всё о любом фильме:

Овсянки

год
страна
слоган«In this land there are only two gods: love and water»
режиссерАлексей Федорченко
сценарийДенис Осокин
продюсерИгорь Мишин, Дмитрий Воробьев, Мэри Назари
операторМихаил Кричман
композиторАндрей Карасев
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажСергей Иванов
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  65.8 тыс.,    Франция  55 тыс.,    Италия  16.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время75 мин. / 01:15
Номинации (1):
Мирон Алексеевич — директор бумажно-целлюлозного комбината — едет хоронить жену Таню в те места, где они когда-то проводили медовый месяц. Едет не один, а с фотографом по имени Аист, которому по дороге рассказывает трогательные подробности своей жизни с Таней. В повествование вплетаются воспоминания героев, а также обряды и верования народа мери — малочисленного финского племени, когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.70 (1668)
ожидание: 91% (1180)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
42 + 2 = 44
7.7
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Коми, на Волге и на Урале.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2430 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Кино настолько странное, что очень не хочется писать традиционный отзыв. Напишу свои ощущения от просмотра всего в нескольких словах.

    Вот они: глубокий, честный, сильный, любовь, эротичный, странный, смерть, философский, музыка, лететь, вечность, природа, художественный, бессмертие, овсянки, Танюша, необычный, красиво, пронзительный.

    «Овсянки… Триста рублей пара.»

    9 из 10

    1 декабря 2010 | 22:44

    Сразу скажу, фильм очень понравился. В меру наивный, в меру сказочно — прекрасный и в то же время пронзительно задевающий за живое. По душе пришелся. Я с удовольствием «сел» в машину главных героев и совершил с ними их путешествие. Да, на первый взгляд, странная жизнь угасающей малой этнической группы, специфический быт, абсурдно? Великолепно и одновременно очень больно, т. к. мы теряем связь с прошлым, со своими корнями. Для меня эта мысль красной линией проходит через всю киноленту. Она же и является для меня наиболее ценной. Очень хочется отметить замечательную работу оператора, фильм завораживающе красив. Работа актеров тоже очень хороша.

    PS: Фильм очень порадовал, наслаждался просмотром и остался очень доволен, т. к. вопросы затрагиваемые в киноленте мне очень близки.

    8 августа 2011 | 00:35

    Из людей в кинозале, которые смотрели фильм «Овсянки», судя по их репликам после просмотра, не многие смогли вникнуть в суть фильма, поэтому можно сказать что этот фильм не для широкого зрителя…

    Я сама даже не сразу смогла сформулировать своё отношение к этому фильму, но ощущение полного погружения в то, что происходило на экране осталось… А также, почему-то, ощущение умиротворения, ни смотря на то, что все герои умерли. Ведь дело в том- что они нашли покой, освободились от суеты нашей бренной жизни, от страданий, воссоединились со своими близкими, обрели бессмертие в водах великой мирянской реки…

    Фильм затягивает конечно же операторской работой — снято всё так реалистично!!! Как будто ты едешь с героями в машине на заднем сидении, проникаешься духом тех мест, их грустной безысходностью… Разруха передана идеально (мне довелось побывать в Коми и на Урале, увидеть их заброшенные деревни)!!! Но в тоже время покой северного городка не отталкивает, а умиротворяет… Контрастно этому умиротворению показан большой город, с его ненужными заботами, достатком и полно духовной пустотой.

    Также затронута в фильме проблема идентичности народа, сохранения своих традиций и главное- языка, ведь без языка-нет и народа… Фильм даёт посыл задуматься- кто же мы на самом деле? А что у нас осталось из традиций?… Жив ли еще наш народ или европейская культура поглотила его, заменив духовные ценности благами цивилизации…

    Но главное, что звучит в конце фильма — это то, что самое важное — это любовь… Главная ценность всех народов и религий…

    Получилось что-то очень благостно, но такие у меня ощущения…

    9 из 10

    29 октября 2010 | 16:17

    К просмотру кино я подошел только по причине затрагивания фильмом традиций финно-угорских народов, к каковым себя отношу. Вследствие чего, всегда очень осторожно смотрю подобные фильмы, и настроен довольно скептично на предлагаемый материал. Выборочно пробежался по некоторым рецензиям, в поддержку некоторым добавлю и свой комментарий на счет ответа «вопроса понимания» фильма.

    Как говорят: «пока не коснется — не поймешь». Вопрос «смерти» стоит очень остро у людей, и тут на примере смерти супруги одного из героев, был очень классно поднят вопрос к «смерти» культуры целого народа (народов)! Нам дали рассмотреть «путь» как некий ритуал, как линию размышлений, знакомя с некоторыми традициями, важностью их в жизни людей, их отношением. Здесь акцент не на привлекательный рассказ, точность и документальность, а отношение человека к своей истории, культуре..

    Как важно сохранить это отношение!, как в оставшихся единицах коренных жителей, так и в каждом из нас. Возможно, фильм разбудит в ком-то это отношение, еще не открывшем в своем сердце любви к культуре, в которой живет.

    В фильме я вижу силу и осмысленность жизни, к своему человеку (любимой), к глубокой морали, огромнейший духовный рост людей, признающих значение своей истории. «Народ жив, пока помнит свой язык, хранит традиции»!

    Технически фильм реализован интересно. Растянутые планы, наверное, впервые увидел хорошо реализованную операторскую работу в неподвижных ракурсах. Приятно слышать этно-футуристическое музыкальное сопровождение. Все очень интересно.

    За поднятый вопрос огромнейшее спасибо!

    10 из 10

    13 ноября 2012 | 22:20

    Холодная красота русского севера. Мёртвый народ меря (хотя многие местные жители продолжают считать себя потомками мерей, растворившихся среди славян), утративший язык и сохранивший только два обряда — свадебный и погребальный. Двое мужчин везут в последний путь умершую женщину. Крыло маленькой птички овсянки — крыло смерти.

    Кажется, после Сокурова никто в нашем кино так не показывал телесность — женскую плоть, и манящую, тёплую и безжизненную, остывшую. Никто так не исследовал все этапы проводов покойного, когда правильно исполненный ритуал становится залогом загробного существования. Огонь и вода встречаются с мёртвым телом, производят свою работу, не согревая и не остужая, а превращая в прах и растворяя в текучей стихии. «Овсянки» — фильм-путешествие из мира цивилизации (оба героя работают на бумкомбинате, дикое сочетание промышленного жаргона и разговорного языка) в мир языческий, где жизнь и смерть замкнуты в одном круге, где природа вбирает в себя всё, успокаивая, обезличивая, освобождая.

    Мёртвое тело надо похоронить по обряду мёртвого народа — двойная смерть, когда живые мертвецы прощаются с мертвецом окоченевшим. И потому так холодно от кадров, выстроенных с совершенством и красотой. Смерть к лицу этой земле и её людям — утверждают авторы фильма.

    7 из 10

    7 ноября 2010 | 19:04

    Должна признаться, смотреть просто невыносимо… Любопытство над тем, за что дают венецианских львов взяло вверх над реальным пониманием того, что данная кинолента — не больше не меньше — изнасилует мозг и органы зрения. Это не кино, не притча и даже не рассказ, это записки сумасшедшего из глубинки без отсылки к Гоголю. Безэмоциональное кино, пасмурный фильм, мрачная картина и просто заунывная лента о людях живых и мертвых без отсылки к Симонову.

    Обряды древнего народа мери, унылая пора провинциальных поселений — все это на фоне событий, произошедших с одним мужчиной и женщиной, которой всю дорогу признаются в любви и хоронят, предав не тело земле, а прах воде по старинным обычаям местных краев. Удручает все: поистине некрасота женского обнаженного тела, безысходность бытия, похоть, смело выдаваемая за любовь и мужская волевая сила прощать. Еще одно доказательство того, что русские могут снимать хорошо только про любовь, а уж заблуждение это или миф — решать Вам.

    В России уже немало снято картин про «чернушную» провинцию и труднообъяснимый менталитет ее обитателей, но по мне уж лучше пересмотреть «Подмосковные вечера» и «Однажды в провинции» с похожими финалами, что и в «Овсянках», нежели, сидя в позе мыслителя, в очередной раз задумываться над судьбами интеллигенции в ушанках и валенках.

    Не смотреть слабонервным, эстетам, почитателям жанрового кино и любителям кино американского; тогда кому смотреть? Ответ не однозначный — наверное, тем, кто реально считает, что только так можно снять фильм о любви настоящей и только с помощью таких кинематографических средств. Жаль… И все же подобные фильмы усиливают мою веру в то, что ты хоть что-то понимаешь в российском кинематографе, если отрицаешь такие его проявления.

    16 января 2013 | 23:00

    Драматическая кинокартина «Овсянки» заинтриговала меня с первых планов, но разочаровала банальным финалом.

    В начале картины Аист, так зовут повествователя этой истории, покупает на рынке овсянок. Спокойные, негромкие птички должны скрасить его одиночество. Но судьба распоряжается иначе. Директор бумажно-целлюлозного завода Мирон просит Аиста о помощи. Вместе они готовят тело жены Мирона к похоронам. Да, оказывается, теперь предстоит наблюдать за тем, как они собираются это сделать. Странные какие-то, сразу приходит в голову мысль. Зачем? К счастью, на все вопросы постепенно даются ответы.

    И вот впереди дороги. Бесконечные, кочковатые, туманные, манящие, запутанные они связывают между собой значимые места Мирона. Ведут его от одной цели к другой. Именно поэтому так необычно мы следим за его передвижением в компании Аиста и его овсянок в клетке, находясь на задних пассажирских сидениях. По пути к месту сожжения Мирон делиться с Аистом всеми интимными подробностями супружеской жизни. И выясняется, что фамилия его жены Овсянкина. Какое совпадение! И чем дальше, тем интереснее. Не трудно догадаться, что, как и птички, жена Мирона была заточена в «брачную клетку». Ведь в фильме так и не раскрывается тайна ее смерти… Наконец герои приезжают на берег Оки. И происходит кульминационный момент: акт сожжения тела женщины. Волнующая музыка, тишина природы, треск дерева и сбор углей, которые Мирон сразу же выбрасывает в реку, символ мерянского традиционного обряда, ставшую еще одним персонажем. Оказывается, что и река для народов мери нечто большее, чем вода. Аист долго превозносит ее культ. А в финале вместе с Мироном предается ее объятиям. И это высшее благо для смертных.

    Все в фильме неспешно, неразговорчиво, по-мужски. Откровенно печально и безысходно. Сам герой говорит: «Если что-то дано исчезнуть. Значит, так тому и быть». Ничто не вечно и это касается не только людей, но и городов. Что уж говорить о потерянных и забытых поселениях, умирающих в нашей стране? Режиссер и этот образ удачно вписывает в картину происходящего. Мне показалось, что ему так и хочется сказать: пусть все исчезает, люди, города, вещи… но память должна оставаться. Сам похоронный ритуал, возможно, абсурден для зрителя, но он прекрасный пример увековечивания традиций предков.

    Особого внимания заслуживают съемки экстерьера, кажущиеся не просто красивыми планами, а настоящей «душой» ноябрьской природы средней полосы России. Большинство кадров словно полотна, которые можно долго разглядывать в залах музея.

    Я поставлю этой картине 5 баллов из 10, наверное, по тому, что больше поверила «настоящей осени», чем актерской игре. Голос автора мне показался занудным, чрезмерно простым и неразборчивым. Пошлые сцены, которые в фильме присутствуют художественно-выдуманными, совершенно не оправданные смыслом.

    К просмотру рекомендую лишь в том случае, если вы готовы потратить полтора часа времени на то, чтобы насладиться российским кинофэнтези А. Федорченко и Д. Осокина.

    26 февраля 2014 | 15:34

    Кто-то воскликнет: «гадость!», кто-то протянет: «Арт-хаус».

    Мне фильм скорее не понравился. Хотя надо отдать должное и хорошей актерской игре, и оригинальному сценарию, и необычному режиссеры. Федорченко очень чуткий и тонкий режиссер. Популярность языческих настроений представлено наглядно и убедительно. Это не совсем остатки древних верований исчезнувшего народа мери. Хотя среди финно-угров и есть те, кто до сих пор с сожалением пишет о срубленной ради распятого, священной березе или, как в фильме, поклонение божеству реки.

    Это — нео. Христианство сейчас многим представляется светом, еще идущем от угасшей звезды. Неизвестно, как долго будет идти этот свет, но мы живем уже в постхристианскую эпоху. Что же придет на смену? Некое новое язычество или дуализм языческих и христианских верований (никогда и не исчезавший) по примеру буддизма/синтоизма в Японии. С этим в нашей жизни утвердятся и новые обряды, и образцы поведения, которые сейчас еще вызывают шок.

    А фильм о любви, между прочим.

    29 марта 2015 | 12:01

    Сразу скажу, что фильм не для массового просмотра, а для узкого круга зрителей. Можно даже сравнить в какой-то степени с авторским кино, не каждый человек сможет понять и принять такое кино.

    Фильм вызвал у меня противоречивые чувства… Первая реакция у меня была негативная, можно сказать фильм нагнал депрессию, пессимизм, меланхолию… Все на мрачном, сером, дождливом фоне, мрачные лица (даже для похорон),некоторые сцены вызывали отвращение, например, омывание тела.

    Так же возник вопрос, но уже к автору сценария (Денису Осокину), что за бред с якобы традицией завязывание узелков на интимных волосках женщины…

    С другой стороны, фильм заставил взглянуть на внутренний мир героев и проникнуться их состоянием, душевными терзаниями, скорбью к утрате близкого, любимого, они же обычные люди, чьи-то соседи… может живут даже рядом с тобой… у них есть свои переживания, чувства, которые кипят… но для данных людей эти чувства не выставлены на показ, и герои переживают всё глубоко внутри себя, в своём мире, и что убивает их потихоньку… Они задыхаются от того, что чувства не могут вырваться наружу, т. к. не могут найти ключ к закрытой двери…

    На протяжении всего фильма тонкой нитью проходит тема любви… но её не все могут разглядеть сразу.

    Душевный и очень неординарный фильм…

    19 октября 2010 | 01:45

    Режиссер «Овсянок» Алексей Федорченко, наверное, все-таки очень умный человек. Умный умом первого в классе ученика, который чутким глазом и чутким ухом угадывает настроение классного наставника и выдает на гора ответ необязательно правильный, но непременно соответствующий ожиданиям облеченного властью ставить оценки и раздавать поощрительные призы. Алексей Федорченко, кажется, первым из российских режиссеров взял на себя труд прилежно и прагматично, без эмоций и скороспелых выводов исследовать неписанные требования, предъявляемые жюри престижных международных фестивалей к современному российскому кино и (очень узкие, тюремные почти) рамки, вне которых эти жюри наше кино видеть не желают. Сию (нехитрую) науку он блестяще усвоил — и, главное, буквально, без грамма инициативы и самодеятельности (неизменно уводивших в сторону его жадных до фестивальных призов предшественников) воплотил свое понимание в жизнь — в четком соответствии с генеральной линией. В результате получился фильм, чуть ли не канонически задающий тон новым поколениям молодых да ранних, стремящихся одним прыжком с уралов в европы кинематографистов.

    Первым и главным каноном, нащупанным Федорченко (и как-то упорно отвергаемым всеми до него), следует назвать абсолютную аполитичность рассказанной им истории (в противовес давненько набившим оскомину «там» российским полемичности и злободневности) и столь же абсолютную ее политкоррекность (полузабытые обрядности маленьких народностей — это самое модное ныне в цивилизованном мире «святое дело»). Вторым идет, несомненно, очень строго сбалансированное изображение России, не впадающее в сочную чернуху (несколько утомившую западного зрителя, начинающего в последнее время прозревать за ней если не откровенный стеб над ним, родимым, то вроде того), но и ни на миллиметр не удаляющееся от полюбившегося западному же зрителю образа российской глубинки — грязной, загаженной, безликой, тоскливо-беспросветной до волчьего воя, до того, чтобы спиться и на березе удавиться. Третий канон связан с эстетикой, и здесь возможна игра наверняка: российские кинооператоры на Западе известны и любимы, их стиль интеллигентски-меланхоличен, депрессивно-тонок, узнаваем — мало кто умеет так вдохновенно лизать камерой ржавые бока покинутых на берегах больших вод лодок, пустые ангары, бараки, служащие домами, дома, похожие на бараки, осеннюю дорожную распутицу (элемент вечности), прозреваемые за туманом церковные силуэты — умирания без жалости к себе, умертвия — тихие и нежные; мало кто так принципиально умеет шарахаться от всего, что празнично и ярко. Четвертое правило (которым тоже часто пренебрегают) — это максимальная простота рассказываемой истории (и, соответственно, минимальное число персонажей), максимальная свобода от возможных скрытых смыслов, подтекстов, интертекстуальной игры, раздражающих подозревающего, но не умеющего их разгадать зрителя (как раздражает их львиная доля наших фильмов, немыслимых для восприятия без соответствующей культурно-исторически-литературной подготовки) — умело переплетенная с недосказанностью, смутными намеками на зияющие глубины, необходимыми для зрительского самолюбия. Кроме того, сейчас нарасхват странность, схематичная этничность, доходящая до гогеновской этнографичности (Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?…), орнаментальные налеты магического реализма, эстетизация невзрачности, роуд-мувиз и дауншифтингз…

    Все эти каноны свято соблюдены Алексеем Федорченко. Его экранизация повести Дениса Осокина (чудной, чудной, поэтической и по-хорошему наивной вещицы), кроме того, высоко профессиональна, близка к тексту и — как на заказ — абсолютно лишена столь нереспектабельной в европейских глазах русской эмоциональности. Воспитанно, подчеркнуто скромно, вышколенно, как высококлассный экскурсовод, ведет он своего зрителя по курьезнейшим уголкам мерянской ментальности и души, останавливая его господское внимание то на цветных нитях, вплетаемых в лобковую поросль мерянских невест, чтобы потом быть повешенными на ольху, то на целомудренной похабени о своей интимной жизни, которой безутешный мерянский вдовец обязан делиться с каждым встречным-поперечным, покуда тело его любимой еще на земле, то на ритуальных омовениях мерянской жены водкой перед совокуплением, то на спущенной мерянским поэтом-самоучкой в прорубь пишущей машинке — орудии производства…

    Фильм даже умный, самую капельку насмешливо эрудированный, несмотря на не покидающее при просмотре чувство дежа вю — оригинальный. Да что там говорить — вполне приличный фильм. Но, Боже мой, господа, не называйте вы его, пожалуйста, прорывом в российском кинематографе! Это не прорыв, это больше похоже на то, что кинематографисты наши за неимением альтернатив (либо за недостатком принципиальности) просто начинают обживать, обустраивать предназначенную для них «там», «ими» тюремную камеру кино-тематик, проблематик и эстетик, в которой три шага в длину — три в ширину, и все, уперся в стену! Слезы восторга на глазах отечественного зрителя, счастливого «успехом» фильма — это знак беды, ибо вы, похоже, вы смирились с тем, что наше кино в мире скоро будет окончательно оттеснено на периферию, либо культурно поглощено и обезличено, как были поглощены, обезличены, лишены индивидуальности меря в столь высоко оцененных «ими» «Овсянках»! На мой взгляд, так лучше отсутствие признания, чем признание в качестве шута или (хуже) лакея…

    22 ноября 2010 | 16:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>