всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трудно оценивать работу людей, приносящую плоды подобные такому фильму. Сценарист не придумывает и не ищет, потому что жизнь такая. Актёры не играют… Папанов работает, Кашпур боится, Приемыхов бьется, Кузнецов заискивает, Буряк радуется, Степанов морщит лоб…

    Риторический вопрос «Что дала тебя твоя власть?» звучит как-то парадоксально неинтересно. Потому что всего лишь хочется жить… Выжить в этой ужасной и обволакивающей атмосфере безнадёжно и безвинно упущенного времени.

    10 из 10

    22 июля 2008 | 17:30

    Жестокий и драматический фильм режиссёра Александра Прошкина, снятый в 1987 году, уже на закате Советской власти, безусловно, является «лебединой песней» не только Советского кино, но и замечательного актера Анатолия Папанова, для которого, роль политического ссыльного Копалыча, стала последней в карьере.

    Действие фильма происходит летом 1953 года, когда, после смерти Иосифа Сталина, выходит приказ об освобождение уголовников. Несколько бывших убийц и насильников, попадают в Богом забытую деревню за Полярным Кругом. Убив местного участкового, они начинают расправу над мирными жителями. Единственными людьми, кто может остановить преступников, становятся, политические заключенные — Лузга (Валерий Приёмыхов, номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль) и Копалыч (Анатолий Папанов). Лузга и Копалыч смогли спасти людей от бандитов, но плата за эту победу оказалась очень высокой…

    Помимо замечательной игры актеров (Папанов, Приёмыхов, Кузнецов, Степанов), в фильме звучит потрясающая музыка композитора Мартынова. Увы, эта лента, стала последней для великого Папанова, Валерий Приёмыхов, после этого фильма, не сыграл больше ни одной значимой роли в кино. Но в этой картине, актеры как будто видели, что это их последний выход. И они сделали все, что бы этот фильм стал вехой в нашем кинематографе. И он стал таким.

    Итог: жестокий и драматический сюжет, блистательная игра актеров, замечательное музыкальное сопровождение, все это делает ленту Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего» одной из лучших лент Советского кинематографа.

    9 из 10

    13 июня 2013 | 22:50

    Великая Отечественная длилась менее 4 лет, репрессии — более 20 лет. Фильмов о войне — россыпь. Хороших и разных. А на память фильмы о не менее драматическом периоде не приходят.

    «Холодное лето пятьдесят третьего» — это уже конец репрессий. Нарыв прорвался, и полез гной, а потом выступила сукровица. Именно это время принесло в общество блатную романтику, воспетую Высоцким, Новиковым, Розенбаумом, Кругом (это лучшие). Даже президенты нет-нет да ввернут блатное словечко. Посмотрите, с чего это начиналось.

    Американцы дают Оскары за «Список Шиндлера», «Столкновение» — их право. Но такого фильма по накалу снять они не могут, даже мэтры типа Скорцезе, Спилберга, Иствуда.

    Валерий Приемыхов. Почему этот артист больше нигде не сумел выйти на уровень «Холодного лета» — загадка. Видимо, так надо каким-то другим, неземным силам.

    Анатолий Папанов. Это глыба. Образ этого человека средства информации почему-то свели, в основном, к голосу Волка. «Живые и мёртвые», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «12 стульев»… Роли разные, но за каждым характером, комическим или трагическим, чувствуется стержень, которого нет у теперешних звёзд. Ну, как Безруков или, к примеру, Меньшиков сыграют солдата войны, они, небось, и в армии не служили, а Папанов — фронтовик. И не случайно он ушел от нас этой ролью, ролью Копалыча.

    Редкий случай, когда тяжёлый по сюжету фильм хочется пересматривать.

    9 из 10

    13 июля 2008 | 01:03

    "Холодное лето пятьдесят третьего» — наше старое советское кино.

    Назвать жанр этого фильма боевиком, если на современный манер, то наверно можно. А если смотреть глубже в корень, то это не так. Это драма, правда той суровой жизни.

    Данная картина создавалась во времена «перестройки», когда наша страна стояла на пороге новых открытий. И как не странно сюжет фильма показывает нам тоже, своего рода перестройку. Просто куда более глобальную и тяжёлую для людей того времени.

    Во время массовой амнистий произошедшей в 53-м году на свободу выходят тысячи заядлых уголовников, матёрых преступников, одни из которых решаются поселиться в одной из северных деревушек. И единственная сила которая по их мнению могла им помешать в этом, это милиционер который жил в этой деревне. У него есть оружие а следовательно, он может спутать им карты. Поэтому первым-наперво следовало устранить эту причину. Сцена расправы с милиционером, она показательна. Не зря создатели заострили на этом внимание. Там где заканчивается власть, начинается анархия.

    Там же в деревне находятся ещё такие персонажи как Лузга и Копалыч. Про таких говорили «враги народа». Очень интересна сцена когда уголовники дают им задание похоронить только что убитого милиционера, избив одного из них, они произносят следующие слова: — Мы хоть и уголовники, а вы вообще кто? Враги народа. Вы за что Родину так свою не любите. А вот на самом деле такой персонаж фильма как Лузга, несмотря не на что, любит своё отечество, которое так не справедливо к нему отнеслось. И он готов встать на защиту людей, дать отпор преступникам.

    Хочу отметить Папанова, для которого это была последнея роль в кино. Только за последнею сцену с его участием надо присуждать какую-нибудь кинонаграду. Как он ел краюху хлеба, так чтобы не потерять не одной крохи. Вот как ценилась простая корка хлеба, в то время, для простого человека как Копалыч. А чего стоит его монолог начинающийся словами: Как хочется пожить по-человечески. Очень трогательная сцена во многом, что она стала его последней сценой. Действительно жизнь бывает порой не человеческой, но умение в такой жизни остаться человеком, это подвиг.

    Замечательное наше кино.

    10 из 10

    18 сентября 2011 | 18:43

    Игра актеров, музыка-все это верно. Хотел бы сказать несколько слов о смысле фильма, каким он мне видится.

    Люди, об которых вытирали ноги, оказались на высоте моральной. Но такой смысл присутствует во многих фильмах. А этот уникален тем, что связан с нашей Родиной. Вспомните начало фильма — военные в лодке поют песню: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…» Мне кажется, что именно в этой фразе заложен смысл этого фильма-несмотря на все кошмары, мы любим свою страну, и она дорога нам такая, какая она есть. И наша уникальность в этом, наша любовь к ней… То, о чем мы не кричим на каждом шагу, то, что такие люди как двое главных героя, никогда не будут никому говорить, в них нет места бессмысленному пафосу. Но видно, что они отдадут за свою Родину все.

    Нужно наверное еще сказать фразу, которая не должна показаться банальной — на этих людях держится наша страна.

    19 января 2009 | 01:15

    Фильм, снятый в год моего рождения, который я посмотрел спустя ровно полвека после описываемых событий.

    Не буду много говорить о сюжете, чтобы не отбить охоту у тех, кто еще не смотрел, а для тех, кто уже смотрел, я вряд ли скажу что-то новое. Скажу лишь то, что он на уровне долларовой трилогии Серджио Леоне и «Семи самураев» Акиры Куросавы. С обоснованным пафосом, но с поправкой на исторические события и свойственный нам фатализм. Наш герой не смотрит с надеждой на рассвет и уходит он не в закат. Прикурив у прохожего, он уходит в пустоту по серому осеннему парку, шагая по ковру из опавшей листвы, обходя наивных детей, равнодушных обывателей и транспаранты, где написано золотом по красному…

    Не буду я говорить и о том, что это фильм про ушедшую эпоху, где были жестокие правители, коварные бандиты, беспринципные карьеристы и униженные, но благородные герои. Эпоха та же самая, её просто не освещают такие маяки как Анатолий Папанов. Контраста стало меньше, вот многим серым мышкам и кажется, что жить стало лучше и веселей. Когда кажется, то можно попробовать перекрестится. Некоторым помогает.

    Это фильм о одиночестве человека, который стремится к какой-то высшей, нематериальной цели. Ведь, как сказали классики, «незаурядный человек хочет оставить по себе мир иным, нежели тот, в который он явился, — лучшим, обогащённым его собственным творчеством. Для этого он готов пожертвовать большей частью радостей или даже всеми радостями, которыми наслаждается человек заурядный.»

    10 из 10

    28 июля 2013 | 06:08

    Можно ли уложить трагедию целой страны в хронометраж киноленты (102 минуты) без того, чтобы показать аресты, массовые расстрелы, лагеря … Можно! Еще как можно это сделать, так чтобы внутри смотрящего все клокотало и сопереживало увиденному, чтоб и двадцать лет спустя держало в напряжении, хотя фильм пересмотрен ндцатый раз. Каждый раз пересматриваю этот фильм и удивляюсь, как же удалось на примере забытой богом деревушки в таежном краю передать столь масштабные события 30-х- 50 х годов, память о которых не истерлась и по сей день.

    Ведь по сути в фильме не показано, как сажали, как выбивали показания, как этапами гнали… Ничего такого, просто деревушка на берегу реки населенная обычными людьми, которые живут своими делами, заботами и мечтами. Таких мест тысячи. И есть в этой деревушки двое находящихся на поселении, после отбытия срока, политзаключенных — Лузга и Копалыч. Один (Копалыч — интеллигент и инженер) верит в справедливость, в то что разберутся, признают, что он не шпион, соответственно и отношение с людьми он выстраивает по человечески, несмотря на косые взгляды жителей старается выполнять порученную работу и вжиться в не лагерную жизнь. Другой (Лузга — бывший офицер красной армии) не верит ни во что, не желает работать, не идет на контакт с людьми, а тем паче с представителями власти — живет одним днем — дыша воздухом свободы. Они суровое напоминание о страшных 30-40 годах.

    А между тем в стране перемены — смерть Сталина, амнистия заключенным (осужденным по уголовным статьям), арест Берии. И как эти перемены воспринимают жители деревни? С недоверием — всеобщая подозрительность и страх преследуют людей.

    Страшные испытания пройдены, но держат в своих руках души людей и оттого в начале фильма герои Басаргин и Старобогатов общаясь называют друг друга лагерными погонялами, а затем постепенно возвращаются к человеческим именам. И как на зло в деревне появляется банда уголовников, в борьбе с ней происходит возврат Лузги и Копалыча в Сергея Басаргина и Николая Старобогатова соответственно. «Об одном жалею, годы! Так хочется пожить по человечески и работать» слова Копалыча — Старобогатова как нельзя лучше свидетельствуют о той надежде в счастливое будущее, которую лелеет человек.

    И финал, который по своему драматизму и напряженности захватывает дух. Празднично спешащие горожане и студенты, транспаранты, и на фоне этого трагедия женщины, которая ждала мужа.

    Исключительный фильм с неповторимым колоритом эпохи, который режиссеру удалось воссоздать и блестящая игра актеров Анатолия Папанова (Н. Старобогатов — Копалыч) и Валерия Приемыхова (С. Басаргин — Лузга). Настолько погружаешься в атмосферу фильма благодаря их жестам, словам, мимики, что нет сомнения это там в далекой деревни ты стоишь рядом с ними и слушаешь их разговор.

    Конечно неправильно было бы не отметить и потрясающую игру других актеров, Степанова (Манков), Кузнецова (уполномоченный треста), Кашпура (начальник рейда), Усатова (глухонемая Лидия) и даже уголовники: Головин (главарь), Колесник, Власов, Дударенко все они создали ту атмосферу, которая годы спустя волнует душу.

    Отдельно отмечу отличную музыку, передавшую тревоги, сомнения и надежду героев фильма и всей страны.

    Отличное кино.

    10 из 10

    16 апреля 2009 | 19:55

    Попалась это лента мне в рекомендациях кинопоиска.

    Зацепили актеры и оценки, и я крайне удивлен что не видел раннее, точнее не помню фильма, а музыку ПОМНЮ! Видимо воспоминания из далекого детства.

    Кинолента отличается качеством, во всем, самое главное она передает ДУХ времени, актеры все играют просто шикарно, а персонажи — без яркой внешности все получились с изюминкой и колоритные, каждый играет свою роль в этой жизни. Кто то с первых минут кажется бродягой-лентяем, кто то наоборот трудягой, третий выслуживается перед властью.

    Страна восстановилась за пять лет после величайшей катастрофы — Второй Мировой войны, но нас она особенно потрепала. Страна потеряла огромное количество людей, инфраструктуры, разрушенные города, поселки, да что там говорить во всех областях был кризис. Мы восстановились за 5 лет, сколько бы не было упущений у Сталина благодаря ему мы победили и восстановили страну, уже в 1947 отмена карточной системы. Но это все не суть, как у любого Великого правителя — величие выражается и в ошибках которые были.. . огромное количество репрессированных людей, хотя такая практика была и в США и в Англии во время и после войны, когда «подозрительных» людей садили в лагеря, по национальному принципу и по подозрениям, но мы почему то видим уникальность случая только и у нас.

    Самое главное на мой взгляд то что показано в киноленте — дух который мы потеряли, сегодня большинство не будет способно на поступки как у героев Папанова и Приёмыхова, сегодня люди не готовы отдать себя в жертву ради других, а ведь на этом зиждется выживание общества, государства.. . да что уж там — Цивилизации в планетарном масштабе. Отдельно я упомяну музыку — она тут в тему, очень подчеркивает происходящее и западает в душу. Реализм происходящего поражает, Когда Манков убегал от зеков были мысли «сейчас он добежит до дома схватит ппш и всех свалит» ведь обычно в таких сценах в современных фильмах «стрелки» мажут по цели, но не тут то было. В этот фильм веришь, в этом фильме ты проживаешь как в альтернативной реальности, и при этом фильм простой и понятный русскому человеку, не важно какого уровня мышления, ибо он наш по духу.

    Я рекомендую данную киноленту всем, особенно молодежи, Спасибо за прочтение!

    22 декабря 2015 | 22:47

    «Холодное лето 53-го» многие называют политическим истерном, так сказать вестерном, но снятым в Европе или Азии. По крайней мере, я прочёл это в одном журнале, как официальное описание фильма. Не соглашусь с этим, так как вестерн-истерн — жанр как правило зрелищный, а этот фильм хоть и отчасти зрелищный, но несёт в себе огромную смысловую нагрузку. А как ещё иначе назвать этот фильм? Криминальной драмой? Так история мало связана с криминалом. Боевик? Вы серьёзно? Но суть моего отзыва не в этом. Суть заключается в том, что «Холодное лето» — фильм абсолютно выдающийся, даже спустя почти после 30 лет, после выхода.

    Сценарий Эдгара Дубровского просто мощный. История произошедшая сразу после смерти вождя народов, в далёкой карельской деревне, когда в партийном руководстве шла лютая борьба за власть выглядит мощно и правдоподобно. Но есть два нюанса. Амнистия 27 марта 1953 года, по которой около 2 миллионов человек вышло на свободу, затронула только осужденных по уголовным статьям. Осужденных по пресловутой 58-й статье вышло менее полпроцента и вышли только те у кого срок был до 5 лет. Но таких было очень мало, так как после войны, минимальное наказание по этой статье было 25 лет. Понятно, что вышло много уголовников-рецидивистов. Процент преступности за полгода от амнистии и до прихода к власти Хрущёва увеличился в разы. В этом обвинили позже Берию. Но указ об амнистии вышел за подписью Ворошилова! Здесь второй нюанс.

    Поговорим о героях.

    Сергей Басаргин, он же Лузга — герой Валерия Приёмыхова. Фронтовик, бывший разведчик попавший в окружение. Заметим, что ситуация вполне рядовая. Она не всегда завершалась передачей дела в компетентные органы. Но если завершалась, то понятно, что штрафбатом она не светила. Лузга выглядит как человек которому всё равно. Но его можно понять. Человек кровь проливал, родину защищал, а его под трибунал? В конце концов, в нём героизма больше чем во всех этих капитанах, начальниках, которые ничего не предприняли в самый важный момент. Приёмыхов этим фильмом показал и доказал, что он актёр социально-героический.

    Николай Павлович Скоробогатов, он же Копалыч — последняя роль Анатолия Папанова. Лебединая песня великого актёра. Осужденный инженер (заметьте, его профессия не случайна) которому осталось отбыть ещё некоторое время ссылки, который не побоялся вступить в схватку с бандитами.

    Он так хочет пожить и поработать, но его чистым помыслам, к сожалению не суждено сбыться

    От героев положительных перейдём к героям отрицательным.

    Зотов -герой Юрия Кузнецова, известный у нас как «Мухомор» из «Ментов», сыграл здесь речь небольшую, но заметную. Он конечно не злодей, но своей трусостью, погубил одного человека и чуть не погубил других. Недаром Лузга, чуть не прибил его в конце фильма.

    Фадеич, капитан рейда сыгранный Владимиром Кашпуром такой же «герой». Весь фильм ни черта не делал ничего, ради спасения людей. А под конец просит Лузгу, чтобы тот рассказал о «руководящей роли» Фадеича. Здесь мы видим безразличие миллионов советских людей живших в эти годы. Советский менталитет, я не я, хата не моя, несмотря на коллективизм насаждаемый сверху.

    Отмечу также Зою Буряк и Бориса Плотникова, в роли сына Скоробогатова. Диалог с Лузгой, в самом конце фильма, наверное самый сложный момент фильма. Для бывшего фронтовика, крайне сложно понять, как можно отказаться от родного человека?

    1988 год — год выхода фильма, это год перестройки и разборов нашего прошлого. Хоть и культ личности Сталина был развенчан на XX веке, но многого советские люди не знали. Многие не понимали как произошли репрессии в СССР. Как страна попала под тоталитарный строй?

    Этот фильм хоть и не раскрывает всех ответов на вопросы, но позволяет понять многое.

    Отмечу отдельно, гениальную музыку Владимира Мартынова. Эта заглавная тема пронизывающая красной нитью весь фильм — гениальна. Симфония сравнимая разве что, с самыми гениальными вещами Эдуарда Артемьева.

    Я бы поставил бы этот фильм на один уровень, с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе.

    Эти два фильма, хоть и разные, но рассматривают период правления вождя народов, как нечто ужасное в истории страны.

    P.S: Рабочее название фильма — «Ближняя история». Ближняя, потому что в той или иной степени коснулась наших семей

    10 из 10

    1 мая 2016 | 21:15

    Первое, о чем я подумал сразу после просмотра этой картины, было — боже, насколько реалистично получилось то! Нет, я не жил в те времена, однако, этот фильм полностью погружает зрителя в атмосферу той деревни, того времени. И это, наверное, то самое, чем фильм цепляет в первую очередь.

    Не могу не сказать про актеров, которые блестяще играли свои роли. Образы героев в фильме выполнены настолько чётко и профессионально, настолько глубоко, что кажется, словно ты действительно был знаком с этими героями.

    Особенно, хочется выделить, кончено, Приёмыхова и Папанова, которые играли главные роли в этой ленте. Для последнего эта роль стала последней в жизни.

    У меня сложилось впечатление, что это чуть ли не детектив или боевик, в котором два жителя противостоят банде бывших уголовников, отпущенных по амнистии. Но, это кино, конечно же, намного глубже. Здесь раскрываются проблемы маленьких людей в большой стране, которая, в свою очередь, стоит на пороге больших перемен.

    Ну, и, конечно же, взгляд матери в конце фильма, наполненный скорбью и тоской, заставляет как то иначе ко всему относиться.

    10 апреля 2015 | 00:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>