всё о любом фильме:

Они сражались за Родину

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийСергей Бондарчук, Михаил Шолохов
директор фильмаИгорь Лазаренко
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникФеликс Ясюкевич, Надежда Бузина
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  40.6 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время160 мин. / 02:40
Номинации:
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Во всех сценах атаки «мессеров» летают реактивные самолеты L-29 Волгоградского УАЦ ДОСААФ.
    • В настоящее время полностью проржавевшее судно доживает свой век на одном из судоремонтных заводов на Дону.
    • Фильм снимался к 30-ти летию победы в Великой Отечественной Войне по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова.
    • Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.
    • Занимает по посещаемости 88-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1976 году.
    • Шолохов сначала отказал Сергею Бондарчуку экранизировать его роман, но впоследствии согласился.
    • Съёмки фильма стартовали в мае 1974 года на хуторе Мелологовский (Волгоградская область) и продолжались до октября.
    • Во время съёмок большая часть съёмочной группы размещалась на теплоходе «Дунай», который «Мосфильм» арендовал у Ростовского пароходства.
    • В ночь на 2 октября 1974 года умер Василий Шукшин. Съемки были приостановлены. Некоторые сцены с участием его героя были досняты в Москве с привлечением дублера.
    • Хутор Мелологовский уже не существует, на его месте голая степь.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одном из зпизодов на заднем фоне по реке проходит судно на подводных крыльях, которых в то время ещё не было.
    • В одном из эпизодов у капитана орден Красной звезды на правой стороне груди, но до 1943 года орден носился на левой стороне груди.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Может, и напрасно дирекция Каннского фестиваля устроила в 1975 году обструкцию советским киновластям, во что бы то ни стало требуя в конкурс полузапретное «Зеркало» Андрея Тарковского, а наши в ответ не менее рьяно настаивали на непременном участии в год 30-летия Победы картины «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука. Теперь, с дистанции в несколько десятилетий, виднее, что Бондарчук не так уж конфронтационен по отношению к Тарковскому, а наличие в съёмочном коллективе «Они сражались за родину» выдающегося оператора Вадима Юсова, отказавшегося снимать «Зеркало» по принципиальным этическим соображениям, является вовсе не пикантным фактом в подтверждение этих раздоров, а наоборот — свидетельствует о линии преемственности, которая существует, например, между «Судьбой человека» Сергея Бондарчука и «Ивановым детством» Андрея Тарковского. Выбор Юсова был закономерен — никто до него и после него, пожалуй, не снимал войну так поэтично и страшно одновременно: что чёрно-белая строгая тональность, почти графическая изощрённость «Иванова детства»; что насыщенность цветом красок, которые радуют глаз запылённых в дороге или закопавшихся в землю солдат, неожиданная жизнелюбивость пространства в фильме «Они сражались за родину». А рядом — смерть: стóит лишь выйти на опушку берёзовой рощи или высунуться ненароком из окопа… (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 396 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Они сражались за Родину» — кинокартина с большой буквы, достойная самых лучших слов, высоких оценок, похвал и наград. Почему этот фильм так берет за душу? Наверное, не только потому, что кино снято по роману Михаила Шолохова. Взяться за такую сверхзадачу мог только великий режиссер. Удалось ли Сергею Бондарчуку передать неповторимый книжный стиль советского писателя на своем киноязыке? Однозначно — да. Режиссер подобрал такой актерский состав, с которым можно было пойти в любой бой, на любое испытание: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Андрей Ростоцкий, Нонна Мордюкова и многие другие.

    Каждый герой этой тяжелой и трагической истории стал родным и любимым отечественному зрителю. В каждом бойце — любовь к жизни, желание сражаться за Родину, надежда на мир и светлое будущее.

    Петр Лопахин — последняя роль великого Василия Шукшина. Он не играет, а проживает каждое слово, каждый жест, каждое движение. Это живой Петр Лопахин, сошедший со страниц шолоховского романа. Да, именно таким его представляешь при прочтении произведения и при просмотре фильма. Две картинки соединились в один образ — получился шедевр. С ним смеешься и плачешь в одном порыве. Героем Шукшина нельзя не восхищаться, его невозможно не любить.

    Николай Стрельцов в исполнении Вячеслава Тихонова — киногерой, который не забывается. Особенно сильна сцена встречи в конце фильма с Петром Лопахиным. Глухой, контуженный, заикающийся Николай Стрельцов радуется как ребенок встрече со своим военным товарищем. Разве может он оставить свою Родину и однополчан в такой нелегкий час?

    Сергей Бондарчук не мог не сыграть в своем фильме. Он выбрал образ Ивана Звягинцева. Режиссер идеально справился с актерской задачей. Одна из самых тяжелых сцен в фильме — операция Ивана Звягинцева в госпитале. При просмотре этого момента невольно испытываешь душевную и физическую боль, а это дорогого стоит.

    Что касается боевых сцен, то сегодняшние кинорежиссеры должны брать их себе за образец. Все снято на высшем уровне. Кинокартине «Они сражались за Родину» 40 лет, а смотрится она современно.

    P.S. Какое это было бы счастье, посмотреть этот гениальный фильм на большом экране!

    10 из 10

    17 мая 2015 | 01:46

    «Ранним утром 22 июня 1941 года фашисткая Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз…» Обстоятельства начала Великой Отечественной войны известны каждому еще со школы, но для меня совершенно очевидно, что пришла пора перестать играться пафосными формулировками. Никогда никакого «вероломного» не было! Сталин отлично знал, что нападения Вермахта не избежать, просто боялся глядеть фактам в глаза, предпочтя стыдливо отсиживаться у себя на даче. То, что первые два года войны Красная армия терпела одно тяжелое поражение за другим, непрерывно отступая, — целиком и полностью вина недальновидного руководства страны. Простые граждане не понимали, да и не могли понимать смысла столь убогой стратегии и волей-неволей видели в защитниках Отчизны неумелых и, того хуже, трусоватых бойцов. Мы должны, просто обязаны знать правдивую историю Великой войны и нам в помощь такие нетленные хиты советского экрана, как «Они сражались за родину».

    Признаюсь: мне крайне не по душе, то что сейчас снимают всякие «младорежиссеры» о главной войне XX века. На одну достойную картину, вроде «Мы из будущего» приходится с десяток откровенного «мусора», где красноармейцы выглядят не измученными бойцами, а белозубыми манекенщиками на модном показе. Был ли еще хоть один фильм 70-х годов, собравший такую плеяду звезд первейшей величины? Я такого не знаю. Накануне сорокалетия эпического полотнища Сергея Бондарчука эти великие артисты вновь и вновь готовы обратиться к нам со своим суровым наказом — смотрите настоящее кино о войне, где нет купюр, но есть правда. Даже от первых кадров экранизации шолоховского произведения замирает сердце: совсем не юнцы, а солидные мужчины, многие из которых в годах, устало бредут к перевалу. На их немытых лицах нет и микронной доли самодовольства, а ведь для нас это так привычно — от звезды должно разить высокомерием! У этих заслуженных людей вы не найдете атрибутов «селебрити», они выглядят актуальнее, чем даже в 75-м.

    Кто только придумал это уничижительное слово «солдафон»? Это не про русского солдата. Он совсем не бездушный истукан, сжимающий винтовку Мосина или ППШ. Наш боец — душа компании, добрый, находчивый и непосредственный в общении, но главное, у него есть душа и пылающее сердце. За живое его лучше не цеплять ибо воевать его учить не надо! Это совсем не композиционный портрет, это вполне конкретная фигура солдата — Петра Лопахина. Даже на фоне выдающегося окружения Василий Шукшин убедительно демонстрирует значимость понятия «главный герой». На первых порах Лопахин выглядит просто несерьезно. Грешным делом, можно счесть, что этот боец хорош лишь на привале, развлекая своих товарищей. Разговор со старухой-казачкой, однако, вносит ясность в характер Петра. Да, побалагурить он любит и к женщинам расположен поболее своих однополчан, но святее солдатской чести для него ничего не существует. «Пожилой кобель», «клоп», «маленькая блоха» — на прозвища он богат, но все это не отменяет сути — именно Лопахин является символом полка. Жестока судьба: Василий Макарович ушел от нас слишком рано, но если уж и должна быть какая-то роль, становящаяся венцом и карьеры и жизни, то она именно такая.

    Сергей Бондарчук не зря считался мэтром режиссуры, в своем эпосе он для каждого нашел неповторимый образ. Он сам — пожилой экс-комбайнер, который острее других понимает масштаб бедствий, наносимых фашистскими захватчиками. Каждый боец — настоящий трудяга, готовый зубами расковыривать окаменелую землю для окопа. Но прежде всего, они все люди, у каждого там, в тылу осталась жизнь. Сашка Копытовский оказывается, до смерти боится воды, Николая Стрельцова бросила жена, а у рядового Некрасова и вовсе, четверо детей дома дожидаются. Никто из них не причитает, не ноет, не вносит сумятицу в строй, хотя бойцам приходится, ох как нелегко. «Что мы жрать-то будем?!» — негодующе спрашивает Лопахин у повара. Общеизвестно: вся страна последний кусок фронту отдавала, но на всех все равно не хватало. Воевать на голом патриотизме — одна из смысловых точек картины Бондарчука. Так быть не должно, но так было! Мужики слабеют, они становятся раздражительными, но никто не бросит оружие, пока страна в беде!

    «Они сражались за Родину» в первую голову, батальное кино. Кому интересны личные переживания солдат, если они плохо воюют. А эти «стрелянные воробьи» ратное дело знают на зубок. Мы все дальше от трагических событий лета 1942-го, но благодаря этому фильму мы можем ощутить «эффект присутствия». Всего-навсего простые люди, они тоже испытывают страх при виде танка в считанных десятках метров, только и успевают уворачиваться от стрельбы «Мессершмиттов». Каждый стремиться не просто уцелеть, но и нанести максимальный урон частям противника. Никто не готов умирать, но долг превыше всего и подвиг мальчишки Кочетыгова не оставляет других вариантов для однополчан, кроме как следовать его примеру. Снимай подобное кино сейчас, трупов, можно не сомневаться, было бы в разы больше. Но у Бондарчука линией фронта все не исчерпывается, он показывает ужасы войны с самых разных ракурсов. Полубредовый монолог Звягинцева отдается в душе каждой фразой. Странные вещи волнуют тяжело раненого солдата! Но целый ли, покалеченный ли, а каждый человек не хочет превращаться в безымянную жертву, которой даже сапоги «больше ни к чему». Тогдашнему руководству страны было без разницы, сколько погибнет людей за правое дело. У съемочной бригады взгляд иной: каждый боец — не просто штык. Это человек, личность, он может бояться смерти, но куда сильнее он боится забвения!

    Глядя на то, что сейчас твориться в мире, понимаешь, что ценность картин, подобных «Они сражались за Родину» с годами лишь крепчает. Мы продолжаем жить и, увы, недалек тот час, когда в живых не останется ни одного участника великих сражений. Для чего продолжают снимать военные фильмы? Хочется верить, не ради одних лишь гонораров. Но ни один «новодел» никогда не встанет вровень с детищем Сергея Бондарчука. Люди, сотворившие это бессмертное кино, лишь догадывались, насколько же важное дело им покорилось. Им было проще понять войну, ведь тогда она не была так далеко, как сейчас. Выбирающиеся из окопов бойцы не кричат «за Сталина» и это далеко не случайно. Они сражались не за вождей. Вся суть подвига советского народа не в бесчисленных павших миллионах, суть в понятии «родной земли», за которую каждый был готов сражаться и умереть. Это кино заставляет любить нашу страну. Если хотя бы каждый второй школьник внимательно поглядит драму Бондарчука, то легенды советского кино постарались не напрасно и дело их будет жить. Навсегда.

    Это выше оценок, но все же

    10 из 10

    P.S. «Посвящается всем ветеранам, которых так мало осталось с нами. Спасибо Вам за победу!»

    7 декабря 2014 | 22:02

    Плахтеев Руслан.

    Аналитическая работа по фильму С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину».

    Ради женщин и детей. Ради полей и мельниц. Ради сохранения чести и всех достоинств великой русской державы — Родины.

    Страшная вещь — оказаться в эпицентре войны. Очень важно при этом сохранять моральный настрой, надежду. В произведении «Они сражались за Родину» как раз-таки показаны моральные подвиги людей, защищавших нашу родину в годы ВОВ. В гимне страны гордо звучат слова об отечестве нашем свободном. Звучат, благодаря им.

    Образом родины-кормилицы в фильме служат пшеничные поля. Они периодически появляются в кадре. В спокойных ситуациях колоски пшеницы развиваются на ветру, в сражениях — пылают в огне. Хороший образ, как мне кажется. Родина-мать — это старуха, у которой Лопахин просил ведёрко в начале фильма. Вообще, с точки зрения сценария, фильм весьма порадовал. Отдаю должное Шолохову. Спасибо, Михаил.

    Одно дело — написать сценарий. Другое, не менее важное — воплотить его в жизнь на экране. Тут вступает мэтр советского кинематографа — Сергей Фёдорович. В то время Бондарчук уже получил «Оскар» за «Войну и Мир». Плюс, работал с Шолоховым над фильмом «Судьба Человека» в 1959 году и сам, между прочим, был участником ВОВ. Зная это и посмотрев вышеперечисленные фильмы, я не сомневался в мастерстве постановки и режиссуры данного субъекта. Безукоризненно. Спасибо, Сергей.

    Актёры. Они заставили меня полностью погрузиться в атмосферу фильма. Полностью верил в то, что происходило на экране, и морально присутствовал во всех эпизодах. Переживания Бондарчука, смотрящего на сожжённые поля, несломленный дух Шукшина, подбадривающего всех, несмотря на страх, рвение защитить родину едва выжившего, глухонемого Тихонова и многое другое выполнено живо и с душой. Спасибо, Василий, Сергей, Вячеслав, Юрий, Георгий, Иван, Николай и другие.

    Операторская работа особого впечатления не произвела. Ровным счётом, как и музыка. Я не хочу сказать, что работы плохо выполнены, я просто не обращал на них внимания. Наверное, если бы эти важные аспекты фильма были выполнены плохо — я бы на них сфокусировался. В любом случае, спасибо, Вадим; спасибо, Вячеслав.

    Люди, которые участвовали в ВОВ готовы были жизнь отдать ради сохранения чести и всех достоинств великой русской державы — Родины. Но какой ценой им это далось? Показано в фильме «Они сражались за Родину». Спасибо Вам.

    10 из 10

    17 декабря 2010 | 02:12

    - Глядите, сыны, какой великий туман кругом! Видите? Вот таким же туманом черное горе висит над народом, какой там, на Украине нашей, и в других местах под немцем остался! Это горе люди и ночью спят — не заспят, и днем через это горе белого света не видят… А мы об этом должны помнить всегда: и сейчас, когда товарища похороняем, и потом, когда, может быть, гармошка где-нибудь на привале будет возле нас играть…

    В одном из дореволюционных изданий романа Л. Толстого «Война и мир» закралась опечатка, из-за которой на обложке появилось слово Мiр. Не «мир» — отсуствие войны, а именно «мiр» — люди, все, что существовало вокруг. И это замечательная по своей сути опечатка. Ведь люди — это те, кто начинает войны, те, кто в них участвует и те, кто от этого страдает. С одной стороны, война — это грандиозное по своим масштабам и разрушительной силе событие, с другой — это миллионы личных побед и трагедий, формирующих эту самую разрушительную силу.

    Фильм — о людях, разных людях: и по возрасту, и по образованию, и по характеру. Но всех их объединяет одна идея — защитить Родину от врага. Наверно, моему поколению (и более молодым) уже сложно понять, как можно умирать за идею. Понятие Родины тоже размыто до мутного серого пятна. Но почему-то часто при просмотре фильма где-то внутри у меня что-то сжималось и в горле начинало першить.

    Замечательное кино, которое неплохо бы в образовательном плане показывать в современной школе. Нагляднее не придумаешь. Уверен, что пока мы будем помнить, чего стоила наша свобода, пока мы будем помнить свою историю, мы будем существовать, как великая нация.

    1 апреля 2013 | 18:27

    «Вот так, Сашка, примерно надо их бить!»

    Вот такими я действительно вижу фильмы о Великой Отечественной войне. Не антисоветский бред «Утомлённых солнцем», не чернуха «Иди и смотри», а условия, отображённые полноценно: герои с человеческими судьбами и характерами, грязная война в жестокости и несправедливости, с простым бытовым героизмом как должное изо дня в день, с налётом идеологии эпохи (без неё, не одна война не обходилась). Кинокритики на различных сайтах в наше время подхватили Бондарчука старшего и в один голос оправдывают: «Мол, смотрите, он уже тогда показал войну критично с тем, что скрывал от нас злобный КПСС, даже религиозность показал»; тем самым, оправдывая притеснение «Зеркала» Тарковского. Ведь время показало что «Они сражались за родину» смотрят в народе чаще, чем «Зеркало». Ну, теперь, то конечно, а тогда визгу было…

    Само кино описывает долгое отступление наших войск к Сталинграду, как физическое, так и моральное. Оператор Вадим Юсов работает по заведенной в советском кинематографе системе, сильно отличной от западной схемы: планы снимаются не для подачи информации, а именно для эмоционального накала. Долгие, тяжёлые панорамы, чёрный давящий цвет картинки контрастируют с юмором в диалогах или беседах о повседневных буднях. И в тоже время на фонах светлого неба с яблоней, посмертные слова у могилы. В этой атмосфере фильма о простом героизме, как-то проваливаются небрежные планы, сделанные с крана, или недоработка по звуку. Не об этом всё.

    Да и вообще, что-либо говорить и писать о фильме, который изучили по кадрово от обывателя до кино-эксперта, просто трудно. Добавить здесь нечего. Фильм настолько глубоко проникает в менталитет советского (подчёркиваю — советского) человека, настолько многогранно рисует поведение и характеры персонажей, что не отозваться эмоционально просто невозможно. Здесь и обеспокоенная серьёзность, вызванная долгим отступлением; здесь и отменное чувство юмора, спасающее в, казалось бы, безвыходном положении; здесь и показная грубость, скрывающая всё же надежду на родных солдат. Да! Бондарчук и Шолохов действительно понимали, о чём говорят.

    Сегодня, в информационном шуме, в потоке фейков и уток, мы учимся не доверять контенту заливаемому с целью агитации и пропаганды в пользу той или иной стороны. Вопрос, которым может задаться наше и следующее поколение ровно один: «А не враньё ли?». Вопрос страшный, на который придётся отвечать ещё не раз, нам, нашим детям, нашим внукам. Нет, не враньё. Мог ли солгать Бондарчук, на своей шкуре прочувствовавший огонь бомбардировок; мог ли солгать Шолохов, начавший писать шедевр, еще, когда за окном работали противовоздушные орудия, могли ли солгать Шукшин, Никулин, Тихонов и другие, когда сами либо пахали на фронт, либо ползали брюхом по этому самому фронту? Ответ очевиден. И смерть Василия Шукшина на съёмках проекта лишнее тому подтверждение, добавляющее реализма в картину.

    Подобно «Неудержимым» сегодня, «Они сражались за родину» тогда стал действительно блогбастером, только его персонажи и актёры были героями не выдуманных войн Голливуда, а реальной, Великой Отечественной Войны.

    10 из 10

    4 февраля 2013 | 21:05

    Фильм «Они сражались за родину» — гениальное творение творение Сергея Бондарчука. Это произведение стоит в первом ряду лучших фильмов о Великой Отечественной войне. В нём лучшим образом показано стремление народа победить…

    Режиссер с необычайной точностью передал в фильме дух солдат того времени и картину той страшной войны. Сцены «войны» снимались без компьютерных спецэффектов, но захватывают душу до сих пор, и я думаю актуальность их не подвластна времени…

    Хоть данное произведение и затрагивает события войны — фильм смотрится очень легко и хочется его пересматривать снова и снова. Есть события в нём от которых тяжело на душе, но есть и то над чем можно посмеяться, есть и то что греет душу…

    Сцена раздавленного танком солдата, и из последних сил кинувшего в след танку бутылку с зажигательной смесью, сцена боя и горящей мельницы, диалоги солдат в перерывах между боями, командир, целующий знамя — сразу представляются мне, как только я слышу название — «Они сражались за родину».

    Огромное спасибо всем кто трудился над данным фильмом…

    8 мая 2015 | 19:06

    Эти слова стали эпиграфом к этому действительно великому фильму. Этот фильм идёт два с половиной часа и рассказывает про самый тяжёлый, после лета 1941 года период Великой отечественной войны. Здесь нет ни штрафбатов, ни кровожадных политруков с заградотрядами, ни сволочей-особистов, одним словом штампов, коими наше современное кино, а в особенности кино о войне, переполнено. Фильм хоть и снят по мотивам романа Михаила Шолохова, но это не экранизация слово в слово, а самостоятельное произведение. Шукшин, Тихонов, Бондарчук, Никулин, Бурков, Гринько, Шутько, даже Смоктуновский в эпизодической роли хирурга. И как играет каждый актёр! А ведь, кое -кто из них был на фронте и фактически вернулся в те года, когда находился между жизнью и смертью, это я о Юрии Никулине. Его рядовой Некрасов занимает в фильме не так много экранного времени, но само его появление в этом фильме напрашивалось само собой. Этот фильм вызвал у меня разрыв шаблона, это я о Шукшине и Никулине. Да и о Буркове можно сказать подобное.

    Июль 1942 года. После контрудара немцев под Харьковым, войска Паулюса и Гота, рвутся на юг, к степям и предгорьям Кавказа за нефтью, хлебом и прочими полезными ресурсами. Войска непрерывно отступают. Все помнят о Сталинграде, но не все помнят о том, что было до 19 ноября 1942 года, то есть до начала наступления наших войск. Бои с рвущимся вперёд противником и отступления. Недаром знаменитый приказ номер 227 «Ни шагу назад!» вышел в это время. Отношение местного населения к красноармейцам, если не плохое, то явно укоризненное. По -моему, ещё Симонов писал об этом в своих фронтовых дневниках. Но что меня поразило, в этом фильме нет намёков ни про Сталина, ни про партию. Посыл фильма очень мощный. Его хочется пересматривать по много-много раз.

    Бондарчук выиграл с тем, что показал самый сложный период войны. Не победный 1944-й или 1945-й, когда наши войска гнали немцев до самого Берлина, а когда было ещё неизвестно чем война закончится. Каждый герой фильма вспоминает мирную жизнь. Кто-то как Стрельцов был агрономом, кто-то как Звягинцев — комбайнёром. Вспомните сцену в самом начале, где Лопахин на привале беседует с поваром. Самое интересное, что Шукшин хоть и остаётся в амплуа своего героя, весёлого, раздолбайного, сельского мужичка, но вызывает здесь мало смеха. Его персонаж хоть и шутит, но он играет драматическую роль. Драматических ролей у этого актёра, было немного, но каждая из них была на вес золота. Эта роль, по-моему лучшая у него. Его шутки и некоторое безразличие (в разумных пределах), это прикрытие того раздражения, вызванного общим психологическим состоянием наших войск.

    На войне, как и в любой тяжёлой ситуации, в цене самое дорогое то, что в обычной жизни, кажется банальным. Ведро, воды, махорка, кусок хлеба и другие вещи. Это тоже прекрасно показано в фильме. Страшная война кажется в этом фильме злом. Немного может показаться странным, что в фильме нет ни единого намёка на пацифизм. Но как мне кажется, если о каких-то вещах не говорят, то это не значит, что их нет. Пацифизм тут находится на втором плане.

    «Если ненависть к врагу мы несем на кончиках штыков, то любовь к Родине мы храним в своем сердце» — этими словами завершается фильм. Это кино — кино про любовь к Родине.

    10 из 10

    15 июля 2016 | 21:00

    Кино «Они сражались за Родину» смотрела только раз. Сейчас про самые известные фильмы того времени говорят — «классика советского кинематографа». А я так думаю: вся эта «классика» — она не снята на плёнку, она сердцем прочувствована и сердцем же передана в сердца других. Все советские фильмы про войну глубоки, наполнены самыми различными чувствами — любовью, ненавистью, мужеством, и обязательно оставляют след в душе. Помните, как Николай и Павел Носовы из повести «Тайна на дне колодца» золото промывали? Так же и здесь: песка, то бишь фильма, со всеми его песчинками-подробностями в душе-тазике уже будто бы и нет, да вот золото, из этого песка добытое, так в сердце и осталось ярким дорогим воспоминанием.

    Мне очень нравится этот фильм, даже не нравится, а, скорее, я его почитаю как открытую дверь на фронт, где можно узреть не показушную победу Терминатора, оставшегося без единой царапины после боя с полчищами врагов, не напряжённую интеллектуальную дуэль, например, Шерлока Холмса и профессора Мориарти, а простую душу русского солдата, который, «сидя в окопе, будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела — покажет себя».

    10 из 10

    5 декабря 2015 | 11:15

    Замечательное произведение Михаила Шолохова, прекрасно перенесенное на экран. Эта экранизация, честно говоря, меня очень взволновала, и чувства благодарности к нашим ветеранам и людям, которые погибли, защищая нашу Родину ради нашего с вами счастья, к сожалению, чуть позабытые, вновь воспылали в моей душе.

    Смотря это кино, мне очень часто становилось страшно. Честное слово, не нужно никаких ужастиков с монстрами и тому подобной ерунды. Посмотрите на ужас войны. Вот это действительно страшно. Доблесть и честь наших воинов прекрасно отражены в этом произведении.

    Помимо прекрасных масштабных съемок, которые заставляют ахнуть, каждый раз, когда видишь панораму военных действий в этом фильме, огромную, просто громаднейшую, роль здесь играют актеры. Список актеров, задействованных в этом фильме, наверное, является золотым список актеров советского кино. Шукшин, Тихонов, Никулин, Бондарчук, Бурков, Мордюкова! Чем не золотой пьедестал! Особенно, конечно, меня впечатлил Тихонов. Его роль просто потрясающая и трогает до глубины души. Также хочется отметить Никулина, которого вроде бы не так много в этой картине, но, тем не менее, его роль также является знаковой для этой истории.

    Шедевр! Как произведение, так и фильм!

    21 августа 2012 | 21:15

    Поразительно, как этот фильм вобрал в себя дух советской эпохи! Огромные пространства, танковые дивизии и многотысячные массовки связаны откровенно слабой режиссурой, блестящая (местами просто фантастическая) игра актеров уживается с невыразительной операторской работой, плохой монтаж и хорошая работа художника на картине. Отдельные сцены шокируют почти документализмом и, может быть это связано, ни одного выстроенного по законам классической композиции кадра. (Как будто не был снят «Броненосец Потемкин»!) Астрономические средства тратились с царственной легкостью — «проводка» при съемке панорамы дерганая и небрежная, а в кадре в это время все вооруженные силы какого ни будь небольшого государства… Есть в фильме чрезвычайно тонкие диалоги и реплики (Шолохов!) и, конечно, чисто советской клюквы то же хватает. Повествование местами кажется бессвязным и затянутым, ритм не выдержан, но при этом очень много «художественной правды», а это дорогого стоит, это большая редкость в эпоху декоративного кинематографа!

    Конечно, гениальным произведением искусства я этот фильм не считаю, но посмотреть рекомендую.

    3 января 2012 | 01:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>