всё о любом фильме:

Общество мертвых поэтов

Dead Poets Society
год
страна
слоган«He was their inspiration. He made their lives extraordinary»
режиссерПитер Уир
сценарийТом Шульман
продюсерСтивен Хафт, Пол Юнгер Уитт, Тони Томас, ...
операторДжон Сил
композиторМорис Жарр
художникВенди Стайтс, Сэнди Венециано, Джон Х. Андерсон
монтажУильям М. Андерсон
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  24.1 млн,    Франция  6.6 млн,    Германия (ФРГ)  3.57 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время128 мин. / 02:08
Номинации (3):
Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения.

Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.00 (278 154)
Рейтинг кинокритиков
в мире
85%
46 + 8 = 54
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В 2008 году бывший преподаватель технологии в общеобразовательной школе Уолтер Скоулд под впечатлением от фильма создал «Общество мёртвых поэтов Америки», задача которого — поиск мест заброшенных захоронений поэтов США. К октябрю 2011 года Скоулд посетил могилы 225 американцев, бывших когда-то национальной гордостью.
    • Автором ставшего крылатым латинского выражения «Carpe diem» был римский поэт Квинт Гораций Флакк, живший с 65 по 8 года до н. э.
    • Согласно первоначальным планам, режиссёром картины должен был стать Джеф Кэнью, а главную роль сыграть Лиам Нисон. В качестве других кандидатов на роль профессора Китинга рассматривались также Билл Мюррей и Дастин Хоффман.
    • Чтобы лучше передать развитие отношений между профессором Китингом и учениками, режиссёр Питер Уир принял решение снять все сцены в хронологическом порядке.
    • Сюжет фильма в некоторой степени основан на отношениях учеников одной из частных школ в Нэшвилле и профессора Сэмюеля Пикеринга младшего. Для манеры поведения и отдельных черт характера профессора Китинга актёр Робин Уильямс взял за основу своего школьного учителя истории Джона Кэмпбелла.
    • Режиссёр фильма Питер Уир в юности посещал The Scots College, частную школу для мальчиков в австралийском Сиднее. Школьная форма, строгая дисциплина и общая атмосфера этой школы во многом передались его фильму.
    • Когда мальчики показывают профессору Китингу его фотографию в старом школьном ежегоднике, на самом деле мы видим настоящую фотографию школьных лет Робина Уильямса, когда он учился в школе Redwood High School в городе Ларкспёр неподалёку от Сан-Франциско.
    • Все сцены с участием актрисы Лары Флинн Бойл были вырезаны из финальной версии фильма, причём ей об этом было объявлено только в день премьеры.
    • Съёмки фильма прошли главным образом в частной школе St. Andrew`s School, штат Делавэр, и её окрестностях с 14 ноября 1988 года по 15 января 1989 года. Первоначальным вариантом была частная художественная школа Berry College в штате Джорджия, однако слишком тёплый климат оказался неподходящим для зимних сцен, а изготовление массы искусственного снега потянуло бы за собой значительные дополнительные расходы.
    • Фраза из фильма «Carpe diem. Seize the day, boys. Make your lives extraordinary» («Карпе дием. Ловите момент, мальчики. Сделайте свою жизнь экстраординарной») была поставлена на 95-е место в списке ста самых выдающихся киноцитат Американского института кино.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • По первоначальному варианту сценария профессор Китинг умирал от лейкемии, но режиссёр решил отказаться от этого и сконцентрировать историю вокруг учеников школы.
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Австралийский режиссёр Питер Уир снял добрую и умную картину о подростках из закрытого колледжа Уэлтон в штате Вермонт и их замечательном учителе Джоне Китинге. Молодой наставник не только заново открыл ученикам не такой уж важный для карьеры будущих бизнесменов предмет, как английская литература, посвятив их в тайну «общества умерших поэтов», но и ненавязчиво, деликатно, с истинным уважением к личности каждого, всем своим поведением преподал нравственные уроки, по-человечески объясняя те истины, которые почему-то считаются прописными и внушаются, как правило, насильно. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2792 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Удивительно… Сколько всего можно сказать за 120 минут. Как много можно выразить. Сколько струн человеческой души можно зацепить. И как глубоко можно копнуть…

    Один из тех немногих фильмов, которые действительно заставляют задуматься, взглянуть на свою жизнь и спросить себя. а так ли я живу? А могу ли я сказать, что я действительно живу. А могу ли я сказать, что во мне есть силы противостоять этому миру. Чтобы не просто существовать, чтобы не быть амёбой, чтобы ЖИТЬ.

    «Пора наследовать Землю, кроткая овечка!». А ведь действительно пора. Свою Землю. Свой собственный мир. Не чей-то. СВОЙ.

    Фильм действительно потрясающий. В нём есть всё. Гениальный сценарий. Отличная режиссёрская работа. Чудесная работа операторов (правда-правда! в чём-чём, но в этом разбираюсь). И просто потрясающая игра актёров: Роббин Вильямс (такой искренний, что аж дух захватывает), Роберт Шон Леонард, Итан Хоук…

    Это что-то большее чем кино, это что-то большее чем искусство. Смотрите. Смотрите. А потом снова смотрите.

    10 из 10

    5 января 2010 | 16:47

    Фильм получил Оскар только за сценарий. Судью на мыло! Это несомненно и лучший фильм, и срежиссирован он просто непередаваемо, и уж конечно, Робин Уильямс достоин был получить Оскар за роль учителя, подходящего к преподаванию не как к простой передачи знаний, а как к процессу формирования душ и вдохновению мыслей.

    »… Отвергнуть всё, что жизнью лишь казалось, чтоб умирая не скорбеть о том, что я не жил…»

    В названии фигурирует слово «мертвый», но фильм пропитан жизнью, молодостью и воодушевлёнными порывами юных сердец. И это происходит в закрытой частной школе для мальчиков, где основными заветами являются Традиция, Честь, Дисциплина, Совершенство. Согласитесь, нужно иметь недюжинную долю авантюризма и храбрости, чтобы творить в этих древних и холодных, по-снобски серых, стенах школы что-то безумное, весёлое. Знать всю свою жизнь наперёд, выбирать тот путь, который тебе скажут родители, беспрекословно внимать наставлениям учителей, не поднимать носа от занятий — вот к чему привыкли мальчишки в этой школе. Но тут на место учителя словесности (что-то вроде литературы и риторики в симбиозе) приходит с виду очень презентабельный и скромный Джон Китинг, закончивший в своё время эту самую школу с отличием. Но с первой же встречи он даёт понять, что его преподавание не будет нудным и только лишь по скучной программе. О, нет. В самом первом своём общении (я не пишу «на уроке», ведь он именно общался со своими подопечными) он открывает мальчикам Истину Истин: «Carpe diem» — «Ловите момент». Спешите жить, пока вы живы. Живите сегодняшним днём. Не теряйте ни секунды своей жизни. И парни прониклись этим заветом. А позже, узнав о том, что Китинг был «душой общества мёртвых поэтов», возродили его. И эти заседания в «старой индейской пещере» изменили их. Если бы все учителя имели такую особенность располагать и заинтересовывать к своему предмету — был бы идеальный мир. Он стал для своих учеников не просто учителем, но наставником, а это намного больше, а также и другом.

    «Но лишь в своих мечтах свободны люди. Всегда так было и всегда так будет».

    Фильм наполнен воодушевляющей силой слова, силой поэзии, силой молодости, в которой кажется что всё возможно. Цитаты толкают на размышления, заставляют мыслить и мечтать. Виды штата Делавэр потрясающе красивы.

    Я не буду много писать про работу Робина Уильямса. Он был поистине актёром с душой. Все его роли стали нашим всемирным достоянием и кладом для формирования нашего мировоззрения. О, капитан, мой капитан…

    Этот фильм мгновенно стал для меня одним из любимых благодаря своей теплоте, философии, и тем чувствам, которые он подарил.

    Это, несомненно, уже золотая классика. Превосходный фильм.

    20 октября 2014 | 22:48

    «Вы очень рискуете, поощряя увлечение искусством, Джон. Когда мальчики поймут, что они не Рембрандты, не Шекспиры, не Моцарты, они вас возненавидят… Покажите мне сердце, не обремененное дерзкими мечтами, я покажу вам счастливого человека».

    Это разговор одного из преподавателей с мистером Киттингом. Единственная здравая мысль за весь фильм.

    Столетиями существовавшая школа со своими традициями. Выпускники поступают в ведущие вузы США, составляют элиту американского общества. Казалось бы, ситуация, заслуживающая похвалы. Но приходит новый учитель, и плюет на устоявшиеся порядки, хочет перемен. Но зачем? Разве что-то шло не так, разве было плохо?

    Чему плохому учат в этой школе? Дисциплине? Упорному труду? Знаниям, достигаемым тяжелой работой? Именно навыки, полученные в этой школе и позволяют ее выпускникам составлять честь и славу США. Именно эти навыки помогают в жизни, позволяют прожить ее достойно.

    На что ополчился мистер Киттинг? Зачем ломать то, что нормально работает? Это дети, им по 17 лет, юные неокрепшие умы, все, что им наговорят сегодня, завтра они будут использовать в своей жизни.

    Легко увлечь детей своим предметом, преподавая литературу, преподавая историю или прочие гуманитарные науки. А что делать математикам? А физикам? А химикам? Эти предметы нельзя сделать интересными для всех. У преподавателей этих предметов нет возможности вскочить на стол и при этом не выглядеть дураками. Понятно, что мистер Киттинг понравился ученикам. И это хорошо.

    Но он попытался зажечь в них страсть, попытался увлечь их, заслонить своей страстью ту цель, ради которой они, собственно, и пришли в эту школу — получение знаний и навыков для жизни, для будущей работы. Именно это главное, а не «общество мертвых поэтов».

    Они собираются ночами, курят и выпивают. И пусть этот момент в фильме упущен, но ночные посиделки не могли пройти бесследно для этих детей. Они наверняка спали на занятиях, либо не могли сосредоточить внимание.

    И вот среди них появляются бунтари, которые хотят быть личностями, а не «стадом». В юном возрасте легко быть личностью, но когда ты вырастаешь, то понимаешь, что в жизни гораздо выше ценится дисциплина и исполнительность, умение быстро и с наименьшими потерями решать поставленные задачи. А «личность» свою хорошо демонстрировать на дружеских посиделках, но и только. А предметы, преподаваемые «скучными» и требовательными преподавателями приносят в жизни гораздо больше пользы. Хорошо бунтовать, когда тебе 17 лет, другое дело, когда тебе 30, у тебя семья и работа, жизнь быстро вправляет тебе мозги.

    И вот к этому преподавателю обращается ученик и говорит, что хочет быть актером. Что должен был сказать ему мистер Киттинг? «Нил, ты вообще в курсе, что такое жизнь актера? Для начала тебе придется выдержать конкурс в театральный вуз человек 200 не место. А после того, как ты его окончишь, никто не кинется предлагать тебе роли. Найдешь место в захудалом провинциальном театре за грошовую зарплату и будешь играть «кушать подано». Знаешь сколько всего выпускников театральных факультетов, Нил? Десятки, а то сотни тысяч. А скольких из них ты знаешь, сколько добилось успеха на своем поприще? Единицы. Нил, хорошо сыграть в школьном спектакле еще ничего не значит. Чтобы добиться успеха, мало одной хорошей игры. Жизнь актера, это не только игра, это вечные интриги, коварство, зависть, подставы и прочая грязь. И те, кто лучше всего в этом преуспеет, кто выплывет на поверхность, тот и есть большой актер, а не тот, кто сорвал аплодисменты в школьном спектакле, Нил. Выбрось эту дурь из головы, Нил. Послушай отца, он не желает тебе зла, он тебя любит, он лучше знает эту жизнь, остановить Нил».

    Вот что должен был сказать мистер Киттинг. Вместо этого он поддержал своего ученика, настроил его против отца, в итоге вышел мрачный финал.

    Это все произошло из-за той лапши, что понавешал на уши детям мистер Киттинг. Это его вина. И его абсолютно правильно выгнали из школы. К сожалению, дети не усвоили урок.

    И странно — в конце фильма не показали, кем стали выпускники мистера Киттинга. И правильно. Такие вещи показывать глупо. Понятно, что уроки мистера Киттинга либо вообще никак не повлияли на их жизнь, либо ее испортили.

    Очень вредный фильм. Не рекомендую смотреть никому.

    1 из 10

    2 декабря 2012 | 18:20

    После просмотри первых 45 минут фильма я была в недоумении: как вышло так, что никогда раньше я не слышала об этом фильме? Мне казалось, что все по настоящему стоящие фильмы, шедевры или нечто близкое к ним я знаю хотя бы по названиям. Этот же, кстати, входит в список ста фильмов, которые необходимо посмотреть за свою жизнь. К сожалению по чьей версии мне неизвестно. Но нашла название этой прекрасной картины я именно там. Их того, что я не смотрела фильм привлек меня интересным названием и уже потом описанием.

    Буквально с первых минут мне правда было интересно. Дело не только в сюжете, но и в отличной актерской игре. И не столько в отличной актерской игре, сколько в занимательной истории.

    Рекомендовать к просмотру этот фильм можно практически всем, чей интеллект еще не засорен всяческим шлаком вроде «Самого страшного кино» и тому подобной дряни. (Мнение глубоко субъективное). Смысл лежит практически на поверхности, что совсем не делает фильм хуже. Я, например, классе в 10-11 не отказалась бы посмотреть его в школе. все ранво заставляли ходить в кино и смотреть всякий бред.

    Сюжет.

    Carpe diem. — такова тема первого занятия по литературе учеников закрытой школы для мальчиков. Это выражение проходит через весь фильм, и я была немного удивлена не увидев ее в слогане :) Но главное это даже не тема, а преподаватель. В фильме здорово сыграно на контрасте с остальными преподавателями. на фоне скучных, традиционных, даже чопорных мужей и точно таких же их занятий, Джон Китинг это нечто необыкновенное. Это как свежая настоящая лесная земляника в 40-градусный мороз. Это здорово. Единственный учитель, который рассказывает о жизни, о том как жить. Наверное, моя любимая сцена, после финальной, это урок, на котором Киттинг заставил парней вырывать жуткое не имеющее никакого отношения к пониманию поэзии предисловия. Он учит их быть теми, кто они есть, чувствовать, а не только анализировать. Он учит их быть свободными.

    Но за все и даже за свободу, нежелание подчиняться желаниям родителей и негласным правилам руководства и нормальное желание быть собой нужно платить. Жизнью, работой, разбитым лицом, муками совести.

    Актеры

    Скажу честно, с творчеством Робина Уильямса я знакома не слишком хорошо, припоминаю только какой-то фильм, который смотрела пару лет назад. Насколько мне понравилось тогда я не помню, но именно в этом фильме он великолепен. Чего стоит только его лукавое подмигивание. Роберт Шон Леонард меня приятно удивил. Я не могу назвать его игру гениальной, конечно, но хорошей — вполне. Очень понравилось как играл актер, исполнявший роль Тода. Особенно в последних сценах. Например, когда он бежит по заснеженой улице, когда взбирается на стол со словами «О, капитан, мой капитан».

    Один из лучших по смысловой нагрузке фильмов, которые я видела. Что самое главное, что я больше всего ценю — он заставляет думать. В нем затронуто столько тем, что удивительно, как ничего не осталось незавершенным.

    Перед тем как смотреть такие фильмы я советую не читать ничьих рецензий и оценок. Такие фильмы нужно понимать только по-своему. И никак иначе.

    19 октября 2011 | 00:10

    Маленькая шутка вместо предисловия: когда-то героя Роберта Шона Леонарда хотели против его воли отправить в медицинский колледж. Двадцать лет спустя я впервые увидела его в одном сериале, где он исполняет роль врача.

    Несколько раз начинала писать этот отзыв, но понимала, что голова абсолютно пустая. Вот сейчас из колонок несется музыка, я читаю форум, но все это регистрируют только внешние чувства, потому что внутренне я все так же пытаюсь разобраться в том впечатлении, которое произвело на меня «Общество мертвых поэтов». Единожды рекомендованный мне как блестящая драма фильм осел где-то в глубинах памяти и ждал своего случая около полутора лет. И знаете что? Наверное, всему свое время. Этот фильм просто нужно было посмотреть.

    Еще один фильм о том, что бывает с теми, кто хочет быть «никак все», кто не собирается маршировать по двору в ногу с остальными, кто будет выдирать из книги страницы с анализом поэзии. Еще один фильм о том, как система ломает людей, еще один фильм о взрослении, о том, как учатся быть людьми. Достаточно старый, достаточно простой, не лишенный пафоса фильм. Интересно, почему сейчас, когда я пишу эти строки, произведенное на меня впечатление увеличивается в разы?

    Робина Уильямса я никогда не любила. Как-то все его шедевральные роли прошли мимо меня. Но здесь… мне кажется, не ему принадлежит главная роль в этом фильме. Ее делят между собой он и шестеро молодых героев, в которых столько молодого задора и азарта, что он просто хлещет с экрана и невольно передается зрителю.

    Нет в этой картине ничего сложного. Шаг — и трагедия. В конце я, как ни странно, умудрилась даже не заплакать. Хотя больше всего была близка к этому на финальной сцене, наиболее пафосной, но настолько четко выдержанной по времени, что ты этого даже не чувствуешь.

    Фильм двадцатилетней давности. Фильм о молодости, о том, что всегда на все нужно смотреть со своей точки зрения.

    Не буду бросаться какими-либо определяющими словами, для этого нужно еще раз переосмыслить увиденное. Сейчас, когда в моей голове стали смутно возникать какие-то мысли, я хочу поймать момент…

    9 из 10

    2 мая 2009 | 18:58

    Фильм, который научит вас жить и не терять времени зря. Времени у нас так мало, а сделать нужно так много!

    Не считаю себя человеком весьма эмоциональным, однако фильм растрогал до слез.

    В жизни каждого должен появиться такой же Джон Китинг, который направит тебя, заставит почувствовать себя индивидуальностью и наполнит стремлению успеть, вдохновиться, пока ты еще не успел стать «пищей для червей». Конечно, не нужно забывать о своем месте в жизни, чтобы поддерживать ее. Но основной, главной чертой человеческого существования всегда была и будет поэзия, страсть и любовь!

    «Великая пьеса продолжается и ты, быть может, впишешь в нее свою строку.»

    29 ноября 2014 | 23:37

    Если Вы сомневаетесь, стоит ли смотреть этот фильм… не сомневайтесь более ни секунды. Он потрясет Вас, поглотит, наполнит такими эмоциями, которые Вы, возможно, даже и не ожидали от себя.

    Для меня «Общество мертвых поэтов» — лучший фильм. Его молодые и талантливые актеры (Роберт Шон Леонард, Гейл Хэнсен — бесподобный в роли Нуванды, Джош Чарльз, Этан Хоук) и несравненный Робин Уильямс, чей герой стал для меня настоящим воплощением душевности, силы, вдохновения.

    Потрясающая музыка, сопровождающая волнующие моменты фильма, вызывает непередаваемые чувства. Все в этом фильме сделано настолько хорошо, насколько может быть сделана драма вообще: она затрагивает глубокие струны души, учит, призывает ловить мгновение

    10 из 10

    26 апреля 2012 | 00:16

    Фильмы о школьниках, подрастающем поколении — целая сфера кинематографа, отдельная каста картин, типа как шпионские боевики. И здесь есть четкое деление (оно же — главный критерий оценки) — либо это фильм исключительно для молодежной аудитории, с точки зрения «взрослых» примитивный и однобокий, либо солидный и интересный всем. «Общество мертвых поэтов», по счастью, принадлежит ко второй категории, будучи снято с душой, вкусом и знанием дела.

    Подкупает оно, прежде всего, благодаря протагонисту — учителю литературы мистеру Китингу, выступающему в качестве мостика между миром взрослых и миром 17-летних юнцов. Слава Робину Уильямсу, сумевшего разбудить в себе поэта и сыграть вдохновенно и самозабвенно! Только ради неповторимого прищура его глаз и безмерно обаятельной улыбки нельзя обойти вниманием эту картину.

    Второй ценный момент — теплая, располагающая, ностальгическая атмосфера школьной дружбы. Крепкая компания, где каждый готов постоять за каждого, — настоящая братва! — вместе проживающая трудности и легко их преодолевающая за счет товарищеского плеча, дышащая молодецким задором мелких хулиганств и в минуты радости не знающая удержу в эйфорическом смехе… Думаю, те, кому выпало учиться в интернате, хорошо меня понимают. Да, это придает повествованию наивно-полусказочную тональность, но в данном случае это здорово.

    И все же придраться при желании есть к чему. Не слишком рельефно выписаны характеры мальчишек. Это вообще сложно сделать, когда действующих лиц целая орава, и видно, что авторы пытались каждого оштукатурить как следует, но, кроме двух-трех, остальные слабо запоминаются. Но это еще ладно… А вот сюжет реально слабоват. Почти до самого финала тянутся довольно однообразные эпизоды школьной жизни, и на этом фоне кульминация (история Нила Перри) выглядит как гром средь ясного неба. Его можно зачесть как конфликт сторон, столь необходимый в художественном произведении, но драматический потенциал явно до конца не реализован, не дожат. В отличие от другого фильма на школьную тему — «Хористов», — нет ступенчатого развития, постепенной эскалации противостояния, гнетущего нарастания напряжения. Обе недоработки воплощает образ ученика по фамилии Кэмерон, который на протяжении всего фильма бузил наравне с товарищами, а потом ВНЕЗАПНО стал главным предателем — совсем не раскрыта тема иудиной психологии, не хватает пары-тройки сцен, где Кэмерон прошел бы путь от одного противоборствующего лагеря к другому.

    Но на все это легко закрыть глаза за счет той самой ностальгической атмосферы. Будто старый друг за чашкой чая или чего покрепче предается воспоминаниям юности и рассказывает, как живал-бывал в школе. В таких экскурсах рассказчик ведь особо не выделяет характеры друзей, ограничиваясь двумя-тремя мазками, да и логичного развития отношений от него не дождешься — эпизоды всплывают в памяти вразнобой, конфликты (пустяшные по сути — это ведь жизнь, а не крутой боевик) возникают как бы с бухты-барахты. Только в такой повествовательной ситуации возможно удивительное совмещение предельной реалистичности с наивно-полусказочным настроением.

    Еще одно удивительное совмещение можно лицезреть в финале (кстати, здорово снятом — событийно беден, зато эмоций в достатке). Он вроде бы трагический, как и положено в романтическом произведении, где герои деляется на однозначно злых и добрых, при этом злых больше, и рано или поздно они побеждают. Но все та же ностальгия «закрашивает» и трагичность, все равно оставаясь ведущим мотивом. Послевкусие позитивное, фильм воспринимается как добрый и жизнеутверждающий. И хочется не грустить, а, как завещал Китинг, Capre Diem — ловить мгновение. Почему бы, собственно, и нет?

    8 из 10

    8 января 2013 | 06:36

    Я не случайно в заголовок рецензии определил слова американского поэта Роберта Фроста. Думаю всякий здравомыслящий человек, будучи состоявшейся личностью, хотя бы раз в жизни задавался вопросом: «Правильно ли я жил?» Действительно, по прошествии многих лет мы, умудренные опытом бытия, оцениваем себя, свои достижения и удовлетворенность от осознания правильности выбранного когда-то пути. Или скорее, все наоборот. Мы, годам к 40-50, находим ощущение опустошенности и бессмысленности неуемной многолетней гонки за призрачными целями, которые были нам навязаны в далеком детстве родителями, учителями, общественными тенденциями. Все ложь, и мы растворились в этой лжи со своими детскими увлечениями, стремлениями и желанием быть услышанными. Фильм Питера Уира «Общество мертвых поэтов» о надежде и силе человека, способного зажечь сердца и пробудить в людях стремление быть самими собой.

    «Традиция, честь, дисциплина, превосходство» — вот фундаментальные принципы патриархальной школы, осуществляющей подготовку мальчиков к поступлению в элитные учебные заведения. Строгий стиль в одежде, установленный распорядок дня, непререкаемый авторитет профессорского состава, неукоснительное следование традициям — все это элементы системы, выработанные за столетие существования школы. Мир подростка хрупок и уязвим. В силу естественного максимализма данного возраста он крайне восприимчив к увлекательным веяниям и склонен к романтическому мировосприятию. Но здесь обо всем этом придется забыть, ведь создавая достойного члена общества методами 19 века, преподавателям необходимо безапелляционно искоренять тенденции к свободомыслию и пустой праздности. Однако профессор английской литературы Джон Китинг радикально отличается от своих коллег по преподавательскому цеху: он в меру молод, смел в суждениях, неординарен в методах обучения, но, главное, им движет непреодолимое желание дать своим слушателям нечто большее, чем знание предмета. Китинг открывает в каждом мальчике неповторимую личность. Вырвать из учебника главу авторитетного поэтолога? Именно, если последний оценивает поэзию математическими графиками. Встать на стол перед изумленной аудиторией? Да, если это абстрактный пример того, как можно взглянуть на вещи под иным углом. Заставить студента прямо на лекции издавать дикий варварский клич? Безусловно, если этот клич разрушит стены робости и закомплексованности. Ломая каноны, Китинг хирургическим безанастезирующим путем сотрясает блуждающее мировоззрение подростков, но таким образом доводит им простую и в то же время важную мысль о необходимости ловить каждый момент жизни, «спешить срывать цветы». Перед нашим взором «терапию» пройдут трое студентов: наиболее примечательна и неоднозначна история Нила, мечтающего о театральных подмостках, но испытывающего противодействие со стороны властного отца; застенчивый парень Тодд, обретающий уверенность в себе; Нокс, добивающийся внимания понравившейся девушки. Каждый из героев делает очень важный шаг в своей жизни самостоятельно и осознанно. Оправдана ли эта свобода для подростков? Режиссер оставляет вопрос открытым. Важен посыл, в котором через призму поэзии ушедших Творцов мы в состоянии разглядеть очертания сути человеческой жизни. Не той, что стоит за миллионными состояниями, влиянием и успехом, а той, что напрямую связана со способностью и потребностью человека чувствовать и любить.

    П. Уир снял поистине тонкое, интеллектуальное и мотивирующее кино. Кино, после просмотра которого хочется начать жизнь с чистого листа, отринув все предрассудки, сказать жизни «да» и, наконец, услышать голос своего сердца.

    9 из 10

    14 ноября 2010 | 11:14

    В школьных декорациях очень удобно показать конфликт поколений, отцов и детей, показать разницу в восприятии мира. Так повелось, что родители считают детей своей собственностью, живыми игрушками без личности, без характера, без стремлений, не имеющими не то что права голоса, но и права хоть сколько-то самостоятельно мыслить. Такие родители кичатся количеством принесенных жертв, эмоционально шантажируют юных отпрысков, чтоб те были столь же незаметны в интерьере и удобны в эксплуатации, как, например, тумбочка. И все хочется им сказать: «Не жертвуйте. Ну не жертвуйте, вас никто не просил, вы лучше остановитесь и послушайте, услышьте, наконец». Сказать-то можно только, к сожалению, это совершенно бесполезно. Осознавая эту самую бесполезность, ученики школы, в которой, собственно, происходит действие картины, молчат в тряпочку, делают то, что им велят, вызубривают тонны плохо поданного совершенно деревянными и бесталанными учителями материала, однако же все меняется с приходом Учителя с большой буквы — Китинга.

    Китинг — талантливый преподаватель и прекрасный лидер, с первого же урока показывает, что главное — не уметь ходить по струнке, а думать самому и своей головой, жить каждую секунду своей жизни так, чтоб за нее не было мучительно стыдно потом. Эта идея, проходящая через весь фильм красной нитью, сама по себе прекрасна: у каждого из нас одна жизнь, и величайшее искусство как прожить ее достойно самому, так и не давать другим, сколь бы родными они ни были, жить эту жизнь вместо себя. К сожалению, Джон забыл объяснить, что за свободу нужно платить, что она не упадет в руки сама собой: придется бороться, выгрызать и выбивать себе право на принятие СВОИХ и только СВОИХ решений, проходить через сопротивление людей, привыкших и жаждущих видеть тебя той самой тумбочкой, о которой я упоминала в начале. И именно этот факт сыграл в итоге роковую роль в жизни Нила Перри. За такой просчет заплатить пришлось всем: и самому Китингу, и Нилу, и его друзьям, как придется заплатить любому в реальной жизни, попытавшемуся пренебречь фактом общественного сопротивления.

    Так или иначе, фильм глубок, прекрасен и многогранен. Он и том, что все люди совершают ошибки, и о том, что за свое счастье не стыдно побороться, и о том, что не стоит впустую тратить ценнейшие мгновения своей жизни, и о том, что надо критично относиться к любой информации, откуда бы они ни исходила: от родителей, друзей, учителей, из учебников или других источников. Отдельно стоит отметить как потрясающую актерскую игру всех участников, так и чудную, затягивающую атмосферность всего происходящего.

    10 из 10

    10 июня 2011 | 19:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>