всё о любом фильме:

Мужики!..

год
страна
слоган-
режиссерИскра Бабич
сценарийИскра Бабич, Валентин Михайлов
директор фильмаБорис Орешкин
операторСергей Зайцев
композиторВладимир Комаров
художникВасилий Голиков, Наталья Иванова
монтажЛюбовь Бутузова
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  38.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время97 мин. / 01:37
Номинации (1):
Узнав о том, что умерла его бывшая невеста, шахтер Павел Зубов приезжает в родное село. У него на руках оказываются оставшиеся сиротами трое детей. Старшая дочь — его, Павла. Осознание ответственности перед нею приводит Павла к мужественному решению: он становится отцом всем троим детям.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1983 году.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Этому фильму сопутствовал большой успех в советском кинопрокате в начале 80-х годов. Снятый в скромной, неприхотливой манере, без показного блеска и изыска, он словно и не рассчитывал на соревнование с популярными картинами той поры, однако вызвал горячую ответную реакцию публики. Чем это объясняется? Только ли «феноменом мелодрамы» — жанра, славящегося исключительной способностью формировать зрительский интерес? Но ведь мелодрама мелодраме рознь…  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 769 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Достаточно любопытная картина.

    Советский союз. Пролетарий, вышедший из крестьян. Отслужил, и после нестандартного случая с невестой, рядовая жизнь испытывает занос на повороте, когда нужно жениться по сценарию «жизни» — женщин боится по сценарию картины.

    Фильм достаточно чётко показал этапы жизни рядового гражданина своей страны.

    Дети — счастливое детство.

    Юноша — невеста, военкомат и служба.

    Мужчина — семья и друзья.

    Дедушка — забота о семьях младших, крепость и строгость, лидерство.

    Всё это мы находим в картине, шаблон как жить мы получили, и теперь «как жить» и справляться с разными ситуациями возникающими на пути идеальной (без кавычек) жизни.

    Чёткое разделение материальных ценностей. Что важней — «призрачная» красавица Тамара, или дети, пусть некоторые из них и не свои. Идея или вещь? Преданность или гордость. Неоднократно поднимается вопрос «эгоист» ли я.

    Всё это в купе даёт представление о том, что в ту эпоху было важным в жизни среднего гражданина своей страны, какие рядовые проблемы могли возникнуть, что могло заставить задуматься.

    Разве это не наше наследие? Наши родители и мы вышли из этого времени. Большинство людей, на чьих плечах держится Россия, воспитаны этой идеей всего фильма.

    Стоит отметить, настроение в этой картине создаётся почти без закадровой музыки. Она используется только в тех местах, где зрителю нужно преподнести всю остроту сцены.

    Нужно признаться, сцена где собака мчится за автомобилем (где не вставить музыку, было бы смешным поступком), меня проняла. Хотя и видно, что собаку «науськали» бежать, взрослым актёрам довольно сложно передать чувства такого поступка, с чем актёры дети легко справляются.

    Я бы назвал эту картину идеей светлого будущего.

    ОГРОМНЫЙ МИНУС.

    Пьянство. Табакокурение. Нездоровый образ жизни.

    Картина вышла в 1981, до «сухого закона» остаётся ещё 6 лет, но вопрос, почему рюмка во главе каждой встречи?

    Краем темы, вопрос алкоголизма задевается в двух сценах: алкоголик отец светлого мальчика, и диалог девочки и отца, о том что он пьющий. Никак не спасает ситуацию вопрос поставленный таким образом.

    Моё мнение, позиция в картине поставлена крайне шатко. Светлое будущее и вдруг так омрачается.

    Это и сказывается на моей оценке фильму в 7 баллов.

    21 декабря 2013 | 02:45

    Необыкновенно жизненный и проникновенный фильм. Не с каждым случается то, что выпадает на долю этих обычных людей, но они продолжают высоко держать голову и не преклоняются перед выпадающими жизненными трудностями и тяжелыми ударами судьбы. Это нелегко. Не каждому удается выстоять. И только устоявший на правильном пути обретает истинное счастье.

    «Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»
    (Павел Зубов)

    10 из 10

    30 апреля 2009 | 23:25

    Фильм особенно хорош тем, что одновременно охватывает сразу большой круг жизненно важных вопросов: отцы и дети, разочарование и любовь, пьянство и трезвомыслие, мужская дружба и женская мудрость, обязательность и бесхребетность, сила многолетней привычки и ломающее её мужество. Всё это и многое-многое другое ярким, цветастым венком сплелось в одну историю, которая за небольшое время проносится перед глазами зрителя и оставляет неизгладимое впечатление. Трудные жизненные вопросы решаются в этой истории твёрдо и ответственно, но вместе с тем резко, нахраписто, наотмашь, — именно так, как они чаще всего решаются у людей русской ментальности, русского духа. Поэтому и история, и манера её подачи, и весь глубинный её смысл настолько созвучны простой русской душе, что вызывают и радость, и гордость, и улыбку, и слёзы…

    Бесконечно долго можно рассуждать о разных эпизодах из этого фильма, потому что они слишком трогательны и слишком серьёзны для человека с живой душой. Говорю с «живой», потому что даже дети при просмотре сразу отреагировали на случай с порванным новым пальто: интересно, а что бы на это сказал какой-нибудь американец, как бы он повёл себя в аналогичной ситуации? — вероятно, выставил бы счёт… А наши люди над этим лишь посмеялись, потому что важен человек, а не стоимость надетого на него пальто. Но даже и посмеялись, — и это совершенно понятно русскому зрителю, — вовсе не глупой ситуации, не нелепому виду, не внезапной утрате или чему-то ещё, а только лишь тому, как отчаянно и мило отреагировала на это происшествие девочка. Грубый мужской характер просто не смог устоять против этой детской непосредственности и взорвался навстречу ей примиряющим и животворящим смехом. Вот она, широта и простота русской души! И так — в каждом эпизоде этого фильма.

    По-настоящему потрясает в «Мужиках» многое. Например, как категорично, но взвешенно юная Полина в очередной раз за короткое время приняла решение о своей дальнейшей судьбе, которая вновь должна была бы резко измениться (просьба в поезде вернуть их обратно). В этом сразу увиделась сермяжная женская правда, вековой опыт сосуществования с горьким пьянством, и потому в этой маленькой девочке уже видна была настоящая мудрая женщина, будущая терпеливая и верная жена, заботливая и внимательная мать. Да и не только по этому, а это был — лишь маленький штрих на портрете Настоящего Человека.

    В центре всего, конечно, главный герой и та непростая ситуация, в которую он попал. Благодаря личному мужеству и настойчивости, помощи друзей и настояниям отца он смог сделать свой трудный выбор, отринуть свой цинизм и стоически принять внезапный удар судьбы. На глазах зрителя он сделал необходимый и уверенный шаг, хотя это был лишь первый шаг в сторону его личной Голгофы. Он только лишь взвалил на себя крест, не зная точно, что ждёт его в туманном грядущем, но этот шаг был сделан с твёрдым намерением идти до конца, несмотря ни на какие трудности. Кстати, их горечь Павел начал вкушать уже здесь и сейчас («это ведь не каблук оторвался»)… Вот это — настоящее мужество. Это то, ради чего стоило снять такой замечательный фильм, и уж точно — посмотреть его вновь и вновь.

    Вывод… . Так случилось, что недавно начал неспешное ознакомление с когда-то так и непосмотренным «Твин Пиксом», как известно — культовым фильмом. И вот, в просмотр вклинился этот советский фильм, добрая память о котором хранится в подсознании ещё с детских времён, когда «Мужики» только-только вышли на экран. Поскольку фильм хороший и время однозначно наступило, — посмотрел «Мужиков» с детьми… .«Твин Пикс» после этого показался мрачным и депрессивным говном (хотя в целом-то неплохой фильм для своего жанра, самобытный и оригинальный). Мне возразят, дескать, это ж совсем другой жанр, всё равно, что сравнивать бензоколонку с автомобилем, — что из них лучше? Но всё-таки, поскольку и тот и другой относятся к кинематографу, сравнение весьма уместно: один — пустопорожняя болотная муть, второй — потрясающее позитивное кино.

    13 июня 2015 | 21:45

    А не Яшка, так Стёпка, а не цыган, так еще кто-нибудь — не всё ли равно, правда? А вот не всё.

    «Бледнолицый» сын художника (А. Солоницыну — браво!), собственно, тоже, мягко говоря, не в тему, но «найдёныш» — это уже чересчур. Оно, конечно, понятно, что «приемный ребенок может стать своим» и все такое прочее, но… Одно дело, когда к этому приходишь сам, и совсем другое — когда он предлагается «в комплекте», и выбирать особо не приходится. Напрягает, одним словом, этот момент — чего уж греха таить.

    Так-то фильм хороший, правильный, возможно, даже слишком. Но не покидает ощущение… несправедливости, что ли. Ну куда одинокому мужику трое детей? Да еще и на Севере. Друзья друзьями, а только у них вскорости, надо думать, свои семьи появятся, и что тогда? Девчонке всего ничего учиться осталось — тоже, выходит, на алтарь жизнь свою положить должна? Удружила маманя, ничего не скажешь. Дюже добрая была баба, не иначе! Того ей жалко, этого…

    Вот и главный герой предстает перед нами человеком сугубо положительным. Ошибся (спорный, впрочем, вопрос, но даже если) по молодости, но вовремя осознал, раскаялся и т. д. — считай, искупил. Так сказать, «не только сержантом, но и хлопцем геройским» оказался на поверку. Всё это очень хорошо. И история мужской дружбы (единственное, пожалуй, по поводу чего нет ни вопросов, ни сомнений) тут как нельзя кстати, и демарш «боевой подруги», безусловно, «совершенно случайно» работающей в ювелирном магазине… Свет выставлен идеально, если Вы понимаете, о чем я. Но…

    Дюже рафинированная картинка получается, нет? Эмоции зрителя не просто спрогнозированы, такое ощущение, — они буквально прописаны. Тут всплакнуть, здесь возмутиться, там порадоваться. И, вроде бы, все законно, все на своих местах. Только… «кто оплачивать будет» все это пиршество эмоций? А, главное, с какой стати?

    Поступком главного героя можно и, наверное, даже нужно восхищаться. Но оправданно ли при этом забывать давать беспристрастную оценку поступкам других людей, по сути, не оставивших ему выбора? Вопрос. Лично мне позиция авторов, выражающаяся, по сути, во всеобщем прощении за чужой счет, не близка. Поэтому оценить фильм я могу только на 

    7 из 10

    6 ноября 2012 | 16:57

    Признаюсь, с «Мужиками» полностью я ознакомился совсем недавно, когда был маленьким, я смотрел его урывками и не совсем понимал происходящего в фильме события. Но, вот буквально месяц назад я, наконец-таки, взялся за этот фильм.

    Сюжет «Мужиков!» оказался весьма легким и понятным для восприятия. Павел Зубов, молодой человек, высококлассный шахтер с Севера, вдруг узнает, что его бывшая жена, с которой он уже довольно-таки давно расстался, умерла. Размышляя, стоит ли ехать в деревню или остаться дальше работать на Севере, он выбирает второе, ссылаясь и на то, что давно не видел своих родителей, которые как раз-таки и живут в этом селе. Приехав к родным, Павел узнает, что после смерти жены, остались дети. Причем старшая дочь, Полина, от него. Кроме того, родной братик Полины, Паша, и найденыш, немой цыганенок по имени Степа. Вся эта оторва неожиданно ложится на плечи Павлу, который вовсе не рад такому повороту событий… Всячески, изворачиваясь, хитря Павел пытается, как только это возможно, не соглашаться на опеку над детьми, но узнав каждого ближе, он понимает насколько все они — ЕГО дети!

    «Мужики!»- удивительный, глубокий и искренний фильм. Невольно, ты волнуешься за каждого героя картины, переживаешь вместе с ним трудности, и радуешься счастливому концу. Очень понравилась постановка самой картины, все, действительно, выглядит по-настоящему, ты с головой окунаешься в этот мир, мир доброты, честности, любви и преданности. Особо стоит отметить игру актёров, ведь они играют безупречно! А эти детки, чего стоит только один цыганенок, ловко отделывающий ножками в такт танцу и закричавшим в итоге, ставшее коронным, фразу: «Мужикиии!» Потрясающая картина, коих в современной кинематографе очень мало.

    9 из 10

    22 апреля 2014 | 15:34

    Фильм «Мужики»,снятый в 1981 году режиссером Искрой Бабич,-не просто культовый советский фильм, хорошо известный нашим папам и мамам-это фильм притча, рассказывающая о том, как можно одним по настоящему мужским поступком, кардинально изменить свою жизнь.

    Павел Зубов живет и работает на Севере уже 13 лет. Он приехал туда сразу после прохождения службы в армии. В родное село, где он жил и где осталась его невеста Настя, он не вернулся, так как мать Павла написала ему письмо, в котором рассказала о том, что Настя изменила ему за время службы, забеременела неизвестно от кого и собирается рожать. Павел не заезжая в село, сразу едет на Север.

    Отец пишет ему письмо с просьбой срочно приехать, ибо он при смерти(хитрость, на которую он вынужден пойти, чтобы повидаться с родным сыном). Павел срочно едет на малую родину, встречается с родителями и уже на месте узнает, что мать ошиблась, написав то злополучное письмо. На деле оказывается, что Настя всегда любила Зубова и родила от него дочь, которую назвали Полиной. Когда она второй раз вышла замуж за какого-то местного пьяницу, то родила второго ребенка, также названного в честь Зубова Павлом, и взяла из детского дома циганенка Степку-глухого от рождения мальчика.

    И вот тут начинается самое интересное. Павел Зубов решается на самый, наверно, ответственный шаг в своей жизни-удочерить не только родную дочь Полю, но и взять двух чужих мальчиков на Север насовсем.

    Фильм с Александром Михайловым, идеально вписавшимся в роль Зубова, ни на минуту не оставляет зрителей в праздном времяпрепровождении. Здесь очень много психологических моментов, которые подчас вышибают непрошенную слезу. Сочуствие и сопереживание героям не оставляет равнодушным до последнего кадра. Дети же сыграли просто на высшем уровне!Чего только стоит танец цыгана Стёпки под песню «Валенки»,который он танцевал перед инспектором по делам несовершеннолетних-это гениально!

    Таких картин не так много, поэтому оценка без нареканий

    10 из 10

    7 февраля 2011 | 23:30

    Само название как-бы говорит о том, что картина призвана в общих чертах охарактеризовать каждого отдельно взятого мужчину. Но и здесь есть небольшой нюанс. Если мужчина, по сути, — лицо, противоположное по полу женщине, то мужик — это в принципе, то же самое, с той разницей, что он, в одном из вариантов определения является образом, приближенным к крестьянину. А ведь вся семейная драма как раз-таки и разворачивается в селе. Причём зрителя с первых же минут погружают с головой в семейные проблемы и герой Павел Зубов (Александр Михайлов) который вроде бы как должен начать вызывать симпатии, ведь как ни как жанр мелодрамы обязывает, наоборот вызывает крайне негативные эмоции. Стоит только услышать историю о том, как он поступил в молодости, и что за этим последовало, то приходишь к выводу, что намечается драма и она самая что ни на есть тяжёлая.

    Павел приезжает в родное село после получения письма от собственного отца. В разговоре за столом выясняется множество подробностей. Среди них и такие, которые заставляют начать видеть в Павле бессовестного человека, который мало того, что после армии уехал прямиком в другой город, толком не попрощавшись с родителями, так ещё и имеет, возможно, родную дочь Полину. На этом сюрпризы не заканчиваются, и коктейль только начинает замешиваться. Оказывается, и жена тоже ни из робкого десятка и в своё время успела погулять и нагуляла ещё одного ребёнка от художника. Вдобавок к этому она успела усыновить ещё одного, похожего на цыгана. За время застолья Павел слышит от отца всю правду и понимает, что оказался в крайне затруднительном положении. Если ещё дочь, скорее всего, является ему родной, то сын Павлик находится под сомнением, так как он, возможно, является результатом продолжительных взаимоотношений между теперь уже умершей женой Настей и художником.

    Тут же конечно на языке крутится лишь одно слово, характеризующее Настю, как женщину лёгкого поведения. И это в селе, где принято считать, что живут добропорядочные люди высокой нравственности. Хотя и Павел тоже хорош. Несмотря на то, что по ходу развития истории, он предстаёт в образе крепкого характером представителя мужского населения, тем не менее, откровенно признаётся, что боится дальнейших последствий, способных сформировать большой груз ответственности, которую он осмеливается взять на свои плечи. И как-то сложно поверить в то, что этот мужик по причине уличённой в неверности жены когда-то решил проехать мимо родного дома и уехать на дальний север. Да к тому же хоть и видел присланные ему от друзей письма, да и не только от них, всерьёз он их не читал. Но по селу слухи расходятся быстро и, возможно, все в курсе про то, как ещё погуляла жена их земляка, живущего отныне чёрт знает где.

    Интересно наблюдать как Зубов мечется по городу, изводя себя оформлением документов об опекунстве. Совесть берёт своё и ему трудно осознавать тот факт, что его ребёнок, находящийся теперь уже под боком, может отправиться в детдом. А дома, в Никеле, героя ждёт уже новая жена Тамара. А ей Павел предлагает принять такие обстоятельства и смириться с ними. Но она здесь не при чём, и в складывающейся обстановке Тамара воспринимается, как абсолютно не виновный человек. Ситуация не простая и кому как не главному герою её можно решить, потому как его отец, изъявивший желание стать опекуном не подходит по возрасту для этого дела. В общем, кто в этой истории хороший, а кто плохой — зрителю предстоит решать самому для себя.

    Единственное, что среди прочих возможных мелких недочётов сильно бросается в глаза, а на это не трудно не начать обращать внимание, так это то, как часто в кадре появляется бутылка водки или табачные изделия. Причём даже сама Полина по сюжету замечает, что её объявившийся отец любит выпить. На что тот ещё и отмахивается, дескать не обращай внимания. И следом ещё и старается оправдаться, что у него, у бедного душа болит и поэтому, как настоящий мужик он пытается найти выход в стакане с крепким спиртным.

    8,3 из 10

    7 марта 2016 | 14:02

    Советские фильмы я не люблю. Некоторые смотреть вполне можно, некоторые — даже очень ничего, но всё-таки — не люблю. Из определённых причин. Во-первых — мне не всегда удаётся поверить им. Эти ленты как-будто происходят из параллельной вселенной… где все выглядят слишком благородно, ненатурально… где обычный шахтер, закусывая водку солёным огурцом, пользуется при этом ножом и вилкой… Где поступки — правильные, мысли — чистые и… «эти руки ничего не воровали» (с). Даже отрицательные герои тут, как правило, вызывают сочувствие.

    А во-вторых — почему я не люблю советские фильмы…

    Они практически всегда до жути предсказуемы. Именно эту черту унаследовали от них современные российские мелодрамы на 200 серий. Но сейчас не о том. Сейчас о фильме «Мужики!» режиссёра Искры Бабича. Лента создана в 1981 г. — в то время эпоха перемен ещё не наступила, но уже назревала… И перемены эти коснулись многих сфер социальной жизни, в том числе и семейных отношений. Хотелось бы сказать, что фильм «Мужики» действительно ярким образом характеризует эту революционную эпоху, выражает какие-то самые острые проблемы семейных взаимоотношений, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, но…

    Вот читала я отзывы благодарных зрителей, читала — и возникло у мене такое размышление. Основанное на цитате из фильма, которой много кто (по непонятным мне причинам) восхищается.

    «Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»

    (Павел Зубов)


    К какому именно месту сюжета прилагается сия эпохальная фраза? В смысле — кого любил, но на ком не стал женится Павел? Покойница Настя — так там вражеская интрига вышла. Или это такой авторский намёк? Тамара? Она ведь сама его бросила. А может, бросила не из-за неожиданно нашедшийся дочери — а как раз таки потому, что устала ждать официального предложения руки и сердца нашего благородного героя?

    Который, кстати, в начале фильма заявляет отцу — бумажка, мол, не главное…

    Ну да, ну да. А женщине, может, хотелось — фату, белую подвенечную шубку (Север же), ужин в самом шикарном городском ресторане… Ведь заведующая ювелирным отделением городского универмага могла себе позволить все эти буржуйские излишества. Но тем ни менее… Как говорится — не судьба.

    Не стану углубляться в подробный анализ всех тех впечатлений, которые оставил после просмотра фильм «Мужики !» Но всё же скажу вот что. Проблема взаимоотношений Павла с его несовершеннолетней дочерью Полиной — очень и очень настораживает. Кстати, дочь очень симпатична и очень напоминает ему покойную невесту — свою мать… И Павел, не задумываясь, покупает девочке дорогую шубу — чтоб она не замёрзла, конечно же… Но почему же он так стесняется, импульсивно приобняв Полю? Да, меня можно обвинить в извращенности взглядов, излишней подозрительности, свойственной современному зрителю… Но я всё равно не могу отделаться от этого гнетущего чувства. А может, даже, предчувствия…

    Единственным по-настоящему позитивным моментом, который не вызывает у меня особых возражений, стала линия с собачкой… Жаль, что такие сентиментальные моменты — достаточно редкие в самом фильме. Значительно больше внимания уделено внутренним терзаниям героя и проблеме его взаимоотношений с советской бюрократической системой…

    О чём стоит упомянуть ещё — так это о том, что игра актёров в фильме — действительно на высоком уровне. Вообще, это характерно для советских фильмов — при слабом сюжете и режиссуре — отменное качество актёрской работы. Но она не спасает, увы — по крайней мере, не всегда.

    Дабы не углубляться, заканчиваю на этой пессимистично-оптимистичной ноте.

    6 из 10

    26 февраля 2013 | 18:09

    Душевный фильм. Про трудности человеческого выбора, принятие важных и ответственных решений, которые в корне меняют не только нашу жизнь, но и судьбу тех людей, которые нам не безразличны. Уловил себя на том, что в фильме нет ни одной лишней фразы, ни одного лишнего действия. Каждый кадр наполнен определённым смыслом и побуждает задуматься: о предательстве, глубине человеческой любви — к своей второй половинке, детям, родным и близким, о готовности сделать всё ради их счастья, о трудностях на пути к вере.

    На протяжении всего фильма хорошо показано моральное совершенствование главного героя — от одиночки-эгоиста, живущего лишь для себя одного — до верного и заботливого отца троих детей, который платит за это большую цену. Но оно того стоит. Многие его не понимают. «Ты даже не представляешь, какой груз на себя взваливаешь». Однако сам он уверен, что принял правильное решение — просто не мог поступить иначе. А как бы поступили вы? Жить, зная, что где-то растёт твоя дочь, мать которой ты бросил, поверив глупым сплетням. Павел Зубов постепенно приходит к осознанию того, что вся та жизнь, которая была у него прежде — до приезда на похороны своей бывшей невесты — лишь бессмысленное и никому не нужное существование. Пока к концу фильма не понимает, что теперь он просто не может жить без своих детей. Провожающий взгляд на заключительных минутах картины Полины через занавески, и Павел понимает — теперь точно всё будет хорошо. Обязательно будет…

    Фильм глубокий и психологический. Между тем он не давит своими моральными наставлениями, а смотрится легко и интересно. Особенно впечатлил эпизод с собакой, бегущей за уезжающёй машиной всю дорогу. Кинолента может и не имеет такого сенсационного успеха сегодня, как «Служебный роман», «Ирония судьбы» и др., которые непременно сопровождают нас в праздничные дни, однако в начале 80-х годов прошлого века он имел большую популярность среди советского зрителя. Картина не снята с особым изыском, в ней нет фраз, которые надолго врезаются в память и с охотой цитируются и в наши дни. Заслуга этого фильма совсем в ином — всём том, что хотел донести до нас его автор. И это у него с успехом получилось. Фильм заставляет задуматься о важных человеческих ценностях. Человек должен всегда оставаться человеком — при любых обстоятельствах.

    Не зря кинолента получила Государственную премию РСФСР в 1983 году, и в том же году телезрители высказались о ней как о лучшем фильме.

    Хочу отметить отличную игру актёров. Подобраны они идеально — каждый как будто живёт в своей роли. Особенно выделяются Александр Михайлов, исполнивший роль Павла Зубова и Ирина Иванова — в образе Полины. Очень жаль, что её актёрская карьера не сложилась, поскольку талант драматической актрисы в ней явно присутствовал.

    В последнее время появляется множество фильмов, так или иначе связанных с темой «чужих детей» («Александра», «Варенька» и др.) однако картина «Мужики» Искры Бабич остаётся непревзойдённой в их ряду по своей психологической составляющей. Если вам этот фильм понравился, не пропустите схожую по сюжету картину «Мачеха».

    Один из лучших драматических фильмов советской эпохи для меня.

    10 из 10

    28 января 2012 | 03:31

    Помню раньше, во времена моего детства, когда о каком — то фильме хотели сказать, что он очень хороший и его стоит посмотреть обязательно, то говорили: « Ну, фильм такой, …жизненный!» «Мужики!» — фильм очень жизненный. За кого и за что несём мы в этой жизни ответственность? И перед кем? И что это такое вообще — ответственность, долг, честь для настоящего мужика… Вот жил себе Павел Зубов со своей женой Тамарой, работал на шахте в Сибири и забот не знал, пока вдруг не получил письмо от родителей, что умерла его бывшая невеста, не дождавшаяся его из армии. Именно после письма матери, написавшей об измене невесты, и решил Павел не возвращаться больше в родную деревню, а начать всё сначала на новом месте. А вот теперь мать звала его обратно. Чтобы решить одно очень важное дело…

    Оказалось, у Павла есть дочь, Полина и ей уже 14 лет. И ещё у Полины есть два братика: родной Паша и приёмный, немой цыганёнок Стёпка. И после смерти матери у Полины кроме них нет никого. А у мальчишек — никого, кроме Полины… Поскольку отец Павлика, заезжий художник, личность творческая и на месте сидеть не привыкшая. А заботы о детях творчеству сильно мешали. К тому же художник был подвержен очень распространённому на Руси пороку — пьянству. Детей ждал детдом. И скорее всего — разные детдома.

    Причудлива и загадочна система заботы государства об осиротевших детях. Вот соседи и хотели бы взять детей, так нельзя: не родственники. Да кто кому в деревне не родственник! Всю жизнь бок о бок и друг у друга на глазах… Но каким документе вы это подтвердите? Никаким? Значит и прав на детей не имеете. Бабушка с дедушкой? Да, родственники… Но им больше шестидесяти. Значит, по закону — нельзя! По закону детям лучше будет в детдоме. Государству виднее.

    Надо видеть глаза матери Павла, когда она кается перед ним в своей вине, своём письме, поломавшем столько жизней! Мёртвые, тусклые, стеклянные на неподвижной маске- лице. В них только боль и вина…вина… вина… Наполнившая всю её жизнь, сделавшей эту жизнь невыносимой. Никому невеста не изменяла, ребёнок её — дочь Павла… да только сын теперь далеко. А муж, он совсем чужой стал, живёт с ней рядом через силу, в разговоре слова сквозь зубы цедит. Стыдно ему, крепкому деревенскому мужику, что его сын, поверив матери, дочь бросил. Хоть и не знал о ней.

    А глаза девочки, хрупкой светловолосой Полины — такие недетские глаза. Да и откуда там ему взяться, детству, если кончилось оно, даже по сути и не начавшись. Такие мудрые, серьёзные, бездонно — печальные. Такая взрослая маленькая девочка, пытающаяся объяснить отцу, которого зовёт только по имени-отчеству, что не может она оставить братьев и уехать с ним. Потому что так — нельзя! И уходит, закрыв перед отцом дверь, оставив его на крыльце. Ну и пусть он стучит, зовёт её, говоря, что разговор не закончен…Для неё — закончен. И если большой взрослый мужчина не понимает, что она ответственно за судьбу маленьких братьев, у которых кроме неё никого нет, что они — родные и не могут друг без друга, то что ему может объяснить маленькая взрослая девочка?

    Любовь, долг, преданность, привязанность… как справиться с комом у горла, когда видишь, как упирается проданная корова, ни в какую не желающая уходить с родного двора. И как навзрыд плачут дети, видя, что уводят их корову, их родную корову. А сцена с собакой Рексом, бегущую за машиной с детьми несколько километров? И поняв, что так он её не догонит, Рекс просто бросился напрямик по полям и сел перед машиной, везущей всех на вокзал. Ведь для Рекса они свои, самые родные. А он — для них. Как часто Стёпка пытался влезть в его конуру, и они вместе ели принесённый им кусок хлеба, делясь по — братски. Как могло не дрогнуть сердце строгой проводницы, когда тот же Рекс, поняв, что его не хотят пустить в вагон, а значит, разлучат с детьми, подполз к ней и прижался мордой к её ногам. Как может при виде всего этого не дрогнуть сердце у зрителя, как могут слёзы не навернуться на глаза — я не понимаю.

    Точно так же не может оставить равнодушным и сцена случайной встречи на вокзале с бывшим художником, опустившимся и спившимся отцом Павлуши, сначала даже не узнавшим его, а потом пообещавшим купить «вот такую большую шоколадку». Ох уж эти шоколадки — универсальный заменитель родительской любви и родительского долга! И попытка купить за неё любовь ребёнка…. И снова глаза. Теперь — жалкие, виноватые. Как у побитой собаки. Глаза Анатолия Солоницына, сыгравшего спившегося и опустившегося отца Павлуши. И как та побитая собака он бежит за вагоном, навсегда увозящим его сына, и просит Павла Зубова: «Воспитай его хорошим человеком. Настоящим мужиком!»

    Есть в фильме и ещё типажи настоящих мужиков — это друзья Павла. Пусть жена уехала к маме, даже не дождавшись возвращения Павла. Друзья — это наверное, самое лучшее, что даёт нам жизнь в подарок. Или это то, что мы сами выбираем? С такими друзьями можно воспитать кучу детей, не только троих. Двое из них — сами детдомовские. Как сказал один из них: «Нет, я конечно не жалуюсь, но такой судьбы никому не пожелаю». Эти уж точно из мальчишек настоящих мужиков воспитают. И всё у ребят в жизни будет хорошо. Тем более что Стёпка, после того, как они все вместе отбили любимого Рекса от дворовых собак, напавших на чужака, сказал своё первое слово — Мужики!

    Кстати, за роль Степы в этом фильме, Миша Бузылёв-Крецо в возрасте 5 лет был удостоен государственной премии.

    Вот интересно, почему такие фильмы, как «Пацаны» или «Мужики!» практически невозможно увидеть по ТВ или купить на ДВД, а вот фильм «Сволочи» — легко и запросто! Кого в конце концов, мы хотели бы вырастить из наших детей, мальчишек — мужиков или сволочей? Ну, если даже просто на названия ориентироваться.

    15 апреля 2012 | 20:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>