всё о любом фильме:

Небраска

Nebraska
год
страна
слоган«Life's not about winning or losing. It's about how you get there in the end»
режиссерАлександр Пэйн
сценарийБоб Нельсон
продюсерАльберт Бергер, Рон Йеркса, Даг Манкофф, ...
операторФидон Папамайкл
композиторМарк Ортон
художникДж. Деннис Вашингтон, Сэнди Венециано, Венди Чак, ...
монтажКевин Тент
жанр драма, комедия, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
зрители
США  771.8 тыс.,    Испания  227.6 тыс.,    Италия  181 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время115 мин. / 01:55
Номинации:
Вудроу Т. Грант получил письмо счастья. И поверил в него. Ну, а что взять с Вудроу? Он уже старый, у него начинается Альцгеймер, он алкоголик… Вот Вуди и отправляется в город Линкольн, штат Небраска, чтобы получить «обещанный» письмом счастья 1.000.000 долларов. А поможет ему в этом сын по имени Дэвид, который хоть и понимает, что это «разводка», но хочет подарить своему отцу немножко счастья.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (90 439)
ожидание: 97% (756)
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
198 + 18 = 216
8.1
в России
100%
16 + 0 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене на кладбище есть надгробный камень с именем Пэйн. Это отсылка к режиссеру Александру Пэйну.
    • Джин Хэкмен, Роберт Форстер, Джек Николсон и Роберт Дювалл рассматривались на роль Вуди.
    • Специфика оттенков и текстур выявлялась в ходе многочисленных тестов. Чтобы изучить мир черно-белого кино, оператор Фидон Папамайкл и режиссер Александр Пэйн провели тщательное исследование. Они пересмотрели много нуаров, изучили итальянский неореализм и нестареющую американскую классику. В итоге после проведения тестов с цветами на выявление лучшей трансформации в черно-белый формат сформировалось решение снимать на камеры Arri Alexa. Цифровая обработка изображения открывала кинематографистам большее пространство для маневров. На этапе монтажа на изображение накладывались искусственные помехи, чтобы добиться эффекта кинопленки.
    • Фильм снимался в Небраске, родном штате режиссера Александра Пэйна, что, по словам постановщика, позволило ему еще больше углубиться в историю. Это уже четвертый фильм, снятый Пэйном в Небраске. Первыми тремя были «Гражданка Рут» (1996), «Выскочка» (1999) и «О Шмидте» (2002).
    • Брайан Крэнстон проходил прослушивание на роль Дэвида, но режиссер Александр Пэйн решил, что он не подходит для этой роли. Также на эту роль рассматривались Мэттью Модайн, Пол Радд и Кейси Аффлек.
    • Это первый опыт черно-белой съемки для режиссера Александра Пэйна с использованием цифровых камер и анаморфотной оптики. Студия Paramount изначально была против выбора режиссера, чтобы тот снимал черно-белый фильм, однако все же уступила ему, когда превью фильма получило положительные отзывы.
    • Фильм начинается и заканчивается показом логотипа студии Paramount образца 1950-1960-х годов.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • По трассе I90 из Монтаны в Небраску герои должны ехать на восток. Можно заметить знак, указывающий направление в сторону Южной Дакоты, после чего их настигают байкеры. По этому знаку можно понять, что на самом деле это направление на запад. В следующей сцене виден знак поворота на Маунт Рашмор, что означает, что они снова едут на восток.
    • В открывающей фильм сцене Вуди предстает в сапогах. В следующей сцене в полицейском участке он уже без сапог.
    • В сцене, где мужчины в гостиной смотрят игру «Чикаго Беарз» по телевизору, звук взят из радиопередачи об этой команде. Это слышно по голосам ведущих, которые, кстати, никогда не появлялись на телевидении.
    • После того как семья возвращает компрессор, парни садятся в машину. Вуди садится на заднее сиденье сбоку от водителя. Но, когда машина уезжает, его отражение можно заметить в зеркале заднего вида со стороны водителя.
    • Когда Дэвид смотрит новости, по DVD-плееру можно заметить, что в нем в этот момент воспроизводится диск (на его экране отображается истекшее время), что говорит о том, что это не прямая трансляция новостей, а запись.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1765 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Оскар 2014 станет одним из удивительнейших событий в истории кинематографа за последние годы по той причине, что фильмы и актеры, представленные в основных номинациях, на этот раз совершенно удивительные и чертовски разные. Я рада, что посмотрела эти фильмы и рада, что такие фильмы еще снимают. «Небраска» — совершенно исключительная картина. Это, пожалуй, самый жизненный фильм, увиденный мною за последнее время, который сочетает в себе большое количество светлых, приятных, печальных и забавных моментов. Фильм, повествующий историю замкнутого старика Вудроу Гранта, получившего известие о том, что он выиграл миллион долларов. Кто поверит в Гранта кроме него самого? Ведь старик упорно стремится к своему выигрышу. Младший сын главного героя — Дэвид — решается составить компанию отцу, дабы осуществить старческую мечту и провести с ним время. Их ждет дорога в Небраску.

    Картина повествует о самой, что ни на есть реальной истории, о самых настоящих людях, об их простой жизни без кучи денег, без замысловатых фраз и прочей ерунды. Он невероятно светлый, со своими приятными деталями и действительно забавными шутками, но что впечатляет больше всего, так это черно-белая съемка. Это добавило фильму особый колорит, как бы странно не звучало. Таким образом жизнь главных героев кажется еще более обыкновенной, а наблюдать за тем, как повернется судьба Гранта по пути в Небраску, становится еще интереснее. Черный и белый делают фильм добрее и создают семейную обстановку, родную атмосферу, а это неописуемо здорово. Я чувствовала себя частью этой живой истории, несмотря на то, что фильм очень спокойный и, возможно, для кого-то даже нудный. Но этот фильм не создавался для кого-то. Эта история создана для людей с целью показать добро и зло в реальной жизни. Ведь каждый персонаж относился к первой или второй категории. Ты наблюдаешь за тем, как упорно Грант стремится к миллиону и видишь, что люди вокруг, в счастливые для главного героя моменты, наивысшим образом проявляют свое лизоблюдство. А в целом, это тихая, ни к чему не принуждающая история, окунающая вас на два часа в светлый аквариум мечты, добра и непростых семейных отношений.

    Брюс Дерн великолепно исполнил свою роль! Его персонаж — старый алкоголик, упорно идущий к своей цели. Он не оглядывается, не спрашивает разрешения, пьет, ругается с женой — он просто живет. Мистер Дерн показал его слишком убедительно. Через некоторое время начинаешь жалеть Гранта за его, кажется, беспомощность и медлительность. Он создает впечатление самого безобидного человека на свете, а то, как целеустремленно он движется по направлению, предначертанному ему судьбой, впечатляет до улыбок и слез одновременно. Вместе с Уиллом Форте они показывают обычные отношения отца и сына. И Форте, кстати говоря, очень хорошо исполняет роль любящего сына. Не говоря о каждом члене актерского состава, скажу, что актеры подобраны очень хорошо. Они все точно отражают жизнь людей в небольших городках, демонстрируют отношения между друг другом. Дерн, конечно, заслуженно получил Каннскую ветвь.

    Музыка — деталь, которую невозможно не отметить в подобной картине. Я в восторге от работы Марка Ортона! Это превосходное сочетание черно-белых красок с такой яркой и теплой музыкой. Композиции, сопровождающие фильм, показывают его со всех сторон одновременно. Кантри, эти приятные мелодии, звучащие каждый раз так вовремя. Я — истинный фанат саундтреков, поэтому лента покорила меня еще и своим музыкальным оформлением.

    Nebraska не несет в себе скрытый смысл, не гонится за деньгами и не привлечет своим постером или описанием. Но несмотря на это, картина будет замечена, будет оценена и всегда просто будет в памяти у людей. Ничего оригинального, кроме черно-белой съемки (хотя может для кого-то это покажется весьма типичным), в этом фильме нет, но все же, друзья, освободите два часа для просмотра этого фильма и вы не пожалеете, пережив вместе с героями самые добрые и приятные дни в их жизни

    9 из 10

    23 февраля 2014 | 00:32

    Мы идем по проезжей части, позади стеклянными фарами мигают пыхтящие фуры, взбивая вокруг себя бучу выработанного газа, нам сигналят дорожные легковушки, попросив отойти чуть в сторону, нас подгоняют полицейские кары, контролируя все движение на трассе. Мы не можем свернуть с пути, мы не знаем, где взойдет северная звезда, а где скроется южное солнце. Нам не стоит считать пройденные шаги. Все окружающее для нас — неуместно, все, что предложило нам остаться дома, не трогаться с места, подумывать о себе, руководствуясь гаечным ключом в механизме нерабочего пикапа, обмазываясь в маслянистой жидкости и жалуясь на не исполненные когда-то давно важные задания. Для нас сама жизнь разожглась в черно-белой мантии, деревья зачерствели а кожа иссохла -и кому-то вздумается назвать нас «умалишенными», но еще не известно, кому из нас не хватает ума. И куда бы мы ни стремились прийти, нас все равно будет сопровождать гордость, из-за которой мы и не будем казаться такими уж странными.

    Не слушай, что чудак, не обращай внимания,
    Тебе любой дурак сулит лишь замечания — 
    Что ты не так одет и что ты дивно дышишь,
    Что на простой аспект вновь сложностей ты ищешь,
    Что бросить все готов, когда того не надо,
    Что переспоришь псов общественного стада!
    А ты не будь не таким — для них не будь таким,
    А для себя — останься!
    И с этим лозунгом своим
    Ступай — вернись или не возвращайся!

    Еще с прошлого года ожидал выхода в прокат данной картины. Заинтриговала меня эта «стремительная победить грусть» иллюстрация, сперва, форматом наглядной картинки. Именно та самая цепкая и трезво симфоническая сепия, которая правильно передает суть всего положения и заглавного действия фильма, без которой бы не обошлось все импульсивно-хроматическое состояние настроение современного века. Режиссер Александр Пэйн добавил к своему стоковому психологическому контексту визуальные копии нашего душевного состояния, которое не выглядит уже таким уж красочным. Продуманная целевая постановка и опрометчивая работа оператора Фидона Папамайкла оставляет столько нескончаемо волшебных вискозных эмоций счастья созерцать это трагикомическое видео, заставляет просто подняться с кресел и аплодировать заключительным титрам, вспоминая, с чего начиналась эта вещательная работа. Пэйн воссоздал новый, утешающий и позитивный инструктивный нуар, после которого не хочется плакать, а хочется радоваться за то, что ничего так быстро не заканчивается, не сгорают на воздухе чувства, не исчезает любовь, не теряется связь между детьми и родителями. Это то особое проникновенно мистическое кино, которое не причисляется к ряду тривиальных драм и авторских сводов, а подходит уже к классу нового совестливого иллюзорного киношедевра, к которому просто нужно приложить родное тепло. Это и сделал Пэйн, это и подтвердило его режиссерские навыки экспериментировать и пробовать иное — результат сразу же подмечен.

    Среди общего актерского состава я бы выделил отличную от всех игру трех артистов, которые мне понравились больше всего: венценосный Брюс Дерн, роль которого была высоко оценена европейской и американской критикой, что послужило и причиной вручения ему «Каннской пальмовой ветви» за весомый труд и великолепные полномочия властелина экранной сцены — его переходной характер, гениальное владение текстом, жестикуляция и стремление победителя привлекли меня к просмотру, я хотел узнать тайну, которая царила в его крохотных орлиных глазах, я судил по его сединам, сколько образов примерил он на себе, я видел, как он вжился со своим циничным выпивохой Вуди, будто бы познал его изнутри. «Браво, Дерн, ты был неподражаем!» — так бы я сказал при встрече с ним. Второй бы я похвалил его коллегу по фильму, сыгравшую его проницательную супругу, Джун Скуиб, влиятельную сногсшибательную красавицу в прошлом и невезучую, но не огорчающуюся старушку сейчас. Ее комизма просто не хватало места — можно бы было снять другой фильм с ее главным участием, где она бы поехала с сыном в такое же путешествие, не жалеющее времени. Но она более строга к спонтанным решениям и мыслит справедливее мужа, поэтому иногда занимала место Дерна, когда ему нужно было отдалиться в местах или не попасть в кадр. Это пожилой актрисе хватило нескольких сцен, чтобы слегка придать остроты и категоричности картине, усилить эффект американского роуд-муви и философической мелодрамы как определенный жанр кинематографического развития, что в своих ранних работах поднимал Вуди Аллен. Скуиб открывает всю правду и мне она открыла саму себя — неприступную шаловливую искусительницу мужских сердец и типичную пенсионерку со Штатов, которая любит свою семью и делает все возможное, чтобы она не разделилась на две части. Третьим меня потешил Уилл Форте, который хотел исполнить мечту своего отца и провести с ним драгоценное время, которого ему не хватало в детстве. Именно так, сидя в машине за рулем, он следил за тем, как изменяется и стареет его родной человек, и как грустно он смотрит на сына, который не просто отвозит его в другой город, а хочет отвлечь его от всех своих злых умыслов, подумать о близких, задуматься в личных ошибках. Этого хватило Форте, чтобы исполнить мечту своего старика и дать ему то, чего он желал, каким он хотел его видеть. В целом, это нацеленная на доброту ко всем зрелым и пожилым людям, которые, возможно, живут одни или страдают в плотном окружении, где их никто не замечает.

    Эта возможность собраться вместе, в общем кругу, у экрана телевизора, активно болея за любимую бейсбольную команду, поджидая сытного обеда, как сцена из фильма, которую можно привести в пример. И, просьба — позаботьтесь и пожалейте своих стареньких родственников, которые не щадили своей духовности к вам и хотели бы от вас того же — я не имею в виду материальный вопрос, а более высший, чем этот!

    Все было отлично, только бы я искренне посоветовал сценаристу более полно развить авантюрную линию и связь сына с отцом, не смешивая это с приездом матери и старшего брата. Не буду говорить строго, только с этим несущественным казусом, о замечательном акценте всей съемочной группы, начиная от Александра Пэйна и Брюса Дерна. Большое спасибо их вкладу в этот виталистический процесс!

    Нас не могут назвать странными, потому что у каждого из нас есть своя затея, та, которая движет нас. И не важно, какого мы возраста, не важна форма и благосостояние — за нас уже есть кому гордиться, есть кому не безразличны мы — значит, нет уж ничего плохого в нашей странности. Это и вынуждает нас быть такими.

    9 из 10

    21 февраля 2014 | 00:19

    Здравствуйте! Всё ближе и ближе к нам очередное вручение премии «Оскар» и я посмотрел очередного претендента на главную награду. Для меня фильм «Небраска» стал «тёмной лошадкой» грядущего «Оскара» и о нём мой отзыв.

    О Сюжете. Картина повествует нам о Вуди Гранте — старом алкоголике, которому приходит письмо, в котором написано, что он выиграл 1 млн $. Родственники объясняют ему, что это просто обман, но старик не верит в это и отправляется пешком в город Линкольн в штате Небраска. Его сын Дэвид, видя, что отец не верит в «развод», решает подарить ему несколько дней счастья и везёт его за выигрышем. По пути в Линкольн, они заезжают в небольшой городок, где жили раньше, чтобы повидаться с родственниками. Вуди рассказывает всем, что выиграл миллион — это делает его маленькой знаменитостью.

    Съёмочный состав ничем не примечательный за исключением режиссёра — Александра Пэйна, который снял такие фильмы как «Потомки», «Париж, я люблю тебя» и «На обочине», но все его больше знают как сценариста. Он писал сценарии ко всем своим фильмам, плюс среди его работ есть знакомые вам «Парк Юрского периода 3» и «Чак и Ларри: пожарная свадьба». «Небраска» — это седьмая номинация для Александра, две из которых он выиграл ("лучшие адаптированные сценарии» к картинам «Потомки» и «На обочине». Теперь вы понимаете, какого уровня режиссёр Александр Пейн. Во многом благодаря ему кинолента получилась качественной. Но я думаю, что «лучшего режиссёра» ему и в этот раз не дадут (слишком хороши его противники).

    Идея очень простая, как и сам фильм. Он идёт 115 минут и, если честно, скучноват. Но режиссёр смог ему придать свою «изюминку», которая меня не отпустила до конца просмотра. Нужно отметить сценарий Боба Нельсона. «Небраска» — это первый сценарий Боба, более того, это первая работа Боба в кинематографе. Стоит признать, что скучную идею он смог неплохо обыграть на бумаге. В основном сплошные диалоги, не имеющие большого смысла, ну или хотя бы философского, но при просмотре я несколько раз смеялся, имеются забавные моменты. Со своим первым заказом Нельсон отлично справился.

    Кстати, чуть не забыл сказать, что снять фильм в чёрно-белом цвете — это задумка Пейна. Мне сложно сказать для чего именно он так решил… Я думаю, что такой съёмкой Александр хотел подчеркнуть простоту этих людей их жизнь, которая такая же мрачная как и цвет всего фильма. Оператор Фидон Папамайкл, для которого это первый чёрно-белый фильм, справился со своей работой отлично. Я увидел красивые пейзажи и хорошую съёмку в целом, а в сочетании с приятными мелодиями, сыгранными на гитаре композитором Марком Ортоном, происходящее смотрелось ещё лучше. Папамайкл заслужил свою первую номинацию на «Оскар».

    Среди актёров тоже есть свои номинанты. На главную мужскую роль номинирован Брюс Дёрн, сыгравший Вуди. Для Брюса это вторая номинация спустя 35 лет. Не могу сказать, что он её не заслужил. Скажу только, что эта роль не лучшая в прошедшем году. Ему 77 лет и сыграть старого алкоголика для него не так уж сложно. Но всё равно его вклад в картину не меньший, чем вклад режиссёра. У него вышел добрый дедушка, который всю жизнь никому не мог отказать в помощи. Также у картины есть номинация «лучшая женская роль второго плана», которую получила Джун Скуиб за роль жены Вуди Кейт Грант. Я не увидел ничего сверхъестественного в её игре, просто у неё отлично получилась бабка, которая привыкла командовать своим мужем. Остальные актёры тоже сыграли на достойном уровне.

    В плане «Оскара» скажу, что не буду болеть за «Небраску». Из шести номинаций, которая она получила, я не думаю, что она возьмёт хотя бы одну статуэтку. Уж очень сильные конкуренты у картины.

    В конечном счёте, «Небраска» — это симпатичный фильм, но не для всех. Он не для всех, потому что многие не оценят его за нудность, несмотря на хороший сюжет, красивую съёмку, отличных актёров и некоторую забавность картины. Некоторые увидят в «Небраске» только нудность, но я таких людей винить не буду. Мне кинолента понравилась, но оставлять в своей коллекции я её не буду. Спасибо за внимание!

    8 из 10

    1 марта 2014 | 22:59

    Постер «Небраски» и краткое описание сюжета не заинтересуют зрителя. Ничего экстраординарного — какой-то дедушка с сыном куда-то там поехали. Но тот, кто не посмотрел фильм, многое теряет. Потому что ни постер, ни краткое описание сюжета не передаст магию, которую сотворил Александр Пэйн.

    Может быть, это не совсем точное сравнение, но «Небраска» отчего-то напоминает советские лирические комедии в духе Данелии или Рязанова. Неторопливое и уютное повествование, ненавязчивая фолк-музыка, мягкий юмор и всепроникающая любовь к людям создают пастораль, в которой хочется раствориться, в которой хочется жить. При этом кино, конечно же, очень американское, но это такое американское кино, которое принадлежит всему миру.

    Чёрно-белость фильма делает его ещё менее коммерчески привлекательным, но зато ещё более уютным и эмпатическим. Дорога, метафора подобных фильмов, оказывается дорогой внутри героев, и, такие противоречивые в начале ленты, к концу они открывают свою чистую суть. И так хочется, чтобы всё было у них хорошо.

    Да, в «Небраске» нет ничего оригинального и сногсшибательного. Но ничего такого и не нужно. «Небраска» — настоящее кино. Двухчасовая медитация, которая сделает вас лучше. Горячо рекомендую.

    9 из 10

    17 февраля 2014 | 14:20

    «Небраска» — это один из тех фильмов, которые ты либо запоминаешь надолго, либо забываешь через 10 минут. К сожалению, я не был настолько очарован им, чтобы запомнить его «цитатно» — его образ и смысл растворились в памяти уже через пару часов.

    В первую очередь, мне понравилась постановка: игра света, этот великолепный контраст черного и белого, переливающихся в границах мира на экране. Камера всегда именно в том месте, в котором она должна быть, и смотрит она именно на то, на что должна смотреть: безжизненные, одичалые пейзажи, небольшие городки, столь сильно пребывающие в резонансе с современной жизнью в городе, заставляют задуматься о многих вещах: старости, времени, поколениях.

    Актерам веришь, но я так и не проникся, откровенно говоря, мне стало скучновато еще на первом часе. Играют они убедительно, превосходно, но все идет как-то слишком медленно, но это настолько же большой минус, насколько и плюс.

    Построение истории гармонично, сюжет многогранен, но на людей действует по-разному — либо затягивает в тоску и депрессию, либо возбуждает в сердце и душе теплые чувства и аналогии со своей жизнью.

    Фильм расскажет историю, хорошо снятую, хорошо сыгранную, нестандартную,

    но тривиальную для этого мира, чтобы назвать этот фильм плохим — нужна конкуренция, а картин подобной этой не хватает, именно поэтому фильм и был столь «приятно» встречен публикой и критиками. Могло быть лучше.

    5 из 10

    12 апреля 2014 | 23:13

    Крошка сын
    к отцу пришел,
    и спросила кроха:
    - Что такое
    хорошо
    и что такое
    плохо?


    Дайте фильму всё то, что он заслуживает и забудьте.

    Возможно, с точки зрения техники съёмки здесь есть определённые заслуги, но если говорить про сюжет и героев, то ничего нового нет. Обычная история для номинанта на оскар. А если и найдётся кто-то, кто не знает некоторых аспектов сельской жизни, то все равно не поверит в истинность действий героев. Секрет картины в том, что она берёт за счёт эмоций на фоне больного старика. Эмоции уходят, остаётся пустота. Хотя в осадке должна была остаться хоть какая-нибудь крупица уникальности картины. Нынче черно-белые фильмы уже не ново. Не будем говорить об этом, остановимся на сюжете.

    Сюжет скроен из кусков американской сельской жизни. Здесь есть зависть, корысть, ложь, короче, всё, чего было предостаточно во все времена. Но именно из-за неверно расставленных акцентов в фильме мы не смогли уловить всё отличие американской глубинки. Покажите этот фильм городскому жителю и он поймёт, что в глубинке все перечисленные куски обострены, в отличие от городской жизни. А это явный подлог. Сельский житель, посмотрев этот фильм, лишь усмехнётся, для него все рассказанное мелочи жизни. То, что герои фильма — старики любят говорить правду, это ведь не ново. Возьмите всех в этом фильме, вставьте их в городские условия и мы не заметим разницы! А все потому, что нельзя быть успешным, имея пикап и компрессор, успех он приходит и уходит, а человеческие отношения остаются. Сельский житель это прекрасно понимает. Не поймёт это только по-настоящему больной человек. А таких там много.

    3 из 10

    26 февраля 2014 | 16:37

    Дорожное приключение престарелого отца, страдающего склерозом, и его «совершенно обыкновенного» сына — «Небраска», из серии фильмов для сугубо узкого зрителя, стала картиной массового спроса. Во многом тому поспособствовало невероятное количество номинаций на премию «Оскар 2014» — целых шесть. По сути, здесь ничего выдающегося и тем более редкостного нет. Такого рода картин превеликое множество. Но затеряться фильму не дает, прежде всего, имя режиссера Александра Пэйна (оскароносные сценарии «На обочине» и «Потомки» и знаменитые фильмы «О Шмидте» и «Выскочка»), а также художественная ценность — крайне редко встречающаяся сейчас работа с черно-белой «пленкой».

    Дряхлый старик-алкоголик Вуди Грант (Брюс Дерн) получил письмо, что он якобы выиграл миллион долларов в лотерею, и каждый день стремится попасть в город Линкольн, штат Небраска. Ворчливая жена (Джун Скуиб) постоянно клеймит нерадивого мужа в старческом маразме. Видя, как отец постепенно теряет связь с реальностью, поддаваясь возрастному слабоумию, стараясь заодно отвлечься и от собственных проблем, сын Дэвид (Уилл Форте) пакует чемоданы в машину и отправляется с отцом вспомнить главные вехи его жизни, а заодно для себя определиться со своим будущим.

    Поначалу комедийно-саркастическая «Небраска» кажется забавной и располагает посмеиваться, согласно законам черного юмора. Старые друзья хиреющего Вуди, лишь прослышав о его мнимом богатстве, сразу пристраиваются в длинную очередь из череды разных родственничков, где каждый старается хапнуть свой кусочек «шкуры неубитого медведя». Однако уже через полчаса фильм располагает к философствованию, «подергивая» своим черно-белым видением отражение нашего мира, иногда буквального, иногда гротескного.

    Ускользающая цепь воспоминаний… Прошлое с годами принимает лишь контурное очертание тех мест, событий, людей — все, с чем мы сталкивались в определенные отрезки жизни. Сейчас подчас сложно в стремительно изменяющемся пейзаже уловить то привычное, за что успевает ухватиться череда ассоциаций, рождающих ностальгию. Каждый из нас мечтает: кто-то абстрактно, а кто-то конкретно; кто-то философски, а кто-то материально. Но именно материальные мечты (желания) составляют порой главную ценность. Мы всегда хотим чем-то обладать, но не всегда на это хватает жизни. Как по вполне объяснимым причинам, так и основанным на самоограничении.

    Бесцветность картины не случайна — черно-белая палитра позволяет сосредоточиться на взаимоотношении своих героев. Отцы и дети, рутина жизни, жадность, леность, одиночество — все эти элементы присутствуют, но не озвучиваются. Беззвучная преамбула, в которой одна за другой сменяются тихие городки, люди, панорамы степей — это все идеально рифмуется с монохромной картиной. Зрителю дано ощущать, чувствовать.

    «Небраска» из шести номинаций на «Оскар» в итоге не получил ни одной. Пожалуй, этому фильму этого и не надо — быть в эпицентре мнений. Работа Александра Пэйна вне времени и оценок. Это пара страниц чьей-то биографии, знакомой и иногда узнаваемой, возможно, даже нашей…

    P.S. в «Небраске» снялся всем знакомый «Базз» Дэвин Рэтрей, старший братец Кевина МакКалистера в двух фильмах «Один дома».

    15 марта 2014 | 13:31

    Брюс Дерн — приз за лучшую мужскую роль на каннском фестивале

    Дерн играет тут упрямого и маразматичного 75-летнего старика Вуди Гранта, который получил «сертификат» о лотерейном выигрыше в один миллион долларов. Для получения денег ему следует отправиться из Монтаны в пустынную Небраску — за полторы тысячи километров. И хотя родственники понимают, что это обыкновенное разводилово, младший сын Вуди, Дэвид, всё-таки берётся отвезти отца, уже давно подружившегося с бутылкой, а недавно ещё и с Альцгеймером, к месту назначения — в линкольнское отделение остапо-бендерской конторы «Рога и копыта»…

    Новый фильм Александра Пэйна необыкновенно хорош, но требует некоторой усидчивости. Пэйн продолжает гнуть свою линию, которая прорисовалась у него ещё во времена, когда он снимал первый большой фильм — «Гражданка Рут», где вроде бы симпатизировал, но одновременно иронизировал, над главной героиней — конченной токсикоманкой, собравшейся избавиться от нежданного ребёнка после очередного залёта. Это не всегда совместимое наличие двух вроде бы противоречащих друг другу качеств как раз и определяет фирменный стиль режиссёра, который в каждом своем фильме рассказывает историю маленького человека — лузера современной Америки, и непременно заканчивает её мнимым хеппи-эндом. И если бы не симпатии к героям, то кино Пэйна всякий раз оборачивалось бы едкой сатирой, на которую наверняка был бы спрос, но которая вряд ли смогла бы передать ту трагическую и комическую неоднозначность мироустройства, к которому Пэйн нашёл свою отмычку.

    Верность Пэйна своей теме и своим героям — это уже определённый вызов тем изменениям, что происходят сегодня в кино, где некоторые (если не сказать — многие) режиссёры из «клана Люмьера» — кинематографа, фиксирующего время, вдруг предательски переметнулись в «клан Мельеса» — кино трюкачества и спецэффектов (весь смысл которого упирается в ответ на вопрос: «А как это будет выглядеть в формате три-дэ?»). Во времена, когда все свихнулись на изобразительных выпуклостях (и зрелые мэтры будто превратились в пубертатных юношей, увидевших девушку с грудью четвёртого размера), Пэйн отважно отказался тут от услуг звёзд, навязчиво напрашивавшихся к нему на работу, и снял не просто «плоское», но ещё и вызывающе чёрно-белое кино, которое сразу стало классикой, встав в один ряд с «Бумажной луной» Богдановича, ранними фильмами Джармуша и «Простой историей» Линча.

    Провинциальная двухэтажная Америка в интерпретации Пэйна — это скучнейшая, депрессивная страна, населенная стариками и толстяками, которые живут воспоминаниями, просиживают штаны перед телевизором или застревают в пустопорожних рассуждениях о достоинствах той или иной марки автомобилей. Хочется думать, что это гипербола, ибо настолько жутковато здесь выглядит государство, ставшее ориентиром развития для молодых капиталистических держав, типа России. Пэйн снимает это исполненное ностальгических чувств кино в родном штате, и, возможно, неосознанно воссоздает Небраску времён своего детства и юности. И если бы не мобилы и компьютеры, то весь этот меланхоличный и неторопливый американский застой вполне можно было выдать за 70-е годы прошлого столетия. Возможно, Пэйн как раз задался целью подчеркнуть, что время для этих людей остановилось, а бесцветное существование давно уподобилось растительному.

    Представив в который раз фильм-путешествие, смешав трагическое и комическое, Пэйн снова «выставился» современным Чеховым, чьи пьесы лучше всего умеют преподнести эту гремучую жанровую смесь и передать затхлость провинциальной жизни. Впрочем, некоторое оживление в «Небраске» всё-таки случается: не желая верить, что Вуди получил всего лишь «письмо счастья», многочисленные родственники и бывшие друзья Гранта, начинают досаждать ему просьбами и угрозами поделиться выигрышем. Здесь чеховскую интонацию внезапно сменяет гоголевский сарказм и в кульминационный момент возникает знаменитая (почти «ревизорская») немая сцена, увенчанная, как восклицательным знаком, красивым ударом в челюсть…

    1 апреля 2014 | 14:29

    Вуди Грант- рядовой пенсионер из штата Монтана, для которого слова «пить» и «выпить», в принципе, синонимичны, страдающий от первой стадии болезни Альцгеймера и свято верящий во всё, что ему говорят, получает рекламную листовку, сообщающую, что он выиграл миллион долларов. Несмотря на все увещевания родных не выглядеть дураком, Вуди методично сбегает из дома, вынуждая тем самым взрослого сына, находящегося в первой стадии кризиса среднего возраста, ехать за выигрышем на другой конец штата, а по сути- в семейное прошлое. Естественно, путешествие оборачивается сближением двух, по сути, очень далёких друг от друга людей, которые всегда боялись узнать друг друга поближе…

    Так начинается «роуд-муви» Александра Пейна, славящегося тем, что снимает независимое кино для массовой аудитории о бескрайней Америке без небоскрёбов и неоновых реклам, населённую уставшими лузерами. Чтобы усилить этот эффект беспросветности жизни главного героя, Пейн снимает кино в чёрно- белом цвете и вялом, неспешном ритме. Эти приёмы были уже по достоинству оценены на Каннском кинофестивале, где Брюс Дерн, исполнитель роли Вуди получил приз за лучшую мужскую роль, и на Оскаре, на котором «Небраска» попала аж в шесть номинаций, не выиграв ни в одной и уступив более зрелищным «12 лет рабства» и «Гравитация». Но такое чувство, что Пейна это нисколько не расстроило, ведь он снимал своё кино вовсе не с целью шокировать зрителя и получить громкие кинематографические призы, а для того, чтобы каждый из нас нашёл что-то для себя в этом по настоящему искреннем и трогательном кино. Это классическая история об «отцах-детях», молодости и старости, их взаимном притяжении и отталкивании, о нашем отношении к родителям и скелетам в семейном шкафу, рассказанная без излишних нравоучений и сарказма, а напротив гуманно и деликатно, с присущим Пейну чёрным юмором, уходящим порой ниже пояса благодаря героине Джун Скуиб, но при этом не опускающийся в чернуху. Короче, Пейн в очередной раз подтвердил звание режиссёра, несущего искусство авторского кино в массы.

    7 из 10

    22 августа 2014 | 08:42

    Фильм «Небраска» рассказывает нам о старике лет 80-ти, слегка выжившем из ума, который живет мечтой получить миллион, обещанный ему авторами сомнительного флайера, который он находит в своем почтовом ящике. Вот только контора фирмы, раздающей призы находится в г. Линкольн штата Небраска, а его слегка истеричная старуха-жена ни в какую не хочет везти его в такую даль за эфемерной мечтой. И так бы помер старик, не добравшись до Линкольна, если бы не неудачник-сын, который поддается уговорам и пускается вместе с отцом в эту авантюру. Так закручивается незатейливый сюжет фильма и повествование ведет зрителей медленно, но верно к правде о семейных отношениях, старой дружбе, несбывшихся мечтах и последней надежде на счастье.

    По дороге к миллиону отец и сын заезжают в родной город Вуди — Хоторн, где до сих пор живет брат главного героя с семьей. Хотя персонажи и связаны кровным родством, годы сделали их абсолютно чужими людьми, и атмосфера холодного равнодушия пропитывает все сцены семейного досуга. Авторы фильма делают акцент на прискорбном развале семейных отношений, характерном для современного общества, а также на нездоровой заинтересованности родственников в денежных вопросах друг друга. Подобный приговор выносится и старой дружбе. Хочется подчеркнуть то, как умело здесь используется юмор — каждая неприятная сцена в фильме намеренно доводится до смешного, в результате чего даже самые печальные факты воспринимаются зрителем достаточно легко.

    Еще более удивительной картину делает ее конец — логичный, но в то же время неожиданный. Жизнеутверждающий финальный аккорд вселяет веру в победу добра над злом — конечно, не в глобальном, а в житейском, более интимном смысле.

    Конечно, нельзя не сказать пару слов об актерах — они в этой картине не играют, а живут. Это относится ко всем актерам до единого, но Брюсу Дерн и Джун Скуиб, которые безупречно исполнили главные роли несмотря на свой преклонный возраст, хочется аплодировать стоя.

    Единственное неоправданное решение авторов фильма — это черно-белая цветовая гамма. Жанр фильма — дорожное кино — предполагает зрелищные пейзажи, и дорога от Монтаны до Небраски смотрелась бы гораздо лучше, если бы режиссер не лишил ее красок. Посему не могу поставить фильму высший бал и ограничиваюсь достаточно высоким:

    8 из 10

    17 марта 2014 | 20:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>