всё о любом фильме:

Амадей

Amadeus
год
страна
слоган«Мастер... Музыка... Безумие... Убийство... Киношедевр... ... Все, что вы слышали, - правда»
режиссерМилош Форман
сценарийПитер Шэффер
продюсерСол Заенц, Майкл Хаусман, Бертил Олссон
операторМирослав Ондржичек
художникПатриция фон Бранденстайн, Карел Черны, Теодор Пиштек, ...
монтажМайкл Чандлер, Т.М. Кристофер, Нена Даневич
жанр драма, биография, история, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  14.8 млн,    Франция  4.59 млн,    Дания  485.1 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время153 мин. / 02:33
Номинации (3):
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (267 575)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
79 + 4 = 83
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Музыка в фильме была записана заранее и игралась на заднем плане во время съёмок.
    • Для съемок было построено всего четыре декорации: палата Сальери, квартира Моцарта, лестничный марш и театр водевиля. Все остальное снималось на натуре.
    • На роль Моцарта пробовался Мэл Гибсон.
    • История, рассказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Милош Форман.
    • Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
    • В одной из сцен фильма Моцарт называет Кристофа Виллибальда Глюка «нагоняющим скуку» и говорит «Мне он не нравится» о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
    • Коммунистическая Прага с отсутствием современных ТВ-антенн, пластика и асфальта оказалась идеальной заменой для съемок Вены.
    • Пьеса, которая легла в основу фильма, впервые была сыграна 2 ноября 1979 года на сцене Национального Театра в Лондоне.
    • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время, как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
    • Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
    • Церемония награждения премией «Оскар» 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта. В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье, он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это «Амадей»". Чиновник Академии поднялся на сцену, чтобы проверить, не ошибся ли Оливье и убедившись, что всё в порядке, сигнализировал об этом.
    • Том Халс родился 6 декабря. Его герой Моцарт умер 5 декабря.
    • Имя Амадей при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, греч. Theophilus, что значит «возлюбленный Богом».
    • Весь фильм был снят при естественном освещении.
    • На фоне начальных титров фильма звучит первая часть Симфонии N 25 соль-минор Моцарта.
    • Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века.
    • Длительность режиссёрской версии фильма составляет 180 минут.
    • Герой Ф. Мюррэя Абрахама (Сальери) выглядит значительно старше героя Тома Халса (Моцарта), разница актёров в возрасте составляет 14 лет. В действительности же Сальери был старше Моцарта менее чем на 6 лет.
    • еще 15 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.
    • В фильме показан один ребёнок, на самом деле у четы Моцартов было шестеро детей, однако выжили лишь двое.
    • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»); сцена представляет собою чистый вымысел.
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилBlue---Door

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил «Оскар», также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в «Амадее» Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра («Кто-то полетел над гнездом кукушки»), с восторгом принятым повсеместно. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2049 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начала смотреть фильм с лёгким предубеждением, ибо до сих пор не могу до конца избавиться от предвзятого отношения к фильмам, которым больше 20 лет, но напрасно, потому как смотрю-то я в рамках этого марафона лучшее из лучшего, и оно действительно до сих пор не разочаровывало в плане качества.

    Первое, что бросается в глаза, — это потрясающая актёрская игра. И не только главных персонажей — Сальери и Моцарта (к слову, считаю Оскар Ф. Мюррея Абрахама и номинацию на Оскар Тома Халса очень даже заслуженными), — но и всех-всех остальных: начиная от сыгравших монарших особ и придворной знати до сыгравшей простую служанку, в которой, к своему изумлению, узнала старую добрую Синтию Никсон, скрасившую не один мой вечер, проведённый за просмотром сериала «Секс в большом городе».

    Ничего, кроме грима Сальери в старости да Моцарта в болезни, не вызвало у меня ощущения, будто я смотрю старый фильм. Всё на уровне — декорации, постановка сцен, звук. Не придраться. Я смогла полностью окунуться в жизнь Вены 18 века, не было чувства неправдоподобности.

    Если говорить о смысле и не воспринимать картину как биографию Моцарта (потому что это уж точно не биография Моцарта и/или Сальери, а, видимо, домыслы поклонников пьесы Александра Сергеевича Пушкина), то фильм о любви, в первую очередь. И о её противоположности — ненависти. О таланте и посредственности. О зависти и прощении.

    Если честно, хоть Сальери лично у меня никакой жалости не вызвал, а показался неуверенным в себе человеком, варящимся в котле своих комплексов и детских обид (ему бы к психотерапевту), я считаю его достойным завистником и достойным врагом по одной простой причине: он чуть ли не единственный (согласно фильму) видел божественный дар Вольфганга, он действительно наслаждался творениями последнего, ходил на все его спектакли, искренне восхищался и являлся преданным поклонником. Да, он страшно завидовал, ставил препоны, ибо был не очень хорошим человеком, но в то же время в открытую заявлял, что оперы Амадея божественны.

    Моцарт же в фильме особой симпатии не вызвал. Да, все гении не от мира сего, многие не думают о насущном, но даже для гениев Моцарт был слишком беспечен. Имея голодные рты дома… Ладно, примем тот факт, что многие гении такие.

    В целом, фильм очень качественный, напомнил мне одни из тех, что я любила смотреть в детстве по каналу Hallmark. Биографического в нём мало, но зато дух времени, историю о таланте от Бога передаёт отлично. Советую ценителям музыки (ибо её в фильме много) и костюмированных фильмов.

    7 из 10

    21 сентября 2016 | 20:38

    Общеизвестно, что фильм «Амадей» Милоша Формана нельзя считать полноценной биографической картиной — слишком велико в нем расхождение с историческими фактами. Но если воспринять этот фильм как самостоятельное произведение искусства, то, на мой взгляд, он по праву может считаться одним из красивейших и впечатляющих драматических произведений в мировом кинематографе.

    Форман обладает изумительным режиссерским мастерством, чем-то похожим на талант дирижера — он способен соединить воедино актерский ансамбль, заставить его звучать в гармонии и в полную силу драматических способностей. У него невероятное режиссерское чутье в выборе актеров, играющих «первую скрипку». Сопереживание и сочувствие неоднозначным героям его фильмов становятся эмоциональной доминантой у зрителя.

    Главный герой «Амадея» — композитор Антонио Сальери (Ф. Мюррэй Абрахам). Удивительное трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели; гибкий и сильный ум; собственная жизнь, благоговейно принесенная в жертву на алтарь служения Музыке — его наиболее сильные и привлекательные личностные черты. Он обласкан высшими мира сего, популярен и пользуется уважением в венском светском обществе. Его музыка имеет поклонников, он счастлив и доволен своей судьбой: «всем я нравился… и сам себе тоже».

    Но в то же время — уже изначально порочны его отношения с Богом: его самоотречение и аскетизм — не самоцель, а пункты своеобразной сделки с высшими силами ради дара творческого вдохновения и светского признания его таланта. Его молитва звучит как торговый договор: «Сделай меня великим композитором, позволь восславить Тебя через музыку и прославиться самому, сделай меня знаменитым на весь мир, а за это я отдам Тебе целомудрие, мое трудолюбие, самолюбие и — всю мою жизнь».

    Однажды услышанная им музыка юного Моцарта и последующее знакомство с ним становятся поворотным пунктом в его мировоззрении и судьбе. Зависть и ненависть становятся его верными спутниками. Он так и не простит Богу того, что «священный дар…бессмертный гений — не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан — а озаряет голову безумца, гуляки праздного…» (с)

    Ему будет мало того дара, который Бог подарил ему — воспринимать и ценить гармонию музыкальной сферы, пусть и звучащую в душе другого избранника высших сил. Он так и не поймет, что сладчайшим и мучительным ядом для него было не волшебное совершенство музыки Моцарта, а собственная гордыня, тщеславие и жадность к дарам судьбы…

    Другой герой картины — Вольфганг Амадей Моцарт (Том Халс). Маленький рост, раздражающий смех, инфантилизм и насмешливая дурашливость. Он похож на избалованного ребенка, получившего в дар свою гениальность как дорогую игрушку. Он тратит время на забавы и увеселения, вместо усидчивого кропотливого труда над своими произведениями. Моцарт никому не завидует, награда для него — когда его музыка «нравится» окружающим.

    Но возможно, именно благодаря этому по-детски легкомысленному и светлому ощущению мира так искрометна, мягка и воздушна его удивительная музыка, так чудесно ее воздействие на душу слушателя. Благодаря лучезарной музыке Моцарта так светла печаль, остающаяся в зрительской памяти после окончания этого фильма…

    Не случайно так губительно сказывается на душевном равновесии Моцарта написание совершенно иного рода музыки — трагической оперы «Дон Жуан» и еще более мрачного потустороннего «Реквиема», окрашенного в темные тона мук совести и вины перед памятью покойного отца. Гений Моцарта не позволит ему создать эти произведения посредственными, но через него в этот мир начнет приходить совершенно другая, не свойственная ему музыка. На вопрос жены о том, почему он никак не закончит «Реквием», Моцарт ответит ей: «он меня убивает»…

    Есть в этом удивительном сочетании характера и гениальности еще кое-что. При всех своих многочисленных личностных недостатках Моцарт готов отстаивать перед всем миром то законченное музыкальное совершенство, которое приходит через него в этот мир.

    Безответственный по жизни, Моцарт становится невероятно собранным, когда речь заходит о цельности его произведений. Как вдруг внезапно серьезен становится этот маленький фигляр и легкомысленный повеса, когда директор театра приказывает переписать его оперу! Он не приходит на собеседование на общих для всех условиях из гордости, не берется учить учеников из ленивого легкомыслия, но с готовностью переступает через себя, когда речь заходит о его музыке. Он готов даже прийти к Сальери и умолять его о помощи: « Я вульгарен, но клянусь — только не моя музыка! Директор велел переписать большую часть оперы, но она превосходна. Я не могу переписать совершенство».

    Не имея права исказить божественную гармонию ради светской выгоды, он пишет свои произведения в соответствии с тем замыслом, который был в них изначально заложен. Он понимает, что не может изменить даже одну ноту. Возможно именно поэтому Моцарт, а не Сальери становится гениальным избранником судьбы.

    Мистична и символична сцена, когда Сальери записывает реквием под диктовку смертельно больного Моцарта. Впервые он понимает, что чувствует сам Моцарт, записывающий свою музыку под диктовку божественного начала. «Он писал музыку, которая уже звучала у него в голове. Страницу за страницей, как будто под диктовку. А музыка! Совершенней ее не существовало. Здесь…звучал голос самого господа Бога». Сальери впервые ненадолго ощущает себя на месте проводника божественного вдохновения, каковым и является истинный гений.

    Сколько вопросов возникает во время просмотра этого фильма! Они множатся, наслаиваясь друг на друга, разрастаясь и ширясь, словно река, берущая свое начало из прозрачного и скромного на вид лесного ручья.

    Какова природа гениальности? Что это — случайная комбинация генов или заслуженная награда за усердный труд? Счастливое стечение обстоятельств или особое творческое состояние духа? Излучающий свет дар свыше, или сжигающая душу дотла мука? Если гениальность — это дар, то каков должен быть сосуд для этой божественной искры? Отчего одни обладают этим даром Абсолютной Красоты, а другие смотрят на него, как Сальери, «сквозь прутья клетки, в которую заключены»? Может это — интуитивное прозрение, мимолетное прикосновение к ускользающей линии горизонта за пределом человеческих возможностей? Где же заканчивается творчество человека, а где начинается магия высших сил? И какова причина, которая раскроет внутри человека прекраснейший бутон божественного вдохновения?

    Вопросы, вопросы, вопросы…

    Им нет конца, они как река — перетекают в безбрежный океан предположений и догадок. Милош Форман в своем фильме невесомыми касаниями по этой гладкой водной глади создает расходящиеся по поверхности круги намеков, собственные замысловатые узоры размышлений, зачерпывая и пытаясь удержать ускользающую и просачивающуюся сквозь пальцы истину…

    13 января 2011 | 16:30

    Картина Милоша Формана «Амадей» — это произведение классического искусства, во всех своих бесчисленных гранях. Да, самым очевидным посылом будет время, к которому возвращает нас сюжет, персонажи и конечно музыка. Но самое важное — это построение сюжетной и драматургической формы. Которая могуществом своего совершенного языка раскрывает столкновение, словно двух квинт эссенций, эталонного добра и эталонного зла.

    Тема рождения зла занимает первый акт трагедии. Оно порождается в человеке, ослепленном величием таланта, данного не ему. Вольфгагнг, словно помеченный перстом божьим творил легко и непринужденно, то ради чего были положены годы упорной работы Сальери. Дар Моцарта, помещенный под нелицеприятную оболочку, не мог себя не проявлять. Да же в слабых изъявлениях, даже стихийно, ослеплял. Такое явление не могло не могло не создать во вселенной собственный антагонизм, заключив его в Сальери. Забывший обо всем на свете, желая лишь падения человека наделенного тем, о чем тот молил всю жизнь Господа, оставаясь обделенным, оставаясь посредственностью. Это было не справедливо по отношению к нему! И он желает мести Господу за эти муки души, за этот обман. Единственной возможностью достать до него он видит через уничтожение, как финансовое и моральное так и физическое, носителя, по ошибке получившего этот дар.

    Действие второе развивается по двум направлениям: первое, раскрытие образа Амадея. Человека фонтанирующего красотой музыки, едва ли не каждый момент собственной жизни. Он наивен и чист. Он белый лист, по которому скользит длань Господня, записывая на нем свою речь.

    Осуществление мести Сальери, параллельная сюжетная сюжетная линия второго действия. Чем сильнее Моцарт сияет, тем, с каждым разом, больнее удары наносил его тайный ненавистник.

    Заключительное действие, третье. Здесь, в этих кинокадрах, Ангел и Дьявол сойдутся в едином мрачном танце, из которого рождается незабвенный реквием. Который Моцарт, не зная того, пишет сам про себя. И, в очередной раз, господен избранник повержен и распят! Будучи на последнем издыхании он просит прощения(!) у своего губителя…

    В этой трагедии Сальери убивает Моцарта для окружающих. Но никогда, никогда не сможет убить Моцарта в себе.

    Гений Формана в том, что у него получилось рассказать эту историю языком кинематографа. Во всех тонкостях раскрыв не только душевные терзания героев, обремененных отнюдь не сиюминутными меркантильными побуждениями, а отдавшихся сложным трансцендентными терзаниями, что являлись основой всей их жизни. Настолько утонченными, что для их раскрытия требуется подробный пересказ. Каждой сценой раскрывающий нам, не произносимые в слух, речи их душ. Параллельно погружая в таинства великой музыки, создаваемой на небесах. Что немаловажно, ведь зритель должен простить Сальери, уразумев главное. Эта музыка наделена такой силой и красотой, что ради нее можно умереть и ради нее можно убить.

    10 июня 2012 | 17:14

    Великолепная картина, в которой помимо замечательных декораций и костюмов, присутствует восхитительная игра Ф. Мюррэй Абрахама и Тома Халса. Так убедительно сыграть роли Сальери и Моцарта, так что бы после пяти минут просмотра фильма начисто позабыть про реальные факты, и на два с половиной часа с головой окунуться в эту столь правдоподобную сказку. Это-талант актеров и бесподобного Милоша Формана. Браво!

    Фильм, как говорится, — «за душу берет», так берет, что в конце плакать хочется.

    10 из 10

    5 апреля 2008 | 09:14

    Очень красивый и интересный фильм. Если я думал что «Пролетая над гнездом кукушки» лучшая работа Формана, то после «Амадея» — возникают сомнения. Великолепная экранизация истории жизни Сальери, да, именно с его слов мы слышим рассказ.
    Абрахам сыграл великолепно, очень холодный хитрый и двуличный завистник вызывает отвращение на протяжении всего фильма, до самого конца.

    Халс тоже справился, но мне запомнилась Берридж. Очень она вписалась в атмосферу фильма. Вообще, в фильме шикарные декорации и костюмы, здесь их просто невозможно не отметить. Тонко передана самобытность культуры.

    Музыка, музыка, музыка, наверно именно она удерживает зрителя. Каждая сцена музыкальна. В этом фильме — музыка инструмент акцентирования, помогает воспринимать происходящее.

    В общем, длинных отзывов я писать не умею, обозначил лишь яркие моменты, фильм нужно видеть. Из всего топа — этот фильм всегда будет особенным слишком много уникальных находок!

    17 мая 2009 | 14:13

    «Амадей». реж. Милош Форман. 1984 г.

    Фильм повествует о судьбе Моцарта и Сальери, о том, как они повлияли на жизнь друг друга. К сожалению, это не является достоверным фактом, а всего лишь предположением развития событий, т. к. в фильме присутствует множество фактических и хронологических ляпов, что скорее указывает на драматический жанр, чем биографический или исторический.

    Я считаю, что смысл фильма заключается в том, что жизнь — штука несправедливая, на фоне того, как Сальери обделен талантом (в данном случае музыкальным), по сравнению с Моцартом. Фильм относится к религиозной сфере, к теме отвержения от креста и от бога, к тому, что бог может возгневаться и пролить свой гнев на своего обидчика (и даже посмеяться над ним), как мы видим на примере Сальери. Не знаю, так ли развивались события на самом деле, но уверен, что господь имеет какое то отношение к судьбе этих композиторов, мне кажется, что понимание сути этого фильма зависит от религиозных взглядов самих зрителей, и что фильм не заставляет никого ни во что верить, а просто повествует о судьбах людей.

    При просмотре этого фильма я испытывал некую симпатию по отношению к Сальери, мне он казался более профессиональным в своем деле, нежели Моцарт. Мое мнение резко поменялось в конце фильма. Наверное, это умение Формана — разоблачать натуры людей, ведь они не всегда такие, какие кажутся на первый взгляд. Вполне заслуженный обладатель оскара (хотя список претендентов был не столь сильным и победа Формана была предсказуема, разве что Вуди Аллен считался достойным претендентом).

    Если говорить об игре актеров, то Ф. Мюррей Абрахам показался мне феноменальным, как в старческом обличии, так и в молодом, одним словом — роль далась ему на 100 процентов. Умение передать чувства человека, связанные с отречением от бога, попыткой самоубийства, психологической травмой — не каждому дано и, мне кажется, он заслуженно получил оскара.

    Том Хульц — прекрасный актер. К сожалению, если говорить об оскаре, то всем понятно, что Абрахам переиграл его, разве что, если бы Форман сделал Моцарта — героем второго плана (коим Моцарт на мой взгляд и является в фильме), то Хульц вполне мог на него претендовать.

    Я считаю, что все оскары, данные фильму, абсолютно заслуженны. «Амадей» не получил лишь 3 оскара, на которые номинировался, что тоже абсолютно справедливо.

    Побольше такого кино.

    10 из 10

    11 августа 2010 | 03:41

    Давно слышала об этом фильме и, наконец, посмотрела. Тяжело смотреть глазами завистливого безумца, когда медленно и жестоко умерщвляешь своего внутреннего младенца-моцарта, который, для многих стал первым знакомством с миром музыки, с красотой и гармонией.

    Нет, начну иначе. Представьте, что вас окружают люди: кто-то хрустит пальцами, другой ковыряет в носу, у кого-то высокий визгливый голос, — вокруг вас цирк уродцев — вечный кошмар нашей жизни… и разве важно, что один талантливый пекарь, второй хороший и работящий строитель, и каждый из них обогащает нас, наше общество, все поколения человечества.

    А теперь представьте, что ковыряет в носу Пушкин (богатый нос), говорит противным дискантом Гомер, а Рембрандт страдает навязчивыми движениями — все превращается в дикий фарс. Но так ли стоит смотреть на жизнь великих? — согласитесь, было бы лицемерием думать, что они жили другой жизнью (как минимум физически).

    Да и полезно ли для нас смотреть на это как на фарс? А что, если на самом деле мы видим Божественную Комедию, повествующую о милосердии и прощении? Великим можно и нужно прощать их слабости, ведь они делятся с нами своим талантом как с равными.

    Не хочу говорить о сюжете фильма — он целиком (за исключением пары фактов) выдуман; но и понятно, что это не библиографичный фильм. И хотя большую часть времени я видела и слышала Сальери, у меня возникло ощущение, что он как качающаяся ветка, которая время от времени заслоняет вид, которым я любуюсь с высоты холма. И ведь даже в таком карикатурном исполнении (не в плане актерской игры, все актеры играют замечательно) Моцарт покоряет и вдохновляет. Невольно возникает мысль о том, что же это была за Личность, если даже завистливый взгляд ненавидящего не смог очернить его образ и оттолкнуть нас. Можно смело сказать, что Форман не позволил забронзовить маэстро, исполнить и его «говно в мраморе», — видимо, это центральная фраза фильма.

    Краски, костюмы, воссоздание истории — покоряют с первых кадров, и конечно, музыка — именно она главный герой этого фильма, именно она и является настоящим Маэстро, раскрывает характер Моцарта.

    Сейчас, после некоторого времени после просмотра я вдруг поняла, что могло бы быть самым страшным в это мире, Слава Богу! это никогда не произойдет: можно ли вообразить, что мы проснулись в мире, где нет, не было и никогда не будет Моцарта, Пушкина, Эль Греко? список можно продолжить. Насколько нищими мы были бы, даже не осознавая этого, в конечном счете, не металл, дерево или камень делает нас по-настоящему богатыми.

    Это фильм о любви, хотя приходит он к ней от противного чувства — от ненависти, и напоминает он нам о сострадании и милосердии, и о том, что нужно спешить делать добро.

    16 февраля 2013 | 18:47

    Историко-биографическая лента с элементами музыкального фильма.

    История о противостоянии двух знаменитых композиторов в Вене в конце XVIII в., но для Формана это еще один фильм о человеческой свободе. Даже гениев пытаются загонять в рамки, навязать им своё видение их творчества, но ничто не устоит перед силой искусства.

    Я в общем уже видел этот фильм лет 10-12 тому назад и он тогда мне очень сильно понравился, но пересмотрев его спустя годы мне он показался еще краше, чем прежде. Фильм снят очень ярко и живо. По большей части он снимался на натуре, что придает ему особый шарм. Но главное достоинство — это съёмки оперных эпизодов и то как они вплетены в общую канву фильма. Стоит так же отметить работу художников и костюмеров, в реальности Вены не сомневаешься.

    Обе главных роли исполнены великолепно, и Том Халс в роли Моцарта с его дебильным смешком, и Ф. Муррей Абрахам в роли Сальери, который мечется между завистливой ненавистью и любовью поклонника, играют очень хорошо. Да и актёры второго плана не переигрывают.

    Фильм в общем может быть рекомендован каждому в силу своей универсальности. История о превосходстве свободного духа над миром посредственностей раскрыта полностью.

    9 из 10

    5 апреля 2011 | 13:17

    Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
    Я знаю, я.


    Если бы этот фильм был цветом, то непременно серым. Серой шелковой нитью от модного наряда Сальери, в конце окрасившейся алым цветом крови невинно убитого и стыда на щеках убийцы, тянется линия обыкновенного, ни чем не выделяющегося человека. Серым цветом чего-то заурядного, тем, чем несложно восхищаться и что так же легко забыть через несколько мгновений. А какова жизнь композиторов, придворных, знати, положивших жизнь на алтарь церемониальных обрядов, норм приличий, диктующих спасительное, утешающее равенство; утопающих в тупом и абсурдном мещанстве, превративших вечное, божественное в псевдо-скучное, где «слишком много нот»? Скучная жизнь, серая. И парадокс такой жизни заключается в точке зрения повествователя — Антонио Сальери. Моцарт же — гениальный, нелепый, столь же звонкий и вечно молодой, как его музыка — не мог бы представить свою жизнь в таких тусклых тонах. Ни реальный Амадей, ни его гротескное обличье из фильма не могло прожить невзрачно. Блистающий талант окрасил жизнь композитора и в светлые и в тёмные оттенки, в ней было многое — но никогда не было середины. Милош Форман под влиянием трагедии Пушкина и оперы Римского-Корсакова создал собственную интерпретацию биографии австрийского композитора, в которой немного реальных исторических деталей, но много разнообразных тем, вытекающих из нарочно обостренного конфликта двух композиторов: и зависти, и божественного предназначения, и обретения свободы — внутренней и внешней. Ведь если бы режиссер представил на ленту, основанную на подлинной истории жизни Моцарта, то всё вышло бы гораздо прозаичней — Сальери оказался бы не охваченным ревностью и отчаяньем безумцем, а весьма одаренным композитором, которому отдавали должное именитые музыканты, и которого сделали жертвой обстоятельств, обвинив в покушении на Моцарта. Сместив акцент на Сальери — легенду и отказавшись от Сальери — человека, режиссер разыграл свою «маленькую трагедию», точь-в-точь как в произведении Пушкина изобразив философскую борьбу двух начал — естественного и свободного с искусственным и зависимым. Схожие идеи прослеживаются и в другом известном фильме Формана «Пролетая над гнездом кукушки» — та же исключительность героя, граничащая с безумием, прорыв за границы возможного и допустимого. Серостью залило существование «среднего» человека, который тянется к небесной лазури, но в итоге всё равно бежит на поклон мнимой позолоте к «мелким» людям, к людям ничтожным, безвкусным, пошлым, в анфилады нескончаемо-золотых залов.

    Если бы этот фильм был музыкой, то… он бы остался самим собой, ведь в «Амадее» роль первой скрипки досталась ни Моцарту, ни Сальери, а их музыке, которая, превратившись в главного героя повествования, живёт, дышит и царствует независимо от своих творцов. Сменяя легкомысленные рулады «Свадьбы Фигаро» трагическим вступлением «Реквиема», музыка идёт по всему фильму. Однако вернее будет сказать, что музыка в этом фильме отделима лишь от Вольфранга Амадея, не соответствуя ему — с Сальери она представляется единым существом: незаметным, фальшиво-признанным, бесследно исчезнувшим в вечно стремительных водах времени. Замкнутый и сдержанный Антонио здесь предстает не просто антагонистом великого композитора, он — само воплощение противной Моцарту музыки, жизни, творчества. Он не только загнанный в рамки строгих норм и шаблонов несчастный, он сам же главный творец и защитник этих рамок, своих прутьев клетки — драгоценной, усыпанной вознаграждением богатых покровителей «искусства», увитой лаврами моды, которые засохнут очень скоро, на глазах самого композитора. Безукоризненно спетая Фаридом Абрахамом партия Антонио Сальери, в которой каждая эмоция, каждый жест — как нота из огромной оперы, не осталась без признания и главной кино-награды. Незаслуженно оставленная без «оскара», но не менее мощная игра Тома Халса в роли Моцарта также заслужила самых горячих аплодисментов — его Амадей возведен в абсолют: это и припадочный хохот, от которого дернулся самый выдержанный зритель, и скабрезные шуточки, и беспечность, помноженная на исключительность дарования и желание выразить себя посредством музыки, не угождая переменчивым вкусам публики. Из зависти Антонио восстаёт против него — непосредственного, искреннего, взбалмошного и импульсивного — как сама жизнь, безжалостным призраком прошлого преследуя Моцарта, посчитав его недостойным бессмертного дара, Сальери лишь обрекает себя на тридцатилетние муки, осознание, что в этом «маленьком человечке» заключалась не погибель искусства, а его сердце и душа.

    Если бы этот фильм был запахом, то непременно запахом гнили. Ей пропахли исступленное желание поставить себя выше Моцарта, а затем и Бога; гнилые стены сумасшедшего дома, в котором закончил свою жизнь завистник, его прогнившее от гордыни и злобы сердце. Через весь фильм идут параллельными линиями духовное опустошение Сальери и отвержение Моцарта, из-за которого он закончил свою жизнь в нищете и забвении. Плавно проводя нас сквозь период раннего творчества Моцарта, ещё молодого, энергичного и уверенного в своём скором признании, и жизни не знакомого с ним Сальери — набожного, скромного, благодарного за свой дар, в завершении нас ждёт изможденный, забытый, но не сдавшийся Амадей и его отчаявшийся злой гений — исступленно вслушивающийся в музыку, созданную Моцартом, тайно посещающий каждый его концерт, всё отчетливее и отчетливее осознающий собственную немощь, которую ему не заменили ни признание, ни достаток, ни непринятие произведений Амадея, в чём Сальери с горькой иронией признаёт общественную глупость, поставившую его самого выше гения. Гнилью отдаёт нравственное разложение Сальери, превратившее религиозность и смирение в бунт против Бога (сцена сожжения креста — как символ окончательной трансформации в богоотступника и убийцу). Финальная же сцена — глубоко потрясенное лицо священника, которому исповедовался Сальери (ещё одна великолепная роль, сыгранная Ричардом Фрэнком) и обещание, что он замолвит словечко и за него, и за всех посредственностей мира, помпезное «прощение», даруемое Сальери сумасшедшим.

    «Амадей» — не биография Моцарта, в которой не так уж и много правды, а притча о посредственности, которая в своём презрении к мелким людям страстно жаждет подняться выше и в ревности губит совершенство.

    13 июля 2014 | 19:31

    Все дело в символике.

    Во время написания погребальной мессы, возможно где-то в глубине души, в подсознании Моцарт чувствовал, что пишет это для себя, будто хоронить себя в этой музыке, по этому он и говорил, что она убивает его, ведь он сам того не подозревая, оставил все свои духовные силы на последний реквием.

    Мы видим какой он: легкомысленный, задорный, беззаботный, в некоторый моментах даже глупый, но зато какой талантливый. Музыка рождалась в его сердце, в мыслях и продолжала существовать на бумаге. Его не ценили, потому что он беззаботный, жизнерадостный порой не серьезный, но его нужно ценить за музыку, за то как но предан своей мечте.

    На счет образа Сальери, то его же зависть его и погубила, привела к сумасшествию. Во всех своих бедах он обвинял Бога. Почему же Бог сделал избранным не его, а другого? Возможно, если бы он не зацикливался так на Моцарте, а больше уделял внимания своим композициям, совершенствовал свои мелодии, думал как улучшить свои навыки, он бы стал первым и неповторимым.

    Виноват ли Сальери в смерти Моцарта? Как было все на самом деле мы никогда не узнаем, мы можем только делать догадки. Если взять в пример эту киноверсию, то Сальери виноват лишь в том, что просто подтолкнул Моцарта в пропасть, все шаги Моцарт сделал сам, ведь он мог отказаться от написание реквиема, но Моцарта захватила эта мысль, это желание закончить начатое.

    Он чувствовал, что ему плохо но он все равно шел к концу, будто это его судьба, он обязан закончить прощальный реквием. Для самого себя.

    8 из 10

    21 июля 2013 | 18:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>