всё о любом фильме:

Свой среди чужих, чужой среди своих

год
страна
слоган-
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Эдуард Володарский
директор фильмаВладимир Комаровский
операторПавел Лебешев
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Адабашьян, Ирина Шретер, Алина Будникова
монтажЛюдмила Елян
жанр боевик, драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Действие этого психологического «вестерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.

Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (первая роль Богатырева в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма проходили на територрии Чечено-Ингушской АССР, отец режиссёра — Сергей Михалков — был в те годы депутатом от этой республики.
    • В цветном фильме есть черно-белые эпизоды, что обусловлено не только художественной необходимостью, но и тем, что Мосфильм выделил на съемки фильма только 5400 метров пленки «Кодак».
    • Фильм снят по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
    • Согласно выписке и платежной ведомости фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», гонорары участвовавших в нем актеров таковы: Н. Михалков — 2809 руб. за режиссуру и 725 руб. за роль; Ю. Богатырев — 1102 руб. 50 коп.; А. Кайдановский — 850 руб.; А. Солоницын — 2060 руб.; С. Шакуров — 1139 руб.; А. Пороховщиков — 826 руб.; К. Райкин — 504 руб.; Н. Засухин — 560 руб.; А. Калягин — 235 руб.
    • Когда эпизод с ограблением поезда был уже отснят, выяснилось, что практически вся отснятая плёнка с данной сценой оказалась бракованной. В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и эпизод пришлось переснимать уже в Азербайджане в окрестностях Баку.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Эпизод, в котором Каюм пытается помочь забраться Шилову на скалу, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки — шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун — 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля.
    • еще 3 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен после пуска под откос отцепленного вагона в кадре отчетливо видна ламповая светофорная железно-дорожная сигнализация, которой в двадцатые годы прошлого века еще не было.
    • 500 тысяч рублей золотом по самым скромным подсчетам должны были бы весить никак не меньше 250 килограмм, в то время как в фильме эта сумма легко умещается в дорожный саквояж с которым герой Михалкова даже совершал небольшие пробежки.
    • Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Стильная работа 29-летнего Никиты Михалкова давно уже стала почти культовой и, как говорят, даже Леонид Брежнев лично был к ней неравнодушен. Вообще-то удивительно, что подчёркнуто цитатный (сейчас бы мы сказали — постмодернистский, тем самым глубоко обидев автора, ставшего с годами более консервативным в жизни и искусстве) фильм, который по-своему перелагает американские вестерны и их виртуозные модификации в творчестве итальянца Серджо Леоне, всё же был принят широкой зрительской аудиторией. Конечно, он без зазора вписывается в ряд «вестернов по-советски», начиная с «Белого солнца пустыни» и кончая несколькими опусами Самвела Гаспарова, кстати, сокурсника Михалкова по ВГИКу (вместе они сочинили сценарий ещё одного «истерна» под названием «Ненависть»). И все они имели практически один и тот же успех в прокате, несмотря на то, что дебютная картина Никиты Михалкова справедливо кажется более изощрённой в кинематографическом плане. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 272 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сразу же скажу что фильм просто супер, он прописан советским духом и патриотизмом.

    Н. С. Михалкову огромный поклон и спасибо, за его непосильный труд в нашем тогдашнем и сегодняшнем развитии кинематографии. Когда пишу рецензию, в голове играет та самая музыка Э. Артемьева, это просто красота и чудо, гений и мастер своего дела, если бы не он, то навряд ли фильм получился таким шедевром, ведь фильм, как я понял о настоящей крепкой мужской дружбе, и как бы не расходились пути в дальнейшем, рано или поздно вы обязательно встретитесь.

    Меня это больше всего поразило и тронуло до глубины души. Зная историю нашего отечества, человеческие факторы всегда стояли, стоят и будут стоять, за всех не отвечу, но за Русских с уверенностью могу заявить это.

    Нельзя не отметить профессиональный актерский состав, вечные аплодисменты в их адрес, не многие остались в наше время, если брать из главных героев.

    За сюжет фильма ставлю 9 из 10 (все-таки не хватило чего-то такого, вестерного, если можно так сказать, хотя тогда это было запрещено, но мы живем настоящим).

    За атмосферу от игры актером и окружающей среды 10 из 10, тут просто без комментариев, посмотрите фильм, послушайте музыку из кинофильма и сами все поймете.

    22 сентября 2011 | 01:34

    Чертовски модно ныне обвинять Михалкова во всех смертных грехах, особенно часто пеняют ему тот факт, что прекрасно уживался человек с любой властью, и много имел от плодов ея.. И не то, чтобы я был уж таким великим его поклонником, и могу понять, не принимая, когда кто-то обвиняет его в отсутствии вкуса или ума, или таланта, но когда его начинают прилюдно величать лизоблюдом мне становится как-то неприятно. Ведь есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, и всё такое. К примеру, вот эта картина вроде бы про революционную юность отцов, безграничную веру в светлое будущее и преданность Советской Родине.

    В главных героях здесь имеем достославную Тройку, большевистское наместничество в провинции, Губком, управляющий территорией размером, похоже, с пол-Европы. Такие великолепные, такие юные и красивые Солоницын, Пороховщиков и Шакуров. Их персонажи только что победили в тяжелой войне, выгнали почти всю сволочь за границу Родины, грозные альбатросы, короче, и так далее. Строят новую жизнь на вверенном партией участке. Но ведь, если убрать романтическую музыку и инфернальные флэшбэки, остаются сцены, где они нелепы и совершенно беспомощны.

    Секретарь Губкома, пребывающий в состоянии непрерывной истерики, застенчивый и интеллигентный председатель ЧК (вероятно, из военспецов) перманентный ужас в глазах которого от осознания, в какую он вляпался блуду, бухгалтер-кавалерист из породы людей, главный и единственный аргумент которых — какое-нибудь холодное оружие (сабля или шашка, я не очень в этом).

    Люди, умеющие только воевать, убивать, разрушать к мирному созиданию не способны, они это не могут, зачем они этим занимаются? И в сцене, где Забелин рвёт и мечет, как говорится, совсем уж всё чёрным по белому. Умиления не вызывает. Верят ли они в светлое будущее? Безусловно. Знают ли, что делать? Понятия не имеют. Но есть партия, которая всё расскажет, которая здесь где-то всегда незримо, поминаемая по поводу и без.

    По сюжету для скорейшего наступления означенного будущего необходимо собрать некие материальные ценности. Понятно, что сам процесс оставлен за кадром, потому что слишком хорошо известно, как такие задания партии выполнялись. Но ценности для голодающих, так что всё в общем романтическом контексте. Собрать то собрали, но не уберегли. Автор чётко проводит грань, разделяет момент, когда в наших героях заканчивается человеческое, и включается механизм, который не рассуждает, не любит, не верит. Ищем предателя.

    Шилов появляется на экране уже как потенциальный предатель, несмотря на то, что он — общий друг и соратник. Они бы ему верили, если бы не закон военного времени, который включается автоматом. Но что это за закон такой богомерзкий, и что это за дружба такая ублюдочная, согласно которым человек в мгновение ока становится предателем?

    Закон един: либо веришь, либо нет, либо друг, либо что-то иное. Каин он или Авель не суть, как говорится, твои проблемы, будь внимательнее. Шилов, прошедший войну, несмотря на словеса бывших друзей про «разобраться», понимает, что его везут убивать, в крайнем случае дадут покемарить до рассвета, поэтому предпринимает ответные действия.

    Всё дальнейшее — путь самурая. Обычного русского самурая, который что-либо делает или не делает не для того, чтобы отмыться или что-то там вернуть, а потому что без вариантов, потому что есть ритуал, или набор нравственных аксиом, или закон этой земли, или ещё как-нибудь назовите. Нет у него партии никакой, и винтиком он быть не желает. А новая власть еще только началась и уже истерит, агонизирует, врагов видит везде. Кто у нас следующий по списку? Кунгурова проверим. А если б левой рукой коробок поймал? Пауки в банке. Власть, пожирающая себя с самого начала, запрограммированная на самоуничтожение.

    В финале ведь тоже все черным по белому: бывшие товарищи бегут, а расстояние, как в истории со стрелой, не долетающей до цели, никак не уменьшается, флэшбэки, где они ещё друзья и кажется навеки, но здесь и сейчас уже непонятно, чему они больше радуются, живому и не предавшему никого Шилову или возвращенному золоту, а, следовательно, отсроченному пока трибуналу, который их рано или поздно всё равно настигнет.

    Пока всё хорошо. Но ведь если нет в природе такого закона, чтоб прощать предательство, следовательно, и подозрение в предательстве прощать нельзя. Подозрение есть уже свидетельство, что вроде как мог. Пусть не сделал, но мог. И на хрена тогда оно всё? Но это другая история.

    В общем, как не царапай столп, в канаву не сбросишь. На моей памяти таких откровенно антисоветских в то же самое время столь изящно исполненных фильмов и нет вовсе.

    Можно лишь восхищаться мастерством автора, который свое отвращение завернул в столь заманчивый, элегантный и романтический фантик, заставив тем самым всех хлопать в ладоши.

    10 из 10

    4 августа 2009 | 18:10

    Хороший и сильный фильм о нерушимой дружбе, объединённой борьбой за новый мир.

    Многие критикуют фильм за якобы подражание американским вестернам, наличию идеологических штампов и даже в том, что картина является заказной и её специально снимали по заказу партии.

    Рекомендовал бы таким людям перестать отыскивать в каждом кадре какие — то подозрительные намёки, которых на самом деле нет! С тем же успехом некоторые заявляют, что американцы не были на Луне а Ю. Гагарин был не первый. Хватит «бить» в каждом слове Н. Михалкова, обвиняя его во всех смертных грехах.

    Хорошо рассуждать таким людям о том, что было в прошлом. Конечно, мы такие современные знаем все ошибки большевиков: красный террор, голод, репрессии и т. д.

    Но фильм о людях, делавших революцию по убеждению! Открытые, честные борцы готовые с честью отдать свою жизнь за народ и за свои ошибки. Это не их вина, что результат всей их жизни поглотил бюрократизм и олигархия новой власти! Тогда об этом никто не думал. В стране надвигается голод, и реквизированные ценности меняют на хлеб. В этой ситуации нет ничего фантастического, даже несмотря на то, что герой, по сути, в одиночку (а на самом деле работала вся команда) возвращает украденное золото. Обратите внимание, сколько раз главный герой находится на краю гибели, и сколько раз его спасает «его величество случай».

    Антигерои вызывают уважение не меньшее чем положительные персонажи. У каждого своя ненависть и своя покалеченная судьба, свои мечты и своя реальность.

    Все актёры сыграли на 100%, а музыка Э. Артемьева попала прямо в сердце. Отмечу также грамотное сочетание психологических моментов (они длятся ровно столько сколько нужно) с «экшеном» — в итоге фильм смотрится на одном дыхании.

    В финале фильма сам собой возникает вопрос: а как бы поступили герои в наше время?

    Вывод: рекомендую смотреть всем, не смотря ни на какие субъективно — критические замечания.

    7 из 10

    16 сентября 2011 | 22:29

    Да, фильм о настоящей дружбе, верности идеалам, принципиальности, о истинной радости и счастье. Можно даже сказать, что картина о мужской любви, но не в нашем современном понятии гомосексуальности, а о том чувстве, когда ты долго находишься в одной человеческой связке и проходишь с ними все — от смерти близких до радости появления новых близких…

    Фильм о событиях Красной революции, и всего, что связано с этим временем — анархии, разбоя, нищеты, свержении идеалов и полной неопределенности во всем. Во всем, кроме идеологии Коммунизма — все поделить и всем раздать Пятеро однополнчан, отвоевав на фронтах Великой Октябрьской Революции от начала и до конца оказываются в гражданских реалиях. Там, на войне было все просто — есть враг, и надо его уничтожить, а теперь кто враг а кто не враг, кто свой, а кто чужой — не понятно, и как жить вне войны тоже сложно… Метамарфозы, трансформации с военного времени на гражданское, происходящие с главными героями — и есть основа фильма, а сюжет, ровно как и сценарий — заправка, майонез, так сказать.

    Хочется отметить незабываемый актерский состав — Анатолий Солоницын- гениальнейший и мой самый любимый актер, сказочно сексуальный Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, и молодой и просто сводящий с ума своей грузинской красотой Александр Пороховщиков… Отдельной строкой этой рецензии я хочу выделить музыкальное оформление Эдуарда Артемьева — слушая эту мелодию невольно становится и сентиментально и радостно, память вспоминает лучшие моменты собственной жизни и ты словно вместе с юными бойцами радуешься долгожданной победе, так же валяешься в траве, громко хохочешь и дурачишься, и видишь над собой в залитом солнцем воздухе пух летящих одуванчиков…

    9 марта 2016 | 08:37

    Гражданская война кончилась. И всем кажется что вот оно, счастье!Наконец-то кончились темные дни, наконец-то можно вздохнуть полной грудью и жить в равенстве.. Но, оказалось, все не так, как того ожидали люди.

    Желание обладать чужим любыми путями, никогда не удастся изгнать из алчных душ людей. Война, голод и нищета только подстрекают их на преступление. Банды и различные шайки нападают на мирных граждан, забирая все вещи, которые можно использовать и убивая их хозяев. Ну а наиболее изворотливые даже внедряют шпионов в государственные органы.. Бандиты подставляют невинных людей, уничтожая государственные планы и забирая огромные денежные средства..

    В такой ситуации оказался главный герой — Егор Шилов. Ему доверяли все и поэтому назначили главным по отправке в Москву ценного груза — золота. Но план терпит крах. Золото исчезает, а Егора Шилова находят мертвым..

    Через некоторое время выясняется что Шилов не погиб, но он ничего не помнит. Друзья не могут поверить, что Егор предатель, но все детали указывают на предательство. Никакая дружба не спасет от расстрела, если все думают что ты виновен..

    Благодаря удачным обстоятельствам, Шилову удается бежать и он решает выяснить правду и найти золото.

    Фильм замечателен. Тяжело понимать несправедливость, тяжело понимать безысходность.. Свой становится среди чужих, ему «не поверили».. К сожалению, этот печальный случай с кражей золота коснулся многих людей, большинство из которых оказались убитыми. Поэтому главному приходится отвечать по всей строгости закона и тут уже не важно кто его окружает: друзья или чужие люди..

    Фильм интересный, но тяжелый. Музыка довершает картину и зрителю хочется радоваться и кричать от восторга в начале фильма, и хочется плакать, грустить и негодовать, понимая боль главного героя..

    Актерская игра просто превосходна!Ни одной фальшивой нотки. Все так, как будто было на самом деле.

    -«Господи!!!Ну почему же ты помогаешь этому кретину, а не мне??»

    -«А потому, что ты жадный.. А даже бог велел делиться»…

    10 из 10

    28 января 2010 | 23:12

    Бывают такие счастливые фильмы, в которых внутренняя гармония и общечеловеческий смысл обеспечивает долгое и безусловное поклонение зрителей. «Свой среди чужих…» — как раз из этого ряда.

    В том ли дело, что из энского пограничного города отправляются и пропадают по пути сокровища, предназначенные во имя высших соображений? Нет, это лишь небольшая зацепка, позволяющая создателям картины — Михалкову в первую очередь — произвести на свет эпическое полотно о настоящей мужской дружбе. О том, что нет ничего значительнее и выше единения нескольких близких людей, имеющих единые цели и стремление, и насколько тяжела и невыносима среди них потеря доверия, равносильная потере человека. О связи времен и поколений.

    Замечательные актеры, собранные в картине, произвели на свет очень разных, удивительно интересных и обаятельных персонажей, начиная от монументального Солоницина в котелке и в пальто и заканчивая бритым Константином Райкиным в халате и с мосинским винтарем наперевес. Каждый сыграл свою роль в полную силу и добился всего, чего хотел Михалков. На игровую основу очень хорошо легла музыка Артемьева. Прекрасно выполнил свою работу и оператор Лебешев. Отлично поработали художники и костюмеры.

    Интересна была идея соединить жанры — классическую драму и традиционный вестерн, что в итоге дало прекрасный результат. Конечно, искушенный зритель сможет найти сюжетные нестыковки и лакуны, но об этом говорить уж совсем не хочется. Артхаусные фантасмагорические зарисовки в виде предметов городского обихода на фоне дикой природы тоже получились здорово. Афористические фразы, которыми переполнен фильм, давно растащены на цитаты.

    Лейтмотив фильма, его внутренний камертон — сцены абсолютного счастья, происходящие в начале и в конце, исполненные и снятые просто гениально.

    Короче, кто не смотрел, тем надо. Спасибо авторам.

    31 января 2009 | 22:26

    Бывает, совсем слова в голову не лезут, а хочется что-то написать о фильме.

    Ну, что получится, то получится..

    Это кино о настоящей преданности, вере, доблести и чести. Это фильм о том, каким должен быть мужчина.

    Не буду выделять и оценивать компоненты типа операторской работы или актерского мастерства, скажу только о музыке — мощнейшая, пронизывающая, ну наверно одна из самых сильных вообще в кинематографе.

    Может слишком романтичный, прямой, может не достаточно глубокий, но очень хороший фильм. Жалею, что посмотрел его только сейчас, в свои 24 года. Но уверен, если у меня будет сын, то он увидит это кино гораздо раньше.

    9 из 10

    23 декабря 2010 | 13:44

    Я не стану пересказывать сюжет, оценивать работу режиссера, не стану описывать, то как блестяще играли актеры и какой они составили прекрасный ансамбль. К чему? Сюжет хоть и не отличается оригинальностью, но прост и изящен, мастерство и стиль Михалкова широко известны, а класс актеров, сыгравших в фильме, легко понять, просто перечислив фамилии.

    Мне хочется описать свои чувства к этому фильму.

    Как бы мне ни было плохо, нахожусь ли я в состоянии апатии, депрессии или банального равнодушия, какие бы крамольные мысли меня не одолевали, одно воспоминание об этом фильме пробуждает все самое светлое и чистое, что есть во мне. И мне снова хочется мечтать, творить, я снова вспоминаю, что на земле есть настоящая любовь, преданная дружба, что все-таки хороших людей на свете гораздо больше, чем плохих, просто им надо почаще об этом напоминать.

    10 из 10

    12 августа 2011 | 22:37

    Готовясь к просмотру фильма, я ожидала увидеть типичную идеологическую картину, с обязательным и четким делением на своих и чужих, и со всем набором стандартных для этих типажей характеристик. Более того, смотреть хотелось не особо, но довлела мысль, что фильм настолько известен, что не увидеть его становилось чем-то неприличным. И я стала смотреть…

    С первых же минут стало очевидно, что это нечто особенное. Невозможно неординарное, захватывающее, интригующее — то, аналогов чему в русском кинематографе того времени в рамках заданной темы, пожалуй, не было. Нестандартизированный подход к революционной теме был дополнен и потрясающим актерским ансамблем: Солоницын, Шакуров, Богатырев, Кайдановский, Калягин, Пороховщиков, сам Михалков — каждый со своим характером, уникальным типом психики и неповторимым, ярким лицом, — ни капли лжи или полуправды.

    Уникальность картине придает и высочайшее мастерство оператора, известнейшего оператора-художника Павла Лебешева. Благодаря его заслуге фильм оказался дополнен теми оттенками высокой художественности и эстетики, которые вынесли его на новую высоту, придав картине соответствие с живописным полотном. Фильм не был первым в карьере Лебешева, но здесь он, будто впервые, пробует и воплощает разнообразнейшие операторские решения, играет со светом, усложняет форму, придавая дополнительные оттенки звучания уже совершенным персонажам. Интересные ракурсы съемки, включение в кадр второстепенных деталей и замещение ими деталей главных — вот лишь часть того, что обогащает восприятие истории. Лебешев привносит в картину художественные моменты арт-хауса, те нюансы, которые по-хорошему усложняют картину…

    Свой вклад в успех ленты внес и Эдуард Артемьев, чья музыка звучит в фильме. Это тот редкий композитор, присутствие которого в фильмах образует точное соответствие внутреннего состояния всей картины. Достаточно упомянуть, что его мастерством пользовались в своих фильмах Тарковский, Кончаловский, Абдрашитов… Это тот человек, что рисует кадр музыкой и никогда его работа не остается незамеченной; более того — она полноправный участник действа, она — сама структура, поэтика и эмоциональный дирижер внутренних переживаний героев. Там, где слова будут слишком грубы и топорны, появляется музыка и все становится очевидно.

    Что касается самого Михалкова, то «Свой среди чужих…» является его лихим режиссерским дебютом и победой одновременно. Необычная подача заданной темы неизменно рождает ассоциации с классическим американским вестерном. И здесь это не является жалкой пародией, но уверенным фильмовым стилем, который и выдерживается на всем протяжении картины. Казалось, что сам персонаж Михалкова визуализировал собой его режиссерский задор и наглость, эдакую браваду молодого, уверенного и хулиганистого художника, рисующего свое полотно широкими, смелыми мазками. Взяв довольно распространенную тему нашего кино, Михалков раскрашивает ее приемами и красками реалий не нашего историзма. И этот прием срабатывает. Михалков играет серьезной темой, заставляя и зрителя увидеть привычное в новом ракурсе. И это тот случай, когда все удалось.

    Безусловно, фильм удался по всем возможным параметрам. И хотя сам Михалков, в свое время сказал, что «… картина так изобилует излишествами — мы явно перебрали в отношении насыщенности сюжета, колоритности фактур.» и «если бы «Свой среди чужих…» я снимал сейчас, то, конечно, все было бы иным…», все же я по-зрительски абсолютно рада именно тому варианту, что был снят в уже далекий 1974 год. И даже позволю себе усомниться, что можно было бы снять лучше. По-другому — да, но лучше — нет. Именно так, именно с теми, именно тогда… Браво!

    23 августа 2010 | 21:26

    Советским ответом западному голливудскому Чемберлену, в конце 60-х- начале 70-х заполонившего мировые экраны однотипными вестернами (некоторые из них, например «Великолепная семерка» или «Золото Маккены» демонстрировались даже в советском прокате), стало появление нового условного киножанра — «истерна» (по аналогии Вест — запад, ист — Восток). Гражданская война в России — чем не фон для игры в красных «шерифов» с комиссарскими звездочками и бандитов, роли которых по праву достались белогвардейцам, махновцам, басмачам. В конце концов, российские степи, на экране смотрятся ничем не менее выразительно, чем прерии американского Среднего Запада, а формула типичного вестерна всегда столь же утрирована: благородное и честное добро против ужасного и мерзкого зла. Как тут не вспомнить цитату из классика: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»?

    В новоиспеченном жанре было выпущено немало крупных кинохитов, в числе которых «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Неуловимые мстители» Кеосаяна, «Шестой» Гаспарова. Это были стопроцентные «истерны», ловко сочетающие в себе скачки на лошадях и цирковые перестрелки с мягким, подобно прижиганию каленым железом, напоминанием о том, какой нелегким трудом добывалось для ныне живущих советских людей, их выстраданное народное счастье.

    Дебютная картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» всегда держалась особняком от прочих представителей жанра, и на то были свои причины. Честного красноармейца Егора Шилова вероломно подставляют, будто он раскрыл белогвардейскому подполью время и место перевозки конфискованного золота; чтобы оправдать свое имя он вынужден бежать на поиски истинного виновника. Хороший? Белогвардейский ротмистр Лемке, участвовавший в похищении красного золота, остается единственным выжившим в результате бандитского налета, теперь его задача — вернуть вновь исчезнувшее достояние Республики. Плохой. Есааул Брылов, эстетствующий подонок и бандит, одним из последних узнает о заветном золотом бауле, и не остановится ни перед чем, чтобы заполучить его. Злой! В финале они сойдутся, и жребий обладания искомым предметом решат не сила идеологии, а две быстро летящие револьверные пули. А помимо этого — классическая сцена ограбления поезда, драматический эпизод на горной речке, неумолимо вызывающие такое множество, не всегда уловимых голливудских ассоциаций. Нет, господа, «Свой среди чужих» — это самый настоящий ВЕСТерн с множеством цитат из аналогичных образцов этого жанра и компактно упакованной на самое дно заветного баула с золотом, идеологической составляющей! Чуть менее юморной, совершенно лишенный цинизма оригинала, но тем не менее, практически советский вариант легендарной картины Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой».

    Подобно яблочку, которое с аппетитом похрустывает сам Михалков в уже, ставшей легендарной, сцене налета на поезд, сам фильм имеет множество слоев, сначала незаметных под толстой кожурой. Тут тебе и ярко выраженная детективная составляющая с поиском белогвардейского предателя, которого уличат в лучших традициях дедуктивного метода Сами-знаете-Кого, и линия настоящей мужской дружбы, которая лишь крепнет со временем в такой чугун, что и руками не разорвешь, и даже мотивы юношеского идеализма, когда на фоне катящейся по склону холма кареты, трое совсем юных героев сбегают ей вслед — за собственными мечтами о «нашем новом мире», котором им суждено построить, хотя бы в своих наивных романтических мечтаниях.

    Актерский состав, по истине удивителен — ни одной случайной роли, ни одного выстрела «в молоко2 — как и подобает настоящему красному ковбою, каждый из них поразительно удачно поразил задуманные режиссером мишени. Юрий Богатырев, Александр Кайдановский (до сих пор, холодок пробегает по спине от всей силы его крика «Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?»), сам Михалков в роли Брылова (чем-то напоминающий, еще более оскотевшего собственного персонажа из рязановского «Жестокого романса»), первое, по истине, феерическое появление на экране Константина Райкина в роли юродивого узбека, великолепный Калягин в роли мелкого и трусливого станционного смотрителя, Солоницын, Пороховщиков, Шакуров… Удивительно, как фильм, продолжительностью всего в полтора часа, смог стать прибежищем такого количества ярчайших актерских дарований, при этом не растеряв ни капли из них, предоставив каждому — по возможности показать себя.

    Отдельное упоминание — сценарий самого Михалкова и Эдуарда Володарского, удачно сочетавший юмор и драматизм с острым сюжетом. Операторская работа Павла Лебешева, буквально летающая по всему экрану вслед за героями. Ну и естественно — наш ответ итальянцу Энио Мориконе, великолепный саундтрек за авторством Эдуарда Артемьева, с его незабвенным трубным «Финалом», ныне ставшим в Союзе кинематографистов, печальным символом прощания с ушедшими от нас, навечно прославленными и заслуженными кинодеятелями.

    Некоторые фильмы тяжело пересматривать со временем: блекнут некогда яркие краски, устаревают когда-то революционные художественные решения. К дебюту Михалкова это не относится: наоборот, он и по сей день, смотрится очень ярко и свежо, особенно по сравнению с многими последующими работами этого режиссера.

    Не верьте, если Вам будут говорить, что главное в искусстве — это опыт. Главное — это талант, который с опытом может видоизменяться, терять искренность и мутировать в нечто тяжеловесное и насквозь меркантильное. Молодой Михалков, наделенный легкостью и мечтательностью, был готов сам, вприпрыжку скатываться со склона холма, вместе со своими героями — навстречу идеалам собственной молодости, беззаботно и искрометно. Разве можно эту беззаботность угадать в его последних фильмах, которые напоминают загруженные под завязку тяжелые баржи, перевозящие для своего создателя несоизмеримый груз из солидных наград, признания мировой кинообщественности и солидных кассовых сборов? Время бежит, люди меняются, и только старые бобины с кинопленкой остаются прежними. Минует еще одна эпоха, забудутся награды, а перевозившие их баржи, рано или поздно затонут. А наивные мечты останутся, ведь в отличие от кассовых сборов, они не имеют цены.

    9 из 10

    29 мая 2009 | 14:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>