Кинотавр-2018

Пряник со свастикой: Фестиваль начался с триллера про 1941-й

«Кинотавр», день первый: Алексей Федорченко с фильмом про холокост и дебютант Михаил Кукушкин с историей художника-мочеписца.
Пряник со свастикой: Фестиваль начался с триллера про 1941-й
«Война Анны»

«Война Анны» (основной конкурс)

Открывающая сцена «Войны Анны» — настоящая видеоинсталляция, особенно если крутить ее на повторе на выставке современного искусства. И неудивительно: автор картины Алексей Федорченко — один из самых оригинальных российских режиссеров. И один из самых сложных. Он стал в одночасье известным после мокьюментари «Первые на Луне», истории о том, как Советы отправили свой десант на Луну не только раньше американцев, но задолго до полета Гагарина. Документальные фильмы Федорченко известны в основном профессионалам и трудно доступны (но очень хороши), а вот игровые картины востребованы во всем мире.

«Овсянки» (Михаил Кричман получил за фильм приз в Венеции как лучший оператор) и «Небесные жены луговых мари» были выполнены в традициях магического реализма, современный серый быт там изрядно украшен колоритными языческими обрядами марийцев. «Ангелы революции» — гениальный коллаж на тему советской культурной экспансии, заряженный авангардистской энергией 1920-х годов. Новая работа Федорченко «Война Анны» была впервые показана в начале этого года в Роттердаме. На «Кинотавре» — российская премьера.

Темнота, слышны женские крики, выстрелы, а потом украинская речь, дескать, сами сдохнут, поехали. Титры сообщают: это ноябрь 1941-го, зона немецкой оккупации. А потом камера медленно скользит одним долгим кадром по неподвижным белым женским ногам, рукам, спинам, пяткам, полуприсыпанным землей и соломой. Место расстрела, дело рук полицаев, понимаем мы. Из-под тел вдруг медленно выбирается маленькая, почти голая девочка. Уцелела. Потом будет сцена в стиле Белы Тарра: крестьянская семья по полю очень долго тащит Анну сдавать в комендатуру, но Анне удастся спрятаться в камине.

«Война Анны»

«Война Анны»

Отсюда начинается триллер. И бенефис оператора Алишера Хамидходжаева, для которого драматургия фильма открыла широчайшие возможности. Темнота камина позволяет бесконечно играть с крупными планами Анны, а потом вместе с ней по ночам исследовать комендатуру, которая разместилась в бывшей школе. Парты, скелеты, карты... Целые миры для маленькой девочки, которой надо выжить. На экране темнота наполняется символическими цветами: только когда Анна спаслась, нам позволят увидеть чистый и безопасный зеленый, в остальное же время экран отсвечивает опасно-красным, лишь изредка светит дымчато-голубая надежда. Анна начнет жить с нуля: сначала захочет пить, потом начнет искать еду, оденется, согреется, а потом будет совсем уж роскошь — гигиена, возможность о ком-то заботиться, ласка, сочувствие, месть. Федорченко даже позволит себе цитату из «Лабиринта Фавна» с уставленным яствами длинным столом и пугающими монстрами. Это история о том, как девочка победила в войне, любит говорить режиссер. Но это еще и на редкость поэтичный и пугающий фильм. Правда, весь этот настойчивый символизм превращает экран в настоящий ребус, требующий разгадки, и кому-то «Война Анны» может показаться слишком рациональной и искусственной.

«Дар» (конкурс дебютов)

В прошлом году Михаил Кукушкин был на «Кинотавре» как продюсер любительского шизофренического треш-слэшера «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина. Но оказалось, что уже тогда он работал над фильмом «Дар», а «Кинотавр» если уж заметил кинематографиста, то старается его не упускать и следить за ним.

«Дар»

«Дар»

Никакого отношения к Набокову «Дар» Кукушкина не имеет. Это социальная сатира, снятая почти без бюджета, но с юмором. Главный герой — рабочий, которого после сорока лет стажа сократили с завода. У него неработающая супруга и неработающий сын-художник — неудачник, от которого ушла жена. Внук не хочет ни учиться, ни работать, сидит в соцсетях и тусуется с друзьями по гаражам. Жить всем вдруг стало не на что, и тут главный герой открывает в себе способность — справляя нужду, он может написать (ударение как угодно можно ставить) на снегу гениальный портрет с натуры. Кого хочешь и очень красиво. К старику приходят слава и искушения. Главное достоинство фильма в том, что уриногенные портреты так и остаются макгаффином — нам их никогда не покажут. Они, как и почти все, что происходит в этом фильме, просто мираж, концепт, в который можно поверить, только если этого очень захочется.

Читайте также
Статьи Путин, Ленин и кислота: 10 главных фильмов «Кинотавра-2018» «Подбросы» Твердовского и «Дело Собчака» Кричевской, главная роль Александра Гордона, режиссерский дебют актера Горчилина и другие интригующие фильмы фестиваля.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Статьи Алексей Федорченко: «Я могу снять на Урале и Мексику, и Чили, и Африку!» Российский участник фестиваля в Роттердаме — о потенциальном мэшапе Второй мировой и «Малыша» Стругацких, съемках с минимальным бюджетом и о новой картине про бандитские 1990-е на Свердловской киностудии.
Новости Создатели «Собибора» снимут фильм о Нюрнбергском процессе Новый проект анонсировал министр культуры Владимир Мединский.
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 2

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:27 пожаловаться

    #

    дебютант Михаил Кукушкин с историей художника-мочеписца.

    Гусары! Художника кого?

    ответить

  • 2

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:28 пожаловаться

    #

    Это социальная сатира, снятая почти без бюджета, но с юмором.

    Простенько, но со вкусом.

    ответить

  • 1

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:32 пожаловаться

    #

    Никакого отношения к Набокову «Дар» Кукушкина не имеет

    А зря, надо было «помочится» прямо на Владим Владимирыча XD

    ответить

  • 1

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:34 пожаловаться

    #

    Главное достоинство фильма в том, что уриногенные портреты так и остаются макгаффином — нам их никогда не покажут. Они, как и почти все, что происходит в этом фильме, просто мираж, концепт, в который можно поверить, только если этого очень захочется.

    А вот это очень зря! Надо было как следует излить душу зрителям!

    ответить

  • 3

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:41 пожаловаться

    #

    Блин, простите меня, но история мне понравилась! «Ну, и истории у тебя» (с) Предлагаю сиквелл: история калокульптра!)

    ответить

  • 1

    ЗначитЧто 4 июня 2018, 16:47 пожаловаться

    #

    Вы из запойных что ли?)))

    ответить

  • 3

    Lider_1991 4 июня 2018, 16:51 пожаловаться

    #

    Про сарказм ничего не слыхали? Не.. ну, ладно)))

    ответить

  • 1

    ЗначитЧто 5 июня 2018, 11:01 пожаловаться

    #

    Слыхали-слыхали. Да… ну, ладно)))

    Просто лестница Ваших комментов напомнила «состояние штопора», из которого некоторые вошедшие в него не могут остановиться…

    ответить

  • 3

    Лог-а-Лог 4 июня 2018, 19:23 пожаловаться

    #

    дебютант Михаил Кукушкин с историей художника-мочеписца.
    Без Козловского и Урганта смотреть не буду. Хотя судя по тонкости подхода, проект духовно-патриотический.

    ответить

  • Lider_1991 4 июня 2018, 19:44 пожаловаться

    #

    Такими темпами г-ну Кукушкину надо бы потом за Достоевского взяться. Даже страшно представить, какие грани творчества Федора Михайловича он откроет нам с такой «свежей интерпретацией»!

    ответить

  • Не знаю, не читал. Кто такой? Я бы предпочел переосмысление гепталогии от Джоан Роулинг про Геру Гончара.

    ответить

 
Добавить комментарий...