всё о любом фильме:
Статьи

Зона реставрации: Как на «Мосфильме» восстанавливают ленты Тарковского

Отреставрированные копии фильмов Тарковского пользуются успехом за рубежом, однако процесс восстановления культовой отечественной классики идет медленно. Почему?
Зона реставрации: Как на «Мосфильме» восстанавливают ленты Тарковского
«Сталкер»

В американский прокат вновь вышел «Сталкер» Андрея Тарковского, и единственная копия, демонстрировавшаяся в нью-йоркском Walter Reade Theatre, установила рекорд в истории самого кинотеатра, заработав за первый уик-энд более 20,5 тысячи долларов. В расчете на кинотеатр у «Сталкера» второе место по наработке после «Стражей Галактики. Часть 2». Осенью прошлого года «Сталкера» показывали на большом экране московского кинотеатра «Октябрь» в рамках Kinopoisk Film Market, а премьера отреставрированной копии состоялась во время Венецианского кинофестиваля. Критики отметили тогда высокое качество звука и изображения.

12 мая к «Сталкеру» в американском прокате присоединился «Солярис» — другая культовая картина Тарковского, которой 13 мая как раз исполняется 45 лет. Обе ленты были отреставрированы и оцифрованы на студии «Мосфильм», которой принадлежат права на эти фильмы, как и «Иваново детство» и «Зеркало». «Зеркало» восстанавливали даже дважды — сначала в 2008 году и совсем недавно. Технологии позволили удалить дефекты, которые ранее исправить было невозможно. Показы копий культовой классики стали неотъемлемой частью престижных фестивалей.

От «Спартака» до «Сталкера»

В России основным центром, занимающимся реставрацией старых кинофильмов, остается киностудия «Мосфильм». Работа по реставрации пленочных фильмокопий на «Мосфильме», по сути, велась постоянно. Если внимательно посмотреть, можно заметить на старых картинах титр — например, «Восстановлена в 1985 году». В чем заключалась эта реставрация?

«Работали прежде всего со звуком, — объясняет главный инженер «Мосфильма» Игорь Богдасаров, курирующий процесс реставрации. — Когда появилась магнитная лента, картины, записанные оптическим способом, переводили на магнитную запись, она дает другое качество. Если было написано, что картина восстановлена, чаще всего это означало, что перезаписан звук. Иногда картины переозвучивались, а пленку просто чистили, глянцевали. У пленки есть глянцевая сторона, основа. Если были царапины, была специальная машина, которая их затирала».

Богдасаров рассказывает, что негативы отечественных фильмов были в очень плохом состоянии. Играли свою роль и качество самой пленки, и не всегда правильные условия хранения. До появления цифровых технологий с пленкой практически ничего нельзя было сделать, только почистить от лишней пыли вручную. Были, правда, еще иммерсионные аппараты, которые могли выровнять царапины с помощью жидкости, однако при этом немного терялась резкость. Когда появилась цифра, наступила другая эпоха.

На «Мосфильме» она началась в 2005 году с картины «Спартак» по инициативе главы студии Карена Шахназарова. «Спартак» отсканировали цифровым способом, а царапины исправляли уже с помощью специалистов из цеха компьютерной графики. Однако цифра не всесильна.

«Спартак»

«Спартак»

«Я знаю, некоторые наши коллеги [из другой компании] сложные царапины отдавали делать за границу, благо сейчас технологии позволяют это делать. К каждому дефекту нужен свой подход. Бывает дефект, где ничего нельзя сделать, например на лице. Была одна картина, где в нескольких кадрах подряд пробита дырка», — рассказывает Богдасаров.

Главный инженер «Мосфильма» объясняет, что в советское время пленка часто была бракованной. Так, отсутствовала перфорация, пленка коробилась и не держала форму. Сейчас на студии работают над восстановлением «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

«Война и мир»

«Война и мир»

«Снималась батальная сцена, множество камер, подготовили все, Бондарчук командует, а ни один механик не может зарядить пленку в камеру. На пленке брак — нет перфорации. Не секрет, что негатив „Войны и мира“ был поврежден. Современные машины могут это отсканировать, а в те времена, если пленка покоробилась, она может продольно выгнуться, может на склейках погнуться. Перфорации могли сдвинуться в шахматном порядке, и уже ни в одну машину их не зарядишь. Сейчас у нас есть машины, где можно отсканировать пленку без перфорации. Тогда это было невозможно, и ничего не могли сделать», — говорит Богдасаров.

Тарковскому создавали условия

Картинам Тарковского в этом плане повезло: они сохранились в неплохом состоянии. «Тарковский все снимал на „Кодак“, — объясняет главный инженер «Мосфильма». —  Когда у него на „Солярисе“ был брак по свету, а декорацию уже сломали, декорацию построили заново и дали ему переснять сцену. То есть ему создавали все условия. Благодаря качественной пленке цвет сохранился лучше. Бондарчук тоже что-то снимал на „Кодаке“, например „Они сражались за Родину“».

«Они сражались за Родину»

«Они сражались за Родину»

Однако хорошо сохранившийся цвет еще не означает, что процесс восстановления будет легким. В «Сталкере» было очень много дефектов. «Думаю, что это все берется от неаккуратного отношения к негативу, — говорит Богдасаров. — Многие режиссеры от этого страдают. Им кажется, что лишнюю копию сделать с негатива — это лучше, а негатив страдает, и уже плохо получается. Надо печатать с контротипа. К тому же у Тарковского очень сложная цветокоррекция, там четыре черно-белых цвета. С точки зрения дефектов неважно, „Кодак“ это или наша пленка, но есть картины, где цветовое дыхание (изменение геометрии пленки, которое влияет на цвет — Прим. ред.) невозможно полностью убрать, и получается качество, которое нам не нравится. Сама пленка, конечно, хорошо сохранилась, и можно добиться идеального качества на картинах Тарковского, но это не значит, что объем реставрации меньше».

Для работы над восстановлением по возможности привлекают членов съемочной группы. Так, картины Тарковского помогал восстанавливать оператор Вадим Юсов. «Если кто-то [из создателей фильма] жив, мы всегда обращаемся. На картине „Солярис“ была такая история: героиня Натальи Бондарчук в одном кадре должна быть в туфлях, а она без туфель. Мы не знали об этом ляпе, а Юсов знал, и он нам предложил: „Давайте компьютерной графикой их нарисуем“. Мы долго думали, рисовать или нет, но решили ничего не трогать».

На съемках фильма   «Сталкер»

На съемках фильма «Сталкер»

В данном случае право голоса за «Мосфильмом», ведь именно студия обладает правами и решает, реставрировать картину или нет, причем до какой степени. «Авторы очень радуются, когда их картины реставрируют, и всегда сотрудничают с нами. Обычно они знают ляпы и находят их, а перед нами встает вопрос, что с ними делать. В „Иване Грозном“, например, есть момент в церкви, где свет моргает. Не на пленке, а у них при съемке. Мы это оставили. Но ведь Эйзенштейн это оставил. Это было в 1944 году, киностудия была в эвакуации. Пусть она такой остается. Не наше дело — исправлять», — уверен Богдасаров.

Мы как врачи. Главное — не навредить

Цель любой реставрации — показать картину в определенном качестве, максимально приблизиться к оригиналу. «Зарубежные коллеги сходятся в том, что мы как врачи. Главное — не навредить, — говорит Богдасаров. — Нельзя сделать старую картину новой, мы должны сохранить ее и сделать такое качество, чтобы современный молодой человек смог посмотреть ее. Но тут есть определенный предел. Ее нельзя улучшить, ее надо показать такой, какой задумал режиссер, восстановить некую справедливость. То есть зрители тогда ее видели одной, а мы сейчас видим уже другой, старой: изменился цвет, изображение. Задача не улучшить, а сделать такой же и записать на новом носителе».

«Андрей Рублев»

«Андрей Рублев»

Неудивительно, что главный инженер «Мосфильма» резко негативно относится к переводу черно-белых картин в цветные. Черно-белое изображение часто было творческим приемом, осознанным выбором режиссера, как в «Андрее Рублеве» или «Иване Грозном», и вмешиваться в изображение, грубым образом меняя его, — это значит становиться соавтором картины без согласия на то режиссера.

Однако даже при бережной реставрации иногда сложно избежать ошибок. «Американцы несколько лет один фильм делают, они используют все возможные источники — и негатив, и позитив. Когда мы реставрировали фильм „Зеркало“, там в одном эпизоде у героини Тереховой есть кошка, и она уходит в темноту. И вот эта кошка на одном из кадров „потерялась“. В позитиве ее видно, а в негативе ее нет. Долго совещались, что делать. В негативе ее не видно, в контротипе тоже, а в позитиве она сохранилась, силуэт буквально. Но это было очень сложно, а мы тогда, в 2008 году, еще неопытные были, и так вышло, что кошка пропала».

Дым в кадре — головная боль реставратора

Над восстановлением картин сотрудники «Мосфильма» работают в плановом режиме параллельно с коммерческими заказами. Свой фильмофонд «Мосфильм» восстанавливает за собственный счет. В некоторых интервью глава киноконцерна Карен Шахназаров утверждал, что на реставрацию «Сталкера» было потрачено 30 тысяч долларов. Богдасаров эту цифру прокомментировать отказался: подсчитать время сотрудников, затраченное на реставрацию, сложно, как и оценить трудоемкость работ.

«Александр Невский»

«Александр Невский»

На «Мосфильме» трое специалистов занимаются ручной чисткой. Есть сотрудники, которые сканируют, перегоняют и автоматически чистят негатив, отдел компьютерной графики помогает с коррекцией сложных дефектов. Всего в восстановлении фильмов занято около десяти человек.

Реставрацию одного фильма обычно стараются сделать за месяц. Существует несколько категорий — от двух недель (самый простой способ) до месяца. Но бывают картины, срок восстановления которых невозможно предугадать, как, например, было с «Иваном Грозным» и «Александром Невским», на которых ушло более чем полгода работы.

Реставрация предполагает, что дефектный участок заменяется похожим из другого кадра. В случае с автоматической чисткой компьютер просто выбирает участок из соседнего кадра. Однако машина может случайно убрать то, что нужно. Если кадр статичный, то разницы особой нет. Но если кадр динамичный, как, например, сцена сражения в «Александре Невском», где все меняется очень быстро, то невозможно найти рядом похожий участок без дефекта. Тогда специалисты уже вручную ищут где-нибудь в другом месте ту же руку и меч, но неповрежденные. Или, например, в «Иване Грозном» титры идут на фоне дыма. Это тоже динамика, которая может обернуться головной болью для реставраторов.

«Вообще, как правило, любое рисование в кадре видно, поэтому мы стараемся этого не делать. Мы считаем, что если его нельзя исправить так, чтобы было не видно, то лучше не исправлять», — говорит Богдасаров. Он вспоминает, что в «Александре Невском» практически все интерьерные кадры были с крупным зерном, очень много дефектов.

«Иван Грозный»

«Иван Грозный»

«Было очень много точек. Мы даже затрудняемся сказать, что это было. Причем было их больше тысячи. Большая часть убралась машиной, но были и те, которые остались. Это очень тяжелая, муторная работа. Девушки, которые занимаются такой чисткой, знают каждый кадр наизусть. А это 135 000 кадров в 90-минутном фильме». Со звуком гораздо проще: главное, не потерять тембр. Например, в «Иване Грозном» было некоторое шипение, но при попытке его убрать терялся тембр, и пришлось шипение оставить. Щелчки и треск убираются с помощью компьютера, специальной программой.

Спроса на реставрацию нет

«В журналах вроде American Cinematography, бывает, рассказывают о картине, которую реставрировали несколько лет. Мы так не можем, — вздыхает Богдасаров. — У нас 500 картин надо отреставрировать, а мы пока только к сотне приближаемся после 10 лет реставрации». Несмотря на неизбежные компромиссы между сроками и качеством, сотрудники «Мосфильма» держат планку высокого качества. Именно из преданности делу и профессии, говорит главный инженер.

«Иди и смотри»

«Иди и смотри»

«Мосфильм» в первую очередь реставрирует фильмы, которые востребованы — чаще всего телевидением, дистрибьюторами. Это культовая классика. Другой критерий — юбилеи фильмов, памятные даты и годовщины. «Наконец, есть шедевры. Может быть, они не так коммерчески успешны, но мы, будучи правообладателями, и в частности наш генеральный директор принимаем решение, что эта картина заслуживает того, чтобы продлить ей жизнь», — говорит Богдасаров. Главный инженер «Мосфильма» говорит, что во всем мире есть спрос на реставрацию старых фильмов, у нас же этого нет ни в рамках государственной программы, ни от частных организаций, ни от образовательных учреждений.

Недавно «Мосфильм» завершил восстановление ленты «Иди и смотри» Элема Климова. Сейчас на студии идет работа над реставрацией фильмов «Война и мир», «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Свой среди чужих, чужой среди своих».

«У нас была программа: мы хотели развернуть большое производство, и за два-три года мы бы сделали все картины. Те же 500, которые востребованы. Вообще у „Мосфильма“ 1600 полнометражных картин, [нуждающихся в реставрации], из них 500 — самые необходимые. Несмотря на то, что „Мосфильм“ — правообладатель, студия берет деньги с каналов и прокатчиков за показы, но к интернет-пользователям это не относится. У нас в онлайн-кинотеатре скачивание, конечно, платное, зато просмотр доступен бесплатно, и все есть в HD-качестве», — напоминает Богдасаров. На данный момент цифровым способом «Мосфильм» отреставрировал около 80 картин и продолжает восстанавливать 7—10 лент в год. Увеличить этот темп без дополнительных средств и потери качества будет невозможно, говорит Богдасаров.

Читайте также
Статьи Ценные кадры: Андрей Тарковский и другие кинематографисты-фотографы Стэнли Кубрик, Джеймс Франко, Дэвид Линч, Джефф Бриджес, Джеймс Дин и другие режиссеры и актеры, которые увлекались искусством фотографии.
Новости 11 московских кинотеатров будут бесплатно показывать фильмы Тарковского Акция «Московского кино» будет приурочена к юбилею режиссера.
Интервью Роджер Кристиан: «Лея доказала, что принцессы бывают дерзкими и боевыми» Человек, который придумал световой меч и построил «Ностромо» из «Чужого», — о том, почему он возглавил жюри российского кинофестиваля, посадил дерево у дома Тарковского и чем ему нравится «Ночной дозор».
Комментарии (36)

Новый комментарий...

  • 17

    SpaceStationOne 13 мая 2017, 13:07 пожаловаться

    #

    Спасибо, КиноПоиск.
    Очень интересная статья.

    единственная копия, демонстрировавшаяся в нью-йоркском Walter Reade Theatre, установила рекорд в истории самого кинотеатра, заработав за первый уик-энд более 20,5 тысячи долларов. В расчете на кинотеатр у «Сталкера» второе место по наработке после «Стражей Галактики. Часть 2».

    «Нью-Йорк — город контрастов!» (с)
    Гайдай был гением и пророком :-)

    ответить

  • 7

    Ural Highlander 13 мая 2017, 13:35 пожаловаться

    #

    А мне казалось (поправьте, если ошибаюсь), что перед выпуском фильмов на BD реставрацией занимался «Крупный План», а с «Мосфильма» было только высококачественное сканирование и первичная обработка (сканер на «Мосфильме» такой один на всю страну, а копии фильмов они разумно никому на руки не выдают). Да, изображение и цветовые решения старались не менять, а вот звуковые эффекты вполне могли откорректировать — где-то читал неофициальное интервью реставратора «Крупного Плана» о процессе (например, в кадре летит самолёт одной модели, а звук совершенно другой — тогда звуковой эффект подменяли на нужный из базы). И сразу после реставрации шёл релиз на «1 канале» в HD. Сейчас, увы, процесс полностью прекратился вместе с отмиранием стандарта BD, насколько знаю — работа не окупается (в Польше тоже одно время подорвались заниматься высококачественной оцифровкой и реставрацией своего кинонаследия, но быстро сдулись из-за экономической нецелесообразности). Последним отреставрированным фильмом с участием «Крупного Плана» был «Три плюс два» в позапрошлом году. Это что — какая-то другая реставрация? В каком разрешении будет издан «Война и мир» Бонадрчука?

    ответить

  • 2

    Кино-Глаз 14 мая 2017, 00:20 пожаловаться

    #

    Тут ещё многое зависит от того, с чего делается оцифровка. Одно дело из негативов (они хранится в Госфильмофонде, а не на студиях), другое дело с прокатной позитивной копии (они есть на киностудиях, хотя не на все фильмы). Негатив-исходник даёт наиболее лучшее качество, но ГФФ негативы поднимает только по особым редким случаям. Мосфильм производит оцифровку с прокатных позитивов, которые у них валяются. Сами понимаете, они убитые в хлам, особенно по наиболее кассовым фильмам. Ну например взять наиболее популярный на кинопоиске советский фильм — «Иван Васильевич меняет профессию». При тираже 1568 фильмокопий его посмотрело 60,7 млн зрителей. То есть около 40 тысяч зрителей на 1 фильмокопию. Следовательно в каком-нибудь стандартном кинотеатре-тысячнике его крутили около 40 раз. Каждый проход копии через кинопроектор её портит даёт артефакты (точки, царапины, трещины эмульсионного слоя и тд).

    ответить

  • А для каких случаев ГФФ хранит негативы? Разве оцифровка для лучшей сохранности не входит в функции фонда? Сейчас по-моему даже телеканалы (по крайней мере, в Европе) срочно-обморочно цифруют свои архивы с кассет.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 18 мая 2017, 11:38 пожаловаться

    #

    Ну ГФФ это такая муторная контора… У 99% сотрудников и руководства постсовковый лентяйско-жлобский менталитет. Даже когда им поступают заказы от телеканалов на копию картины — они берут для оцифровки позитивные прокатные копии, а негатив предпочитают не трогать. Конечно они по своему правы — негатив действительно лишний раз лучше не мусолить, но и элемент жлобства в этом тоже есть.

    Вот кстати пример. Был такой советский фильм-альманах 1948 года «Три встречи». Мосфильм делал. В гл. ролях Тамара Макарова, Борис Чирков, Николай Крючков, Юлия Борисова, Клара Лучко, Юрий Любимов и тд. Режиссёры: Птушко, Пудовкин, Юткевич. В момент своего выхода он был довольно популярен и известен — о нём много писали в прессе. В справочниках он часто упоминается. Но показать по телеканалам или выпустить его до сих пор не могут. А всё потому что в ГФФ нет ни одной позитивной прокатной копии, а есть только негатив-исходник. А ради ТВ они не хотят трогать исходники.

    ответить

  • S0241 15 мая 2017, 13:12 пожаловаться

    #

    Но ведь в статье речь идёт как раз о негативе. В «Зеркале» на позитиве была кошка, а на негативе её, как ни странно, не было. Так они оставили версию негатива

    ответить

  • Про исчезнувшую кошку из негатива — это вообще какой-то бред. Как может исчезнуть элемент композиции из негатива? Не из одного стоп-кадра, а из всей сцены. Мне кажется Багдасаров что-то напутал или нафантазировал или это испорченный телефон: ему сказали одно, а он не понял и имел в виду другое. Тем более Тарковский всё снимал на хороший импортный Кодак. А вот позитивные фильмокопии для проката печатались уже на нашей шосткинской Свеме.

    ответить

  • 4

    Кино-Глаз 14 мая 2017, 00:25 пожаловаться

    #

    А Крупный план, кстати, очень колхозно реставрирует и издает фильмы:
    1. Сильно замыливает картинку
    2. Кадрирует изображение, срезая закруглённые углы
    3. Издаёт колоризованные версии чёрно-белых картин вместо аутентичных, хотя в первую очередь надо издавать аутентичные, а затем разукрашки.

    ответить

  • Я в этом плохо разбираюсь, но по продукции КП (здесь и далее: Крупный План) много писали на форумах TotalDVD и в отзывх Ozon — первые оцифровки были так себе («Хоттабыч», например), потом лучше, и от мыла вроде как избавились. У меня самого есть пачка их дисков, и если картинка в «Полосатом рейсе» не вполне натуральна, то «Формула любви» и «Они сражались за Родину» нравятся. Ну тут судить не буду, у меня глаз не намётан.

    Что до третьего пункта — то это касается ведь только «Золушки» и «В бой идут одни старики» (кстати, там знатно схалтурили — при заявленных двух версиях они ч/б получили тупо из отреставрированной цветной), а «Девчата» выпустили в оригинальной ч/б версии. Зато именно с подачи КП оцифровали две версии «Три плюс два» — широкоформатную и 4:3. Да, и у них было плотное сотрудничество с «Ленфильмом» — ну когда бы «Ленфильм» в своём плачевном состоянии самостоятельно смог бы организовать реставрацию своих фильмов? А тут даже не самый очевидный «Приходите завтра» подремонтировали.

    Я не спорю — у КП это коммерческий процесс со всеми вытекающими (и с закономерным тупиком — а ведь на очереди был вроде как «Мимино»…). Ну хоть что-то, что к тому же могло дойти до конечного потребителя. Эх, если бы фильмы Урусевского ещё успели…

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 18 мая 2017, 11:40 пожаловаться

    #

    «Три плюс два» в широкоформатной версии не было. Был в обычном формате и широкоэкранный. Широкоформатных в СССР на пальцах одной руки посчитать.

    ответить

  • Блин, действительно, я ошибся — широкоэкранный. Но тем не менее, тоже версия фильма, лежавшая в архивах и невостребованная публикой. А КП писал, что широкоэкранные версии снимались как основные.

    А есть где-то список советских фильмов, снятых в широком формате?

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 18 мая 2017, 11:47 пожаловаться

    #

    А колоризированный «В бой идут одни старики», кстати, ещё издан с нарушением авторских прав. Правки в фильм (колоризация к ним относится) по окончании производства не имеют права вносить без согласия режиссёра или его наследников. Дочь Быкова была против колоризации и согласие на неё не давала, но они всё-равно разукрасили и выпустили, тем самым нарушив закон.

    ответить

  • 6

    pahomi 13 мая 2017, 14:27 пожаловаться

    #

    Реставрация это замечательно, нужно сохранять прошлое в лучшем виде, но хочется видеть и новые шедевры снятые на Мосфильме.

    ответить

  • 2

    RavenDante 13 мая 2017, 16:38 пожаловаться

    #

    Самое главное, что эти шедевры хоть кто-то снимает. И не важно это Мосфильм или WB.

    ответить

  • 2

    pahomi 13 мая 2017, 17:26 пожаловаться

    #

    или Ленфильм с Студией им. Горького)

    ответить

  • 4

    RavenDante 13 мая 2017, 17:38 пожаловаться

    #

    Да хоть «Узбекфильм» в содружестве с народом Мауи. Кино не имеет границ.)

    ответить

  • 10

    GreyCardinale 13 мая 2017, 14:35 пожаловаться

    #

    «Недавно „Мосфильм“ завершил восстановление ленты „Иди и смотри“ Элема Климова. »

    А почему единственный доступный BluRay издали ЯПОНЦЫ???

    ответить

  • 10

    MJ23.net 13 мая 2017, 15:46 пожаловаться

    #

    «Сейчас на студии работают над восстановлением „Войны и мира“ Сергея Бондарчука.»
    Да ладно, лучшая новость года! Как же долго я ждал этого момента. По сути после реставрации Лоуренса Аравийского, от которой челюсть отваливается. Как же жаль, что отказались снимать на американскую технику Войну и Мир, как раз на ту, что в итоге снимал Лин. Это был бы самый настоящий эпик. Отреставрировать Войну и Мир идеально вряд ли получится, но смотреть её в том виде, в которой она сейчас представлена, просто невозможно.
    Вот бы еще Летят Журавлики, но надо губу закатать, хоть бы ВиМ закончили…)

    ответить

  • 16

    AndreyPD 13 мая 2017, 19:47 пожаловаться

    #

    Статья отличная!
    Надо всякий шлак типа Защитников не снимать и эти деньги пустить на реставрацию старых фильмов.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 14 мая 2017, 01:05 пожаловаться

    #

    Я так понимаю, эта плановая реставрация проводится с целью дальнейшей продажи фильмов телеканалам, издателям дисков и онлайн-кинотеатрам. Плюс выложить на своем сайте или канале YouTube для онлайн-просмотра с целью срубить бабла от монетизации. А перевыпускать в кинопрокат все эти отреставрированные фильмы вряд ли будут.

    ответить

  • 3

    AndrewLazar 14 мая 2017, 02:29 пожаловаться

    #

    А я бы хотел увидеть в кино многие советские фильмы. Вместо нынешнего русского шлака.

    ответить

  • Да я бы тоже не отказался посмотреть многие старые фильмы на большом экране, особенно фильмы с выдающимися операторскими работами: Урусевского, Рерберга, Юсова. «Землю» Довженко интересно посмотреть на большом экране, фильмы Эйзенштейна. Да и не только советские.

    ответить

  • AndrewLazar 18 мая 2017, 18:15 пожаловаться

    #

    Но это вряд ли вообще случится — на наших экранах будут показывать только «шедевры» Сарика Андреасяна и Жоры Крыжовникова, очередные «Ёлки», и комедии с бывшими звёздами КВН.

    ответить

  • 2

    Ivanov_Vadim 14 мая 2017, 08:06 пожаловаться

    #

    Почему же?
    Я живу во Владивостоке и у нас в кинотеатрах часто показывают старые (изначального качества и отреставрированные) фильмы. Того же Сталкера Андрея Тарковского, и Мертвеца с Джонни Деппом показывали. А в прошлом месяце несколько фильмов Стэнли Кубрика.
    Если появляются отреставрированные версии фильмов, что случается крайне редко, то показывают и их.
    Конечно, такое кино не пользуется большой популярностью и на данные сеансы идут лишь те, кто о них знают и любят данные кинокартины.
    Главное, чтобы были люди, которым это интересно, тогда появятся и те, кто готов организовывать сеансы.

    ответить

  • Разовые акции могут устраивать, особенно если цифровая копия в наличии будет. Несколько лет назад я ходил на «Джентльменов удачи» в Екатеринбурге. Копия была цифровая, а качество совсем дрянь (именно с артефактами оцифровки) — ну почти как DVD (а может тупо DVD и поставили). Зато сейчас уже могли бы запустить полноценный сеанс — в кинотеатральном качестве. Издания на дисках глохнут, их время, говорят, ушло (это мне лично Дмитрий Степанов говорил, когда я клянчил, чтобы восстановили связку с Ozon), так что остаётся только ТВ («1 канал» в HD охотно, конечно, советскую классику показывает)

    ответить

  • 3

    Eraserhead_ 14 мая 2017, 10:38 пожаловаться

    #

    Это все интересно, но когда мы все это увидим на BD? Ни «Сталкера», ни «Ивана Грозного», ни «Иди и смотри» до сих пор в нашей стране на HD-носителях нет. «Крупный план» уже два года в HD ничего не выпускал. Так чем хвастаетесь-то? Тем что реставрируете лишь на экспорт?

    ответить

  • MJ23.net 14 мая 2017, 11:23 пожаловаться

    #

    Да пусть хоть на экспорт отдают. Французы тоже самое делают. У них есть дорогущий сканер, они проводят работу, а выпускает например Критерион. Так и тут. Сталкер выйдет в июле у Критериона на БД. Так же и Иван Грозный уже появился в анонсах без даты.

    ответить

  • cheh1994 14 мая 2017, 16:54 пожаловаться

    #

    Вот недавно в торрентах появился отреставрированный «Александр Невский» которого я так долго ждал !!!

    ответить

  • 7

    MikhailKon 14 мая 2017, 13:17 пожаловаться

    #

    Сколько можно этого Тарковского перереставрировать? Других фильмов нет? Единственное — полную версию «Андрея Рублёва» хотелось бы в реставрированном варианте.

    ответить

  • cheh1994 14 мая 2017, 16:56 пожаловаться

    #

    Ладно хоть наши фильмы 70-80-ых более менее нормального качества !

    ответить

 
Добавить комментарий...