Статьи

Только тссссс: Как тишина работает в кино

Хоррор «Тихое место», драма «Бешеный бык», трагикомедия «Тихая свадьба» и другие фильмы, которые поразили зрителей своими сценами без слов или звуков.
Только тссссс: Как тишина работает в кино
«Тихое место»

12 апреля в российский прокат вышел хоррор Джона Красински «Тихое место». По сюжету члены одной семьи, живущей в американской провинции, вынуждены общаться друг с другом посредством жестов и не издавать никаких звуков, чтобы не привлечь внимание монстров, обладающих крайне чутким слухом. Фильм Красински далеко не первый и явно не последний, в котором тишина становится важным художественным приемом. КиноПоиск вспомнил самые характерные примеры тишины и молчания в кино.

Нет слов

Один из способов погрузить фильм в мир тишины — лишить персонажей речи. Большинство примеров можно смело разделить на две большие группы: а) герои хотят говорить, но не могут; б) герои могут говорить, но не хотят.

Молчание персонажей характерно для фильмов, действие которых разворачивается либо в доисторическую, либо в постапокалиптическую эпоху. С помощью мимики и жестов, например, изъясняются герои фантастического будущего в дебютной ленте «Последняя битва» Люка Бессона.

Совсем иная ситуация в трагикомедии «Тихая свадьба» Хоратю Малаэле. «Траги» — потому что накануне маленькой румынской свадьбы умирает Сталин, и все праздники на неделю отменяются; «комедия» — потому что молодожены решают наплевать на запрет и все равно провести торжество. Тосты без слов, гости чокаются стаканами, обмотанными тряпками, оркестр беззвучно поднимает инструменты, и в непривычной тишине слышно, как у кого-то бурлит в животе.

«Тихая свадьба»

Совсем не до смеха становится, когда персонажи не могут говорить из-за физических ограничений. Так, события крайне жесткого фильма «Племя» украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого разворачиваются в интернате для слабослышащих детей. В фильме задействованы непрофессиональные глухие и глухонемые актеры. Два с небольшим часа звуковая дорожка наполнена шорохами пакетов и сентябрьской листвы, стуками каблуков и сдавленными стонами — иногда от секса, иногда от побоев. Самые же шокирующие сцены работают у Слабошпицкого именно благодаря тишине, в которой один короткий звук — тупой или звонкий — внезапно уносит чью-то жизнь.

«Племя»

Что касается добровольного отказа героев от речи, то нередко он связан с религиозными практиками, мотивами покаяния и искупления («Обет молчания» 1999-го и «Обет молчания» 2017-го). Пожалуй, самый известный пример — фильм Тарковского «Андрей Рублев», в котором иконописец признается в убийстве человека и обещает Господу дать обет молчания: «С людьми мне больше не о чем заговаривать». По сюжету Рублев хранит молчание на протяжении 15 лет, и режиссер хотел, чтобы первые слова герой произнес слабым, надтреснутым голосом. Для этого актер Анатолий Солоницын в течение нескольких недель молчал, изъясняясь жестами даже с близкими, а в последние дни перед съемками, как говорят, перетянул горло шарфом, рискуя повредить голосовые связки. Выход из тишины получился именно таким, какого добивался Тарковский.

Молчание играет важную роль не только в «Рублеве», но и в «Сталкере», «Солярисе», «Ностальгии» и «Жертвоприношении».

«Андрей Рублев»

Впрочем, не всегда добровольное молчание бывает таким возвышенным и благородным. Время от времени держать рот на замке приходится и бандитам. Блистательные молчаливые ограбления представлены в картинах «Мужские разборки» и «Красный круг».

Звук одиночества

Отдельного внимания заслуживают истории, в которых герой добровольно или по роковому стечению обстоятельств оказывается отрезан от внешнего мира и лишен возможности слышать человеческую речь. Так, несколько лет на неприветливом клочке суши робинзоном живет агент службы доставки FedEx Чак Ноланд («Изгой»). На другой остров после кораблекрушения попадает маленький Алек в компании черного арабского жеребца — с тем тоже особо не поговоришь («Черный скакун»). Ну а буддистский монах и его ученик («Весна, лето, осень, зима... и снова весна») уже по собственному желанию живут на плавучей пагоде, которая также выполняет функцию оторванного от цивилизации острова. Их молчание, изредка нарушаемое незваными гостями, является способом обрести гармонию с природой и своим внутренним миром.

Тишина и молчание сопутствуют одиночеству. («Джерри» Гаса Ван Сента — история двух друзей, потерявшихся в пустыне. Добрых десять минут они пересекают раскаленный ландшафт, не произнося ни слова. Полторы минуты в кадре плывут облака. А затем еще на девять минут режиссер погружает аудиторию в безмолвное отчаяние двух Джерри, сражающихся с обезвоживанием и кромешным одиночеством — даже несмотря на то, что они вдвоем.

«Джерри»

Часто своей тишиной и изоляцией пугает космос. Еще в 1968 году Стэнли Кубрик показал весь ужас этой молчаливой пустоты в «2001: Космическая одиссея», в которую оказался погружен астронавт, улетевший в открытый космос. А в 2013-м в «Гравитации» зрителям — буквально! — вскружили головы режиссер Альфонсо Куарон и оператор Эммануэль Любецки. Сцена, в которой герой вот-вот оторвется от космического челнока и унесется в тартарары, сама по себе способна вызвать сильные переживания, а звуковое решение усиливает его стократ. Хотя мы слышим речь героев и различные музыкальные эффекты, нагнетающие обстановку, сама катастрофа — разрушение огромного космического челнока — происходит бесшумно. Космос оказывается не только черной могилой, но и пространством последнего, самого отчаянного одиночества из возможных. Еще живой человек несется в нем как пылинка.

Режиссер велел молчать

В некоторых случаях тишина на экране не поддается никакому сюжетному объяснению, зато отвечает оригинальному художественному решению постановщика. Пожалуй, одну из самых знаменитых сцен молчания в истории кино продемонстрировал в 1964 году Жан-Люк Годар в фильме «Банда аутсайдеров». Сидя за столиком, молодые люди объявляют минуту молчания, поскольку темы для разговора исчерпаны. И на раз-два-три Годар отключает весь звук в фильме, отправляя аудиторию на 36 секунд в аут. По слухам, именно этой сценой из «Банды аутсайдеров» частенько вдохновлялся Тарантино, добавляя свои фирменные неловкие паузы в беседы героев.

«Банда аутсайдеров»

О звуковом решении сцены боя в фильме «Бешеный бык» режиссер Мартин Скорсезе вспоминал: «Мы перепробовали много разных приемов. А потом в какой-то момент [специалист по звуковым эффектам] Фрэнк Уорнер посмотрел на нас, и его озарило: звука просто не должно быть. Я сказал: да ты прав! Уберите все это. Уберите. Вы переходите в медитативное состояние, а потом — БАБАХ — звук возвращается. Каково это — отключиться на ринге? Каково это — подкоситься, а потом внезапно... Что это за „внезапно“? Как вы передадите это „внезапно“ визуальными и устными средствами, когда судья говорит, что бой остановлен и вы проиграли?»

«Бешеный бык»

Эффект оглушительной и внезапной тишины Скорсезе применяет в своих фильмах регулярно. C его помощью он может перенести зрителей в атмосферу кровавой расправы в борделе («Таксист»), передать мучительные страдания Иисуса на кресте («Последнее искушение Христа») или погрузить в зловещую атмосферу клиники, где безумная женщина прижимает палец к губам, говоря герою «Тсссс!» («Остров проклятых»).

К приему «тишина как шок» прибегали многие независимые и голливудские режиссеры. Пожалуй, самым известным образцом стала сцена из фильма Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Солдат, попавший в мясорубку. Вода окрашивается в багровый цвет, его сослуживцы сгорают заживо, а случайно выхваченный парень уцелевшей левой рукой подбирает свою же правую, оторванную при взрыве. Реальность мира отступает на второй план, и все звуки заглушаются, словно проходя сквозь толщу воды. Эта сцена, вдохновившая многих кинематографистов, давно разобрана на цитаты («Морпехи»).

«Спасти рядового Райана»

Когда звук подчеркивает тишину

Эффект экранной тишины парадоксальным образом может достигаться с помощью звуков. Как никто другой, значение тишины в сценах тревожного ожидания и страха перед неизбежным понимал мастер саспенса Альфред Хичкок. В своих лучших картинах Хичкок предвосхищает ключевые события тянущейся тишиной, которой он придает объем с помощью монотонного звука. Нарастающий гул несущегося на героя самолета («На север через северо-запад»). Шум воды в душе перед кровавой расправой («Психо»). В пространстве саспенса эти звуки преобразуют тишину, делая ее более выпуклой и пугающей.

По сей день редкий хоррор обходится без эффекта тишины, которая создается за счет диссонирующих звуков. Прибегает к ним и создатель «Тихого места» Джон Красински, который, впрочем, возводит тишину в ранг неотменяемой условности, с которой придется считаться героям.

Тему слуха развивал Майк Флэнеган. В его фильме «Тишина» жертвой психопата в маске была одинокая глухонемая писательница Мэдди. Ее неспособностью слышать пользуется маньяк, который то уходит из ее дома, то вновь возвращается. Звук проделывает в хорроре тот же трюк, иногда нарастая, а иногда полностью исчезая. Жаль только, что, в отличие от Мэдди, зрители прекрасно слышат, как в одной из сцен острие ножа медленно и сочно процарапывает оконное стекло. Что ж, глухоте героини в этот момент можно только позавидовать.

Читайте также
Статьи Один кадр: Сейчас вылетят «Птицы» Как снимали знаменитую сцену атаки пернатых на героиню Типпи Хедрен в фильме Хичкока «Птицы», которому 29 марта исполнилось 55 лет.
Новости Режиссер хоррора «Тихое место» поставит фильм о жизни на Марсе Джон Красински планирует экранизировать фантастический рассказ Сесил Кастеллуччи.
Статьи Бунт роботов Дикого Запада и служанок Гилеада: Сериалы апреля Продолжения «Мира Дикого Запада» и «Рассказа служанки», Агата Кристи и Конан Дойль, Бандерас в роли Пикассо и сексуальный скандал с Аль Пачино.
Новости Трейлер фильма «Рожденный стать королем»: Вот ваш меч Режиссер «Чужих на районе» Джо Корниш покажет приключения очень маленького короля Артура.
Комментарии (32)

Новый комментарий...

  • 27

    irish-cat-in-the-hat 13 апреля 2018, 16:39 пожаловаться

    #

    давно заметила, что тишина — палка о двух концах. с одной стороны, впечатлить может настолько, что потом неделю будешь ходить задумчивый и оглушенный. с другой стороны — есть риск превратить фильм в довольно занудный, если с этой тишиной переборщить. нужно быть очень одаренным режиссером, чтобы почувствовать эту грань)

    ответить

  • 1

    ВНЧ 13 апреля 2018, 18:35 пожаловаться

    #

    Ещё один приёмчик — типа немое кино. «Артист», начало «Здравствуйте, я ваша тётя!».

    ответить

  • SpaceStationOne 13 апреля 2018, 18:45 пожаловаться

    #

    Тишина — очень сильный и чрезвычайно выразительный художественный приём.

    К примерам, упомянутым в статье (хорошая, кстати, спасибо), можно добавить, например, сцену расстрела из «Проклятого пути» Сэма Мендеса.
    https://www.youtube.com/watch?v=fGFLyA3u_rw

    И финальную сцену «Антропоида» (2016).

    ответить

  • SpaceStationOne 13 апреля 2018, 19:20 пожаловаться

    #

    Вообще, тишина способна создавать крайне яркий контраст.

    Вот, например, в статье указана легендарная сцена из «Спасти рядового Райана». Если пойти дальше по творчеству Спилберга, то стоит упомянуть серию флешбэков из «Мюнхена». Особенно, последний:
    https://www.youtube.com/watch?v=aMZnctPhEdU

    С одной стороны, здесь есть несколько гениальных переходов от тишины и обратно, с другой — контраст является обоюдным: звук (тишина — выстрелы — крик — тишина) и изображение (любовь — жизнь — убийство — смерть — жизнь — любовь).

    ответить

  • nikitasuperman 13 апреля 2018, 18:56 пожаловаться

    #

    «Племя» шикарный фильм, веришь во все происходящее, будь то сцена аборта или финал картины.

    ответить

  • 5

    _My-Way_ 13 апреля 2018, 19:00 пожаловаться

    #

    Когда тишина в правильных руках, она работает хорошо).

    ответить

  • 1

    alexnemec 13 апреля 2018, 19:16 пожаловаться

    #

    Жаль, что не был упомянут довольно любопытный фильм «Келин» (Невестка), на протяжении которого будет сказана лишь одна фраза
    https://www.kinopoisk.ru/film/nevestka-2008-485850/

    ответить

  • 4

    _Pelmenka_ 13 апреля 2018, 20:43 пожаловаться

    #

    При словосочетании «тихий фильм» мне на ум всегда приходит «Пустой дом». Вот уж где действительно тишина) И при этом было безумно интересно смотреть.

    ответить

  • 3

    fantast_potri 13 апреля 2018, 22:59 пожаловаться

    #

    При всем уважении к Стэнли Кубрику, но в фильме «2001 год: Космическая одиссея», когда минут по 5 играет одна и таже мелодия или во все тишина, и показывают медленно ползущий корабль ну ни как это не показывает «весь ужас этой молчаливой пустоты», хотелось поспать в эти моменты) В «Гравитации» согласен, звуковое решение хорошо подчеркивает тишину и изоляцию космоса

    ответить

  • 1

    freawertyhm 14 апреля 2018, 00:53 пожаловаться

    #

    когда читал, думал, что упомянут сцену из Милых Костей, когда сестра Сьюзи пробралась в дом к маньяку, когда его не было, и тут он забывает что-то и возвращается! И она тихонько отдвигает скрипучую пакетину, за которой прячется дневник Сюзи с копной ее волос.. вот уж где саспенс… всю минуту этой напряжной сцены никто не произносит ни звука

    ответить

  • D-M-S 14 апреля 2018, 14:28 пожаловаться

    #

    Еще можно Побег из Алькатраса добавить.

    ответить

  • 7

    Artem Pyatyshev 14 апреля 2018, 16:20 пожаловаться

    #

    «Не дыши» Альвареса — тоже очень тихий фильм

    ответить

  • 2

    The Extractor 14 апреля 2018, 19:07 пожаловаться

    #

    Зря не упомянули фильм «Не угаснет надежда» с Рэдфордом. По всем параметрам подходит к этой подборке.

    ответить

  • 2

    IngmarWeyland 14 апреля 2018, 20:56 пожаловаться

    #

    Интересная статья, спасибо. Жаль не упомянули «Молчание» Ингмара Бергмана, оно сюда более чем подходит.
    Тема тишины/молчания в кино мне очень импонирует, а к сожалению в моих любимых хоррорах ей часто пренебрегают и даже наоборот, считают чем больше криков, скриммеров и визгливой музыки тем лучше (хрестоматийный пример — концовка «Техасской резни бензопилой» 1979, когда от беспрерывных криков Мэрилин Бёрнс пропадает все сочувствие к ней, и уже почти надеешься когда ужё её пристукнут).

    ответить

  • 3

    ingmarantonioni 15 апреля 2018, 13:32 пожаловаться

    #

    Silencio! — как говаривал один линчевский персонаж

    ответить

  • 5

    RavenDante 15 апреля 2018, 16:29 пожаловаться

    #

    В хоррорах тишина гораздо страшнее и атмосфернее действует, чем бесконечные скримеры и тревожная музыка.

    ответить

  • 3

    on-line 16 апреля 2018, 09:40 пожаловаться

    #

    Можно было и Меланхолию упомянуть, так же тишина, как прием

    ответить

  • 1

    Stefani Soul 17 апреля 2018, 16:21 пожаловаться

    #

    Эффект тишины в хоррорах был впервые опробован Хичкоком в «Птицах» в середине 60-х годов прошлого века. Там в фильме даже музыки нет вообще и очень мало слов. А потом эта идея была заимствована в сотнях других фильмах-ужасов.

    ответить

  • Насчет статьи — занятно. Чего не могу сказать про это самое «Тихое место» — персонажи тупят, логические дыры видно невооруженным взглядом. Та еще шляпа, а не хоррор (ИМХО).

    ответить

  • NadChel 11 мая 2018, 17:17 пожаловаться

    #

    Надо было лучше ролик на канале запилить, чем статью

    ответить

  • Большое спасибо за статью! Так держать.

    ответить

  • Самая запоминающаяся сцена с тишиной была в Парке Юрского периода, когда они застряли возле ограды вольера с тиранозавром

    ответить

 
Добавить комментарий...