всё о любом фильме:

Носферату, симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens
год
страна
слоган-
режиссерФридрих Вильгельм Мурнау
сценарийХенрик Галеен, Брэм Стокер
продюсерЭнрико Дикманн, Альбен Грау
операторФриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф
композиторДжеймс Бернард, Ганс Эрдманн, Карлос Ю. Гарза, ...
художникАльбен Грау
жанр ужасы, фэнтези, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
60 + 2 = 62
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула» (Dracula, 1897).
    • В Швеции фильм был запрещен вплоть до 1972 года.
    • Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.
    • Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.
    • Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.
    • Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр.
    • Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:13

    файл добавилRusfan93

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    … и слава Богу! Людям привыкшим к гламурным вампирам, наверное, не стоит тратить время на «Носферату» — это фильм из другого класса. После просмотра остается впечатление, что прикоснулся к вечному и это так и есть.

    При уровне развития кинематографа в 20-е годы в фильме присутствует юмор, недосказанность, экспрессия… Я знаком со всеми экранизациями романа Стокера, но эта, однозначно, лучшая, возможно, потому, что сам Брэм участвовал в написании сценария. Среди всех фильмов о вампирах «Носферату» — первоисточник. Режиссерская работа тоже приятно удивила — ничего лишнего (после «Носферату» я уже пересмотрел все работы Мурнау, которые смог найти).

    Особенно хотелось бы отметить следующие моменты:

    1. Игра Макса Шрека — нечто потрясающее, чего стоит хотя бы выражение его лица, когда он смотрит на Эллен из окна — голодное, жалкое, просящее. Чудовище со взглядом спаниэля.

    2. Отличные субтитры: всё по существу, но в хорошем стиле и с юмором. Очень важная часть фильма, на мой взгляд.

    3. Несколько сцен, которые остаются перед глазами еще долгое время после просмотра, например, момент, когда Эллен смотрит, как по улице черные люди несут черные гробы производит сильнейшее впечатление.

    Сложно поставить оценку… Люди, для которых кино — искусство, рано или поздно посмотрят «Носферату», т. к. этот фильм — одно из первых произведений киноискусства.

    29 декабря 2011 | 18:03

    Фильм действительно воздействует нехило. А чем? Конечно, многими ухищрениями по отдельности, и ими всеми в совокупности. Но для меня наиболее близка одна из граней этого воздействия. А именно то, как тебя будто затягивают в кадр, ловя на сладкие приманки, будто бы предлагают там пожить.

    Сначала мы наблюдаем светлые и лёгкие сценки, сладостные, но всё же не переслащённые, и это вполне даже импонирует. Идиллические моменты из жизни молодой семьи, нежная забота друг о друге, переживания, грядущая разлука, изъяснения преданности, длительное прощание, щемящая грусть при воспоминании о дорогом человеке… Благородные, достойные уважения чувства, и хочется вмесие с героями ощущать их и в своей груди снова и снова. Ну а ещё есть детали, так изящно создающие атмосферу заманчивого уюта. Прельстительно украшенные интерьеры, вышивание, даже юркая кошка — всё это обеспечивает расслабляющую, непринуждённую обстановку. В таком мире хотелось бы жить — но, попав туда хотя бы мысленно, одновременно делаешь и себя уязвимей для того ужаса, тень которого уже нависла над честным бытом приличных граждан…

    Постановка довольно аскетическая; тем более примечательно, какими скудными техническими возможностями достигается нужный эффект. Тут так и хочется дискутировать на тему того, как вообще ограниченность средств способствует расцвету воображения! В немом кино тоже у разных режиссёров были свои хитрости, припомнишь, как, допустим, Хичкок добивался требуемой силы воздействия в своём «Жильце». Что-то общее, конечно, характерно для всего немого кино — это мощь, отточенность, даже некая преувеличенность поз, жестов, выражений лиц, что просто необходимо, если ещё нельзя пленять публику ни голосом, ни красками.

    Большая часть как героев, так и сюжетных линий из книги остаётся за кадром — но это, пожалуй, позволяет особенно сфокусировать внимание на тех моментах, которые остались. К примеру, поездка молодого человека в замок и пребывание там в итоге создают нужный градус напряжённости и жути. Да и потом, во всех экранизациях «Дракулы» сюжет, мягко говоря, хоть в чём-то да и отличается от оригинального. Я навсегда сохраню привязанность к книге, но отнюдь не стану и сожалеть о том, что удалось послушать симфонию такого ужаса. Того ужаса, у которого есть своё лицо, взор, и даже свой собственный неповторимый нос!

    18 марта 2013 | 00:09

    Уже давно хотел сказать что-нибудь об этом знаменитейшем фильме, но всё никак не мог подобрать нужные слова. И дело не в отсутствии живых впечатлений от «Носферату» — дело в невозможности найти правильный подход к оценке столь давно созданного фильма.

    В самом деле, писать рецензию на фильмы немой эпохи невероятно сложно в виду откровенной нестыковки наших (современных) представлений о том, каким должно быть качественное кино, и представлений тех людей, для которых выход на экраны того же «Носферату» произошёл в режиме реального времени. Справедливо ли будет ставить оценку фильму Мурнау исходя из нынешних киностандартов?

    Ответ очевиден: нет, не справедливо. С другой стороны, почему при оценке того или иного фильма я должен делать скидку на его возраст? Ведь, в конце концов, киношедевр должен быть таковым в рамках любых применяемых к нему параметров.

    «Носферату» в своё время произвёл ошеломляющий эффект; во многом творение Мурнау оказалось новаторским и первопроходным. Но с тех пор прошло больше 80 лет, кино во всей своей структуре и по духу своему (так сказать) изменилось до неузнаваемости.

    «Носферату» больше не производит того «эффекта присутствия», которым он по праву гордился в 20-е гг., граф Орлок по-прежнему зловещ и неприятен, но уже не вызывает того неподдельного ужаса, которое вызывал в 20-х, сюжет фильма больше не воспринимается как некое откровение — со всей очевидностью он представляется набором наивно-банальных штампов. Никто сейчас не станет восхищаться работой оператора, монтажёра, художника-постановщика.

    Из числа актёрской группы по обыкновению можно выделить Макса Шрека, да и то с оговоркой, что вообще-то чрезмерно устаревшая манера игры ничем не отличает его от прочей актёрской массы. Интересные эпизоды? Ну разве что граф Орлок, который плетётся по баварским улочкам, таская за собой собственный гроб, или застывает в знаменитом предсмертном изгибе у окна. А вообще и здесь нет ничего особенного.

    Но в любом случае, «Носферату» — это классика, это легенда.

    В конце концов, это живой памятник навсегда ушедшей киноэпохе.

    9 апреля 2009 | 11:36

    Смотрел в английском переводе, конечно, а там имена персонажей заменили обратно на стокеровские (полагаю, историю с борьбой за авторские права, чуть не убившей фильм, все знают?), так что, не обессудьте, излагать буду соответственно.

    Немой фильм всё-таки воспринимать непросто. Преувеличенные эмоции смотрятся как признаки безумия, но с этим вполне можно свыкнуться. Важнее, что, поскольку характер персонажа не раскрыть в диалогах, он тоже подаётся преувеличенно и крайне прямолинейно. В итоге Ренфилд выглядит клиническим сумасшедшим уже в первых кадрах (он — начальник Харкера, пославший его к графу), а Джонатан Харкер, который, конечно, и в оригинале не блистал интеллектом, предстаёт жизнерадостным идиотом. С другой стороны, нельзя сказать, что актёры играют плохо — таковы условности жанра.

    Итак, Харкер оставляет свою жену Нину (почему-то так, вопрос к американским переводчикам) и едет в Трансильванию помочь графу Дракуле выбрать дом в Бремене. По дороге он останавливается в румынском трактире и находит в своей комнате «Книгу вампиров» (самая естественная вещь на свете, не так ли?). Особенно умиляет, что, дочитав до строк «Первый носферату родился в 1443 году. Его имя, которое не стоит произносить вслух, -…», герой зевает, отбрасывает книгу и ложится спать. Удивляясь по пути суеверию местных крестьян (а как им не быть суеверными, если ночами у деревни бегает гиена (sic!) и пугает лошадей), Джонатан пребывает в замок Дракулы и знакомится с этим жутковатым стариком. Тот читает рекомендательное письмо от Ренфилда, написанное, видимо, на вампирском языке — выглядит как детские каракули, дополненные свастиками и могендавидами), восхищается шеей Нины, увиденной на медальоне и выбирает дом напротив дома Харкеров. Наутро Джонатан обнаруживает у себя на шее две дырочки, а графа — в гробу, и начинает что-то подозревать. Ночью Дракулу от мужа отпугивает сомнабулическая Нина, крик которой как-то долетает до Румынии, так что вампир грузит на повозку гробы, ложится в один из них, и повозка без кучера уезжает. Воспользовавшись этим, Харкер, воспользовавшись этим, бежит, граф нудно плывёт на корабле в гробу, а Ренфилд попадает в сумасшедший дом. После приезда Дракулы в городе объявляют карантин, испугавшись эпидемии чумы, Харкер целуется с женой и велит ей не трогать привезённую им «Книгу вампиров», игнорируя тот очевидный факт, что Дракула, презрев конспирацию. и правда поселился в купленном им доме. На этом сходство с «Дракулой» Брэма Стокера, затянувшуюся завязку которого представляет большая часть фильма, заканчивается. Нина всё-таки читает книгу, узнает, что чистая душой женщина может добровольно предложить кровь вампиру и задержать его до крика петуха — тогда он погибнет. Она принимает соблазнительные позы у открытого окна, граф попадается в ловушку и испаряется, а Нина умирает от потери крови.

    Несмотря на всё вышесказанное, в фильме есть саспенс. Конечно, в очень значительной степени его обеспечивает Макс Шрек. Он действительно великолепно сыграл мёртвое чудовище. Полагаю, роль сыграла и его внешность, действительно, впечатляющая, но дело не только в ней. Минимальная подвижность и полное отсутствие непроизвольных движений, угловатость и механистичность, остекленевший взгляд — таким не был Дракула у Стокера, но именно таким должен быть порождённый ночью живой мертвец. Худой, похожий на паука граф, несущий гроб по ночным улицам — пожалуй, самое наглядное и жуткое изображение вампирской сверхсилы, что я видел.

    Не говоря о том, что это просто классика, которую надо знать.

    23 марта 2014 | 07:02

    Никакого «саспенса», ни грамма дорогостоящих эффектов, несколько капель крови — и все равно, я считаю «Носферату» одним из лучших фильмов в жанре хоррор.

    Сам вампир Носферату неотразим, эти не моргающие безумные глаза я запомню на всю жизнь. Сыграно все правильно, по дедушке Станиславскому.

    Музыка вкупе с картинкой изрядно пощекотали мне нервы. Хотя фильм заставил меня сидеть на иголках, после него остается вполне себе интересное, даже приятное послевкусие, чего не скажешь о многих современных фильмах этого жанра.

    Понравилась игра оператора с фильтрами, весьма необычно, а для 1920-х так вообще диковинка.

    Итог — каждый уважающий себя киноман, тем паче, любитель хорроров, обязан посмотреть эту великолепную классику жанра ужасов.

    10 из 10

    Теперь это мой любимый фильм в жанре.

    26 мая 2014 | 03:34

    Носферату, симфоняи ужаса. 1922 год

    Перед вами уникальный в своем роде шедевр кинематографа. Фильм «Носферату, симфония ужаса» является подлинной классикой немецкого киноэкспрессионизма двадцатых годов. Данный фильм, по мнению многих авторитетных критиков считается одной из самых страшных и удачных экранизаций романа Брэма Стокера «Дракула». Я смотрел это кино с немецкими субтитрами (то есть родными), никакого закадрового переводчика не было и в помине. Мне оставалось лишь понять, что там написано. Немецкий язык в школе не изучал, так что не понял ни одного слова, кроме Вампир. Позже я пересмотрел кино на компьютере, оказывается были доступны субтитры.

    Как вы уже наверное поняли, фильм был снят по роману Брэма Стокера «Дракула». Сюжет очень напоминает первоисточник, но со своими новшествами. До экранизации более популярной среди широких масс голливудской экранизации «Дракула» оставалось еще долгих 9 лет. Так что эти фильмы очень схожи, и оба замечательны, каждый по своему.

    Поначалу писатель хотел назвал свой роман «Граф-вампир».

    Позднее, для пущей достоверности, переименовал и перенес место действия, найдя упоминание о графе Дракуле среди легенд Трансильвании. Киностудия Prana Film негодовала. из за того что не смогла приобрести права на фильм.

    Все из за того, что вдова писателя пожелала уничтожить все копии данного фильма из за нарушения авторских прав. Режиссеру Фридриху Вильгельму Мурнау пришлось внести некоторые изменения, в частности сюжета и имен героев. Так главного злодея назвали не Дракулой, а Орлоком.

    Несмотря на это, сей фильм был быстро изъят из проката с последующей промывкой плёнки. И несмотря на все эти конфликты, кино стало признанной классикой мирового кинематографа, фильмов ужасов в частности. Раньше ужастики так сильно не пугали. И тут на экранах появляется загримированный Макс Шрек, который делает своим ужасным видом меняет штурвал вперед в развитие развлекательного кино. Также рекомендуется к просмотру интеллектуальная драма Мурнау «Последний человек».

    В некоторых моментах съемку ускоряли при монтаже. Это добавляет некой жутковатости происходящему.

    И вот, мы подошли к гвоздю программы. Запоминающийся и леденящий душу образ страшного вурдалака Носферату был создан актером Максом Шреком. Эта роль стала одной из самых известных для актера. Помимо этого, актера можно было увидеть в таких картинах, как фантасмагорическая мелодрама 1923 года Улица и комедия 1924 года Финансы великого герцога. Что характерно, Шрек на немецком переводится как «страх».

    В отличии от других фильмов немого кино (Кабинет доктора Калигари).

    Этот фильм был снят на натуре, в помещении старого замка в Чехословакии.

    В те далекие годы такого люди и представить себе не могли, что кино можно снимать в реально существующих местах, а не на специально подготовленных киностудиях. Именно это дало повод слагать о кино различные легенды, что на пленку был запечатлен не актер, а самый настоящий кровосос.

    В кино имеется великолепная игра света и тени, что разрывает барьер между съемками классического театрального и кино и живых натурных съемок.

    Весьма интересная находка реставраторов — вместо черно-белого изображения, цвет фона менялся, с подходящей для этого обстановкой и сменой времени суток.

    Как и во множестве других подобных фильмах эпохи немого кино, актерам красили веки и пудрили лицо. Это прибавляло выразительности. Так что мимика и пластичность гримасы главного героя это отдельная тема. Немного жутковато и забавно одновременно. Его физиономия мне чем-то напоминает молодого Эдуарда Хилля.

    Главный герой фильма весел и оптимистичен. Все эти разные эмоции, будь то радость, испуг не оставят зрителей равнодушными. Он совершенно не может без эмоций, они его переполняют, Хуттер постоянно все делает с натянутой, глуповатой улыбкой. Будь то он ест, просыпается, или пишет письмо своей жене. Неплохая игра актера, сыгравшего главного героя, не уступает по своему обаянию злодею фильма. Злодей в этом фильме тоже забавен…по своему. И это не мешает ему выглядеть крайне пугающе. Весьма колоритный антагонист получился. Скалит зубы, то пучит глаза и весьма нехорошо улыбается. Кино -родоначальник вампирской эстетики, именно в этом фильме впервые был приведен прием уничтожения вампиров при помощи солнечного света. Его первое появление вызывает дрожь и легкий холодок у зрителей. Не спорю, у него один из самых страшных образов вампиров в кино. Но, когда камера снимает актера вблизи, то просто невозможно не удержать хохот, когда вампир начинает пучить глаза с этими темными бровями и накладными клыками.

    Грим главного злодея является настоящим произведением искусств и образцом для подражания, к общей картине добавляем игру Макса Шрека и вы сможете получить идеальный результат того, как надо правильно пугать зрителей.

    Гримеры создали весьма пугающий вид: лысая черепушка, заостренные уши,

    тонкий нос, клыки, темные круги под злобными глазками, тоненькие ноги и руки, широкие плечи в темном одеянии и выпирающим горбом, здоровенные ручища с тоненькими длинными пальцами и ногтями. А в остальном, внешний вид графа Орлока и Томаса крайне мультяшны и забавны, возьмем к примеру капитана корабля, который похож на льва со своей косматой прической, пышными бровями, бакенбардами и бородой.

    Или, например, начальник Кнок, который выглядит маленьким злым, безумнейшим толстым человеком с всклокоченными волосами.

    Симфоническая музыка в фильме идеально вписывается в атмосферу, то медленно и нагнетающее, то нежно и ласкающая слух.

    Замок в фильме немаленький, довольно таки старинный, зловещий и одновременно красивый. А вокруг ни души, только бесконечные просторы скал.

    Спецэффекты для 22 года «поражали» воображение.

    Пример: Герой видит из окна странную картину- вампир, обладая нечеловеческой силой берет гробы и загружает их один за одним на лошадиную повозку, и ложится в один из гробов. Крышка же закрывается при помощи покадровой анимации.(приблизительно 7 кадров). О 35 мм можно было только мечтать. Так как во многих кадрах видны темные полосы, или затемнение по окружности. Не ждите увидеть впечатляющие, масштабные виды на замок, в кадре умещается только её часть.

    Вывод:

    Зловещая сказка для детей и взрослых, не знаю, какими были тогда ограничения при просмотре фильмов, но я бы в детстве такое кино посмотрел…ночью.

    9 из 10

    25 сентября 2011 | 22:13

    В 1920-е годы в Германии зарождались истоки жанра хоррор. Переломным моментом стал фильм «Кабинет доктора Калигари», в котором использовались новаторские декорации, отображающие сознание безумца. «Калигари» послужил началом новому течению в кинематографе, известному как Немецкий Экспрессионизм. Главными особенностями данного течения были: необычные декорации с искаженными пропорциями, тема безумия с налётом тёмного романтизма, события сюжета, разворачивающиеся в воображаемом мире, всевозможное использование игры теней, и намеренно утрированная игра актёров.

    «Носферату. Симфония ужаса» — один из наиболее ярких представителей Немецкого Экспрессионизма. Фильм является неофициальной адаптацией самого знаменитого романа о вампирах «Дракула».

    Режиссёр фильма Фридрих Вильгельм Мурнау был одним из величайших режиссёров эпохи Экспрессионизма.

    Мурнау изменил имена главных героев, поскольку вдова Брэма Стокера отказывалась продавать права на экранизацию. Граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер — Томасом Хаттером, Мина — Эллен, и т. д. Место действия перенеслось в вымышленный немецкий город — Висборг (соединённые вместе названия двух городов: Висмар и Любек) в 1838 год.

    Таким образом, сюжет фильма во многом отличается от книги, и стоит его рассматривать как отдельное произведение. В фильме Мурнау граф не выглядит привлекательным и соблазнительным, каковым он был в книге, а скорее — наоборот.

    В своём фильме Мурнау ориентировался на восточноевропейскую мифологию о вампирах, в которых облик вампира был таков: лысая голова, остроконечные уши, длинные когти и резцы как у крысы. Имя этому вампиру — Носферату, что в переводе с греческого означает — «переносящий болезнь». Этот миф возник во времена чумы, переносчиками которой были крысы. Исходя из этого мифа, Носферату был лидером крыс, переносящих чуму и смерть. Поэтому он имел крысиноподобный облик.

    В фильме Мурнау всё было именно так — граф Орлок прибыл в Германию с огромным количеством крыс, распространяя чуму на всех обитателей Висборга. Ещё одним отличием от оригинала было то, что после укуса жертвы графа не становились сами вампирами. Они умирали от его укуса. В результате чего умирает и Эллен. Она приносит себя в жертву вампиру ради спасения остальных. Граф в фильме умирает от лучей восходящего солнца. Впервые эта идея появилась именно в этом фильме. Поскольку, в книге Дракула спокойно передвигался по Лондону в дневное время. Просто в дневное время он был не настолько силён. Именно благодаря Мурнау появился миф о том, что вампир может умереть от солнца.

    Одним из художественных достижений фильма стала сцена, снятая в негативе, в которой Орлок везёт Хуттера в замок, а также — ускоренное воспроизведение плёнки, чего раньше не применяли в кино. Готические декорации фильма мастерски создают ощущения напряжения и отрешённости. Невероятно завораживающие съёмки на натуре, сделанные в Словакии.

    Будучи полностью просвещённым в мистике и оккультизме, Мурнау изобретательно использовал свои познания для создания страха и ужаса в своём шедевре.

    Исполнитель заглавной роли Макс Шрек (чья фамилия переводится как «ужас») гениально сыграл роль графа. Он создал канонический образ вампира, который пугает по сей день. Эта роль прославила его на всю жизнь. И сделала самым узнаваемым кино-вампиром всех времён.

    Роль Эллен достойно сыграла Грета Шрёдер — актриса театра и кино, и к тому же — жена Пауля Вегенера (известного немецкого экспрессиониста, прославившемся в фильме «Голем»). Она привнесла немалую глубину в роль Эллен, которая была готова пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимого и остальных людей.

    Итог: истинный шедевр классического хоррора, пугающий и по сей день.

    10 из 10

    1 сентября 2014 | 14:43

    Перед просмотром этой картины, я знал что он был снят в далеких временах с черной-белой картинкой и немыми актерами. Я представлял себе ту же самую классику как Дракула — вот тебе молодой человек запертый в замке, боится Дракулы. Но тут немного иное.

    Конечно, начало очень похожее. Все от первого до второго акта. Молодой клерк приходит к старику, который хочет купить дом. Он живет в местах которых все боятся. А наш герой не верит суевериям и идет. Знакомо?Классика.

    Но второй акт заканчивается тем что главный герой в ОТКРЫТОМ замке перелезает через окно с другой стороны замка когда увидел что внизу несут гробы на корабле.

    С этого момента начинается поворот сюжета который не похож на классику Дракулы и держит зрителя в интересе событий, ведь это иная классика. Ведь вся эта идея с чумой, женой, кораблями и помощником смотрится очень бодро потому что мы этого в классике ужастика еще не видели.

    Стоит добавить что фильм, если честно скорее смешной моментами чем страшный, но он заставляет тебя смотреть его с интересом и воспринимать как ремейк Дракулы.

    8 из 10

    16 декабря 2013 | 00:14

    А вот еще одно выдающееся классическое произведение, поставленное по роману Брэма Стокера, автора «Дракулы». Это известнейший немецкий немой фильм 1922 года, стал первой его экранизацией, и для меня это самый первый фильм про вампиров. Не обращайте внимания на год создания, такие фильмы останутся шедеврами даже сейчас, поскольку немого кино сейчас практически нет, а создать такой визуальный ряд под одну, пусть даже и превосходную музыку, мало кто сможет.

    Вот в 2005 году я посмотрел «Зов Ктулху», снятый в духе того времени, и удивился — есть же все таки люди, которые понимают, что дело не в технологии и озвучивании персонажей, а в создании особенной атмосферы. Не могу сказать, что этот фильм лучше или хуже, чем «Дракула», я вообще избегаю сравнений одной работы с другой. Но поскольку сценарии очень похожи, вам будет интересно, что все же лучше смотрится.

    На мой взгляд, Дракула получился сильнее и как фильм, и как персонаж. Все таки он более зловещий и сильный вампир на экране, чем граф Орлок. Поэтому мне было вдвойне интересно посмотреть этот вариант сценария, чтоб сравнить этих экранных персонажей для себя. Здесь я не буду говорить, что объективно лучше.

    Вот честно, я сам не могу понять, чем же он так поражает. Наверное, это удивление, когда немой персонаж умудряется напугать вас даже не своим внешним видом и, тем более, визгом или рыком, а скорее его манерой движения. Лично я начал убеждаться, что когда нечто, напоминающее человека, двигается на экране согласно другой, непостижимой нам манере, это может оказать какое — то гнетущее воздействие на зрителей. И при этом, в некоторых сценах, граф — вампир выглядит даже забавно, для меня — даже в какой то мультяшной манере. Да, кстати, по списку это первый полуторачасовой фильм, так что можете быть уверены, за это время будет немало моментов, стоящих вашего внимания.

    Зрелищность — 4
    Постановка — 4
    Актеры — 5
    Сценарий — 5
    Ожидаемость — неожиданно страшно

    Мое слово — очень атмосферно, все 92 минуты!

    12 мая 2009 | 18:35

    «Носферату, симфония ужаса» — фильм Фридриха Вильгельма Мурнау.

    Сюжет

    По долгу службы, агент по недвижимости Томас Хуттер (Густав фон Вангенхайм) покидает родной Бремен и отправляется в Трансильванию, дабы уладить формальности с графом Орлоком (Макс Шрек), который изъявил желание приобрести дом в его городе. В дороге Хуттеру открывается страшная тайна графа и тех мест, в которые он держит путь, однако с пути он не сворачивает. Встреча с Носферату станет ужасом для него самого и обернется кошмаром для всего города.

    «Носферату, симфония ужаса» — легендарный немой фильма ужасов далекого 1922 года, наследие послевоенной Германии и новый виток развития немецкого экспрессионизма. Он по праву считается знаковой картиной всего XX века и является, пожалуй, самым известным представителем времен зарождения настоящего кинематографа. Легендарность его далеко выходит за чисто «киношные» пределы и не ограничивается лишь на его нетленном статусе и несомненной ценности как произведения киноискусства, что делает эту ленту поистине бессмертной. Прежде всего, речь идет об известной истории, порожденной жуткими слухами о том, что главную роль в фильме играл настоящий вампир, который чуть ли не питался членами съемочной группы. В результате, спустя много лет, будет снят полудокументальный кинофильм «Тень вампира», основой для которого и стало переплетение реальных событий, вымыслов и мрачных поверий времен съёмок «симфонии ужаса» в таинственных чешских горах и лесах. Наличие такого потомка, который по истечении десятков лет фактически воспевает своего «прародителя» — одно это уже говорит о многом.

    Фильм во многом новаторский. Здесь и масштабные по тем временам съемки на живой природе, и немногочисленные, но чрезвычайно важные предки современных спецэффектов, вставленные там, где это действительно необходимо и даёт значительный «плюс». Отдельного упоминания заслуживает игра теней, которая в «Носферату» занимает огромную роль в становлении общей композиции кадра, а также вносит существенный и весьма оригинальный вклад в создание неповторимой атмосферы.

    Само творение Мурнау назвать экранизацией всемирно известного романа Брэма Стокера «Дракула» можно с большой натяжкой — уж слишком много расхождений. И касаются они не только, и не столько непосредственно сюжета, сколько самого посыла, подтекста, выразительных средств и вообще восприятия фильма в целом. Уникальная стилистика и художественное выражение картины представляет историю графа Дракулы под совершенно другим углом. Все изменения относительно оригинального произведения сделаны и продуманы именно таким образом, чтобы способствовать этому самому «новому восприятию». Они задают тон, дооформляют который уже кинематографические приемы.

    Актеры

    Их игра может показаться весьма своеобразной, но она типична для тех времен. Нарочито самозабвенный смех или картинный испуг, эдакий «театральный стиль». Однако, не надо спешить с критикой — отнеситесь с пониманием. Фильм немой, его единственный инструмент для воздействия на зрителя — «картинка». Редкие титры лишь выполняют второстепенную роль и являются не более, чем информатором.

    Макс Шрек — Носферату

    Образ графа Орлока в его исполнении шедеврален. Прежде всего, он разительно отличается от модернистских Голливудских вампиров, полных лоска и более знакомых зрителю. Здесь нет ни роскошного наряда, ни «прически за сто баксов», ни самодовольно-презрительного взгляда, в котором читается осознание собственного всемогущества вкупе с животной жаждой крови и чувством наслаждения от процесса её утоления. Нет. Граф Орлок диаметрально противоположен этим сексопилам и буквально «рвёт шаблон» зрителю.

    Главный герой проработан до мелочей — в буквальном переводе «носферату» означает «переносящий болезнь». Именно этот смысл с потрясающей точностью воспроизводит и переносит на себя персонаж Макса Шрека. Он идеально вписывается в общую концепцию фильма и, являясь её неотъемлемой частью, пропитан каждой её составляющей и представляет собой своеобразный обособленный концентрат, который вместе с тем, непосредственно находится в органичном взаимодействии со всеми остальными её составляющими. Жалкий, но одновременно пугающий старик, сгорбленный, худой, имеющий сходство с иссохшим гниющим деревом — таков его внешний облик. Он напрочь лишен какой-либо романтизации и возвеличивания. Напротив, он словно кара Господня, как наказанье на свете этом. Его тягостное существование, полное внутренней боли, вызывает противоречивые эмоции. Он живет в отторжении, наедине с собой и со своей сущностью. И не случайны здесь параллели с крысами — такими же разносчиками чумы. Вот они — «заклятые товарищи» его — крысы, которым соответствует он как внешне, так и внутренне. Крыса — низкое, отвратительное создание, являющееся объектом всеобщей ненависти и презрения, которое обречено на жизнь чуждого всем изгоя. Это же воплощает в себе граф Орлок, предстающий в образе юродивого отщепенца и затворника.

    Особая атмосфера

    Ещё большой вопрос — чего здесь больше: собственно самой атмосферы мистики происходящего, или атмосферы эпохи зарождающегося кино. И та, и другая, очень специфичны. И зависит то, в какую из них зритель больше окунется и насколько правильно прочувствует, от того, каков будет его подход к просмотру.

    Просмотр картины

    Отношение к «Носферату» исключительно как к фильму ужасов, или даже как к классическому фильму ужасов — недопустимо. Такая позиция практически неизбежно приведет к неверному восприятию, а в некоторых случаях — и к низкой оценке, поставленной неосознанно. К этому фильму нужно подходить прежде всего с эстетической точки зрения — это избавит от бессмысленного поиска ужасов там, где их нет, а также позволит тоньше прочувствовать как идейность картины, так и её художественные изыскания и авторские приемы.

    Безусловно, нельзя не отметить черно-белый формат этой ленты, являющийся не только напоминанием о времени создания фильма, но и заложником того самого времени. И это чрезвычайно уместно именно здесь — это дарует совершенно особенные ощущения при просмотре, создает неповторимый эмоциональный фон, словно помещает зрителя в магический мир, находящийся где-то между событиями самой картины и нескончаемым завораживающим мельканием старинных кинокадров.

    Вместо эпилога

    «Носферату, симфония ужаса» — это фильм, который не ведет борьбу со временем, ибо находится вне него. Он не может устареть, потому что уже давно устарел. Он не может потерять актуальности, потому что это понятие к нему фактически неприменимо. Он не может быть забыт, потому что течение времени — неотъемлемая часть этого процесса.

    Абсолютно также не имеет никакого смысла оценивать этот фильм в каких-либо баллах. Можно пытаться вычислять его значимость для всего мирового кино, его роль в развитии киноискусства, даже придирчиво разбирать достоинства и недостатки, как отдельно взятого кинопроизведения, а затем пытаться подытожить всё и конвертировать это в какую-то оценку. Но какой бы ни был результат, все эти старания глупы и невежественны, так как есть категория фильмов, по отношению к которым подобные «математические» подходы являются натуральным кощунством. «Носферату, симфония ужаса» именно в их числе. Он ни в чем из этого нуждается. Это классика мирового кинематографа.

    9 апреля 2009 | 16:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>