К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я посмотрел 'Чужого' после второй и третьей частей самой известной фантастической квадрологии на данный момент. Конечно, по сравнению с 'Чужими' фильм меркнет, но для 1979 года это действительно был самый настоящий прорыв в жанре фантастического хоррора. В 80-е были неплохие боевики, отличные комедии и драмы, фантастика наконец. Но именно этот 'кошмар в космосе' положил начало новому жанру. После 'Чужого' начали снимать многочисленные подобия фантастики, где главное действующее лицо - пришелец, а не люди. Столько было подражаний, а повторить успех не смог никто. Разве что незабвенный Хищник, которого впоследствии столкнули лицом к лицу с Чужими, недаром это теперь самые знаменитые и опасные монстры в кино- и игро-индустриях. Но если 'Хищник' был полноценным фантастическим боевиком, а сам Охотник удивлял своими возможностями ведения боевых действий и охоты, то 'Чужой' - само воплощение настоящего, первобытного ужаса перед неизвестным и непонятным существом.

Итак, что есть в 'Чужом' - в первую очередь поражает размах. Как изображен космос, планета, на которой обнаружились Чужие, сам корабль 'Ностромо'. Все это показывается не спеша, подробно, и выглядит очень загадочно. Меня больше всего поразил момент, когда показывают камеру с яйцами Чужих, вид издалека во время спуска Далласа на дно гигантского инкубатора. Сотни, может тысячи самой враждебной формы жизни, над полом синеватый туман, высота помещения десятки метров, а за поворотом вдалеке неизвестность, и легкий свет. Честное слово, из всех четырех частей квадрологии этот момент из первой мне запомнился больше всего. Тем более, если ничего не знать заранее о происхождении Чужих, это просто поражает. Во - вторых, звуковой сопровождение. Никакой фантастики или сказки, это чистой воды эмбиент и режущие слух звуки, которые держат в напряжении весь фильм, в котором действия практически и нет. Третье - актеры. Всего десять человек в подобных масштабах происходящего, но подобраны просто замечательно. О героине и говорить не надо - после 'Чужих' Сигурни Уивер нигде не смотрелась так, как в роли главного противника чудовищ.

И самое главное - сам организм Чужого. Дизайнер Г. Р. Гигер - необычный человек, с сюрреалистическим творчеством. Даже на ранних зарисовках монстра видна его враждебность и непонятная обычному человеку форма жизни. Мало того, что он проходит несколько стадий развития, и чем дальше - тем отвратительнее и опаснее. Так у него еще и кислота вместо крови, выдающаяся живучесть и гибкость. Самое интересное в первом фильме то, что режиссер до самого финала не показывает Чужого полностью, что делает его загадкой. Его внезапные появления и зловещие ожидания людей, ЧТО и КАК сейчас появится у них перед носом, делают фильм выдающимся в истории жанра. Продолжения фильма более зрелищные, Чужих больше и они еще быстрее и опаснее, но именно Чужой первого фильма напугал тысячи, миллионы людей в кинотеатрах по всему миру, как ничто другое.

Зрелищность – 4

Постановка – 5

Актеры – 5

Сценарий – 4

Ожидаемость – неожиданно страшно

Мое слово – 'Чужой' стал образцом фантастического хоррора, и не случайно. Более оригинального и страшного чудовища не придумали до сих пор.

06 мая 2009 | 20:23
  • тип рецензии:

Будущий мастер кинофантастики, режиссер Ридли Скотт уже в далеком 1979 году начал покорять этот жанр. Он снял просто эталонный космический хоррор, на который будут равняться еще десятилетия спустя многие другие фильмы подобного жанра. И имя этому хоррору – Чужой.

Самым главным плюсом фильма и причиной его успеха я считаю – проработанность деталей. Согласитесь, когда в очередном хорроре нам показывают главного злодея, и рассказывают его историю, часто вас не покидает ощущение того, что не хватает глубины. Да, призраки атакуют главных героев, потому что не могут успокоиться. Это все слишком примитивно. Об их образе жизни неизвестно ничего. Такое ощущение, будто до фильма их не было, а в фильме они появились и сразу в конце умерли.

При просмотре же этого фильма и первый раз, наблюдая рождение чужого, тебя не покидает чувство, будто это существо живет вне фильма. То есть, сама по себе вселенная картины настолько глубока и проработана, что она спокойно может жить за пределами фильма, в воображении у зрителей. То есть, эти астронавты могли бы так и не попасть на эту планету, но чужие все равно бы там жили. А поэтапная проработка появления чужого, когда мелкий грызун цепляется в голову человека и откладывает в нем яйца – прям как у настоящего животного, есть своя характерная особенность. Это придает фильму реалистичности и атмосферности.

Не менее важным аспектом фильма является техническая сторона фильма и внешний вид чужих. Это шедевр просто. Невероятно страшная, вызывающая панику и ужас, внешность чужих моментально вдалбливается в твою память, и оседает там надолго. Черт возьми, это существо действительно с другой планеты, и никак иначе. Я не могу поверить, что это придумал человек.

Чужой – настоящая классика с превосходной режиссурой, атмосферой, игрой актеров и… душой. Ридли Скотт вложил в этот фильм частичку себя, и именно поэтому даже сейчас, этот фильм можно пересматривать, раз за разом поражаясь фантазии создателей.

9 из 10

04 сентября 2009 | 12:46
  • тип рецензии:

Кружок истории

Тетралогия Чужих - пример практически идеального обращения с брэндом.

Если 'Терминатор' после развода с Дж. Кэмероном превратился в пошлый боевичок, а 'Хищник' без твердой руки Джона МакТирнана, опустился с уровня 'отлично' на уровень 'неплохо', то 'Чужие' умудрились не потерять своего шарма,
несмотря на то, что они все 'Дети разных отцов'.

Папа №1 Ридли Скотт, снял идеальный космический хоррор, 3 часа чистого, отжатого и очищенного от примесей страха.

Папа №2 Джеймс Кэмерон, заменил хоррор на экшен, одного чужого на тысячу и получил монстроуозный Sci-fi шедевр, оду межзвездному ОМОНу.

Папа №3 Девид Финчер выходил очень тяжелый, жесткий и мужиковатый триллер. Где геноциду подверглись не космонавты-спецназовцы, а типичные зеки, с прическами 'Фантомас фарева'.

Папа №4 Жан-Пьер Жене. Вывел из пробирки четвертую часть, вывел из пробирки Рипли. Прикрутив к фильму диковатый сюжет, он сделал идеальную экшен часть и показал самого отвратительного (в хорошем смысле) алиена, после наблюдения которого у автора этих строк на неделю пропал аппетит.

Страшно?

Но если рассматривать фильм с точки зрения атмосферы, то лучшей бесспорно оказывается первая, пилотная часть.

Футуристический корабль 'Настромо', выпуклые экраны мониторов с сотней лампочек непонятного назначения, потрясающая музыка. Все это смотрится очень необычно и одновременно очень живо. Адреналин впрыскивается в кровь буквально с первых секунд, даже первые кадры многострадального 'Настромо' вызывают непроизвольные вздрагивания. Сам чужой - самый редкий гость на экране, но каждое его появление - это отдельное удовольствие. А финал! Финал является, лично для меня самым страшным моментом в истории кино.

В итоге, первого 'Чужого' можно назвать лучшим во всей тетралогии. Несмотря на последующие части, перепрыгнувшие его в технологиях и режиссуре, первая часть уже 30 лет держится одним из сильнейших ужастиков, и пока сдавать позиции не собирается.

Лучший ужастик, лучший в серии, лучший фильм Ридли Скотта.

Виват! 10 из 10

05 марта 2009 | 17:08
  • тип рецензии:

У каждого режиссера есть фильм, который становится отправной точкой его признания и популярности. Именно такой отправной точкой для Ридли Скотта и стала эта лента. Недавно перебравшись из рекламного бизнеса в игровое кино, Ридли успел снять несколько лент. Но сняв эту ленту, он навечно записал своё имя в историю кинематографа и даже если он впредь будет снимать отстойное кино, это не испортит мнение о его персоне. Фильмов о многочисленной угрозе человечеству в будущем, просто огромное количество. Какие только монстры и инопланетные организмы не уничтожали всё живое на планете Земля. Но Ридли успел внести нечто действительно уникальное, яркое и действительно качественное. В связи с чем, фильм будучи снятым в далёком 1979 году, не уступает не одной современной ленте. Потому что, в данной ленте прослеживается всесторонне идеальная режиссура. Первая часть из цикла о “Чужих” стала фантастическим фильмом ужасов и ужас тут держится абсолютно на всём. А местами даже ни на чём. Таким образом, пустые коридоры, полу светлые отсеки и режущая слух тишина пугает намного больше, чем само появление Чужого на экране. Ведь так оно и есть. Ридли действительно держит в напряжении и страхе все 2 часа экранного времени. Не смотря на то, что Чужой появляется на экране всего то на 15 минут максимум. Абсолютно идеальные сцены. Страх в каждом кадре и кадры полные неописуемой пустоты. В этом то и выделяется весь талант режиссера. Где за неимением высоких технологий и уникальных спецэффектов, режиссер держит зрителя в напряжении и показывая самого монстр лишь пару раз. Нечто подобное повторялось и в “Челюстях” Стивена Спилберга. Но в целом, такие ленты единицы. Редкий случай, когда эмоции испытываемые при просмотре ленты говорят намного больше о режиссуре, чем какие либо слова. Но главное упомянуть стоит. Это пожалуй лучшая режиссерская работа Ридли за всю его карьеру. Не переплюнет её никто и он сам.

Именно такие ленты как “Чужой”, нельзя обвинять в штампах и в дефиците идей. Потому что, именно они сформировали каноны и правила жанра. Именно под влиянием подобных картин и разрослось огромное количество лент, где инопланетные существа угрожали всему живому. Да и что кривить душой, угрожали всему живому не только инопланетные существа. Но и всякие монстры, природные катаклизмы и многочисленные астероиды. Но сюжет этой ленты абсолютно уникален и актуален даже спустя 32 года. Главное достоинство картины именно в неведении. Так как, сюжет картины развивается настолько динамично и монотонно одновременно, что ты не знаешь, чего стоит ожидать в следующую секунду. Сама же история просто завораживающая и очень атмосферная. Многочисленные диалоги ничуть не нервируют. А их отсутствие воспринимается даже лучше. Несмотря на обилие научных терминов и заумных слов, зритель вполне легко понимает их значение. Сама же история полностью погружает зрителя в экранное действие и делает так же членом команды “Ностромо”. При этом, картина оставляет огромное количество вопросов. Откуда взялись Чужие ? Их кто либо создал ? Как оборвалась жизнь “Пациента Стоматолога” ? Всё это делает историю еще более таинственней и острей. А сам процесс “появления на свет” Чужого просто впечатляет. Сюжет развивается по классике жанра. Члены экипажа погибают один за другим и действие набирает еще больший оборот и динамику. Тем самым, подводя к просто великолепному финалу, которая идеально раскрывает каждого персонажа на экране. Хотя нереализованная концовка Ридли Скотта, мне была бы приятней более. Но на этом история о Ксеноморфе закончилась бы. А это допускать просто нельзя.

Этот фильм стал во многом классическим примером подражания для многих других лент. Ранее главными героями боевиков и сильными личностями были исключительно мужчины. Они доминировали над женщинами. Но именно Ридли разрушил этот барьер и создал Рипли, которая идеально сочетает в себе женственность и невероятно сильный характер. Тем самым, образ Рипли стал отправной точкой для того, что бы в стол сильных образах начали появляться женщины. Во многом это заслуга Сигурни Уивер и спору нет, её игра просто великолепная. Она буквально прожила на экране свою героиню. От чего, она кажется столь реальной и эту её роль можно смело посчитать лучшей в её карьере. Остальные актеры так же сыграли просто великолепное. Одна игра Тома Скеррита Джона Хёрта и Йена Холма чего стоит. Станиславский бы аплодировал.

Безусловно, лучшего композитора для подобных лент нет. Джерри Голдсмит всегда был лучшим и остаётся таковым даже после своей смерти. Никто его не способен затмить. Даже его ученик Марко Белтрами. Это гений заслужил огромное уважение своими невероятными работами. За что и получал всевозможные работы. Вот и данную его работу, я спешу назвать лучшей за всю его карьеру. Описать услышанное не возможно. Джерри идеально проникся всем содержанием картины и сделал музыку действительно пугающей, напряженной и очень тяжелой. За счет чего, именно музыка порой делала фильм острее и заставляла зрителя крепче держатся за своё кресло. Те же чувства можно испытать даже просто прослушивая музыку вне просмотра картины.

Фильм получил всевозможные награды за спецэффекты и не зря. Футуристический дизайн корабля, коридоров и всего остального действительно впечатляет. Даже сейчас, когда визуальные эффекты далеко шагнули вперёд. Но главное достоинство спецэффектов именно в самом Чужом и тут нельзя не отдать должное великому Хансу Руди Гигеру. Гигер всегда был передовым монстрмейкером Голливуда. Даже выше Стэна Уинстона и Патрика Татополоса. На экране действительно уникальное существо. Острые когти, мощные зубы, внутренняя змеиная пасть, кислота вместо крови. Слов нет. Можно лишь аплодировать. За счет чего, его первое появление Чужого при ужине, до сих спор считается культовой сценой. Я всегда мечтал о фигуре Чужого в полный рост у себя в комнате.

Моя оценка картине

10 из 10

Классика жанра научной фантастики, настоящий шедевр на все времена. Пожалуй лучшая работа Ридли Скотта, которая сочетает в себе атмосферу полную страха, пустоты и многое другое. Включая одного из самых впечатляющих монстров всех времен и народов. Фильм который смотрели, смотрят и будут смотреть. Картина которая не нуждается в рекомендациях.

29 марта 2011 | 14:06
  • тип рецензии:

Один из главных шедевров мировой фантастики, 'кит ' на основе которого появились в последствии многочисленные подрожатели, начальная точка, давшая старт блестящему франчайзу. Все это космический психотриллер одного из главных визуалистов голливуда Ридли Скотта. Перевернувший все представления и каноны жанра, этот фильм навсегда отанется в патями тех кто его посмотрел.

Несмотря на то, что на этот фильм тоже в свою очередь повлияли многие (великие и не очень) предшественники, а сам проект задумывался как 'челюсти в космосе ', режиссеру удалось так далеко унести свое детище от каких-либо сравнений, что диву даешься. Прежде всего картина берет своей атмосферой. Тотальная безысходность, нехватка воздуха и пространства, постоянная угроза твоей жизни, нервные срывы - вот ключевые слова, которые мне впервую очередь приходят в голову при описании моих ощущений от просмотра. Пространство здесь настолько наэлектрезованно, что в него погружаешься с первых же кадров (еще задолго до появления самого ксеноморфа). Фильм держит тебя в невероятном, неистовом напряжении от начала и до конца, причем здесь нет ни одной передышки. Может показаться что это только при первом просмотре, однако сколько несмотришь, а результат один: при первом появлении зловещей неизвестности и пустоты космоса мурашки начинают бегать по телу.

Блестящая работа актерского ансамбля, делает свое дело. В сложные, психологически достоверные отношения членов экипажа 'Ностромо' веришь, причем веришь так будто они живые. Достверно известно, что многие сцены были сыграны без предварительных репетиций. Поэтому ни один из членов актерского ансамбля не знал как реагироавть на ту или иную реплику, или действие своего коллеги, от этого реакция становилась только более естественной. Венцом всему стала кульминационная сцена первого появления 'чужого', в которой он 'вылезает' из героя Джона Херта. Ни один из членов актерской группы не знал, как будет решена это сцена, и для них ТАКОЕ появление имбриона монстра явилось полной неожиданностью. Это вылилось в молчание и некоторую растерянность актеров, но режиссер решил сохранить данную сцену в окончательной версии фильма.

Нельзя ни сказать, что впервые в истории кино главным персонажем стала женщина. Для того времени эта была настоящая революция. Причем хитрец режиссер сначала всем видом показывает, что вроде бы главный герой это капитан. Мы, зрители, пребываем в некотором шоке от его достаточно быстрой смерти и не можем поверить в наглость создателя, который убил главного героя едва фильм перевалил за середину. 'Что же будет дальше?', - вот какой вопрос возникает в голове. А будет потрясающая воображение своим эротизмом и напряженностью финальная сцена, в которой нам наконец во весь рост показывают ксеноморфа. Дизайн которого, к слову, настолько удался, что все киноманы и киноведы мира считают его безусловно величайшим монстром снятым на пленку.

Скотт добивается невероятного эффекта присутствия. Его тяга к всепоглощающему перфекционизму в отношении каждой детали видна не вооруженным глазом. Декорации космического корабля настолько великолепны и масштабны, что смотрятся современно до сих пор. Все подчиненно главному - подчеркнуть особую атмосферу картины. Этому способствует и эпизоды на планете, куда высаживается экипаж капитана Далласа. Сразу же становится понятно, что это враждебная среда и ничего хорошего героев здесь не ждет. Картинка и кадры выстроены великолепно, работа с цветом поражает меня и сейчас, даже по сравнению с современными картинами. Ридли Скотт добился уникального достижения: все его декорации и сьемки не кажутся фантастикой, он снимает с почти документальной достоверностью.

Нам почти ничего не известно ни о месте событий, ни о времени когда они происходят. Откуда взялись эти 'чужие '? Что за инопланетный корабль упал на поверхность ЛВ-426? Что за скелет там обнаружела экспедиция? Оставив ответы на эти и многие другие вопросы открытыми, авторы создали настоящую мифологию. Теперь все поклонники могут строить свои собственные догадки и домыслы. Для фантастики это крайне важно. Именно фантастическая мифология делает это творение по-настоящему глубоким произведением.

Подводя итоги, можно сказать, что этот фильм - шедевр, и лучшая, на мой взгляд, картина Ридли Скотта. Настоящий образец психологичекого триллера, с невероятно выстроенной атмосферой и вниманием к каждой детали, который забирает тебя в самом начале и не отпускает до самого конца. 'Чужой' снят на таком запредельном уровне, что смотрится на одном дыхании и сейчас 30 лет спустя.

10 из 10

08 июля 2008 | 16:55
  • тип рецензии:

Если бы у современного зрителя была возможность знакомиться с первоисточниками различных жанров, то выпускать после них пародии категории 'B' стало бы эквивалентно самоубийству для любой киностудии. После просмотра этих первых картин, на всякий киномусор уже не обращаешь внимания. Но, к сожалению, основную аудиторию составляет именно молодёжь, жадная до познания всего нового, и прародители жанров доходят до них уже после десятка недоброкачественных фильмов. И далеко не каждый поймёт, что именно 'Alien' или '2001: A Space Odyssey' был первым таким, и не скажет: 'Я уже видел это в 'Event Horizon'. (Исключительно на мой взгляд, а многим ведь нравится)

'Alien', даже несмотря на то, что нынешний зритель осведомлён, как именно его будут пугать, всё-таки пышет свежестью - подача материала ни капельки не утрирована. Ридли Скотт не ставит своей целью напугать зрителя, его основная задача была именно рассказать об ужасе, который таиться в глубинах космоса. Он очень умело смог совместить в этом фильме сразу два жанра - science fiction и horror movie. Ридли сделал это очень грамотно, а не намешал, как это позже стали делать (к примеру в Species III): Первая половина фильма даётся, чтобы понять угрозу: автор в очень интересной научной форме представляет нам неизвестный организм - и, стоит отдать должное этому порождению фантастического реализма Ганса Руди Гигера - монстр удался на славу. Сам его дизайн, содержащий даже элемент эротики, завораживает, что уж говорить о потенциальных возможностях организма. А вот как только прольётся кровь, как только умрёт первый член экипажа - вот тогда зрителю не сдобровать! С этой шокирующей сцены Скотт начинает играть на чувствах зрителей, которые уже осознают необратимый исход, и тем волнующе становиться действие, чем сильнее хотят люди выжить. Далее идёт отменный кошмар, который подкрепляется и фантастическими метаморфозами идеального монстра. Атмосфера, и без того угрожающая, ещё и подкрепляется устрашающей музыкой Джерри Голдсмита. Но Скотт её не злоупотребляет - он использовал музыку лишь чтобы подчеркнуть пустоту космоса, от которой страшно, и вместе с этим передать душевное состояние героев. Он строит атмосферу именно на страхе персонажей - а потому здесь вовсе не надо вести скрипичное крещендо в момент, когда кто-то заглядывает в тёмный угол. И хотя концовка фильма была изрядно сглажена, в музыкальном плане даже оптимистична, мы-то понимаем, что по прежнему остаёмся в холодном космосе, где никто не услышит ваш крик и не поможет. Ридли умело использовал декорации космического корабля, чтобы появилось чувство этой клаустрофобии, несмотря на то, что в картине даже присутствует эпос. История Дэна О'Бэннона и Рональда Шусетта изначально развивает идеи Стэнли Кубрика из '2001: A Space Odyssey', но на сей раз перед нами создаётся антиутопия о вечных стремлениях к познанию, за которыми человечество стало, мягко говоря, пренебрегать собственными жизнями. Стоит отметить, что Скотт очень сильный акцент сделал именно на связи персонажей с внешним миром. В начале, пока идёт работа, речь идёт лишь о деньгах, но как только Рипли прочтёт страшный приказ, узнает, кем их считают - их действия резко меняются. И возможность гибели всей команды - это ещё не самое страшное. Именно если Чужой доберётся до Земли - вот тогда и наступит настоящая катастрофа, как это было описано в графической новелле 'Aliens: Book One'. И всё лишь из желания подчинить всё вокруг себе, доказать, что человек - царь природы.

'Alien' - это живое предупреждение всем, что такое самопровозглашение приводит к безумию, в котором цена человеческой жизни исчезает, а всякий помысел, что кто-то может оспорить могущество - ересь. Фильм Ридли Скотта бросает вызов этой системе издалека, оставляя финал открытым. Но даже этот тезис, который развернулся на фоне противостояния внеземному разуму, очень интригует и даёт большой потенциал для продолжения.

10 из 10

22 марта 2012 | 11:31
  • тип рецензии:

'Чужой' Ридли Скотта, был снят в далеком 1979 году и в свое время произвел на зрителей и критиков, неизгладимое впечатление. Скотт подарил кинематографу настоящий бриллиант в фантастическом жанре. Бриллиант, который с годами не теряет свое блеска и очарования. Что тут говорить - картина 'Чужой', стала настоящей классикой в своем жанре и почитается практически каждым вторым любителем кино, - особенно любителем фантастики. Приключения отважной Рипли растянулись на целых четыре фильма, каждый из которых отличается своим стилем, подачей и атмосферой. Данная картина является первой в цикле и рассказывает о происшествии, которое случилось командой коммерческого корабля Ностромо, который возвращаясь на Землю после своей миссии, ловит непонятный сигнал с неизвестной планеты. Команда корабля совершает посадку на этой планете и обнаруживает на ней еще один корабль инопланетного происхождения. Группа из трех людей обследовавшая коридоры и отсеки корабля, находят странную комнату на полу которой рядами расположены огромные яйца. Из одного такого яйца выскакивает непонятное существо и прилипает к лицу одного из членов экспедиционной группы. Команда возвращается на корабль, и тут начинают происходить события, которые приводят членов экипажа в ужас...

Так начинаются приключения знаменитой Рипли, чей образ в кино, воплотила не менее знаменитая актриса Сигурни Уивер. Ее Рипли - великолепна! С одной стороны она невероятно обаятельна и женственна, а с другой - вполне решительна и сильна. Она обладает огромной силой воли и характером, и наблюдать за действиями ее персонажа, безумно увлекательно. В данной картине, мы наблюдаем за рождением героини, характер и нутро которой будет эволюционировать, с каждой новой серией. Рипли совсем молода, и поначалу в ее глазах еще можно уловить нотки наивности и нерешительности, но постепенно, она начинает демонстрировать настоящее пособие по тому, как нужно реагировать и выживать, в самых ужасных и непредвиденных ситуациях, подобно происходящему в картине. Глядя как она упорно борется с монстром, наверное каждый зритель начинает понимать - она будет драться до конца и до последнего не опустит руки и не сдастся. Эта сильная женщина - идеальная героиня своего фильма. Уивер бесподобно обыгрывает те или иные реакции на происходящее в картине - очень эмоционально и чувственно пугается, и достоверно недоумевает, постепенно раскрывая тайну настоящей миссии корабля Ностромо. А мы, зрители, в это время прибываем в эстетическом экстазе, от обилия великолепного саспенса и ошеломляющей атмосферы.

Я являюсь одним из тех зрителей, которые считают, что каждый эпизод пока что квадрологии 'Чужих', хорош по своему. Признаю, что например первая часть, о которой собственно и ведется речь в данном обзоре, несколько уступает по динамике и еще больше экшену, с визуальной составляющей, - сиквелу, который снял Джеймс Кэмерон. Но, хочу отметить, что какие-то имеющиеся элементы в одном фильме, могут отсутствовать или заменяться другими, не менее интересными элементами, в других лентах цикла. Отсюда, все серии приключений Рипли, я ставлю на пьедестал почета без исключений, при этом отмечая достоинства и недостатки оных. А все потому, что я безумно неравнодушен к тематики данных картин, - к их героям, к их главному монстру, и, к их невероятно атмосферным сюжетам. Что касается картины Ридли Скотта - то для меня это настоящее рождение истории, без которой немыслимы последующие продолжения, и отсюда она мне невероятно дорога. Для 1979 года, лента смотрится восхитительно! Сразу хочется обратить внимание на интерьеры корабля Ностромо, с его узкими коридорами, вызывающими настоящую клаустрофобию на экране. С его общим построением комнат, стилистика которых и по сей день, способна подарить эстетическое наслаждение. Что уже говорить про монстра Чужого, внешность которого невероятно изобретательна и по хорошему ужасна.

Несмотря на то, что основное действие картины происходит на космическом корабле, ленту смело можно назвать приключенческой - замечательное начало, где нас знакомят с членами экипажа, в числе которых великолепная Рипли, далее загадочный сигнал с неизвестной планеты, который тут же настораживает и вызывает неподдельный интерес к сюжету, после посадка на этой планете, где мы наблюдаем безумно напряженный эпизод, с исследованием инопланетного корабля - подобно мое внимание, приковывала, разве что сцена на полярной станции из фильма Карпентера 'Нечто', где герои обнаруживают инопланетные элементы и сооружения. Скотт потрясающе создает саспенс, очень ловко нагнетают атмосферу, при этом смакуя каждый эпизод, и раскрывая зрителю те или иные секреты-сюрпризы - постепенно. В этом ему помогает потрясающий оператор Дерек Ванлинт, берущий бесподобные ракурсы, хитро и ловко манипулируя зрительскими нервами, а так же композитор Джерри Голдсмит, написавший очень завораживающие музыкальные партии к фильму. Лента Скотта безумно загадочная и внезапная, отсутствие в 1979 году тех технических возможностей, которые приемлемы ныне, послужило тому, что монстра, и всех ужасов происходящих с оным, нам показывают в основном в конце. Но от этого, на мой взгляд зритель его еще больше боится, - ведь что может быть страшней неизвестности, когда все время ждешь, ждешь, а вроде ничего не происходит, и в какой то момент, приведенный в действие героем огнемет, осветит во мраке нечто, что доселе лишь снилось, в самых страшных кошмарах...

P.S. 'Чужой' - это настоящая классика в жанре фантастических фильмов! А еще - это первая серия кино-цикла, которая ознакомит нас с легендарной героиней Элен Рипли, и покажет нам первое ее столкновение и борьбу с монстром, организм которого наполнен кислотой. Невероятно нагнетающая атмосфера, потрясающие декорации, безумно увлекательная концепция, неподражаемая героиня, незабываемый монстр всех времен и народов, и, в конце концов, великолепная режиссура Ридли Скотта - делают данную картину, одной из самых ярких и захватывающих в мировом кинематографе!

10 из 10

28 марта 2011 | 15:00
  • тип рецензии:

«Безнадежно люблю» этот фильм.

За его внешнюю простоту и прямолинейность в декорацих, звуках, событиях, и за тот смысл, что скрыт под внешним слоем его хоррор-жанра.

О чем он?

«Челюсти» в космосе? Вероятно. Любая вымышленная история использует некий катализатор для направления и усиления, как под увеличительным стеклом, внимания к проблеме, о которой она повествует. И не важно какими эмоциями вы привязываетесь к истории — положительными или отрицательными, восхищение или отвращение, - если вы инвестировали сюда часть себя, то заинтересуетесь сюжетом, и, вероятно, попытаетесь понять причины своего интереса.

Это фильм о противостоянии человека заведомо более сильному противнику и способности к выживанию в экстренных условиях? Да, об этом тоже, и в более широком плане: победителей не судят, за ними следуют - это голая правда. Если ты не «победишь», не добьешься своей цели, не раскроешь свой талант... то твой «крик» не услышат не только в космосе. Ты будешь забыт и потерян. Факт.

Но мой личный «сдвиг» по этому фильму относится к раскрытию проблемы равенства в правах каждого отдельно представителя человечества, и более конкретно — к весомости голоса женщины в обществе. “Let's take her down!” - это цитата, фраза, дважды сказанная капитаном Далласом при посадке на Acheron, в буквальном смысле означающая «Давайте опустим ее», в контексте же имеющая значение: «Давайте посадим корабль». Her (Eng.) = ее (рус.). Для языка, в котором неодушевленные и остраненные объекты обозначаются как «it», транспортное средство имеет женский пол. По причине того, что является подчиненным по отношению к тому, кто управляет шлюпкой, по ассоциации, традиционно перенесенной с баланса человеческих отношений.

До момента появления честбастера (создания, которое выламывается из грудной клетки Кейна) на экране ВСЕ попытки, предложения двух находящихся на борту женщин повернуть ситуацию в иную сторону «опускаются». Ламберт дважды предлагает уйти: при виде инопланетного корабля первый раз и во второй — перед останками инопланетного пилота, но ее мнение игнорируется. Также игнорируется решение Рипли оставить вернувшуюся группу на карантин (когда Эш открывает внутренний люк) и выкинуть мертвого фейсхаггера (когда Даллас поддерживает Эша). Но вектор отношений диаметрально меняется после кровавой сцены в столовой: Даллас поручает Рипли руководить второй группой, она сама становится у руля команды после смерти капитана и т.д.

Что же произошло в момент рождения Чужого, что так кардинально изменило ход событий всего фильма и сделало его культовым? Две вещи: 1. Отдав мужскому представителю экипажа право «выносить и родить», создатели фильма посягли на догмат о слабости женщины, чья традиционная роль связана с деторождением, и следовательно ограничена для выполнения других функций. 2. Визуально, в аллегоричной форме был показан завершающий этап человеческого цикла репродукции, т.е. роды. Есть заметки, что на первых показах фильма в 79-ом некоторых зрителей при просмотре этой сцены буквально выворачивало, и она частично самовольно вырезалась кинотеатрами в угоду тому, чтобы пощадить чувства зрителя и сэкономить на убирающем персонале. Сегодня, конечно, сам фильм Alien вряд ли кого-то испугает, т. к. все прекрасно его знают. Но за этим фильмом всегда останется право называться первой картиной, которая аппелировала к подсознательному, паническому страху процесса рождения. Всегда вспоминаю слова одного мужчины о том, что наблюдение родов своей жены для мужей может иметь негативный эффект и последствия — от потери сознания в момент рождения до последующего отвращения к женщине. Я думаю, эти слова имеют вес, т. к. были сказаны врачом-акушером, который мог знать об этом не понаслышке.

Отдельно хочу остановиться на истинно гениальном (и, вероятно, подспудном, нерациональном) решении авторов фильма выбрать для совершенного механизма убийства именно такой дизайн, который резонирует и невероятно усиливает сюжетную линию о постоянной конфронтации и притяжения двух полов, и воплощает собой ограничное переплетение страха и восхищения, в пике которого - прямой, просто бьющий в глаза намек на базовую природу источника этих чувств - смотрите на голову Чужого в профиль. Помимо всего прочего, вид фаллообразной формы головы служит цементирующим раствором для описанной выше ассоциации между сценой честбастера и процессом родов, секс и смерть в этом фильме отождествлены. Более того, в англоязычном мире заражение эмбрионом Чужого иногда называется «rape» (изнасилование) или “impregnating” (зачатие).

Еще раз о дизайне Alien - да, эти создания красивы! Мои самые любимые кадры - в момент, когда Alien, потревоженный декомпрессией шаттла, выбирается из-за массива горизонтальных труб, и отчетливо видны его гладкая, блестящая голова, решетчатые вставки на руках, плечевые изогнутые трубки, внешняя решетка ребер... я ужасно сожалею, что другие детали не попали в кадр, но их можно рассмотреть на оригинальном эскизе автора дизайна, а также в серии работ Locusta (признаны каноном фанами Alien-саги, поэтому я лично и очень рекомендую).

К чему мы приходим в итоге? В финале Рипли избавляется от био-механического создания, чем демонстрируется, что она не только сломала стереотип о неизбежной, как казалось ранее, позиции женщин «got down» (внизу), но и доказала способность последних побеждать наравне, и даже превосходя уровень компетенций сильного пола... После всех физических и ментальных страданий экипажа Nostromo этот вывод благодатным зерном падает в душу и дарит энергию с положительным зарядом, оттеняемый мрачной атмоферой фильма, и потому кажущийся более весомым, чем будь он сказан устно или донесен в более легкой форме.

PS. Ввиду того, что фильм не новый и дублировался на русский чуть ли не при СССР, рекомендуется смотреть только и только на языке оригинала. И желательно без поп-корна и кока-колы: не, мне чей-то испорченный аппетит до лампочки, просто жевание, кажется, не способствует восприятию информации извне.

10 из 10

30 сентября 2011 | 19:13
  • тип рецензии:

«Чужой» по праву носит титул самого уважаемого фантастического фильма ужасов всех времен. Бессмертное творение живого классика Ридли Скотта поставило новую планку качества в жанре и на долгие годы определило развитие схожих сюжетов, попутно дав старт одной из самых популярных кинематографических франшиз всех времен. Лента, которая появилась на свет в далеком 1979 году, многим обязана вышедшим на 2 года ранее «Звездным войнам», которые ввели в моду космические истории. А уж боссы голливудской студии 20 Век Фокс не могли не развить свой собственный успех и именно благодаря их сговорчивости Ридли Скотт добился своего первого грандиозного успеха. Однако если знаменитая Сага Джорджа Лукаса являлась практически первым в своем роде массовым блокбастером, то «Чужой» решил пойти путем устрашения зрителя, в связи с чем далеко не каждый зритель мог пойти на него в кинотеатр, однако подобное обстоятельство не могло остановить зарождение настоящего культа.

Сам же сюжет фильма повествует о последнем полете межпланетного грузового судна под названием «Ностромо». Во время возвращения на Землю вместе с ценным грузом, корабельный компьютер принимает странный сигнал, который вроде как похож на призыв о помощи. Автоматически изменив курс корабля, компьютер приводит его к затерянной планете, на поверхности которой и находится неопознанный маяк. Так как по инструкциям свыше члены экипажа во главе с капитаном Далласом (Том Скеррит) не имеют права игнорировать сигналы бедствия, то они моментально отправляют на планету экспедицию. Ну а то, что они там находят просто-таки поражает воображение: древний космический корабль пришельцев с необъятным количеством специфических яиц, в которых еще теплится жизнь! Конечно же герои не встречают милых и добрых зверьков, а нарываются на самую ужасающую машину для убийств, которая раскрывает весь свой потенциал только после взращивания внутри другого организма. И человеческое тело подходит для этого идеально...

Даже спустя более, чем 30 лет с момента премьеры «Чужого», картина Ридли Скотта производит сильное впечатление. Единственное старение, которое выдает возраст проекта, относится к устарелым компьютерным интерфейсам и объемным мониторам. Но подобным страдали и классические «Звездные войны», ведь в далеких 70-х было довольно сложно воссоздать технологии будущего в той же достоверности, какими они есть сейчас. Ну а во всем остальном особых претензий выставлять не нужно. Некоторые зрители, например, смеются, что на космическом корабле будущего просто смешно использовать огнеметы. Но картина вполне логично отвечает на этот вопрос тем, что на ветхом грузовом судне нет месту военным технологиям, а огнеметы были специально созданы экипажем, дабы сыграть на природном страхе животных перед возгораниями. Также многие зрители недоумевали из-за целого океана пара, который в некоторых сценах закрывал собой чуть ли не все коридоры корабля. Ну здесь можно сделать отсылку на элементы охлаждения, которые в одной из сцен с огромными проблемами чинили корабельные техники. Из занимательных моментов здесь можно выделить пейзажи и декорации, которые впоследствии можно заметить в недавнем «Прометее», который является приквелом к «Чужому». Поэтому смотреть ленту 1979 года становится куда интересней, ведь она является составляющим элементом бурно развивающейся Вселенной, выходящей за квадратные рамки основной франшизы. В общем, старый добрый «Чужой» является вполне логичным и обоснованным зрелищем, которое несмотря на свой возраст все равно смотрится на должном уровне. А наибольший же интерес при просмотре вызывают, конечно же, главные герои, в ряды которых можно смело записать и самого Чужого.

Вся серия фильмов о «Чужом» ассоциируется у зрителей с именем Эллен Рипли, которую безупречно воплотила Сигурни Уивер. Бойкая женщина-лейтенант торгового флота показала себя, как лучшего бойца против чужих и уже в самом первом фильме проявила весь свой характер и выдумку. Однако стоит отметить, что в первом фильме Том Скеррит получил право поставить свое имя первым в титрах, но сюжетная ставка была сделана именно на Уивер, которая впоследствии сыграл в сюжете первую скрипку, которую она не отпускала еще целых три продолжения. Также стоит отметить, что «Чужой» подарил нам одного из самых запоминающихся роботов-злодеев в истории кино. Им является Эш в исполнении Иэна Холма. Как оказывается, технологии будущего могут здорово испортить нашу жизнь, ведь за личиной друга может скрываться техногенная машина, которая не разменивается на такие мелочи, как жизнь и ведет собственную интригу несмотря ни на что. Что же касается самого Чужого, то его дизайн придумал гениальный художник и декоратор Ганс Руди Гигер, создав неувядающую классик устрашения, которая является эталонов злостного космического монстра даже в наше просвещенное время. Таким образом можно смело сказать, что Гигер - это одна из самых успешных находок франшизы. Кроме того не могу не отметить и тревожный саундтрек от маэстро Джерри Голдсмита, чьи мотивы будут периодически пронизывать весь сериал, напоминая нам о том, что Чужой всегда таится в тени и в большинстве случаев выиграет именно он, а не вы.

В итоге хочу сказать, что «Чужой» - это один из столпов современной фантастики и в то же время классика, которая прошла испытание временем. Картина Ридли Скотта несмотря на довольно ограниченное место действие является идеальным произведением, которое добавило жанру космических ужасов поразительную популярность на годы вперед. Потому советую вам посмотреть или пересмотреть «Чужого» Ридли Скотта, ведь фильма такого сильного эффекта в наше время встречаются очень редко.

10 из 10

07 июня 2014 | 12:07
  • тип рецензии:

Ну во-первых – это классика… Во-вторых – это то, что в детстве, меня заставляло прятаться под одеяло, и мне было действительно жутко. В четвёртых, так снимать в то время, нужно было быть очень смелым профессионалом, амбициозном, и естественно большим оригиналом. Конечно, пересматривая этот фильм в наше время, понимаешь, какое важное место в киноиндустрии имеет графический ансамбль. Но зато, в Чужом, есть то, чего очень мало в современно кино, это самое любимое слово Альфреда Хичкока – санспенс.

Фильм действительно держит в подвешенном состояние, каждый шаг отражается на нервах, внимании. Хочется знать, что будет дальше, а дальше, опять напряжение. Это очень хорошее кино, и не нужно говорить о ляпах, плохом костюме, смешных актёрах, это же было ещё то время. Зато очень приятные декорации, которые и сейчас воспринимаются очень атмосферно и естественно. Хорошие диалоги известных многим актёров, потрясающая, повторюсь, потрясающая операторская и режиссёрская работа.

В этом фильме, всегда на что-то обращаешь внимание, смотря его, хочется положить ноги на диван, а по коже, пробегает какая-то дрожь, и вроде какой раз его смотришь, но что-то действительно guf.ott? присутствует в нём от начала до конца. Это замечательная классика жанра, а сами все серии «Чужого», отличный пример того, как эволюционирует киноискусство в жанре ужасы, и естественно, это начало самого стильного, страшного, и интересного монстра в кино. Отправь меня сейчас в 1979 год, в один из кинотеатров, я бы в конце фильма встал и аплодировал стараясь поломать руки, крича «Браво». А сейчас, хочется поставить фильму десять балов, и зажав шифт, громко ударить по цифре 1.

10 из 10!

P.S. Браво!

28 февраля 2009 | 18:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: