всё о любом фильме:

Весна, лето, осень, зима... и снова весна

Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom
год
страна
слоган«Любовь - лекарство, от которого надо уметь отказаться»
режиссерКим Ки Дук
сценарийКим Ки Дук
продюсерКим Дон-джу, Ли Сын-джэ, Карл Баумгартнер, ...
операторДон-хён Баек
композиторПак Чи Ун
художникКим Мин Хе
монтажКим Ки Дук
жанр драма, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$145 000
зрители
США  383.4 тыс.,    Франция  220.4 тыс.,    Германия  186.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время103 мин. / 01:43
Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере, окруженном горами.

По мере наступления времени года их души наполняются энергией, что ведет как к чувству одухотворенности, так и к трагедии. Что еще важно, они не могут вырваться из круга жизни, желаний, страданий и страстей, которым подвержены все из нас.

Под строгим взглядом Старого Монаха Молодой Монах познает потерю невинности, когда игра становится жестокой…, познает любовь, когда в их замкнутом мире появляется женщина…, познает преступную власть зависти и одержимости…, цену искупления, просветление опытом. И хотя одно время года неминуемо сменяет другое, их хижина, подобно колыбели духа, находится между настоящим и будущим…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
90 + 5 = 95
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Южнокорейского режиссёра Ким Ки Дока, несмотря на признание на Западе, можно счесть «фестивальным неудачником», поскольку его фильмы, начиная с «Острова», регулярно попадали в конкурс киносмотров в Венеции, Берлине, Локарно, Карлови-Вари или Москве, но почему-то оставались без заметных наград, если не учитывать премии ФИПРЕССИ. Жюри кинематографических творцов продолжало игнорировать этого мастера (что произошло и в декабре 2003 года на вручении Европейских кинопризов, где «Весна, лето, осень, зима и снова весна» номинировалась в категории неевропейских лент). Хотя данную работу оценили даже обычные зрители и члены молодёжного ареопага — соответственно в Сан-Себастьяне и Локарно. И это действительно удивительно, ведь девятая по счёту картина 42-летнего режиссёра менее всего является зрительской или рассчитанной на молодую аудиторию, оказавшись своего рода кинематографическим аналогом буддистской молитвы, полной самоотречения и усмирения греховных помыслов, окончательного прорыва к вечному умиротворению, поиски которого составляли внутреннюю суть подчас шокирующего «Острова». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1374 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если вы любите экшн и динамичность повествования, то это фильм не для вас. Он настолько же нетороплив и камерен, как легкий звон музыки ветра. Чудесная природная красота, гармония, нетленность, и незыблемая вечность, и только человеческая жизнь бренна, и звучит рассогласованно с этой гармонией. Это очень глубокий, философский фильм, который оставляет сильное послевкусие. Фильм для людей, способных мыслить и восприимчивых к жизненной мудрости и философии, формирующей самосознание лично каждого. Фильм с одной стороны повествует о жизни очень самобытной, оторванной от наших будничных реалий, аскетичной и посвященной духу, и на первый взгляд даже трудно найти представить какие-то аналогии с нашей реальностью. Но в то же время в этом минимализме- и эмоциональном, и словесном, в предельной собранности и акцентированности действия умело выражена целая жизнь, и каждый в ней найдет что-то созвучное себе, своим переживаниям, страхам, ошибкам и тому, чему стоит еще поучиться.

    Этот фильм- как жизнь аскета, он не нуждается в оценках критиков, наградах фестивалей и проч. суетной мишуры. Он самодостаточен, и повествует о вечности. О том, что было, что есть, и что будет, независимо от того, кто именно будет ступать по этой бренной земле. Тонкая работа, отражающая характерный менталитет и атмосферу, кот. может показать только человек, родившийся в этой среде.

    Фильм не развлекательный, его стоит смотреть в спокойном состоянии, и тогда, когда имеешь достаточно времени на то, чтобы после просмотра переварить оставленное им послевкусие.

    18 сентября 2011 | 13:23

    В последнее время я стала выбирать фильмы к просмотру весьма странным, на мой взгляд, методом: по названию… «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — название, в котором зашифрована своеобразная «цикличность», как человеческой жизни вообще, так и этого фильма в частности.

    Фильм невероятно красив… Тихая гладь озера; маленькая пагода, внутри которой есть двери, отгораживающие комнату для молитв от места, где монахи спят, но нет стен; горы, окружающие эту пагоду со всех сторон; огромный трехсотлетний дуб, повидавший на своем веку не одно поколение монахов, живших в этой пагоде; двери своеобразной пристани, отделяющие мир монахов от мира людей… Мелодично позвякивающий колокольчик невероятно успокаивает и расслабляет, хотя в течение всего фильма я сидела в некотором психологическом напряжении из-за этой истории, столь непростой, как и сама человеческая жизнь…

    Как мне казалось когда я начинала просмотр, фильм будет медленным, практически без действия, умиротворяющим… И на самом деле, согласитесь, удивительно, как гений Ким Ки-Дук (беру, как говорится, его работы на заметку!) смог сочетать в своем шедевре одновременно медитативность и напряжение, красоту природы и динамику сюжета, расслабление мозга и вместе с тем интенсивнейшую его работу над осмыслением увиденного…

    10 из 10

    Настойчиво рекомендую к просмотру этот замечательный фильм с необычным названием!

    11 ноября 2010 | 12:13

    Человек сам с собой и внутри себя. Вдали от людской суеты. Сколько деталей было призвано это подчеркнуть: двери без стен как символ определенного порядка, традиционности, правил (которые главный персонаж нарушает в пору юности и горячей влюблённости, в ту пору, когда молодые люди плюют на условности и игнорируют установленный порядок), плавучий дом, окруженный водой, за водой — снова ворота, а за воротами лес и горы. Очень далеко от суетности мира, но этот мир всё же дотягивается своими грязными ручищами до маленького островка, полного покоя и смирения, и оставляет пятна на судьбе парня.

    Но жизнь не стоит на месте, и при всей её видимой, мнимой линейности, она вращается. И я бы не назвала это вращением по кругу, скорее вращением по спирали: если бы это был круг — всё было бы совсем печально, ведь тогда не бывает развития, не бывает изменений, а изменения должны быть, иначе нельзя было бы, если и не исправить, то хотя бы искупить, ошибки. А главный персонаж, перетерев в себе все свои поступки, пережив своего рода катарсис, пытается начать всё заново на новом витке своей и ещё чьей-то жизни.

    Кундера в своей «Невыносимой лёгкости бытия» говорил о том, что все наши поступки в жизни верны, т. к. мы не можем вернуться в прошлое и пережить ситуацию заново, а поэтому не можем знать, действительно «неверный» поступок является таковым. Но ведь в будущем-то можно попробовать. Вот главный персонаж и пробует.

    9 из 10

    28 марта 2010 | 21:04

    Западный мир последнее время так и норовит просочиться на Восток. Хочется ему нового, кардинально нового. Западная философия, в каком-то смысле изжила себя. Закончившись на экзистенциализме, ей резко стало нечем дышать. Ну еще бы, «смысла в жизни нет» — не лучший лозунг для жизни. А Восток дышать прямо-таки заставляет, Восток чист, прекрасен, силен и так загадочен. Перечислять можно до бесконечности. Сказать стоит только одно — модно. И тут уж плюйся — не плюйся, ничего не сделаешь. Так и складывается представление о том, что если Восток — то Ким Ки Дук, да Вонг Карвай, Такеши Китано, но, смею заметить, они в истинно Восточном «глубоком» кино далеко не главные. Но тех-то не знает никто, потому что они Восток, а мы — Запад. Западная киноклассика куда доступнее восточной. А тут популярные восточные режиссеры объявились и сказали, что покажут нам свой мир и свои правила. Какие хитрецы. И Запад сказал — да. И опять все съел. Ну да ладно, перейдем от явления к фильму.

    Сложилось впечатление, что фильм этот — некий «Восточный мейнстрим» (плеяда фильмов на тему заставляет выделить такой пласт киношный), с некой философской идеей, вполне понятной, складывающей псевдоинтеллектуальный взгляд о всей философии Востока. Почему псевдоинтеллектуальный? Потому что восточными режиссерами, популярными восточными режиссерами, отмечу, данная тема мусолилась уже не раз и касается она одной только стороны медали.

    Смысл таков: молодой человек живет у мудрец а и монаха на островке в реке, вдали от мира, тот его растит и учит мудрости жизни. Но человеческая природа есть человеческая природа и против нее никуда. Герой, впервые в своей жизни встречает женщину, отправленную на лечение от непонятного недуга (уныния) на остров. Чувство вспыхивает в нем, сильное-сильное. Физиология требует своего, девушка становится объектом любви и страсти (последнее подчеркнуть). Данное чувство настолько велико, что после того, как девушка излечивается и отправляется домой, парень следует за ней. А излечение недуга, конечно же, совершилось успешно именно благодаря любви и ее физической составляющей, которые подарил ей наш главный герой (ну естессна, что женщине надо, кроме того, чтобы ее любили во всех смыслах). Словом, пускается парень из чистой духовной жизни во все тяжкие и проигрывает в битве возвышенное — приземленное в пользу последнего. А все почему, а все потому, что так уж устроен человек, что смысл жизни ему дается лишь тогда, когда он пройдет сквозь все на свете, потеряет, поборет себя, поймет, осознает. Горький опыт. Отказаться можно от того лишь, что познал. Научился жизни, а тут и умирать пора, пытаешься предостеречь других — но нет, все те же ошибки, все те же страдания. А мир, просто прекрасен и просто безразличен. А жизнь человека, это колесико, которое вертится и обновляется каждым новым пришедшим, и переживает он все то же самое, что и предыдущий.

    Герой уходит и возвращается, смутно догадываясь, что его учитель делал такие же, как он ошибки. И его учитель понимал, что ничего не сможет сделать и остановить от «грехопадения» не удастся.

    И так будет вечно… таково устройство мира, смирись, прими и все такое…

    Что такое хорошо и что такое плохо — вопрос, который человек своими поступками и опытом уясняет для себя самостоятельно, на закате жизни. И так по кругу. Не ты первый. Не ты последний.

    Вот такая мораль фильма. Вот такая мораль жизни.

    А кино совсем простое с художественной точки зрения, в разряд киноискусства не занесешь. Короче, сел, посмотрел, голову разгрузил и живи себе дальше.

    Не понимаю я всех этих восторженных отзывов.

    Ну посмотрите, но Просветлением себя обманывать не надо. Этот фильм такого не умеет.

    Не дотягивает до того звания, какое на него навешивают.

    18 октября 2011 | 12:44

    Восток и запад

    Веками восток движется внутрь, а запад наружу. Восток ценит накопление внутренних богатств, запад — внешних. Восточные страны действительно бедны материально, в отличие от западных. Но в двадцатом веке появилась невиданная доселе тенденция. Западный мир потянулся к внутренним богатствам востока, когда деньги стало некуда девать, западу стало интересно, внутренняя пустота проявилась ярче. Запад заинтересовался медитацией. Кто из нашего окружения пробовал медитировать? Единицы. В момент медитации поток мыслей останавливается и человек созерцает свое нутро, он видит свою индивидуальность. Внешнее влияние смывается. Фильм Ким Ки Дука напоминает медитацию. Умиротворение от просмотра этого фильма также можно сравнить с приемом ванны, созерцанием неба, моря, озера. В фильме мы и видим дрейфующую пагоду на озере. Я думаю, что у каждого взрослого человека в жизни возникало желание хоть на неделю оказаться в таком месте, разорвать внешние цепи, растворить проблемы в умиротворении.

    Восточные люди едины с природой. Это проявляется во всем, в словах, поступках, взгляде. Изобразить природную эстетику становится одной из основных целей оператора. Связь с природой всегда проступает наружу у восточных людей. Она ярко выражается даже в песнях Виктора Цоя, а уж в фильме Ким Ки Дука она становится одним из основных стержней. Для меня ярким проявлением восточного менталитета был также тот факт, что мальчик даже не пытается освободиться от камня самостоятельно. Русский пацан точно бы вывернул веревку другой стороной или распорол ее об другой камень. Со стороны корейского мальчика даже не было таких попыток.

    Если западные люди не хотят заниматься медитацией или каратэ, не хотят изучать буддизм, то есть иной выход. Многие заинтересовались искусством востока. Такие фильмы, как «Весна, лето, осень, зима…И снова весна» и есть целебные травы для бездуховного запада. Люди также слушают прекрасную музыку корейского композитора Yiruma, или читают книги индийского мастера Ошо, уже ставшие брендом. Интерес к востоку и его культуре только прогрессирует.

    Символика

    Этот фильм — притча. Прекрасная и символичная притча. Она выражает религиозную мудрость, мораль подана изящно и красиво.

    Круговорот человеческой жизни и смена времен года это, пожалуй, самая банальная и нарочитая тема, о которой можно рассуждать после просмотра этого фильма. Это тема времени. Гораздо интересней, чем в смене времен года, она выражается в символе дерева, которому уже триста лет и которое видело уже около пяти поколений мудрейших. Вообще буддисты не верят во время, они верят в единую точку прошлого, настоящего и будущего, они верят в вечность. То есть, учитель и ученик это, в принципе, одно и то же. Только учитель уже близок к просветлению или даже достигает его, а ученик лишь в пути. Доказательством этому может служить то, что он останавливает лодку силой мысли, чтобы попрощаться с учеником. А главное — она затем сама приплывает к нему. То есть он способен энергетически сливаться с внешними объектами, он достигает просветления. Не очень понятен уход учителя и для меня он остается загадкой. Возможно, его душа переселилась в змею, чтобы продолжить наблюдать за учеником, однако, это всего лишь мои догадки. Также неразрешенной загадкой для меня стала женщина с закрытым лицом, которая принесла ребенка. В фильме есть намеки на то, что это та самая возлюбленная персонажа и ему дано это знать, он открывает ее лицо, узнает тайну. Но для зрителя остаются лишь догадки. Вообще женщина не может быть той самой, ведь он, вроде как убил ее и отсидел за это. Но, тем не менее, такие предположения из меня лезли.

    Я заметил, что когда кто-либо покидает дом, то одно животное отпускается на свободу (курица, кошка.)

    Дзен

    Фильм полон аллюзий с дзен. В нем обыгрываются три источника страдания по дзен.

    1) Безразличие — безразличие к страданию рыбы, лягушки и змеи приводят персонажа к слезам и камню на сердце.

    2) Гнев — (Похоть — желание обладать — намерение убивать)

    3) Привязанность — привязанность к девушке, не способность ее отпустить, привязанность к внешнему миру.

    Дзен учит не опираться на слова и тексты. В фильме действительно очень мало слов и никто не читает. Передача мудрости по дзен: «учитель-ученик, а не книга-ученик». Можно вспомнить случай, где мальчик не может открыть двери, а мудрейший помогает ему.

    Дзен ставит действия, а не слова на первое место. В случае с камнем и животными, мальчик нарушает природный баланс (равновесие) и, чтобы восстановить его, учитель наказывает ученика таким же образом. Учение действиями, а не словами это действительно единственная стоящая методика воспитания. Учитель словами говорит лишь то, что камень на сердце куда тяжелей камня на спине. Действительно герой снимает камень с сердца много-много позже, чем со спины.

    Любовь и медитация

    Восточные мудрецы говорят: «Есть два способа познания Бога: через любовь и через медитацию». Слоган фильма: «Любовь — лекарство, от которого надо уметь отказаться». Наш герой выбирает любовь, но не справляется. Конечно, возникает резкая ассоциация к эпизоду с травой. Учитель показывает, что хоть трава выглядит точно также, это все же яд. Ученик урок не усваивает.

    Летом в нем просыпается мужское начало. Идеалы буддизма — это соединение мужественности с женственностью. Энергия юноши перетекает к мужскому началу, это видно в поступках, движениях, глазах. Проявляется импульсивность, неаккуратность, гнев. Сначала он не дает сидеть девушке на священном изваянии, затем он сам пододвигает ей этот камень. Развитая в герое мужская часть заставляет его покинуть учителя, заставляет совершить ошибку. Равновесие нарушено. Когда мужская энергия достигает пика, он убивает жену и бросается в бега. Он становится невероятно решительным и агрессивным. Стакан переполнен и выливается наружу, когда он пытается покончить с собой. С вырезания сутры он начинает долгий и кропотливый путь к потерянному внутреннему равновесию.

    Любовь возможна, когда мужское начало в мужчине обратно пропорционально женскому в женском. Главное в любви — равновесие. Поэтому часто сходятся пары, где у девушки мужские качества, а у парня женские. Обратное равновесие работать не перестает. Люди, которые хотят сохранить любовь должны следить за этим балансом. В любом случае, наш герой с этим не справляется и уходит в гнев с головой.

    В финале фильма наступает символ дзен — энсо. Круг замыкается.

    13 марта 2012 | 20:36

    Далекая тропа через лесистые холмы ведет к безмятежному озеру, спрятавшегося от бдительного ока цивилизации. Где-то глубоко внутри стучит неслышное сердце местных земель, разгоняя питательную влагу окрестным деревьям и травам. Изредка топорщатся непоколебимые скалы. И только плавучий островок из досок и бревен с двумя обитателями на борту нарушает царствие дикой природы. Это буддистский храм, здесь заблудшие души находят себе пристанище. Здесь все уравновешивается плавным течением времени местного мирка, здесь все поглощено умиротворяющей созерцательностью. Смотритель храма и его ученик, облаченные в серые одеяния, не то подчинены неспешному ритму жизни, не то охраняют ее покой и незыблемость. Подобно тому, как для природы одними из основных свойств являются превращения и перетекания одного в другое, так и молодой ученик, перенимая наставления своего учителя, постепенно становится старше и обретает мудрость. И подобно свойственной природе цикличности процессов, жизнь взрослеющего монаха рифмуется в два четверостишья, где каждая строка — отдельное время года.

    Новая жизнь вступает в свои права. Маленькие любознательные руки и вечно ищущие глаза еще не могут отличать дурного от хорошего. Грань между добрым и злым слишком тонка, и она ускользает от непоседливого детского восприятия. Когда ты маленький, все происходит в первый раз, и первые жизненные уроки порой имеют мощное воздействие. Невинная шалость может вообразиться целой трагедией, и застающее врасплох чувство стыда, такое болезненное и очищающее, превращают истину, всего лишь сказанную вслух и потому такую невесомую, в настоящую, живую, прочувствованную. Так на новой и плодородной почве миросозерцания появляются первые ростки.

    И подобно тому, как увеличивается скелет тела человека и развиваются его внутренние органы, так и увеличиваются открытия, которые совершает человек в юности. Он всматривается в свое отражение, но видит ли он там себя? У древа миросозерцания появляются побеги, и у некоторых деревьев ствол оказывается слишком тонким, чтобы оно могло выдержать собственную тяжесть. Оно начинает потрескиваться и требовать ухода — так возникают душевные надломы. Такая беда возникает у девушки, которая приходит в плавучий храм за возвращением душевного равновесия. И если пожилой монах видит решение проблемы в буддистских ритуалах, помноженных на целебное действие времени, то молодой монах выбирает более быстрый, эффективный, но не самый надежный путь — любовь. Любовь действительно имеет исполинских размеров силу, но, как ему самому потом довелось убедиться, ее действие способно иметь не только созидательный, но и разрушительный характер.

    Оказалось, что даже монаху, выросшему в уединении в окружении природы и воспитанному на буддистском учении, не удалось защититься от человеческих пороков, и он впитал их досыта, как раньше впитывал мудрые советы наставника. Лето прошло, и пышная красота вещей оказалась обманчива, тепло сменилось холодом, а листья опали, будто слезы по несбывшимся надеждам. Пути назад уже нет. Но можно как бы родиться заново, но для этого придется высечь из себя все лишнее. И этот процесс может оказаться не менее мучительным, чем настоящие роды, но в результате у древа миросозерцания наконец созреют плоды, которыми можно будет делиться с остальными людьми.

    Пожалуй, согласно буддистской традиции, человек является и храмом, и мастерской. И если первое подразумевает самоотречение, служение истине, то второе — специальные физические упражнения и медитации. Развитие тела и духа составляют две равновеликие основы человеческой природы. Конечно, необязательно быть буддистом, но к достижению внутренней гармонии так или иначе стремятся все люди, и иногда для нее просто необходимо совершить свой личный маленький подвиг. И тогда, возможно, удастся войти в резонанс с молчаливым и равномерным течением времени и обрести ни с чем не сравнимый катарсис.

    И вот уже новый ученик, прошедший через зиму младенчества, смотрит на тебя глазами, в которых ты видишь себя, каким ты был сорок, а может быть, всего лишь год назад. И ты знаешь, что не сможешь уберечь его от ошибок, но ты сможешь помочь ему справиться с их последствиями. Новая жизнь вступает в свои права.

    24 января 2015 | 21:29

    «Размышляйте» — сказал Ким Ки Дук и включил своё кино…

    Весна. Причиняя кому-то страдания, подумай о себе. Не станет ли спустя какое-то время на твоей душе горестно? Думай о себе в такие моменты, если не можешь думать о другом живом существе.

    Лето. Как и акт совокупления, так и убийство может случиться само собой. Только это последствия, причиной всегда что-то выступает. В первом случае настоящая человеческая природа, во втором — обратная сторона нашей природы — гнев и завышенное самомнение, мысль о владении. А ведь единственное над чем человек на самом деле может иметь власть — его выбор.

    Осень. Сострадания достоин даже тот, кто совершил тяжкое преступление, но искренне раскаялся. Такое сострадание выше любого другого, от того и мало кто на него способен.

    Зима. Когда ты обрел покой, сознание твое подобно гладкой поверхности озера на котором ты практикуешь боевые искусства, мысли тихим ветром скользят по нему, но не задерживаются. Ты здесь, и только вода в проруби немного волнуется от касающегося ее водопада.

    И… Снова весна. Прошлое — как выцветшая фотография настоящего. Выглядит уже по другому, но отражает ту же самую суть.

    Жизнь циклична. Поверхность озера так и будет идти кругами, снова замерзать, таять. А пока это происходит, у нас есть выбор — принимать это как данное, или бороться с самим Мирозданием.

    10 из 10

    24 мая 2015 | 23:18

    Всегда была скептична настроена к восточной философии, считая ее идущей в разрез с нашим мировоззрением… однако решилась и посмотрела этот фильм.

    Мне не хватает слов чтобы описать все то, что он вызвал. Не смогла посмотреть «наскоком», останавливала, однако при этом ни на секунду не переставала думать о фильме.

    Бесконечно прекрасное и лаконичное произведение, дающее понять, что все в этой жизни просто и что самое страшное — происходит независимо от нас, может быть если бы мы смогли это понять сразу, с рождения, то совершали бы меньше ошибок?! (Я не фаталистка, я через чур реалистка)
    Возвращаясь к фильму следует отметить, что в нем нет ничего случайного…

    Каждый кадр несет в себе глубокий смысл. Это не кино как развлечение. Пожалуй самое важное, что я почерпнула, так это то, что зима не есть конец и смерть живого (как мы привыкли считать, основываясь на классических произведениях наших авторов), а зима есть предвкушение нового начала, а оно как известно у всех одно…

    Рука не поднимается ставить оценку, такие произведения бесценны.

    2 июля 2008 | 04:02

    Один из редких случаев, когда просмотр фильма оставляет в душе свой отпечаток. Неторопливый сюжет этой кино-притчи заставляет зрителя думать, а не тупо смотреть. В этом заключается главная прелесть этого фильма, который я бы посоветовал посмотреть всем.

    22 ноября 2006 | 16:51

    В безмятежном горном краю, где жизнь подчиняется лишь ритмам природы, по озерной глади дрейфует пагода. Её обитатели — старый монах-целитель и его юный воспитанник. И хотя от высшей истины старика отделяет только бренная оболочка, даже он не в силах предотвратить грядущие события, поскольку никому не дано обратить вспять смену времен года. На этом сказочном фоне — плавающего в лесном озере храма — проплывают панорамные картины жизни.

    Весной немногословный мудрец наглядно объяснит 6-летнему мальчику, который по неведению лишает животных жизни, все тяготы долга служителя веры. Наступит лето и 17-летний юноша познает первую любовь и покинет учителя. Придет осень, и 30-летний ученик вернется к наставнику, чтобы избавиться от ненависти и смыть с души грех убийства. Старый монах накажет его, обнаружив, что воспитанник пытался совершить самоубийство перед статуей Будды. А чтобы вернуть в разбитое сердце душевный покой, старик заставит ученика вырезать ножом иероглифы на полу пагоды.

    Зима встретит уже зрелого мужчину, вновь обжившего опустевшую пагоду. Он ждет весну, когда начнется новый цикл жизни, древней, как мир, и непредсказуемой, как сама судьба. В финале снова придет весна и ознаменует начало нового цикла времен года и жизни — со всеми её радостями и горестями. И никому не дано нарушить эту череду: сначала все рождается, затем растет, а потом угасает. Перед зрителем проходят и времена года, и времена жизни — взросление и медленная смерть…

    Это фильм не столько о преемственности, сколько о неизбежности всего происходящего: молодой обязательно станет старым, старый станет мертвым, глупый станет мудрым. Попадая в размеренное действие фильма, невольно выключаешься из окружающей реальности и приобщаешься к круговороту рождений и смертей, которые уже не воспринимаются как физические явления, а обретают исключительно философский смысл, словно беседа учителя с учеником.

    Этот фильм главного корейского шокмена оказался неожиданно спокойным, немногословным (в каждой новелле герои произносят всего несколько фраз) и, можно даже сказать, медитативным, — совсем не похожим на прежние работы Ким Ки-Дука. Здесь нет брутальных аттракционов, специфического садо-мазохистского юмора, что стали визитной карточкой режиссера. Вдруг оказалось, что радикальный экстремал не только не боится, но, главное, умеет говорить о смысле жизни в традициях восточной философии.

    Похоже, с Ки-Дуком случилась та же метаморфоза, что и с японцем Такеши Китано, который с совершенно неожиданной стороны предстал в «Куклах». Видимо, на Востоке процесс собирания камней обязателен и принципиален для всякого, кто их перед тем разбрасывал. Ки-Дук даже как-то слишком стремительно (менее чем за 10 лет) прошел путь от экстравагантной и бескомпромиссной жестокости, свойственной молодости, до истинно буддийской мудрости. Таким фильмом логичнее было бы завершить, причем не только карьеру, но и свой бренный путь на Земле.

    16 октября 2012 | 18:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>