всё о любом фильме:

Овсянки

год
страна
слоган«In this land there are only two gods: love and water»
режиссерАлексей Федорченко
сценарийДенис Осокин
продюсерИгорь Мишин, Дмитрий Воробьев, Мэри Назари
операторМихаил Кричман
композиторАндрей Карасев
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажСергей Иванов
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  65.8 тыс.,    Франция  55 тыс.,    Италия  16.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время75 мин. / 01:15
Номинации (1):
Мирон Алексеевич — директор бумажно-целлюлозного комбината — едет хоронить жену Таню в те места, где они когда-то проводили медовый месяц. Едет не один, а с фотографом по имени Аист, которому по дороге рассказывает трогательные подробности своей жизни с Таней. В повествование вплетаются воспоминания героев, а также обряды и верования народа мери — малочисленного финского племени, когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (1716)
ожидание: 90% (1180)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
42 + 2 = 44
7.7
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Коми, на Волге и на Урале.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2430 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несмотря на то, что фильм идет всего 75 минут, смотреть его невозможно. От невероятной скуки тянуло в сон, и лишь мой принцип всегда досматривать до конца помог выдержать последние полчаса невыносимой чуши.

    Сюжета нет никакого. Не спорю, в независимых фильмах сюжет не главное. Но где здесь хоть что-нибудь, как связаны эпизоды, о чем фильм вообще? Три основные темы — супружеская жизнь Мирона и Татьяны, птички-овсянки и вымирающий финский народ.

    Последняя тема раскрыта слабо. Нам показывают несколько обычаев мери. Да, очень красивые северные места. Но почему-то напрашивается одна мысль — и что? Зачем автор рассказал об этом народе, что в нем примечательного? Почетная смерть в воде или украшение интимных волос невесты? Что в этом интересного?

    Насчет овсянок ничего сказать не могу. Для меня так и осталось непонятно, при чем они вообще.

    А вот семейная жизнь (вернее, рассказы о ней) Мирона и Татьяны становится центральной. Подробности, рассказываемые им, тошнотворны и мерзки. Одна фраза о трех рабочих дырочках сразу внушает отвращение. Сцена с рукой не менее пошлая. И зачем, черт возьми, (я никак этого понять не могу!!!) Мирон поливал ее водкой?! Похоже, от горя он рассудком тронулся, раз не стесняется и раскрывает подробности интимной жизни. На месте Аиста хочется досадно взглянуть на него и спросить: «Товарищ, а зачем ты мне все это говоришь? Мне оно надо?».

    Эпизод с женщинами поражает. Откуда они взялись, кто такие, и что за странный вопрос: «Хотите нас?». Плюс ко всему, внешне они, мягко говоря, отнюдь не привлекательны. Интересно Мирон переживал о горячо любимой жене, если переспал с первой встречной при первой же возможности.

    Обычно подобные фильмы оставляют меня равнодушной. Но этот, благодаря полному отсутствию смысла, тошнотворным сексуальным сценам, словесному эксгибиционизму, потрясающей скуке и попытках выдать сие творение за нечто глубокомысленное сумел по-настоящему меня разозлить.

    25 февраля 2012 | 10:07

    Просмотр широко разрекламированного Квентином Тарантино российского фильма, который ни с того ни сего «почти выиграл что-то где-то» у меня остался только один вопрос: «о чем это по сути?». К огромному сожалению авторов (которым на меня глубоко наплевать, чему я не слишком огорчаюсь, в целом) на мой взгляд, здесь, при всей красоте картинки, этот вопрос доминирующий.

    Без понимания «о чем» фильм стал не более чем очередным бессмысленным и беспощадным арт-хаусом. Все, что хотели сказать авторы затерлось между броским визуальным воплощением, которое при этом умудрилось быть целомудренным. Ну чем наш люд удивить можно в век плоть_и_новой революции? Душем из водки или «дымом» про механику совокупления? Занятными и странными обрядами затерянного в центральной России народа, почти потерявшегося под осенними небесами? Сценой обмывания тела умершей? Ну, нас, россиян, подозреваю не удивили — зарубежная публика оказалась не готова, что ж поделать… Кстати говоря, сцена обмывания напоминает, только в менее сильном варианте техники предложенные в «Ушедших» тоже выигравших, кажется, Оскар даже. Может это признак обязательной победы?

    Так, вот — ни сильные, съемки с длинным и «глубоким» кадром статичного оператора, идеально подбиравшего планы с голубоватой цветовой гаммой, придававшей ощущение воды всему фильму и, вероятно, олицетворявшей холод брошенного народа, брошенных глубинок страны; ни весьма ладные закадровые беседы главного героя с пояснениями (хотя почему-то казалось, что фильм должен быть без речи); ни выкристализовавывающиеся опосля показа самого ритуала традиции, поднятые на поверхность сценаристом картины не могут перетянуть на свою сторону. Концовка оставляет без осознания. Не полностью удовлетворенным в своем стремлении понять картину. Смотрел бы я ее расслаблено, не пытаясь поискать суть и смысл, может быть ощущения получились бы иные, но ведь кино то авторское… значит за ним должны быть баррикады наваленных друг на друга глубин. Но пялясь на воду Волги получилось только сказать «красиво снято, да».

    В сухом остатке: красиво снято, да.

    23 января 2012 | 22:20

    Есть фильмы, о которых ты успеваешь сформировать свое мнение и впечатление, до того как начинают идти финальные титры. Чаще всего так происходит с фильмами, основной месседж которых — развлекалово. А есть фильмы, после просмотра, которых ты еще долго думаешь и пытаешься сформировать свое отношение к ним. Чаще всего так происходит с авторским кино.

    С отечественным фильмом «Овсянки» произошло именно так. Фильм — монолог, фильм — откровение. Посмотрев его, я еще какое-то время пытался оттолкнутся от других похожих фильмов, чтобы хоть как-то его рационализировать. И кроме как с «Зеркалом» Тарковского ничего другого на ум не приходило. Да и эти две ленты связывает очень малое. И та и другая представляют собой монологи от мужского лица, мужские линии жизни идущие прямиком из детства, пытающиеся заставить зрителя почувствовать плотности времени, невыносимую легкость бытия.

    «Овсянки» — фильм-драма про обычных людей, живущих на периферии. В какой-то момент они кажутся странными, но только от того, что они обычнее и проще, чем мы все вместе взятые. И только единственная религия у этих людей — Любовь. Как и у другой религии тут есть свои традиции и обряды. И тут уж как говорится «О времена, о нравы!».

    Не смотря на монотонное в целом повествование (кажется что это стиль любого отечественного арт-хауса), фильм не кажется скучным. По своей форме и содержанию в «Овсянках» много контрастных переходов и планов. Истории судеб и человеческой драмы искусно вплетены в узел любовной трагедии.

    На некоторых фестивалях и порталах фильм обозначен как эротическая драма. Да тут есть обнаженные женские тела, но не для того чтобы привлечь зрителя, а для того чтобы показать всю интимность повествования, но при этом настолько утонченно и невинно.

    Уверен, что для любителей авторского кино, просмотр «Овсянок» станет приятных времяпрепровождением. И такое кино стоит смотреть в кинотеатре, как минимум получить удовольствие от художественности картины, как максимум поддержать отечественный кинематограф. Ярым фанатам блокбастеров, спецэффектов, поп-корна, смс-чатов можно не беспокоится, а то еще мозг взорвется.

    24 октября 2010 | 11:59

    Ходили мы вчера на премьеру нашумевшего на разных авторитетных кинофестивалях фильма «Овсянки» Алексея Федорченко. Затем после фильма был творческий вечер с главными героями и режиссером. Эта картина вызвала целый ажиотаж в Венеции, ну, и про Тарантино тоже все, наверное, слышали. А Федорченко называют чуть ли не современным Тарковским, его фильм — прорывом в российском кино. Разумеется, в статусе некоммерческого кино и арт-хауса.

    После просмотра, мне кажется, у зрителя ещё не нарисовалась картинка общего видения картины, поэтому вопросы были или шаблонны или совсем не в тему. Хотя, и режиссер с актерами отвечали тоже не совсем по теме. Может быть, сказалось волнение, а, может, и обиделись слегка на отсутствие в вопросах понимания. В общем, контакта и единения со зрителем, на мой взгляд, на премьере в Петербурге не случилось. Только сегодня утром я понял почему. О чем сейчас и расскажу. Это будет не оценка сюжета, а рецензия к просмотру. Потому что современный, еле дышащий российский кинематограф нужно поддерживать и ходить по мере возможности в кинотеатр, в первую очередь на некоммерческое кино. Все те блокбастеры и слащавые рекламные ролики длиной в 2 часа, которые нам впаривают в кинотеатрах, только пудрят наш мозг и заставляют жрать поп-корн вёдрами, а настоящее кино, которому не пихают в карманы бабло и которое не пиарят по всем каналам телевизора во времена прайм-тайма, проходит мимо зрителя, теряясь в ярких афишах банальности, топорных шаблонов и слепого примитива. А между тем, люди годами снимают эти видеокниги, вкладывая в них всю свою душу, пытаясь сказать о чем-то зрителю, донести до него что-то особенно важное. Причём, снимая на копейки, в постоянных поисках инвесторов и дополнительных средств.

    К просмотру фильма мы не готовились, ничего практически не знали о сюжете и одноименную книгу Дениса Осокина, конечно же, не читали, то есть были полностью готовы к новому впечатлению.

    Общая атмосфера грусти и какой-то глубокой тоски с первых кадров хлынула с экрана и продолжалась весь фильм. Структура детализированного описания, обычные лица людей, серые будни, образ печальной осени и текстура глубинки весь фильм были чётко выдержаны и направлены на эмоции зрителя. Но, главное, зримо рисовались три характерные черты фильма, основа, так сказать, — это традиции, быт исчезнувшего народа и любовь, такая, о которой не говорят, и смерть, с нестандартным её восприятием. И вот эти три характеристики переплетены с неизвестной долей выдумки и мистификации в историю, которая очень спокойна и ненавязчива, но всё же где-то на кромке с запретом, с довольно необычной формой провокации. Так как история сия — эротическая драма.

    Эротика в «Овсянках» показана без прикрас и без современности что ли. Несомненно, новый взгляд на жанр эротического кино. То есть, в наше время такой образ женщины и выражение такой красоты её тела, показанные в фильме, а также сугубо своеобразные отношения мужчины и женщины, как бы не модны. Поэтому при просмотре создается ощущение некоего неприятия, чего-то чуждого современному сознанию социума. Плюс ко всему, весь сюжет пронизывает линия смерти, которая показана, конечно, без тошнотворности, как сейчас принято, но все же довольно разительно. Несмотря на трагизм ситуации, интерес зрителя удерживается показом традиций и мифологии забытой народности, характерной операторской работой и нестандартным сюжетом, хоть местами и предсказуемым. Да и ни в предсказуемости дело, как потом понимаешь. А в морали. Как и в прозаической басне, здесь есть повествование и заключительное нравоучение. И, если провести параллель с басней до конца, можно сказать, что картина «Овсянки» — выразительная эротическая кинематографическая басня с грустной историей, но высокой моралью, очень метафоричной и глубокой по составу.

    После просмотра фильма, как мне показалось, за странностью сюжета и законченностью истории, зритель и я, в том числе, не рассмотрели замысел автора. После просмотра фильма, как мне показалось, за странностью сюжета и законченностью истории, зритель и я, в том числе, не рассмотрели замысел автора. Настолько харизматично показана реальность повествования, что контекст её приходит в голову только после анализа всего фильма. И это делает работу Федорченко кинолентой очень высокого уровня. Очень сложно, раскрывая в кино необычную тему, не только не упростить основную идею, но и скрыть её за видеорядом. Образно говоря, законсервировать её в подсознании зрителя для последующего извлечения и осознания. Оно-то и выявилось у меня только на утро после увиденного. Жаль, что не раньше, но ничего.

    Кстати, темы вопросов после просмотра фильма наверняка взыскательной публики были очень далеки от морали данной истории. Видимо, другие зрители, также как и я, не рассмотрели сразу основную идею картины. Хотя, после довольно острого и где-то оставленного без понимания сторон диалога между зрителем и создателями фильма, актёр Игорь Сергеев, от лица которого ведётся повествование в фильме, говорит о финальной фабуле, буквально заключительную фразу из фильма, благодаря которой всё-таки по-своему красивая история приобретает некий тонкий смысл жизни этого народа, с хрупкой нежностью любви мужчины и женщины и теплотой родственной любви в целом. И, несмотря на всю драматичность и разительность, в этой-то фразе и заложен основной контекст и смысл всего фильма.

    Озвучивать её не буду, поймёте сами. Она, как, знаете, восклицательный знак в конце предложения. Раньше его называли «точкой удивления». В профессиональной практике восклицательный знак в скобках используется для подтверждения крайне необычного высказывания, как указание на намеренный, а не ошибочный его характер. Так и здесь.

    «Овсянки»(!)

    26 октября 2010 | 20:52

    Картина Алексея Федорченко, которая в своё время произвела большое впечатление на председателя жюри Венецианского кинофестиваля Квентина Тарантино у меня же подобных эмоций, к сожалению, вызвать не смогла. Хотя не спорю, для российского кинематографа «Овсянки»-это ещё одна попытка выделиться и показать зрителю, что МЫ продолжаем свои старания в кинопроизводстве нового, оригинального кино со ссылкой на постмодернизм.

    Несмотря на то, что кино рассказывает нам о любви (тему смерти пока затрагивать не будем), «Овсянки»-кино, которое показалось мне чересчур «тихим». И дело не в звуке музыкального сопровождения, а в передаче изображения как такового. Картинка о себе ничем не заявляла, монотонность и тишина происходящего на экране не привлекала к себе внимания, тогда как всё должно было «звучать», постепенно прибавляя уровень громкости. То, что нам продемонстрировали в фильме:обычаи и традиции древнего народа меря, сведя всё это к теме подготовки к смерти, по идее это и должно было заинтриговать зрителя, но остальное ведь тоже упускать из виду явно не получается.

    Но всё-таки, «Овсянки» выполнили одну очень правильную, на мой взгляд, задачу: провели параллель между такими понятиями, как любовь и смерть, выразив мысль о том, что без любви жизни нет. Огорчает при этом одно, от этой казалось бы главной идеи тебя постоянно отвлекают, уводят в сторону, фокусируя твои мысли уже на чём-то другом.

    Конечно, отдельного внимания заслуживает и эротическая составляющая фильма А. Федорченко. И здесь надо отдать режиссёру должное: всё выглядит очень по-русски, без грамма фальши и подражания коллегам с запада. И не соглашусь с теми, кто говорит, что национальных границ в таком сложном, на мой взгляд, жанре, как эротика не существует. Их наличие просто не хотят замечать, смотря на всё поверхностно, не улавливая при этом важные детали и не желая сравнивать аналоги с целью увидеть, наконец, ту самую существенную разницу. «Овсянки» не стоит обвинять в том, что эротика была использована в фильме неуместно, как раз, наоборот, без тех пикантных (позволим себе такой эпитет) моментов «Овсянки» смотрелись бы совсем тускло, да и не лишним будет упомянуть, что именно в этих кадрах мы с вами и можем составить представление о тех, кто задействован в картине в качестве главных героев. Самое удивительное, что слова в этих эпизодах отсутствуют, но выражение лиц, взгляды-всё это говорит само за себя. И здесь главным становится то, что ты видишь отношение.

    Фильм немногословный, но те пускай и малочисленные диалоги, а в большей степени, конечно, озвученные только для нас мысли персонажа по имени Аист о народных традициях меря всё же играют свою важную роль, хотя и не всё сказанное отличается столь содержательной сущностью, но это личное мнение.

    Музыка к фильму. Иногда одна она способна «вытянуть» фильм, терпящий бедствие на волнах разбушевавшейся критики. Но в данном случае и музыкальное оформление было столь же тихим, как и само кинополотно. В общем, никакого эмоционального потрясения и всплеска чувств после просмотра данная картина не вызвала, а напротив, погрузила в состояние полнейшей умиротворённости и спокойствия. Ну что ж, наверно, это тоже неплохо.

    30 июля 2011 | 20:43

    Честно говоря, был удивлен количеством отрицательных рецензий. У фильма огромное количество достоинств, которые почему-то мало кто оценил.

    «Овсянки» — это такой артхаус для масс. Спокойный голос рассказчика вежливо поясняет каждое событие, каждое действие персонажей и чуть ли не прямым текстом передавая суть фильма. Легкая подача и красивый видеоряд в сочетании с приятными уху монологами, которые отнюдь не лишены смысла.

    Депрессивная картинка, состоящая из серо-голубых цветов, «холодная» музыка, длинные отъезды камеры будто бы помещают зрителя в озеро, в котором он медленно «тонет». Через весь фильм проходит тема воды.

    Отличная операторская работа, на уровне «Елены» Звягинцева.

    Главные мысли этого произведения, как я думаю, заключаются в кризисе традиций, которые угасают под натиском нового времени. Вчерашнее «святое и необходимое» сегодня уже бесполезно. Более того, опасно. То, что раньше казалось целомудренным, сейчас кажется развратным. Времена меняются. И как сказал Аист: «Если что-то должно исчезнуть, пусть так и будет».

    Птички-овсянки — это и есть любимые, которых мы губим. Главный герой любил своих птичек, но любил эгоистично, держал их в клетке, для себя. Танюша Овсянкина тоже не знает свободы. Муж любит её, но любит по-мерянски, «как полагается». Половая распущенность — то, что является неотъемлемой частью этого народа. И Таня, словно овсянка, оказывается в «клетке», как те птички, что носит с собой Аист.

    Для главных героев пришло время сойти со сцены. Однако режиссер четко дает понять: «Умереть — не значит исчезнуть».

    10 из 10

    20 февраля 2013 | 08:44

    В этом фильме меня больше всего поразило то, как авторы (или может не они, а за них) определили жанр: эротическая драма. На мой взгляд этот фильм можно назвать уж каким угодно словом: этнографическое, медитативное, элитарное, арт-хаусное но не как не эротическое кино. Объясню почему. При всей парадоксальности экранного образа обнаженных женских тел и сцен, которые если не шокируют, то сильно удивят неподготовленного (особенного в возрасте) зрителя, фильм абсолютно искренний и лишенный какой бы то ни было пошлости и «эротизма». Любовь в чистом виде, без примеси фальши.

    Фильм завораживает с самых первых кадров. Пустая мокрая дорога в лесу, по которой медленно и плавно движется велосипед с ценнейшим грузом — клеткой с двумя овсянками, истинными героями этого фильма. Именно они, эти неприметные с виду, крохотные птички окажутся главными катализаторами сюжета и главным же идейным его центром. Им дана роль если не провидения, то по крайней мере судьбоносных существ. И эта дихотомия кажущейся и истинной значимости в самом финале фильма просто поражает в самое сердце.

    Блестящие актерские работы. Отдельная благодарность художникам и операторам — таким взглядом провинцию на моей по крайней мере памяти еще не показывали. Тонко, со светлой грустью и флером ностальгии, без надрыва, истерики и щемящей боли по утраченному или настоящему. Тихая, спокойная, но глубокая, наполненная осмысленным чувством и умиротворенная жизнь. Великолепные пейзажи и долгие планы, кадры висящих на дереве невестеных разноцветных ленточек, поезда, бесконечно тянущегося по берегу реки, песчаной отмели Оки… И еще это кино о том, что ты всегда носишь в себе семя того, кто тебя породил. И никуда от этого не деться. И пожалуй, это даже хорошо… Вековая мудрость не исчезает с уходом поколения, она лишь трансформируется в иные формы…

    10 из 10

    30 октября 2010 | 18:02

    Кино настолько странное, что очень не хочется писать традиционный отзыв. Напишу свои ощущения от просмотра всего в нескольких словах.

    Вот они: глубокий, честный, сильный, любовь, эротичный, странный, смерть, философский, музыка, лететь, вечность, природа, художественный, бессмертие, овсянки, Танюша, необычный, красиво, пронзительный.

    «Овсянки… Триста рублей пара.»

    9 из 10

    1 декабря 2010 | 22:44

    Фрагменты из фильма «Овсянки» я впервые увидела еще в апреле на фестивале «Любительское кино + PROFI» в Омске, где Алексей Федорченко проводил мастер-класс. Фильм тогда еще не был готов, и показанные кадры показались мне ну «совсем рабочими» и второстепенными. Однако, как оказалось, — это были почти что ключевые сюжеты. Наверняка скажу одно — увидеть готовый фильм не возникло никакого желания, а высказанное режиссером стремление попасть с «Овсянками» на «Кинотавр», мягко сказать, удивило.

    Удивление мое несколько возросло, когда работа Федорченко таки вошла в программу Сочинского фестиваля, еще более возросло, когда с «Кинотавра» его сняли ввиду попадания в Венецию, ну а дальше вместе с все возрастающим удивлением появился и интерес.

    Ну и зря. В смысле, зря я повелась на мнение разных «тарантино», надо было оставаться при своем первом впечатлении, потому что оно хотя бы было нейтральным. А стало негативным.

    «Овсянки»-фильм — это экранизация одноименной повести казанского писателя Дениса Осокина. Экранизация почти дословная, только грубая. Грубая и неприятная иллюстрация традиционного культа меря с жестко навязанными интимными подробностями, которые и кажутся главенствующими в фильме. А птички здесь сами по себе, да.. Не зря в мировом прокате «Овсянки» вышли под названиями «Тихие души» или «Последнее путешествие Тани» — потому что изредка появляющиеся крупные планы двух птичек и неожиданное щебетание производит впечатление попытки только лишь разнообразить мрачную картину. А вот в писательском оригинале им отводится главная роль.

    «Овсянки»-книга — это очень душевное повествование о размеренной жизни в «глубинке», там где по сей день живы традиции древнего финно-угорского племени меря. Это спокойный рассказ о почитании этих традиций, а некоторые имеющиеся в наличии интимные моменты носят вовсе не эротический подтекст, а выражают «глубокие тихие души» героев. И присутствие двух овсянок здесь ощутимо на протяжении всей истории, с самого начала. И до самого конца, который они же и предопределили.

    Хорошая книга, а фильм ее испортил.

    3 декабря 2010 | 18:51

    Холодная красота русского севера. Мёртвый народ меря (хотя многие местные жители продолжают считать себя потомками мерей, растворившихся среди славян), утративший язык и сохранивший только два обряда — свадебный и погребальный. Двое мужчин везут в последний путь умершую женщину. Крыло маленькой птички овсянки — крыло смерти.

    Кажется, после Сокурова никто в нашем кино так не показывал телесность — женскую плоть, и манящую, тёплую и безжизненную, остывшую. Никто так не исследовал все этапы проводов покойного, когда правильно исполненный ритуал становится залогом загробного существования. Огонь и вода встречаются с мёртвым телом, производят свою работу, не согревая и не остужая, а превращая в прах и растворяя в текучей стихии. «Овсянки» — фильм-путешествие из мира цивилизации (оба героя работают на бумкомбинате, дикое сочетание промышленного жаргона и разговорного языка) в мир языческий, где жизнь и смерть замкнуты в одном круге, где природа вбирает в себя всё, успокаивая, обезличивая, освобождая.

    Мёртвое тело надо похоронить по обряду мёртвого народа — двойная смерть, когда живые мертвецы прощаются с мертвецом окоченевшим. И потому так холодно от кадров, выстроенных с совершенством и красотой. Смерть к лицу этой земле и её людям — утверждают авторы фильма.

    7 из 10

    7 ноября 2010 | 19:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>