всё о любом фильме:

Носферату, симфония ужаса

Nosferatu, eine Symphonie des Grauens
год
страна
слоган-
режиссерФридрих Вильгельм Мурнау
сценарийХенрик Галеен, Брэм Стокер
продюсерЭнрико Дикманн, Альбен Грау
операторФриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф
композиторДжеймс Бернард, Ганс Эрдманн, Карлос Ю. Гарза, ...
художникАльбен Грау
жанр ужасы, фэнтези, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
60 + 2 = 62
9.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула» (Dracula, 1897).
    • В Швеции фильм был запрещен вплоть до 1972 года.
    • Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.
    • Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.
    • Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.
    • Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр.
    • Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.
    • еще 4 факта
    Трейлер 01:13

    файл добавилRusfan93

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 10 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наконец-то я наткнулся на кино, вызвавшее во мне желание написать рецензию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в течение долгого времени мне не попадалось ни одного фильма, мысленная рецензия на который не сводилась бы к фразам «заурядное говно», «очередной дерьмовый ужастик, сам виноват — знал на что шел» или «что-то неименуемое заставило меня получать удовольствие при просмотре». Заслуживает упоминания факт, что это первый немой фильм, просмотренный мною.

    Актерская игра. The… Horror, как сказал бы полковник Курц. Одна из первых сцен фильма, где главный герой видит свою любимую и дарит ей цветы, заставила меня опешить и с содроганием подумать о ста минутах, которые мне предстояло провести в компании этих актеров и их !!!ЭМОЦИЙ!!!. Похоже, актер имел в виду «любимая, я так рад тебя видеть», но получилось скорее «любимая, я та… а-а-а! Мои лицевые мышцы, мой рот! Как хорошо! Иди сюда, я сожру твою плоть!» Понятно, что за неимением реплик, все актеры должны были играть так, чтобы даже самый тугой зритель смог понять, какую эмоцию они изображают, но это уже слишком. Если во всех немых фильмах актерская игра так же карикатурно нелепа, то мое знакомство с этим жанром будет неглубоким и весьма болезненным. Не все актеры были ужасны: исполнитель роли Нока был неплох (для over-the-top злодея). Но главный герой… Стараясь играть как можно хуже, я бы сыграл лучше.

    Атмосфера. Помимо актерской игры, погружению мешает плохой монтаж и кадры, снятые днем, в которых действие якобы происходит ночью. И первое, и второе, очевидно, объясняется техническими возможностями того времени. У меня мощное воображение, но если я ясно вижу, что за окном день, то ничто не заставит меня поверить в обратное, кроме отсутствия солнца на небе и темноты. Даже если все будет синего цвета. И это наносит значительный урон атмосфере: все же ночью все кажется страшнее и загадочнее. Днем же куда проще включить цинизм и скептицизм. Ближе к концу фильма было несколько слегка жутковатых сцен (скорее даже кадров), но к тому времени я уже был слишком далек от погружения. Скверный монтаж не сильно отвлекает. Но он скверный.

    Не графоманствуя лукаво, вот в принципе и все. Фильм ужасов, как и фильм любого другого жанра, должен вызывать эмоции или заронять поводы для размышлений. Размышлений помимо «как же они затащили пудовую камеру на крышу в 1922-м году, вот молодцы изобретательные». И эмоции помимо скуки и желания закрыть глаза и все оставшееся время наслаждаться диалогами, лишь бы не видеть больше этой актерской игры.

    Перечитав все это, удивляюсь, откуда такая высокая оценка. Надо бы понизить.

    5 из 10

    25 августа 2013 | 00:02

    Зараза эта вдова Стокера, скажу я вам — ее стараниями мировая культура едва не обеднела на этот, по меркам немых фильмов, впечатляющий образец.

    Стокера тут довольно сильно переиначили, поменяли всем имена, повыкидывали половину сюжета, взамен добавили одну линию (эпидемия чумы), сменили трактовку образа и финал. Что ж, вышла вполне цельная история.

    У фильма есть два несомненных плюса. Это замок Орлока, в роли которого выступил величественный Оравский Град в Словакии, и сам Орлок. В отличие от классического графа в исполнении Лугоши, импозантного аристократа, злого и жестокого, но не инфернального, Орлок — жуткая тварь, порождение ада, длинный, ненормально длиннорукий, с отвратительной рожей… его ужасная миссия — разносить чуму по миру, он — повелитель крыс, а питье крови — так, небольшая слабость. И лишь чистая душой женщина может избавить мир от него.

    Эта трактовка образа вампира невозвратно ушла. Унылый, бессмысленный, неизвестно за что расхваленный критиками римейк 1978 года показал это как нельзя лучше — уже во второй половине XX века образ вампира-демона, разносчика чумы, выглядит тупо и ненатурально. Мы больше не боимся чумы, черная смерть повержена современной медициной, лишь изредка огрызаясь локальными вспышками — она никогда больше (если, конечно, мы вдруг не скатимся в средневековье) — не выкосит пол-Европы, и нынешний обыватель никогда не назовет чуму как причину своего страха перед будущим.

    В 1922 году, до Второй мировой, до атомных взрывов, до повальных терактов — чума еще пугала. Ее бессердечное, нечеловеческое воплощение — граф Орлок — и сейчас-то выглядит впечатляющей тварью, а в момент выхода фильма, наверняка тоже пугал людей до колик. Таких вампиров, воплощающих не личное, а природное зло, больше не будет в кинематографе.

    Конечно, в фильме есть и все признаки немых фильмов — специфические понятия о красоте (на современный взгляд Элен страшновата), гротескная игра актеров, куча наивностей и условностей. Менее масштабный и менее дикий по нынешним меркам (в нем нет устаревшей научной фантастики, а мистика не подвластна времени), этот фильм не так потрясает, как «Метрополис», но по-своему впечатляет не меньше.

    23 апреля 2014 | 18:01

    А вот еще одно выдающееся классическое произведение, поставленное по роману Брэма Стокера, автора «Дракулы». Это известнейший немецкий немой фильм 1922 года, стал первой его экранизацией, и для меня это самый первый фильм про вампиров. Не обращайте внимания на год создания, такие фильмы останутся шедеврами даже сейчас, поскольку немого кино сейчас практически нет, а создать такой визуальный ряд под одну, пусть даже и превосходную музыку, мало кто сможет.

    Вот в 2005 году я посмотрел «Зов Ктулху», снятый в духе того времени, и удивился — есть же все таки люди, которые понимают, что дело не в технологии и озвучивании персонажей, а в создании особенной атмосферы. Не могу сказать, что этот фильм лучше или хуже, чем «Дракула», я вообще избегаю сравнений одной работы с другой. Но поскольку сценарии очень похожи, вам будет интересно, что все же лучше смотрится.

    На мой взгляд, Дракула получился сильнее и как фильм, и как персонаж. Все таки он более зловещий и сильный вампир на экране, чем граф Орлок. Поэтому мне было вдвойне интересно посмотреть этот вариант сценария, чтоб сравнить этих экранных персонажей для себя. Здесь я не буду говорить, что объективно лучше.

    Вот честно, я сам не могу понять, чем же он так поражает. Наверное, это удивление, когда немой персонаж умудряется напугать вас даже не своим внешним видом и, тем более, визгом или рыком, а скорее его манерой движения. Лично я начал убеждаться, что когда нечто, напоминающее человека, двигается на экране согласно другой, непостижимой нам манере, это может оказать какое — то гнетущее воздействие на зрителей. И при этом, в некоторых сценах, граф — вампир выглядит даже забавно, для меня — даже в какой то мультяшной манере. Да, кстати, по списку это первый полуторачасовой фильм, так что можете быть уверены, за это время будет немало моментов, стоящих вашего внимания.

    Зрелищность — 4
    Постановка — 4
    Актеры — 5
    Сценарий — 5
    Ожидаемость — неожиданно страшно

    Мое слово — очень атмосферно, все 92 минуты!

    12 мая 2009 | 18:35

    «Комары просто безумствуют. Меня укусили в шею сразу два!»

    Свой юбилейный, сотый отзыв, я решил посвятить общепризнанной классике фильмов ужасов и всего кинематографа в целом — картине Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса». Лента была снята ровно 90 лет назад (!) и было бы лукавством говорить, что она смотрится на одном дыхании и в состоянии напугать. Взможно потому, что картина Мурнау — первый и единственный немой фильм, который я посмотрел в своей жизни. Я смотрел «Носферату» с неподдельным интересом, фильм вызвал у меня восхищение и в некоторых моментах приятно позабавил.

    Первое, на что обращаешь внимание — это музыка. Она действительно приятно впечатляет и ее безостановочное звучание на протяжении всего фильма абсолютно не надоедает и не раздражает. Мелодии, звучащие в фильме, по настоящему жуткие и дадут фору многим саундтрекам современных фильмов ужасов. Особенно мне понравилась динамичная музыка, звучащая во время прибытия графа Орлока в гавань Висборга. Интересно то, что даже пение птиц в некоторых эпизодах фильма складывается в пугающую мелодию. Несмотря на то, что фильм немой, необходимости услышать человеческую речь во время просмотра не возникает. Все понятно и без слов.

    Впечатляет масштаб и размах фильма. В «Носферату» зритель сможет увидеть и панорамные виды маленького, уютного Висборга, дремучие леса, горы, бурные горные реки, величественные замки. Никаких искуственных декораций, никакого намека на павильонные съемки. Даже если они и присутствовали, то это невозможно заметить в самом фильме. К сожалению, я смотрел вариант картины с цветовым тонированием отдельных эпизодов. Это якобы было сделано для более глубокой передачи атмосферы фильма. Этот ход мне показался не совсем оправданным, нивелирующий особую магию черно-белого кинематографа. Как я уже отметил, в ленте Мурнау присутствует несколько забавных и комичных эпизодов. Например, меня рассмешил момент, где граф Орлок собирается в дорогу после приобретения недвижимости в Висборге.

    Игру актеров довольно сложно оценить. Она соответствует канонам того времени и в глазах современного зрителя выглядит уж слишком манерной. Но, несмотря на это, отдельные персонажи блестяще сыграны даже с учетом современных требований к актерскому мастерству. Прежде всего, я имею ввиду неподражаемого Макса Шрека в роли графа Орлока. Очень понравился также Кнок в исполнении Александра Гранаха. Уж слишком убедительно он сыграл роль обезумевшего агента по недвижимости.

    В отличие от романа Брэма Стокера (экранизацией которого является «Носферату»), фильм Мурнау не объясняет нездорового интереса графа Орлока по отношению к Элен Хаттер. Этот факт делает сюжет фильма несколько затуманенным в двух последних актах (забыл отметить, что фильм разделен на 5 актов). «Носферату» Фридриха Мурнау является знаковым и культовым фильмом, имевшим огромное значение и влияние на все дальнейшее развитие жанрового кинематографа. Достаточно вспомнить оскароносный фильм «Дракула», являющийся практически покадровой калькой первых трех актов картины Мурнау. И дело тут далеко не в литературном первоисточнике…

    9 из 10

    P.S. «Вам предстоит чудесное путешествие. Ничего, если это Вам будет стоить боли или даже немного крови…»

    19 августа 2011 | 17:33

    Это твой гроб. Радуйся. Другим не узнать каково там.

    Вампир Лестат


    Шесть веков минуло с тех пор, как сидел на валашском престоле воевода Влад третий, прозванный Цепеш. Прославился тот воевода борьбой с турецкими ордами, терзавшими мир христианский и жестокостью удивительной даже для того темного времени. История пишется победителями, а проигравшим малюют рога, поэтому, что вымысел, что истина в сказаниях о деяниях его неизвестно. Возможно, так и осталось бы имя Дракулы только в исторических хрониках, и прах его покоился мирно в Снагове, если бы не сон, приснившийся однажды Брэму Стокеру, и сделавший владельца мрачного Поенари не просто кровопийцей образным, но самым что, ни наесть натуральным. А мир за один только век буквально охватила одержимость вампиризмом, в основном благодаря кинематографу, который «оживил» Дракулу и его детей ночи. Сам лик вурдалаков менялся от десятилетия к десятилетию. Утонченные аристократы в черных плащах, изящные, с нежно голубым оттенком, проклятые Райс и даже вампирши-лесбиянки честно заработавшие свою страничку в «Википедии». Настоящая эпидемия. Чума.

    «Носферату. Симфония ужаса» первый из сохранившихся фильм о вампирах. Шедевр немецкого экспрессионизма, в котором смерть от укуса не-умершего жители города, где нашел себе новую обитель граф Орлок, связывают с чумой. В самом названии уже заключен намек на заболевание, с которым практически невозможно бороться. Ибо одно из возможных значений слова «носферату» — «несущий болезнь». И вот мрачная процессия шествует по улицам Висборга, медленно пересекая границу экрана, выходит в мир и несет эпидемию вампиризма дальше в кинематограф, литературу, музыку.

    Фильм Мурнау не совсем экранизация «Вампира» Стокера. «Prana Film», компания выпустившая «Носферату» не смогла приобрести права на произведение «сумасшедшего ирландца» и пошла на хитрость, немного изменив сюжет, имена персонажей, время и место действия. Последствия были печальны для компании, шалость ей, увы, не удалась, но не для фильма, который перемены сделали уникальным. Вампир в исполнении Макса Шрека не утонченный аристократ, сексуально улыбающийся, обнажая сверкающие, как кожа Эддика Каллена клыки. И даже не книжный Дракула, который хоть и был существом весьма отталкивающим, но все же сохранил некоторые занимательные черты своего «предка». Это упырь, нежить, восточноевропейских преданий, страх перед которыми еще хранился в двадцатых годах прошлого века в сердцах крестьян, но был изгнан из просвещенного наукой общества больших городов, как тени под кронами деревьев древнего леса на рассвете, когда солнце уже согревает опушку, но в глубине еще царит ночная тьма. Мурнау вернул этот страх на девяносто минут, дав зрителям возможность не только еще раз убедиться в величии науки и кино с помощью натурных съемок и спецэффектов, но и пустить в свой мир сомнения и частичку ужаса перед тем, что невозможно измерить и объяснить посредством разума и логики. Возможно сейчас некоторые сцены «Носферату» покажутся комичными, например, как Орлок бегает по городу в обнимку с гробом, но девяносто лет назад при виде Макса Шрека зрители наверняка в спешке искали нюхательную соль и вытирали выступивший внезапно пот шелковыми платочками с вышитыми инициалами.

    И все же не смотря на частично измененный сюжет, основная идея книги осталась не тронутой, зло должно быть наказано и мертвым не место среди живых. Однако при всей мифологичности финала «Носферату», добро побеждает не с помощью суеверных осиновых колов, чеснока и распятий, а через чистоту и стойкость Нины, внутреннюю силу человека, готового пойти на жертву ради любви. И солнечного света, света, как противоположности тьме, которую собой воплощает граф Орлок. Не просто мертвец, восставший из могилы, но чужеродная, неправильная частичка, клетка из которой вырастает раковая опухоль. Даже метания с гробом под таким углом выглядят, как лишнее подтверждение его неуместности в пышущем здоровьем и благополучием городе. Тихие улочки Висборга не готовы принять такого жильца, ему нет места в этом мире, единственный приют, который его не отторгнет это собственный гроб, как напоминание о мертвой сущности и том, что Орлок потерял и уже никогда не обретет. Как ни странно, но именно в «Носферату», фильме без слов и надрывных диалогов это состояние отверженности и инородности показано лучше, чем во всех последующих лентах о вампирах вместе взятых.

    Реальный Влад Цепеш использовал заразу в борьбе со своими врагами, посылая переодетых в турецкий костюм воинов больных чумой в стан противника. Интересно кукловодами или марионетками в чалмах были Стокер и Мурнау, посеявшие первые прижившиеся семена «вампиризма» в массовой культуре? Фильмы и книги, посвященные вурдалакам, растут, как конопля под зорким оком наркоторговца. Пригламуренная готика соблазняет с глянцевых страниц, а девочки-подростки мечтают бегать, как собачонки, визжа и рыдая, за Сальваторами и Калленами. Сам шедевр Мурнау цитировал Коппола, переснимал Херцог, а Полански, поместил сильно напоминающий графа Орлока «портрет» вместо майеровского льва в заставке «Бесстрашных убийц». Однако стоит заметить, что после «Носферату» многие фильмы о не-умерших выглядят, как реклама «нового» товара в витрине сэконд-хэнда. Вот и получается, что вампиры действительно бессмертны, легенды правдивы, а чума, поразившая массовую культуру в двадцатом веке — вурдалако-мания.

    11 января 2012 | 19:38

    «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау — одна из самых знаменитых картин в истории кино, одно из лучших творений немецкого экспрессионизма, картина-легенда, которая уже давно прошла испытание временем и которая до сих пор удивляет и восхищает своего зрителя.

    Удивителен тот факт, что этот шедевр в своё время мог так и не выйти на экраны и не сохраниться до наших дней.

    Дело в том, что «Носферату» — это неточная экранизация самого знаменитого творения Брэма Стокера «Дракула». Неточная в силу того, что вдова писателя никак не хотела продавать права на экранизацию продюсерам «Prana Film». Но будущие создатели картины были уже настолько увлечены идеей этого фильма, что пошли на хитрость, переименовав всех персонажей и значительно изменив сюжетную линию. Но и после всего этого вдова не успокоилась: после выхода фильма на экраны, она через суд добилась уничтожения всех копий фильма. Но уничтожить все копии, которые к тому времени уже распространились по всему миру, к счастью, так и не удалось.

    «Носферату» был первым фильмом в истории кино про вампиров (не считая несохранившиеся короткометражные картины). Создание фильма пришлось на ту эпоху, когда кино только становилось на ноги: многое в фильмах тех лет придумывалось с нуля, параллельно создавался так называемый «киноязык», к которому современные зрителю относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. И действительно, в «Носферату» благодаря гению Мурнау было найдено много потрясающих находок, которые в дальнейшем изменили как конкретный жанр фильма ужасов, так и весь кинематограф в целом. Именно в нём были впервые использованы эксперименты с негативом плёнки и причудливая игра с тенями (например, в одном из эпизодов тень вампира появляется задолго до самого её хозяина, рождая тем самым чувство напряжения и беспокойства у зрителя). Поскольку воображение человека может нарисовать более страшные образы чем то, что показано на экране, камера не обязательно должна постоянно показывать злодея, достаточно лишь чувство того, что сейчас произойдёт что-то ужасное. Где только этот приём не был использован позже?!

    Ну и, конечно же, фильм не был бы тем, чем он есть, если бы не Макс Шрек. Его образ вампира с выпученными, не моргающими глазами, с лысым черепом, с белой, как мел, кожей, с острыми клыками и длинными когтями на руках — самый яркий и жуткий из всех, когда либо созданных в кино на эту тему. Образ был настолько потрясающий что, что позже распространилась легенда, будто бы Макс Шрек и в действительности был вампиром.

    Конечно же, по прошествии более чем девяноста лет, «Симфония ужаса» смотрится не так, как в годы его выхода. Могу предположить, что тогда люди буквально падали в обморок от происходящего на экране. Фильмы за этот долгий промежуток времени поменялись так же, как и их зрители, и сейчас вряд ли кто-то упадёт в обморок. Но по-прежнему в фильме осталась та неповторимая атмосфера мистики и таинственности, которая притягивает взгляд зрителя к экрану и вряд ли даст оторваться на протяжении всех полутора часов экранного времени.

    10 из 10

    18 марта 2016 | 16:21

    Про один из главных фильмов немецкого экспрессионизма и законодателя хоррор-фильма сказано так много, что в итоге трудно не удивиться, насколько ошеломляюще простым он может показаться при первом просмотре. Его очень легко пересказать, но крайне трудно описать. Например, забавная сцена завтрака с Носферату. Сломанная линия взгляда, нарочито «неправильно» снятая переглядка создает такое странное ощущение и при этом не сразу опознается — двадцать пятый кадр какой-то. Или в следующей сцене герой просыпается, замечает какие-то укусы, но не придает им значения. Смеешься. И вдруг видишь его дикую, совершенно неестественную улыбку.

    Кстати об улыбках. Пожалуй, нигде они не производят такого пугающего впечатления. Лицо Макса Шрека может сначала умилить ("спасибо» за это всей последующей традиции иронизирования над ужасным в массовой культуре), но в этом застывшем оскале видится посмертная маска, нечто настолько неживое, что это трудно классифицировать словесно. На самом деле, не менее пугающие остальные лица. Неестественные улыбки Густава фон Вангенхайма и Греты Шрёдер входят в резонанс с эмоциями. Они выражают вовсе не то, что подразумевается по ситуации. Происходит остранение (по Шкловскому) через преувеличенную мимику. Экспрессионисты искали нечеловеческое в человеческом, вытаскивали потаенные мотивы в сознании, выражениях лиц. Эти дикие улыбки адресованы скорее зрителю, чем героям. Они сами не осознают сдвига в этом мире.

    Хуттер не замечает знаков, предзнаменований, которые ему посылают, и поэтому счастлив. Преувеличенно, пугающе счастлив. Тут все находится в состоянии некоего предсуществования. все известно наперед. Это выражается даже в монтажных фразах: мы видим куда заходит герой, еще пока он туда еще не вошел. Любая траектория уже предрешена. Такого рода тавтология мышления вообще характерна для экспрессионизма.

    Ночные сцены часто снимались днем, но только здесь это производит настолько удивительный эффект. На натуре не скрываются солнечные блики во время «ночных» эпизодов. Пока Хуттер едет к Носферату, несколько раз меняется время суток, причем там, где это как бы нелогично. Экспрессионисты разрушали временную структуру, в принципе делали сбой в структурах. И это при том, что их кинематограф удивительно четко структурирован — забавный парадокс.

    Много натурных съемок, но применение «мельесовских» эффектов удивительно уместно (хотя в то время от них многие отказывались): ускорения пленки, съемка на позитивную пленку, внезапные исчезновения и появления через стоп-кадры. Даже сейчас это вызывает не смешки, а искреннее удивление и подсознательный страх.

    Очевидна связь экспрессионизма с еще не изжившим себя немецким романтизмом, но куда больше — со сказками Гофмана. Реальность и вымысел переплетаются настолько, что их не отличить друг от друга, ни сливаются воедино. Да, можно логически списать все на дурные сны, эпидемии, но именно эти возможности логических интерпретаций пугают больше всего.

    20 марта 2016 | 02:11

    О, Носферату! Ужасный ужас мирового кинематографа! Безмолвный кровососущий шедевр! Наверное, только с помощью таких регалий и званий можно удержать фильм на волне зрительского интереса, продлить жизнь и не дать утонуть среди литров бутафорской крови, льющейся из прокушенных шеек миловидных дам вот уже практически век с самой зари кинематографа.

    Несмотря на свой древний возраст, симфония ужаса может напугать при желании напугаться. Собственно, в этом-то и заключается вся ценность фильма. Фридрих Мурнау создал, изобразил нечто такое, что хотя бы немного, но пугает людей на протяжении девяноста лет. Талант, однако. Но талант не нашего времени, уже слабо волнующий. Как если бы престарелый дедушка, отсоединившись от капельницы, спрятался за дверь, а потом бы беззубым ртом крикнул правнуку «БУ!».

    Кино это ничем особенно не примечательно для тех, кто не интересуется кино как таковым. Вся глубина и загадка, которая, наверное, когда-то манила и будоражила зрителей, исчезла вместе со смертью Макса Шрека. Обмелело и высохло чародейство этого фильма, остались лишь небольшие источники, которые оживают только в присутствии графа Орлока на экране, и только тогда из них начинает бить ключом вода. Вполне возможно, что скоро и они иссякнут и уйдут под землю, чтобы вырваться и забить с удвоенной силой где-нибудь в новом месте.

    28 мая 2012 | 02:14

    Это то, чего явно не смотрела Стефани Майер перед тем, как наплодить три тома своих «Сумерек». «Носферату. Симфония Ужаса» — старенький фильм 1922 (!) года. Режиссер, Фридрих Мурнау, вдохновившись Дракулой Брама Стокера, решил снять фильм по мотивам этой книги, однако вдова Брама наотрез отказалась дать разрешение. Но Фридрих был не из робкого десятка — он поменял имена персонажей и приступил к съемкам. Не очень красиво было с его стороны, более того, в процессе судебных разбирательств с вдовой Стокера пришлось уничтожить пленки с фильмом, но, как выяснилось, некоторые избежали этой печальной участи, и фильм дошел до наших дней.

    Фильм, надо признаться, очень трудно смотреть по теперешним меркам. Ну, не мудрено — черно-белый немой фильм 22-го года. Мне было действительно тяжеловато его смотреть, но я все же справился, и, знаете, нисколько не жалею об этом. Отличная классика своего времени и жанра!

    В общем и целом сюжет повторяю сюжет оригинального Дракулы. Человек отправляется в замок, тамошний граф оказывается вампиром, потом прибывает в родной город главного героя… Но помимо измененных имен расхождения с оригинальным Дракулой тут так же имеются. Граф Дракула мог ходить при свете дня (НО НЕ БЛЕСТЕЛ!), Орлок же света боится. Орлок так же не превращает жертв в вампиорв — он их убивает. Да и концовка тут будет без кола в сердце.

    Отдельно хочется упомянуть самого графа Орлока. Макс Шрек просто великолепно играет свою роль, при том, что его персонаж не выражает вообще никаких эмоций (он даже не моргает), в старом вампире их больше, чем во всех персонажах ссаных «Сумерек». Его осанка, его плавные телодвижения, черт возьми — это действительно круто смотрится. А его простой и бесхитростный грим в черно-белом цвете смотрится очень и очень даже реалистично. Сказано, конечно, что Макс был не очень красив сам собой, и грима было минимум, но присмотритесь: крысиные зубы, уши, подведенные глаза, крючковатый накладной нос, брови (скорее всего тоже), когти — это все ведь не родное.

    В общем, ценителям классики и любителям вампиров смотреть обязательно. Пересматривать, конечно, я его вряд ли буду, но в памяти он у меня остался. Трудно поставить мне оценку немому фильму двадцатых годов, поэтому я просто скажу еще раз, что фильм мне понравился и оставил положительные впечатления.

    20 июня 2014 | 13:53

    Носферату, симфоняи ужаса. 1922 год

    Перед вами уникальный в своем роде шедевр кинематографа. Фильм «Носферату, симфония ужаса» является подлинной классикой немецкого киноэкспрессионизма двадцатых годов. Данный фильм, по мнению многих авторитетных критиков считается одной из самых страшных и удачных экранизаций романа Брэма Стокера «Дракула». Я смотрел это кино с немецкими субтитрами (то есть родными), никакого закадрового переводчика не было и в помине. Мне оставалось лишь понять, что там написано. Немецкий язык в школе не изучал, так что не понял ни одного слова, кроме Вампир. Позже я пересмотрел кино на компьютере, оказывается были доступны субтитры.

    Как вы уже наверное поняли, фильм был снят по роману Брэма Стокера «Дракула». Сюжет очень напоминает первоисточник, но со своими новшествами. До экранизации более популярной среди широких масс голливудской экранизации «Дракула» оставалось еще долгих 9 лет. Так что эти фильмы очень схожи, и оба замечательны, каждый по своему.

    Поначалу писатель хотел назвал свой роман «Граф-вампир».

    Позднее, для пущей достоверности, переименовал и перенес место действия, найдя упоминание о графе Дракуле среди легенд Трансильвании. Киностудия Prana Film негодовала. из за того что не смогла приобрести права на фильм.

    Все из за того, что вдова писателя пожелала уничтожить все копии данного фильма из за нарушения авторских прав. Режиссеру Фридриху Вильгельму Мурнау пришлось внести некоторые изменения, в частности сюжета и имен героев. Так главного злодея назвали не Дракулой, а Орлоком.

    Несмотря на это, сей фильм был быстро изъят из проката с последующей промывкой плёнки. И несмотря на все эти конфликты, кино стало признанной классикой мирового кинематографа, фильмов ужасов в частности. Раньше ужастики так сильно не пугали. И тут на экранах появляется загримированный Макс Шрек, который делает своим ужасным видом меняет штурвал вперед в развитие развлекательного кино. Также рекомендуется к просмотру интеллектуальная драма Мурнау «Последний человек».

    В некоторых моментах съемку ускоряли при монтаже. Это добавляет некой жутковатости происходящему.

    И вот, мы подошли к гвоздю программы. Запоминающийся и леденящий душу образ страшного вурдалака Носферату был создан актером Максом Шреком. Эта роль стала одной из самых известных для актера. Помимо этого, актера можно было увидеть в таких картинах, как фантасмагорическая мелодрама 1923 года Улица и комедия 1924 года Финансы великого герцога. Что характерно, Шрек на немецком переводится как «страх».

    В отличии от других фильмов немого кино (Кабинет доктора Калигари).

    Этот фильм был снят на натуре, в помещении старого замка в Чехословакии.

    В те далекие годы такого люди и представить себе не могли, что кино можно снимать в реально существующих местах, а не на специально подготовленных киностудиях. Именно это дало повод слагать о кино различные легенды, что на пленку был запечатлен не актер, а самый настоящий кровосос.

    В кино имеется великолепная игра света и тени, что разрывает барьер между съемками классического театрального и кино и живых натурных съемок.

    Весьма интересная находка реставраторов — вместо черно-белого изображения, цвет фона менялся, с подходящей для этого обстановкой и сменой времени суток.

    Как и во множестве других подобных фильмах эпохи немого кино, актерам красили веки и пудрили лицо. Это прибавляло выразительности. Так что мимика и пластичность гримасы главного героя это отдельная тема. Немного жутковато и забавно одновременно. Его физиономия мне чем-то напоминает молодого Эдуарда Хилля.

    Главный герой фильма весел и оптимистичен. Все эти разные эмоции, будь то радость, испуг не оставят зрителей равнодушными. Он совершенно не может без эмоций, они его переполняют, Хуттер постоянно все делает с натянутой, глуповатой улыбкой. Будь то он ест, просыпается, или пишет письмо своей жене. Неплохая игра актера, сыгравшего главного героя, не уступает по своему обаянию злодею фильма. Злодей в этом фильме тоже забавен…по своему. И это не мешает ему выглядеть крайне пугающе. Весьма колоритный антагонист получился. Скалит зубы, то пучит глаза и весьма нехорошо улыбается. Кино -родоначальник вампирской эстетики, именно в этом фильме впервые был приведен прием уничтожения вампиров при помощи солнечного света. Его первое появление вызывает дрожь и легкий холодок у зрителей. Не спорю, у него один из самых страшных образов вампиров в кино. Но, когда камера снимает актера вблизи, то просто невозможно не удержать хохот, когда вампир начинает пучить глаза с этими темными бровями и накладными клыками.

    Грим главного злодея является настоящим произведением искусств и образцом для подражания, к общей картине добавляем игру Макса Шрека и вы сможете получить идеальный результат того, как надо правильно пугать зрителей.

    Гримеры создали весьма пугающий вид: лысая черепушка, заостренные уши,

    тонкий нос, клыки, темные круги под злобными глазками, тоненькие ноги и руки, широкие плечи в темном одеянии и выпирающим горбом, здоровенные ручища с тоненькими длинными пальцами и ногтями. А в остальном, внешний вид графа Орлока и Томаса крайне мультяшны и забавны, возьмем к примеру капитана корабля, который похож на льва со своей косматой прической, пышными бровями, бакенбардами и бородой.

    Или, например, начальник Кнок, который выглядит маленьким злым, безумнейшим толстым человеком с всклокоченными волосами.

    Симфоническая музыка в фильме идеально вписывается в атмосферу, то медленно и нагнетающее, то нежно и ласкающая слух.

    Замок в фильме немаленький, довольно таки старинный, зловещий и одновременно красивый. А вокруг ни души, только бесконечные просторы скал.

    Спецэффекты для 22 года «поражали» воображение.

    Пример: Герой видит из окна странную картину- вампир, обладая нечеловеческой силой берет гробы и загружает их один за одним на лошадиную повозку, и ложится в один из гробов. Крышка же закрывается при помощи покадровой анимации.(приблизительно 7 кадров). О 35 мм можно было только мечтать. Так как во многих кадрах видны темные полосы, или затемнение по окружности. Не ждите увидеть впечатляющие, масштабные виды на замок, в кадре умещается только её часть.

    Вывод:

    Зловещая сказка для детей и взрослых, не знаю, какими были тогда ограничения при просмотре фильмов, но я бы в детстве такое кино посмотрел…ночью.

    9 из 10

    25 сентября 2011 | 22:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>