всё о любом фильме:

Мужики!..

год
страна
слоган-
режиссерИскра Бабич
сценарийИскра Бабич, Валентин Михайлов
директор фильмаБорис Орешкин
операторСергей Зайцев
композиторВладимир Комаров
художникВасилий Голиков, Наталья Иванова
монтажЛюбовь Бутузова
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  38.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время97 мин. / 01:37
Номинации (1):
Узнав о том, что умерла его бывшая невеста, шахтер Павел Зубов приезжает в родное село. У него на руках оказываются оставшиеся сиротами трое детей. Старшая дочь — его, Павла. Осознание ответственности перед нею приводит Павла к мужественному решению: он становится отцом всем троим детям.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1983 году.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Этому фильму сопутствовал большой успех в советском кинопрокате в начале 80-х годов. Снятый в скромной, неприхотливой манере, без показного блеска и изыска, он словно и не рассчитывал на соревнование с популярными картинами той поры, однако вызвал горячую ответную реакцию публики. Чем это объясняется? Только ли «феноменом мелодрамы» — жанра, славящегося исключительной способностью формировать зрительский интерес? Но ведь мелодрама мелодраме рознь…  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 769 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Советские фильмы я не люблю. Некоторые смотреть вполне можно, некоторые — даже очень ничего, но всё-таки — не люблю. Из определённых причин. Во-первых — мне не всегда удаётся поверить им. Эти ленты как-будто происходят из параллельной вселенной… где все выглядят слишком благородно, ненатурально… где обычный шахтер, закусывая водку солёным огурцом, пользуется при этом ножом и вилкой… Где поступки — правильные, мысли — чистые и… «эти руки ничего не воровали» (с). Даже отрицательные герои тут, как правило, вызывают сочувствие.

    А во-вторых — почему я не люблю советские фильмы…

    Они практически всегда до жути предсказуемы. Именно эту черту унаследовали от них современные российские мелодрамы на 200 серий. Но сейчас не о том. Сейчас о фильме «Мужики!» режиссёра Искры Бабича. Лента создана в 1981 г. — в то время эпоха перемен ещё не наступила, но уже назревала… И перемены эти коснулись многих сфер социальной жизни, в том числе и семейных отношений. Хотелось бы сказать, что фильм «Мужики» действительно ярким образом характеризует эту революционную эпоху, выражает какие-то самые острые проблемы семейных взаимоотношений, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, но…

    Вот читала я отзывы благодарных зрителей, читала — и возникло у мене такое размышление. Основанное на цитате из фильма, которой много кто (по непонятным мне причинам) восхищается.

    «Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»

    (Павел Зубов)


    К какому именно месту сюжета прилагается сия эпохальная фраза? В смысле — кого любил, но на ком не стал женится Павел? Покойница Настя — так там вражеская интрига вышла. Или это такой авторский намёк? Тамара? Она ведь сама его бросила. А может, бросила не из-за неожиданно нашедшийся дочери — а как раз таки потому, что устала ждать официального предложения руки и сердца нашего благородного героя?

    Который, кстати, в начале фильма заявляет отцу — бумажка, мол, не главное…

    Ну да, ну да. А женщине, может, хотелось — фату, белую подвенечную шубку (Север же), ужин в самом шикарном городском ресторане… Ведь заведующая ювелирным отделением городского универмага могла себе позволить все эти буржуйские излишества. Но тем ни менее… Как говорится — не судьба.

    Не стану углубляться в подробный анализ всех тех впечатлений, которые оставил после просмотра фильм «Мужики !» Но всё же скажу вот что. Проблема взаимоотношений Павла с его несовершеннолетней дочерью Полиной — очень и очень настораживает. Кстати, дочь очень симпатична и очень напоминает ему покойную невесту — свою мать… И Павел, не задумываясь, покупает девочке дорогую шубу — чтоб она не замёрзла, конечно же… Но почему же он так стесняется, импульсивно приобняв Полю? Да, меня можно обвинить в извращенности взглядов, излишней подозрительности, свойственной современному зрителю… Но я всё равно не могу отделаться от этого гнетущего чувства. А может, даже, предчувствия…

    Единственным по-настоящему позитивным моментом, который не вызывает у меня особых возражений, стала линия с собачкой… Жаль, что такие сентиментальные моменты — достаточно редкие в самом фильме. Значительно больше внимания уделено внутренним терзаниям героя и проблеме его взаимоотношений с советской бюрократической системой…

    О чём стоит упомянуть ещё — так это о том, что игра актёров в фильме — действительно на высоком уровне. Вообще, это характерно для советских фильмов — при слабом сюжете и режиссуре — отменное качество актёрской работы. Но она не спасает, увы — по крайней мере, не всегда.

    Дабы не углубляться, заканчиваю на этой пессимистично-оптимистичной ноте.

    6 из 10

    26 февраля 2013 | 18:09

    Без преувеличения — великое кино о великих людях и великой стране. Настоящее, живое, прочувствованное от начала и до конца.

    Больше 12 лет не был Павел Зубов (Александр Михайлов) дома. Когда-то в армию Павла провожала горячо любимая невеста, Настя. Но его мать в одном из писем оговорила девушку, написала, что невеста не верна, и Павел не смог её простить. Спустя много лет он возвращается домой и узнаёт, что его бывшая невеста умерла, оставив троих детей. Старшая Полина — дочь Павла. Постепенно циничный и жёсткий мужчина проникается чувствами к девочке и её двум братишкам, и в конечном итоге принимает важное и мужественное решение — усыновить всех троих детей.

    Что бы кто не говорил, но советское кино являло собой уникальный и самостоятельный вид искусства, не имеющий аналогов в мире. Уникальные сюжеты, мастерская режиссёрская работа на очень высоком уровне — всё это делало советский кинематограф привлекательным не только для советского зрителя, но и для западного. Стилизованное, часто пафосное, абстрактное, но всегда душевное и трогательное, оно притягивает того зрителя, для кого душа и характер намного важнее визуальных красот.

    В Советском союзе, который я не побоюсь назвать великим, снимали, как правило, о войне и о жизни. Фильм «Мужики!» как раз из разряда фильмов «про жизнь», про любовь, про простое человеческое счастье, которое не зависит ни от времени, ни от политического строя. Может быть, кто-то сочтёт это кино слишком приторно правильным, но это не претензия к режиссёру, а особенность времени и стиля. В этом фильме нет громких диалогов о любви к родине, нет пафосных сцен, это кино о любви и об очень сильном человеке. Даже сцена с визитом представителя РОНО не смотрится пафосно, напротив — на редкость пронзительная постановка. О сцене с отъездом семьи и собакой даже говорить не стоит — буквально, наворачиваются слёзы от того, что происходит на экране.

    Всматриваясь в визуальный ряд, невольно задаёшься вопросом — какой же колоссальный труд проделал режиссёр, чтобы его актёры так гениально играли? Сразу вспоминается каменное лицо Малыша в «Тот ещё Карлсон». В далёком 1981 году маленькие актёры играли на уровне таких признанных гениев как Александр Михайлов, их игре веришь, а сейчас наши киноделы не могут потрудиться, чтобы ребёнок хотя бы улыбнулся. Горько, что такое кино-наследие не смогли сохранить и в добавок ко всему втоптали в грязь.

    Идея фильма проста и в то же время, наверно, является самым сложным в человеческой жизни. Смог ли Павел простить свою Настю, видя каждый день немое напоминание о своей жестокости в глазах дочери? Что чувствовал молодой мужчина, который брал на себя ответственность не только за родного ребёнка, но и за двоих малышей? Должно быть, на такой подвиг способен только сильный человек. В современном мире лишь один из тысячи сможет сделать это, а если и сделает, то неминуемо попадёт в шоу «Пусть говорят». Для нас человечность и любовь стали новинкой, и это очень и очень горько осознавать.

    В этом фильме прекрасно всё: сюжет, актёрская игра, общая идея, заложенная в каждом кадре, продуманность каждой сцены и каждой детали, шикарные диалоги, музыка, то пронзительная, то весёлая и подающая надежды. Вот какое кино нужно смотреть и знать, чтобы не дать своей душе очерстветь.

    10 из 10

    30 марта 2014 | 17:50

    А не Яшка, так Стёпка, а не цыган, так еще кто-нибудь — не всё ли равно, правда? А вот не всё.

    «Бледнолицый» сын художника (А. Солоницыну — браво!), собственно, тоже, мягко говоря, не в тему, но «найдёныш» — это уже чересчур. Оно, конечно, понятно, что «приемный ребенок может стать своим» и все такое прочее, но… Одно дело, когда к этому приходишь сам, и совсем другое — когда он предлагается «в комплекте», и выбирать особо не приходится. Напрягает, одним словом, этот момент — чего уж греха таить.

    Так-то фильм хороший, правильный, возможно, даже слишком. Но не покидает ощущение… несправедливости, что ли. Ну куда одинокому мужику трое детей? Да еще и на Севере. Друзья друзьями, а только у них вскорости, надо думать, свои семьи появятся, и что тогда? Девчонке всего ничего учиться осталось — тоже, выходит, на алтарь жизнь свою положить должна? Удружила маманя, ничего не скажешь. Дюже добрая была баба, не иначе! Того ей жалко, этого…

    Вот и главный герой предстает перед нами человеком сугубо положительным. Ошибся (спорный, впрочем, вопрос, но даже если) по молодости, но вовремя осознал, раскаялся и т. д. — считай, искупил. Так сказать, «не только сержантом, но и хлопцем геройским» оказался на поверку. Всё это очень хорошо. И история мужской дружбы (единственное, пожалуй, по поводу чего нет ни вопросов, ни сомнений) тут как нельзя кстати, и демарш «боевой подруги», безусловно, «совершенно случайно» работающей в ювелирном магазине… Свет выставлен идеально, если Вы понимаете, о чем я. Но…

    Дюже рафинированная картинка получается, нет? Эмоции зрителя не просто спрогнозированы, такое ощущение, — они буквально прописаны. Тут всплакнуть, здесь возмутиться, там порадоваться. И, вроде бы, все законно, все на своих местах. Только… «кто оплачивать будет» все это пиршество эмоций? А, главное, с какой стати?

    Поступком главного героя можно и, наверное, даже нужно восхищаться. Но оправданно ли при этом забывать давать беспристрастную оценку поступкам других людей, по сути, не оставивших ему выбора? Вопрос. Лично мне позиция авторов, выражающаяся, по сути, во всеобщем прощении за чужой счет, не близка. Поэтому оценить фильм я могу только на 

    7 из 10

    6 ноября 2012 | 16:57

    Фильм «Мужики»,снятый в 1981 году режиссером Искрой Бабич,-не просто культовый советский фильм, хорошо известный нашим папам и мамам-это фильм притча, рассказывающая о том, как можно одним по настоящему мужским поступком, кардинально изменить свою жизнь.

    Павел Зубов живет и работает на Севере уже 13 лет. Он приехал туда сразу после прохождения службы в армии. В родное село, где он жил и где осталась его невеста Настя, он не вернулся, так как мать Павла написала ему письмо, в котором рассказала о том, что Настя изменила ему за время службы, забеременела неизвестно от кого и собирается рожать. Павел не заезжая в село, сразу едет на Север.

    Отец пишет ему письмо с просьбой срочно приехать, ибо он при смерти(хитрость, на которую он вынужден пойти, чтобы повидаться с родным сыном). Павел срочно едет на малую родину, встречается с родителями и уже на месте узнает, что мать ошиблась, написав то злополучное письмо. На деле оказывается, что Настя всегда любила Зубова и родила от него дочь, которую назвали Полиной. Когда она второй раз вышла замуж за какого-то местного пьяницу, то родила второго ребенка, также названного в честь Зубова Павлом, и взяла из детского дома циганенка Степку-глухого от рождения мальчика.

    И вот тут начинается самое интересное. Павел Зубов решается на самый, наверно, ответственный шаг в своей жизни-удочерить не только родную дочь Полю, но и взять двух чужих мальчиков на Север насовсем.

    Фильм с Александром Михайловым, идеально вписавшимся в роль Зубова, ни на минуту не оставляет зрителей в праздном времяпрепровождении. Здесь очень много психологических моментов, которые подчас вышибают непрошенную слезу. Сочуствие и сопереживание героям не оставляет равнодушным до последнего кадра. Дети же сыграли просто на высшем уровне!Чего только стоит танец цыгана Стёпки под песню «Валенки»,который он танцевал перед инспектором по делам несовершеннолетних-это гениально!

    Таких картин не так много, поэтому оценка без нареканий

    10 из 10

    7 февраля 2011 | 23:30

    Само название как-бы говорит о том, что картина призвана в общих чертах охарактеризовать каждого отдельно взятого мужчину. Но и здесь есть небольшой нюанс. Если мужчина, по сути, — лицо, противоположное по полу женщине, то мужик — это в принципе, то же самое, с той разницей, что он, в одном из вариантов определения является образом, приближенным к крестьянину. А ведь вся семейная драма как раз-таки и разворачивается в селе. Причём зрителя с первых же минут погружают с головой в семейные проблемы и герой Павел Зубов (Александр Михайлов) который вроде бы как должен начать вызывать симпатии, ведь как ни как жанр мелодрамы обязывает, наоборот вызывает крайне негативные эмоции. Стоит только услышать историю о том, как он поступил в молодости, и что за этим последовало, то приходишь к выводу, что намечается драма и она самая что ни на есть тяжёлая.

    Павел приезжает в родное село после получения письма от собственного отца. В разговоре за столом выясняется множество подробностей. Среди них и такие, которые заставляют начать видеть в Павле бессовестного человека, который мало того, что после армии уехал прямиком в другой город, толком не попрощавшись с родителями, так ещё и имеет, возможно, родную дочь Полину. На этом сюрпризы не заканчиваются, и коктейль только начинает замешиваться. Оказывается, и жена тоже ни из робкого десятка и в своё время успела погулять и нагуляла ещё одного ребёнка от художника. Вдобавок к этому она успела усыновить ещё одного, похожего на цыгана. За время застолья Павел слышит от отца всю правду и понимает, что оказался в крайне затруднительном положении. Если ещё дочь, скорее всего, является ему родной, то сын Павлик находится под сомнением, так как он, возможно, является результатом продолжительных взаимоотношений между теперь уже умершей женой Настей и художником.

    Тут же конечно на языке крутится лишь одно слово, характеризующее Настю, как женщину лёгкого поведения. И это в селе, где принято считать, что живут добропорядочные люди высокой нравственности. Хотя и Павел тоже хорош. Несмотря на то, что по ходу развития истории, он предстаёт в образе крепкого характером представителя мужского населения, тем не менее, откровенно признаётся, что боится дальнейших последствий, способных сформировать большой груз ответственности, которую он осмеливается взять на свои плечи. И как-то сложно поверить в то, что этот мужик по причине уличённой в неверности жены когда-то решил проехать мимо родного дома и уехать на дальний север. Да к тому же хоть и видел присланные ему от друзей письма, да и не только от них, всерьёз он их не читал. Но по селу слухи расходятся быстро и, возможно, все в курсе про то, как ещё погуляла жена их земляка, живущего отныне чёрт знает где.

    Интересно наблюдать как Зубов мечется по городу, изводя себя оформлением документов об опекунстве. Совесть берёт своё и ему трудно осознавать тот факт, что его ребёнок, находящийся теперь уже под боком, может отправиться в детдом. А дома, в Никеле, героя ждёт уже новая жена Тамара. А ей Павел предлагает принять такие обстоятельства и смириться с ними. Но она здесь не при чём, и в складывающейся обстановке Тамара воспринимается, как абсолютно не виновный человек. Ситуация не простая и кому как не главному герою её можно решить, потому как его отец, изъявивший желание стать опекуном не подходит по возрасту для этого дела. В общем, кто в этой истории хороший, а кто плохой — зрителю предстоит решать самому для себя.

    Единственное, что среди прочих возможных мелких недочётов сильно бросается в глаза, а на это не трудно не начать обращать внимание, так это то, как часто в кадре появляется бутылка водки или табачные изделия. Причём даже сама Полина по сюжету замечает, что её объявившийся отец любит выпить. На что тот ещё и отмахивается, дескать не обращай внимания. И следом ещё и старается оправдаться, что у него, у бедного душа болит и поэтому, как настоящий мужик он пытается найти выход в стакане с крепким спиртным.

    8,3 из 10

    7 марта 2016 | 14:02

    Достаточно любопытная картина.

    Советский союз. Пролетарий, вышедший из крестьян. Отслужил, и после нестандартного случая с невестой, рядовая жизнь испытывает занос на повороте, когда нужно жениться по сценарию «жизни» — женщин боится по сценарию картины.

    Фильм достаточно чётко показал этапы жизни рядового гражданина своей страны.

    Дети — счастливое детство.

    Юноша — невеста, военкомат и служба.

    Мужчина — семья и друзья.

    Дедушка — забота о семьях младших, крепость и строгость, лидерство.

    Всё это мы находим в картине, шаблон как жить мы получили, и теперь «как жить» и справляться с разными ситуациями возникающими на пути идеальной (без кавычек) жизни.

    Чёткое разделение материальных ценностей. Что важней — «призрачная» красавица Тамара, или дети, пусть некоторые из них и не свои. Идея или вещь? Преданность или гордость. Неоднократно поднимается вопрос «эгоист» ли я.

    Всё это в купе даёт представление о том, что в ту эпоху было важным в жизни среднего гражданина своей страны, какие рядовые проблемы могли возникнуть, что могло заставить задуматься.

    Разве это не наше наследие? Наши родители и мы вышли из этого времени. Большинство людей, на чьих плечах держится Россия, воспитаны этой идеей всего фильма.

    Стоит отметить, настроение в этой картине создаётся почти без закадровой музыки. Она используется только в тех местах, где зрителю нужно преподнести всю остроту сцены.

    Нужно признаться, сцена где собака мчится за автомобилем (где не вставить музыку, было бы смешным поступком), меня проняла. Хотя и видно, что собаку «науськали» бежать, взрослым актёрам довольно сложно передать чувства такого поступка, с чем актёры дети легко справляются.

    Я бы назвал эту картину идеей светлого будущего.

    ОГРОМНЫЙ МИНУС.

    Пьянство. Табакокурение. Нездоровый образ жизни.

    Картина вышла в 1981, до «сухого закона» остаётся ещё 6 лет, но вопрос, почему рюмка во главе каждой встречи?

    Краем темы, вопрос алкоголизма задевается в двух сценах: алкоголик отец светлого мальчика, и диалог девочки и отца, о том что он пьющий. Никак не спасает ситуацию вопрос поставленный таким образом.

    Моё мнение, позиция в картине поставлена крайне шатко. Светлое будущее и вдруг так омрачается.

    Это и сказывается на моей оценке фильму в 7 баллов.

    21 декабря 2013 | 02:45

    Перед вами картина, в которой главный герой, взрослый мужчина, пройдет некое нравственное становление, выберет правильный жизненный путь. И, признаться, сюжет то незамысловатый — все крутится вокруг поступка усыновления чужих людей. Однако, прекрасная актерская игра всего состава делает эту картину очень интересной и действительно трогательной.

    Название фильма прекрасно отражает философию, которую авторы доносят до зрителя. В жизни любого мужчины наступает момент, когда он должен показать, в первую очередь, самому себе, что пора принимать правильные решения, пора доказывать свою честность и нравственность, пора перестать отступаться от трудностей, а наоборот брать на себя ответственность в сложных ситуациях и, с этим простым и мужицким «сдюжим», делать то, что действительно нужно делать.

    Хочется отдельно сказать об игре актеров. Именно благодаря им эта картина действительно хороша. Особенно мне запомнилась пусть маленькая и, возможно, не совсем примечательная роль Солоницына, который играет спившегося художника. Его обращение к маленькому сыну, который навсегда уезжает очень далеко от него, наверное, самый трогательный и одновременно сложный момент во всем фильме.

    20 апреля 2015 | 00:44

    Это кино по сей день остается одним из любимых подарков советского кинематографа. В 1981 режиссер Искра Бабич сняла данную душевную драму, и она была тепло принята как зрителями, так и критиками. Остается любимой и по этот день. На самом деле история и хронология картины проста, но фильм сделан так душевно, чувствуется чистота, добро и приятная атмосфера. Главный герой весьма вдохновляющий персонаж, которому есть чем удивить зрителя.

    В этой истории мы видим шахтера Павла Зубова. Он узнает, что умерла его невеста и приезжает в родное село. Мужчина узнает о существовании собственной дочери от этой женщины, и решает взять опеку на себя. Только проблема заключается в том, что девочка идет в тройном комплекте: у нее еще есть два маленьких брата, и герой принимает мужественное решение…

    Я этот фильм смотрел несколько раз, и каждый раз он пробирает до души. В чем же его сила и достоинство? Вся эта история крайне трогательная, а главный герой поступает именно так, как надо было поступить, хотя в реальной жизни далеко ни каждый бы на его месте на это осмелился, да практически никто. Многие сцены в этой драме настолько трогательны, что без слез их смотреть не возможно. Такие, когда собака бежала за машиной, или главная сцена фильма, когда мальчик закричал «мужики». Просто без слов, это нужно прочувствовать.

    Александр Михайлов замечательный актер, который сыграл кучу ролей в фильмах, которые мне нравятся. Данная же его роль крайне глубокая и одна из лучших в его карьере. Дети были выбраны для этой истории тоже удачно. Все смотрелось реалистично без единой нотки фальши.

    «Мужики!..» — советская драма на все времена и кино, которое я люблю. Мне хочется сказать создателям этой картины спасибо за прекрасное душевное кино, которое пробуждает все лучше и только лучшее в нас. Фильм сильнейший и не посмотреть его — означает действительно потерять многое. Спасибо!

    - Что ты сказал только что, повтори?!
    - Мужики!!!


    10 из 10

    19 октября 2015 | 11:10

    Помню раньше, во времена моего детства, когда о каком — то фильме хотели сказать, что он очень хороший и его стоит посмотреть обязательно, то говорили: « Ну, фильм такой, …жизненный!» «Мужики!» — фильм очень жизненный. За кого и за что несём мы в этой жизни ответственность? И перед кем? И что это такое вообще — ответственность, долг, честь для настоящего мужика… Вот жил себе Павел Зубов со своей женой Тамарой, работал на шахте в Сибири и забот не знал, пока вдруг не получил письмо от родителей, что умерла его бывшая невеста, не дождавшаяся его из армии. Именно после письма матери, написавшей об измене невесты, и решил Павел не возвращаться больше в родную деревню, а начать всё сначала на новом месте. А вот теперь мать звала его обратно. Чтобы решить одно очень важное дело…

    Оказалось, у Павла есть дочь, Полина и ей уже 14 лет. И ещё у Полины есть два братика: родной Паша и приёмный, немой цыганёнок Стёпка. И после смерти матери у Полины кроме них нет никого. А у мальчишек — никого, кроме Полины… Поскольку отец Павлика, заезжий художник, личность творческая и на месте сидеть не привыкшая. А заботы о детях творчеству сильно мешали. К тому же художник был подвержен очень распространённому на Руси пороку — пьянству. Детей ждал детдом. И скорее всего — разные детдома.

    Причудлива и загадочна система заботы государства об осиротевших детях. Вот соседи и хотели бы взять детей, так нельзя: не родственники. Да кто кому в деревне не родственник! Всю жизнь бок о бок и друг у друга на глазах… Но каким документе вы это подтвердите? Никаким? Значит и прав на детей не имеете. Бабушка с дедушкой? Да, родственники… Но им больше шестидесяти. Значит, по закону — нельзя! По закону детям лучше будет в детдоме. Государству виднее.

    Надо видеть глаза матери Павла, когда она кается перед ним в своей вине, своём письме, поломавшем столько жизней! Мёртвые, тусклые, стеклянные на неподвижной маске- лице. В них только боль и вина…вина… вина… Наполнившая всю её жизнь, сделавшей эту жизнь невыносимой. Никому невеста не изменяла, ребёнок её — дочь Павла… да только сын теперь далеко. А муж, он совсем чужой стал, живёт с ней рядом через силу, в разговоре слова сквозь зубы цедит. Стыдно ему, крепкому деревенскому мужику, что его сын, поверив матери, дочь бросил. Хоть и не знал о ней.

    А глаза девочки, хрупкой светловолосой Полины — такие недетские глаза. Да и откуда там ему взяться, детству, если кончилось оно, даже по сути и не начавшись. Такие мудрые, серьёзные, бездонно — печальные. Такая взрослая маленькая девочка, пытающаяся объяснить отцу, которого зовёт только по имени-отчеству, что не может она оставить братьев и уехать с ним. Потому что так — нельзя! И уходит, закрыв перед отцом дверь, оставив его на крыльце. Ну и пусть он стучит, зовёт её, говоря, что разговор не закончен…Для неё — закончен. И если большой взрослый мужчина не понимает, что она ответственно за судьбу маленьких братьев, у которых кроме неё никого нет, что они — родные и не могут друг без друга, то что ему может объяснить маленькая взрослая девочка?

    Любовь, долг, преданность, привязанность… как справиться с комом у горла, когда видишь, как упирается проданная корова, ни в какую не желающая уходить с родного двора. И как навзрыд плачут дети, видя, что уводят их корову, их родную корову. А сцена с собакой Рексом, бегущую за машиной с детьми несколько километров? И поняв, что так он её не догонит, Рекс просто бросился напрямик по полям и сел перед машиной, везущей всех на вокзал. Ведь для Рекса они свои, самые родные. А он — для них. Как часто Стёпка пытался влезть в его конуру, и они вместе ели принесённый им кусок хлеба, делясь по — братски. Как могло не дрогнуть сердце строгой проводницы, когда тот же Рекс, поняв, что его не хотят пустить в вагон, а значит, разлучат с детьми, подполз к ней и прижался мордой к её ногам. Как может при виде всего этого не дрогнуть сердце у зрителя, как могут слёзы не навернуться на глаза — я не понимаю.

    Точно так же не может оставить равнодушным и сцена случайной встречи на вокзале с бывшим художником, опустившимся и спившимся отцом Павлуши, сначала даже не узнавшим его, а потом пообещавшим купить «вот такую большую шоколадку». Ох уж эти шоколадки — универсальный заменитель родительской любви и родительского долга! И попытка купить за неё любовь ребёнка…. И снова глаза. Теперь — жалкие, виноватые. Как у побитой собаки. Глаза Анатолия Солоницына, сыгравшего спившегося и опустившегося отца Павлуши. И как та побитая собака он бежит за вагоном, навсегда увозящим его сына, и просит Павла Зубова: «Воспитай его хорошим человеком. Настоящим мужиком!»

    Есть в фильме и ещё типажи настоящих мужиков — это друзья Павла. Пусть жена уехала к маме, даже не дождавшись возвращения Павла. Друзья — это наверное, самое лучшее, что даёт нам жизнь в подарок. Или это то, что мы сами выбираем? С такими друзьями можно воспитать кучу детей, не только троих. Двое из них — сами детдомовские. Как сказал один из них: «Нет, я конечно не жалуюсь, но такой судьбы никому не пожелаю». Эти уж точно из мальчишек настоящих мужиков воспитают. И всё у ребят в жизни будет хорошо. Тем более что Стёпка, после того, как они все вместе отбили любимого Рекса от дворовых собак, напавших на чужака, сказал своё первое слово — Мужики!

    Кстати, за роль Степы в этом фильме, Миша Бузылёв-Крецо в возрасте 5 лет был удостоен государственной премии.

    Вот интересно, почему такие фильмы, как «Пацаны» или «Мужики!» практически невозможно увидеть по ТВ или купить на ДВД, а вот фильм «Сволочи» — легко и запросто! Кого в конце концов, мы хотели бы вырастить из наших детей, мальчишек — мужиков или сволочей? Ну, если даже просто на названия ориентироваться.

    15 апреля 2012 | 20:31

    Необыкновенно жизненный и проникновенный фильм. Не с каждым случается то, что выпадает на долю этих обычных людей, но они продолжают высоко держать голову и не преклоняются перед выпадающими жизненными трудностями и тяжелыми ударами судьбы. Это нелегко. Не каждому удается выстоять. И только устоявший на правильном пути обретает истинное счастье.

    «Все то вы про нас, мужиков, понимаете, а вот одного не знаете: почему мы одних любим, а других замуж берём…»
    (Павел Зубов)

    10 из 10

    30 апреля 2009 | 23:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>