К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Один из моих любимейших фильмов, и, бесспорно, одна из самых пронзительных и светлых картин советского кинематографа. Дебют Никиты Михалкова как режиссера, несмотря на суровую критику и негатив к «барскому сынку» и «баловню судьбы», получился взрывным, ярким и запоминающимся. Вне времени, вне истории, этот фильм пронимает до дрожи и смотрится больше сердцем, нежели рассудком, склонным к критике и анализу. А покритиковать можно было бы многое: отрыв от реальности, чрезмерную идеализацию образов главных героев – чекистов, восхваление утопических идеалов революции и гражданской войны с ее пафосом ценностей свободы, равенства и братства, которые на деле оказались не более чем крикливыми лозунгами и привели в итоге к катастрофе и краху страны и миллионов человеческих жизней. Все это действительно так, но прошло уже больше 30 лет, а фильм почему-то продолжает радовать, удивлять и восхищать. Секрет его обаяния и притягательности как раз скорее в том высшем и непреложном, что вечно и абсолютно и совершенно безотносительно к цвету мундиров, идеологической направленности и политическим воззрениям - настоящей дружбе, братской любви, безмерной вере, преданности Родине.

Грозные альбатросы революции. «И стали мы строить целый корабль…»

Михалков – мастер создания образов. Его герои, сплоченный войной квинтет «грозных альбатросов революции», – романтическая мечта о человеческом рае и о торжестве людей с большим сердцем, строящих большой корабль счастья, верящих в грядущий мир, который однажды придёт для всех.

Егор Шилов (Юрий Богатырёв). Молодой, смелый, честный, его любят очень и все, и любовь эта, большая и трепетная, как лейтмотив пронизывает весь фильм и так часто сквозит в теплой улыбке и словах Сарычева. Лучшая роль Богатырева.

Председатель ЧК Николай Кунгуров (Александр Пороховщиков). Интеллигентный, сдержанный, немногословный, все главное - в его взгляде.

Липягин (Николай Пастухов). Добряк, из народа, быстро появляется, так же быстро исчезает, но за это очень короткое время успеваешь к нему привязаться.

Андрей Забелин (Сергей Шакуров). Очень и очень много авторской любви и симпатии. Славный бесстрашный боец-кавалерист, которого «зарыли и закопали» в бумагах, дебетах и кредитах, ведь война закончилась, надо строить новую мирную жизнь, а в нем до сих пор все кипит и сердце рвется в бой с шашкой наголо «защищать родину до последней капли свой красной рабоче-крестьянской крови». Вспыльчивый, порывистый, шумный, с распахнутой душой герой Сергея Шакурова Забелин – очень милый мне образ, каждый раз, пересматривая фильм, трогает до глубины души.

Василий Сарычев (Анатолий Солоницын). Нервный, глубоко переживающий, но старающийся скрыть свои эмоции за маской напускного хладнокровия, ведь он - председатель губкома, несущий моральную ответственность за возложенное на него партией дело и готовый ответить за все ошибки по законам сурового военного времени.

Они такие разные и все-таки вместе благодаря революционно-военному красному прошлому, которое их сроднило и забросило на ту сторону баррикад, где любовь к Родине воистину не знает границ.

Без Родины

А по другую сторону – другие, наоборот, оставшиеся без Родины.

Есаул Брылов (Никита Михалков) Циничный и кровожадный предводитель банды головорезов, так прекрасно сыгранный самим Михалковым? А по-моему просто очень одинокий, несчастный человек со своей личной трагедией, которого мучают призрачные видения прошлой жизни и старого, милого душе дворянского уклада и неторопливого, размеренного обустроенного существования – всего того, что было растоптано революцией и окончательно и безвозвратно сметено вихрем беспощадной войны. Золото – соломинка, за которую он судорожно пытается уцепиться в надежде вернуть себе хотя бы частицу того прошлого, об этом он исступленно мечтает, уткнувшись лицом в рукоять пулемета, которым отбивает свой кусочек счастья, с этой мыслью погибает…

Ротмистр Лемке (Александр Кайдановский). Осколок когда-то могучей армии генерала Каппеля, поверженный офицер, все еще готовый «бить красных», но уже сознающий всю бессмысленность ситуации, идущий на компромисс с собой и со своей душой, спасающий уже не столько свою честь, сколько просто жизнь.

Сила режиссерского волшебства

В том, как технически сделан фильм, вся мощь и сила волшебства Михалкова как художника и режиссера. Уже здесь видно то, в чем он, безусловно, всегда будет виртуозом – умение акцентировать внимание на важных символичных деталях: природе, одежде, пластике, жестах, позах, речи.

Несущаяся под откос карета, как символ победы нового прогрессивного миропорядка над старым, рухнувшим буржуазным укладом. Сарычев с рыдающей от боли душой из-за смерти друга на фоне портрета вождя пролетариата, который своим мудрым и проницательным взглядом как будто бы говорит: «Товарищ, ради идеалов нашего великого правого дела даже эти жертвы оправданы». Шилов, смотрящий на тлеющие угли костра с сакраментальной фразой: «Мне не поверили…. Не поверили мне…» Слезы Лемке, слезы не только о себе, но и о неподдающейся осмыслению, сводящей с ума своей нелогичностью в данных условиях человеческой порядочности и честности. Забелин, проводящий ладонью по стеклу под шум дождя и его безмолвный, полный беспредельной тоски взгляд, устремленный на друга. Все эти по-михалковски филигранно отточенные в деталях мизансцены на выходе складываются в удивительное по силе производимого впечатления и вызываемых эмоций красочное полотно.

Музыка как главная актриса

Для меня без нее не было бы и этого фильма. И для меня – она актриса, у которой здесь главная роль, она всегда в нужном месте и в нужное время, она нереально красива и, сливаясь с каждой сценой она создает тот неповторимый гармоничный союз, который, выражаясь метафорично, в своей гармонии напоминает союз 2-х безумно любящих друг друга людей. Музыка главная в начале, она главная и в конце. Эти 2 сцены я бы назвала самыми гениальными в фильме, они без слов, но музыка говорит все сама, о самом главном, о самом человеческом…

Каждый раз, когда я пересматриваю этот фильм, мое сердце разрывается. С высоты прожитых лет уже ясно, что пророческими станут слова ротмистра Лемке о том, что за это самое золото всех же их и расстреляют. Бессмысленными окажутся благородство души и честность, с которыми они жили и с которыми они отдавались Родине, ведь пройдет совсем немного времени и все они попадут в кровавую мясорубку времени и так и не смогут понять за что их будут расстреливать и забивать до смерти в застенках НКВД, за что их будут ссылать в лагеря ГУЛАГа, за что сгинут они безвестно в захолустьях необъятной страны и за что же так жестоко с ними обойдется та самая, так горячо любимая ими Родина…

Прекрасный фильм о светлой мечте всеобщего рая на земле.

10 из 10

18 ноября 2008 | 21:39
  • тип рецензии:

Лучшее, что создал Никита Михалков за свою жизнь.Чистый, глубокий, пронзительный, романтический фильм о дружбе и предательстве, о любви и ненависти, о правде и лжи.

Этот фильм наполнен прекрасными актерами, которые так органичны в условиях сценария и операторской камеры.

Музыка Эдуарда Артемьева - это отдельная жизнь и история, иногда кажется, что фильм сняли для этой мелодии и, что все крутится вокруг нее.

Жаль, что российский кинематограф не снимает таких фильмов, в том числе и Никита Михалков.

04 декабря 2006 | 14:36
  • тип рецензии:

Советским ответом западному голливудскому Чемберлену, в конце 60-х- начале 70-х заполонившего мировые экраны однотипными вестернами (некоторые из них, например «Великолепная семерка» или «Золото Маккены' демонстрировались даже в советском прокате), стало появление нового условного киножанра — «истерна» (по аналогии Вест — запад, ист — Восток). Гражданская война в России — чем не фон для игры в красных «шерифов» с комиссарскими звездочками и бандитов, роли которых по праву достались белогвардейцам, махновцам, басмачам. В конце концов, российские степи, на экране смотрятся ничем не менее выразительно, чем прерии американского Среднего Запада, а формула типичного вестерна всегда столь же утрирована: благородное и честное добро против ужасного и мерзкого зла. Как тут не вспомнить цитату из классика: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»?

В новоиспеченном жанре было выпущено немало крупных кинохитов, в числе которых «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Неуловимые мстители» Кеосаяна, «Шестой» Гаспарова. Это были стопроцентные «истерны», ловко сочетающие в себе скачки на лошадях и цирковые перестрелки с мягким, подобно прижиганию каленым железом, напоминанием о том, какой нелегким трудом добывалось для ныне живущих советских людей, их выстраданное народное счастье.

Дебютная картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» всегда держалась особняком от прочих представителей жанра, и на то были свои причины. Честного красноармейца Егора Шилова вероломно подставляют, будто он раскрыл белогвардейскому подполью время и место перевозки конфискованного золота; чтобы оправдать свое имя он вынужден бежать на поиски истинного виновника. Хороший? Белогвардейский ротмистр Лемке, участвовавший в похищении красного золота, остается единственным выжившим в результате бандитского налета, теперь его задача — вернуть вновь исчезнувшее достояние Республики. Плохой. Есааул Брылов, эстетствующий подонок и бандит, одним из последних узнает о заветном золотом бауле, и не остановится ни перед чем, чтобы заполучить его. Злой! В финале они сойдутся, и жребий обладания искомым предметом решат не сила идеологии, а две быстро летящие револьверные пули. А помимо этого — классическая сцена ограбления поезда, драматический эпизод на горной речке, неумолимо вызывающие такое множество, не всегда уловимых голливудских ассоциаций. Нет, господа, «Свой среди чужих» — это самый настоящий ВЕСТерн с множеством цитат из аналогичных образцов этого жанра и компактно упакованной на самое дно заветного баула с золотом, идеологической составляющей! Чуть менее юморной, совершенно лишенный цинизма оригинала, но тем не менее, практически советский вариант легендарной картины Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой».

Подобно яблочку, которое с аппетитом похрустывает сам Михалков в уже, ставшей легендарной, сцене налета на поезд, сам фильм имеет множество слоев, сначала незаметных под толстой кожурой. Тут тебе и ярко выраженная детективная составляющая с поиском белогвардейского предателя, которого уличат в лучших традициях дедуктивного метода Сами-знаете-Кого, и линия настоящей мужской дружбы, которая лишь крепнет со временем в такой чугун, что и руками не разорвешь, и даже мотивы юношеского идеализма, когда на фоне катящейся по склону холма кареты, трое совсем юных героев сбегают ей вслед — за собственными мечтами о «нашем новом мире», котором им суждено построить, хотя бы в своих наивных романтических мечтаниях.

Актерский состав, по истине удивителен — ни одной случайной роли, ни одного выстрела 'в молоко2 — как и подобает настоящему красному ковбою, каждый из них поразительно удачно поразил задуманные режиссером мишени. Юрий Богатырев, Александр Кайдановский (до сих пор, холодок пробегает по спине от всей силы его крика «Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?»), сам Михалков в роли Брылова (чем-то напоминающий, еще более оскотевшего собственного персонажа из рязановского «Жестокого романса»), первое, по истине, феерическое появление на экране Константина Райкина в роли юродивого узбека, великолепный Калягин в роли мелкого и трусливого станционного смотрителя, Солоницын, Пороховщиков, Шакуров... Удивительно, как фильм, продолжительностью всего в полтора часа, смог стать прибежищем такого количества ярчайших актерских дарований, при этом не растеряв ни капли из них, предоставив каждому - по возможности показать себя.

Отдельное упоминание — сценарий самого Михалкова и Эдуарда Володарского, удачно сочетавший юмор и драматизм с острым сюжетом. Операторская работа Павла Лебешева, буквально летающая по всему экрану вслед за героями. Ну и естественно — наш ответ итальянцу Энио Мориконе, великолепный саундтрек за авторством Эдуарда Артемьева, с его незабвенным трубным «Финалом», ныне ставшим в Союзе кинематографистов, печальным символом прощания с ушедшими от нас, навечно прославленными и заслуженными кинодеятелями.

Некоторые фильмы тяжело пересматривать со временем: блекнут некогда яркие краски, устаревают когда-то революционные художественные решения. К дебюту Михалкова это не относится: наоборот, он и по сей день, смотрится очень ярко и свежо, особенно по сравнению с многими последующими работами этого режиссера.

Не верьте, если Вам будут говорить, что главное в искусстве — это опыт. Главное — это талант, который с опытом может видоизменяться, терять искренность и мутировать в нечто тяжеловесное и насквозь меркантильное. Молодой Михалков, наделенный легкостью и мечтательностью, был готов сам, вприпрыжку скатываться со склона холма, вместе со своими героями — навстречу идеалам собственной молодости, беззаботно и искрометно. Разве можно эту беззаботность угадать в его последних фильмах, которые напоминают загруженные под завязку тяжелые баржи, перевозящие для своего создателя несоизмеримый груз из солидных наград, признания мировой кинообщественности и солидных кассовых сборов? Время бежит, люди меняются, и только старые бобины с кинопленкой остаются прежними. Минует еще одна эпоха, забудутся награды, а перевозившие их баржи, рано или поздно затонут. А наивные мечты останутся, ведь в отличие от кассовых сборов, они не имеют цены.

9 из 10

29 мая 2009 | 14:56
  • тип рецензии:

Эту рецензию я пишу больше для себя, чем для кого-либо еще, чтобы выразить свои чувства не только по отношению к данному фильму, но и к самому близкому мне человеку.

Мой папа всегда любил этот фильм, а главная мелодия и финальная сцена всегда заставляли его прослезиться. Я не понимал этих чувств, относился, можно сказать, с пренебрежением к этому. Теперь, когда папы не стало, мне стыдно.

Посмотрев это кино, я понял, чем оно так зацепило отца. Дружба, любовь, честность и справедливость - простейшие человеческие ценности, которыми мы зачастую пренебрегаем. Папа как никто другой ценил все эти качества. 'Свой среди чужих...' говорит о них открыто, красиво, по-романтически, и в этом его главная заслуга.

Речь здесь идет не о красных и белых, не о войне, не о политике и не о бандитах - речь идет о настоящей дружбе, открытых и простых людях, которых сейчас, наверно, осталось так мало и каким был мой отец. Так и надо смотреть это кино - без предубеждений, без поиска пропаганды и углубления в смыслы. Просто и открыто.

Нет смысла расписывать достоинства и недостатки этого фильма, не для этого я сейчас это пишу. Хочу лишь добавить, что под конец главная мелодия заставила плакать и меня. Как простого ребенка и как моего папу.

Спасибо тебе за все.

12 июля 2021 | 01:26
  • тип рецензии:

Бывают такие счастливые фильмы, в которых внутренняя гармония и общечеловеческий смысл обеспечивает долгое и безусловное поклонение зрителей. «Свой среди чужих…» - как раз из этого ряда.

В том ли дело, что из энского пограничного города отправляются и пропадают по пути сокровища, предназначенные во имя высших соображений? Нет, это лишь небольшая зацепка, позволяющая создателям картины – Михалкову в первую очередь – произвести на свет эпическое полотно о настоящей мужской дружбе. О том, что нет ничего значительнее и выше единения нескольких близких людей, имеющих единые цели и стремление, и насколько тяжела и невыносима среди них потеря доверия, равносильная потере человека. О связи времен и поколений.

Замечательные актеры, собранные в картине, произвели на свет очень разных, удивительно интересных и обаятельных персонажей, начиная от монументального Солоницина в котелке и в пальто и заканчивая бритым Константином Райкиным в халате и с мосинским винтарем наперевес. Каждый сыграл свою роль в полную силу и добился всего, чего хотел Михалков. На игровую основу очень хорошо легла музыка Артемьева. Прекрасно выполнил свою работу и оператор Лебешев. Отлично поработали художники и костюмеры.

Интересна была идея соединить жанры – классическую драму и традиционный вестерн, что в итоге дало прекрасный результат. Конечно, искушенный зритель сможет найти сюжетные нестыковки и лакуны, но об этом говорить уж совсем не хочется. Артхаусные фантасмагорические зарисовки в виде предметов городского обихода на фоне дикой природы тоже получились здорово. Афористические фразы, которыми переполнен фильм, давно растащены на цитаты.

Лейтмотив фильма, его внутренний камертон – сцены абсолютного счастья, происходящие в начале и в конце, исполненные и снятые просто гениально.

Короче, кто не смотрел, тем надо. Спасибо авторам.

31 января 2009 | 22:26
  • тип рецензии:

Великолепный фильм о том лучшем, что было в лихие постреволюционные годы, - о людях с идеалами и убеждениями, которые мечтали о светлом будущем и отдавали свои жизни за свою веру. Они пронесли через годы свою дружбу и человек не был для них важнее идеи.

Не их вина, что они не сумели воплотить в жизнь свою мечту, это удел идеалистов и романтиков. Фильм определенно не для духовно нищих людей, которые с усмешкой будут говорить об абстрактных идеях и конечном итоге революции, щеголяя своим прагматизмом и приземленностью.

Великолепная музыка. Прекрасные актеры, особенно Богатырев.
10 из 10

05 ноября 2006 | 13:31
  • тип рецензии:

Отгремела Гражданская война. Разными тропинками вывела она с поля битвы праздновавших победу и признававших поражение. Одни сменили гимнастерки на казенные кожанки, другие, не расставшись с чинами и званиями, разбрелись по полям и станицам. Жизнь стала иной, сменилась тактика и обновились стволы. Но люди остались теми же, и в закон оружия по-прежнему верили охотнее, чем в силу партбилета. Разрушенная империя не берегла своих сыновей, они управлялись сами, благо сохранилась твердая валюта, до которой охочие были все — золото. Удалая тройка нищавшей страны — бандит, белогвардеец и красноармеец — повели новую войну, главным трофеем в которой назначен туго набитый саквояж. Невозбранно позаимствованный у раскулаченной буржуазии, он определяет судьбу: «хороший» за него рискнет, «плохой» — убьет, «злой» — предаст. Чекист Шилов, налетчик Брылов и ротмистр Лемке — наш ответ стрелкам Серджо Леоне. Такие же искатели приключений, охотники за наживой и мастера ловли неприятностей, но только более верные присяге.

Смена караула советских истернов прошла практически без потери качества. Авантюрная постановка Никиты Михалкова оказалась достойной наследницей прорывного «Белого солнца пустыни». По заблуждению, будто крутизна американских ковбоев нашими кинематографистами недостижима, был нанесен еще один удар. «Свой среди чужих, чужой среди своих» идеологически отталкивается от ленты Мотыля, но вместо противостояния красноармейца с басмачами, выводит в фокус внимания тему дружбы, мужского братства и доверия. Михалков с присущей молодости горячностью пытается многое объять в своей картине и временами торопится. Марш-броском представив чекистов, быстро переключается на сцену с ограблением поезда, и в ее сумбуре нелегко разобрать, кто на чьей стороне. Игра с цветами — от сепии и монохрома до естественных и оттенков красного — разделяет фильм на смысловые отрезки, действие не знает остановок, крепкие духом мужчины подчеркнуто героичны, сыплют афоризмами и не слишком считаются с тяжестью обстоятельств. Режиссер не заставляет долго ждать и самого себя как харизматичного главаря Брылова — его стильный облик в плаще и шляпе задает тон киноленте. Визионерское франтовство напоминает о дворянском происхождении многих белогвардейцев. Присущий людям этого сословия хороший вкус передается фильму, обеспечивая ему эстетическую красоту.

Идею фильма Михалков вынашивал со студенческой скамьи, некоторые детали со временем уступили место другим, но в главном он изменить себе не мог: схватка за сумку с золотом должна сказать о людях гораздо больше партийных характеристик. Личный кодекс каждого охотника — секретное оружие режиссера. Воспользовавшись им в нужный момент, Никита Сергеевич подкидывает зрителю головоломку: а так ли очевиден исход тройной дуэли? Беглый чекист показательно честен, экс-есаул без раздумий палит по конкурентам из невиданного пулемета, и только бывший ротмистр, не щадя глотки, вопит: «Это надо одному! А не всем!» И действительно: когда золото окажется в руках, то неизбежно возникнет вопрос, а что ждет удачливого добытчика дальше? Крепкие объятия товарищей по партии или хладнокровный взгляд энкэвэдэшного палача, стыдливо выставленного за финальные кадры? Режиссер насмешливо предлагает каждому домыслить самостоятельно, не забывая о порции бравурного веселья воссоединившихся друзей. Иначе быть и не могло: Никиту Сергеевича всегда отличала сверхъестественная способность угадывать направление ветра действующей власти. Сняв идеологически безупречный фильм с четким разделением персонажей на «хороших» и «плохих», Михалков оставил вопрос о том, кто из них больше прав, открытым.

Казалось бы, на войне нет места праздным размышлениям и наивным грезам, но оригинальность начинающего постановщика опровергает догмы. Словно бы мимоходом, он позволяет заглянуть в голову своего Брылова и увидеть там идеалистические картины беззаботного бытия. Дамы празднично одеты, их спутники улыбчивы, а поодаль на шесте стоит ультрасовременная кинокамера. То ли бредни закоренелого преступника, то ли цена договора с совестью. Что такое предательство, если на одной чаше весов кредо «грабь награбленное», а на другой — обличительная речь Шилова: «У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, на башке рога вырастут»? Ответ у каждого свой, и не случайно самая принципиальная позиция досталась ротмистру Лемке. Это он, самый, вроде бы, продажный и подлый, в соответствии с «белой родословной», является рупором мнения, сохранившегося до наших дней. Все продается. Быть может, принципиальности — грош цена, если мечтам суждено остаться несбыточными? Отечественным воякам, как и заокеанским «пастухам» логичнее полагаться за собственную смекалку, ведь за спиной каждого своя Россия, и любят они ее — каждый по-своему. На руинах страны подобное чувство особенно близко к банальному выживанию.

Воинской чести мужики быстро учились, и, успешно пройдя батальные годы, им только оставалось решить: что делать с «наращенной» доблестью дальше? Лента-истерн, не чуждая детективной специфики, освобождает типажи от пут конкретной эпохи и очеловечивает, что позволяет с одинаковой симпатией относиться ко всем соперникам, находя в каждом знакомые черты. Сильные актерские работы Юрия Богатырева, Никиты Михалкова и Александра Кайдановского помогают воспринимать их героев лучами солнца восстающей из смуты страны. Для кого-то война не оканчивается, и понять таких людей несложно: на передовой оно все как-то проще, логичнее и естественнее. Враг там, за холмом, только коня седлай. Тем же, кому посчастливилось оставить прошлое в положенном месте, рано или поздно придется встать перед выбором, и для решения совсем не зазорно поддаться мечтам о лучшей доле. Как говорил Ремарк, «Человек слаб — в этом и заключается его прелесть».

25 сентября 2017 | 20:56
  • тип рецензии:

'Свой среди чужих чужой среди своих' - на мой взгляд это тот самый случай когда хочется оказаться прямо там, в то время, в тот сюжет. Действительно очень интересный сюжет, съемка, актеры просто фантастика. Михалков, Кайдановский, Богатырев, Пороховщиков, Калягин это ведь классики, они и сделали классику советского кино.

Знаете, я родился тогда когда уже фильмы советские становились не в моде. Смотреть как-то стыдно было (хоть и противно признавать) потому что сверстников моих и друзей с товарищами интересовали современные фильмы, да и я думал что все советские фильмы неинтересные и скучные (конечно кроме новогодних традиционных). Знал про существование 'свой среди чужих' только из-за музыки, которая просто напросто 'заливала мои ноги бетоном' и я обязан был остановиться и хоть чучуть послушать её. Но о музыке потом. Это отдельным длинный разговор.

И вот чуть чуть повзрослев я стал более решительным и все таки решил посмотреть фильм в котором звучит эта музыка.... Знаете.. я чуть не плакал. Пацан, который повидал за малые 18 лет столько, сколько мало кто за всю жизнь чуть не плачет.

Вы не представляете какой это кайф! Плакать из-за фильма! Ведь получается тебе фильм понравился! Он тебе запал в душу! А это на всю жизнь! Я зауважал Михалкова так, как отца. Ведь его 'цирюльник' был для меня пустотой. Я посмотрел его в 10 лет и ничего не понял, сразу впечатление о Михалкове как о режиссере упало ниже плинтуса. Но видите, люди бывают слепы.

История друзей, прошедших вместе революции, гражданскую войну и предательство. Дружба - вот главный узел фильма. Даже фраза 'мне не поверили' говорит о дружбе которая может вот-вот распаться.

Нет ни одной лишней фразы или слова. Ни одного лишнего действия, ни одной лишней или наигранной интонации. Все попало как говорится 'в тему'.

МУЗЫКА ФИЛЬМА!

Именно из-за нее я посмотрел этот фильм. Это музыкальное оформление придает фильму такую силу богатырскую, что просто не сравнится ни с чем. Эдуард Атемьев стал символом. Достаточно просто сказать фамилию Артемьев и всё. Всё ясно о ком речь. Когда начинает играть музыка в фильме, невольно глаза становятся тяжелыми. Они наполняются и душу переполняют эмоции. А в конце ленты когда героя Богатырева все же заметил герой Шакурова (те кто видел поняли), эта мелодия играет от начала до конца. Вы не представляете что со мной было. Радость друзей и слезы Кайдановского. Что трагичнее? Я не знаю. Но когда показали Лемке, именно тогда я чуть не зарыдал. Его слезы и музыка фильма остануться навсегда в моей жизни. И если в раю мне предложат что нибудь из земных благ, то фильм 'свой среди чужих чужой среди своих' стоит у меня в главе выбора.

P.s. современному поколению рекомендую, хотите почувствовать свою душу? посмотрите этот фильм. Михалков браво. 10 из 10

11 января 2010 | 22:25
  • тип рецензии:

Чертовски модно ныне обвинять Михалкова во всех смертных грехах, особенно часто пеняют ему тот факт, что прекрасно уживался человек с любой властью, и много имел от плодов ея.. И не то, чтобы я был уж таким великим его поклонником, и могу понять, не принимая, когда кто-то обвиняет его в отсутствии вкуса или ума, или таланта, но когда его начинают прилюдно величать лизоблюдом мне становится как-то неприятно. Ведь есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, и всё такое. К примеру, вот эта картина вроде бы про революционную юность отцов, безграничную веру в светлое будущее и преданность Советской Родине.

В главных героях здесь имеем достославную Тройку, большевистское наместничество в провинции, Губком, управляющий территорией размером, похоже, с пол-Европы. Такие великолепные, такие юные и красивые Солоницын, Пороховщиков и Шакуров. Их персонажи только что победили в тяжелой войне, выгнали почти всю сволочь за границу Родины, грозные альбатросы, короче, и так далее. Строят новую жизнь на вверенном партией участке. Но ведь, если убрать романтическую музыку и инфернальные флэшбэки, остаются сцены, где они нелепы и совершенно беспомощны.

Секретарь Губкома, пребывающий в состоянии непрерывной истерики, застенчивый и интеллигентный председатель ЧК (вероятно, из военспецов) перманентный ужас в глазах которого от осознания, в какую он вляпался блуду, бухгалтер-кавалерист из породы людей, главный и единственный аргумент которых – какое-нибудь холодное оружие (сабля или шашка, я не очень в этом).

Люди, умеющие только воевать, убивать, разрушать к мирному созиданию не способны, они это не могут, зачем они этим занимаются? И в сцене, где Забелин рвёт и мечет, как говорится, совсем уж всё чёрным по белому. Умиления не вызывает. Верят ли они в светлое будущее? Безусловно. Знают ли, что делать? Понятия не имеют. Но есть партия, которая всё расскажет, которая здесь где-то всегда незримо, поминаемая по поводу и без.

По сюжету для скорейшего наступления означенного будущего необходимо собрать некие материальные ценности. Понятно, что сам процесс оставлен за кадром, потому что слишком хорошо известно, как такие задания партии выполнялись. Но ценности для голодающих, так что всё в общем романтическом контексте. Собрать то собрали, но не уберегли. Автор чётко проводит грань, разделяет момент, когда в наших героях заканчивается человеческое, и включается механизм, который не рассуждает, не любит, не верит. Ищем предателя.

Шилов появляется на экране уже как потенциальный предатель, несмотря на то, что он - общий друг и соратник. Они бы ему верили, если бы не закон военного времени, который включается автоматом. Но что это за закон такой богомерзкий, и что это за дружба такая ублюдочная, согласно которым человек в мгновение ока становится предателем?

Закон един: либо веришь, либо нет, либо друг, либо что-то иное. Каин он или Авель не суть, как говорится, твои проблемы, будь внимательнее. Шилов, прошедший войну, несмотря на словеса бывших друзей про «разобраться», понимает, что его везут убивать, в крайнем случае дадут покемарить до рассвета, поэтому предпринимает ответные действия.

Всё дальнейшее – путь самурая. Обычного русского самурая, который что-либо делает или не делает не для того, чтобы отмыться или что-то там вернуть, а потому что без вариантов, потому что есть ритуал, или набор нравственных аксиом, или закон этой земли, или ещё как-нибудь назовите. Нет у него партии никакой, и винтиком он быть не желает. А новая власть еще только началась и уже истерит, агонизирует, врагов видит везде. Кто у нас следующий по списку? Кунгурова проверим. А если б левой рукой коробок поймал? Пауки в банке. Власть, пожирающая себя с самого начала, запрограммированная на самоуничтожение.

В финале ведь тоже все черным по белому: бывшие товарищи бегут, а расстояние, как в истории со стрелой, не долетающей до цели, никак не уменьшается, флэшбэки, где они ещё друзья и кажется навеки, но здесь и сейчас уже непонятно, чему они больше радуются, живому и не предавшему никого Шилову или возвращенному золоту, а, следовательно, отсроченному пока трибуналу, который их рано или поздно всё равно настигнет.

Пока всё хорошо. Но ведь если нет в природе такого закона, чтоб прощать предательство, следовательно, и подозрение в предательстве прощать нельзя. Подозрение есть уже свидетельство, что вроде как мог. Пусть не сделал, но мог. И на хрена тогда оно всё? Но это другая история.

В общем, как не царапай столп, в канаву не сбросишь. На моей памяти таких откровенно антисоветских в то же самое время столь изящно исполненных фильмов и нет вовсе.

Можно лишь восхищаться мастерством автора, который свое отвращение завернул в столь заманчивый, элегантный и романтический фантик, заставив тем самым всех хлопать в ладоши.

10 из 10

04 августа 2009 | 18:10
  • тип рецензии:

Этот потрясающий фильм мне довелось посмотреть в первый раз совсем недавно. Не могу сказать, что к своему стыду, - некоторые вещи лучше смотреть или читать только достигнув определенного возраста. Чтобы понять, прочувствовать и оценить.

Не хочу описывать сюжет - он довольно прост даже по тем временам, так называемые 'твисты' или 'экшн', конечно, не смогут поразить зрителя в наше время. Но боже, как это неважно! 'Созвездие актеров' - не просто общая фраза при описании фильма, Михалков действительно смог собрать на площадке едва ли не всех лучших мастеров своего времени. Потрясающий вокал Градского. Финальная сцена. Богатырев.

Вот о чем хотелось бы поговорить отдельно, так это об упреках в адрес режиссера в агитке. Люди, которые так считают, совершенно невнимательно смотрели кино, которое настолько стремится уйти от совковой агитки, насколько это возможно в то время. Сравните фильмы с Орловой, Румянцевой, Рыбниковым, чтобы понять, что такое настоящая агитка. Показывает ли 'Свой среди чужих...' как хорошо и легко жить людям - 'победившей' стороне, между прочим - после революции? Все ли они счастливы и довольны? В самом же начале очень четко сделан акцент на контрасте - ожидания/реальность. Бесконечная радость пятерых друзей в великолепном исполнении Богатырева, Шакурова, Пороховщикова, Солоницына и Пастухова уже через несколько лет сменяется суровой реальностью - они победили, но что теперь? Кто-то занимается ненавистным делом, кто-то просиживает штаны в кабинете, а кто-то не так уж предан всеобщему делу, как казалось ранее.

Главная тема фильма вовсе не в том, какие советские люди хорошие, а белые плохие. Нет, как раз именно в 20-х годах показано самое начало, зарождение кошмарных времен подозрения, наушничества, предательства. Почему когда-то лучшие друзья теперь сразу готовы поверить в твою виновность? Почему ты должен, рискуя жизнью, доказывать им свою правоту? Почему родство с преступником делает тебя подозреваемым? В фильме показано, как без суда и следствия верного делу большевика заковывают в наручники и везут (как он сам потом признает) на расстрел. Без улик, без доказательств, без свидетелей, просто потому, что он не смог доказать свою невиновность. Почему 'бандит' Кайдановский звучит так разумно? Он не показан идиотом или ублюдком, его рассуждения вполне логичны, целью режиссера явно не было 'опустить' всех белых, выставив их дураками и сволочами. Герой Райкина - тоже, между прочим, состоящий в бандитском отряде - вообще спасает жизнь большевика, жертвуя своей. Да, некоторые бандиты показаны настоящими уродами (забавно, что Михалков сыграл в своем фильме, пожалуй, самую отталкивающую роль), но не все! Также и среди красных есть истерики, тупицы и предатели. В фильме просто показано, что все люди разные, и это не зависит от того, на чьей стороне они оказались в гражданской войне. Да, конец положительный, мир-дружба-жвачка, но какой ценой? Любой зритель с мало-мальским жизненным опытом разглядит печаль, усталость и обреченность в глазах героев, а это вовсе не хэппи-энд.

Поэтому люди, которые кричали 'Агитка!' в своих рецензиях, мягко говоря, утрировали, а вообще просто не поняли фильм. Конечно, Михалков* в 74-м не мог сделать протагонистом Кайдановского или вложить в уста героев какие-то откровенно сомнительные идеи, если он хотел снимать кино и дальше, но он отнюдь не снимал агитку. Главная идея фильма вовсе не в том, что правда побеждает, честный человек всегда будет оправдан, а бандит получит по заслугам (хотя по итогу именно это и происходит со всеми героями). Нет - и об этом кричит даже название - идея в том, что твои вроде как лучшие друзья, боевые товарищи могут отвернуться от тебя при первой проблеме. Сейчас ты на коне, а завтра в земле - просто потому, что такая роскошь, как тщательное расследование, недопустима в те времена. А среди проигравших, белых, бандитов, антисоветчиков (это все было синонимами в то время) ты можешь встретить человека, который спасет тебе жизнь, пожертвовав своей. И никогда ты уже не посмотришь на своих 'друзей' прежними глазами.

*Все мои дифирамбы в адрес режиссера относятся, разумеется, к его раннему творчеству. Поздний Михалков - рупор власти и РПЦ, без сомнения.

Фильм - шедевр, классика, маст-си для каждого киномана. Богатырев прекрасен.

24 января 2017 | 21:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: