всё о любом фильме:

Они сражались за Родину

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийСергей Бондарчук, Михаил Шолохов
директор фильмаИгорь Лазаренко
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникФеликс Ясюкевич, Надежда Бузина
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  40.6 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время160 мин. / 02:40
Номинации:
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.20 (1286)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Во всех сценах атаки «мессеров» летают реактивные самолеты L-29 Волгоградского УАЦ ДОСААФ.
    • Съёмки фильма стартовали в мае 1974 года на хуторе Мелологовский (Волгоградская область) и продолжались до октября.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1976 году.
    • Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.
    • Занимает по посещаемости 88-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Фильм снимался к 30-ти летию победы в Великой Отечественной Войне по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова.
    • Шолохов сначала отказал Сергею Бондарчуку экранизировать его роман, но впоследствии согласился.
    • Во время съёмок большая часть съёмочной группы размещалась на теплоходе «Дунай», который «Мосфильм» арендовал у Ростовского пароходства.
    • В настоящее время полностью проржавевшее судно доживает свой век на одном из судоремонтных заводов на Дону.
    • В ночь на 2 октября 1974 года умер Василий Шукшин. Съемки были приостановлены. Некоторые сцены с участием его героя были досняты в Москве с привлечением дублера.
    • Хутор Мелологовский уже не существует, на его месте голая степь.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одном из зпизодов на заднем фоне по реке проходит судно на подводных крыльях, которых в то время ещё не было.
    • В одном из эпизодов у капитана орден Красной звезды на правой стороне груди, но до 1943 года орден носился на левой стороне груди.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Может, и напрасно дирекция Каннского фестиваля устроила в 1975 году обструкцию советским киновластям, во что бы то ни стало требуя в конкурс полузапретное «Зеркало» Андрея Тарковского, а наши в ответ не менее рьяно настаивали на непременном участии в год 30-летия Победы картины «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука. Теперь, с дистанции в несколько десятилетий, виднее, что Бондарчук не так уж конфронтационен по отношению к Тарковскому, а наличие в съёмочном коллективе «Они сражались за родину» выдающегося оператора Вадима Юсова, отказавшегося снимать «Зеркало» по принципиальным этическим соображениям, является вовсе не пикантным фактом в подтверждение этих раздоров, а наоборот — свидетельствует о линии преемственности, которая существует, например, между «Судьбой человека» Сергея Бондарчука и «Ивановым детством» Андрея Тарковского. Выбор Юсова был закономерен — никто до него и после него, пожалуй, не снимал войну так поэтично и страшно одновременно: что чёрно-белая строгая тональность, почти графическая изощрённость «Иванова детства»; что насыщенность цветом красок, которые радуют глаз запылённых в дороге или закопавшихся в землю солдат, неожиданная жизнелюбивость пространства в фильме «Они сражались за родину». А рядом — смерть: стóит лишь выйти на опушку берёзовой рощи или высунуться ненароком из окопа… (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 396 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Много теплых и сильных слов написано об этом фильме. Немало рецензий пронзительных и честных. Знаете, я заметил одну поразительную вещь. Когда мой возраст достиг среднего возраста главных героев, я просто стал не в состоянии смотреть его спокойно. Я словно стою среди них, злых, уставших, измотанных.. стою такой же. Мне режет глаза гарь горящего хлеба, скрипит на зубах этот вездесущий песок, гимнастерка, словно рыбацкая роба не гнется, десятикратно пропитанная соленным потом. Я смотрю на них, таких близких и одновременно чужих, скупых на слова и эмоции. И понимаю-мне не кажется. Мне не кажется, я просто знаю — ОНИ не играют в героев, они вообще — НЕ ИГРАЮТ.

    Я слушаю шутки Лопахина и смеюсь во весь рот. Но как остры и пронзительны его холодные глаза в минуты боя! Как бритвой режут простые но глубокие слова — «МНЕ ОН ТУТ МЕРТВЫЙ НУЖЕН, А НЕ ПЛЕННЫЙ!» И я снова восхищаюсь его настоящим, человеческим достоинством, его мужской совестью, берущей на себя ответственность за всю эту людскую боль и трагизм войны. Ему самому невыносимо, до зубного скрежета, до слез больно за Родную землю. Солдаты. Они, каждый по своему, не желают скорого свидания со смертью. Но смерть не главная героиня, она вообще отступает на второй план. Удивительно, но это так. А сколько нежности и невероятной усталости в голосе женщины военврача, когда огромный Иван Звягинцев, словно получивший короткую возможность передать всю нестерпимую боль, причитает (не кричит благим матом), а она делает ему замечание…

    Я смотрю на них и слезы текут у меня по щекам… сами. Они сражались за Родину…

    «Ну, что, ты довольный мною, Герой… Чего ж ты молчишь?»

    23 апреля 2013 | 22:03

    Фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» снят по одноименному неоконченному роману одного из самых видных советских классиков Михаила Шолохова. Роман этот писался непросто, с большими перерывами, в печать вышли лишь отдельные главы, а под конец жизни, как гласит легенда, сам автор и вовсе сжег оригинальную рукопись, как это было заведено у российских писателей со времен Гоголя. Возможно, стоит говорить о том, что изначальная задумка — показать психологию простых людей и ее изменение в период отступления советских войск в районе Дона до Сталинградской битвы — оказалась неподъемной даже для такого маститого деятеля как Шолохов. Сложность это заключалась как в глобальном и всестороннем охвате вопроса с одной стороны, так и в его болезннености для всякого русского человека с другой.

    Так или иначе, Бондарчуку удалось избежать обрывочности первоисточника и даже обратить ее в определенный плюс. Фильм, хотя и сохранил монументальную стилистику и широкий размах, чего стоят одни батальные сцены, но вместе с тем не скатился в банальный идеологический советский пафос. Картина представляет собой кусок, вырванный из жизни, своего рода зарисовку быта нескольких вполне простых людей с их естественными достоинствами и недостатками в очень и очень непростой период. Хотя номинально главным героем фильма можно считать Петра Лопахина, сыгранного невероятно популярным в те годы Василием Шукшиным, который скоропостижно скончался во время съемок, повествование останавливается и на других персонажах: интеллигентный и трагичный Стрельцов, великодушный комбайнер Звягинцев, болтливый Копытовский, старшина Поприщенко, рядовой Некрасов, ефрейтор Кочетыгов, храбрая безымянная девочка-санитар, а также многие другие. О некоторых мы узнаем многое, в отношении других можно только строить догадки по тем обрывочным сведениям, которые рассказаны в фильме. Собственно, не так уж становится важно, кем они были до событий, описываемых в фильме, и не вполне понятно, что с ними случится после. Картина рассказывает о людях, и о том, что даже в эту страшную войну, в этой непростой ситуации они остаются людьми.

    Конечно, такой проект просто не мог обойтись без колоритного подбора актеров. Едва лишь начинается фильм, буквально в титрах, зрителям предоставляется возможность лицезреть уже хорошо знакомые лица: вышеупомянутый Шукшин, Тихонов, Никулин, Бурков, собственно сам Бондарчук. Все они в той или иной мере уже были к моменту съемок звездами советского экрана и, более того, их лица хорошо известны, узнаваемы и любимы и сейчас, по прошествии почти четырех десятков лет. Помимо солидного актерского опыта и мастерства у этих людей было еще кое-что, что помогло в полной мере вжиться в образ своих героев — все они жили в это тяжелое время, многие воевали и прошли всю войну. Во многом именно поэтому картине удалось найти такой важный баланс между доступностью притягательностью и понятностью для публики и выверенного морального посыла.

    И еще один несомненный плюс картины, на который хотелось бы обратить внимание, — это великолепная визуальная составляющая, в плане которой у Бондарчука всегда был выдающийся талант, что успешно доказал еще в другом своем киноэпосе «Война и мир». Постановка сцен сражения смотрится так мощно и реалистично, что, мне думается, и по сей день ни в Советском союзе, ни в России еще не было режиссера, который был бы столь же хорош в этом деле.

    9 из 10

    30 октября 2013 | 15:55

    Один из выдающихся фильмов о Великой Отечественной войне. О сюжете писать нет смысла, потому что он достаточно правдоподобен и этого достаточно. Большее внимание хочется уделить актёрской игре.

    Итак, образы солдат, безусловно, являются собирательными. Их диалоги просты и понятны, однако они обыграны нашими лучшими актёрами так, что в каждом слове, сказанном персонажем, мы видим самобытную личность, и воспринимаем его так, как будто мы такого человека где — то видели, может быть даже знали когда — то. Подобное восприятие придаёт фильму самый настоящий эффект присутствия, получше всякого 3D.

    Не являюсь поклонником таланта В. Шукшина. Возможно, не принял его я его персонажа после просмотра «Калины красной». Дело не в том, что он сыграл бывшего уголовника. Это всего лишь роль. Сама манера игры не для меня и всё тут. Однако здесь подобный образ смотрится как нельзя лучше. Совершенно правильно, что ему досталась в этом фильме главная, концентрирующая на себе внимание, роль. Именно он является собирателем духа русского солдата от комичного до трагичного, кроме того, создаётся впечатление, что он в чём — то сомневается или что — то пытается найти. Возможно, это попытка разобраться в самом себе и в своём месте в этом мире.

    Фильм «пропитан» болью как физической так и психологической. Но главный акцент сделан на отдельном солдате. Если обратить внимание на сцены боёв, то мы видим как страдает конкретный человек. Здесь нам не показывают массовой гибели с сотнями и тысячами умерших людей. Нет, нам показали как каждый человек воспринимает всё что происходит вокруг него, но как бы в отрыве от всех остальных. Отдельные маленькие внутренние миры, связанные во взвод, роту и т. д., выполняющие общую задачу, идущие к одной цели, но всё — таки разные. Здесь нет лихих героев, но есть уставшие мужчины, не пожилые, но уже и не молодые, несущие тяжёлое бремя войны. Одной из особенностей фильма является то, что нам практически не показывают молодых парней (обратите внимание на возраст старшины). Возможно, что бы не пересекаться с фильмом «В бой идут одни старики». В любом случае эта необычная почти невидимая деталь придала фильму ещё больше эмоций при просмотре.

    Эта картина одна из немногих показывающих нам солдат в таком реалистичном виде: пот, грязь (даже на лицах), постоянный голод и недосып. Однако из последних сил они вгрызаются в землю касками (обратите внимание, что повар одиночный окоп роет шлемом!), лопатками и бьются насмерть. Нет и офицеров (кроме лейтенанта и вспомнить — то некого), нет пафосных криков. Да и откуда они могут взяться при таком тяжёлом отступлении, когда даже местное население на тебя смотрит «зверем»?

    Музыкальное сопровождение в основном связано с показом лиц персонажей крупным планом, и подчёркивает психологически каждый эпизод.

    Спецэффектов практически нет, да и не нужно, но запомнился беглый огонь немецкой артиллерии, выражающийся в серии взрывов крупным планом и трагическим показом отдельных бойцов которые каждый по — своему реагируют на обстановку до и после него.

    Вывод: смотреть обязательно.

    10 из 10

    совершенно заслуженно.

    13 декабря 2011 | 23:21

    Плахтеев Руслан.

    Аналитическая работа по фильму С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину».

    Ради женщин и детей. Ради полей и мельниц. Ради сохранения чести и всех достоинств великой русской державы — Родины.

    Страшная вещь — оказаться в эпицентре войны. Очень важно при этом сохранять моральный настрой, надежду. В произведении «Они сражались за Родину» как раз-таки показаны моральные подвиги людей, защищавших нашу родину в годы ВОВ. В гимне страны гордо звучат слова об отечестве нашем свободном. Звучат, благодаря им.

    Образом родины-кормилицы в фильме служат пшеничные поля. Они периодически появляются в кадре. В спокойных ситуациях колоски пшеницы развиваются на ветру, в сражениях — пылают в огне. Хороший образ, как мне кажется. Родина-мать — это старуха, у которой Лопахин просил ведёрко в начале фильма. Вообще, с точки зрения сценария, фильм весьма порадовал. Отдаю должное Шолохову. Спасибо, Михаил.

    Одно дело — написать сценарий. Другое, не менее важное — воплотить его в жизнь на экране. Тут вступает мэтр советского кинематографа — Сергей Фёдорович. В то время Бондарчук уже получил «Оскар» за «Войну и Мир». Плюс, работал с Шолоховым над фильмом «Судьба Человека» в 1959 году и сам, между прочим, был участником ВОВ. Зная это и посмотрев вышеперечисленные фильмы, я не сомневался в мастерстве постановки и режиссуры данного субъекта. Безукоризненно. Спасибо, Сергей.

    Актёры. Они заставили меня полностью погрузиться в атмосферу фильма. Полностью верил в то, что происходило на экране, и морально присутствовал во всех эпизодах. Переживания Бондарчука, смотрящего на сожжённые поля, несломленный дух Шукшина, подбадривающего всех, несмотря на страх, рвение защитить родину едва выжившего, глухонемого Тихонова и многое другое выполнено живо и с душой. Спасибо, Василий, Сергей, Вячеслав, Юрий, Георгий, Иван, Николай и другие.

    Операторская работа особого впечатления не произвела. Ровным счётом, как и музыка. Я не хочу сказать, что работы плохо выполнены, я просто не обращал на них внимания. Наверное, если бы эти важные аспекты фильма были выполнены плохо — я бы на них сфокусировался. В любом случае, спасибо, Вадим; спасибо, Вячеслав.

    Люди, которые участвовали в ВОВ готовы были жизнь отдать ради сохранения чести и всех достоинств великой русской державы — Родины. Но какой ценой им это далось? Показано в фильме «Они сражались за Родину». Спасибо Вам.

    10 из 10

    17 декабря 2010 | 02:12

    «Они сражались за Родину» — кинокартина с большой буквы, достойная самых лучших слов, высоких оценок, похвал и наград. Почему этот фильм так берет за душу? Наверное, не только потому, что кино снято по роману Михаила Шолохова. Взяться за такую сверхзадачу мог только великий режиссер. Удалось ли Сергею Бондарчуку передать неповторимый книжный стиль советского писателя на своем киноязыке? Однозначно — да. Режиссер подобрал такой актерский состав, с которым можно было пойти в любой бой, на любое испытание: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Андрей Ростоцкий, Нонна Мордюкова и многие другие.

    Каждый герой этой тяжелой и трагической истории стал родным и любимым отечественному зрителю. В каждом бойце — любовь к жизни, желание сражаться за Родину, надежда на мир и светлое будущее.

    Петр Лопахин — последняя роль великого Василия Шукшина. Он не играет, а проживает каждое слово, каждый жест, каждое движение. Это живой Петр Лопахин, сошедший со страниц шолоховского романа. Да, именно таким его представляешь при прочтении произведения и при просмотре фильма. Две картинки соединились в один образ — получился шедевр. С ним смеешься и плачешь в одном порыве. Героем Шукшина нельзя не восхищаться, его невозможно не любить.

    Николай Стрельцов в исполнении Вячеслава Тихонова — киногерой, который не забывается. Особенно сильна сцена встречи в конце фильма с Петром Лопахиным. Глухой, контуженный, заикающийся Николай Стрельцов радуется как ребенок встрече со своим военным товарищем. Разве может он оставить свою Родину и однополчан в такой нелегкий час?

    Сергей Бондарчук не мог не сыграть в своем фильме. Он выбрал образ Ивана Звягинцева. Режиссер идеально справился с актерской задачей. Одна из самых тяжелых сцен в фильме — операция Ивана Звягинцева в госпитале. При просмотре этого момента невольно испытываешь душевную и физическую боль, а это дорогого стоит.

    Что касается боевых сцен, то сегодняшние кинорежиссеры должны брать их себе за образец. Все снято на высшем уровне. Кинокартине «Они сражались за Родину» 40 лет, а смотрится она современно.

    P.S. Какое это было бы счастье, посмотреть этот гениальный фильм на большом экране!

    10 из 10

    17 мая 2015 | 01:46

    «Ранним утром 22 июня 1941 года фашисткая Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз…» Обстоятельства начала Великой Отечественной войны известны каждому еще со школы, но для меня совершенно очевидно, что пришла пора перестать играться пафосными формулировками. Никогда никакого «вероломного» не было! Сталин отлично знал, что нападения Вермахта не избежать, просто боялся глядеть фактам в глаза, предпочтя стыдливо отсиживаться у себя на даче. То, что первые два года войны Красная армия терпела одно тяжелое поражение за другим, непрерывно отступая, — целиком и полностью вина недальновидного руководства страны. Простые граждане не понимали, да и не могли понимать смысла столь убогой стратегии и волей-неволей видели в защитниках Отчизны неумелых и, того хуже, трусоватых бойцов. Мы должны, просто обязаны знать правдивую историю Великой войны и нам в помощь такие нетленные хиты советского экрана, как «Они сражались за родину».

    Признаюсь: мне крайне не по душе, то что сейчас снимают всякие «младорежиссеры» о главной войне XX века. На одну достойную картину, вроде «Мы из будущего» приходится с десяток откровенного «мусора», где красноармейцы выглядят не измученными бойцами, а белозубыми манекенщиками на модном показе. Был ли еще хоть один фильм 70-х годов, собравший такую плеяду звезд первейшей величины? Я такого не знаю. Накануне сорокалетия эпического полотнища Сергея Бондарчука эти великие артисты вновь и вновь готовы обратиться к нам со своим суровым наказом — смотрите настоящее кино о войне, где нет купюр, но есть правда. Даже от первых кадров экранизации шолоховского произведения замирает сердце: совсем не юнцы, а солидные мужчины, многие из которых в годах, устало бредут к перевалу. На их немытых лицах нет и микронной доли самодовольства, а ведь для нас это так привычно — от звезды должно разить высокомерием! У этих заслуженных людей вы не найдете атрибутов «селебрити», они выглядят актуальнее, чем даже в 75-м.

    Кто только придумал это уничижительное слово «солдафон»? Это не про русского солдата. Он совсем не бездушный истукан, сжимающий винтовку Мосина или ППШ. Наш боец — душа компании, добрый, находчивый и непосредственный в общении, но главное, у него есть душа и пылающее сердце. За живое его лучше не цеплять ибо воевать его учить не надо! Это совсем не композиционный портрет, это вполне конкретная фигура солдата — Петра Лопахина. Даже на фоне выдающегося окружения Василий Шукшин убедительно демонстрирует значимость понятия «главный герой». На первых порах Лопахин выглядит просто несерьезно. Грешным делом, можно счесть, что этот боец хорош лишь на привале, развлекая своих товарищей. Разговор со старухой-казачкой, однако, вносит ясность в характер Петра. Да, побалагурить он любит и к женщинам расположен поболее своих однополчан, но святее солдатской чести для него ничего не существует. «Пожилой кобель», «клоп», «маленькая блоха» — на прозвища он богат, но все это не отменяет сути — именно Лопахин является символом полка. Жестока судьба: Василий Макарович ушел от нас слишком рано, но если уж и должна быть какая-то роль, становящаяся венцом и карьеры и жизни, то она именно такая.

    Сергей Бондарчук не зря считался мэтром режиссуры, в своем эпосе он для каждого нашел неповторимый образ. Он сам — пожилой экс-комбайнер, который острее других понимает масштаб бедствий, наносимых фашистскими захватчиками. Каждый боец — настоящий трудяга, готовый зубами расковыривать окаменелую землю для окопа. Но прежде всего, они все люди, у каждого там, в тылу осталась жизнь. Сашка Копытовский оказывается, до смерти боится воды, Николая Стрельцова бросила жена, а у рядового Некрасова и вовсе, четверо детей дома дожидаются. Никто из них не причитает, не ноет, не вносит сумятицу в строй, хотя бойцам приходится, ох как нелегко. «Что мы жрать-то будем?!» — негодующе спрашивает Лопахин у повара. Общеизвестно: вся страна последний кусок фронту отдавала, но на всех все равно не хватало. Воевать на голом патриотизме — одна из смысловых точек картины Бондарчука. Так быть не должно, но так было! Мужики слабеют, они становятся раздражительными, но никто не бросит оружие, пока страна в беде!

    «Они сражались за Родину» в первую голову, батальное кино. Кому интересны личные переживания солдат, если они плохо воюют. А эти «стрелянные воробьи» ратное дело знают на зубок. Мы все дальше от трагических событий лета 1942-го, но благодаря этому фильму мы можем ощутить «эффект присутствия». Всего-навсего простые люди, они тоже испытывают страх при виде танка в считанных десятках метров, только и успевают уворачиваться от стрельбы «Мессершмиттов». Каждый стремиться не просто уцелеть, но и нанести максимальный урон частям противника. Никто не готов умирать, но долг превыше всего и подвиг мальчишки Кочетыгова не оставляет других вариантов для однополчан, кроме как следовать его примеру. Снимай подобное кино сейчас, трупов, можно не сомневаться, было бы в разы больше. Но у Бондарчука линией фронта все не исчерпывается, он показывает ужасы войны с самых разных ракурсов. Полубредовый монолог Звягинцева отдается в душе каждой фразой. Странные вещи волнуют тяжело раненого солдата! Но целый ли, покалеченный ли, а каждый человек не хочет превращаться в безымянную жертву, которой даже сапоги «больше ни к чему». Тогдашнему руководству страны было без разницы, сколько погибнет людей за правое дело. У съемочной бригады взгляд иной: каждый боец — не просто штык. Это человек, личность, он может бояться смерти, но куда сильнее он боится забвения!

    Глядя на то, что сейчас твориться в мире, понимаешь, что ценность картин, подобных «Они сражались за Родину» с годами лишь крепчает. Мы продолжаем жить и, увы, недалек тот час, когда в живых не останется ни одного участника великих сражений. Для чего продолжают снимать военные фильмы? Хочется верить, не ради одних лишь гонораров. Но ни один «новодел» никогда не встанет вровень с детищем Сергея Бондарчука. Люди, сотворившие это бессмертное кино, лишь догадывались, насколько же важное дело им покорилось. Им было проще понять войну, ведь тогда она не была так далеко, как сейчас. Выбирающиеся из окопов бойцы не кричат «за Сталина» и это далеко не случайно. Они сражались не за вождей. Вся суть подвига советского народа не в бесчисленных павших миллионах, суть в понятии «родной земли», за которую каждый был готов сражаться и умереть. Это кино заставляет любить нашу страну. Если хотя бы каждый второй школьник внимательно поглядит драму Бондарчука, то легенды советского кино постарались не напрасно и дело их будет жить. Навсегда.

    Это выше оценок, но все же

    10 из 10

    P.S. «Посвящается всем ветеранам, которых так мало осталось с нами. Спасибо Вам за победу!»

    7 декабря 2014 | 22:02

    «Они сражались за родину» — классика советского кинематографа. Сейчас, на фоне бесчувственных «Цитаделей» творение Сергея Бондарчука кажется просто гениальным. Таких эмоций при просмотре я не испытывал давно. У фильма множество плюсов, но хочется разобрать три главных плюса.

    Во-первых это контраст. Если в одной сцене все шутят, смеются, то в другой зритель видит настоящую трагедию, взрывы, смерть, пот, кровь и слезы. Ещё одной важной деталью является наличие большого количества боевых сцен, снятых просто бесподобно. Их отсутствие сделало бы фильм скучным и не дало бы достаточного представления об ужасах Великой отечественной войны. Актеры выполнили поставленную задачу на 100%, хотя сцены с Тихоновым не очень задели. А вот моменты с героем Бондарчука, особенно в окопе, запомнились больше всего. Это, наверно, лучшие сцены в фильме.

    Во-вторых, фильм направлен на массовую аудиторию, т. е. картина снята не для 10-20-ти критиков, которые будут восхищаться скучным и неинтересным фильмом, а для всех. Кто хочет увидеть переживания персонажей, почувствовать трагедию, те это и увидят. Хочется хорошего военного боевика с множеством взрывов, с перестрелками и интересными героями? Легко!

    В-третьих, здесь отсутствует расчленёнка, ужасы войны показаны не жестоким убийством солдат, не литрами крови, не разорванными на части бойцами, а эмоциями, переживания, атмосферой. И не надо никаких оторванных голов, рук, ног, достаточно атмосферы и великолепных актеров, которые способны передать зрителю те переживания, что чувствовал солдат в годы войны.

    Собственно, эти пункты важны и именно они делают фильм потрясающим, но есть и минус, а именно концовка. Остается чувство незаконченности фильма, тем более концовка не так трагична, что, на мой взгляд, не пошло фильму на пользу. Но в целом это шедевр. Если в «Освобождении» основной упор сделан на масштабные боевые сцена, в «УС 2» Михалкова вообще непонятна на что, хотя идея та же, что и Бондарчука, то здесь главным являются чувства персонажей, в некоторых моментах аж слезы наворачиваются. Из-за этого можно спокойно закрыть глаза на недоделанную концовку и смело ставить…

    10 из 10

    13 июля 2011 | 13:02

    Один из тех военных фильмов, что заставляют сопереживать, ощущать на себе всю ту атмосферу войны. Ощущение полного присутствия, как-будто являешься немым свидетелем всего происходящего.

    Больше всего понравилась игра актёров. У меня полностью сложилось впечатление, что они не играли, они жили своими ролями. Но больше всего меня тронула последняя сцена с Тихоновым. Сыграть её так трогательно. Вот, что значит, не побоюсь этого слова, гений.

    Смотреть фильм нелегко. Потому, что правда. Та горькая правда прошедших лет. Переданные чувства солдат так естественны, что комок в горле стоит. Ещё раз убеждаешься, что война — это самое бессмысленное и жестокое мероприятие, которое придумал человек.

    Что можно ещё добавить… Прекрасные панорамы битв, интересные художественные вставки, в виде горящих мельниц и пылающих степей, которые передают весь настрой этой смертельной машины под названием «война».

    Фильм смотреть стоит. Даже очень… Считаю, что фильм заслужил пальмовую ветвь.

    Оценку я поставить не могу этому фильму, потому что той, которою он заслуживает не существует.

    5 апреля 2013 | 17:55

    Особый талант режиссёра передать атмосферу и образы литературного романа, безусловно, в самой полной мере присущ Сергею Федоровичу Бондарчуку.

    Эта картина замечательная органичная постановка романа Шолохова, в которой всё передано словно «из первых уст»: сложность людей и простота дружбы, желчь войны и юмор, батальные сцены и жажда жизни, злость непонимания и надежда светлых лиц. Несоизмеримо важно, что большой личный вклад каждого участника съёмок, многие из которых испытали тяготы войны, подчеркнули мудрую незавершённость писателя.

    Яркие, могучие люди ломают ненавистную войну устало и зло, каждый по-своему, кто как научился. В окопах атеистов нет. Образ Лопахина — к великому сожалению последняя актерская работа Василия Шукшина. Но не только главными персонажами нужно гордиться, ведь Европе и Америке не дано понять людей, которыми в те страшные годы вынужденно было полно наше Отечество — не актриса на съёмочной площадке стыдила героя Шукшина, решившего отведать раков…

    Не найти такой актрисы, и придумать иначе такую сцену невозможно, это больше чем правда — я верю, что так было на самом деле. Кому чужды слова этой старухи — тому не понять, за что они сражались.

    Конечно, современному обывателю легче понять и принять человечность мотивов в поступках капитана Миллера и рядового Райана, но не следовало бы нам наших героев сравнивать с персонажами зарубежных картин — у наших дедов был свой флаг на своей земле. Пройдут годы, историю вновь «подкорректируют» и будут спорить над этими же поправками, но настоящий подвиг наших предков ничто не сможет оттенить благодаря таким художественным произведениям и экранизациям.

    «По грудь засыпанный землею, уже умирающий ефрейтор Кочетыгов потянулся вверх, и едва лишь танк сполз с его разрушенного окопа, слабым, детским движением взмахнул рукой. Бутылка тоненько, неслышно в грохоте боя чокнулась с покатой серой бронею танка, звякнула и разлетелась на мелкие осколки, а по литой броне поползли горючее пламя, кучерявый, нежно-голубой дымок…»

    Даже если Вы однажды смотрели этот фильм, то наверняка помните эти кадры именно так — «в грохоте боя», и я не слышал оркестра. На мой взгляд, в этом заключена главная особенность картины очень не характерная вообще для военно-патриотического жанра — в ней совершенно нет пафоса и профанации.

    Светлой памяти всех сражавшихся за Родину — одна из лучших и честнейших картин о Великой Отечественной войне.

    10 из 10

    6 апреля 2009 | 22:44

    «Вот так, Сашка, примерно надо их бить!»

    Вот такими я действительно вижу фильмы о Великой Отечественной войне. Не антисоветский бред «Утомлённых солнцем», не чернуха «Иди и смотри», а условия, отображённые полноценно: герои с человеческими судьбами и характерами, грязная война в жестокости и несправедливости, с простым бытовым героизмом как должное изо дня в день, с налётом идеологии эпохи (без неё, не одна война не обходилась). Кинокритики на различных сайтах в наше время подхватили Бондарчука старшего и в один голос оправдывают: «Мол, смотрите, он уже тогда показал войну критично с тем, что скрывал от нас злобный КПСС, даже религиозность показал»; тем самым, оправдывая притеснение «Зеркала» Тарковского. Ведь время показало что «Они сражались за родину» смотрят в народе чаще, чем «Зеркало». Ну, теперь, то конечно, а тогда визгу было…

    Само кино описывает долгое отступление наших войск к Сталинграду, как физическое, так и моральное. Оператор Вадим Юсов работает по заведенной в советском кинематографе системе, сильно отличной от западной схемы: планы снимаются не для подачи информации, а именно для эмоционального накала. Долгие, тяжёлые панорамы, чёрный давящий цвет картинки контрастируют с юмором в диалогах или беседах о повседневных буднях. И в тоже время на фонах светлого неба с яблоней, посмертные слова у могилы. В этой атмосфере фильма о простом героизме, как-то проваливаются небрежные планы, сделанные с крана, или недоработка по звуку. Не об этом всё.

    Да и вообще, что-либо говорить и писать о фильме, который изучили по кадрово от обывателя до кино-эксперта, просто трудно. Добавить здесь нечего. Фильм настолько глубоко проникает в менталитет советского (подчёркиваю — советского) человека, настолько многогранно рисует поведение и характеры персонажей, что не отозваться эмоционально просто невозможно. Здесь и обеспокоенная серьёзность, вызванная долгим отступлением; здесь и отменное чувство юмора, спасающее в, казалось бы, безвыходном положении; здесь и показная грубость, скрывающая всё же надежду на родных солдат. Да! Бондарчук и Шолохов действительно понимали, о чём говорят.

    Сегодня, в информационном шуме, в потоке фейков и уток, мы учимся не доверять контенту заливаемому с целью агитации и пропаганды в пользу той или иной стороны. Вопрос, которым может задаться наше и следующее поколение ровно один: «А не враньё ли?». Вопрос страшный, на который придётся отвечать ещё не раз, нам, нашим детям, нашим внукам. Нет, не враньё. Мог ли солгать Бондарчук, на своей шкуре прочувствовавший огонь бомбардировок; мог ли солгать Шолохов, начавший писать шедевр, еще, когда за окном работали противовоздушные орудия, могли ли солгать Шукшин, Никулин, Тихонов и другие, когда сами либо пахали на фронт, либо ползали брюхом по этому самому фронту? Ответ очевиден. И смерть Василия Шукшина на съёмках проекта лишнее тому подтверждение, добавляющее реализма в картину.

    Подобно «Неудержимым» сегодня, «Они сражались за родину» тогда стал действительно блогбастером, только его персонажи и актёры были героями не выдуманных войн Голливуда, а реальной, Великой Отечественной Войны.

    10 из 10

    4 февраля 2013 | 21:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>