всё о любом фильме:

Свой среди чужих, чужой среди своих

год
страна
слоган-
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Эдуард Володарский
директор фильмаВладимир Комаровский
операторПавел Лебешев
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Адабашьян, Ирина Шретер, Алина Будникова
монтажЛюдмила Елян
жанр боевик, драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Действие этого психологического «вестерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.

Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (первая роль Богатырева в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма проходили на територрии Чечено-Ингушской АССР, отец режиссёра — Сергей Михалков — был в те годы депутатом от этой республики.
    • В цветном фильме есть черно-белые эпизоды, что обусловлено не только художественной необходимостью, но и тем, что Мосфильм выделил на съемки фильма только 5400 метров пленки «Кодак».
    • Фильм снят по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
    • Согласно выписке и платежной ведомости фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», гонорары участвовавших в нем актеров таковы: Н. Михалков — 2809 руб. за режиссуру и 725 руб. за роль; Ю. Богатырев — 1102 руб. 50 коп.; А. Кайдановский — 850 руб.; А. Солоницын — 2060 руб.; С. Шакуров — 1139 руб.; А. Пороховщиков — 826 руб.; К. Райкин — 504 руб.; Н. Засухин — 560 руб.; А. Калягин — 235 руб.
    • Когда эпизод с ограблением поезда был уже отснят, выяснилось, что практически вся отснятая плёнка с данной сценой оказалась бракованной. В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и эпизод пришлось переснимать уже в Азербайджане в окрестностях Баку.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Эпизод, в котором Каюм пытается помочь забраться Шилову на скалу, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки — шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун — 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля.
    • еще 3 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен после пуска под откос отцепленного вагона в кадре отчетливо видна ламповая светофорная железно-дорожная сигнализация, которой в двадцатые годы прошлого века еще не было.
    • 500 тысяч рублей золотом по самым скромным подсчетам должны были бы весить никак не меньше 250 килограмм, в то время как в фильме эта сумма легко умещается в дорожный саквояж с которым герой Михалкова даже совершал небольшие пробежки.
    • Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Стильная работа 29-летнего Никиты Михалкова давно уже стала почти культовой и, как говорят, даже Леонид Брежнев лично был к ней неравнодушен. Вообще-то удивительно, что подчёркнуто цитатный (сейчас бы мы сказали — постмодернистский, тем самым глубоко обидев автора, ставшего с годами более консервативным в жизни и искусстве) фильм, который по-своему перелагает американские вестерны и их виртуозные модификации в творчестве итальянца Серджо Леоне, всё же был принят широкой зрительской аудиторией. Конечно, он без зазора вписывается в ряд «вестернов по-советски», начиная с «Белого солнца пустыни» и кончая несколькими опусами Самвела Гаспарова, кстати, сокурсника Михалкова по ВГИКу (вместе они сочинили сценарий ещё одного «истерна» под названием «Ненависть»). И все они имели практически один и тот же успех в прокате, несмотря на то, что дебютная картина Никиты Михалкова справедливо кажется более изощрённой в кинематографическом плане. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 275 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Свой среди чужих чужой среди своих» — на мой взгляд это тот самый случай когда хочется оказаться прямо там, в то время, в тот сюжет. Действительно очень интересный сюжет, съемка, актеры просто фантастика. Михалков, Кайдановский, Богатырев, Пороховщиков, Калягин это ведь классики, они и сделали классику советского кино.

    Знаете, я родился тогда когда уже фильмы советские становились не в моде. Смотреть как-то стыдно было (хоть и противно признавать) потому что сверстников моих и друзей с товарищами интересовали современные фильмы, да и я думал что все советские фильмы неинтересные и скучные (конечно кроме новогодних традиционных). Знал про существование «свой среди чужих» только из-за музыки, которая просто напросто «заливала мои ноги бетоном» и я обязан был остановиться и хоть чучуть послушать её. Но о музыке потом. Это отдельным длинный разговор.

    И вот чуть чуть повзрослев я стал более решительным и все таки решил посмотреть фильм в котором звучит эта музыка…. Знаете.. я чуть не плакал. Пацан, который повидал за малые 18 лет столько, сколько мало кто за всю жизнь чуть не плачет.

    Вы не представляете какой это кайф! Плакать из-за фильма! Ведь получается тебе фильм понравился! Он тебе запал в душу! А это на всю жизнь! Я зауважал Михалкова так, как отца. Ведь его «цирюльник» был для меня пустотой. Я посмотрел его в 10 лет и ничего не понял, сразу впечатление о Михалкове как о режиссере упало ниже плинтуса. Но видите, люди бывают слепы.

    История друзей, прошедших вместе революции, гражданскую войну и предательство. Дружба — вот главный узел фильма. Даже фраза «мне не поверили» говорит о дружбе которая может вот-вот распаться.

    Нет ни одной лишней фразы или слова. Ни одного лишнего действия, ни одной лишней или наигранной интонации. Все попало как говорится «в тему».

    МУЗЫКА ФИЛЬМА!

    Именно из-за нее я посмотрел этот фильм. Это музыкальное оформление придает фильму такую силу богатырскую, что просто не сравнится ни с чем. Эдуард Атемьев стал символом. Достаточно просто сказать фамилию Артемьев и всё. Всё ясно о ком речь. Когда начинает играть музыка в фильме, невольно глаза становятся тяжелыми. Они наполняются и душу переполняют эмоции. А в конце ленты когда героя Богатырева все же заметил герой Шакурова (те кто видел поняли), эта мелодия играет от начала до конца. Вы не представляете что со мной было. Радость друзей и слезы Кайдановского. Что трагичнее? Я не знаю. Но когда показали Лемке, именно тогда я чуть не зарыдал. Его слезы и музыка фильма остануться навсегда в моей жизни. И если в раю мне предложат что нибудь из земных благ, то фильм «свой среди чужих чужой среди своих» стоит у меня в главе выбора.

    P.s. современному поколению рекомендую, хотите почувствовать свою душу? посмотрите этот фильм. Михалков браво. 10 из 10

    11 января 2010 | 22:25

    Отличный фильм! Жаль что сейчас такого нет, пускай даже не про революцию. Михалков мастер и как режиссер, и как актер. Ну, а про других актеров и говорить не стоит! Стоит смотреть фильм и наслаждаться их игрой!

    9 из 10

    13 ноября 2005 | 02:03

    Тема гражданской войны в творчестве Михалкова занимает очень важное место. Его второй полнометражный фильм «Раба любви», снятый через год после первого, поднимает эту тему через призму кинематографа. Однако, настоящее исследование Михалковым этой ужасной трагедии состоялось в его первой картине — «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    Действие картины, судя по всему, происходит спустя десять-пятнадцать лет после самой Гражданской войны, что и является основным интересом в исследовании Михалкова. Его, как художника интересуют изменения, произошедшие за годы правления большевиками и противостояние вражеских сил, столь непримиримых, несмотря на прошедшие годы. Однако, не следует забывать, что картина является жанровой и стрельба вперемешку с погонями всё-таки занимает основное сюжетное место.

    Само название как нельзя лучше отражает проблематику этого советского вестерна или даже истерна — особого поджанра в кинематографе. Глубина картины в том, что название отражает не только путь главного героя Егора Шилова, но указывает на общее переплетение судеб народа. Однако, основная линия — это перевозка золота по железной дороге и охота на него. В центре истории — Егор Шилов, боец Красной Армии, а ныне сотрудник НКВД. Будучи центром, он является точкой пересечения трёх основных сил — офицеров НКВД, сотрудников белогвардейской контрразведки и банды грабителей, которыми руководит атаман в исполнении Никиты Михалкова. Киноведы говорят, что образ свой Михалков заимствовал из итальянских вестернов.

    Вообще, калейдоскоп образов — это одно из главных достоинств картины. Михалкову удаётся создать огромное количество интереснейших фигур, соответствующих духу времени и отражающих политические и идеологические течения как нельзя лучше. Детально разработанные портреты эпизодических персонажей создают неповторимую галерею, которая ко всему прочему, работает драматургически и прямо влияет на событийный ряд. Однако, стоит отметить, что все персонажи картины сугубо идеологизированы, связаны с каким-то из течений, принадлежат к какому-либо движению. А простых людей, ради которых или вопреки которым совершаются все действия героев, в картине как бы и нет. Есть некий образ голодающих Поволжья, но они фигурируют скорее как идейная цель и не более того. Вероятно, это сознательный приём, подчёркивающий жанровость.

    Основная история картины проста и раскрывается постепенно и логично. Ограбление вагона, подозрение падает на Шилова, Шилов сбегает и доказывает обратное. В общем, эта вся фабула. Да и сюжет развивается по этой линии, а кинематографичной составляющей истории придают флэшбэки и жанровые приёмы (погони, перестрелки, детективные моменты).

    Действительно, Михалков раскрывается как очень талантливый, незаурядный режиссёр, умеющий очень многое в кино. Однако, стоит отметить, что несмотря на это, музыка в картине побеждает сам фильм. И дело вовсе не в том, что она сильнее, а фильм слабее. Нет, конечно. Просто художественное наполнение фильма (именно жанровая его часть) сильно разнится с глубиной музыкального сопровождения. Можно спорить, но, на мой взгляд, Михалкову не удалось поднять пафос на высоту музыки Артемьева, отсюда возникает дисбаланс и аритмия. Мне кажется, что Михалкову не удалось разобраться, что для него главное — художественность жанра или трагедийная основа, связанная на отношениях между героями и их рефлексию на обострение ситуаций. Так, например, откровенно комедийный эпизод взятия поезда и другие эксцентричные моменты сбивают пафос и делают его надуманным. Безусловно, такое сочетание трагического и комического может быть и комедийная нота, переходящая в серьёзную может сработать блестяще ("Уловка-22»), однако здесь не работает.

    Актёрский состав в картине — основное преимущество Михалкова. Именно поэтому, за счёт простой драматургии и невнятной атмосферы, характеры героев — главное достоинство картины. Именно они отражают время, заставляют всё действие работать, а сюжет идти вперёд. Бешеные, как и всегда, глаза Кайдановского, неиссякаемая энергия Шакурова, волшебная пластика Райкина, монолитность образа Солоницына, тревога и сомнения Пороховщикова, уверенность и стойкость Богатырёва, тонкая нюансировка в игре Калягина…

    Подводя итог, отмечу, что «Свой среди чужих…» — это настоящее кино со всеми вытекающими. Оно соткано из основ природы кино, которую Михалков прекрасно понимает. К примеру, что это за девушка в начале картины, так отчаянно аплодирующая молодому Забелину и так заразительно и искренне радующаяся приближающейся победе? Фильм не даёт ответа на этот вопрос, но кино, как таковое, не требует его. Вот что такое Михалков и его работа с кино.

    5 февраля 2014 | 13:14

    Всегда поражался умению Никиты Михалкова превращать золото в черепки. Вроде бы и актерский ансамбль ему дали собрать хороший, и музыка Э. Артемьева, как обычно, интересна, и тема важная, и жанр острый, и красивых натурных съемок в нем немало, а цельного кинопроизведения не получилось. Вроде бы всего в фильме много: стрельбы, погонь, столкновений отчаянных людей в непримиримой борьбе. Но что получилось в итоге? Почти бессвязный набор отдельных эпизодов, порою ярких и интересных, но чаще скучных, серых и банальных (что уже говорить об идейном содержании!) — как такое смотреть, просто ума не приложу. Сколько ни пытался — не сумел. Жаль, что не засекал, на какой минуте фильма терялся всякий к нему интерес, хотя часто старался понять, чем же он так нравится некоторым людям. Усилием воли заставлял себя его смотреть, но то полет мухи отвлекал, то узоры на обоях приковывали внимание, ну, никак этот «шедевр» не давал отвлечься от происходящего вокруг экрана. То вдруг внутри начинало закипать возмущение: ну, кто так ставит-то! Только в результате множества попыток, вконец себя измучив, кусками как-то его одолел. Браво режиссеру за такое испытание! Впрочем, фильм все-таки был знаковый. Правда, не сам он, а его роль в отечественном кино, так как его не только «пипл схавал», так еще и критика, наряду с некоторыми иными подобными фильмами, вышедшими в эпоху разворота, прославляла, и киноначальство баловало. Представляется, что подобная невзыскательность вперемешку с уважением к «хорошим семьям» как раз и стали тогда толчковыми для отечественного кинематографа — вниз, к упадку.

    Итак, фильму в целом — 4 с минусом из 10, а режиссеру из хорошей семьи — твердую двойку также, конечно, из 10.

    4 из 10

    8 марта 2010 | 16:29

    Лучшее, что создал Никита Михалков за свою жизнь. Чистый, глубокий, пронзительный, романтический фильм о дружбе и предательстве, о любви и ненависти, о правде и лжи.

    Этот фильм наполнен прекрасными актерами, которые так органичны в условиях сценария и операторской камеры.

    Музыка Эдуарда Артемьева — это отдельная жизнь и история, иногда кажется, что фильм сняли для этой мелодии и, что все крутится вокруг нее.

    Жаль, что российский кинематограф не снимает таких фильмов, в том числе и Никита Михалков.

    4 декабря 2006 | 14:36

    Начало 1920-ых. Только закончилась Гражданская Война, в стране голод и разруха. Дабы купить заграницей зерно, советская власть решает расплатится «буржуйским» золотом. Для транспортировки его к границе собирают отряд хорошо в прошлом зарекомендовавших себя чекистов. Среди них и герой -Егор Шилов. Зная то, что его брат воевал за Белых, бандиты планирующие налёт на спец-эшелон, решают его подставить -выдав за свою «крысу» в красных рядах. Происходит налёт, поезд грабят а всех транспортировщиков убивают. Чекисты арестовывают единственного оставшегося в живых Шилова и приговаривают к расстрелу. Во время поездки к месту исполнения приговора, герой совершает побег и пускается на поиски тех кто похитил столь необходимое народу золото. На его пути будут и бандиты и бывшие белогвардейцы. Если герою надо вернуть золото, то его боевым друзьям — вычислить настоящего предателя затесавшегося в их ряды…

    «-Прощай радость, жизнь моя, знай -уедешь без меня…» (с)

    Этот легендарный советский «вестерн» эпохи «застоя» — дебют выдающегося отечественного режиссёра Никиты Сергеевича Михалкова. Снят он был в далёком 1974-ом, и в год выхода на экраны стал одним из лидеров проката. И был закуплен для показа за рубежом, где так же имел успех (вроде даже в Индии победил на местном кинофестивале). Картина произвела впечатление не только на рядового зрителя, который любит динамичные и развлекательные постановки, но и на умудрённых просмотром тысяч картин кино-критиков. Если первые были рады новой приключенческой ленте, где было множество перестрелок, драк и погонь, то вторые в основном отмечали профессионализм начинающего постановщика, и то с каким озорством и какой лёгкостью он жонглирует в своём фильме самыми разными жанрами, и демонстрирует всё своё познание в области кинопроизводства. Действительно, «Свой Среди Чужих, Чужой Среди Своих» (длинное, но запоминающееся, метафорическое название) — на первый взгляд банальный боевик про чекистов «первой волны», которые вступают в схватку с бандитами всех мастей, в надежде вернуть похищенное ими золото, на которое советское правительство решило купить у заграницы хлеб для голодающих Поволжья. Но снят фильм очень изобретательно и эффектно. Видно не дюжее мастерство режиссёра и его изобретательность в постановке многих сцен. Так например резвые, динамичные (как бы сейчас сказали -«экшен») сцены, вдруг не с того ни с сего, сменяются «длиннотами». Что станет в последствии, одним из фирменных знаков данного постановщика. И надо заметить, что от этих долгих планов пейзажей и лиц героев фильм не становится скучным и не кажется затянутым. К слову, его хронометраж составляет всего 90 с небольшим минут. Что совершенно не типично для «позднего» Никиты Сергеевича, каждый фильм которого идёт чуть ли не по 3 часа. Так же имеется «выпендрёж» с цветом. Ограбление поезда и практически все сцены с участием бывших белогвардейцев, сняты на чёрно-белую плёнку. Эпизоды из пролога, и которые появляются на протяжении картины во флэш-бэках, в которых показана юность героев -предстают в серых тонах. А основное время развития сюжета -сняты ярко и красочно. Так же в фильме (как впрочем всегда у Михалкова) много колоритных и запоминающихся персонажей, и их прописанных и продуманных диалогов. В сценарии фильма была идея, но не об агитации населения во славу коммунизма, а о силе веры в своё дело и в своих товарищей. Как справедливо заметил один критик, этот фильм не столько о пропаже и обретении золота, сколько о потере и обретении веры. Кино о мужской дружбе, о честных и отважных людях -героях Гражданской войны, и преданных советской власти и родному народу солдатах. Все они чекисты и все верят в идею Революции, строят коммунизм и воюют с недобитыми бандитами. Кино — эталон развлекательного, но неглупого и идеологически выдержанного фильма, ко всему прочему заряжённого неистовой энергетикой и несущего некий мессидж. Сегодня так снимать -весело, на кураже, фонтанируя избытком идей, как не печально это признавать, наши дебютанты-выпускники киношкол, уже разучились…

    «-Неблагодарное это занятие — бить Красных.» (с)

    Снимать это кино режиссёр собирался ещё в самом начале 70-ых. Но попал в виду козней (уже тогда имевшихся) могущественных недоброжелателей возрасте, близком к тридцатилетию в армию. Вернувшись Михалков вновь взялся за постановку этого фильма, снятого кстати, по написанной им в содружестве с выдающимся кино-драматургом Эдуардом Володарским («Проверки на Дорогах», «Мой Друг Иван Лапшин») повести «Красное Золото». Именно так поначалу называлась картина. Затем появилось новое, вынесенное в заглавие рецензии название. А чуть позже, уже в процессе съёмок родилось и нынешнее, «настоящие» и больше всего подходящие. А сюжет был подчерпнут из старой газетной заметки, в которой говорилось о похищенном золоте переходившим из рук в руки, и наконец героически отбитым у бандитов красноармейцами. Усложнив фабулу и выдумав героев, создатели насытили сюжет приключениями, сложными взаимоотношениями персонажей и глубоким, почти философским осмыслением происходящего. После титров кино ещё долго не «отпускает» зрителя. Этим тоже знаменито творчество Михалкова. А над данным сюжетом тоже можно подумать. Тут много героев, у всех свои цели и мечты. Сыгранный, например самим режиссёром лихой есаул -предводитель банды, мечтает в тайне стать…кинорежиссёром! А бывший штабс-капитан Лемке- уехать за счастливой жизнью заграницу. Сам же герой -чекист Егор Шилов -хочит вернуть доверие своих боевых товарищей. Очень пронзительна сцена с его скупой, мужской слезой и фразой-такой простой, но одновременно такой тяжёлой -«Они не поверили мне…»

    «-Господи! Ну, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?!
    -Потому что ты жадный. А даже Бог велел делиться.» (с)

    Как всегда отменна операторская работа Павла Лебешева. Камера то снимает обширные, панорамные красоты природы, то весьма эффектно и изобретательно сцены погонь, скачек и перестрелок. Когда статична, а иногда буквально преследует героев, и мы видим происходящие словно глазами тех или иных персонажей. Саундтрек Эдуарда Артемьева это вообще отдельная тема. Он после фильма зажил своей собственной жизнью, став как и лента -одой мужской дружбе, и если вы не смотрели фильм, то не слышать эту знаменитую композицию вы попросту не могли!

    «-Я сам пришёл: товарищ Шилов велел — я пришёл.» (с)

    Актёрский состав даже обсуждать не стану-тут сплошь мэтры и легенды. Юрий Богатырёв (Шилов), Анатолий Солоницин (Сарычев), Александр Кайдановский (Лемке), Сергей Шакуров (Забелин), Константин Райкин (Каюм), Александр Калягин (Ванюкин) и Александр Пороховщиков (Кунгаров). А также сам Никита Михалков в роли крутого «атаман» Брылова. Так что, если вы по каким то причинам ещё не посмотрели этот культовый отечественный фильм, и ещё сомневаетесь стоит ли тратить на него своё время -думаю список занятых в картине актёров подтолкнёт вас на верное решение.

    10 из 10

    24 декабря 2013 | 03:17

    Буду пристрастен.

    Кино, увиденное в детстве, несёт на себе ореол волшебства, сияние погружённого в сновидение образов и событий. В нём всё кажется идеальным, сногсшибательным, удивительно непонятным и поэтому вложенным в ладони недостижимого и настоящего — магии искусства.

    Этот фильм я увидел в раннем детстве, лет в 5. С тех пор я пересматривал фильм много раз. Уже более аналитическим взглядом, различая в нём цитаты из другого, западного кино.

    Этот фильм очень светлый, наивный, пафосный, нагловатый, безоглядный, абсолютно правильный: негодяи и герои сошлись вокруг пресловутого чемоданчика с золотом, чтобы в очередной раз сыграть бесконечную пьесу о добре и зле, в которой теплыми свечами горят прекрасные чистые, коммунистические души — вопреки окружающей их жажде личной наживы, эгоизму и беспринципности.

    Фильм о настоящей дружбе, вере и благородстве.

    Именно такой, который надо смотреть в детстве.

    26 января 2015 | 15:06

    Фильм, в принципе, про революцию. Неважно кто какую найдет — социальную или духовную. Фильм провоцирует.

    На кинопленке, как и в любой теории всё прекрасно. А на деле чем заканчиваются большинство революций? Именно по этому это фильм для ОДНОГО человека и опасен для общества (даже для маленькой компании).

    Человек, как правило, стремится к спокойной и прогнозируемой жизни. К этому же стремиться и общество. И это правильно — иначе эта голубая планетка давно перестала бы существовать.

    А общество будет и дальше убивать в себе Тайлера Дердена во имя Жизни и это правильно… правильно.

    22 июня 2006 | 00:24

    «Свой среди чужих, чужой среди своих» — один из самых ярких и стильных фильмов уникального жанра отечественного кинематографа — истерна. Каждый из нас познакомился с ним еще в детстве благодаря «Белому солнцу пустыни» и «Неуловимым мстителям». Как не сложно догадаться, жанр сложился под влиянием американских вестернов. Вот и в фильме «Свой среди чужих…» внешне все очень похоже: погони на лошадях, стрельба, ограбление поезда, напуганные барышни, бандиты-головорезы, нечистоплотные железнодорожники и «дикие-дикие» земли.

    Разница только в том, что истерны посвящены советской истории и, прежде всего, гражданской войне. Есть у таких фильмов и еще одно важное отличие: политический смысл, который легко рассмотреть на примере данной ленты.

    Впрочем, у фильма и без этого достаточно достоинств: по-настоящему захватывающий сюжет, детективная интрига с многоходовыми шпионскими операциями, органичное сочетание драматических и комедийных сцен. При этом картина вполне реалистична и позволяет оценить всю сложность жизни и борьбы в России сразу после окончания гражданской войны.

    Безусловный плюс фильма — великолепный квартет актеров, исполнивших главные роли. Юрию Богатыреву (чекист Егор Шилов), Никите Михалкову (есаул Брылов), Александру Кайдановскому (ротмистр Лемке) и Константину Райкину (татарин Каюм) удалось создать на экране фактурных персонажей, олицетворяющих ту или иную сторону конфликта.

    «Ну и что? — спросит нас читатель. — Интересных поворотов сюжета и отличных актеров хватает и в классических вестернах!»

    Действительно, чем картина Михалкова лучше них?

    А вот чем:

    Положительные герои — не шерифы, защищающие буржуазный закон и частную собственность, а пятерка закадычных друзей-большевиков, которые вместе прошли Гражданскую войну, а теперь пытаются наладить прогрессивные порядки на «диком-диком» востоке.

    Отрицательные герои — не свободолюбивые коренные обитатели Северной Америки, а потасканные, но по-прежнему франтоватые белогвардейцы, которые мечтают о «хрусте французской булки» на дореволюционных пикниках и личном обогащении за счет достояния трудящихся.

    Вместо федеральной кавалерии, сжигающей вигвамы индейцев — кавалерийский эскадрон, который под красным знаменем наносит решительный удар по банде басмачей.

    Вместо безмолвных дуэлей на пыльных улицах захудалых городов — марксистская агитация несознательных элементов из местного населения и «господ офицеров». Именно в фильме «Свой среди чужих…» звучит гениальная фраза: «Это, брат, марксизм. От него никуда не денешься. Наука!»

    Вместо героизации лихих времен освоения Дикого Запада — остроумная сатира по поводу «России, которую мы потеряли». Самый интересная метафора в фильме: символизирующая старые порядки карета катится под откос, а в это время пятеро друзей-коммунистов радуются своей победе.

    Вместо циничных взглядов и слов американских ковбоев — бессмертные цитаты, вроде брошенного героем Никиты Михалкова фразы: «Неблагодарное это занятие — бить красных!», или обращения командира к своим бойцам в буденовках: «Грозные альбатросы революции!»

    И наконец, отличный отечественный актер Юрий Богатырев в роли отважного и честного чекиста в запыленной кожанке вместо типичного героя Клинта Иствуда.

    9 марта 2014 | 23:08

    Бывают такие счастливые фильмы, в которых внутренняя гармония и общечеловеческий смысл обеспечивает долгое и безусловное поклонение зрителей. «Свой среди чужих…» — как раз из этого ряда.

    В том ли дело, что из энского пограничного города отправляются и пропадают по пути сокровища, предназначенные во имя высших соображений? Нет, это лишь небольшая зацепка, позволяющая создателям картины — Михалкову в первую очередь — произвести на свет эпическое полотно о настоящей мужской дружбе. О том, что нет ничего значительнее и выше единения нескольких близких людей, имеющих единые цели и стремление, и насколько тяжела и невыносима среди них потеря доверия, равносильная потере человека. О связи времен и поколений.

    Замечательные актеры, собранные в картине, произвели на свет очень разных, удивительно интересных и обаятельных персонажей, начиная от монументального Солоницина в котелке и в пальто и заканчивая бритым Константином Райкиным в халате и с мосинским винтарем наперевес. Каждый сыграл свою роль в полную силу и добился всего, чего хотел Михалков. На игровую основу очень хорошо легла музыка Артемьева. Прекрасно выполнил свою работу и оператор Лебешев. Отлично поработали художники и костюмеры.

    Интересна была идея соединить жанры — классическую драму и традиционный вестерн, что в итоге дало прекрасный результат. Конечно, искушенный зритель сможет найти сюжетные нестыковки и лакуны, но об этом говорить уж совсем не хочется. Артхаусные фантасмагорические зарисовки в виде предметов городского обихода на фоне дикой природы тоже получились здорово. Афористические фразы, которыми переполнен фильм, давно растащены на цитаты.

    Лейтмотив фильма, его внутренний камертон — сцены абсолютного счастья, происходящие в начале и в конце, исполненные и снятые просто гениально.

    Короче, кто не смотрел, тем надо. Спасибо авторам.

    31 января 2009 | 22:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>