К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Лента получила несомненный широкий успех у отечественного зрителя в силу вполне конкретных объективных обстоятельств, не имеющих никакого отношения к художественным качествам фильма. Дело в том, что когда картина выходила на экраны, советский человек поглощал не жуя все, что приходило из-за границы. «Фантомас» пришел, потому что один из лоббирующих кино людей объяснил, что это произведение посвящено теме разоблачения иностранных стражей закона, не способных решительно ни на что, бездарных и глупых идиотов.

Отметим, что клинический кретинизм в ленте свойственен далеко не только государственным служащим: дурачества пропитывают все существо «Фантомаса», каждое его волокно. Фильм целиком и полностью сделан из глупостей. Ярчайший пример таковой – толпы свидетелей безобразий главного злодея. Обыватели напрочь лишены рассудка. Их решительно не смущает, что человек, пять минут назад паливший из автомата и взорвавший громадную петарду, вдруг возвращается на место преступления. Они просто, тыкая кривыми пальцами, орут, что, мол вот он, гад!

Объясняется это, якобы, тем, что кино пародирует набиравшую тогда популярность бондиану и жанр шпионско-криминального боевика вообще. Но даже смирение с абсурдом, творящимся на экране, не способно оправдать некоторые важные нюансы.

Например, тот, что Фантомас – напрочь лишенный харизмы и обаяния, тупой деревянный болван, за бесчинствами которого решительно неинтересно наблюдать. Его маска из воска, которая упраздняет мимику и даже глазам не дает нормально открыться, как бы сразу знакомит с сущностью «гения злодейства». Вся его изобретательность заканчивается тем, что он меняет лица. Меняет лица и делает гадости: то в прохожих постреляет, то бомбу бобахнет, а затем свалит, как бы подставив того, в кого он был наряжен. Однообразно и скучно. Это можно было бы простить, если бы не одно важное «но»: Фантомаса в ленте слишком много, чтобы его не замечать. Как и второго главного героя – журналиста Фандора, которого исполнил Жан Маре.

Жан Маре это такой типичный герой-мачо-мужик. С туповатой миной, зато со способностями гибрида из Чака Норриса и Джеки Чана. Это опять же объясняется пародийностью. Но пародийностью не объясняется скука, живущая на экране, которую рождает слишком часто мельтешащий тоскливый дуэт из разбойника и писаки.

Разбавляет ее Луи де Фюнес. Однако крайне редко. Вдоволь покривляться ему не дали (ибо это его, можно сказать, одна из дебютных крупных работ). Единственный момент во всем фильме, вызвавший улыбку – это когда он с ватой в ушах встретил незваного гостя-коллегу.

«Фантомас» вполне может доставить удовольствие. Но для этого необходим вкус, приемлющий подобные картины, и принятие того факта, что творящийся на экране идиотизм – пародийность.

07 января 2012 | 19:58
  • тип рецензии:

В детстве, я помню, долго ломала голову над загадкой - кто же такой Фантомас. Человек он - или все же что-то иное, чуждое? Может быть, инопланетянин? Или злой колдун? Кто там, под этой серо-сине-зеленой маской (сейчас этот цвет лица прочно ассоциируется у меня с данмерами, хорошо, что у Фантомаса глаза не красные)? Может там нет вообще никого, сплошным слоем - маски, маски, маски, а головы-то и нет? Я даже спрашивала у мамы, что она думает по этому поводу, и мы пугали друг друга характерным жестом 'снимания маски' - рука под ворот, в кулак и наискосок вверх. На загадке строился весь интерес к фильму. На этом - и на ужимках Фюнеса.

Я посмотрела все три фильма почти подряд и осталась со смутной надеждой, что в следующих (а я была уверена, что они будут, ведь все так ничем и не закончилось) фильмах все разъяснится.

Не разъяснилось - и не только потому, что фильмов больше не было. Ближе к сознательному возрасту я поняла, что с Фантомаса не снимешь маску - потому, что создатели фильма сами не знают, кто он. Кем бы он ни оказался - это убьет саму идею Фантомаса, потому что в любом случае зрители скажут разочарованно: и это все?

Это все. Это - типичный главзлодей, со всеми полагающимися ему 'причиндалами'. Среди них: уродливо-шикарная внешность, способность планировать сверхзакрученные интриги, высокомерие, одиночество, специфический юмор, хорошие материальные средства, в подручных - банда безмозглых юнитов. Одно отличие от большинства собратьев (чтобы не быть голословной: Зорг, Шреддер, Дарт Вейдер, Джокер - у всех есть вышеперечисленные признаки) - он не неудачник. Он выигрывает.

Но в то время в нашем Союзе знать не знали о признаках типичных главзлодеев. Трио Герой-Героиня-Враг для нас было заокеанской диковинкой, и 'Фантомас' обрел тот же парадоксальный успех, что и, например, 'Фанфан-Тюльпан'. В новинку был весь такой бравый и лощеный Жан Марэ, вся такая сексуальная Демонжо. Разве что дурачков вроде Жюва хватало и в наших комедиях. Но он ведь французский дурачок, привозной, импортный, а значит - деликатесный. А какую красивую жизнь нам показали... лимузины и бриллианты, рестораны и приемы - да-а... против запорожцев, стекляшек, столовых общепита и кухонных посиделок смотрелось все это весьма выигрышно.

Жан Марэ мне, правда, никогда не нравился. Какая бы у него поэтичная там любовь со своим тезкой Кокто не была - физиономия у него, по-моему, просит кирпича, а фигуре чуть-чуть не хватает до идеального параллелепипеда. Да и как актер - режьте меня, ешьте меня - не Смоктуновский. И Фюнес... в детстве он меня очень веселил, а сейчас эти повторяющиеся бурные махания лапками и бормотание под нос уже надоели.

При всем при том, хотя меня никогда не пронимал аргумент 'для того времени это было ого-го', при обсуждении этого фильма я готова его принять... А также сделать скидку на то, что французская комедия - это весьма своеобразный жанр, который мне за редким исключением не близок.

6 из 10

18 августа 2009 | 19:28
  • тип рецензии:

Музыка в фильме совершенно сливается с сюжетом и изменяется буквально с каждым движением актёров. Мне кажется, что Мишель Мань сотворил чудо. Представьте, что музыка в фильме отсутствует... Я не могу. Они одно целое. Я не говорю о прекрасных мелодиях отражающих персонажей - они гениальны. И сегодня во многих телепередачах в заставках и фоном звучит эта музыка!

Каждый раз, когда просматривая любимую картину обратите внимание как переплетаются мелодии персонажей в зависимости от происходящего на экране и всё это незаметно, но какой вложен труд - невозможно представить!

21 июля 2009 | 14:27
  • тип рецензии:

Фантомас - не только вся мифология мира. Фантомас - это также память эпохи. Мало кто знает, знаменитые писатели Пьер Сувестр и Марсель Аллен в своих романах, подобно сверхчуткому сейсмографу, с запасом в три года предсказали вызревание в недрах общества ужасы мировой войны.

Страх перед всемогуществом науки, страх перед злом мира, прячущим по другим, не нашим законам и могущим наказать нас за наши грехи, - вот что такое Фантомас. Фантомас появился на свет божий за два года до рождения Жана Марэ. Пьер Сувестр и Марсель Аллен придумали своего героя в 1911 году и в последующие тридцать два месяца сочинили тридцать два тома. По количеству переизданий и переводов эта книга скоро оказалась на втором месте после Библии.

В 1913 году режиссер Луи Фейяд поставил сериал из пяти фильмов. А также в 1930, 1946 и 1947 годах другими режиссерами. И все три раза - без успеха. Мне ближе фильмы о Фантомасе 1965 года - талантливого режиссера Андрэ Юнебелля с Жаном Марэ и Луи де Фюнесом в главной роли. Таких фильмов больше не будет. И думаю, что Фантомас не вернется никогда.

11 февраля 2009 | 23:08
  • тип рецензии:

В начале 60-х во французской прессе появилась информация, что Жан Маре - гомосексуалист. По тем временам это можно было расценивать как трагедию и ставить крест на собственной карьере. Маре долго сидит без работы и лишь Юнебель приходит ему на помощь. Актер долго не соглашается, сценарий не нравится ему, кажется глупым и неудачным. Но безработица берет свое.

Получив в картину красавца Маре, Юнебель идет ему на уступки. Кроме Фантомаса он предлагает Маре роль Фандора. Для этого он перелопачивает сценарий, превращая журналиста 'Рассвета' в абсолютного супергероя. Тогда становится понятно, что второй герой в фильме не нужен и роль Жюва решают превратить в комедийную.

Царившая на съемках атмосфера на самом деле далека от идеальной. Жан Маре и Луи де Фюнес ненавидели друг друга. Первого заставила сниматься нужда. Для второго 'Фантомас' был шансом вырваться из картин класса В (единственным светлым пятном в его карьере в тот момент можно считать лишь вышедшего в том же году 'Жандарма из Сен-Тропе'). Говорят, что в реальной жизни Фюнес был человеком невероятно сложным и малоприятным, практически без чувства юмора - он практически стал камнем преткновения для создателей фильма. Но как он играл!..

Маре не переваривал Фюнеса, называл его клоуном и грозил уйти из проекта, он считал Фюнеса шутом, что его место в цирке. Кроме того, он сам исполнял свои трюки. В порыве гнева Фюнес решает исполнять свои трюки сам, чтобы ничем не уступать Маре. Лишь дипломатичность Юнебеля сглаживала углы...

Фильм ждал оглушительный успех. Пожалуй, еще ни один комикс не мог похвалится столь блестящей экранизацией. Однако Маре стоял на своем. Даже в одном из своих последних интервью он назвал 'Фантомаса' глупым бездарным фильмом, в котором ему пришлось сниматься лишь в силу обстоятельств...

12 января 2009 | 02:11
  • тип рецензии:

Действующие лица этого фильма - это герои на много лет вперёд. Вот какими я их вижу сейчас.
Фандор - это пресса, журналисты. Хорошие или плохие естественно от того, какую статью они написали.
цитаты:
Фантомас говорит Фандору в первом фильме: - 'Ты убедил меня, сейчас для величия нужна пресса'.
из второго фильма:
вопрос журналиста Фандору, переодетому в профессора Лефевра - 'Вы верите в летающие тарелки?'
ответ - 'Да, вы знаете, марсиане существуют, они вокруг нас'
вопрос - 'Но почему же они не показываются?'
ответ - 'Они боятся журналистов'.

Образ Элен - привет с экрана от сексуальной революции всему советскому обществу. Наверно, её одежда стала большой новостью для нашего тогдашнего зрителя.

Фантомас - олигарх, который пользуется радикальными методами (без этих методов сюжет был бы менее интересен) для достижения своих целей. Олигарх не сумасшедший, а расчётливый. Немного маниакален, но он может себе это позволить. Заводной комиссар Жюв (государство, полиция, которые вроде бы побеждают, но не совсем, потому что в следующей серии..., и так далее) - его противник, без него и его противостояния с Фантомасом фильма бы не было.

Но есть у этой трилогии ещё один 'герой' - автомобиль.
Ситроен DS - это обыкновенное чудо. Французы прозвали машину deesse -'богиня'. 5 октября 1955 года, через 45 минут после открытия Парижского автосалона машину заказали 749 посетителей, а к концу дня их число превысило 12 тысяч. Очень скоро Citroen DS превратился в настоящий объект культа, обратив на себя внимание именитых фотографов, большинство из которых не имели никакого отношения к автомобильному миру. Вторым покупателем машины оказалась Джина Лоллобриджида, которая тут же отправилась со своим приобретением на съемки для октябрьской обложки журнала Paris Match.
DS стал официальным автомобилем самого первого кинофестиваля в Каннах, а позже 'снялся' в сотнях фильмов и музыкальных клипов. Эта машина стала ещё одним символом Франции.

По-моему, по мере взросления просмотр этого кино не становится менее интересным. Ностальгия по тем временам - что для французов, что для нас. Времена-то были одни, да вот пространства разные только. Но, в плане бреда, с тем временем нас сейчас соединяет Николя Саркози. Приглядитесь к его манере разговора, мимике - никого не напоминает? Между прочим бывший министр МВД Франции.

09 января 2009 | 17:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: