всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Отличный фильм. Я его раз 10 посмотрел. В фильме показана реальная действительность, без преувеличений и преуменьшений.

    12 июня 2006 | 23:42

    Летом 1953 года в северной деревне двое политических заключенных и местный милиционер вступают в схватку с группой уголовников, которые совершили преступление и пытаются скрыться в полузаброшенной деревне. Благодаря этой нехитрой фабуле «Холодное лето пятьдесят третьего» на первый взгляд кажется обычным боевиком о противостоянии хороших и плохих.

    Но уже вскоре понимаешь, что перед тобой более сложное произведение, в котором, как и чуть более раннем «Моем друге Иване Лапшине» Алексея Германа, через простую детективную историю авторы фильма весьма точно и тонко передают атмосферу эпохи, где происходит действие. «Холодное лето пятьдесят третьего» — кино о самых страшных и мрачных сторонах сталинского времени.

    Практически все герои картины — бывшие заключенные. В 1930-ые годы по различным обвинениям в тюрьмах сидело множество людей, будь то тихий интеллигент Копалыч, бывший офицер Лузга или любой из банды преступников. Но трагическая схватка в некой глухой северной деревне расставляет главных героев, объединенных своим уголовным прошлым, по разным сторонам.

    Отдельно стоит отметить прекрасную, трагическую и заставляющую сопереживать роль Анатолия Папанова, для которого она стала последней. Его герой — скромный интеллигент, измученный годами сталинских лагерей из-за ложного обвинения в шпионаже, который хочет на старость лет наконец-то вернуться к жене и сыну и просто спокойно пожить. Но ему, как и другим героям фильма, вступивших в схватку с группой уголовников, предстоит последнее испытание уходящей сталинской эпохи.

    30 марта 2013 | 12:01

    «Холодное лето пятьдесят третьего» я решил посмотреть ввиду того, что наш университетский преподаватель граждановедения порекомендовал его всей нашей группы, как великолепнейшую кинокартину, «которая перевернёт ваше мировоззрение». Правда, никакое мировоззрение не перевернулось, но фильм действительно оказался очень интересным. Что ни говори, в картине блестящая актёрская игра, работа композитора и режиссёра. В общем, потраченного времени ни чуть жалко. Однако при этом хочу особо заметить, что «Холодное лето…» фильм исторически недостоверен и имеет не слишком заметную, но явную антисоветскую направленность. Почему «не слишком заметную»? Просто в кинокартине нету никаких наездов на сам Советский строй, только этакие намёки на злодейскую сущность Сталина, Берии и карательных органов. А по моему, всё-таки подобные наезды на человека, 30 лет правившего СССР есть именно антисоветизм. Притом в жёсткой форме.

    Но вернёмся к исторической недостоверности. Во-первых, бериевская амнистия де-юре не предусматривала освобождение столь матёрых рецидивистов, какие показаны в фильме. Всем известное усиление же кримоногенной обстановки в стране объясняется в первую очередь тем, что амнистированная молодая шпана похватала на зоне блатные замашки. И уж тем более, амнистия не играла никакой роли в кремлёвских интригах. Во-вторых, что более существенно, судьба главного героя капитана Лузгина вообще нереальна — по сюжету выходит, что ему за один (!) лень немецкого плена дали целых 8 лет лагерей! Такого не бывало. Не верящим в это хочу посоветовать ознакомится с биографией Героя Советского Союза Сергея Прокофьевича Лисина. Лисин просидел во вражеском плену не один день, а почти два года и после освобождения мало того, что его даже в тюрьму не посадили, так он ещё успешно продолжил свою службу во флоте. В отставку вышел только в 1970. Что поделать, антисоветчики они такие — с факты они дружат мало, предпочитая включать свою богатую фантазию, с помощью которой чего только не напридумывают.

    9 из 10

    7 августа 2013 | 13:31

    Один из немногих фильмов, который могу смотреть бесконечное число раз, и каждый раз не могу сдержать слёзы. Очень пронзительный фильм.

    1 августа 2006 | 10:09

    В исторической правдоподобности подобным событиям не откажешь. Весной 1953 умирает товарищ Сталин. Среди партийной верхушки начинается некая паника, борьба за власть усилилась до предела и вошла в кульминацию. Кто самый хитрый, ловкий и жестокий — тот и победит в этой борьбе. Но нужно же очистить свое имя от всех грехов божьих и явиться народу чистым и неповинным. Такими хотят быть Берия, Хрущев и многие другие. Те, кто стоял с самим Сталиным плечо-о-плечо многие годы, те, кто вершил с ним великие и плохие дела, теперь ярые его ненавистники. И начинается так называемое развенчание «культа личности Сталина». И для начала под амнистию выпускают всех многих заключенных: бандитов, воров, рецидивистов. Сидело в тюрьме много неповинных людей и интелегенции.

    Но уж точно не они после амнистии пришли грабить и насиловать в деревню. После амнистии моментально возрос уровень преступности по всему союзу. И «Холодное лето пятьдесят третьего» — это история одной такой деревни, которая пострадала от сбежавших заключенных. Жила-была деревня и горя не знала. А теперь… Как спастись от бандитов? Как выжить в таких условиях простым незащищенным людям?

    Но земля русская всегда славилась своими мужественными, храбрыми сынами, добрыми, честными и смелыми людьми. Зло и преступления должно быть наказано! И оно будет наказано. Но вот какой ценою…

    6 января 2010 | 14:35

    Первый раз я посмотрел этот фильм в кинотеатре. В советское время. На меня маленького человечка этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. До этого не припомню чтобы я смотрел до того откровенный и жесткий фильм. Фильм заставил задуматься. После просмотра я изменился. Я вырос.

    Фильм обладает весьма хлесткими и жесткими диалогами. Их не так много. Они до того четкие и емкие что невольно запоминаются благодаря прекрасным актерам их произносящим. Остальное дополняет музыка. Она с самого начала настраивает на серьезный лад. В середине она помогает сопереживать. В конце она просто поднимает и заставляет стоять и молчать. И думать. Это и есть главное предназначение качественного фильма.

    9 из 10

    4 мая 2010 | 17:18

    Жестокий и драматический фильм режиссёра Александра Прошкина, снятый в 1987 году, уже на закате Советской власти, безусловно, является «лебединой песней» не только Советского кино, но и замечательного актера Анатолия Папанова, для которого, роль политического ссыльного Копалыча, стала последней в карьере.

    Действие фильма происходит летом 1953 года, когда, после смерти Иосифа Сталина, выходит приказ об освобождение уголовников. Несколько бывших убийц и насильников, попадают в Богом забытую деревню за Полярным Кругом. Убив местного участкового, они начинают расправу над мирными жителями. Единственными людьми, кто может остановить преступников, становятся, политические заключенные — Лузга (Валерий Приёмыхов, номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль) и Копалыч (Анатолий Папанов). Лузга и Копалыч смогли спасти людей от бандитов, но плата за эту победу оказалась очень высокой…

    Помимо замечательной игры актеров (Папанов, Приёмыхов, Кузнецов, Степанов), в фильме звучит потрясающая музыка композитора Мартынова. Увы, эта лента, стала последней для великого Папанова, Валерий Приёмыхов, после этого фильма, не сыграл больше ни одной значимой роли в кино. Но в этой картине, актеры как будто видели, что это их последний выход. И они сделали все, что бы этот фильм стал вехой в нашем кинематографе. И он стал таким.

    Итог: жестокий и драматический сюжет, блистательная игра актеров, замечательное музыкальное сопровождение, все это делает ленту Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» одной из лучших лент Советского кинематографа.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 22:50

    При всеобщей доступности фильмов не трудно будет сотню назвать шедеврами. Каждому. Под всеми не подпишешься, увы. Но для меня этот фильм особенный. Мне пришлось пройти афганскую войну (извините), и эта работа, смело скажу — самый точный фильм о том состоянии, которое я приобрел там, на родной чужбине. Есть «Нога», «Груз 300»… Но этот — любимый. Очень часто «Холодное лето» меня выручает, когда внутри тяжело. Вроде бы вообще должно прибить, — но нет… Ставлю — и Эта голая правда нашей нескончаемой, неизменно притворной и дурнопахнущей реальности, сопереживает с моим внутренним состоянием. Она часть меня. Конечно, минус просмотра есть — неприятность кома у горла, обязательно придётся прослезиться в конце, а как иначе? (хоть сто раз смотри) — но вот вроде душе полегче. Также как песня Розенбаума, совсем не афганская «Лесосплав» (Переломанный буреломами..) Я её два года и один день бубнил в этой чёртовой тюрьме. Понимаете, к чему я? Сюжет не так важен, как состояние, созданное художником. Здесь «десятка». В этом фильме состояние всех нас, любых и разных — если копнуть поглубже… Конечно, это только моё личное, но вот, сказал.

    14 ноября 2013 | 09:42

    Фильм, повествующий о малоизвестном периоде в истории СССР, когда после смерти И. И. Сталина многим заключенным была выписана амнистия, но при этом власти не позаботились о предоставлении жилья помилованным и некоторые начали прятаться по лесам, а большинство бесчинствовали по близлежащим деревням и очень много людей погибло в этот ужасный отрезок в истории. Как и многое, тогда, советские власти это скрывали и уже в перестройку, когда работа цензоров фактически обнулилась, было разрешено снять этот фильм.

    Что порадовало — в фильме нет ярой пропаганды советской власти, что характерно для большинства советских фильмов. Здесь события представлены глазами простого народа? который трудится не только ради своей семьи, но и ради близких людей. Мы видим обычную деревню — серую, неинтересную, тихую, в которой живет, от силы, три десятка человек, среди которых двое «политических» — ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа и советской власти под надуманным предлогом и придуманной формулировкой. И в эту спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых давно уже понятие человечности «смыто тюремной баландой». Они, почувствовав запах свободы, начинают вести себя как хотят. И на защиту этой деревни встают эти самые двое ссыльных, которым эта деревня, как козе баян. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? — да, возможно, но в основном потому, что их лишение свободы не сломило и не отстранило от них такое понятие, как честь.

    Эта картина о настоящих людях, которые, несмотря на все жизненные невзгоды и трудности сохранили все качества достойных людей — смелость, решительность, гордость, жалость, мужественность и, конечно же, человечность и сострадание.

    В этом фильме помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей просто великолепная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта и т. п. Достаточно подобно и, тем не менее, интересно нам показана жизнь обычных людей. Еще в большом количестве имеется просто шикарная музыка., которая ну уж очень волнующая, интригующая, массивная, давящая на сознание — ну, просто великолепная!

    Конечно, в этом фильме есть персонаж — своеобразное отображение зрителя на экране. Это персонаж блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым. Наверняка те, кто сейчас читает это и видели фильм считает, что, мол, на его месте вы бы раскидали всех урков и на месте бы их положили. Честно говоря, я и сам так думал, что поступил бы, но кто знает, на что способен человек, попавший в такую ситуацию. Одни проявляют лучшие качества, а другие вот, как и один из героев, становятся робкими и во всем потакают преступникам, заботясь о своей жизни. Но к каким катастрофическим последствиям привел поступок этого человека? Между прочим, он правильно поступал, попробовав предупредить мента, но вот лучше бы он бабке объяснил бы как мог, в чем проблема, все равно урки его не слышали. Но, в стрессовой ситуации человек способен и не на такие глупости…

    А вот Лузга молодец! Настоящий мужик! А назвать его поступок героическим — значит просто промолчать об этом. Ведь, посмотрите на первые кадры фильма — он ссыльный. Он должен помогать деревенским жителям, а он сидит на одном месте и просто просиживает свое заключение. Он считает, что на войне он уже все, что надо было доказать стране доказал сполна, а после того, как с ним обошлись власти ему стало все равно, как сложится его дальнейшая судьба. Да и люди к нему относились как с собаке, кроме одной девушки, на защиты которой он сначала и встал. Но когда людям стала угрожать опасность он забыл про все обиды и лишения и стал рисковать своей жизнью ради их спасения. Настоящий ЧЕЛОВЕК!

    Конечно, нельзя не упомянуть героя Папанова. Он совершенная противоположность Лузге. Его тоже несправедливо осудили, но он надеется на то, что хоть когда-нибудь он снова встретится со своей семьей и берется за всякую работу, лишь бы побыстрее «отмотать срок», накопить благодарностей и вернуться к семье. Лузга, конечно, смотрит на него с сожалением и поражается, как такой взрослый человек может обладать такой детской наивностью, но Лузга не выговаривает ему ничего, потому что не хочет ранить человека, которого жизнь и так уже сознательно потрепала. Очень жаль, что для этого великого актера эта роль оказалась последней в жизни, даже озвучить не успел. Но, как говорил, по моему Сократ, или это говорилось в советском фильме Сократ: «Человек жив, пока его помнят. И пока его будут помнить, частицы его будут жить в сердцах других людей». А поскольку Папанов оставил после себя довольно внушительный багаж своих киноролей, то, следуя словам Сократа, он еще жив и будет жить долго…

    Итог: великолепный фильм! Десятибальной шкалы, в данном случае, не хватит.

    23 марта 2010 | 08:24

    Не думаю, что найдется человек, который ещё не видел этот фильм. Благо, его и в магазине на полках можно легко найти и по ТВ его показывают достаточно часто. Тем не менее попробую кое-какие мысли изложить. Возможно кто-то и прочтёт даже (хочется смайл в этом месте поставить)

    Вопреки, мнению, высказанному где-то выше, не думаю, что период, описанный в фильме — малоизвестный. Бериевская амнистия, когда весной 1953 года все, кроме некоторых политических, были отпущены из тюрем. Поскольку не все сидящие в них, были образцами культурного поведения, по соседним областям стали шастать различного рода криминальные элементы. Одна из таких групп забредает в прибрежную деревню, сгоняет всех жителей в один амбар, а двоих находящихся на территории политзаключенных просят похоронить убитого участкового…

    Фильм, о котором одновременно и хочется говорить много и не знаешь с чего начать. В первую очередь скажу, что у меня возникла чёткая параллель происходящей на экране обстановки, когда в воздухе витал «запах свободы» — умер такой противоречивый для многих Великий вождь Иосиф Виссарионович Сталин и у всех была надежда на новые времена, которые тогдашний народ представлял себе очень смутно. Аналогично, в то же время когда был снят фильм — 1987ой год, когда в СССР уже снималось совсем что-то невообразимое (фильмы Соловьёва я в расчет не беру — у меня с этим режиссером очень сложные отношения — я считаю, что его фильмы чудовищно и безнадежно устарели), в воздухе так же витал этот «запах перемен» и ощущение, что вот-вот — доживаем последние месяцы в этой эпохе.

    Атмосфера фильма создана блестяще! Александр Прошкин говорил в своём интервью по поводу этого фильма, что они чуть ли не поклялись с оператором, что ни одного солнечного кадра в фильме не будет. Ощущение какой-то безвозвратной утери у меня создаётся при просмотре этого фильма. Как мы потеряли полюбившегося героя Папанова (по трагическому стечению обстоятельств он не дожил даже до выхода фильма в эфир и умер ещё в процессе съёмок), так мы потеряли и сталинскую эпоху (кто бы как к ней не относился) и вообще советскую эпоху и всех актёров, которые исполняли основные роли — ни упомянутого Папанова, ни Приёмыхова, ни Степанова. Да и деревня, в которой снимался фильм через несколько лет полностью выгорела до последнего дома и полностью исчезла с карт. И всё это мы видим под гениальную музыку, которая пробирает просто до дрожи. Странные полярные ощущения одновременно и надежды на светлое будущее (что, должно быть, испытывали люди в том время) и полной безнадёги, когда и бандиты убиты и героев не осталось. За исключением персонажа Приёмыхова.

    Немного отступлю — пересмотр в голове сценария натолкнул меня на мысль, что существует в принципе по общей задумке сходный с «Холодным летом» сюжет — это «Крепкий орешек». Когда всех людей сгоняют в общее «стойло», захватчики держат их под охраной чтобы дождаться определенного момента. И здесь и там присутствует человек, который пытается как бы и помочь бандитам и одновременно не хочет оказаться им сочувствующим. Скорее всего случайность, но сценарий этого фильма был написан не в год съёмок фильма, а несколько раньше.

    В окончании скажу, что фильм обязателен к просмотру. Если вы хотите увидеть русский боевик с, извините, вестерновой в чем-то эстетикой. Если вам интересно погрузиться полностью в ТУ эпоху, и посредством музыки Евгения Мартынова в том числе, и испытать себя на прочность — то этот фильм для вас.

    9 из 10

    9 сентября 2012 | 19:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>