К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм 'Орда' начинается весьма эффектно - антураж монгольского города и ханских покоев, гармоничные костюмы (кое-чего им, правда, не хватает, про что я скажу дальше), герои говорят на воспроизведенном по возможности древнем монгольском языке с синхронным переводом. Удачно создается напряжение, динамика действия, которая захватывает.

Той части фильма, где показана орда, можно поставить твердую четверку. Поставить пять баллов мешают два момента. Во-первых, если это история о падении могущественного государства, то где богатство этого государства? Где цветные шелка, парча и золото ханов, роскошное убранство их города и шатров? Не говоря уж о том, что не совсем понятно, как они живут в городе посреди пустыни без единой зеленой травинки или деревца? Чем питаются бесчисленные табуны их коней и овец? Во-вторых, все монголы представлены какими-то зверями, у них нет никаких человеческих чувств. Суровость и жестокость - это не то же самое, что полная карикатура на людей.

Но тем не менее, оба эти момента как-то работают на цельность образа орды, и понять их можно.

А вот с Русью все совсем грустно.

Обидно, почему у нас при попытке показать духовную борьбу, драму, трагедию, совершенно разучились основываться на главном - на тексте и актерской игре. И упорно подменяют это визуальным рядом. Боятся, что современный зритель так туп и не поймет, если этому 'попкорножующему' не показать эффектную картинку? Или просто сами разучились писать диалоги и больше не надеются на актеров?

В фильме 'Орда' полностью, кардинально меняют исторический фон, омерзительно унижая митрополита Алексия - реально существовавшего человека, про которого известно не так уж мало.

Вместо того, чтобы оставить главного героя тем, кто он есть - главой Русской Церкви, духовным руководителем и советчиком московского князя, крупной фигурой в политике того времени, образованнейшим человеком своего времени - вместо этого из Алексия делают скромного сельского попика. Не слишком умного, не слишком-то, похоже, глубоко верующего.

Вместо того, чтобы показать сильнейшие духовные переживания, борьбу, драму одного из 'сильных мира сего', создатели фильма поступают просто, идя по самому легкому пути. Подменяют духовные проблемы - физическими. Бросают героя в грязь и конский навоз. (Кстати, даже нормально загримировать не смогли актера, после всех страшных испытаний он даже не выглядит исхудавшим, у него крепкое упругое тело).

Даже если вообразить, что монголы действительно могли так поступить с таким 'большим человеком', это было бы из ряда вон выходящее событие! А в фильме оно показано, как самое обыденное. Какая разница - митрополит или какой-то неизвестный крестьянин! Реакция на его беды будет совершенно одинаковая, что со стороны монгольских ханов, что московского князя.

Кстати, еще один момент, ярко демонстрирующий то, о чем я говорю. Когда один из рабов спрашивает митрополита: 'Ты из какого сословия?' (опустим уж то, термина 'сословие' тогда не было), а тот отвечает: 'Из боярского', собеседник в ответ глумливо ржет: 'А я тогда из княжеского!' - дескать, не поверил. Так вот, в реальности то, 'из какого сословия' собеседник, было бы ясно моментально без всяких расспросов! По его речи! Речь грамотного и образованного человека, 'человека умственного труда', прочитавшего множество книг и знавшего несколько языков, в то время настолько резко отличалась бы от речи неграмотного крестьянина, что это было бы очевидно любому. Вспомним значительно более позднее пушкинское время: 'И собаку кличешь не так, и баешь не по-нашему'. Да что Пушкин, даже сейчас, скажем, преподавателя вуза ничего не стоит по речи отличить от рабочего со средним техническим образованием.

В фильме 'Орда', как, увы, и во всем современным массовом кино, над такими вопросами не задумываются даже близко.

И еще важный вопрос: где же в фильме вообще христианство? Где христианский подвиг? Вместо того, чтобы серьезно показать, что происходит в душе христианина на фоне испытания, нам демонстрируют только какие-то обрывочные, плохо слышные слова молитвы.

Резюме: в современном российском кино совершенно разучились писать сценарии. А научиться снова, к сожалению, не пытаются. Главное же - 'наш ответ Голливуду' в роскоши компьютерной графики, главное - похвастаться, сколько изготовлено костюмов и сколько месяцев строили декорации. Ну что ж, визуальная составляющая тут неплохая. Но пока у нас не поймут, что в кино главное - некая история и умение ее рассказать, высокой оценки современным фильмам не поставишь.

3 из 10

За зрелищность, костюмы и монгольский язык. И минус семь за то, что из жизненной истории столь почитаемого человека сделали грязь и конский навоз.

17 июля 2018 | 23:14
  • тип рецензии:

Перед просмотром, ознакомившись с трейлером, можно поверить и быть уверенным на сто процентов, что фильм будет потрясающим, но все мы знаем, насколько бывают обманчивы трейлеры. Тема татаро-монгольского ига в советском, а затем, российском кино была популярной всегда, и вот, пожалуйста, совсем недавно многие зрители имели, кто удовольствие, а кто — разочарование, от просмотра нового исторического блокбастера с элементами фэнтэзи «Легенда о Коловрате», о которой каждый второй пишет про то, насколько этот фильм похож на «300 спартанцев» Зака Снайдера — опять же, кто с уважением, а кто с презрением. Фильм, вышедший на экраны в конце 2017 года, судя по трейлеру и по отзывам, является чисто экшн-постановкой, в которой правят компьютерная графика и батальные сцены; но то же самое обещал трейлер «Викинга», однако, на деле, целый фильм оказался не таким уж зрелищным, да и его сюжет весьма сомнителен, хотя чем-то фильм всё же может зацепить, особенно его религиозные посылы. Трейлер «Орды» настраивал не на боевик, а на красиво снятую историческую драму, которая обещала показать мощную историю на основе событий XIII-XV веков, да и описание фильма настраивало на как минимум интересное кино. На деле же получили пустышку в красивой обёртке, причём я бы поставил под сомнение рациональность расходования бюджета, поскольку последний равняется $ 12 миллионам, но в фильме нет ничего, что выглядело бы на такую огромную для российского кино сумму — экшна нет от слова «совсем»; декорации красивые, но в основном только на первой половине хронометража, дальше совершенная нищета картинки; и сценарий ваял уж точно не самый талантливый автор, если в придуманной им истории нет ничего, кроме интересной идеи, шутки в начале, пары неплохих диалогов, костюмированных сцен, и пустоты, пустоты и ещё раз пустоты. Сразу вспоминается фраза из «Капитанской дочки» Пушкина: «Дочери скоро замуж, а какое у ней приданое? Частый гребень, веник, да алтын денег — прости Бог, с чем в баню сходить». Так ведь эту самую книжку, которую я процитировал, экранизировали в СССР ещё в 1958 году, и сделали это на отлично, без всяких огненных сцен и золотых декораций, а на чёрно-белую камеру, которую хотя бы держали ровно — да, бедно, но с душой, и классика не каверкали. А то, что сняли про одну из самых трагичных и болезненных для славянского народа эпох, не может именоваться иначе, как примитив и бессмыслица, хотя, повторюсь, идея была действительно гениальной, как и завязка действия.

В самом начале фильма нас уже радуют красивыми декорациями ханства времён Золотой Орды, кроме того, в начале прозвучит убойная шутка про способ перейти через порог ползком, при этом не касаясь порога. Но сразу бьют по ушам слабые диалоги, происходят ничего не значащие события, такие как убийство хана своими же, и фокусы, показываемые на татарском представлении. Основной сюжет начнётся, когда татары потребуют приезда в Орду русского православного патриарха, чтобы тот вернул зрение ослепшей ханше. Первая реакция патриарха удивила уникальным диалогом:

- В Орду тебе ехать, чудо совершать. Ослепшему зрение вернуть.
- А может, нужно ещё, чтобы безногий ходил? Или безрукий на дудочке сыграл?
- Так что же мне, к бабкам за чудом идти?


Сама идея кажется неправдоподобной, несмотря на всю свою оригинальность: татары-мусульмане верят в то, что христианский патриарх сумеет исцелить их человека, а также то, что патриарх в совершенстве владеет татарским. Итак, патриарх приезжает, и первое, что он видит у ворот перед входом к хану — два костра, между которыми должен проходить каждый, кто приходит к хану. Патриарху удаётся пройти без вреда для себя, а сопровождающий его юноша едва не погибает. После событий в ханстве, сюжет скатился в непонятно что. Визуально - сплошная грязь (не в переносном, а в прямом смысле), ноль стоящих диалогов и сюжетных поворотов. И это — кино о Золотой Орде и о русских людях, которые переносили более двухсот лет это иго? Где же, скажите на милость, сюжетные линии про современников той страшной эпохи, где трогательные любовные линии и семейные трагедии? Где демонстрация произвола татар, жестоко обращавшихся с теми, кого обратили в рабство? Я уже молчу о батальных сценах, потому что их вообще не наблюдается — и даже, утверждая и признавая, что зрелищность — это не главное, я скажу, что в наше время, тем более, с таким титаническим бюджетом, в историческом кино на такую тему, хотя бы зарисовки битв должны были присутствовать. В итоге, бездарный сюжет, вместо подаренных эмоций — разочарование, ну и, судя по всему, распил бюджета — иначе не объяснить такое убожество. Если первые минут 40 это смотрелось хотя бы в некоторой степени интересно, то дальше вы уже поняли. Увы, это очень низкий результат. Остаётся ждать выхода сериала «Золотая Орда», о которой в «Телепарке» написали весьма обнадёживающую статью, и надеяться, что телевизионная постановка впечатлит сильнее, чем кинофильм, пытавшийся в 2012 году штурмовать кинотеатры, но совершенно справедливо провалившийся в прокате — вполне закономерно, что такая «Орда» не может поработить русского зрителя и собрать с него дань путём покупки билетов.

5 из 10

16 марта 2018 | 07:27
  • тип рецензии:

Фильм просто неприятный! Но были подобные экранизации, которые удалось досмотреть до конца. «Орду» нет!

Данное произведение на мой взгляд является полной дискредитацией Арабова, как сценариста. Изложение истории должно подчиняться структуре. Нет, речь не об американской, а об обычной целесообразности озвучивания и очерёдности подачи информации. Можно показать всё то, что хотели в этом фильме, но не в самом начале. Но нет, мы же экспозицию ваяем! Факты из пыльных архивов нашли – зря что ли чихали! Давай всё вывалим на первых минутах! И, вуаля, узрите безбашенность кочевников, их переменчивость (то пощадили, через 5 минут зарезали пленников). И ничего, что тем самым сразу же убивается смысл поездки священника в орду. «Татары иначе на Москву нападут!» А что могло удержать их в очередной раз поменять настрой после помощи?! Экспозиция именно об этом и сообщает. Поели конского дерьма и вперёд на Русь! Поэтому костяк истории разваливается. Не заметить этого мог лишь зав. кафедрой драматургии.

С другой стороны, там, где надо экспозиция отсутствует. То, что ползающие на коленях попы из Ватикана (приползли), выяснил лишь из Википедии. А уж про то, кого в самом начале убивают и за что, вообще не разберёшься, пока, как в «Стране Оз», не приставишь вместо своей головы арабовскую.

До этого в «Молохе» я для себя также отмечал усечённый профессионализм создателей. Вываливать голую бабу на зрителя в самом начале фильма как-то не эстетично. А то, что сценарист не проходил технику безопасности в вузе стало ясно по тому, как эта самая баба бегала босая по мокрым камням под дождём над самой пропастью.

Неужели лишь балансирование на грани фола может привлечь внимание аудитории?!

Бедное российское кино…

23 июля 2017 | 00:15
  • тип рецензии:

Как ни странно, но в отрицательной рецензии будет много о том, что мне в фильме понравилось. В частности, прекрасно написаны и срежессированы сцены. Каждая из них это не просто ансамбль 'говорящих голов', а всегда интересные нюансы, любопытные и забавные игровые дополнения, которые замечательно помогают раскрыться персонажам. Однако персонажи раскрываются не только этому благодаря. Игра актёров - как наших, так и монгольских - редчайшим образом правдоподобна. Не пишу 'достоверна', поскольку исторических деятелей, затронутых в истории, лично не имел удовольствия знать-с, но вижу в них правду быта и нравов того социума и того времени. Отмечу так же хорошие диалоги. Простые, без велеречивости и пафоса философии, но необычные, с любопытным 'противостоянием' вопросов и ответов. Общий подход к фильму таков, что фильм мог бы быть очень сильным. Не получилось - почему?

НЕТ ДРАМАТУРГИИ.

История линейная, без завязки и развязки, ниоткуда начинающееся и ничем толком не заканчивающееся повествование. Непонятно для кого и зачем это снято. Кто должен был это смотреть. Русские? Монголы? Подростки? Зрелые люди? Женщины? Мужчины? Ни для одной из этих целевых категорий я, опытный маркетолог и рекламист, не нахожу факторов мотивации.

В основу сюжета легла очень вольная интерпретация весьма спорного с исторической точки зрения эпизода о поездки святителя Алексия Бяконта в Орду. Каноническая версия продолжает настаивать на том, что он там явил чудо, исцелив от слепоты ханшу Тайдулу. Но всё больше историков склоняются к мнению, что чуда никакого он не совершал, и Тайдула вовсе ничем не болела, а под этим предлогом вызвала Алексия для помощи своему сыну, хану Джанибеку, не придавая огласке его недуг... Но это оставим за скобками, а обратимся к драматургической ценности сюжета. Она отсутствует. Герои размазаны по истории, они ничего не делают вопреки или для роста, и до её самого конца лично у меня так и не появилось фаворита, за которого 'болеть'. Ни к кому не возникло импатии.

Никакой героики нет. Сама история, повторюсь, линейна и односложна. Очень, невероятно, чрезвычайно много грязи и фекальных масс, что проникновенности фильму также не добавляет. Бесит до невозможности эта привычка 'старых советских' киношников стремиться к реалистичности, показать нам 'как оно было'. Да поймите вы, наконец: нам плевать, как оно было! Сколько 'всё это' окружало грязи, рванья, нищеты! Надо идеализировать обстановку. Мы в кино за сказкой ходим - американцы это давно поняли, а вы когда поймёте?

Словом, за то, о чём упомянуто в первом абзаце, только

5 из 10

10 марта 2017 | 23:23
  • тип рецензии:

Собственно фильм этот я, наверное, никогда бы не посмотрел, если бы он не был показан в нашем провинциальном кино-клубе, где местная интеллигенция периодически смотрит и обсуждает новое в современном кинематографе. В рамках показов «Мейнстримового кино» мы и лицезрели сей шедевр от студии «Православная энциклопедия».

В последние годы наши любимые правители всерьез занялись установлением духовных скреп для русского народа. Не жалеют для этого ни сил ни средств. Так на «Орду» из госфонда кино было потрачено 12 миллионов долларов, а вернулось от сборов всего три. Итого 9 миллионов зеленых на пропаганду русской государственной идеи. А то, что это будет именно пропагандисткой картиной, сомневаться не приходилось с самого начала. В спонсорах числятся Гаспром, Банк Москвы и правительство Москвы.

То, что история, по меткому выражению кого-то из великих, «политика повернутая в прошлое» всем хорошо известно. Во всех странах и во все времена официальная история трактовалась в угоду правящих классов. Но интересно как это реализовано у нас в современной России. Казалось бы, при имеющихся ресурсах можно было снять серьезное кино, показать становление Московского государства, объединяющую роль православия и большой вклад в это дело патриарха и церкви. Поднять, так сказать, патриотический дух населения и дать направления духовного поиска. Можно было, наконец, продемонстрировать особый путь России в «мировом противостоянии цивилизаций». Тема-то как нельзя более подходящая. И личность и судьба Алексия более чем годится для идеологического исторического блогбастера.

Но что мы видим на экране? Режиссер «Убойной Силы 3» в своем новом фильме в основном показывает вымышленные приключения святителя Алексия в Орде. Мы наблюдаем его реалистично снятые страдания и возвышение через них. В конце концов, угодные богу муки и покорность Алексия, приводят к тому, что он (бог) спасает не только главных героев, но и возвышает все государство Московское. Таким образом, в фильме разворачивается притча о ведущей мистической роли духовных православных лидеров нации в исторической борьбе.

Порой мне казалось, что эта картина непосредственная реклама бизнеса РПЦ. Нам как будто прямо говорят - вот посмотрите, что вера правильная делает. Наш предшественник святой Алексий мало того, что сквозь огонь проходил, животных лечил, и от чумы спасал, он всю страну из мрака вывел! И мы современные священники так можем! Приходите к нам машины, магазины, ракеты освящать, и другие разного рода платные обряды совершать. Ну а все вместе мы, под руководством лучших, страну к светлому будущему вести будем.

Не зря рабочее название фильма «Святитель Алексий». Думаю, «Орда» его назвали только по рекламным соображениям. Общество не настолько клерикализировано, чтобы идти на похождения религиозного святого. Наверняка многие надеялись увидеть в фильме с названием «Орда» противостояние русских патриотов черной массе «поганых» движущуюся на Русь Святую. В общем-то, хоть и китчево, «поганые ордынцы-варвары» зрителю представлены. А вот русских патриотов заменил православный кудесник. Массы явно были разочарованы, и фильм провалился.

Хочется пожелать и далее пропагандистам-скеропочникам снимать такое же невзрачное и унылое кино. Неспособное не только нацию духовными скрепами объединить, но и вызвать сколько-нибудь значимого интереса у публики. И награды многочисленных фестивалей делу помочь никак не в силах. Сколько историческую чернуху не награждай, лучше она от этого не становится.

17 октября 2013 | 00:23
  • тип рецензии:

Насколько удачно всё началось, настолько невразумительно и завершилось. Однако упрекать в этом авторов картины я, пожалуй, не стану, списав абсолютное непонимание предполагаемой глубины данного произведения на свой «воинствующий атеизм». Дескать, просто не дано постичь – отсюда и результат.

Как бы там ни было, для меня фильм совершенно четко распался на три разновеликих последовательных отрезка, причем таким образом, что от искреннего и неподдельного интереса, казалось бы, надежно закрепленного первыми минутами, в итоге не осталось ни следа. И даже «электрошок» в виде глубокомысленного (или, по крайней мере, претендующего на статус такового) послесловия оказался мерой крайне запоздалой и оттого безрезультатной.

Неожиданная смерть героя А. Панина, думается, явилась первой вехой и повлекла за собой переход от стадии чрезвычайного интереса к стадии интереса умеренного. Особенно странным показалось отсутствие даже намека на попытку хоть как-то объяснить случившееся. На фоне откровенной харизматичности убиенного правителя слова его не в меру упитанного душегуба-преемника о том, что великой Орде нужен великий хан, показались неудачной шуткой.

Положение отчасти спасла скоропостижно ослепшая главная героиня. Наблюдать за происходящим в этой связи было уже не так занятно, но, по крайней мере, не очень скучно. Конец процессу положило фиаско «Великого московского колдуна». Чуда не произошло, и… дальше фильм можно было не смотреть.

«Хождение по мукам» и прочие «евангелистские тенденции» заполнили собой оставшуюся (что характерно, большую) часть хронометража картины, лишив, на мой взгляд, смысла обсуждение каких-то сюжетно-исторических нестыковок, просчетов в подборе актеров и прочих мелочей.

Откровенная неубедительность авторского тезиса о ниспослании чуда в ответ на деятельное раскаяние зарвавшегося грешника лично мне напомнила разве что старинный анекдот о желании во что бы то ни стало обнаружить в принципе отсутствующую причинно-следственную связь… Впрочем, на этом, пожалуй, стоит остановиться. Ограничусь лишь итоговой оценкой:

4 из 10

14 июня 2013 | 16:13
  • тип рецензии:

Фильм купил на диске, посмотрел и выбросил. Давно не видел такой беспардонной и беспредельной лжи.

1. Прошкин с Арабовым зачем-то из любимой и главной жены хана Джанибека Тайдуллы сделали его мать. Сцена совокупления матери с сыном, видимо, олицетворяет Эдипов комплекс режиссёра и сценариста.

2.Тайдулла ослепла и была исцелена св. Алексием в самый последний период жизни Джанибека, а прозрела она практически в день его смерти (его, выздоравливающего после болезни, задушил собственный старший сын Бердибек).

3.Тайдулла никогда не относилась плохо к русским. Никаких свидетельств об этом нет. Наоборот, когда её тесть хан Узбек расправлялся с в. кн. Михаилом Тверским (святым), его сын укрывался у Тайдуллы.

4.Хан Джанибек был самым лояльным из всех предыдущих и последующих ханов по отношению к Руси и поддерживал дружеские отношения с великим князем Симеоном Гордым, что крайне положительно сказалось на возвышении Москвы среди других княжеств - Тверского и Суздальского. После смерти Симеона он поддержал его брата Ивана, подтвердив его полномочия на великокняжеский стол.

5.Джанибек убил своего старшего брата Тинибека задолго до показанного в фильме, практически сразу после смерти их отца, деспотичного и жестокого хана Узбека. После чего, став ханом, стремился блюсти закон и был покровителем искусств и наук, а не тупым серым и злобным уродом, как показывает фильм.

6.Митрополит Владимирский и всея Руси ездил в Орду во главе посольства с соответствующей охраной, а не как сельский попик на приём к губернскому архиерею. Не стоит забывать и о том, что св. Алексий был духовным отцом великому князю Ивану Ивановичу, во всём покорному его воле, в отличие от показанного в фильме то ли гопника, то ли быковатого братка из 90-х годов, а никак не князя.

7.На советах у ордынского хана среди вельмож присутствовал епископ Сарский, что подтверждают многие летописи. Титул этот и ныне существует в церкви. И епископ этот имел на этих советах право голоса. А уж митрополит, глава церкви Руси, основного вассала и кормильца Золотой Орды, вообще имел охранную грамоту и неприкосновенность.

Так что фильм этот, помимо убогости и ущербности мировосприятия авторов, ещё и умаляет и буквально втаптывает в грязь роль и жизненный подвиг святителя Алексия, выдающегося церковного и политического деятеля, местоблюстителя Московского престола при малолетнем Дмитрии Донском, друга св. Сергия Радонежского и патриарха Константинопольского Филофея Коккина.

Обидно и печально, что в РПЦ нашлись олухи и неучи, похвалившие этот фильм и взявшие на щит. Стыдно это. (Или денег заслали)

Не путайте любовь к Родине, к её истории и традициям с таким творчеством в стиле студенческого театра г. Мухосранска, где озлобленный на неудачно сложившуюся жизнь режиссёр в меру бессилия своего реализует свои врождённые сексуальные и благоприобретённые либеральные комплексы.

Если вам, сограждане мои, интересна та эпоха, описанная не в чёрно-белом цвете в стиле 'социалистического реализма' и не в стиле 'все уроды и в говне, одни католические посланники, такие все бедные, но достойные и человечные, только и могут помочь русскому подвижнику', почитайте цикл романов ныне покойного Дмитрия Михайловича Балашова 'Государи Московские', в пятой книге которого 'Ветер времени' очень подробно описывается эпизод с исцелением св. Алексием ханши Тайдуллы. В отличие от авторов фильма, Балашов описывал представителей и русских, и татар, и литовцев, и других народов ЛЮДЬМИ, с хорошими и плохими сторонами, то есть объективно.

Удачи вам в поисках истины и тщательности в отделении зёрен от плевел.

13 февраля 2013 | 18:05
  • тип рецензии:

Увидев рекламу данного проекта я весьма заинтересовался и подумал, что это будет фильм на манер 'Монгола', но увы заблуждался.

В самом начале фильма заметив надпись Pravoslavnaya Encyclopaedia я насторожился и не зря. Ведь в фильме не покажут всю красоту монгольской культуры, какие-то масштабные баталии, великолепие старинных городов... Вместо этого нам представили Москву виде нескольких деревянных построек и церкви, в которой по словам одного из монголов вместились все жители этого города. Также мы увидим небольшое монгольское поселение (так нам продемонстрировали столицу монголов — Сарай) и несколько помещений где и будет происходить большинство действий. Кстати, как ни странно, но некоторое количество персонажей, которые по идее монголы, играют наши русские люди, что весьма поражает.

Понять о чем повествует фильм мне так и не удалось. Возможно все таки здесь преобладала религиозная тематика, ведь большую часть фильма мы наблюдаем как митрополит Алексий учится смирению и ожидает чуда от Бога. Тем временем пока он ждет мы видим как монголы одного за другим убивают русских и жестоко эксплуатируют еще живых.

Если судить о технических характеристиках, то качество картинки очень сильно не дотягивает до уровня 2012 года, как по мне.

Фильм идет долгих два часа и выдержать их было довольно сложно.

Из актеров выделить никого не могу.

4 из 10

13 ноября 2012 | 20:13
  • тип рецензии:

Сначала о положительных сторонах картины.

Начнем с того, что историческая действительность воссоздана реалистично. Я не являюсь экспертом в истории отношений Руси и Золотой Орды и, в соответствии с моим уровнем познаний в этой области, я был впечатлен атмосферой и качеством костюмов и декораций.

Хочется отдельно поблагодарить создателей за историческое соответствие деталей, так как большинство современных кинематографистов с ним не заморачиваются. Так же обрадовал меня тот факт, что представители Золотой Орды разговаривают на своем языке (не эксперт, но, наверное, на монгольском) с синхронным переводом, а не на русском. Этот прием придает атмосферу четкого разграничения между персонажами, приятно что создатели фильма решили его использовать.

Также не разочаровал меня и актерский состав. Нельзя не отметить хорошую игру Суханова и Хайруллиной.

Следует отметить и операторскую работу. Для российского кинематографа она на высоте. Парочка кадров огорчила, но это никак не испортило впечатление от трудов оператора. Не могу сказать о каких-то шедевральных кадрах или оригинальном подходе к съемке, но могу сказать, что твердую 7 в данном случае оператор заслужил.

Теперь же о главном, то есть о минусах.

От фильма, названного громким именем 'Орда' я ожидал нечто более оригинальное и интересное. Сценарий банален до нельзя, некоторые диалоги моментами огорчали. Основная проблема, образовавшаяся в итоге кооперации режиссера и сценариста этого фильма - они так и не смогли определиться, что же им так хочется изобразить, 'Орду' или же митрополита Алексия? В общем, чувствую я, думали они, думали и не смогли решить, почему и образовалось из картины такое непонятно оформленное 'нечто'. Это сильно подпортило впечатление от итак специфически начавшегося фильма. Я вообще могу назвать весь этот фильм именно специфическим, а если конкретнее, то он оставил немного кашеобразное впечатление.

Очень огорчило еще и то, что под названием 'Орда' нам подсунули всего два года ее существования (от событий начала фильма до событий в конце исторически прошло около двух лет по моим подсчетам) и помимо этого врезали в ленту еще и свою ненависть и неуважение к ней.

Музыкально-звуковое оформление не запомнил, но это свидетельствует только о том, что оно среднее. Слух не резало, но и в память не запало, в целом - нормально.

В общем, имея неплохой актерский состав, режиссер не справился с темой и не раскрыл ее даже наполовину, что очень жаль.

5 из 10

31 октября 2012 | 21:12
  • тип рецензии:

Во время войны 1941-1945 годов немцев показывали в фильмах тупыми, карикатурными и отсталыми. Оно понятно, советские люди тогда еще испытывали страх перед фашистами, и сталинская пропагандистская машина снимала страх приемами уничижения противника. После войны уже появились фильмы, где противник был показан более объективно, потому что победа над дураками сильно унижала победителей и умиляла их роль в войне.

Неужели страх перед татаро-монголами до сих пор сидит в генах у русских, что былого противника нужно изображать варварами-недочеловеками? Неужели патриотизм можно воспитать на лжи? Ладно, раньше СССР жил за железным занавесом и мы не знали всей правды о войне и наших идейных противниках, но сейчас в век интернета и свободы такие извращения правды могут обернутся своей противоположностью.

Чтобы как-то оправдать свой страх создатели фильма лихо перекроили историю. Монах Джованни Плано Карпини был у монгол за 100 лет до показываемых событий. Папа римский Иннокентий VI не мог иметь дело с Тинибеком, поскольку Тинибек был убит за 11 лет до того, как Иннокентий стал понтификом. И убили Тинибека эмиры, когда он произносил клятву великого хана, а не его брат Джанибек.

Тайдула, мать Джанибека, пригласила отца Алексия в Орду в 1357 году для лечения Джанибека, но, чтобы никто не узнал, что хан болен, она притворилась слепой, и Алексия пригласили якобы для ее лечения. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь.

Но самое главное – Тинибек, Джанибек и его сын Бердибек исповедали ислам, то есть, не были языческими варварами, коими их изобразили в этом фильме. Чингизиды, правившие тогда всем миром, одевались в парчу и шелк и в роскоши превосходили восточных правителей, вроде Султана Бейбарса, которые были показаны в российских же фильмах.

Плохо, когда рабский страх и униженное достоинство движет помыслами художника. Создателям фильма не удалось показать, ни почему сгнила и сгинула Золотая Орда, ни почему святая вера русичей оказалась сильнее магометанства татаро-монгол, ни почему воины Золотой Орды приняли впоследствии православие и составили костяк вольного казачества.

Когда в голове разруха и фильм получается ни о чем.

4 из 10

31 октября 2012 | 13:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: