К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Для своего времени это была очень сильная работа, но со временем львиная часть шарма рассеялась.

Первая часть (про детство) скорее прошла проверку временем, хоть это опять же собирательный образ русской безнадеги, любимый на западе (привет картинам Звягинцева).

Вторая же, «московская» часть, которая судя по всему задумывалась с акцентом в драму, сегодня (на момент 2024г) в лучшем случае воспринимается как трагикомедия.

Атмосфера города в картине – это своего рода собирательный образ того, как виделась тогдашняя реальность глазами медиа.

Образ главной героини – это еще что-то, хоть и с натяжкой, имеющее право на существование.

Образ города для художественного произведения, опять же с натяжкой, скорее да, чем нет.

А вот образ «объекта для обожания» - это рука лицо. Обычный продаван, который ходит на работу от звонка до звонка, почему-то живет в двух этажном пентхаусе в центре, устраивает шумные ночные пьяные вечеринки каждый день, напивается до беспамятства и в бессознательном состоянии творит дичь, а утром выпив кофе идет продаванить?! Вы серьезно?! Для комедии абсурда – это наверно был бы идеальный образ, но для драмы сегодня – это просто никак.

Так имеет ли смысл смотреть спустя годы? Для поклонников творчества Анны Меликян скорее да, т. к. интересно понаблюдать на эволюцией творчества талантливого человека.

В качестве драмы, мелодрамы или просто развлекательного контента в сферическом вакууме – скорее нет, это точно не бессмертная классика.

7 из 10

02 марта 2024 | 15:44
  • тип рецензии:

Хороший фильм про обычную девочку. Вообще мне кажется обычных людей в наше время очень не хватает. Не самых талантливых, не самых умных и не самых красивых, и не зацикленных максимально на собственной персоне, как два других героя фильма - Саша и Рита. Фильм показывает, что счастье можно обрести, если немного отойти от собственного эго и «я» и задуматься о том, как живет та же рыбка в аквариуме или кактус, в который ты сбрасываешь пепел. Мне кажется скрытая депрессия двух других героев как раз от этого - они не видят ничего, кроме себя, даже любовь у них - для себя, а не для счастья другого человека, которого они любят, что еще раз показывает диалог в конце фильма- «Мне плохо» - «Не порть Мне настроение».

И при всем том, что у них было и есть, несмотря на все, что они потребляли в своей жизни - развлечения, хобби, еда, путешествия, обучение, общение с интересными людьми - они все равно несчастны. А кто-то вообще ананасов никогда не пробовал, и учился в школе для даунов. И ничего. Мы просто настолько зациклены на наших проблемах, что просто не замечаем этих людей - всех тех, кто расклеивают объявления, клеят коробки на производстве (на многих фабриках даже крупных компаний в России это до сих пор делается вручную, потому что ручной труд дешевле специального оборудования) или ходят в ростовых куклах.

28 августа 2020 | 09:21
  • тип рецензии:

Фильм немножко артхаусный, но это не делает его сложным для просмотра, действие достаточно динамичное, приправлено легким юмором, а некоторые фразы могли бы стать цитатами, будь он более популярным. Концовка, несмотря на трагичность, воспринимается как должное, слишком не похожа была эта девочка 'с луны' на окружающих, вот и выпала из жизни, да и героиня нам из-за кадра говорит совсем не грустным голосом: 'Так бывает, ничего страшного'. Её стойкости и светлому незамутненному взгляду на жизнь можно только позавидовать, ведь другой на ее месте человек мог бы озлобиться или сломаться, а она ушла в свой мир и глядит оттуда на всех с любопытством и восхищением, как из аквариума. Вообще в этом фильме очень много аллегорий и режиссерских находок, работа оператора тоже очень порадовала. Побольше бы такого кино.

21 июля 2020 | 17:51
  • тип рецензии:

Необычная история, которая оборачивается, порой, почти волшебными совпадениями, хоть и в жанре не указано фэнтези. Снятое по простому кино дарит нам правду жизни, отголоски которой можно узнать и в реальности. Анна Меликян умело обошлась с экспозицией, заставив примкнуть к экранам, где мы увидели необычную маленькую девочку, которая рассказывает историю своей жизни.

Предрассудки можно стереть, ведь умеет же талантливый человек привлечь внимание не очень приятной жизнью узкого круга семьи: матери, дочери и бабушки. Словами автора нам дают ответы на вопросы, которые возникают в процессе знакомства, а сюжет тем временем заостряет внимание на главной героине. Странная и тихая девчонка, которая всеми своими поступками доказывают взрослому, суровому и несправедливому миру свою точку зрения. У персонажа отлично преобладают искренность, наивность и любопытство, а любое несогласие с её решениями или грядущими планами ознаменуется непредвиденными обстоятельствами.

Это магия или череда совпадений? За жизнью девочки становится приятно наблюдать. Главы, на которые поделила фильм Анна, демонстрируют разные периоды, которые играют важное значение в жизни персонажа. Разговоры, мысли и застенчивость обыгрываются волшебными способностями, рождая приятную драму в столице. Основные главы ленты демонстрируют влияние на девочку, тут просматривается великолепное переселение. Отдалённая чудачка, живущая своей жизнью на берегу моря, сталкивается с быстрой рутиной огромного мегаполиса.

Нашему вниманию представляют изменения и адаптацию героини под сложную жизнь в городе. Начинается самая приятная часть ленты. Порой, опрометчивые поступки нарушают логику, но драма о непонимании и одиночестве в большом городе прорывается наружу, обнажая эмоции девочки, знакомя её с «плюсами» и «минусами» мегаполиса. Первая любовь, которая зарождает несколько сюжетных линий и открывает нам новые персонажи. Приятные моменты знакомства и воздействие на неокрепшую психику девочки. Автор подчёркивает возраст девочки главами, но именно совершеннолетие дарит множество сюрпризов взрослой жизни.

Поражает, что человек принадлежит сам себе, все приключения находит по собственному любопытство, подчёркивая свою безупречность и грамотность. Но судьба – сложная штука, поэтому взрослая жизнь плевать хотела на отличную успеваемость школы, она (жизнь) бьёт под дых, как следуя закладывая в удар не такие уж яркие аспекты. Некоторые эпизоды демонстрируют пророческие способности. Снято это и преподносится таким образом, что невольно сравниваешь «Русалку» с работами Терри Гиллиама. В этом российском артхаусе что-то есть.

Нельзя постоянно жить желаниями и везением, сюжет играет способностями девочки, постоянно ставя на её пути преграды. Они устраняются, но каковы последствия? Атмосфера фильма вся пронизана мечтами и надеждами, но «спускают с небес на землю» неприятные события, которые понимает зритель, но не может переварить девочка. Это правда жизни, не стоит уповать на желания. Драматизм и мелодрама переплетаются в объятиях, рождая великолепные предпосылки кульминации. Ты ещё не веришь в магическую часть ленты, пока финал, который вышел потрясающим, не ставит всё на свои места.

«Русалка» - великолепная демонстрация сельских людей в большом городе со всеми его условиями, спешками и сменами ключевых лиц в личном пространстве. Мечты далеко не такие красочные, какими мы их видим, а реальность зла. Хочется отметить приятную наивность на лице актрисы Марии Шалаевой, так как образ отдалённости она передала потрясающе, ровно как и счастливые моменты героини. Хорошее отечественное полотно, показывающее интригующую точку зрения режиссёра.

03 мая 2020 | 00:44
  • тип рецензии:

Есть, есть же повод подумать, что автор всё-таки вдохновлялся классикой…

Ведь в фильме, что ни говори, имеет место лёгонький отсыл к Андерсенсовской сказочной трагедии, очень тонкий и даже, я бы сказала, стильный. Здесь же героиня тоже как-никак спасла утопленника, чтобы потом в него намертво втюриться и умереть во имя своей к нему высокой любви.

Но на этом сходства заканчиваются.

Впервые нашумевший хит Анны Меликян я посмотрела в кинотеатре, 11 лет тому назад. Пересмотрев сегодня, убедилась, что тогда ничего в нём не поняла... Молодость-зелена-думать-не-велено...

Фильм наивно привиделся мне драматическим сказом о необычайном человеке, девочке, не похожей ни на кого и умеющей управлять миром (исполнять желания, видеть будущее, быть пламенно несчастной и шокирующе- искренней). Она предстала в моих глазах чуть ли не сверхличностью...

При повторном просмотре я увидела ровно обратное: девочки вовсе не было.

Она действительно – Никто (если аллегорически).

Рождённая от разовой связи, прожившая чужое детство в «дурке», идейная безотцовщина, не желающая верить, что папа никогда за ней не придёт, да и вообще все и всё вокруг - фикция – она символизирует вакуумную пустоту человеческой низости, из океана которой эта 'рыбка' и вылупилась, ею и была уничтожена в финале. Из него, из океана равнодушия и жестокости, тут постоянно показываются, чтобы мигом лопнуть, мыльные пузыри-«Алисы», 'русалки', обречённые кануть без вести и без воспоминания. Оранжевые декоративные 'рыбки', благодаря которым мы чувствуем себя кем-то, ну если по сравнению с ними...

Пустота…

Великая, как космос и вечная, как мир.

Пустота, вызывающая шторм.

Взрывающая самолёты.

Прячущаяся за рекламной ширмой. Пива или мобильника.

Рыдающая по Москве в маске.

Громогласно упрекающая в предательстве.

Спасающая, когда некому больше спасти.

Погибающая незаметно...

(На то она и пустота…)

И обязательно надо с нею столкнуться (как столкнулся её, русалкин ПрЫнц, в исполнении вечно играющего самого себя гниловатого любовничка-Цыганова), чтобы научиться ценить то, что существует на самом деле.

Алису-пустоту нужно Знать, чтобы увидеть её в этом фильме, как и в жизни. Чтобы научиться её распознавать.

Её – Россию – преисполненную людьми, которых никогда, никогда не было и не будет. Но которым больно молчать. А хочется материться… Как Меликяновской «русалке», которая после спасения реальности, неизбежно вернулась в эфемерное (асфальтовое) море, из которого и вышла, никому не нужная.

Разбитая вместе с аквариумом.

Но зовущая к волшебным сновидениям.

10 августа 2019 | 23:25
  • тип рецензии:

Фильм А. Меликян предлагает нам гламурно-подростковую зарисовку о жизни подростка в большом городе. В своей картине режиссер бессознательно дистанцируется от территории смысла, представляя набор несложных визуально-эмоциональных эффектов, справедливо полагая, что в этом и кроется суть кинематографа.

Нельзя не согласиться с Анной, когда смотришь ее произведение. Кино, поставленное на шарниры, на самом деле ходит, оно передвигается и волочет своего зрителя по вожделенным тропкам воображения вслед за своим режиссером. Где нужно пройдет подрагивание, выдавит слезу, подпрыгнет и выступит пот на волосатом загривке, всё как у четвероногих любимцев Павлова.

Анна Меликян щедро сыплет визуальной моторикой, поглощая этим движением своего зрителя вместе с его возбудившимися 2мя,3мя или всеми 5ю чувствами. Но обману здесь нет места, доктор Павлов, был жестоким человеком, а режиссер Анна добра и невинна и не понимая того, создает красное революционное кино, в пику кровавому монстру капитализма.

Анна Меликян идет на радикальный шаг, воплотив образ Буратино в современном российском медийном поле.

Ее экранизация старой сказки Джани Родари как никогда свежа и актуальна. Она прямо и бесстрашно выступает против тирании визуального образа, создавая кино из недр своего восприятия, под нож идет весь иконостас медийного мира.

Свою историю она начинает метафизическим спариванием двух знаковых для советского фольклора героев - продавщицы и моряка, в результате рождается нечто: не мальчик, а девочка, которая начинает разрушать родительских миф, созданный на страхе и пропаганде.

После революции в глубинке, девочка под прикрытием суррогатной матери с бабушкой, поселяется в москве.

Она быстро ориентируется в обстановке, проходит все стадии медийной классовой борьбы, начиная с расклеивания листовок и объявлений, уличной агитации, заканчивая диверсиями и пропагандой в высших учебных заведениях.

Как результат, она выходит на аристократию медийной верхушки города и начинает разбираться в механизме порабощения людей визуальными образами. В ход идут все средства: с откровенного ведьмачества - заговоров и приговоров, до банального внешнего переодевания и дешевых декораций.

Интерес к медийной аристократии быстро остывает, девочка понимает, что с такими простыми приемами революции в москве не сделать.

А тем временем, удавка образов все более сжимается, вокруг режиссера. Ей нужно предпринять решительные действия чтобы избежать вечных мук от вынужденного хэппи энда.

Следуя классике революционной борьбы от итальянских товарищей, она устраивает изящное пике. Концовка неожиданна, как прокол Буратино холста в домике папы Карло.

Картонный мир победил, он еще стоит, но зритель уже не тот, сбой программы порожденный шоком до заикания, родит мозговые вирусы и подкопы. Мир больше не тот Анна - мученица гламура и московский шок под прикрытием собирает лавры с побежденных кинематографий, товарищи по борьбе изучают мат часть и готовят новые потрясения фанерным бастионам и силиконовыми бойницами.

01 марта 2019 | 11:05
  • тип рецензии:

Никогда не писала раньше рецензии. Может и не получится, ну уж очень хочется вылить тот сумбур, который творится в моей душеголове.

Фильм вогнал в ступор. В частности просто из-за того, что слишком много мыслей и эмоций разом обрушилось на меня и во время просмотра, и после. Не хочу поднимать вопрос мистичности, любви и жертвенности и сравнивать данную ленту с другими фильмами. Больше хочется высказаться по поводу темы, которая затронула больше всего именно меня. Темы появления людей в жизни.

Все время, пока смотрела картину, не покидало ощущение того, что это не должно было случится (отбросим факт, что это и так фантазия сценариста). Ты приходишь на мероприятие, где тебя никто не ждет и пытаешься как-то там провести время, потому что и уйти просто так не можешь - обязан отбыть свое пребывание здесь до какого-то логического конца. Такое сравнение приходит на ум. И вроде никто не против твоего присутствия, но все равно посматривают искоса - не звали же, ну. Чего приперлась? И ты еще неуклюжая такая: с тобой постоянно что-то приключается, возле тебя все время какие-то цейтноты и проблемы. Не любят таких бедовых, неуверенных в себе и непрошенных.

Вот и мне все время казалось, что Алисы не должно было быть: никто не ждал появление героини на этом свете, никому не нужна была в дальнейшем и ее жизнь. А жила ли она?.. Немного. Недолго. Лишь столько, чтобы понять, что ради любви готова на все. И всё? Увы - да.

Есть в этом что-то - нежданные люди часто в жизни ощущают свою ненужность, некместность, я бы даже сказала. Если, конечно, не повезет с окружением. Сложно им найти себя, свое место в жизни среди баловней судьбы, людейожидаемых, многимилюбимыми и нужнымиродителям. Обязательно рядом с такими нежданными должен быть кто-то, кто даст понять, насколько они нужны и важны. Тогда есть шанс, что жизнь состоится.

А сколько таких людей, которые не знают, кто они, зачем явились сюда и чего хотят?

Очень острый вопрос определения себя, своего места и роли в обществе, в той жизни, в которой проживают.

И конец жизни у таких людей чаще всего бывает именно такой - неожиданный. Нежданно пришел, нежданно ушел. Закономерность, блин...

Смотреть или нет - выбор каждого. Если запутались в себе - смотреть! Если не знаете, как жить дальше - смотреть! Если хотите нетривиальный сюжет и такую же картинку - смотреть! Если хотите просто отдохнуть - смотреть! А уже в процессе сами для себя решите, ДОсмартивать или нет.

Меня однозначно зацепило. Сильно.

28 января 2019 | 17:31
  • тип рецензии:

Может это громко сказано, но в этом фильме я засматриваюсь каждым кадром. Ну если не каждым, то почти каждым. Столь восхитительной операторской работы и таких талантливых режиссёрских находок я в нашем современном кинематографе не встречал давно.

Подобные чувства я испытывал лишь при просмотре легендарной Амели Жан-Пьера Жене. Теперь и у нас своя Амели появилась ))

Не скажу, что это плагиат, поскольку сюжеты вполне самостоятельные и перекликаются лишь изредка, но такое буйство режиссёрской фантазии воплощённой на экране стоит многого.

Я как-то написал на этом форуме, что кинорежиссура - это мужская профессия (повод тому был), но при виде работы Анны Меликян, готов взять свои слова обратно. К сожалению я не видел других её работ, но 'Русалка' я считаю - это высший пилотаж режиссуры. Так ярко передать внутренний мир девочки, начиная с её шестилетнего возраста и далее, по мере взросления - это под силу только очень талантливому человеку и грамотному знатоку своей профессии.

Анна Гагиковна, снимаю перед Вами шляпу!

Я не знаю, о чём думали те, кто обозвал этот фильм неинтересным (да и думали они вообще), но 'Русалка' не даёт соскучиться ни на минуту. Чередование кадров реально жизни, фантазий главной героини с постоянным присутствием тонкого и искромётного юмора выделяет этот фильм из сотен других картин.

Приёмы с уличной рекламой: плакатами, штендерами, баннерами - просто великолепна. Так ненавязчиво и столь явно подчёркивать настроение героини. А плакат на стене дома, в котором наша 'русалка' вырезает глаз, чтобы взглянуть на открытый мир? Прекрасная находка!

А самый первый кадр? Когда среди титров плавают нарисованные рыбки, которые потом оказываются на платье, аккурат на большой попе?

А туфли на каблуках, которые постоянно проваливаются в песок?

А яблоки, которые разом опадают с веток?

Нет. Чтобы перечислить все находки - это нужно пересказывать весь фильм.

Да и не нужно их пересказывать. Фильм надо смотреть! И благодаря столь талантливой режиссуре, прекрасной операторской работе, отличной работе с гримом, костюмами, графикой, фильм этот не надоедает. Я видел его 4 раза, и с удовольствием посмотрю ещё.

Кстати, с немалым удивлением я обнаружил, что в телеэфире идёт урезанная версия фильма. Не знаю, с чем это связано, но, например, все кадры с безногой девушкой я увидел только, когда скачал фильм с интернета. На ТВ они были вырезаны. Так же, там не было и титров с заглавием частей и указанием возраста героини. Странно даже. Наверное не вписывается во временные рамки эфира. Вот и ужали, как считали нужным.

Конечно финал картины заставляет. ..нет, даже не задуматься, а замереть в оцепенении. Столь резко и реалистично он показан. И тут снова проявляется талант режиссёра. Мы видим красную машину, которая летит по улицам, нагнетая обстановку. Но не она в итоге сбивает несчастную Алису. Она проносится мимо. И не успевают зрители вздохнуть с облегчением, как вдруг... удар! И... всё... чернота. Вот так резко и совершенно неожиданно может ускользнуть жизнь на самом взлёте.

И без кадров лишнего драматизма: без крупных планов, без замедлений, без брызгов крови и т.п. А просто, а общем плане со страшным глухим ударом.

И потом Алиса за кадром, как бы извиняется перед нами за то, что так произошло: 'Ведь такое бывает в мегаполисе... Правда.'

А дальше в голове начинают звучать строки из известной песни Земфиры: 'До свиданья, мой любимый город. Я почти попала в хроники твои...'

Нет... на самом деле после этого кадра хочется смонтировать кадр, где Алиса лежит в скорой помощи, а Александр склонился над нею и шепчет: 'Держись, девочка'

А Алиса так неожиданно открывает глаза, и говорит: 'Да я уже полчаса держусь. Что? Проиграл?'

Но это уже будет фантастика. Увы, но реальность гораздо страшнее и непригляднее. Никто не застрахован от трагических случайностей, даже если ты девочка, способная исполнять желания.

Спасибо, Вам Анна Меликян, за этот фильм.

Большое спасибо!

31 октября 2018 | 02:28
  • тип рецензии:

Фильм ничего особенного собой не представляет, этакая классическая история про человека-неформат. Судьба главной героини лишена смыслового трагизма, который должен был оправдать столь ненормальное отношение к жизни. Конечно, её душевная чистота подкупает, улыбает, настраивает на позитивный лад, но встретив подобное в реальной жизни, каждый отвернётся. Многие даже позабыв про вежливость.

Нашенский кинематограф подкупает своим натурализмом, пускай временами и чересчур нарочитым. Даже жанровые эксперименты почти всегда умудряются добиваться похожего эффекта. Но данная картина упор делает на сказочность, правда приземлённого характера, превращаясь в отечественную 'Амели', точнее в её блеклую тень. Верить в происходящее не хочется, ровно как и сопереживать, а наслаждаться операторским умением и режиссёрскими находками, как в той же самой 'Амели', не приходиться.

Не смотря на всю критику, кстати, которая выскочила вдруг, фильм всё равно не оставил равнодушным, ведь история вышла лёгкой, пускай и с грустным налётом, а главное не особо обременительная. Для разового просмотра вполне сгодиться, тем более подкупает приличные актёрские работы.

Всем желаю приятного просмотра!!!

20 октября 2017 | 06:32
  • тип рецензии:

Я в целом настороженно отношусь к авторскому кино, но иногда заглядываю в этот параллельный мир. И в данном случае вернулась из него не разочаровавшись.

Перед нами история обычной девочки. Даже более чем обычной в смысле внешних проявлений, таких как материальный достаток, образование, соответствие общепринятым стандартам красоты (на мой субъективный взгляд внешность главной героини прекрасна) и при этом с совершенно замечательным внутренним миром, красивыми мечтами и прямо таки магическими способностями. Такое вот олицетворение внутреннего ребёнка, живущего на самом-то деле в каждом из нас.

Вообще главная героиня, Алиса, вышла потрясающе искренней и живой. И при этом по-настоящему сказочной. Вроде бы просто ребёнок, которому не дали должного количества любви и внимания, ведущий себя временами очень эгоистично. Но при этом она совершенно точно не такая как все. Само её имя сказочное, намекающее на принадлежность к стране чудес. Но судьба этого светлого и наивного существа соответствует судьбе другой сказочной героини, что отражено в названии фильма.

Алиса умеет исполнять желания, только вот при исполнении собственных желаний часто страдают окружающие. А помощь другому человеку, оказывается, может негативно сказаться на ней самой. Соответственно, возникает тема жертвенности. Как часто человек не задумывается о последствиях своих желаний для других, считая их первостепенными. А вот помочь другому в ущерб себе способны не многие. И имеет ли это вообще смысл: жертвовать собой ради того, кто этого не достоин? Но для того кто любит, такой вопрос не стоит вообще.

Этот фильм - история маленького человека в большом городе с его зовущими отовсюду рекламными слоганами, в которых нетрудно потерять себя. А ещё это о том, как собой остаться. В этом лживом, несправедливом и безжалостном мире, не принимающем индивидуальность, или уже не в нём...

Совершенно обычная жизнь заканчивается самым обычным, даже нелепым, образом, как это обычно случается в мегаполисах, пройдя для всех незамеченной. И никто не знает, сколько таких грустных и трогательных историй, сколько целых миров, незаметно исчезает каждый день. Наверное, всё, что мы можем сделать - просто быть чуть внимательнее друг к другу

27 апреля 2017 | 13:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: