всё о любом фильме:

Кабинет доктора Калигари

Das Cabinet des Dr. Caligari
год
страна
слоган«The most amazing story ever screened»
режиссерРоберт Вине
сценарийКарл Майер, Ганс Яновиц
продюсерРудольф Мейнерт, Эрих Поммер
операторВилли Хамейстер
композиторАльфредо Антонини, Джузеппе Бечче, Тимоти Брок, ...
художникВальтер Рейман, Вальтер Рёриг, Херманн Варм
жанр детектив, ужасы, ... слова
бюджет
$18 000
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время71 мин. / 01:11
Молодой человек по имени Фрэнсис рассказывает ужасную историю: его друг, он сам и их любимая девушка стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
48 + 0 = 48
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Кабинет доктора Калигари» считается первым полноценным фильмом ужасов.
    • Имя «Калигари» было взято сценаристами из переписки Стендаля.
    • Уникальное художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы «Der Sturm» — Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман, которые выдвинули новаторскую идею, что фильмы должны смотреться как «ожившие рисунки».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Первоначально режиссёром фильма должен был стать Фриц Ланг, но он к началу съёмок оказался занят в другом проекте. Однако именно Лангу принадлежит идея «закольцевать» сюжет фильма эпизодами в сумасшедшем доме и тем самым кардинально изменить его трактовку.
    • Фильм снимался целиком в далёких от реальности декорациях с искажёнными пропорциями, что объясняется стремлением изобразить на экране сознание психически больного человека, неадекватно воспринимающего действительность. От актёров по тем же причинам требовали гротескно преувеличенной жестикуляции и мимики.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодой человек Фрэнсис (Фехер) рассказывает своему случайному собеседнику ужасную историю, которая приключилась с ним совсем недавно. Вместе со своим другом и невестой (Твардовски и Даговер) он попал в сети к странному и страшному доктору Калигари (Краусс), который развлекает людей на ярмарке, представляя публике сомнамбулу Чезаре (Фейдт), выполняющего все его приказания.

    Картина «Кабинет доктора Калигари» считается основоположником жанра «фильм ужасов», поэтому вполне логично, что любой человек, который хочет разобраться в истории этого течения, просто обязан её посмотреть. На мой взгляд, для ленты, которой совсем скоро исполнится 100 лет, «Кабинет доктора Калигари» выглядит очень и очень неплохо.

    Конечно нужно учитывать, что фильм немой со всеми вытекающими из этого последствиями, типа многочисленных текстовых вставок и небольшого переигрывания актёров. С другой стороны, я был невероятно удивлён тем, сколько в этом фильме оформленных и поставленных «на ноги» атрибутов всех современных фильмов ужасов. Здесь действительно есть всё: и флешбеки, и неожиданная концовка ("твист»), и нагнетающая саспенс музыка, и скрупулёзная работа художника по декорациям, сделавшего из города некое пространство абсолютно «кафкианского» типа с изломанными линиями, кривыми углами и искажённой перспективой. Здесь есть классический злодей, классический «монстр», классический герой, расследующий дело. «Кабинет доктора Калигари» — это сплошной, монолитный «кусок» классики, корневище всех последующих «ужастиков». Кстати, в этой ленте нет новомодных, набивших уже оскомину «бу-эффектов», что, конечно, тоже приятно.

    Считается, что здесь заложен и социальный подтекст — всё-таки Германия в начале 20-х годов это нация, только что проигравшая мировую войну. Впрочем, я бы на этом моменте не стал заострять слишком уж пристальное внимание. Если создатели и закладывали в картину какие-то актуальные аллюзии, то они явно не были во главе угла. А вот таинственная, мрачная атмосфера, подкреплённая гримасами вроде бы нелепых, но в то же время довольно страшных доктора Калигари и Чезаре — вот это здесь присутствует в полной мере.

    Одним словом, «Кабинет доктора Калигари» — фильм для тех, кто интересуется историей кинематографа и любит «фильмы ужасов». Достаточно потратить всего 70 минут своего времени, чтобы понять, что львиная доля всех обязательных элементов жанра была придумана почти столетие назад. Осознание этого факта почему-то невероятно радует.

    7 из 10

    10 июня 2015 | 10:09

    Не знаю, насколько интересно и полезно мнение человека, не настолько разбирающегося в кинематографе, как многие другие здесь. Особенно о фильме, который, оказывается, имеет такую большую историческую ценность и совершил своего рода переворот.

    Мне все это известно не было, более того, это было первое немое кино, которое я смотрела.

    Что ж, буду надеяться, что мой отзыв будет полезен таким же не искушенным зрителям, как и я.

    Честно говоря, я и не думала, что фильмы без слов могут быть настолько интересны. Вот здесь некоторые пишут, что такого рода кино современному зрителю уже неинтересно и даже тяжело для восприятия. Мне это не очень понятно. Что такого произошло с человеком после появления звука в кино, спецэффектов и многих других современных деталей? Почему после появления чего-то нового человек должен разучиться воспринимать то, что ранее воспринимал легко и с удовольствием? Можно провести весьма грубую параллель, что после появления кино, мы должны были перестать читать книги. Как же, в них отсутствует звук, а образы героев мы и вовсе должны додумывать сами!

    В моем восприятии фильм получился по-настоящему завораживающим и жутким. Да, там нет резких звуков и внезапных ужасов, присущих современным хоррорам. Но ведь кино должно быть страшным по своей сути, а не из-за дешевых спецэффектов. И оно было. Когда во время просмотра мне вдруг пришла смс, я подпрыгнула. То ли от испуга, то ли от внезапного возвращения в современную реальность. Ведь я в тот момент была так далеко!

    Хочется сказать, что фильм, действительно, очень красивый. В самом прекрасном смысле этого слова. Как картина, которой хочется любоваться. Стоит полюбить старое кино хотя бы из-за столь отчетливо присутствующего в нем театра. О, эти декорации!

    А как трудно раньше было актерам, для которых лишь мимика — способ передать все эмоции и чувства. Когда нет пафосных речей и признаний. Когда, рассказывая страшную историю, ты не оперируешь богатством интонаций, переходя от безумия криков к обессиленному шепоту, и зловещим потрескиванием свечи в ночной тиши.

    И тем не менее, игра актеров красива и выразительна, и по простоте ее понимания дает фору многим мастерам современности.

    Честно, мне фильм понравился. И я очень советую его к просмотру людям, открытым к чему-то новому и прекрасному.

    9 из 10

    14 декабря 2013 | 18:22

    « — Теперь я знаю как его вылечить.» (с)

    Этот фильм считается самым первым «параноидальным» триллером в истории, а так же одним из первых фильмов ужасов. Положивший начало снискавшего почитателей немецкого кино — экспрессионизма. В последствии оказавший несомненное влияние на становление остросюжетного кино, вероятно вдохновивший таких разных классиков мирового кино как Альфред Хичкок, Дэвид Линч и Тим Бёртон и предвосхитивший (по мнению Френсиса Форда Копполы) грядущее слияния театра и кинематографа… По сути, что бы заставить киноманов его посмотреть, достаточно этих предисловий. Остальных же зрителей не заинтересует. Уж больно он необычен, стар и совершенно нетрадиционен. А так же сильно устарел, и всё то, чем он шокировал, пугал или интриговал и удивлял зрителя 1920 -ого, на зрителя образца 2015 -ого не произведёт ровно ни какого впечатления. Как верно заметил один из рецензентов картины, немой фильм Роберта Вине сегодня будут смотреть лишь киношники, и те кто «считает, что разбирается в киноискусстве». Иными словами, фильм будет смотреться не как представитель жанра (в данном случае — триллер), а строго как памятник кинематографа, в своё время ставший определённой вехой в его развитии. Глупо возражать и говорить, что это не так…

    Наконец посмотрев «Кабинет Доктора Калигари», могу сказать — фильм мне показался занимательным. Но не более того. Разумеется, я делал скидку на его возраст, и понимал, что 95 лет назад это было что то новаторское, необычное. Хотя типичным «хоррором» не тогда, не тем более сейчас, я бы картину Вине не назвал. Это конечно же типичный «арт-хаус». Игра артистов гротескная и эксцентричная, мимика лица как в театре (черты лица подчёркнуты толстым гримом), герои передвигаются какими то неестественными, ломанными движениями. Но самое главное, что в фильме фактически отсутствует натура — одни лишь декорации, да и то почти все нарисованные (и нарисованные весьма условно, словно детские каракули на обоях). Должен признаться, что во время просмотра фильма, глядя на то, как герои бегают на фоне рисованных домов и улиц, мне вспомнилась песня группы «Браво» в исполнении Сюткина «Этот город нарисован мелом на стене». Может это и не красит меня как киномана, но это так. Смотреть на то, как актёры разыгрывают «триллер» в окружении фальшивых декораций несколько необычно. Помню, что лет 10 назад, столь же странно и тяжело было смотреть и в серьёз воспринимать фон Триерский «Догвиль» (2003). Тут, думается можно припомнить и «театральную» экранизацию «Анны Карениной» (2012) осуществлённую Джо Райтом. Не знаю как кому, но лично мне например трудно проникнутся историей картины, сопереживать её героям, когда всё происходит словно на сцене. Чувствуешь эту условность и магия кино как то сразу рушится…

    Но это, опять же личностное восприятие картины. Если говорить о фильме Роберта Вине более развёрнуто, то нельзя сказать о его предпосылках. Снималось кино в Германии только что проигравший в Первой Мировой войне. Настроения в обществе были депрессивными, мрачными. Сменился государственный строй, и стало можно критиковать имперскую политику, что авторы «Кабинета…» и сделали. Пытаясь говорить с публикой эзоповым языком, сценаристы Ганс Яновиц и Карл Майер сочинили историю напичканную символами и метафорами. Художники — экспрессионисты Херман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Рейман постарались сделать так, что бы их лента была интересна и необычна даже после того, как её скрытый (но очевидный) подтекст перестанет быть острым и актуальным. Все эти намалёванные чёрной краской очертания зданий, помещения, дома и скверы, фонарные столбы и картонные деревья — сильно давит на психику зрителя. Этого режиссёр и добивался, ибо показывал мир глазами психически больного человека, который априори воспринимает окружающую действительность в искажённом, угловато условном стиле графических картинок. Оператор Вилли Хаймейстер подчёркивает неадекватность восприятия героями мира, снимая с необычных ракурсов, то и дело затемняя периферийную часть кадра. О саундтреке фильма судить не берусь, так как смотрел его в переозвученной версии. Здесь как и в случае с классическим «Носферату» (1922) прямое попадание в «десятку». Нынешняя музыка очень ему подходит — она создаёт необходимое напряжение, помогает вызвать нужное в той или иной сцене настроение, и погружает в этот абсурдный, нелогичный и отталкивающий мир — сознание психопата. Режиссёр тем не менее смог оставить в центре всего сюжет, не слишком заигравшись в эти художественные «излишества»…

    Сюжет повествует о том, как в провинциальном городке открывается ярмарка. Некий доктор Калигари (Вернер Краус) демонстрирует Чезаре (Конрад Фейд) — спящего юношу — сомнамбулу, который пробуждаясь ото сна может предрекать будущее. На вопрос молодого человека, сколько ему осталось жить, тот изрекает «-До рассвета». Спрашивавший и его приятель Франц (Фридрих Фейер) не придав этому значения уходят. А на другой день этого парня находят мёртвым. Так начинается загадочная цепочка ночных убийств. Друг погибшего решает поймать убийцу, и начинает собственное расследование. Выйти на след преступника помогает несчастье: Джейн (Лил Даговер) — его невесту пытался похитить тот самый «предсказатель». Герой по началу не может в это поверить, так как за домом доктора Калигари следили, и даже проводили осмотр и сомнамбула был в своём ящике. Но потом выясняется, что девушка говорила правду — Калигари прятал в ящике куклу — двойника, в то время как посылал подвластного ему Чезаре совершать все эти злодеяния…

    Примечателен также фортель, провёрнутый режиссёром в конце ленты. Но если в последующих постановках с «двойным дном», режиссёрам важен был сам эффект неожиданной, ставящей всё с ног на голову развязки, то в «Кабинете…» этот приём обусловлен художественной необходимостью. Авторы на примере персонажей своего фильма объясняли своё отношение к произволу монархической власти, которая ввергла Германию, а вместе с ней и почти весь мир в Великую войну (так раньше называли Первую Мировую). В образе Калигари был показан император посылающий свой бездумный (постоянно спящий) народ (сомнамбула Чезаре) совершать неугодные ему убийства… Вдохновлённый экспрессионизмом, фильм Роберта Вине вошёл в историю как первый представитель подобного направления.

    8 из 10

    8 апреля 2015 | 04:58

    Самый опасный доктор в кинематографе…

    Кабинет доктора Калигари (я люблю этот фильм)


    Один очень умный человек как-то сказал, что «Кабинет доктора Калигари» — это самый красивый и самый опасный фильм во всем кинематографе. Когда его смотришь, то полностью соглашаешься с этим мнением, потому что фильм невероятно красив по своему содержанию. Декорации этого фильма сделаны очень своеобразно и очень изящно. Конечно, новатор Жорж Мельес делал такие декорации раньше режиссера Роберта Вине, но Мельес никогда не снимал полнометражный психотриллер, а Роберт Вине это сделал просто гениально.

    Кстати перед нами первый полнометражный фильм ужасов. Хотя вообще самый первый фильм ужасов снял все-таки Мельес в 1986 году, но тот фильм шел несколько минут, а данный фильм идет час и десять минут. Хотя когда я смотрел данный фильм, то он пролетел просто незаметно, потому что мне было очень интересно наблюдать за сюжетом и главными героями. А сюжет тут нужно сказать будет очень интригующим. Главный герой рассказывает историю, которая произошла однажды с ним и с девушкой, которую он любит. В городе на ярмарке появился один некий доктор Калигари, у которого есть сомнамбула Чезаре. Позже он устраивает представление и сомнамбула просыпается, а потом в городе начинают умирать люди. Кто в этом виноват?

    Нужно сказать, что Роберт Вине снял очень страшный фильм, который нужно смотреть с субтитрами, а не с голосовым переводом. Актеры в этом фильме играют отлично, а особенно понравился сам доктор Калигари. Его играл немецкий актер Вернер Краусс. Очень страшный образ он создал на экране. Данный фильм держал в себе многие страхи людей (конкретно немцев), и он произвел очень сильный фурор во всем кинематографе. После него многие режиссеры начали снимать разные фильмы ужасов. Хотя мало кто из них смог произвести такой же фурор в кинематографе. Данный фильм повлиял на весь кинематограф (особенно на немецкий) и поэтому его нужно посмотреть всем киноманам хотя бы один раз. Все триллеры и все ужасы вышли из этого фильма. Безоговорочный шедевр.

    Спасибо.

    10 из 10

    25 августа 2010 | 19:44

    Фильм преподносят как пример экспрессионизма, декаданса, хотя в действительности фильм говорит о них как об извращении, болезни.

    У немцев была сложная и амбициозная история, когда из вандалов они превращались в цивилизованных людей, пользующихся благами греко-римской цивилизации. Но не всем они нравились и в Первую мировую войну немец столкнулся лицом к лицу с теми, кто его не любит, со старой Европой, с Антантой. И немцы проиграли эту войну. И это несомненно был удар, вызов немецкому уму. Немец понял, что он … неприятен, во всяком случае на то время. Это был один из сюрпризов, которые заготовил Господь для них. Парадокс, к которому должен быть готов зрелый человек оказался слишком сложным для немцев. Так возник экспрессионизм — ребяческое мироощущение, в котором мир разделен на Злодеев и Жертв и нам рассказывается экспрессионистическая садо-мазохистская история, которая по существу является истерикой избалованного ребенка. Это для ребенка сломавший его игрушку — злодей, на которого он набрасывается с кулаками в песочнице, но не для взрослого же интеллектуала. А у Вине в фильме сплошной декаданс со всеми признаками этой моды глядеть на мир с ужасом.

    Хочется сказать: «ну нет же в мире злодеев как нет и жертв, все мы — злодеежертвы…», но это значит попасться на наживку экспрессионистов и декадентов! В этих терминах вообще не следует мыслить, оставляя за человеком ренессансное амплуа величественного существа. И не надо его анализировать, надо наслаждаться Другим человеком в дружеском общении с ним, а, не трясясь от страха, бояться лишний раз выйти на улицу, что рекомендуют декаденты.

    И в конце фильма Вине улыбается над своим зрителем и говорит о смехотворности декаданса. Мне кажется что фильм о том, что вообще протест не органичен искусству. Искусству органичен только манифест. Начиная с экспрессионистически (декадентски) расставленных акцентов Вине подводит нас к пониманию бессмысленности этой эстетики. Оптимистично глядеть на мир Вине не может, а глядеть на него экспрессионистически считает … безумием.

    Фильм является представленным нам примером паранойи, бреда. И это очень глубокий фильм потому, что протест, подневольность не может иметь своего поэта, только своего врача. Декаданс это не стиль, это диагноз.

    Надо заметить, что в античном искусстве вообще не было образа Злодея был только образ Победителя и областью приложения искусства и по сей день не может быть протест, только манифест. Ведь искусство это волеизъявление свободного сильного человека. А эстетика декаданса, в отличие от эстетики Ренессанса, была эстетикой именно протеста, в которой Вине диагностирует шизофрению.

    Не следует формулировать свой протест, не следует быть декадентом… Победите тирана или молчите. И, загнанная Антантой в угол, Германия оскалилась нацизмом. Потому что не ходила, не стенала, а … атаковала.

    Даже перед Господом сложно поставить иных людей на колени и это … норма.

    Жизнерадостный от природы Вине боялся экспрессионизма, декаданса вообще как … заболевания.

    6 февраля 2012 | 18:02

    Хоть и при просмотре фильма «Кабинет доктора Калигари» мне было ни чуть не страшно, а смешно, он меня поразил! Гармония картин и игры актёров потрясающая! Они дополняют одна другую. Чувствуется некая особенность в каждом движении, в каждом кадре. Игра героев пропитана искренней неуклюжестью, создаёт особую атмосферу. От жестов и взглядов мы получаем гораздо больше, чем от тысячи красивых слов.

    Не могу промолчать и о сюжете фильма. Он интересный и захватывающий. Не без особой изюминки.

    Бесспорно, «Кабинет доктора Калигари» один из лучших фильмов ужасов немого кино, потрясший не только Германию, но и весь мир. Восхитительно, что такой шедевр был снят в начале прошлого века! В нём сохранилась особая атмосфера и дух того времени. Мне это показалось даже волшебным…

    9 из 10

    5 мая 2011 | 18:19

    Видно, что фильм реанимировали, как только могли. А это уже о чём-то говорит. Значит, фильм действительно великий. По синим титрам с оригинальным неровным шрифтом даже и не скажешь, что это 1920-й год. Хотя, конечно, может, титры добавили в таком стиле в последствии.

    Очень жалко оригинальную звуковую дорожку. Где-то я читал, что она потерялась. А была истинными шедевром. В самых экспрессивных местах хоть и напрягала в нужных моментах некая какофония, но иногда просто голова болела от уныло визжащего саксофона или гитарного рока. Гораздо приятнее слуху было простое стандартное пианинное «пум-пум-пум».

    События днём были окрашены в жёлтый, а ночные — в зелёный цвет. Поскольку я где-то вычитал умное слово «вирирование», поэтому напишу, что именно его здесь и применили.

    Главную ценность фильма составляют декорации: двери и окна трапециальной формы, крыши домов с косой кладкой. Всё кривое и демормированное. А деревья и тропинки созданы, как театральные декорации, а не вживую, из-за чего фильм, действительно, казался бредом сумасшедшего.

    Побывать в этом мире стоит хотя бы для того, чтобы увидеть жутчайший для своего времени кадр, когда главный герой осознал нечто очень важное (так и хочется написать, что именно, но спойлерничать не хочется). Ведь я приготовился смотреть фильм для общего развития. И совсем не для того, чтобы удивляться поворотам сюжета.

    Но самым любимым моментом стало, разумеется похищение девушки. На протяжении всего века кинематограф, снимая фильмы ужасов, именно эти эпизоды делал самыми запоминающимися. Здесь очень красиво вслед за похищенной девушкой лунатик Цезарь зацепил и стащил с кровати одеяло-покрывало. Вроде бы, ничего особенного, но как-то зрелищно получилось.

    И, наконец-то, я понял, какой фильм ужасов замечательно спародировала Мика Ньютон в своём красивом клипе «Сдавайся мне». До просмотра «… Калигари», я был уверен, что не было конкретно одного фильма, а был просто синтез всех сразу, с собирательными образами.

    Фильм, конечно, стоит посмотреть тем, кому интересно, где появился исток жанра хоррор.

    24 ноября 2012 | 02:37

    Исторически сложилось, что пути экспрессионизма и хоррора в кино шли если не пересекаясь, то держась рядом. И ещё задолго до того, как самые знаковые студии в этом жанре Universal и Hammer выпустили свои первые фильмы, хоррор начал зарождаться на выжженной войной почве Германии в начале 20-ых годов.

    Ещё не успели затянуться свежие военные раны, а у кинозрителей уже начала формироваться этот запретный, нездоровый, но притягательный интерес к увечьям, ампутациям и искалеченным телам с физической стороны и к безумию, сумасшествию и неадекватностью разума с сознательной. Нетрудно проследить, какое виляние этот «запретный плод» оказал на фильмы ужасов в наши дни, вылившись в определенные поджанры. Но тогда, в начале 20-ых это была новаторская идея в искусстве кино, которой можно было не только продвинуть немецкий кинематограф, но и пополнить прохудившуюся до дыр казну Германии. И с этой целью сценаристами Карлом Майером и Гансом Яновицем был выбран более трудный и тернистый путь, который в итоге привел к одному из лучших сценариев психологического триллера как жанра.

    Но на другой стороне океана царили совершенно иные настроения в обществе. Америка широкими шагами направлялась к «американской мечте», индустриализация развивалась рекордными темпами, технический бум набирал обороты, уровень жизни среднего класса шел вверх, а до великой депрессии не было протянуто ещё ни одной нитки и ее появление лишь смутно предсказывали разве что узкий круг экономистов. И популярный немецкий полнометражный фильм, к тому же фильм ужасов, явно не вписывался в общую картину. И если в Германии «Кабинет доктора Калигари» собирал полные кинотеатры, то в Америке собирались толпы перед сеансами, забрасывающие не монетами билетную кассу, а камнями и булыжниками. Эпицентром этих волнений были американские ветераны, во все стороны утверждающие, что не хотят платить за фильм, снятый врагами американской нации, и сумевшие собрать таких же единомышленников.

    А на экране тем временем разворачивалась запутанная и темная история, одна из тех, в которых не все является тем, чем кажется на первый взгляд. Она как растущая снежная лавина, все набирающая скорость и объем, начинает выходить из-под контроля и становится все более и более мрачной, параноидальной, погружая в тягучий сомнамбулистический полусон-полубред зрителей. К тому же, все повествование закольцовано и имеет множество связанных и незаметных мелочей подсказок, дающих зрителям дополнительную почву для размышлений. По сути своей, это первый и один из лучших прото-триллеров, на десятилетия вперед опередивший свое время и определивший некие стилистические особенности, которые затем использовались в фильмах Хичкока, Линча и Скорсезе.

    Необычные, гротескные, искаженные декорации ещё более усиливают оторванность происходящего от действительности, и разительно отличаются от видения окружающего мира здоровым, уравновешенным человеком. А полностью общую мозаику этого фильма дополняют сами образы действующих лиц, актеров и их образов, от которых так и несет безумием, а так же резкие, неправдоподобные светофильтры, придающие подходящую эмоциональную окраску всему этому действу. И не удивительно, что зрители после просмотра выходили в состоянии Чезаре, следуя одному призыву: «Ты должен стать Калигари!».

    23 февраля 2013 | 20:30

    Спустя более чем девяносто лет (премьера картины Роберта Вине на родине в Германии состоялась в конце февраля 1920 года) многое в «Кабинете доктора Калигари» может показаться смешным и даже нелепым. Актеры, заламывающие руки и закатывающие глаза в приступе эмоций. Первые спецэффекты, созданные, в основном, за счет игры света и тени. Вычурный грим и картонные декорации. И, само собой, давящая немота, ибо перед нами первый в истории полнометражный немой фильм ужасов.

    Тем не менее, у первых зрителей лента вызвала совсем иные чувства. Страна, тяжело пережившая итоги Первой мировой войны, находилась в подавленном состоянии в буквальном и переносном смыслах. В обществе превалировали негативные настроения, отчаяние витало в воздухе, что неизменно отражалось на всех формах искусства. В театре, живописи и в кино смешливые постановки и легкие зарисовки постепенно уступили место мрачным тонам, ярко выраженному сюрреализму и экспрессионизму. Казалось, никому не было дела до того, чем сегодня живет страна и ее жители. Художники и режиссеры шли на любые компромиссы, дабы сбежать от тягостной реальности и приукрасить действительность.

    История гласит, что первоначально постановкой фильма должен был заняться Фриц Ланг, тогда еще не прославленный автор «Метрополиса» и «Нибелунгов», но весьма талантливый кинематографист, имевший за плечами опыт сценарной и режиссерской деятельности. Однако, как это часто случается, продюсеры попридержали Ланга, дабы тот закончил работу над перспективными с коммерческой точки зрения «Пауками: Золотое море» (1919). В итоге, куратором проекта стал Роберт Вине. К слову, послужной список у Вине был еще шире, но серьезных работ среди множества короткометражек и легкомысленных фильмов было совсем мало.

    Сюжет «Кабинета доктора Калигари» начинается с разговора двух людей, молодого Франца и его пожилого собеседника, которому юноша поведает жуткую историю, приключившуюся с ним, его приятелем Аланом и их общей любовью, Джейн.

    … Молодые люди, дабы развеяться, решают посетить ярмарку в Хольстенвалле, где они надеются весело провести время. В то же время на ярмарку приезжает и некто доктор Калигари, собирающийся шокировать доверчивую публику демонстрацией «сомнамбулы» — лунатика Чезаре, который проспал все свои 23 года. Вся фишка представления в том, что Чезаре не только перманентно спит, но и умеет предвидеть будущее. Разумеется, в редкие моменты пробуждения, коим способствует «тайная методика» доктора Калигари.

    Любопытный Алан успевает первым задать Чезаре волнующий его вопрос о дате собственной смерти и получает сокрушительный ответ, что умрет до наступления рассвета. Расстроенный пророчеством Алан прощается с друзьями, а на следующее утро молодого человека обнаруживают мертвым. Неизвестный убийца нанес ему смертельный удар странным по форме ножом.

    Не веря в чудеса и мистические предсказания, Франц пытается связать безвременную кончину друга с прибытием в город доктора Калигари и его мрачного питомца. Однако вскоре в руки полиции попадается якобы настоящий убийца, в то время как у Калигари и его сомнамбулы есть очевидное алиби. Чувствуя подвох, Франц начинает тайком следить за домом недружелюбного и скрытного доктора-колдуна…

    Я намеренно не стал вдаваться во все подробности и детали сюжета, ибо «Кабинет доктора Калигари» по жанру всё-таки является триллером, где самое интересное — в развязке. Безусловно, немногие смогут высидеть 70 минут немого фильма, но те, кого данное произведение заинтересует, смогут без труда обнаружить его в популярных онлайновых кинотеатрах. И в достаточно приемлемом качестве, учитывая древность картины.

    Неоспоримым вкладом ленты Вине является вовсе не хитроумно закрученный сюжет, который, кстати, продолжает вдохновлять кинематографистов спустя почти столетие. Многие найдут много общего у «Кабинета доктора Калигари» и относительно недавнего психологического триллера Мартина Скорсезе «Остров проклятых». Сам сценарий Ганса Яновица и Карла Майера изначально содержал в себе гораздо больше политических и социальных аллюзий. Продюсеры фильма явно не желали, чтобы их детище заставляло зрителей впадать в еще большую депрессию, поэтому радостно уцепились за предложение Фрица Ланга «закольцевать» сюжет и придать ему еще большей фантасмагоричности.

    Заслуга Вине (хотя лично влияния режиссера здесь чувствуется меньше всего) в том, что его творение стало краеугольным камнем в формировании немецкого экспрессионистского кинематографа. До и после из-под пера режиссера выходило множество пустышек, но лишь «Кабинет доктора Калигари» по праву считается шедевром мировой классики и путеводной звездой целой плеяды знаменитых кинематографистов Европы и Америки.

    Главным достоинством ленты является ее неповторимая атмосфера, к созданию которой, в первую очередь, приложили руку декораторы, оператор, гримеры, костюмеры и художники. Один только вид загадочного Чезаре с темными кругами вокруг глаз и с ножом в руке, как и всклокоченные волосы безумца Калигари, вызывали панический ужас у зрителей того времени, воспитанных на дешевых мелодрамах и военных агитках. Визуальный стиль, подчеркнутый сознательно угловатыми и неправильной формы декорациями, погружал аудиторию в подобие транса, напоминающего вечный сон мрачного сомнамбулы. История умалчивает о посетителях кинотеатров, с ужасом покидавших свои места, но, как бы там ни было, лента произвела на зрителей сильное впечатление.

    Наследие «Кабинета доктора Калигари» поражает, притом, что львиная доля кинопродукции того периода уже навсегда предана забвению. И хотя мечты Вине о создании в 40-х годах звукового сиквела не сбылись, его творение продолжает жить своей жизнью. У фильма есть неофициальный ремейк, музыкальная драма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» с участием Михаила Барышникова и Джона Кьюсака. В 1997 году по мотивам «Кабинета» композитор Джо Моран сочинил оперу, а многие музыканты неоднократно изобретали новые звуковые подложки, благо, что фильм немой и экспериментировать в данном направлении можно бесконечно. Звуковой ремейк картины состоялся лишь в 2005 и получил несколько наград на профильных кинофестивалях фильмов ужасов.

    Вердикт: говорят, что классика не устаревает. Это не совсем так. Современное поколение любителей кино вряд ли усмотрит в «Кабинете доктора Калигари» что-то пугающее или новаторское. Удивить современного зрителя нелегко, посему лента Вине представляет собой, скорее, исторический, археологический интерес. Вопрос лишь в том, кто из нынешних кинематографистов сможет похвастаться столетие спустя, что его работы по-прежнему пользуются популярностью? Хотя бы среди ограниченного числа заядлых киноманов.

    8 из 10

    7 мая 2014 | 17:03

    Выходец из Дрезденского театра Роберт Вине, дебютировавший в кино сценаристом и начинающим постановщиком, вписал своё имя в анналы истории не только немецкого киноискусства, но и всемирного, всего лишь одной своей картиной 1920 года. Его «Кабинет доктора Калигари» резко выбивается своей фантастической фабулой с примесью сюрреализма из всех немецких картин того периода. Первооткрыватели экспрессионизма в кинематографе, театре и живописи, каждый по-своему, не столь изыскано и направленно, раскрывали свои видения фантасмагории, но именно эта картина является вершиной немецкого течения в кинематографе. Вегенер «Пражским студентом» и картинами о мифическом Големе посеял семена противоречивого, но столь изысканного экспрессионизма, а Вине, с лёгкой руки, смог собрать урожай с этих семян.

    Изначально сценарий Ганса Яновица и Карла Майера был чистой воды революционным и направленным на всеобщее неодобрение политической властью. Но первоначальный режиссёр картины, начинающий художник-постановщик Фриц Ланг, кардинально изменил его, окольцевав события и придав им двойственность. В конечном итоге, сценарий превратился в историю реального и ирреального, тем самым, заключённая глубоко в контексте власть и беспринципная политика, приобрела оттенок конформизма. Брошенный вызов ей не состоялся, но и в столь иерархичном сценарии можно разглядеть и вторую невидимую сторону: когда видения окружающего мира подтверждают и превосходят глубоко заложенные потаённые мысли и желания низших слоёв населения Германии. Даже шизофренический взгляд больного не столь абсурден и нелеп, как гармонично вырисовывает малейшие детали несуществующего, но столь желанного и близкого, что до всего этого можно прикоснуться рукой.

    И Вине, пришедший на смену Лангу, увидел в видоизменённом сценарии интересные, но и противоречивые прорисовки абстракций окружающего мира. Разделение на две противоборствующие стороны было столь наглядным и актуальным, что картина вмиг приобрела успех. Сам Калигари, как и Скапинелли у Вегенера, окутан тайной, и предстаёт в образе старика в чёрном обличии. То ли маг, то ли кудесник, этот доктор выглядит зловеще, но он уже изысканнее приближён к реальности, чем Скапинелли. Тот же чёрный цилиндр, зловещая ухмылка и хитростный взгляд сквозь круглую оправу очков, и он также предлагает что-то до боли желанное: в данном случае — заглянуть в будущее или же вспомнить прошлое. Но услышать собственное будущее от ещё более таинственного лунатика, непробудно спящего двадцать три года, может ввергнуть в ужас, когда зловещая физиономия пророчит недолгие часы жизни.

    Действия картины протекают стремительно быстро на фоне потрясающих гротескных декораций Германа Варма, Вальтера Рёрига и Вальтера Реймана. Эти художники в полную силу воссоздали картину экспрессионизма своими павильонными конструкциями, наиболее точно соответствующими глубинному сознанию и мировоззрению. Предметы и окружающая природа воссозданы искусственно; тени, изломанные лини и кривые, а также ирреальное окружающее, нарисованное на холсте, и является абстрактным фоном для протекающих событий. Формы предметов прорисованы не досконально, ведь они всего лишь частички воображения, которые не играют столь существенной роли в событиях картины.

    В гротескных изображениях города, который изображён словно в отражении кривого зеркала, можно разглядеть схожесть с картинами Августа Макке «Внутренний двор сельского дома в Сен-Жермене», Эриха Хеккеля «Пейзаж в окрестностях Дрездена» и с многочисленными работами художника Лионеля Фейнингера. Их обращение к глубинной экспрессии в живописи, повлияло на воссоздание искусственного городка, который столь манящ и пугающе привлекателен, профессионально с каше был запечатлён объективом камеры Хамайстера. И картина, искусственными декорациями и изображениями, так и дышит театральностью, поэтому абстрагироваться от влияния на немецкий кинематограф театра, было бы не правильно. Сценические экспрессионистские постановки Фридриха Холлендера и Леопольда Иесснера сыграли значительную роль при создании картины Вине.

    Именно чуждые для восприятия «мазки» действительного мира, невольно превращают картину Вине в эталонное представление несуществующего в реальности, но заложенного глубоко в подсознании обычного мира. Улицы города изломанными линиями говорят о не столь правильном и рациональном мировоззрении и понятии окружающего мира. Неправильные, остроконечные формы печных труб, окон и дверей, сначала вызывают лёгкое недоумение, и только под финал картины режиссёрская задумка всё расставляет по местам. Экстравагантно выточенные очертания дают характеристику поведения и внутреннего состояния души. Округлённость говорит о спокойствии, тишине и умиротворении; заострённые криволинейные предметы раскрывают необъятный страх, волнения, переживания и боль. Так как «Кабинет доктора Калигари» является фильмом ужасов, увы, не первым, как считают многие, наполненный странными образами и пугающей атмосферой, то всё действие картины очерчено резкими остроконечными предметами, формами и изломанными линиями.

    Но для более эмоциональных моментов ужасов, одних ломаных линий недостаточно, и Вине, обращаясь к пугающим образам Венегера, вселяет ужас через профессиональную игру света и тени. В моменте убийства, под объектив камеры не попадает сомнамбула с ножом в руке, лишь его вытянутая тень, что придаёт столь примечательному эпизоду под нагнетающую и зловещую музыку, ещё большую пугающую окраску. Столь примечательным выглядит и грим: тёмные круги под глазами Конрада Вейдта и зловещий оскал превратили его в пугающего лунатика, а тёмное утончённое одеяние Краусса говорит о принадлежности его персонажа к не самой доброй стороне элиты.

    И всё это в совокупности и превращает фильм Роберта Вине в настоящую классику. Хотя стоит признать, что заслуга столь грандиозной картины принадлежит сценаристам и абстрактным, но правильно подобранным декорациям, когда работа самого режиссёра остаётся где-то на задних планах. Может быть поэтому, Вине прославился только одной этой картиной, и за всю свою карьеру не снял ничего столь экстравагантного и новаторского. И получается, что «Кабинет доктора Калигари» в искусстве киноплёнки стоит особняком, ведь постоянно снимать картины о новоявленных, столь противоречивых, и так до конца не изученных видениях, означало бы повторение довольно узкой направленности. Оставалось только отталкиваться от технических деталей картины, и, впитывая экспрессионистские революционные шаги художников-авангардистов, являть миру новые картины этого течения.

    29 ноября 2009 | 15:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>