К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Самое страшное время в истории России. Ужасно наблюдать за братоубийством. Русские убивают Русских. В фильме разворачиваются события 1920 года.

Андрей Некрасов, рассудительный, спокойный, тактичный и Иван Карякин противоположность, весельчак, сорвиголова, прямолинейный, располагающий на удачу и случай. Вода и пламя, но в месте, такая связка способна на всё!

Поручик Александр Брусенцов, воплощение настоящего, русского офицера, без фальши и каких либо очернений белого движения. Его хладнокровность разума, интеллигентность, грамотность, и честь!

Все эти люди составляли тогда и во все времена Русский Характер. Тот самый истинный, не тот образ, навешанный европой и америкой, непролазных алкашей с дубиной наперевал. И повторюсь, самое страшное для России, противостояние таких личностей. Евгений Карелов показал историческую трагедию “Служили два товарища”.

Выступают слёзы, какое мощное чувство товарищества нас заставляет погрузиться режиссер. Больно, обидно, досадно. Не многие поймут Александра Брусенцова, он не бросил свою лошадь, он остался в России… Карякин, его умении находить выход из любой ситуации с ловкостью и невероятной удачей поражало на протяжении фильма. Та беспомощность, отчаянье, которое чувствовалось в сцене ранения друга, обескураживает спустя часы, после просмотра ленты.

Фильм великолепен! Без политических и исторических шаблонов. Игра актёров, музыка, сценарий, батальные сцены и самое главное правда, положения сторон того времени, состояние душ героев. Всё так, как есть и было!

10 из 10

13 января 2010 | 02:10
  • тип рецензии:

Это очень добрый и светлый фильм, несмотря на время, в которое происходят события фильма - чудовищное, страшнейшее время колоссальных перемен, когда ломается весь уклад страны, весь быт, многие берутся за оружие, многие погибают молодыми, и многие вынуждены убегать из страны, ставшей из родной чужой.

Противостояние белых и красных. Потрясающие актеры и с той и с другой стороны. Смешной Быков, интеллигентный и утонченный Янковский, харизматичный Высоцкий.

Много запоминающихся моментов, забавных фраз:

- Вот пуля пролетела и ага...
- Долетался наш авиатор...
- Мы с тобой теперь друзья-не разлей вода! Я и извиниться могу, вот такой я человек.
- Что смотришь, как сова из дупла?
- доктор, читающий красноармейцам лекцию в стихах.

Великолепна и сцена прощания Брусенцова (Высоцкого) с конем Абреком! Слезы наворачиваются, когда конь ищет хозяина и, наконец, бросается в воду за кораблем.

И, хотя, по тем временам в фильме должна быть как коммунистическая пропаганда, то есть зритель должен быть на стороне красных, белым тоже сочувствуешь. Потому что современному поколению тяжело даже представить, что такое революция, что такое убегать, штурмуя пароход, из собственной страны, где ты вдруг стал врагом и должен быть убит. К тому же и не все белые плохие люди, например, Саша, сестра милосердия.

Особенно прекрасен молодой Олег Янковский, своей утонченностью не вписывающийся в жестокость этой братоубийственной войны.

В целом фильм очень светлый, глубокий. Рекомендую к просмотру тем, кому интересна наша история и кто любит наших прекрасных сильных актеров. Я наслаждалась при просмотре этого фильма, он навсегда останется в моей памяти

10 из 10

27 января 2013 | 19:53
  • тип рецензии:

Фильм о сложнейшем периоде в истории страны. Гражданская война, Крым. Всё действие занимает небольшой промежуток времени, авторы точно указывают, какой именно: с 1 по 17 ноября 1920 года. Чтобы зритель не запутался, проплывают титры. Когда начнётся важнейшая военная операция по взятию Перекопа, нам покажут даже время этой ночи в часах и минутах.

Красные и белые. Два лагеря. Противостояние. Так и в фильме параллельно идут две сюжетные линии. Мы видим и красноармейцев, и белогвардейцев. И как то знаменитое ружьё, что висит на сцене и должно обязательно выстрелить, так и зритель понимает, что линии эти должны пересечься. Для меня это признак хорошего сценария, когда ничего не провисает, когда потом не думаешь, для чего же здесь эта сцена или этот герой. Так и здесь: всё точно выверено, ничего лишнего и ненужного. И никакой путаницы.

Красноармеец Андрей Некрасов получает задание провести разведку укреплений противника с помощью трофейного французского киноаппарата. И ничего, что он никакой не оператор, а фотограф. Отказаться он не может, иначе трибунал.

Играет его О. Янковский, и это его вторая большая роль. Красоту его авторы фильма всячески «гасят»: в первом же эпизоде мы видим его с тыла. Простите, попой кверху, потому что он ищет в колодце утонувшее ведро. В нелепых галифе, сшитых невесть из чего, в фуражке набок. Зачем? Мне кажется, в фильме выдержан очень точный баланс, здесь нет героев. Вот вообще, в том смысле, в каком мы понимаем это слово. Здесь нет безупречных, идеальных, без страха и упрёка. Ни с какой стороны.

К тому же, сам быт никуда не делся. Упало ведро, надо его достать. И вот в этом тоже столкновение самих этих понятий война и мир. В таких простых и будничных вещах. В этом и есть абсурдность самого происходящего. Ведь люди рождаются, чтобы просто жить. Не умирать.

В помощь Некрасову дают помощника. «Карякин. Иван Трофимович. Сын собственных родителей». Так он представляется при первом знакомстве «киносъёмщику». Ролан Быков. Нелепый, ещё менее героический, уверенный, что видит всех насквозь и точно знает, в чём правда. На реплику о том, что и Ленин из дворян, возмущенно отвечает: «Ты мне только товарища Ленина не позорь!»

И вот эта странная пара отправляется в путь. На открытом всем ветрам самолёте. Диалоги и реплики прекрасны. «Обои полетим!» - на разные лады твердит Карякин Иван Трофимович и усаживается первым в самолёт.

Жанр фильма определяют несколько странным образом: военный, драма, комедия. Странно и при этом соответствует действительности. Здесь и впрямь есть моменты, когда можно улыбаться. И снова всё, как в жизни, где от великого до смешного один шаг. Да и кто сказал, что смешное не может быть великим? Хотя бы эта возня в самолёте, где Некрасову с камерой толком повернуться негде, а Карякину приходится его поддерживать.

Полёт прошёл бы вполне благополучно, если бы не беда с самолётом. И попадают наши герои в странные и страшные переделки. Два товарища толком не знают, кто же перед ними. Друзья ли это, если на них нет погон?

В ряде сцен тоже, по-моему, специально подчёркивается абсурдность того, что происходит. Вот ведут на расстрел. При этом говорят: «Спускайтесь вниз, пожалуйста». Нелепо? Да. Но кто ведёт? Человек, который совсем недавно был кем-то в мирной жизни, в которой очень уместно было говорить «пожалуйста». И «спасибо» тоже. Теперь это автоматически произносится, может, совсем не к месту. Но очень нужно для фильма.

Великолепны актёры и в маленьких ролях, и в эпизодах. Вообще список актёров какой-то невероятный.

Здесь потрясающая Алла Демидова в роли комиссара. Актриса, которую мало знают, но она удивительная. Здесь она кажется чуть сумасшедшей, она так легко готова отправить людей на смерть, так легко и устало произносит «расстрелять». И это так просто звучит, что понимаешь, что говорит она это не первый раз. Впрочем, и одна её реплика это тоже пояснит: «Я вас узнала. Вы пытали меня в контрразведке». Хоть и узнала не того, но кто знает, что произошло с ней после тех пыток? Увидим мы её и ещё в одной сцене… И отношение к ней будет совсем-совсем другое.

В это же время где-то не так далеко есть и белые. Здесь центральный персонаж – поручик Брусенцов, его играет В. Высоцкий. Он тоже не идеален, нет никакого восхищения и господами офицерами. Уже хотя бы потому, что видим мы их впервые в публичном доме. Да, пьют, гуляют, а чего ещё, если каждый день для них может стать последним, уже нет того царя и Отечества, у кого-то вообще ничего уже нет.

Сестра милосердия Саша. Ия Савина. Трогательная и в то же время сильная. И они, Саша и Александр Брусенцов, тоже встретились не случайно. Но на счастье ли?

Есть и ещё один персонаж – конь Брусенцова Абрек. Сцену с ним на набережной я каждый раз просто смотреть не могу, сердце разрывается.

Вообще мне в очередной раз стало почти невыносимо к финалу. Нас вели, вели и привели к настоящей трагедии, когда ком в горле.

Музыки практически нет. Изредка звучат обрывки революционных песен, а ещё обычные звуки. Заседает штаб полка в простой мазанке, а за окном куры кудахчут. И это тоже жизнь! Позже будут и орудийные залпы, когда начнётся наступление.

Рефреном песенка «Служили два товарища в однем и тем полке». Именно вот так, неправильно, как-то даже нелепо, но чертовски трогательно, особенно когда поёт персонаж Р. Быкова совсем немузыкальным, дребезжащим голоском. «Вот пуля пролетела и ага. Товарищ мой упал». Вы же тоже понимаете, для чего в любом произведении рефрен? Для чего сам Карякин закричит: «Да не пой ты! Беду накликаешь!»

На мой взгляд, фильм потрясающий и безупречный. Можно разбирать на составляющие буквально каждый эпизод. Сценарий шикарный, актёры великолепны, сцены уникальны в своей простоте и при этом символичности. Вот наши два товарища спаслись от неминуемой гибели, умываются у ручья. Вода – один из важнейших символов, давайте вспомним. Очищение в прямом и переносном смысле, бесконечная перемена… И свет, здесь контровый свет, который можно рассматривать как просто очень красивый момент, где светится листва и волосы, а если хотите – он почти нимбом стоит над головами. Ну, тут каждому своё, кому что ближе.

Служили два товарища в однем и тем полке…

11 февраля 2017 | 09:21
  • тип рецензии:

Посмотрел наконец, фильм оказался очень сильный, причем сейчас, спустя время, невольно понимаешь, что сами того не желая создатели показали истинную трагедию страны, когда на место грамотных, умных, талантливых, думающих людей пришли полуграмотные пастухи, пролетарии и прочая матросня. И хорошо еще что есть среди них одаренные от природы, не лишенные напора, предприимчивые люди, как Карякин (Быков), хотя и этого все же очень мало, ведь когда смеёшься в фильме с героев Папанова, Махновца, любящего сало, того же Карякина, всё равно невольно задумываешься о судьбах Родины и становится жалко интеллигенцию в лице Некрасова, и истинных носителей чести государства - среднего дворянства в лице Брусенцова. Но в то же время, понимаешь, когда видишь молоденького идиота-адъютанта - чьего-то папиного сынка и расслабленную вековой роскошью верхушку армии Белых, что все таки перемены были нужны, но не такой ценой и не такими мерами. Но это Россия, это наша страна и в этом самая большая трагичность этой кажущейся на первый взгляд комедией драмы.

Фильм действительно шедеврален и снят очень ярко, несмотря на то, что он чернобелый. Актеры выложились на полную. Очень рад был увидеть любимых актеров детства: Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Олега Янковского.

И конечно особо хотелось бы выделить наверное истинного Героя Того Времени и самого народного артиста, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого. Его герой очень добавил фильму остроты и трагичности, без него это была бы просто советская комедия о Гражданской Войне. Каждая сцена с его участием в кадре это кинематографический праздник, он сразу приковывает внимание на себя и не отпускает пока не выйдет из кадра, но и после ощущается чувство ожидания его следующего появления. Очень жаль, что многие эпизоды с ним были вырезаны, но и того что осталось полностью хватило для раскрытия характера и перехода моей симпатии при просмотре на его сторону, тем более, что красные показаны в фильме не в лучшем свете. Пусть роль не велика по экранному времени, но все равно ясно видно, что эта роль одна из лучших, если не самая лучшая в фильмографии Высоцкого.

10 из 10

01 февраля 2010 | 18:40
  • тип рецензии:

Один из лучших старых советских фильмов. Бесподобно смешной в одних эпизодах, трогательно грустный в других и очень человечный. Фильм о войне, в котором практически нет отрицательных героев - если не считать таковыми каких-то бандитов, которые, впрочем, показаны с таким юмором, что их почти прощаешь. В этом кино ни белые, ни красные не вызывают ненависти. И те, и другие вызывают сочувствие и уважение. И у зрителя, и друг у друга.

Может быть, это не очень правдоподобно. Но это как-то очень хорошо.

Для советского фильма о революции это работа удивительно тонкая и аполитично-мудрая. Кино, в котором нет пафоса правоты одной стороны, а есть показ революции как национальной трагедии и в то же время прекрасного национального подвига. Сегодня мы все дальше от такого умения подняться над схваткой и понять, что у каждого из участников, героев и жертв Гражданской войны была своя правда. Нам ближе деление на правых и виноватых. А этот фильм - не о правых и виноватых, а о России разных людей. О замечательной, очень истерзанной стране.

Каждый из героев - и безногий красный командир, и застенчивый храбрец в исполнении Олега Янковского, и блестящий белый офицер Владимира Высоцкого - подлинный идеал мужчины, и его возлюбленная (Ия Саввина), тоже своего рода идеал - идеал русской женщины-аристократки, - показан с глубокой внутренней симпатией. Ты понимаешь каждого из них, и, хотя они враги, - ты не встаешь на чью-то сторону. Потому что здесь нет подлецов - есть хорошие люди, которые по трагической воле истории убивают друг друга.

Каждому дана возможность оправдаться. Даже железной коммисарше, которая не дрогнув, не выслушав, отправляет невинных людей на расстрел: в фильме ей будет дан коротенький эпизод, в котором она, не щадя себя, так же, как не щадила других, погибнет в бою. И вот уже она не кажется чудовищем: и вот уже она становится погибшей героиней. Человечность фильма, может быть, слишком снисходительная, никому не хочет выносить окончательных приговоров. Этому фильму хочется обнять и утешить своих героев - непримиримых врагов.

Отдельное спасибо фильму за персонаж Ролана Быкова - бесподобно бессовестное и по-своему героическое великовозрастное дитя, такое искреннее в каждом своем проявлении, что на него и сердиться невозможно.

Кстати, есть определенная печальная мудрость в том, что из всех замечательных людей, показанных в фильме, в живых останется именно это дитя: человек милый и добрый, но готовый стать игрушкой в чьих угодно руках. Это очень тонкое, очень деликатное, почти неразличимое, но страшное предсказание - о том будущем, которое еще ждет несчастную Россию.

Но пока мы находимся еще в иной эпохе: эпохе романтиков и героев, и еще можно искренне и весело смеяться, наблюдая сцену побега 'двух товарищей' от бандитов. Пока еще хочется верить в идеалы. Так хочется, что почти удается.

Фильм снят очень умными и добрыми людьми с отменным чувством юмора.

10 из 10

08 сентября 2014 | 18:11
  • тип рецензии:

Заканчивается Гражданская война, остался последний оплот белых - Крым. Для разведки крымских укреплений в тыл белых с киноаппаратом посылаются двое бойцов: Андрей Некрасов (Олег Янковский) - сын священника, бывший студент и фотограф (он же киносъёмщик) и Иван Карякин (Ролан Быков) - фанатичный большевик, разжалованный за убийство военспеца... Как-то придется им вместе послужить.

В Белой армии служит поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий), отправленный за случайное убийство из штаба в действующую армию... Из судьбам суждено переплестись.

От фильма, снятого к 50-летию революции, наверное, ожидается нечто бравурное и однозначное и когда сталкиваешься с персонажами, подобными Брусенцову, входишь в лёгкий ступор: как такое пропустила цензура?

Впрочем, когда речь шла об искусстве, советская власть далеко не всегда была пропагандой. В конце концов, примерно за 10 годов до того уже вышел чухраевский Сорок первый. И тамошний Говоруха-Отрок уже являл собой нечто человеческое, а не карикатурное. Правда, Марютка ещё сохраняла плакатные черты.

Карелов пошел ещё дальше - благо, в его руках оказался уже не романтический сценарий, а многофигурная социальная и человеческая драма. Изменилось и время - 50 лет революции обнажили факт, что не все пошло так, как думали первые большевики, да и время было послевоенное - мировая революция явно отступила, а тема родины и примирения стала более актуальной. Надо было задним числом слегка поправить историю 1917-1920 в кино. Чувствуется и влияние булгаковского Бега.

Тем не менее, Служили два товарища - кино и смелое, и образное, и психологически выверенное. То самое, изменившееся символизировал Некрасов в исполнении Янковского. Он в полной мере символ гуманизма, заряженного революцией не меньше, чем насилие - неслучайно в ключевом эпизоде он отводит ствол винтовки... Да и профессия кинооператора вроде как выражала благодарность тем годам за то, что дали в руки этот аппарат, которым по выражению комполка (очень выразительный Анатолий Папанов) должны были снимать не коронацию Георга V, а трудового человека. Ну и мысли имел глупые: что 10-и лет, чтобы мозги исправить, не хватит. Интеллигентное, но будто высеченное из камня, уверенное лицо придаёт всей натуре и значительность, и правоту. Но отнюдь не железобетонность... Смягчают его вроде бы невидные, но обаятельные нотки - сосредоточенность памяти в воспоминании укреплений сменяется застенчивой улыбкой и переминанием с ноги на ногу после похвалы, суровая уверенность в бою - неловкостью перед объективом камеры.

Другое дело - эмоционально открытый и вроде бы дубоватый Карякин. И здесь создаётся контраст между поведенческим геройством и решимостью (что-то вроде барельефов на античных памятниках) и простоватой бесхитростной рабоче-крестьянской фактурой. Но и тут вроде бы показушность в финале оборачивается человеческой драмой, сказанной простыми человеческими словами.

Параллельный мир белых вообще сошел с романса 'Белой акации гроздья душистые' - кабак пополам с тоской и странным романтизмом. Комичная гибель в чем-то вроде ресторана сменяется нелепым и циничным разговором о судьбе белого движения - самое что ни на есть декадентство.

Благородство отношений с Абреком (конём) и попытка найти родственную душу сменяется злым цинизмом войны... Брусенцов - это сила, бессилие, благородство, злость, патриотизм (хотя он ни полсловом не поминается) и цинизм. И закономерный финал.

Его логичность и абсурдность - в общем-то главный итог. Гражданская война предстаёт пустыней, каковой являются улицы Севастополя... Разве что бегущие с весёлыми криками дети дают надежду на будущее. Но понимание Гражданской войны как трагедии в Служили два товарища звучит до сих пор сильно.

03 января 2020 | 22:08
  • тип рецензии:

Очень удивительно, что этот фильм, вышедший на экраны в глубокое Советское время, когда перестройкой и гласностью не пахло даже близко, показал белогвардейцев довольно-таки с неплохой точки зрения. Белогвардейцы здесь не представлены как олицетворители зла, а выглядят вполне обычными людьми, которые и за жизнь хорошую борются (впрочем, как и красноармейцы, но у них о хорошей жизни параметрально противоположные мнения), и любить умеют, и страдать...

Фильм действительно очень честный, и красные и белые здесь показаны полностью на одном одинаковом идеологическом уровне, так что никакой пропаганды социализма здесь нет. Хотя я слышал, что перед тем, как выпустить этот фильм на экраны, многое чего повырезали - строго касательно белогвардейцев - но фильм всё-таки был разрешен к показу. Лично моё мнение - роль поручика Брусенцова в этом фильме, самая лучшая роль Высоцкого в кино, несмотря на всеобщее признанное мнение, что лучшей ролью Высоцкого является легендарный и бессмертный капитан Жеглов...

01 августа 2008 | 19:58
  • тип рецензии:

Самое странное в этой великолепной лента в том, что она вообще есть, что она вышла своевременно и не пролежала на полке до перестройки. Конечно, в таком виде в СССР подобная картина могла выйти только в «оттепель» или на ее исходе, когда советская цензура слегка приспустила удила. Впрочем, неисповедимы пути цензурные: например, незадолго до этого прекрасную лирическую картину «Женя, Женечка и Катюша» признали «вредной» и «разлагающей», и выпустили в прокат только в провинции. А действительно неоднозначный «Служили два товарища» получил «добро».

Написали сценарий к фильму драматурги Валерий Фрид и Юлий Дунский, закадычные друзья, вместе учившиеся во ВГИКе, вместе ушедшие на фронт, вместе арестованные по липовому обвинению в измене Родине, вместе мотавшие срок в лагерях и вместе реабилитированные в период «оттепели». И да, только такие люди могли написать такой фильм, таким взглядом посмотреть на «священную» и «безгрешную» большевитскую Революцию, которая в тогдашнем кино просто не могла подвергаться никакому даже минимальному сомнению, и была делом практически религиозным.

Возможно, это и успокоило цензоров. Мысль о том, что кто-то мог написать про Революцию что-то не то, наверняка даже не посещала их головы, и скорее всего на такие «военные», априори патриотичные фильмы они смотрели не так внимательно. С первого взгляда оно так и есть. Есть белые, они враги. Есть красные, они герои. Перекоп красные возьмут, а белые кто погибнет, кто сбежит в страшной сутолоке и панике, спасаясь от справедливого народного гнева. На первом плане — замечательные ребята, настоящие красные герои. К чему придираться?

Все так. Но. Насколько «красны» эти герои? Насколько сильно просочилась в них революция? Как ведут себя и что говорят враги? Удивительно, но Фрид и Дунский с истинно еврейской тонкостью смогли пройтись по самому лезвию бритвы и сохранить абсолютно удивительную для времени и места мораль. К врагам тут не испытываешь ненависти! А к красноармейцам — испепеляющей любви. Сценаристы и режиссер Карелов избежали практически обязательного для подобных картин ура-патриотизма и черно-белого (красно-белого) разделения и сказать зрителю правду: не такая уж большая разница между этими классовыми врагами, и все они — один истерзанный, измученный, оказавшийся в мире наизнанку народ, потерявший свои ориентиры и спешно ищущий новые.

Карелов избежал карикатурности в изображении белых и «суперменства» в изображении красных. Нужно быть неимоверно тонким художником и человеком, чтобы сохранить такую правду в условиях абсолютнейшего, тотального системного контроля. И тем не менее, белые офицеры — благородны и смелы, их губит вовсе не внутреннее разложение и тупая спесь, и не народный гнев, как любили показывать другие режиссеры, а старая феодальная привычка решать все в кабинетах и штабах, не слушая низшие чины и, что еще важнее, привычка недооценивать противника, который был для них — лишь ордой не организованных крестьян и рабочих, при том, что к 20-м Красная армия уже представляла серьезную силу. С другой стороны, «идейные» красные, головы которых трещали от большевитской пропаганды, как правило, мало образованные и наивные, поверив во все сказанное, были готовы рубить направо и налево, без суда и следствия отправляя под расстрел тысячи ценных кадров и умнейших людей.

Да, тема «перегибов» не педалируется, с нее аккуратно съезжают, показав всего одну героиню, которая поступает с героями несправедливо, герои спасаются, но мы прекрасно понимаем, сколько не спаслось.

Герой Высоцкого, белый офицер (самый яркий персонаж в картине, и не удивительно, что его роль почти полностью осталась на полу в монтажной из-за идеологических соображений) неожиданно оказывается человеком, мятущимся и потерявшимся и, как ни странно, очень близким к простоватому герою Быкова. И белый офицер, и красноармеец оказались 'белыми воронами' среди своих соратников, потому что «время сейчас такое», оба готовы биться до последнего и защищать свои идеалы, оба импульсивны и не воздержаны и обоих ждет нравственный перелом в конце.

Олег Янковский играет своего Некрасова с печатью «смертника» на лице. Он появляется в картине и сразу понятна его судьба. Судьба талантливого, честного, умного, тонкого и духовно куда более развитого, чем его окружение человека в страшные смутные времена. Этот своеобразный Рублев тоже мучается, тяготится войной и своим положением, старается приложить себя к новому времени, но его эра — «эра милосердия»- еще не наступила, и существовать он на земле не может, так же как не может жить потерявший все, что составляло его жизнь поручик Бруснецов.

Карелов смог наполнить картину настоящей жизнью — яркими правдоподобными характерами, иронией, любовью к людям, пониманием «своих» и «чужих», добрым юмором и идеей неоправданных жертв. Такого я больше не припомню в советском кино. Когда смотришь на все это, не думаешь: «так им и надо, скотам», а думаешь: «Зачем? Зачем все это? Зачем этим разным, но, в общем-то, не плохим людям убивать друг друга? Во имя чего?» А зная исход всего этого, становится еще больнее, еще горше. Идеология, в картине, конечно, есть, ее не могло не быть, но она тщательно дозирована и подана с какой-то человеческой мудростью.

И за всеми этими ироничными зарисовками из жизни России 20-х неожиданной громадой предстает трагедия целого народа, разобщенного, беспощадно запутанного, до сих пор не умеющего найти общий язык самим собой.

10 из 10

10 июня 2022 | 20:05
  • тип рецензии:

Фильм Е. Карелова неслучайно обычно крутят по ТВ в конце января и в конце июля. Эти даты навсегда сопряжены в отечественном искусстве с рождением и уходом из жизни ярчайшего его представителя второй половины минувшего столетия- В. Высоцкого. И с полагающими, что в данной ленте Высоцкий сыграл если и не главную, то одну из важнейших ролей в своей кинокарьере, трудно не согласиться.

Самый мужественный (даже Жеглов не дотягивает) образ Высоцкого в кино. Самый запоминающийся и меткий юмор в его исполнении- пусть временами и «черный» («Этот патрон я оставил для себя»- «А оптический прицел зачем? Чтоб не промазать?») и всегда окрашенный глубоким сарказмом (на звучащее как покаяние васильчиковское «Сегодня ночью красные форсировали Сиваш...»- сдержанно-едкий ответ «Какая неожиданность, а? Кто бы мог подумать…»). Отчаянная рефлексия, ничуть с этим мачизмом не диссонирующая, а, пожалуй, даже ненавязчиво и тонко подчеркивающая его. Может на это сочетание «ведется» героиня Ии Саввиной, с одной стороны постоянно ссорящаяся с Брусенцовым в нечастые свои появления на экране, но вместе с тем завороженно идущая с ним под венец среди рушащегося старого мира, олицетворенного апокалиптическими картинами севастопольской эвакуации.

Многие ставят в упрек сценарию алогичность поведения Брусенцова в финале. На самом деле вся логика образа Брусенцова в картине как раз подводит именно к такой развязке. Ницшеанский герой, не беспокоящийся о мнении окружающих, но хранящий верность присяге, принесенной несуществующей стране; понимающий обреченность и несостоятельность тех, за кого он воюет, презирающий их, и вместе с тем всей душой ненавидящий и тех, кто оголтело рвется им на смену; не церемонящийся с женщинами («И вы тоже сумасшедшая …Тут покойник лежит, вам бы рыдать, а вы про белое дело рассуждаете!»), но одновременно ни в какой ситуации не способный забыть об офицерской чести –при таком когнитивном диссонансе Брусенцов практически обречен на подобный исход. Драма же с верным Абреком, на которого, пожалуй, одного он мог положиться в этом безумном мире – лишь последняя капля, переполняющая чашу (подобно сумасшествию Ницше, долго зревшему, но прорвавшемуся именно в ситуации с избиваемой извозчиком лошадью) и спускающая курок пистолета уже на корабле, отходящем к непонятной, но заведомо безрадостной жизни на чужбине.

Несмотря на всю яркость актерской работы Высоцкого, фильм не крутится вокруг одного лишь народного любимца времен застоя, как это часто случается с картинами с его участием. Молодой Янковский в одной из своих первых киноролей запоминается ничуть не меньше, при всей скромности своего персонажа- главного героя картины Некрасова. Возможно, во многом благодаря этой скромности, он и бросается в глаза среди выпячивающих индивидуальность героев фильма– от мечущегося между дебошем и рефлексией Брусенцова до фанфарона Карякина.

Быков и Янковский в фильме создали в общем-то почти архетипичные образы двух ипостасей революции- ее интеллектуально-сострадательного начала (Некрасов) и стихийно-разрушительного (Карякин). Последнее преобладало изначально и, несомненно, судьбой Некрасова в фильме обозначена параллель с судьбой всех совестливых интеллектуалов, примкнувших к революции- непонимание и неприятие со стороны карякиных, одиночество и гибель. И хорошо, если от пули врага. Тем, кому не так «повезло» как Некрасову, через пару десятилетий будет уготована уже своими многосерийная чистка с предварительным занесением в разнообразные категории врагов народа. Дунскому и Фриду, не только совместно работавшим почти всю жизнь над киносценариями, но совместно сидевшим в лагерях, это было известно как нельзя лучше.

Некрасов в фильме – где-то зеркальное отражение Брусенцова при всем внешнем антагонизме этих героев. Он так же одинок в своем идеализме в ноябрьском Крыму 1920 г. среди торжествующих победу красных, как и герой Высоцкого – в своих метаниях в клокочущей гуще белых, одержимых одной идеей- спастись! И неслучайно, думается, судьбы их в фильме схожи и в конце столь переплетены.

Судьба Карякина в том новом мире, который надвигается на идеалистов, белых и красных, сминая и расшвыривая их, поначалу представляется более благополучной. Он- тоже, кстати, по-своему идеалист - куда органичнее встроен в новые реалии, отрицающие полутона, требующие готовности сейчас хлопать товарища по плечу и восхищаться им, а спустя миг исходить слюной, вырывая маузер из кобуры: «Молчишь, попович? Против тебя мое сердце с самого начала чувствовало!!!». Такие пригодятся в 30-е, когда тех, кто сегодня еще стоит рядом с Вождем на мавзолее, завтра уже надо будет вымарывать из учебников; и в 50-е, когда те из выживших, кого карякины требовали на митингах расстрелять, начнут возвращаться из лагерей. И карякины от всего сердца протянут им руку – «Могу даже на колени пред тобой стать! Вот такой я человек! Давай снова дружиться!». Правда, поумневшие некрасовы будут уже не столь всепрощающи, как в фильме. Но и сам герой Быкова трагичен – это вечный расходный материал для кумира, им воспеваемого.

Фильм замечателен своей подачей образов белых, и это уже стало общим местом. Впрочем, стремление разглядеть человеческие черты в «классовом враге» присуще чуть ли не всем картинам поздних 60-х. Самая сильная сцена фильма-, обреченно, с пугающим спокойствием уходящие в море, закинув руки за спину, белые офицеры- немыслимая для советского кинематографа 30-х, 40-х и даже 50-х гг., показывает как много сделала оттепель с сознанием- как творцов, так и потребителей кинопродукта.

Как и во всякой выдающейся картине, даже маленькие роли в фильме запоминаются. Непривычная роль Н. Парфенова соединяет сразу нетипичный персонаж- интеллигентный и излучающий порядочность белый офицер, с нетипичным образом –Парфенову в советском кино крайне редко доводилось играть интеллигентов– а как он это мог, мы видим благодаря Карелову.

Резкая и даже немного какофонистая музыка Е. Птичкина, хоть и не шедевральна, но вполне подходит к нервному ритму эпохи и лишенному комплексов взгляду на мир побеждающего класса.

Из лишнего в фильме можно отметить разве что наложенные на эту музыку и стилизованные под документальные съемки кадры парада, якобы снятые Некрасовым.

В остальном блистательная картина

9 из 10

23 июля 2018 | 10:18
  • тип рецензии:

Очень умный и захватывающий фильм! Безупречная игра замечательных актеров, несмотря на 1968 год фильм снят очень современно. Это проявляется в сценах битвы. Очень продуманно взвешенно режиссер представляет картину, чтобы нам было более удобно и без затруднений грамотно оценивать ситуацию.

С одной стороны очень мужественная, дружная красная армия, с другой-армия с умнющим предводителем и не менее мужественной. И приходиться задуматься: Кто же из них прав? Не могу не отметить очень трогательную сцену с пароходам и выстрелом в спину красноармейцу Некрасову...

Классика отечественного кинопрома

10 из 10

18 марта 2009 | 01:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: