К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

По всей видимости, вдохновившись картиной «12 разгневанных мужчин», Эльдар Рязанов решил устроить комедийный бенефис тридцати советских актеров, запертых в одной комнате в течение всего хронометража. Правда, в отличие от картины Сидни Люмета, при ознакомлении с которой буквально хочется, чтобы присяжные оставались на своих местах и продолжали дискуссию, здесь эмоции совершенно иные.

При просмотре фильма «Гараж» ты становишься невольным участником гаражно-строительного кооператива и хочешь поскорее закончить собрание. Это тот редкий случай в кинематографе, когда переживаешь события фильма вместе с его персонажами, но, увы, это не идет картине в плюс, а только наоборот. В голове возникает ощущение, что тебя одновременно ждут муж с внуком, больная жена, запертый в одиночестве ребенок, да еще и бедная курица в пакете явно нуждается в холодильнике.

Зритель окунается во весь этот бедлам с головой, мечтая, чтобы фильм наконец-то закончился. Более того, ненавидит наивную и жаждущую справедливости мать-одиночку за ее выходку с дверью, немого ученого за его нелицеприятные поступки, и директора рынка за ее стервозность и самоуверенность. Нет, к актерской работе не может быть никаких претензий, всё сыграно просто превосходно, но режиссер явно перегнул палку с драматизмом и нагнетанием ситуации. Весь этот ор, паника, безумие сводит с ума и вызывает лишь головную боль, от которой до сих пор не получается избавиться.

А всё потому, что смешным в этом фильме является лишь финальная сцена, в остальном фильм, в общем-то, грустный и даже местами грубый. Показывает человеческую низость, слабость, склонность к наживе и эгоизму. Не высмеивает, а явно показывает, что, к сожалению, вызывает не положительные эмоции от тонкой и умной работы режиссера, а эмоции сложные, скорее угнетающие. В конце фильма ты словно сам лишаешься заветного гаража. Причем выступаешь, пожалуй, в роли сына директора, толком в дискуссии не участвовавшего, а не героя, проспавшего всё собрание, сыгранного самим Рязановым. Ему наоборот можно позавидовать, ведь он не принимал участие во всем этом безумии и остался в трезвом и здравом уме. Чего не скажешь о других персонажах, а обо мне, простом зрителе, тем более.

12 сентября 2014 | 18:11
  • тип рецензии:

Советский кинематограф в середине и второй половине прошлого века во многом принял на себя те художественные задачи, которые в XIX веке общество закрепило за литературой. Это, прежде всего, нравственная оценка событий и поступков, социальная критика, изучение человека и мельчайших движений его души и экзистенциальная тоска.

Фильмы Эльдара Рязанова только на первый взгляд представляют собой легкие комедии, напичканные узнаваемым диалогами и афоризмами. Но под этим верхним слоем содержания скрывается гораздо большее – не один, а несколько слоев, каждый из которых приносит зрителю множество возможностей для «вчитывания», интерпретации и ассоциаций. В фильме «Гараж» (1979), о котором пойдет речь дальше, герой Игоря Костолевского на реплику героини Ольги Остроумовой о том, что она исследует русскую сатиру ХХ века, отвечает: «Потрясающе! Вы занимаетесь тем, чего нет». Так вот преемником той литературной сатиры стал во многом сам Рязанов, а «Гараж» в этом контексте один из самых ярких его фильмов.

Внешне этот фильм выдержан в классицистическом каноне: здесь соблюдено единство места, времени и действия. Запертые в зале института на целую ночь участники гаражного кооператива разыгрывают перед камерой комедию. Но, пожалуй, единство действия все же не столь очевидно: комедия время от времени переходит и трагикомедию, а порой и в настоящую драму. Несмотря на эти жанровые и эмоциональные качели, «Гараж» смотрится на одном дыхании, и он настолько органичен по своей внутренней структуре, что зрителю сложно поверить, что съемочный процесс длился какой-то определенный период, а не одну бесконечно долгую ночь.

На момент выхода фильма, карикатура на главную достопримечательность советского быта – очередь считывалась моментально и била точно в цель. Но вот прошло без малого 40 лет, и страны, о которой он рассказывал, уже нет, а актуальность «Гаража» никуда не делась. Наверное, секрет в том, что картина эта не про кооперативы или очереди, а про нашу жизнь, или, если говорить пафосно, про несовершенство нашего социального устройства. Вообще пересмотр «Гаража» (а к нему можно возвращаться бесконечно) рождает множество параллелей с нашей сегодняшней жизнью и позволяет на многие вещи посмотреть под новым углом зрения. Получается своеобразная социальная рефлексия.

Но прелесть «Гаража» не только и не столько в остроте поставленных им проблем. Эльдар Рязанов, одни из самых человеколюбивых режиссеров советского кино, конечно, говорит прежде всего о людях, каждый его герой – это судьба, характер, история. Кто-то из них лучше, кто-то хуже, но все они люди, всего лишь люди, и режиссер относится к ним, к них несовершенству с бесконечной нежностью. Думаю, что фраза Сидорина (Валентин ГАФТ) «Люди мои, вы дороги мне – и те, и другие» ментально принадлежит самому Рязанову, но вложена в уста одного из самых характерных героев фильма. Режиссер вообще очень умело рисует образы – порой яркими, размашистыми бескомпромиссными мазками, порой едва заметными штрихами, намеками, понятными посвященным. К последним относится, например, приведенный выше диалог сына Милосердова и Марины про сатиру – это такая едва упомянутая особенность литературного процесса позволяет нам понять очень многое о сына Милосердова, а его свобода в выражении своего мнения – довольно яркий штрих к портрету. С другой стороны, такие образы как Карпухин (Вячеслав Невинный) жена Гуськова (Светлана Немоляева) или директор рынка Кушакова (Анастасия Вознесенская) исполнены в более резкой манере – в резких контрастах срисованы типажи, которые встречаются, наверное, в любом людском коллективе.

Вообще для такого камерного фильма подбор актерского состава – это режиссерская сверхзадача. Как Рязанову удавалось всякий раз быть столь безошибочным в этом, остается только гадать и исследовать. Главное для нас, что мы и сегодня можем наслаждаться этими прекрасными ролями: помимо уже упомянутых это Ия Саввина (Аникеева), Лия Ахеджакова (Малаева), Георгий Бурков (Фетисов), Леонид Марков (профессор Смирновский), Борислав Брондуков (жених) и, конечно, практически безголосый Андрей Мягков (Хвостов). Каждому из них удалось сыграть отдельную, глубоко индивидуальную партию, не выпав ни разу из общего хора.

Можно было бы сказать, что «Гараж», несмотря на всю свою сатиричность, а порой и карикатурность, не вызывает горечи, если бы не информация о том, что почти все показанное Эльдар Рязанов наблюдал лично – на заседании гаражного кооператива «Мосфильма». Многие коллизии того заседание, свои впечатления от поведения коллег он перенес в фильм. И, узнав это, испытываешь какое-то разочарование от того, что все показанное – это художественный образ только до определенной степени.

21 октября 2018 | 19:48
  • тип рецензии:

Заголовок данной рецензии не отражает и ни в коей мере не характеризует мнение автора о данной картине как таковой. Скорее, этим сдержанным импрессионистским выражением хотелось бы выразить то смутное, зудящее чувство, не покидающее и на третий день после просмотра: неужели мы действительно жили в такой стране?

Кино, бесспорно, хорошее. Именно, что хорошее, не шедевральное, не гениальное, а хорошее. Всем рецензорам, поставившим 10/10, скорее всего, это придётся не по душе, но такая высокая оценка - есть не что иное, как ностальгическая предвзятость. Люди, воспитанные в те 'славные' советские годы, с позиций современного взгляда на действительность вопиюще поверхностно оценивают это произведение отечественного кинематографа. Кино, хочется повториться, хорошее, но не более того...

Итак, тема не гиниальна. Ведь чтобы снять добротное кино, не надо создавать велосипед. Эта лента является прямым доказательством - в основе лежит простейшая повседневная жизненная ситуация. Люди есть люди. Тем более советские люди... Почти все действующие персонажи - дети тех, кто рос при сталинском режиме, прямые ассоциации с довоенными событиями и отношениями между людьми... Суть в том, что каждый, или почти каждый, готов сделать что угодно, решиться на любую подлость, поступиться любыми принципами ради собственного блага. Героиня Ахеджаковой об этом говорит прямо: 'Человека надо охранять от человека...' Просто воротило во время просмотра от каждого обращения: 'Товарищи...' Так хотелось услышать от кого-нибудь что-нибудь вроде: 'Тамбовский волк тебе товарищ!' И что-нибудь от персонажа Гавта: '...лицемерный вы мой...' А ещё ведь эти людишки надменно рассуждают о нравах, как, например, во время перерыва начальница базара и Карпухин о внебрачном ребёнке Малаевой. Пустое бессовестное лицемерное общество, вызывающее только отвращение. Как только наметился бунт во время собрания, стало ясно, что крайних всё-таки найдут. Не тех, кто изначально остался без гаража, но найдут. Так и случилось. Когда показалось, что относительная справедливость вот-вот восторжествует, что эта ночь чему-то научила людей, как фильм закончился на саркастическом 'Вытяните эту бумажку, счастливый вы наш...' Хочется обратить внимание на бредовый сумбур, ставший основой процесса решения проблемы - равно как и смыслом сюжета. Хвостов - самый неадекватный персонаж, то разляжется на столе, то скачет около сгораемых бумаг руководства, то грозится всем что-то показать, помешавшаяся жена Гуськова - без комментариев, Карпухин - который 'всегда как большинство', Фетисов - 'свой мужичок', каких миллион, ему просто скучно, к тому же, он '...за машину родину продал...' Странно, но самыми адекватными, наряду с профессором Смирновским и председателем Сидориным оказались 'блатные' - по смыслу - отрицательные герои.

В окончании рецензии хочется сказать, что фильм просто необходим для просмотра в целях воспитания бескорыстного поколения, чтобы не повторился и не возродился никогда советский союз, его нравы, ценности и принципы.

03 января 2010 | 18:55
  • тип рецензии:

Боюсь показаться непонятым, но рязановский 'Гараж' меня совершенно не впечатлил. Возможно, в силу своего возраста я не могу понять всю 'гениальность', как многие тут пишут, этой комедии, но все полтора часа кудахтанья практически 'ни о чём' (как мне показалось) ввели меня в настоящую скуку.

Только в самом финале, когда начинают раскрываться характеры главных героев, хоть чуточку стало интереснее, несмотря на потрясающую работу всех, без исключения, актёров. Что и говорить: на съёмочной площадке 'Гаража' Рязанов собрал весь цвет советских актёров!

У каждого героя своя судьба: Малаева (Лия Ахеджакова) - незамужняя мать-одиночка, которая, в общем-то, и замужем никогда не была, над чем все и потешаются; Хвостов (Андрей Мягков) - немой, у которого в финале картины прорезается голос из-за склок на заседании гаражного кооператива; жена Гуськова (Светлана Немоляева) - женщина без имени, известная миру только по браку с одним из 'гаражников', Гуськовым, которая в финале чуть было не теряет рассудок; Якубов (Глеб Стриженов), бывший военнослужащий, и многие-многие другие.

Единственное, что мне, кроме игры актёров, реально понравилось в картине - это как раз-таки раскрытие глубины характера и истории каждого из 'прозаседавшихся'. Но в целом фильм меня не зацепил ни на йоту, и даже не интересно было, чем закончится их заседание.

Скорее всего, я просто не понял этой картины. В отрицательные не запишу (спасибо актёрам), но...нейтральная - точно.

6 из 10

12 марта 2014 | 11:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: