и удостоившись хвалебных слов со стороны самого Императора. Но стоило ему сойти со сцены, как его музыка моментально перестало кого-либо интересовать и все о нем забыли. Имя ему было Сальери, и помним мы его имя лишь потому, что с ним связана одна загадочная и странная история.

    Что нельзя сказать о Моцарте. Прожив свою краткую, но яркую жизнь, не заработав при этом больших денег, и умерев в нищете, он своей музыкой заставил помнить о себе все человечество на долгие века.

    Именно Сальери ставят «в заслугу» смерть Моцарта, который хотел отомстить своему гениальному коллеге. Отомстить за его Божественный талант, увести его из жизни раньше срока. Не знаю, что касается исторических фактов, но если верить фильму, а он не претендует на историческую достоверность, то это не совсем так. Хотя это впрочем, и не так уж важно. Главное что удалось режиссеру так это передать атмосферу того времени и сложные характеры главных персонажей истории.

    Фильм дает хорошее представление, о том какую же роль в судьбе Гения может сыграть Посредственность, пусть и претендующая на первенство. Именно Сальери, а не кто-нибудь другой сыграл в жизни Моцарта ключевую роль. Он, пожалуй, единственный, кто при жизни понимал всю гениальность и безукоризненность его игры. Но, обладая при этом лучшим положением в обществе, большим богатством и преклонностью монарха, Сальери все равно чувствовал себя обделенным Творцом.

    Шикарные декорации, потрясающая музыка, отличная актерская игра, прекрасный сценарий оставляют просто великолепные ощущения после просмотра данного киношедевра. Да и 8 «Оскаров» и 3 номинации говорят сами за себя.

    Один из наиболее успешных фильмов в истории Киноакадемии. Браво Милош Форман, браво актеры, браво Моцарт!

    10 октября 2007 | 01:22

    Фильм «Амадей», нужно рассматривать лишь с позиции происходящего на экране. Не вдаваясь в исторические споры о достоверности и правдивости концепции режиссера Милоша Формана. Даже если детали событий, а именно роль Сальери в смерти Моцарта, в корне неверны, это ничего не меняет для зрителя. «Амадей» можно и нужно воспринимать как полет творческой фантазии, как гениальную интерпретацию и просто художественное произведение.

    Как не странно но фильм имеено о Сальери, а не о Моцарте. Но это еще более подчеркивает трагичность жизни старого композитора. Его прошедшая жизнь, ничто после встречи с Моцартом. Поэтому большая часть происходящего посвящена последнему. Сальери в фильме это высокоодаренный человек, который упорным трудом создает музыку. Он, стоит на шаг позади Моцарта, способен понять его гений, но не создавать ничего подобного, и поэтому терзаемый противоречиями вкупе с упадком религиозной веры, он сначало идет на убийство а потом сходит с ума.

    Ф. Мюррэй Абрахам — сыгравший Моцарта сумел создать уникальный образ. Это не

    хрестоматийный гений, каким его изображали в советское время: без пороков, фанатично одержимый работой, но абсолютно безжизненный персонаж ничего не имеющий общего с реальным человеком. В фильме Моцарт инфантилен, ребячлив. Он без труда пишет музыку, она просто льется «свыше».

    Зависть, гениальность, любовь, интриги. Все это кажется только фоном для великолепного театрального представления, которое разворачивается на экране, под божественную музыку того, кто умер в нищете

    10 из 10

    20 сентября 2011 | 08:45

    Я против посредственности, дети мои.

    Моцарт — это эмоции и настоящая музыка. Моцарт — это тот талант, перед которым стоит преклоняться и который стоит восхищения.

    Именно это показал мне фильм Милоша Формана. Режиссер справился со своей задачей, и я поняла одну важную вещь — человеку не обязательно иметь хороший характер, чувство такта и знать этикет, если он гений, то все простительно. Но этого не понимал Сальери, хотя он и отличался хорошим слухом, но у него не было и десятой доли таланта Моцарта, из-за чего Сальери гнил изнутри, снедаемый завистью и ненавистью.

    Мало найдется людей, не знающих историю жизни Моцарта, все мы учились в школе, но я открыла его заново для себя. Прекрасная музыка, сопровождавшая весь фильм, величественная и удивительная, заставляет плакать от восхищения. Что я и делала.

    Это фильм без пафоса и голливудского фарса, это история, которая достойна множества экранизаций, а это экранизация одна из лучших.

    Касаясь актеров, не все играли убедительно, но Том Халс справился на 10+, его смех, неприятный, но не раздражающий до сих пор шумит у меня в ушах.

    Советую всем посмотреть.

    9 из 10

    потому что нет предела совершенству.

    27 февраля 2011 | 16:32

    Образно, конечно. Но принцип, думаю тот же. Какой бы «совершенной» не была опера, слушать ее без малого 4 часа… Утомительно. С фильмом похожая история. Событий не так много, герои — люди весьма специфические, только и остается, что ждать развязки: таки отравит он его или нет?! Прямо скажем, с ответом авторы не спешат.

    Что понравилось. Безупречно передана мотивация. Зависть — завистью, но меня лично подкупила искренность недоумения Сальери относительно божьих помыслов. Собственно, история не нова: не пытайся постичь непостижимое. На том стояла и стоять будет вся мировая религия. Твои собственные представления о справедливости ничто в масштабах деятельности Творца. Ну, и так далее.

    Пытаться спорить с этим — понапрасну терять время, попутно разрушая собственную нервную систему. Заметьте, однако, что я вовсе не считаю это достаточным основанием для отказа от выражения собственного мнения. Независимо от того, изменит ли это хоть что-нибудь вовне. Наплевать.

    Поэтому позиция «злодея» мне в данном случае не просто понятна, но и близка. Другое дело, что методы «борьбы» каждый выбирает сам. И здесь уже возможны варианты. Предпочтения Сальери, что и говорить, небесспорны.

    С другой стороны, образ жизни «австрийского всё» еще менее привлекателен, не правда ли? Особенно умиляют разговоры о нищете «в компании» золотых табакерок, якобы, загаженных апартаментах и пр. О бесконечном пьянстве и говорить не приходится. Язык не поворачивается упрекнуть кого-либо в нежелании помочь гению материально.

    При всем при том, редкая экстравагантность Моцарта в значительной степени компенсируется его работоспособностью, а самовлюбленность — истинным талантом (сцена «записи» реквиема в этом смысле особенно, на мой взгляд, показательна). Не заслуживая сочувствия, он не вызывает и отвращения. Так ли это хорошо, впрочем?..

    Как бы там ни было, я ожидал увидеть нечто более монументальное. Увы, за вычетом имен в остатке приходится наблюдать лишь крупицы по настоящему интересного и заслуживающего внимания. Я ставлю

    7 из 10

    20 февраля 2012 | 18:48

    Обожаю исторические и биографические фильмы да еще с таким обилием наград и номинаций. Могу точно сказать, что фильм отличный, увлекательный, интересный. Фильм про великого человека, про интереснейшую эпоху, фильм с замечательными актерами, костюмами, музыкой, атмосферой.

    Актер Ф. Мюррэй Абрахам не зря получил Золотой Глобус и Оскар за роль Антонио Сальери — он удивительно сыграл, просто браво! Найти более «неприятного» и «несимпатичного» актера на роль лицемера и подлеца, каким в фильме представлен Сальери, наверное, просто невозможно.

    На счет правдивости сюжета, конечно, можно долго дискутировать. Лично я, прочитав несколько исторических исследований по поводу отношений Моцарта и Сальери, склоняюсь к тому, что это все-таки миф, но миф складный и привлекательный для воплощения его в кино. И лично мне «Амадей» был интересен не как достоверный источник информации, а как впечатляющий красочный фильм, пробуждающий желание узнать больше и больше о гениальном Моцарте.

    8 из 10

    26 октября 2009 | 12:08

    Почти каждый слышал историю про Моцарта и Сальери, так что рассказывать синопсис не имеет никакого смысла. Но как я уже говорил, это самобытная версия всем знакомой истории, так что самые главные моменты, я обязательно разберу

    Сперва стоит рассказать, про то, что интересует меньше в таких фильмах, то есть про внешнию обертку «Амадея». И с этим кстати все шикарно, а если учитывать год выхода и небольшой бюджет, то просто великолепно. В декорации, в гримм, в дизайн и в костюмы, во все это веришь. Прага стала идеальной заменой Вены, а грязные улицы в котором еще не строятся дороги тоже является изобразительной подлинностью кинокартины(чего не сказать про сюжет). Вот все это, создает завораживающую и в то время отталкивающию атмосферу Европы эпохи классицизма. Конечно сейчас этим мало кого удивишь, но в свое время «Амадей» являлся инновационным в плане качество сьемок. Гримм постаревшего Сальери выглядит натурально и поныне, а костюмы по словам Фромана и Теодора Пиштека, являются точной копией реальных прототипов, чему можно верить и без комментариев. Операторская работа Мирослава Ондржичека(который ушел из жизни в этом году, светлая ему память) тоже достойна всяких овации и жаль, что такой талантливый оператор удостоился лишь премии BAFTA. Монтаж грамотный, не считая одного момента. А про музыку говорить толку нет. Не, ну правда, о чем тут говорить, если композиторами фильма являются маэстро Сальери и гений Венской школы-Вольфганг Амадей Моцарт. И еще, если фильм сразу встречает с 25-ой симфонии и заканчивает с последней частью Реквиема-Lacrimosa, а в течение всего фильма, то ли дело, что слышим отрывки из «Женитьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» и это одна десятого, из того, что есть в этой картине. Мне, как любителю академической музыки, большее блаженство и не надо.

    Теперь подошли ко второму пункту — актерам и образам. Стоит сказать, что роли исполняли бывшие «ноу неймы», которые не имели опыт в киноиндустрии, и их дебют в «большом» кино удался с большим успехом. Сразу два актера — Том Халс и Ф. Мюррей Абрахам были номинированы на главную премию в кинематографе, и это вызывает огорчение. Не из-за того, что актеры не достойны номинации, а из-за того, что оба актеры сыграли превосходно и дать «Оскар» одному из них, сложный выбор. Но, к сожалению или к счастью статуэтку выиграл Ф. Мюррей Абрахам, к чему я несказанно рад и огорчен одновременно. Персонаж Моцарт был более сложным и Том Халс, как Хит Леджер в роли Джокера, проделал колоссальную работу. Но со своими выводами, я не хочу сказать, что Халс исполнил роль лучше Абрахама, нет, просто сам образ персонажа вызывал больше симпатии. А по уровне актерского мастерства оба сыграли одинаково изумительно. Ну и теперь-об образах и персонажах.

    Ну, теперь мы подошли к самому важному, к сценарию. Единственное, что связывает «Амадея» с маленькой трагедией Пушкина общий корень для повествования, персонажи и жанр. Кто бы, что ни говорил, «Амадей» является трагедией, да еще и заканчивается смертью одного из персонажей. Это и неудивительно, ведь «Амадей» это трехчасовая кинопьеса, рассказывающая о личностях XVIII века. А это, значительно влияет на стиль фильма, от чего картина имеет строгий рациональный характер со щепоткой сентиментальности и романтичности. Фильм идет равномерно и гармонично. Не было ощущение недосказанного или чего-нибудь затянутого. Не сказать, что при просмотре время пролетело незаметно, нет, фильм смотрится на одном дыхании. Диалоги пылают разнообразием, вы услышите и цивилизованные разговоры интеллигенции в лице Сальери и приближенных короля, и просторечные разговоры Моцарта, и безумные монологи пожилого Сальери. А если мы добавим сюда еще и безупречных актеров, то диалоги станут вовсе превосходными. Сценарий имеет и свои минусы. Не было показано, в чем заключается «природа гения» Моцарта. Нам, конечно, показывают эстетические удовольствия Сальери от партитур Амадея, или сцена, где Моцарт на ходу импровизировал и исправлял «марш Сальери», но этого всего мало и вообще мало о чем говорят. Так же много претензии вызывает сюжетная линия с уходом Констанц Моцарт от Вольфганга, которое вообще было сделана для финальной сцены с Моцартом и Сальери, а сама линия не имеет никакой логики или смысла. Но эти недостатки лишь окольно портят впечатление от сценария, но на основную сюжетную линию смотреть все так же интересно.

    Еще стоит сказать, о том, без чего эта картина не стала бы классикой. Это, конечно же, сцены. Фильм изобилует великолепными и запоминающими сценами, которых нужно вписать золотым пером в историю кинематографа. Сцена с первым знакомством главных героев, сцена с Констанц и Сальери, сцена с Сальери, который бросает крест в костер, последняя сцена с Моцартом и Сальери, которая полностью состоит из метафор и откровении. А финальная сцена, где Сальери сперва отшучивается с горькой иронией, а потом, позируя папу Римского, проходит через коридор, прощая всех за их «посредственность», ну просто браво

    От себя хочу добавить, то что, фильм не носит никакой морали и не хочет показать кого-то в отрицательном ключе, нет. «Амадей» всего лишь задает один вопрос. Почему, те, кто больше стремился к большему, становятся посредственностью по сравнению с теми, кто никогда к этому не стремился?

    9 из 10 

    плюс в любимые

    5 января 2016 | 09:59

    …говорят, вы видели Моцарта…

    - Изгнанник гений?
    Ваше мненье?
    - О, нет! Лишь приведенье, дух
    - Но как же,
    Разве могут тени
    Столетий будоражить слух?
    То Моцарт, Музы соплеменник!
    Подобных не бывает двух.


    Фильм про Моцарта. И про этого… Ну того самого… У Пушкина еще… Как его?

    Сальери: Я не мог и мысли допустить, что кто-то прикоснется к ней… И уж тем более этот урод.

    В фильме, произнося эти полные горечи и зависти слова, Сальери имеет в виду мадам Кавальери, свою возлюбленную — по крайней мере вожделенную, но он с тем же успехом мог подразумевать под «ней» и свою возлюбленную, вожделенную музыку. Не обязательно, чтобы подобная символическая параллель между женщиной и музыкой была сознательно задумана сценаристом изначально, но она прослеживается — явно.

    Как и женщина, музыка пожелала отдать свою душу другому, человеку не ума, но сердца — стихийному, страстному, полному жизни и безрассудства. И давайте отложим в сторону сейчас разговоры о том, был ли таким Моцарт на самом деле. Возможно, что далеко не до такой степени, как это показано нам в фильме. Но мне очень хочется верить, что Моцарт был именно легкомысленным повесой, и да, что смеялся он столь же безумно и дико, но это Моцарт — а потому мы с чистым сердцем простим ему, как и всякому гению, безрассудство. Над любимцами муз молва не властна. Для тех счастливцев, кто еще не видел этот замечательный фильм, немного деталей…

    Эта история неразрывно связана с раскаянием разочарованного в жизни старика Сальери. Начинается она… Зимняя ночь. Дворец Сальери. Двое слуг идут на крики своего хозяина, распаляющегося посреди ночи раскаянием в убийстве своего кумира. «Прости меня, Моцарт» — вонзается в тишину. «Прости меня, Моцарт!» — из самой глубины сердца. Еще минута, и Сальери рассекает свое горло ножом. Слуги врываются в комнату дряхлого композитора и обнаруживают его лежащим на полу в крови, спасая Сальери в последний момент. Затем старика увозят в больницу, где того навещает священник, который просит некогда именитого композитора исповедаться перед Богом. Сальери сидит у маленького пианино, наигрывая свои некогда популярные в светском обществе мелодии. Он просит священника вспомнить их, тот пытается, но тщетно, пока… отчаявшись, Сальери не наигрывает своему исповеднику одно из сочинений Моцарта. Священник сияет, радуясь тому, что наконец-то узнал наигранные маэстро ноты. «Я не знал, что эту мелодию написали вы» — говорит он удивленно Сальери, на что тот отвечает «Нет, не я… Это Моцарт» С этого момента начинается рассказ-исповедь умирающего композитора священнику о своем знакомстве с великим гением, чья жизнь и развернется для нас на экране, изредка перемежаясь кадрами с самим рассказчиком — Сальери — сидящим за пианино и завороженно уносящимся в воспоминания о былом.

    Фильм хорош и режиссурой и съемкой и актерской игрой… Одним словом, фильм хорош. Цепляет. Лично я смотрел его ни один раз. В нем и вечная неприкаянность гениальности, и не менее вечное самодовольство посредственности, тлеющей в огнях тусклых лучин современных капризов, переменчивых, как мятежные искры костров. Посмотрев фильм, понимаешь, что по-настоящему смеется тот, кто смеется… как Моцарт. Шучу. Но даже и не последним. На самом деле счастлив тот, кто вообще не смеется, а просто сидит в теплом и уютном кресле кинотеатра (не обязательно в прямом смысле) и смотрит на эту драму-жизнь со всеми ее Моцартами и Сальери, страстями и раскаяниями, борьбой и отчаянием… Смотрит и понимает, что все проходит, и что и гений и посредственность в одной лодке… Они уходят.

    Что остается? Тихая гавань экрана, знакомая только смотрящему со стороны. Незатронутому. Для тех же, кому, как мне, такое счастье скучно, для тех, кто хочет бури и натиска, чьи глаза алчут зрелищ… Смотрите. И, что еще важнее… Слушайте. На сцене — его величество гений. На сцене — Моцарт. И даже больше. На сцене — кто-то из вас.

    …говорят, вы видели Моцарта…

    Да.

    10 из 10

    5 июня 2014 | 22:44

    Господин режиссер, еще в самом начале картины, указал, что это чисто режиссерская трактовка. Кто-то враждебно воспринимает эту картину, так как им не близок образ Моцарта в исполнении Тома Халса. Но почему бы и нет? Важно понимать, что гении были такие же люди, как и мы с вами, у них были желания и пороки, как и у всех, но отличал их от нас талант. Талант, подаренный богом.

    Моцарт в этой картине — вечный ребенок, который водит шалости с женщинами, не задумываясь о последствиях, который, достаточно странно шутит, смеется громко и вызывающе, одевается экстравагантно, ведет себя открыто и порой бестактно.

    Сальери — интеллигентный, воспитанный и взрослый мужчина, который весьма сдержан и закрыт в себе.

    Два разных образа: один живой и подвижный, а другой — полная противоположность, — закрытый и сдержанный, но, накапливающий ту силу взрыва, которая приведет к трагедии. Это и есть драма.

    В чем же конфликт и управляющая идея картины? Конфликт, конечно же, до банальности прост: Моцарт пишет сложные, но в тоже время, простые и легкие произведения, возвышающие своим великолепием и многогранностью, но пишет он их и играет не обдумывая подолгу композиции, он делает это легко, без усилий, ему это дается так же легко, как и очаровывать женщин. Это как врожденный орган, работающий автоматически. Он идет из нутра, от сердца, не от ума. Сальери же, Господь наградил другим органом, идущим от сердца: жаждой славы, но и любовью к музыке. И он старается, думает, когда пишет, страстно желает, но нутро у него не как у Моцарта. И это ведет к зависти. К зависти, которая пожирает. То чувство, когда кто-то, на первый взгляд, недостоин такого дара, смешной и странный, так легко создает, а ты мучаешься, но это не то, не вечное, оно не оставит твое имя на века, не сделает тебя бессмертным в твоем детище. Эта черная зависть всегда губила таланты, которые не видят змеиного клубка вокруг себя. Так всегда было и будет.

    Не могу сказать, что мне не нравится Моцарт. Он никому ничего плохого не делает, да, он ведет себя не очень прилично, но он таков, и сердце его открыто и добро к людям. Так не могу сказать, что презираю Сальери. Режиссер не хотел его показать монстром, он глубоко несчастный человек, заложник своих грехов и страстей, из-за которых он отрекся от Бога и продал душу Люциферу. Его мука зависти настолько поглотила душу, что он потерял себя.

    Это два гения: гений, который слышит и видит талант, подлинный и чистый, и гений, который пишет и создает с рождения.

    Отмечу работу костюмеров и декораторов. Отличные пышные интерьеры, яркие костюмы, воссозданные согласно моде того периода.

    Так же, классическая музыка, использованная в картине, на мой взгляд, является лучшим и верным решением в данной истории.

    И, конечно же, мои похвалы актерскому ансамблю и работе режиссера, которая была продумана. Милош Форман выстроил гармоничную композицию из всех составляющих частей.

    9 из 10

    5 апреля 2015 | 15:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>