всё о любом фильме:

Холодное лето пятьдесят третьего...

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Прошкин
сценарийЭдгар Дубровский
директор фильмаКонстантин Стенькин
операторБорис Брожовский
композиторВладимир Мартынов
художникВалерий Филиппов, Наталья Александрова
монтажЕлена Михайлова
жанр боевик, драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  41.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой.

Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • 27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. Из тюрем и лагерей вышли более 2 млн. уголовников.
    • Рабочее название фильма — «Ближняя история».
    • На роль бывшего инженера Николая Скоробогатова (Анатолий Папанов) режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого.
    • Пристань, с которой бандитам кричали «Не сметь входить на государственную пристань!», сохранилась до наших дней (2007 год).
    • В картине сыграл свою последнюю кинематографическую роль Анатолий Папанов. Зрители увидели фильм спустя год после его смерти.
    • Съемки происходили в деревне Руга, недалеко от Петрозаводска, с конца июля до второй половины августа 1987 года. Приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
    • Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
    • После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.
    • Нина Усатова, для того чтобы более достоверно сыграть глухонемую, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они себя ведут, жестикулируют и т. д.
    • Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
    • Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.
    • еще 9 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Захватывающая по сюжету и жёстко реалистическая по манере ретро-драма, действие которой происходит в одной из отдалённых деревень на севере России, в районе лагерей, во время амнистии, объявленной Лаврентием Берией вскоре после смерти Сталина. Кажется, никто ещё не попытался сравнить фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», например, с лентой «Никто не хотел умирать». Ведь режиссёру Александру Прошкину тоже удалось повенчать стихию остросюжетного по внешним приметам боевика, как бы «заполярного вестерна», с подлинной трагедией сталинской эпохи как раз на её сломе, словно в ситуации «между войной и миром». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 52 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вот это силища! Вот где искусство! Фильм вызывает такие сильные эмоции, которые утихают потом несколько дней. Причем совершенно неважно, смотришь ты его впервые или в очередной раз. Одна музыка чего стоит! А какие актерские работы. Да сам факт, что в СССР, пусть и во времена перестройки, сняли такое — просто нет слов. Законное место в коллекции. Высший балл.

    15 января 2007 | 09:42

    Этот фильм — первый кинопроект режиссера Прошкина, ранее снимавшего картины для ТВ (из его телевизионных проектов выделяется сериал про Ломоносова). Поначалу «Холодное лето» кажется неплохим. Фильм реалистичен, правдоподобен, с выверенной последовательностью сцен и хорошей актерской игрой, Владимир Кашпур в роли капитана рейда так и вовсе аутентичен — настоящий деревенский типаж. «Холодное лето» держит планку до сцены «запрещаю вход на государственную пристань» включительно. После этого, к сожалению, художественная достоверность выдыхается и становится ясно, что вся история — не более, чем предлог для банального и предсказуемого истерна, построенного на намеренном (!) грандиозном ляпе: бандиты перестают приглядывать за пленниками, благодаря чему и развивается весь последующий сюжет. Критиковать дальнейшее у меня нет желания.

    Анатолий Папанов оказался нужен фильму лишь в качестве сюжетной приманки. Главному герою нужен напарник — дадим ему напарника, тем более, что напарник всегда повышает кассовые сборы. Мало того, в концовку ни к селу, ни к городу приплетен дубль с Папановым и даже вслух специально оговорено, что это его последняя роль. Зачем это?.. Чтобы пустить у зрителя слезу? Или чтобы хоть как-то оправдать пустую и откровенно недостойную Папанова роль? Видимо, для того, чтобы убить обоих зайцев разом.

    Немая героиня Нины Усатовой по мере развития действия становится все более неадекватной, падает на ровном месте и ведет себя в общем и целом необъяснимо. Когда столь серьезные актерские старания — да что там, самоотверженность — идут коту под хвост, от этого становится как-то грустно. Что касается бандитов, то они, исключая зловещего бородача-снайпера, малоубедительны и не внушают никакого ужаса.

    Тут дело даже не в том, что фильм исторически недостоверен (о чем я, кстати, узнал из отзывов здесь же на кинопоиске, за что их авторам большое спасибо), а в том, что он попросту средний, несмотря на старания создателей. Он неискренний и насквозь конъюнктурный. Претензии на художественную правду приглянулись тогдашним массам, потому что их привлекло не качество фильма, а новая для советского кино тематика. Даже финальная сцена с чемоданчиками, весьма удачная сама по себе, в этом неподходящем антураже смотрится пафосно-сентиментальной. Она бы больше подошла какому-нибудь другому фильму, лучшему, чем этот. А в картине Прошкина она бессмысленна, потому что не способна ничего улучшить.

    Из-за неплохой первой трети фильма и из уважения к Папанову нейтральная оценка.

    12 февраля 2016 | 20:08

    Этот остросюжетный фильм, снятый Александром Прошкиным в 1988 году, можно смело назвать последним, действительно интересным и захватывающим по своему сюжету фильмом, снятым на территории СССР (России). Увы, после этой ленты, наши режиссёры в лучшем случае снимают фильмы уровня «Сибирский цирюльник» (Михалков).

    Журнал «Советский экран», не зря признал ленту «Холодное лето пятьдесят третьего» лучшим фильмом 1989 года. Режиссер Александр Прошкин создал действительно интересный, остросюжетный фильм. 1953 год, умер Иосиф Сталин, и после смерти «Отца народов» в стране объявляется всеобщая амнистия. Участковый Манков (Виктор Степанов) участвует в облаве на уголовников, шестерым бандитам удалось уйти.

    Для замечательного советского актера Анатолия Папанова роль в этом фильме оказалась последней. Папанов, как и в других фильмах, где он снимался, сыграл на высшем уровне. Не уступает Папанову и Валерий Приёмыхов (лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, за фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»). Очень жаль, что для обоих актеров этот фильм стал «лебединой песней». Папанов скончался вскоре после сьемок фильма, а Приёмыхов после этой картины снимался только во второсортных лентах. Но оба актера сумели «громко хлопнуть дверью». И Папанов и Приёмыхов создали персонажей, за которых действительно переживает зритель. Так же особенно хочется отметить замечательную музыку, написанную композитором Владимиром Мартыновым.

    Итог: Последний великий фильм, снятый в великой стране, и последняя роль великого актера.

    9 из 10

    7 июля 2012 | 22:34

    Мой первая «рецензия».

    Очень сильный фильм. Пронзительный, запоминающийся, реалистичный, по-своему трогательный, в нём очень удачно сплетаются трагизм и в некоторой степени — оптимизм и вера в светлое будущее.

    Несмотря на то, что фильм идёт полтора часа — за это время я буквально вжился в этот мир, стал ещё одним обитателем этой глухой деревушки со своей атмосферой, со своим течением времени и со своими… героями. Да, героев я увидел только под конец фильма, но это того стоило.

    Отлично раскрыт характер каждого персонажа. Ничего лишнего — всё очень стройно и лаконично. Каждый как будто бы занимает в этой деревне(читай — своём, отдельном маленьком мире) свою роль, выполняет свои действия. И насколько мне сразу понравился «Копалыч» в исполнении А. Папанова, настолько же с отвращением я смотрел на труса и в каком-то смысле предателя в роли Юрия Кузнецова. К актёрам претензий никаких — всё сыграно замечательно.

    Музыка… Да, это что-то. Я помню, что смотрел этот фильм, когда был совсем маленький — мне тогда лет 8 было. Помню, плакал сильно под эту музыку, когда… не, не буду спойлерить.

    Ещё вспомнил про игру актёров — всё-таки, с каким же наслаждением я наблюдал смерть каждого из тех ублюдков-уголовников. Особенно мне понравилась ситуация с «расстрелом» уплывающего на лодке бандита. Ещё одно доказательство прекрасной актёрской игры.

    В общем, я мог бы очень долго писать про этот фильм — потому что он затрагивает огромное количество проблем и конфликтов того времени. Но это уже всё сделано до меня, поэтому мой вердикт:

    Фильм — шедевр времён перестройки, смотреть всем, недостатков не нашёл, прекрасная игра актёров, прекрасная музыка, прекрасная атмосфера. Браво!

    И… Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за эту роль. Вы были великолепны. Низкий поклон Вам.

    10 из 10

    18 апреля 2012 | 13:31

    «Холодное лето 53-го» многие называют политическим истерном, так сказать вестерном, но снятым в Европе или Азии. По крайней мере, я прочёл это в одном журнале, как официальное описание фильма. Не соглашусь с этим, так как вестерн-истерн — жанр как правило зрелищный, а этот фильм хоть и отчасти зрелищный, но несёт в себе огромную смысловую нагрузку. А как ещё иначе назвать этот фильм? Криминальной драмой? Так история мало связана с криминалом. Боевик? Вы серьёзно? Но суть моего отзыва не в этом. Суть заключается в том, что «Холодное лето» — фильм абсолютно выдающийся, даже спустя почти после 30 лет, после выхода.

    Сценарий Эдгара Дубровского просто мощный. История произошедшая сразу после смерти вождя народов, в далёкой карельской деревне, когда в партийном руководстве шла лютая борьба за власть выглядит мощно и правдоподобно. Но есть два нюанса. Амнистия 27 марта 1953 года, по которой около 2 миллионов человек вышло на свободу, затронула только осужденных по уголовным статьям. Осужденных по пресловутой 58-й статье вышло менее полпроцента и вышли только те у кого срок был до 5 лет. Но таких было очень мало, так как после войны, минимальное наказание по этой статье было 25 лет. Понятно, что вышло много уголовников-рецидивистов. Процент преступности за полгода от амнистии и до прихода к власти Хрущёва увеличился в разы. В этом обвинили позже Берию. Но указ об амнистии вышел за подписью Ворошилова! Здесь второй нюанс.

    Поговорим о героях.

    Сергей Басаргин, он же Лузга — герой Валерия Приёмыхова. Фронтовик, бывший разведчик попавший в окружение. Заметим, что ситуация вполне рядовая. Она не всегда завершалась передачей дела в компетентные органы. Но если завершалась, то понятно, что штрафбатом она не светила. Лузга выглядит как человек которому всё равно. Но его можно понять. Человек кровь проливал, родину защищал, а его под трибунал? В конце концов, в нём героизма больше чем во всех этих капитанах, начальниках, которые ничего не предприняли в самый важный момент. Приёмыхов этим фильмом показал и доказал, что он актёр социально-героический.

    Николай Павлович Скоробогатов, он же Копалыч — последняя роль Анатолия Папанова. Лебединая песня великого актёра. Осужденный инженер (заметьте, его профессия не случайна) которому осталось отбыть ещё некоторое время ссылки, который не побоялся вступить в схватку с бандитами.

    Он так хочет пожить и поработать, но его чистым помыслам, к сожалению не суждено сбыться

    От героев положительных перейдём к героям отрицательным.

    Зотов -герой Юрия Кузнецова, известный у нас как «Мухомор» из «Ментов», сыграл здесь речь небольшую, но заметную. Он конечно не злодей, но своей трусостью, погубил одного человека и чуть не погубил других. Недаром Лузга, чуть не прибил его в конце фильма.

    Фадеич, капитан рейда сыгранный Владимиром Кашпуром такой же «герой». Весь фильм ни черта не делал ничего, ради спасения людей. А под конец просит Лузгу, чтобы тот рассказал о «руководящей роли» Фадеича. Здесь мы видим безразличие миллионов советских людей живших в эти годы. Советский менталитет, я не я, хата не моя, несмотря на коллективизм насаждаемый сверху.

    Отмечу также Зою Буряк и Бориса Плотникова, в роли сына Скоробогатова. Диалог с Лузгой, в самом конце фильма, наверное самый сложный момент фильма. Для бывшего фронтовика, крайне сложно понять, как можно отказаться от родного человека?

    1988 год — год выхода фильма, это год перестройки и разборов нашего прошлого. Хоть и культ личности Сталина был развенчан на XX веке, но многого советские люди не знали. Многие не понимали как произошли репрессии в СССР. Как страна попала под тоталитарный строй?

    Этот фильм хоть и не раскрывает всех ответов на вопросы, но позволяет понять многое.

    Отмечу отдельно, гениальную музыку Владимира Мартынова. Эта заглавная тема пронизывающая красной нитью весь фильм — гениальна. Симфония сравнимая разве что, с самыми гениальными вещами Эдуарда Артемьева.

    Я бы поставил бы этот фильм на один уровень, с «Покаянием» Тенгиза Абуладзе.

    Эти два фильма, хоть и разные, но рассматривают период правления вождя народов, как нечто ужасное в истории страны.

    P.S: Рабочее название фильма — «Ближняя история». Ближняя, потому что в той или иной степени коснулась наших семей

    10 из 10

    1 мая 2016 | 21:15

    Первый раз я посмотрел этот фильм в кинотеатре. В советское время. На меня маленького человечка этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. До этого не припомню чтобы я смотрел до того откровенный и жесткий фильм. Фильм заставил задуматься. После просмотра я изменился. Я вырос.

    Фильм обладает весьма хлесткими и жесткими диалогами. Их не так много. Они до того четкие и емкие что невольно запоминаются благодаря прекрасным актерам их произносящим. Остальное дополняет музыка. Она с самого начала настраивает на серьезный лад. В середине она помогает сопереживать. В конце она просто поднимает и заставляет стоять и молчать. И думать. Это и есть главное предназначение качественного фильма.

    9 из 10

    4 мая 2010 | 17:18

    Первое, о чем я подумал сразу после просмотра этой картины, было — боже, насколько реалистично получилось то! Нет, я не жил в те времена, однако, этот фильм полностью погружает зрителя в атмосферу той деревни, того времени. И это, наверное, то самое, чем фильм цепляет в первую очередь.

    Не могу не сказать про актеров, которые блестяще играли свои роли. Образы героев в фильме выполнены настолько чётко и профессионально, настолько глубоко, что кажется, словно ты действительно был знаком с этими героями.

    Особенно, хочется выделить, кончено, Приёмыхова и Папанова, которые играли главные роли в этой ленте. Для последнего эта роль стала последней в жизни.

    У меня сложилось впечатление, что это чуть ли не детектив или боевик, в котором два жителя противостоят банде бывших уголовников, отпущенных по амнистии. Но, это кино, конечно же, намного глубже. Здесь раскрываются проблемы маленьких людей в большой стране, которая, в свою очередь, стоит на пороге больших перемен.

    Ну, и, конечно же, взгляд матери в конце фильма, наполненный скорбью и тоской, заставляет как то иначе ко всему относиться.

    10 апреля 2015 | 00:02

    При всеобщей доступности фильмов не трудно будет сотню назвать шедеврами. Каждому. Под всеми не подпишешься, увы. Но для меня этот фильм особенный. Мне пришлось пройти афганскую войну (извините), и эта работа, смело скажу — самый точный фильм о том состоянии, которое я приобрел там, на родной чужбине. Есть «Нога», «Груз 300»… Но этот — любимый. Очень часто «Холодное лето» меня выручает, когда внутри тяжело. Вроде бы вообще должно прибить, — но нет… Ставлю — и Эта голая правда нашей нескончаемой, неизменно притворной и дурнопахнущей реальности, сопереживает с моим внутренним состоянием. Она часть меня. Конечно, минус просмотра есть — неприятность кома у горла, обязательно придётся прослезиться в конце, а как иначе? (хоть сто раз смотри) — но вот вроде душе полегче. Также как песня Розенбаума, совсем не афганская «Лесосплав» (Переломанный буреломами..) Я её два года и один день бубнил в этой чёртовой тюрьме. Понимаете, к чему я? Сюжет не так важен, как состояние, созданное художником. Здесь «десятка». В этом фильме состояние всех нас, любых и разных — если копнуть поглубже… Конечно, это только моё личное, но вот, сказал.

    14 ноября 2013 | 09:42

    Александр Прошкин, долгие годы работавший на ТВ и поставивший к этому времени многосерийного «Михайло Ломоносова», более чем успешно дебютировал с «Холодным летом…» в большом кино, сразу же завоевав «Нику» за лучший фильм года. Исходя из сюжетного расклада, ленту можно отнести к жанру вестерна, или «истерна» — специфической русской — его разновидности. Достижения нашего кино в этом «поджанре» смехотворны, но они есть и в основном относятся к 1960-1970-м годам.

    С известными натяжками это и «Никто не хотел умирать» (1965) литовца Витаутаса Жалакявичуса, и народный хит «Белое солнце пустыни» (1969) Владимира Мотыля, и культово-эстетский «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова. Затем был продолжительный перерыв, во время которого штамповались исключительно высокоидейные истерны, жанрово позиционированные в советском прокате, как «героико-приключенческое кино».

    В них предлагались в основном истории из времён Гражданской войны, на фоне которой отважные комиссары уничтожали, иногда в одиночку, белые банды («Шестой», «Хлеб, золото и наган»…). Это кино выполняло определенную воспитательную роль, хотя и не имело художественной ценности. Деньги в казну возвращали исправно, да ещё и приносили прибыль. Поэтому под них хорошо выделялись средства из бюджета, и вплоть до Перестройки не было им конца…

    «Холодное лето 53-го» можно без натяжки отнести к достижениям жанра, границы которого он в то же время раздвигает, не в последнюю очередь нарушением временных стандартов. Вместо привычной Гражданской войны события тут разворачиваются в первом постсталинском году, сразу после известных событий, когда Берия, якобы, объявил амнистию уголовникам, которые толпами хлынули на волю из мест заключения.

    С одной из таких, на скорую руку организованных, «диких бригад» как раз и приходится вступить в поединок бывшему капитану разведки, а с некоторых пор политическому заключенному Сергею Басаргину по кличке Лузга, отбывающему срок в глухой деревеньке, затерянной среди сибирских лесов и озёр. Грамотные профессиональные действия и самообладание позволяют бывшему военному офицеру справиться с бандой вооруженных уголовников…

    Как видим — это просто образцовая сюжетная схема для вестерна. Надо отметить, что классический вестерн едва ли не самый канонизированный жанр: действие должно обязательно происходить на Диком Западе, в границах определенных штатов и в строго обозначенный исторический промежуток. Однако главное — мифологема вестерна (которую ранее успешно модернизировали японец Куросава и итальянец Леоне) — почти без зазора встраивается здесь в чуждый вроде бы социально-временной контекст.

    В эпоху «ангажированной гласности» некоторым нашим критикам фильм показался слишком правильным и патриотичным. А отступления от принятых канонов, в свою очередь, не были оценены по достоинству родоначальниками жанра — американцами, посчитавшими фильм гибридным образованием. Однако ни то, ни другое не помешало ему стать одним из последних по-настоящему народных фильмов советского кино.

    В год выхода «Холодное лето…» собрало в наших кинотеатрах почти 42 миллиона зрителей. Понятно, что бум видео, который начался как раз в конце 1980-х, подкосил кинопрокат. Страна распалась на 15 разных государств, начала перестраиваться экономика и изменился идейный курс… Но, почему-то всё время не покидает ощущение, что с кончиной СССР у нас просто разучились делать «народное кино». То самое, что собирало полные залы не одну-две стартовые недели, как сейчас, а по 2-3-4 месяца, а то и полгода.

    В 15-й раз пересматриваешь «Холодное лето…» и всё равно мурашки бегут по спине, когда Басаргин навскидку из винта ставит чёрную метку на лбу глумливого урки. Комок подступает к горлу, когда в последнем кадре прикуривает на улице у старика, тоже, поди, отмотавшего ни один десяток по прихоти товарища Сталина…

    Нет, сегодня у нас, определенно, так уже не умеют снимать…

    9 августа 2013 | 20:36

    « -Так хочется пожить…» (с)

    В годы Перестройки, когда в Советском Союзе наконец то настала эпоха всеобщей гласности, важнейшее из искусств получило возможность говорить на ранее запрещённые темы. Одной из которых была непопулярная тема политических репрессий периода культа личности товарища Сталина. Народ с интересом отреагировал на появление кино подобной тематики. Правда из дня сегодняшнего видно, что большинство тех «перестроечных» фильмов были низкого профессионального качества, представляя из себя по большей части отъявленную «чернуху». Но были среди них и несколько стоящих внимания и современного зрителя лент. На тему «сталинизма» тогда весьма жёстко высказались Кончаловский (в кооперации с американцами), Кара и Наумов. Уже после распада Советского Союза этой темы коснулись Герман-ст. и Михалков. Фильм последнего, как мы знаем принёс нашей родине Оскар (на сегодняшний день — последний)…Но помимо мэтров, снять качественный исторический фильм удалось молодому, только начинающему кинорежиссёру Александру Прошкину. До того телевизионный постановщик известный в основном по сериалам «Россия Молодая» и «Михайло Ломоносов» (современному зрителю знаком по экранизации «Доктора Живаго» с Олегом Меньшиковым), дебютировал в полнометражном кино. Поставленное им «Холодное Лето 53 — его», получилось не только боевиком на тему сталинских лагерей, но в целом замечательным фильмом — крепкой исторической социальной драмой, снятой в духе популярных в советское время вестернов. Только в отличии от лучших образцов так называемого «истерна» («Неуловимые Мстители», «Белое Солнце Пустыни» и «Свой Среди Чужих…»), переместив героев из времён Гражданской Войны в послевоенные годы — финал сталинской эпохи…

    Написанный Эдгаром Дубровским сценарий рассказывал напряжённую историю противостояния нескольких жителей отдалённой сибирской деревеньки и нагрянувших в те места амнистированных уркаганов. Время действия — лето 53 -его, когда после смерти Вождя, его приемник Берия желая добиться расположения народа объявил всеобщую амнистию, и из лагерей вышли тысячи заключённых, среди которых были не только политические но и опасные преступники. Сценарий у фильма написан просто мастерски. Чётко прописанные персонажи, каждый из которых отдельно существующая, самостоятельная личность. Грамотно построенный костяк сюжета, с плавным переходом от социально — бытовых проблем эпохи к дракам, погоням и перестрелкам. Не смотря на обилие последних, экшен не самоцель картины, поэтому запоминается вовсе не приключенческая составляющая ленты, а сам драматичный сюжет и его центральные герои. Это — бывшие политзаключённые «Копалыч» (Анатолий Папанов) и «Лузга» (Валерий Приёмыхов), незадолго до этого вышедшие на свободу, но имеющие ещё несколько лет вольного поселения в этих краях. Первый — пожилой интеллигент, в прошлом инженер и директор крупного завода Николай Старобогатов, арестованный ещё до войны и обвинённый в шпионаже в пользу Англии. Второй — средних лет мужчина Сергей Басаргин — бывший капитан разведки, которому не повезло выбраться из немецкого плена одному — был обвинён в измене Родине и отправлен в лагерь. Прочие персонажи: участковый милиционер Манков (Виктор Степанов), капитан рейда Фадеич (Владимир Кашпур), местный уполномоченный Зотов (Юрий Кузнецов), глухонемая Лидия Матвеевна (Нина Усатова) и её дочка Шура (молодая Зоя Буряк). Самыми фактурными из них, пожалуй вышли капитан рейда (запомнился эпизод, когда он бесстрашно вышел на встречу шагавшим в его сторону бандитам и уверенно сказал в рупор «-Не сметь заходить на государственную пристань!»), и мент -фронтовик в исполнении колоритного как всегда «Ермака» Виктора Степанова. Сцена бандитской расправы над которым снята довольно жестоко и вызывает сильные душевные эмоции.

    Но ведущие роли здесь у Папанова и Приёмыхова. Они настолько органично вписались в своих героев, что сложно представить на их месте кого то другого. А ведь изначально Прошкин рассчитывал на то, что «Копалыча» сыграет Вацлав Дворжецкий. Настолько попал в предлагаемый образ великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов, что своей игрой вызывает противоположные эмоции — от комедийных до драматических. Осуждённый интеллигент в его исполнении получился ярким и запоминающимся героем. Спокойный и неторопливый, рассудительный и тихий. Но в тоже время смелый и готовый постоять за слабых, ищущий справедливости человек. Его история вероятно типична для всех репрессированных до войны граждан Советского Союза — узнав о скором аресте, Старобогатов посылает весточку жене, что бы та вместе с сыном — заканчивающим школу молодым человеком, от него отказалась, дабы избежать его участи. И с тех пор он не получал от семьи не каких вестей, и лишь успокаивал себя мыслями о том, что жена поступила как он велел и сейчас с ними всё хорошо. Правда судьбу сына он не знал, так как тот мог погибнуть в военные годы… Каким запоминающимся получился его монолог, в котором Старобогатов говорит Сергею о том, что хочет ещё нормально пожить и поработать на благо Родины. А так же тот, в котором старик берёт ружьё со словами « -Мы должны покончить с этой сволочью!», и вместе с Басаргиным вступает в неравный бой с уголовниками. Который ему, увы, не суждено будет пережить…

    Банду амнистированных сыграли колоритные мордовороты, среди которых был Виктор Косых (памятный по роли «неуловимого» Даньки) — в роли уголовника по кличке «Шуруп». Их вожака — вора в законе «Борона», сыграл безупречный в подобных ролях Владимир Головин. Бандиты показаны такими какими они бывают в реальной жизни — разношерстными, отчаянными и жестокими субъектами. Правда у некоторых есть своя философия, как например у «Борона», который высказывается против советской власти и спорит с госслужащим Фадеичем, а так же не даёт своим отморозкам по чём зря убивать местных. Но всё же — бандиты это — бандиты. Картина чётко отделяет положительных и отрицательных героев.

    Сценарий картины показывает актуальную для России ситуацию, когда ошибки Кремлёвских деятелей расхлёбывать приходится простому народу далёкому от государственной политики и подковёрных игр крупных чиновников. Режиссура уверенна и профессиональна. Операторская работа Бориса Брожовского может чересчур проста, но это кажется только благодаря просмотру сотен американских экшен картин. Для советского мейнстрима «Холодное Лето…» — было образцовым боевиком. Музыкальное сопровождение фильма, написанное композитором Владимиром Мартыновым вышло тревожным, грустным и аутентичным данному ретро — стилю (так же запомнилась песенка «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна.»)…

    Роль «Копалыча» стала последней для Анатолия Дмитриевича Папанова, памяти которого он и посвящается. Великий актёр не сумел завершить работу над ролью, и часть его реплик озвучил мастер дубляжа Игорь Ефимов. Для Валерия Приёмыхова «Холодное Лето…» стало прорывным фильмом в карьере, и определило его амплуа — актёра остросоциальных, «проблемных» картин. Фильм так же стал лучшим в фильмографии Александра Прошкина, в последствии не создавшего нечего столь же по восприятию мощного.

    10 из 10

    13 мая 2015 | 05:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>