всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В исторической правдоподобности подобным событиям не откажешь. Весной 1953 умирает товарищ Сталин. Среди партийной верхушки начинается некая паника, борьба за власть усилилась до предела и вошла в кульминацию. Кто самый хитрый, ловкий и жестокий — тот и победит в этой борьбе. Но нужно же очистить свое имя от всех грехов божьих и явиться народу чистым и неповинным. Такими хотят быть Берия, Хрущев и многие другие. Те, кто стоял с самим Сталиным плечо-о-плечо многие годы, те, кто вершил с ним великие и плохие дела, теперь ярые его ненавистники. И начинается так называемое развенчание «культа личности Сталина». И для начала под амнистию выпускают всех многих заключенных: бандитов, воров, рецидивистов. Сидело в тюрьме много неповинных людей и интелегенции.

    Но уж точно не они после амнистии пришли грабить и насиловать в деревню. После амнистии моментально возрос уровень преступности по всему союзу. И «Холодное лето пятьдесят третьего» — это история одной такой деревни, которая пострадала от сбежавших заключенных. Жила-была деревня и горя не знала. А теперь… Как спастись от бандитов? Как выжить в таких условиях простым незащищенным людям?

    Но земля русская всегда славилась своими мужественными, храбрыми сынами, добрыми, честными и смелыми людьми. Зло и преступления должно быть наказано! И оно будет наказано. Но вот какой ценою…

    6 января 2010 | 14:35

    Фильм конечно снят хорошо, игра актёров на высоте. Но к сожалению именно такое, достойное в художественном плане кино, «перекручивает» исторические факты и оставляет неверное представление об исторической эпохе.

    С удивлением прочитал на сайте в разделе «Знаете ли вы, что..» следующее: «27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников». Откуда взята эта информация? Из вышеназванного указа? Так не было такого там. Его никто просто не удосужился прочитать, и миф «перестроечного» времени засел у всех в голове.

    Считаю необходимым привести выдержку из указа:

    «Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, совершивших преступления, не представляющие большой опасности для государства, и своим добросовестным отношением к труду доказавших, что они могут вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества.

    Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных на срок до 5 лет включительно.

    2. Освободить из мест заключения осужденных, независимо от срока наказания, за должностные и хозяйственные преступления, а также за воинские преступления, предусмотренные ст. ст. 1934 п. «а», 1937, 1938, 19310, 19310 «а», 19314, 19315, 19316 и 19317 п. «а» Уголовного Кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик…

    7. Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство…»

    Я думаю пояснять не надо. Есть и другие исторические неточности в фильме (неточности ли? или совершенно осмысленная тенденциозность?), но писать о них не хочется.

    Фильм достоин просмотра, но при этом не следует его воспринимать как исторический документ того неоднозначного времени…

    15 сентября 2012 | 14:28

    Жизнь целой страны в одном фильме. Жизнь целого народа уложилась в 102 минуты. Возможно такое? Конечно. И для этого не нужно миллионного бюджета и продюсеров. Нужен лишь хороший режиссер, простой сценарий, тандем блестящих актеров и история своей страны. И вот готов гениальный фильм.

    Валерий Приёмыхов — Лузга. Капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили. Ненавидящий нынешнюю власть. Он не считает нужным как-то работать в своей ссылке, страна отплатила за геройство чудовищной неблагодарностью. Все местные жители, кроме девушки, его презирают. Но именно он защищает деревню от банды уголовников, забыв все обиды.

    Валерий Приемыхов хотел сыграть офицерскую честь, и у него это получилось. Не потерять человеческое достоинство — вот главная проблема фильма и времени.

    Анатолий Папанов — Копалыч. Интеллигент. Бывший главный инженер, осужденный по доносу за шпионаж. Немного наивный. Хочет отработать свой срок, чтобы вернуться к семье и пожить по-человечески. Не получилось…

    Анатолий Папанов — человек-скала актерского мира. последняя роль, но какая!

    Они не сыграли, а прожили жизнь своих героев. Неравный поединок заканчивается победой, но какой ценой.

    Советская власть показана глазами обитателей глухой сибирской деревни. Нет лозунгов, пропаганды. Просто люди, живущие и выживающие в 1953 году, когда начинают происходить большие перемены…

    Особенно впечатлила финальная сцена с обалденной музыкой. Среди толпы выделяются неприметные люди, немного сгорбленные от тяжести отбывания срока, с маленькими чемоданчиками, которые были у каждого политзаключенного. Каждый из них герой, потому что пережил страшное время.

    Кто-то едет домой, а от кого-то остаются лишь очки, ведь суровая реальность не всем дает возможность вернуться.

    10 из 10

    4 декабря 2010 | 10:26

    Отличный фильм. Я его раз 10 посмотрел. В фильме показана реальная действительность, без преувеличений и преуменьшений.

    12 июня 2006 | 23:42

    Мой первая «рецензия».

    Очень сильный фильм. Пронзительный, запоминающийся, реалистичный, по-своему трогательный, в нём очень удачно сплетаются трагизм и в некоторой степени — оптимизм и вера в светлое будущее.

    Несмотря на то, что фильм идёт полтора часа — за это время я буквально вжился в этот мир, стал ещё одним обитателем этой глухой деревушки со своей атмосферой, со своим течением времени и со своими… героями. Да, героев я увидел только под конец фильма, но это того стоило.

    Отлично раскрыт характер каждого персонажа. Ничего лишнего — всё очень стройно и лаконично. Каждый как будто бы занимает в этой деревне(читай — своём, отдельном маленьком мире) свою роль, выполняет свои действия. И насколько мне сразу понравился «Копалыч» в исполнении А. Папанова, настолько же с отвращением я смотрел на труса и в каком-то смысле предателя в роли Юрия Кузнецова. К актёрам претензий никаких — всё сыграно замечательно.

    Музыка… Да, это что-то. Я помню, что смотрел этот фильм, когда был совсем маленький — мне тогда лет 8 было. Помню, плакал сильно под эту музыку, когда… не, не буду спойлерить.

    Ещё вспомнил про игру актёров — всё-таки, с каким же наслаждением я наблюдал смерть каждого из тех ублюдков-уголовников. Особенно мне понравилась ситуация с «расстрелом» уплывающего на лодке бандита. Ещё одно доказательство прекрасной актёрской игры.

    В общем, я мог бы очень долго писать про этот фильм — потому что он затрагивает огромное количество проблем и конфликтов того времени. Но это уже всё сделано до меня, поэтому мой вердикт:

    Фильм — шедевр времён перестройки, смотреть всем, недостатков не нашёл, прекрасная игра актёров, прекрасная музыка, прекрасная атмосфера. Браво!

    И… Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за эту роль. Вы были великолепны. Низкий поклон Вам.

    10 из 10

    18 апреля 2012 | 13:31

    Этот фильм я смотрел буквально вчера и не сначала. Я слышал о данном фильме давно. Слышал, что это очень хороший фильм, но посмотреть как-то не доводилось.

    И вот, наткнувшись с братом (который видел этот фильм уже большое количество раз) на данный фильм по телевизору, мы начали его смотреть где-то с сороковой минуты от начала. Я ожидал увидеть совсем другое, в отличии от того что представлял. Я знал примерно о чём фильм, и знал что плохих дядей, которые захватили деревню, главные герои должны убить. Знал, не потому что уже читал сюжет в интернете, а потому что по-другому быть не могло в завязке фильмов данной концепции. Но то, как будет проходить процесс истребления недоброжелателей, я представлял по-другому. Я думал, что будут разнообразные перестрелки, перебежки от одного укрытия в другое, будет что-то похожее на «Белое солнце пустыни». Этого я не увидел, чем и был немного удивлён. Но «переварив» немного увиденное, я понял, что процесс убивания плохих дядей, как нельзя лучше подходит в данной ситуации. Это предельно реалистично и без лишнего (извините за слово) драйва. Он был бы здесь действительно лишним. Он бы просто «выдавливал» героизм из главных персонажей, а не показывал его. Но именно отсутствие этой динамики в батальных сценах и показывает нам всю «крутость» сцен убивания плохих дядь. Чего только стоит сцена, в которой Лузга с берега расстреливает из ППШ лодку с бандитом в ней. Вот это реально круто!

    Персонажи раскрываются максимально — каждый из себя что-то представляет, а не просто есть. У главных героев своя драма, своя история. А окружающая обстановка настолько берёт своей атмосферностью, что веришь что на дворе действительно 53-й год. Дополняет это всё музыка. Она неимоверно берёт за душу, показывает всю трагичность и фатальность.

    Последняя сцена в фильме — это нужно почувствовать.

    9,5 из 10

    21 мая 2012 | 23:24

    Очень непростой лично для меня фильм. Какой-то даже необычный по восприятию. В нём отражена отдельная эпоха жизни нашей страны. Очень нелёгкой, не сладкой и не простой жизни. В малом отражено большое — эти слова являются очень подходящими для данного фильма — «бьют в самую точку». Через маленькую глухую деревню отображена жизнь такой огромной страны, коим являлся Союз Советских Социалистических Республик. Каждая деталь «малого» там неразрывно связана и отображает такое общее большое.

    Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Жизнь там течёт своей размеренностью и обыденностью. Также в эту глухую деревню были сосланы и «враги народа», в общем-то, «маленькие» люди, оказавшиеся именно такими «винтиками» в жерновах огромной тоталитарной машины. Брюзга и Копалыч как-бы растворились среди в общем-то серой массы жителей этой деревушки.

    Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики» Брюзга и Копалыч, они способны действовать, так-как являются Личностями, несмотря ни на что они остались Людьми, и именно Людьми, как-бы иначе не считала всепоглощающая тоталитарная власть. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Очень трогательный момент, когда реабилитированный Брюзга находит родных погибшего Копалыча, чтобы известить их о его судьбе.

    Отдельный и очень яркий по крайней мере для меня эпизод фильма — убийство уголовниками милиционера. В белой рубашке, в крови, лежащего на крыльце… очень сильный момент. Также ещё есть и персонаж-противоположность Брюзге и Копалычу, хозяин дома, где поселились уголовники. Типичный трус, который боится.

    В этом фильме нет ничего оторванного и постороннего — всё взаимосвязано между собой: глухая деревня с целой страной, «винтики»-их судьбы с деревней и точно также целой страной — с целой эпохой. А что самое главное, «маленький» человек не может быть «маленьким», если он является Личностью, кто бы и как иначе не считал и к нему не относился. Замечательный фильм!

    24 марта 2012 | 04:36

    Этот фильм — подлая антисоветская поделка периода горбачёвской контрреволюции — перестройки.

    Дорвавшиеся до власти в партии антикоммунисты поставили цель — подрыв государства рабочей власти и возврат к капитализму, узаконение эксплуатации человека человеком, и этот фильм — ложь, ведущая их к реализации этой антинародной цели.

    Снят фильм так, чтобы зритель решил, что Советская власть — причина всех на свете бед. Виноваты по фильму во всех бедах Сталин и Берия, ну и конечно проклятые коммунисты вообще, но никак не антисоветчики Хрущёв и Горбачёв, вместе с режиссёрами вот таких фильмов, а хорошими могут быть только «невинно осуждённые жертвы массовых сталинских политических репрессий». По фильму выходит, что всё плохо в стране Советов, лишь на прекрасных людях — политических заключённых ещё держится земля русская.

    Мерзкий клеветнический фильм. И в том, что в стране бандиты есть, и в том, что якобы невинно осуждали политических виноваты Сталин и Берия, а хорошие только те, кто снял эту антисоветчину и мечтает о реставрации «идеального мира» — капитализма. К этому клонят авторы фильма, на это работают.

    На деле же никто таких злостных урок не амнистировал, а невинных политических как выдумал Хрущёв, так об этом и вторят ему до сих пор.

    Глядя этот фильм в детстве я конечно ничего этого не понимал. Обидно за Папанова, что свою актёрскую честь в конце жизни он запятнал участием в таком фильме. Разочарование.

    Фильм по духу до боли напоминает современные антисоветские фильмы Михалкова.

    5 февраля 2015 | 21:42

    Человек и власть. Гражданин и государство. Мораль и политика. Должна ли быть связь между ними? Конечно, должна. Причем быть она должна не искусственной, не ложной, не для видимости. Иначе государство будет жить по своим собственным правилам и законам, принимая обычных людей за бездушных оловянных солдатиков и заставляя их испытывать не только моральные, но и физические страдания.

    Разве это не безумие — признать человека по каким — то совершенно незначительным причинам либо вообще заведомо невиновного врагом народа или предателем. А родственники должны заставлять себя отрекаться от них за — за страха не последовать той же дорогой… Или выпустить на свободу отъявленных преступников…

    Очень сильный фильм, заставляющий любого хоть капельку задуматься над своей историей. Очень сильные актеры, создавшие убедительные образы тех людей, что столкнулись с чудовищной несправедливостью и вынужденные — ибо другого выбора нет -мириться с этим, но при этом остающихся честными и не изменяющих своей собственной совести.

    Музыка в фильме невероятно красивая и запоминающаяся. Она настолько точно по своему настроению совпадает с рассказываемой историей, что перестает быть обычным музыкальным оформлением. Она становится почти главным элементом в этом фильме, благодаря которому зритель не только верит тем событиям, что он видит на экране, но и пропускает все это через себя. Именно музыка словно «вскрывает» эту историю и выводит на поверхность весь смысл и сущность этого фильма.

    9,5 из 10

    P.S. «У нас просто так не сажают…»

    6 ноября 2009 | 12:41

    Великая Отечественная длилась менее 4 лет, репрессии — более 20 лет. Фильмов о войне — россыпь. Хороших и разных. А на память фильмы о не менее драматическом периоде не приходят.

    «Холодное лето пятьдесят третьего» — это уже конец репрессий. Нарыв прорвался, и полез гной, а потом выступила сукровица. Именно это время принесло в общество блатную романтику, воспетую Высоцким, Новиковым, Розенбаумом, Кругом (это лучшие). Даже президенты нет-нет да ввернут блатное словечко. Посмотрите, с чего это начиналось.

    Американцы дают Оскары за «Список Шиндлера», «Столкновение» — их право. Но такого фильма по накалу снять они не могут, даже мэтры типа Скорцезе, Спилберга, Иствуда.

    Валерий Приемыхов. Почему этот артист больше нигде не сумел выйти на уровень «Холодного лета» — загадка. Видимо, так надо каким-то другим, неземным силам.

    Анатолий Папанов. Это глыба. Образ этого человека средства информации почему-то свели, в основном, к голосу Волка. «Живые и мёртвые», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «12 стульев»… Роли разные, но за каждым характером, комическим или трагическим, чувствуется стержень, которого нет у теперешних звёзд. Ну, как Безруков или, к примеру, Меньшиков сыграют солдата войны, они, небось, и в армии не служили, а Папанов — фронтовик. И не случайно он ушел от нас этой ролью, ролью Копалыча.

    Редкий случай, когда тяжёлый по сюжету фильм хочется пересматривать.

    9 из 10

    13 июля 2008 | 01:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>