всё о любом фильме:

Свой среди чужих, чужой среди своих

год
страна
слоган-
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Эдуард Володарский
директор фильмаВладимир Комаровский
операторПавел Лебешев
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Адабашьян, Ирина Шретер, Алина Будникова
монтажЛюдмила Елян
жанр боевик, драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Действие этого психологического «вестерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.

Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (первая роль Богатырева в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма проходили на територрии Чечено-Ингушской АССР, отец режиссёра — Сергей Михалков — был в те годы депутатом от этой республики.
    • В цветном фильме есть черно-белые эпизоды, что обусловлено не только художественной необходимостью, но и тем, что Мосфильм выделил на съемки фильма только 5400 метров пленки «Кодак».
    • Фильм снят по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
    • Согласно выписке и платежной ведомости фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», гонорары участвовавших в нем актеров таковы: Н. Михалков — 2809 руб. за режиссуру и 725 руб. за роль; Ю. Богатырев — 1102 руб. 50 коп.; А. Кайдановский — 850 руб.; А. Солоницын — 2060 руб.; С. Шакуров — 1139 руб.; А. Пороховщиков — 826 руб.; К. Райкин — 504 руб.; Н. Засухин — 560 руб.; А. Калягин — 235 руб.
    • Когда эпизод с ограблением поезда был уже отснят, выяснилось, что практически вся отснятая плёнка с данной сценой оказалась бракованной. В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и эпизод пришлось переснимать уже в Азербайджане в окрестностях Баку.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Эпизод, в котором Каюм пытается помочь забраться Шилову на скалу, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки — шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун — 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля.
    • еще 3 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен после пуска под откос отцепленного вагона в кадре отчетливо видна ламповая светофорная железно-дорожная сигнализация, которой в двадцатые годы прошлого века еще не было.
    • 500 тысяч рублей золотом по самым скромным подсчетам должны были бы весить никак не меньше 250 килограмм, в то время как в фильме эта сумма легко умещается в дорожный саквояж с которым герой Михалкова даже совершал небольшие пробежки.
    • Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Стильная работа 29-летнего Никиты Михалкова давно уже стала почти культовой и, как говорят, даже Леонид Брежнев лично был к ней неравнодушен. Вообще-то удивительно, что подчёркнуто цитатный (сейчас бы мы сказали — постмодернистский, тем самым глубоко обидев автора, ставшего с годами более консервативным в жизни и искусстве) фильм, который по-своему перелагает американские вестерны и их виртуозные модификации в творчестве итальянца Серджо Леоне, всё же был принят широкой зрительской аудиторией. Конечно, он без зазора вписывается в ряд «вестернов по-советски», начиная с «Белого солнца пустыни» и кончая несколькими опусами Самвела Гаспарова, кстати, сокурсника Михалкова по ВГИКу (вместе они сочинили сценарий ещё одного «истерна» под названием «Ненависть»). И все они имели практически один и тот же успех в прокате, несмотря на то, что дебютная картина Никиты Михалкова справедливо кажется более изощрённой в кинематографическом плане. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 275 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Редко бывает, что дебютный фильм становится классикой. Дебютный фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» и является этой классикой. Один из первых советских истернов (вестерн снятый на востоке) на тему Гражданской войны. Динамичный сюжет, шикарная игра актёров, Солоницын, Пороховщиков, Шакуров, Кайдановский, Калягин, Михалков и Юрий Богатырёв. При том заметьте, что казалось бы, отрицательный Кайдановский и его Лемке вызывают симпатию не меньшую, чем положительный Шилов. Это наверное потому, что волей-неволей Лемке приходится быть на стороне Шилова. Основа фильма, повесть «Красное золото» основана на реальных событиях, но некоторые детали были изменены.

    Каждый характер крайне интересен. Сарычев (Анатолий Солоницын)- строг и требователен, Кунгуров (Александр Пороховщиков)- прям живое воплощение слов Феликса Эдмундовича, о чекисте, как человеке с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками, Забелин в исполнении Сергея Шакурова, нервозен и импульсивен, что касается Шилова, то он человек долга. Кайдановский же создал образ белогвардейца, описанного ещё Булгаковым. Человек который проиграет в будущем, но готов пройти этот путь до конца.

    Великолепная музыка Эдуарда Артемьева просто как-будто, специально создана для этой картины! Финальная сцена с главной темой — просто доведёт до слёз, даже самого сурового мужика. Кино это о дружбе и про то, что друзья остаются друзьями при любых обстоятельствах.

    Жалко что подобного не снимут никогда.

    10 из 10

    22 августа 2016 | 22:11

    «Свой среди чужих, чужой среди своих» воспринимается большинством зрителей как героическо-приключенческий фильм, этакий русский истерн. Это верно лишь отчасти. Если сравнивать эту картину с «Неуловимыми мстителями», «Достоянием республики», «Белым солнцем пустыни», то замечаешь, что здесь нет лихости и легкости приведённых фильмов. Даже наоборот.

    В 1974 году тема становления Страны Советов двух трактовок не имела. Мы шли трудной, но правильной дорогой, торя широкий проспект в коммунистическое будущее. А молодой Михалков нашёл способ показать между кадров совсем другое.

    Закончилась Гражданская война, и молодые большевики приступили к постройке корабля, который не могли спустить на воду деды и прадеды. Сплоченные верой и кровью друзья заняли все руководящие посты, и началось непонятное. Ломать — не строить. А созидать верные ленинцы абсолютно не умели.

    Доведя одну из сильнейших стран мира до тотального голода, вожди дали понятный пролетарию приказ «Грабь награбленное». И вот одна южная советская губерния набрала золотишка Дзержинскому сотоварищи. Правда, то ли уже в нищей области реквизировать было нечего, то ли старания было немного — насобирали всего лишь саквояжик. Но сумма была на слух внушительная — 500 000 золотых.

    И все — кончилась дружба. Через буквально несколько дней преданного революции Егора Шилова (Юрий Богатырев) везли на расстрел, а председатель Губкома Василий Сарычев (Анатолий Солоницын) проходил полфильма в прострации, готовясь ответить перед Тройкой по законам Тяжелого Времени.

    И финальная сцена выглядит не выстраданным хеппи-эндом. Это Конец. Ясно, что через некоторое время будет расстрелян Егор. Для этого достаточно одного брата-беляка, не говоря про странные похождения Шилова у бандитов — пришел, увидел, отобрал, кто ж в это поверит. Великая Чистка, без сомнения, скоро унесет и Василия Сарычева и председателя местного ЧК Николая Кунгурова (Александр Пороховщиков), как стерла тысячи и миллионы людей «с горячим сердцем и холодной головой». А вот герой Сергея Шакурова начфин Андрей Забелин имеет все шансы оказаться по другую сторону — уже у него проявляется страстишка выбивать из «врагов народа» признания и зубы. Да и делать он больше ничего не умеет, только шашкой махать.

    Но в лоб это показать было невозможно. Поэтому в фильме есть лихой ковбой, он же есаул Брылов (Никита Михалков), невозмутимо идущий навстречу паровозу, хрумкая яблочком. Недотепистый азиат, скорее всего, узбек Каюм (Константин Райкин) с ужимками и репризами. Шелудивый станционный смотритель Ванюкин (Александр Калягин). Классическое ограбление поезда в стиле Дикого Запада. И, разумеется, отряд «красных альбатросов», порубившего бандитскую нечисть в капусту.

    Однако симпатия к Белому движению проглядывала и в эпоху развитого социализма. Вспомним адъютанта Кудасова (Владимир Ивашов) из «Новых приключений неуловимых» (Поле, русское поле…) или братьев Турбиных (Дни Турбиных) в исполнении Андрея Мягкова и Андрея Ростоцкого. Так и здесь, персонаж Александра Кайдановского ротмистр Лемке вроде бы насквозь отрицательный в ореоле честного чекиста. А все равно вызывает сочувствие.

    Никиту Михалкова не любят. Но он не делает плохих фильмов. Все его без малого два десятка картин заняли достойное место в истории нашего кино. Чему способствует и сыгранная команда, которая делала и этот истерн. Эдуард Артемьев (17 совместных проектов), Павел Лебешев (10), Александр Адабашьян (9), Юрий Богатырев (7), Николай Пастухов (5), Эдуард Володарский (5). Эти и другие мастера своего дела заставляют в который раз пересматривать лучшие отечественные фильмы.

    В том числе и «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    18 февраля 2010 | 01:16

    А ведь еще полгода назад я понятия не имел, что есть такой замечательный фильм. Да-да! В свои 25 я его ни разу не видел. Что изменилось? Поглядев его на каком-то пиратском сборнике, я просто пошел и купил себе нормальный DVD-диск. Пересмотрел еще раз. Ну, класс же! Честное слово, это просто здорово. Браво создателям и привет всем ценителям хорошего кино. Аплодисменты.

    15 января 2007 | 09:29

    Был в своё время такой английский афорист Сэмюэл Джонсон. Главной примечательностью этого альбионного демагога являлась оригинальная способность лукавомудренно возводить исключения в правила. Именно он автор лицемерной сентенции «Благими намерениями…», а также другого не менее известного и не менее сомнительного изречения: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Пускай последний афоризм и носит характер исключения, но феномен конъюнктурных патриотов так или иначе существует, а в нынешние времена пополняется всё новыми и новыми прозелитами.

    Патриотизм же мастодонта отечественной кинорежиссуры Михалкова давно уже стал его неотчуждаемым атрибутом. Вместе с тем всё разностороннее творчество Никиты Сергеевича выказывает в нём натуру сколько гибкую, столько и колеблющуюся, регулярно ищущую творчески удобоприемлемый ей историко-эпохальный знаменатель. Апология раннесовдеповской эпохи с характерным для неё разгулом ленинско-троцкистской братии ("Свой среди чужих…»), а вслед и низложение этой самой братии в период сталинских чисток ("Утомлённые солнцем»), плавно перетекает у мэтра в ностальгию по дореволюционной России ("Обломов», «Неоконченная пьеса…», «Сибирский цирюльникъ» и др.). Если в «Свой среди чужих…» нам показывают белогвардейцев разбойниками, промышляющими налётами на железнодорожные поезда, в «Рабе любви» — жестокими изуверами, не идущими в сравнение даже со злейшими претворителями красного террора, то в «Солнечном ударе» они уже преображаются в персон вполне себе благовоспитанных и благопристойных.

    Какого же цвета Михалков? За кого он в принципе? За рабоче-крестьянского комдива или за офицера Белой гвардии? За палача-революционера или за верноподданного обер-полицмейстера? За чёрствого, внешне производящего впечатление человека разумного, однако принявшего нелогичное (если не сказать подозрительное) решение отцепить предназначенный для охраны золота броневагон, комитетчика или за рефлексирующего интеллигента XIX века? Ясности здесь не наблюдается. Название оного фильма также свидетельствует о некоторой неопределённости. Ведь если отойти от поверхностного подхода, согласно которому свой среди чужих — герой Богатырёва, а чужой среди своих — «рабочий Никодимов», окажется, что чужой среди чекистской братии — это выходец из казаков Шилов, а доподлинно свой среди чужих — скорее всего отображение каких-то личностных режиссёрских подтекстов…

    24 декабря 2015 | 22:09

    С чего начать?

    Разбор полетов

    … во время оформления личного мнения к фильму, можно с легкостью восхищаться достоинствами, выковыривая недостатки, скрупулезно разбирать оригинальность режиссерского подхода, констатируя явные ошибки методов постановки, выделять актуальность сюжета и общий символизм картины.

    Можно! Можно конечно перебрать все косточки фильму, но зачем? Для чего?!

    Получить балл, аль испортить другим настроение?!

    Я считаю, что это как раз тот случай, где не стоит оттачивать свои навыки начинающего кинокритика…

    Элита

    Александр Калягин (Ванюкин) — его нелепый персонаж срывает удивление и выдавливает печаль. Сыгранная ем роль, второго плана надежно закрепляется в памяти, оставляя самые лестные ощущения!

    Константин Райкин (Каюм) — нет слов, остальные театральные и кино работы актера исчезают на фоне этой сумасшедшей игры! Жаль, что у Райкина (мл.) в трудовой книжке почти нет таких же ярких и запоминающихся кино-всплесков…

    Юрий Богатырев (Шилов) -. .. таких героев на экранах сейчас нет, и думаю, пока не предвидятся. Их очень не хватает, — настоящих мужественных людей с непробиваемой волей и врожденным чувством справедливости.

    С таким актерским коктейлем любому режиссеру с его затеями — обеспечен успех, а в нашем же случае еще и любовь зрителей!

    Начинка

    Всё снято довольно стилизованно в «михалковском» стиле с максимальной отдачей всех участвующих в проекте.

    Одна и первых работ известного режиссера и сценариста привлекла внимание общественности смелыми решениями и актерской откровенностью. Проявление незаурядных качеств администратора и руководителя принесет в будущем Никите Михалкову как режиссеру вожделенную славу и кровные! Его подход к каждой кино-идеи абсолютно неповторим, его проникновенные истории затрагивают самые глубокие части сознания! Он умеет угождать зрителям!

    Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» наглядно демонстрирует талант этого человека, сыгравшего в нем одну из главных ролей!

    18 декабря 2009 | 14:42

    28 летний Михалков, создавший эту картину должен был получить своего первого Оскара еще в далёком 1974-ом.

    Именно после этого фильма произошёл качественный скачок в работах режиссёра.

    Актёрский состав картины просто бесподобен (Богатырев, Кайдановский, Солоницын, Калягин, Шакуров, Райкин, Михайлов), они сыграли гениально, лучше никто бы не сыграл.

    Сценарий может быть и не так глубок, но он держит зрителя в напряжении.

    Музыка божественна, другого сказать просто нельзя. Эдуард Артемьев — великий композитор!

    Это настоящий шедевр! Это фильм, который должен обязательно посмотреть настоящий мужчина.

    Вы наверно спросите: Почему я ставлю этому фильму 10?

    А я Вам отвечу: Потому что это фильм… *начинает играть заглавная музыкальная тема фильма*

    И Вы всё сразу поймёте…

    10 из 10

    27 октября 2009 | 02:01

    Фильм, в принципе, про революцию. Неважно кто какую найдет — социальную или духовную. Фильм провоцирует.

    На кинопленке, как и в любой теории всё прекрасно. А на деле чем заканчиваются большинство революций? Именно по этому это фильм для ОДНОГО человека и опасен для общества (даже для маленькой компании).

    Человек, как правило, стремится к спокойной и прогнозируемой жизни. К этому же стремиться и общество. И это правильно — иначе эта голубая планетка давно перестала бы существовать.

    А общество будет и дальше убивать в себе Тайлера Дердена во имя Жизни и это правильно… правильно.

    22 июня 2006 | 00:24

    Эта дебютная полнометражная картина на тот момент 28-летнего Никиты Михалкова является одной из лучших его работ, если не самой лучшей. Фильм довольно таки прост по форме, не тяжеловесен, с захватывающим сюжетом, крайне изыскан и изобретателен по стилю. Михалков, отучившись в ВГИКе, как будто бы хотел показать во всей полноте, чему его там научили.

    «Свой среди чужих» уникален ещё и тем, что является одним из тех фильмов в отечественном кино (чьё количество — единицы), которые обладают легкостью, присущей западному кинематографу. Может быть, так получилось, потому что фильм, по сути, в жанре вестерна, преобразованного правда под советскую действительность (так называемый «истерн»).

    Несмотря на свою якобы нарочитую развлекательность этот фильм дает точную оценку того времени, о котором идёт речь в фильме, и людей, живущих в нём. На смену мирной идиллии (в фильме это появляющиеся всё время черно-белые кадры-воспоминания) приходят сначала война, затем революция, а потом и Гражданская война. Но вот закончилась и она, людям кажется, что вот она победа, вот он мир, но на самом деле всё ещё не окончено — за счастливое будущее ещё придется побороться. В период таких крупных потрясений появляется огромное количество бесов и разбойников, теряются моральные ценности, всё становится вверх ногами, невозможно доверять даже другу. И вот тут-то и появляются такие персонажи, как Егор Шилов (одна из лучших ролей Юрия Богатырева), которые даже в такое сложное и противоречивое время могут отделить добро от зла, ценят справедливость, долг и правду. Под угрозой пулемёта врага и недоверием своих он и сам останется живым, и золото вернёт, и врага победит (по сюжету напоминает русские народные сказки про Илью Муромца или Алёшу Поповича).

    Таким образом, балансируя на грани между западной и восточной культурами, Никита Михалков и другие создатели этого шедевра рассказывают нам умную и лаконичную историю, сопровождающуюся гениальной музыкой Эдуарда Артемьева и прекраснейшей работой оператора и актёров.

    10 из 10

    7 января 2014 | 19:35

    Преамбула.

    От себя: люблю Михалкова, как актера, и не очень его воспринимаю как режиссера. Посему я долго не мог собраться и написать рецензию на это кино. Да, Кино. Именно с большой буквы «К».

    Когда я впервые посмотрел этот фильм, впечатления были: восхищение операторской работой Лебешева — это просто самородок среди отечественных операторов; восторг от музыки Артемьева — это просто клад среди наших композиторов! А вот работу Никиты Сергеевича я долго не мог оценить…

    Амбула.

    Я хочу начать с разоблачения! Объясняю: большинство уверено в том, что советская школа кино жанрово, политически и социально строгооринтирована. Это не так. Этот фильм — доказательство обратного. Ибо, это образчик по западному лекалу. Но, это не в укор фильму. Наоборот, я вижу в этом не плагиат (не в коем разе), а развитие жанра. Причем развитие далеко за рамки американских и «спагетти»-вестернов. Все потому, что я могу реально представить насколько тяжело это было сделать тогда. И очень печально, что мы (наша киноидустрия) не беремся за подобные истории сейчас.

    Я даже не хочу говорить про актерский ансамбль, потому как добавить просто нечего, слово одно — гениально!

    Нарисовать такую картину, как это сделал Лебешев, наверное, так же невозможно, как и нарисовать вторую «Мону Лизу», или «Тайную вечере». Это правда. Лебешев — гениальный оператор!

    Музыкальное сопровождение Эдуарда Артьемьева так же гениально и бесподобно!

    Вот видите, я даже кроме слова «гениально» даже других-то подобрать не могу. Потому что правда.

    А Михалкову хочу сказать спасибо за то, что он реализовал возможность снять такое изумительное кино, несмотря на все сложности!

    Резюмирую: кто хочет произвести разрыв шаблонов относительно советского кино и получить бесконечное удовольствие от фильма, просто обязан посмотреть «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    7 сентября 2011 | 17:16

    Я не стану пересказывать сюжет, оценивать работу режиссера, не стану описывать, то как блестяще играли актеры и какой они составили прекрасный ансамбль. К чему? Сюжет хоть и не отличается оригинальностью, но прост и изящен, мастерство и стиль Михалкова широко известны, а класс актеров, сыгравших в фильме, легко понять, просто перечислив фамилии.

    Мне хочется описать свои чувства к этому фильму.

    Как бы мне ни было плохо, нахожусь ли я в состоянии апатии, депрессии или банального равнодушия, какие бы крамольные мысли меня не одолевали, одно воспоминание об этом фильме пробуждает все самое светлое и чистое, что есть во мне. И мне снова хочется мечтать, творить, я снова вспоминаю, что на земле есть настоящая любовь, преданная дружба, что все-таки хороших людей на свете гораздо больше, чем плохих, просто им надо почаще об этом напоминать.

    10 из 10

    12 августа 2011 | 22:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>