всё о любом фильме:

Александр Невский

год
страна
слоган«The mighty epic of 13th Century Russia...of the 'Battle on the Ice' when the invading German hordes led by the Teutonic Knights were driven from the soil of Russia - forever»
режиссерСергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев, Борис Иванов
сценарийСергей Эйзенштейн, Петр Павленко
директор фильмаИгорь Вакар
операторЭдуард Тиссэ
композиторСергей Прокофьев
художникИосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Николай Соловьев, ...
монтажСергей Эйзенштейн, Эсфирь Тобак
жанр боевик, драма, военный, история, биография, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время111 мин. / 01:51
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
17 + 1 = 18
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне — в весенний период. Вместо льда был пенопласт.
    • Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
    • Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
    • В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
    • Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
    • В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
    • Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
    • Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
    • В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
    • Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
    • Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
    • «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
    • еще 9 фактов
    Фрагмент 01:06

    файл добавилDarkRider

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 310 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    1938 год. Советский Союз готовится к войне. Мы конечно будем биться на вражеской земле, но разумеется, не мы будем агрессорами. Мы только ответим врагу, который коварно без объявления войны нападет на нас. И мудрый князь подымет на священную войну мужиков. И, те, впервые в истории остановят бронированный кулак сильнейшего рыцарского сообщества.

    Закованные в железо люди и лошади на всем скаку войдут в человеческую плоть земского войска и увязнут в нем, и уже будут бесполезны длинные копья. И бородатые мужики, вооруженные охотничьими копьями полезут на мечи, и будут лезть под коней, чтоб хлебными ножами подрезать подпруги и резать лошадям сухожилия. И когда меч пройдет сквозь беззащитную плоть, будут в последнем вздохе хватать за ногу какого-нибудь благородного Фона, который пришел владеть ими.

    А, мудрый князь будет с пригорка смотреть, как войско отборных воинов топчет и выкашивает его народ, который выставил за спиной обозы, не как линию обороны, а как линию, за которую отступать нельзя.

    И в решительный момент дружина ударит в спину ошалевшим от крови и бессилья рыцарям, которые по всем правилам войны, должны были рассечь толпу поганых скотов, и вытоптать их шипованными подковами.

    Фильм — хвала русским людям! И как предсказание выглядит он перед будущей войной. Героизму людей, готовых умереть за родину, и не знающих страха, и презирающих предательство.

    Пройдет совсем немного времени, и, великий вождь, будет бросать на бронированные клинья гения танковой войны Гудериана, сплошь добровольческие дружины рабочих и крестьян, вооруженных одной винтовкой на троих. А, заградительные отряды НКВД в нарушении директивы Сталина, вместо расстрела отступающих, будут ставить свои пулеметы, чтоб подарить свои пули врагу, потому-что русские не отступят. И когда генералы будут загружать машины для раненых своим барахлом, а, офицеры и политработники перед боем выбривать головы, чтоб не шлепнули их, взяв в плен, мальчики из гитлерюгенда. Вчерашние инженеры, рабочие и крестьяне, будут десятками лезть на танки, закрывая гимнастерками смотровые щели, и, засыпая песок в вентиляционные щели двигателей, чтоб остановить рычащих зверей. И умирать будут сотнями безвестные в своем подвиге.

    Фильм — предсказание, фильм — слава людям, подвиг которых бессмертен, и, имя которых неизвестно.

    1 июня 2009 | 18:49

    Лучшие фильмы Эйзенштейна были сняты в период немого кино: «Стачка», «Броненоосец „Потёмкин“», «Октябрь». С утверждением немого кино его фильмы становятся всё более «блеклыми» по сравнению с предыдущими шедеврами.

    «Александр Невский» выделяется лишь сценой битвы на Чудском озере. Конечно, в Советском Союзе он тут же стал популярным — такая-то мощная пропаганда! Примечательно, что он был снят с экраном после подписания «пакта Молотова-Риббентропа», а после нападения фашистов снова возвращён.

    В фильме огромное количество ляпов — создатели старались не восстановить историческую эпоху, а идеологизировать фильм, что у них получилось блестяще. Фильм неплох, но не более того.

    7 из 10

    23 июня 2011 | 18:43

    «- Защищаться не умею. Сами немца бить будем!» (с)

    Сергей Михайлович Эйзенштейн до этой картины не снимал звуковых лент. Хотя не был таким противником прихода в кино звука, как скажем Чарльз Чаплин — который даже ставя уже звуковые картины, старался минимизировать прямую речь персонажей. Он писал целые статьи относительно данной темы, в которых размышлял о том, как правильно подобранный звуковой ряд может помочь монтажу картины. Тем не менее, сам звуковых картин не снимал. По большому счёту, практически всё десятилетие он потратил на преподавание во ВГИКе, и заседая в худсовете «Мосфильма». Однако, он не переставал следить за развитием кинематографа, отмечая все новшества и революционные вещи: как тот же приход и развитие звукового видеоряда, появление цвета… Известно, что своей первой звуковой лентой Эйзенштейн хотел сделать «Бежин Луг», однако сюжет этой картины, шёл в разрез с общим настроением, достигшей своего апогея диктатурой советской власти, а потому фильм так и не был им создан. Так уж вышло, что экспериментировать с внедрением звука в кино, Сергей Михайлович начал уже во время работы над такой сложной и масштабной картиной, как «Александр Невский». К съёмкам которой, мастер подошёл как нельзя вовремя — в самый разгар покорения Европы фашистской армией, самопровозглашённого Третьего Рейха…

    По воспоминанием самого режиссёра — читая свежие газеты, освещавшие современную ситуацию в Европе, вперемешку с выдержками из исторических летописей 13 — ого века, можно запросто было потерять чувство реальности, поскольку тот ужас и хаос, который сеяли 700 лет назад крестоносцы, сопоставим с теми зверствами, что в середине 30 -ых творили ведомые Гитлером, немецкие завоеватели. Очевидно, что Сергей Михайлович понимал, что на покорении европейских государств, набравшая невиданную мощь нацистская военная машина, вряд ли остановится. Захватнически настроенные войска, более чем вероятно обратят взоры на обширные земли и богатства СССР. А в грядущей войне, русским людям нужен будет яркий исторический пример победы отечественных воинов — защитников, над вторгшимися на наши земли, чужестранными захватчиками. Не случайно, что немцами. И таким примером, политическим лидером и патриотом — защитником земли русской, являлся мудрый военный стратег, бесстрашный воин, в последствии канонизированный русской православной Церковью — князь Александр Ярославович, прозванный в народе за свою победу над шведами на берегу Невы — Невским. Исторически точным, и подробным рассказом о его жизни, правлении и смерти, планировавшийся художественный фильм — не являлся. Первоначальный вариант сценария предполагал затронуть так же фигуру Дмитрия Донского, положившего конец притеснению Руси татаро — монголами. Но впоследствии переработки сценарного материала, Эйзенштейн решил сосредоточится лишь на бессмертном подвиге русского народа, который под командованием Невского, встретил на рассвете 5 апреля 1242 — ого, на берегу Чудского озера, армию немецко — ливонских крестоносцев, разоривших до того Псков и двинувшихся на Великий Новгород. Эта великая и грозная сеча, должна была предстать на экране во всех подробностях своих перипетий, и показать главное — что это сражение было прежде всего «народной» битвой, поскольку одна княжеская дружина не справилась бы с ливонскими рыцарями, основную силу русского войска составляли мужики — ополченцы. Не все из которых были вооружены и экипированы должным образом, в отличии от мощной пехоты состоящей из хорошо обученных кнехтов, и первоклассной конницы псов — рыцарей, напавшего на русские земли монашеского ордена.

    Сценарий картины был написан самим Эйзенштейном, при помощи Петра Павленко. Среди второстепенных персонажей, наиболее колоритными вышли истинно былинные герои: друзья — богатыри Гаврило Алексич и Василий Буслаев — не смотря на дружбу, соперничающие за любовь красавицы — новгородки Ольги; мать Буслая — Амелфа Тимофеевна, кольчужных дел мастер Игнат — раздавший свой товар ополченцам за даром, а себе оставивший недоделанную, короткую кольчужку, дочь казнённого немцами псковского воеводы Василиса — принимавшая участие в сечи, на ровне с мужчинами! Столь же запоминающимися вышли и отрицательные персонажи: предатель Твердила — который ради спасения своего богатства, стал помогать захватчикам. Есть и чисто карикатурные — мерзкие личности, вроде трусливых бояр, которые желают откупиться от немцев данью, а в случае необходимости принять и их над собой правление. Запоминаются и магистр ливонских рыцарей, а так же зловещего вида священник — инквизитор, сопровождающий войско крестоносцев в походе, и благословляющий рыцарей на убийства женщин, стариков и детей — которых кнехты, вырывают из рук обезумивших от ужаса матерей, и на их глазах бросают живыми в костёр…

    Сергей Эйзенштейн был мастером создания экранного образа и монтажа. Это в полной мере проявляется и в «Александре Невском». Особенно поражают такие вещи, как фигуры грозных рыцарей, и прямая параллель ливонских крестоносцев с нацистами. На ведрообразных шлемах рыцарей, красуются различные навершия: перья, орлиные лапы, гребни и пр. В одном из эпизодов, тевтон снимает шлем с навершием в виде поднятой пятерни, и когда он держит шлем у груди — получается фашистское приветствие! Отличным вышел и монтаж: стремительная, прокрученная немного в ускоренном темпе, во время панорамной демонстрации битва. Детально обрисованы все важные моменты сражения, показан героизм русских, даже не воинов — а простых людей, в трудный час вставших на защиту своего отечества… Про звуковое сопровождение картины можно написать отдельную рецензию, оно вышло настолько удачным, что кантата «Александр Невский» — написанная великим композитором Сергеем Прокофьевым — в последствии исполнялась отдельно, и даже была издана на грампластинках. Музыкальные темы из этого фильма, можно встретить и во многих других, в том числе иностранных картинах. Песня «Вставая те люди русские — на славный бой, на смертный бой…» — вообще можно счесть предтечей «Вставай страна огромная…» — ибо что от той, что от другой — до сих пор бегут мурашки по коже! Не даром же, после заключения печально известного «пакта о ненападении», практически во всём пророческий фильм Эйзенштейна был запрещён советской властью, а уже после гитлеровского нападения в 41 -ом, демонстрировался не только во всех кинотеатрах Советского Союза, но и на фронтах — что здорово поднимало дух солдат, мотивируя их на самопожертвование во имя Великой Родины…

    Особых слов заслуживает исполнитель главной роли — великий русский, советский актёр Николай Константинович Черкасов. Он обладал превосходной фактурой и огромным актёрским даром перевоплощения, сыграв столь колоритных, непохожих как внешне, так и духовно героев: царевич Алексей, Александр Невский и Иван Грозный. Как это не невероятно, однако эти роли сыграл один и тот же человек! Роль доблестного, величественного князя Невского — стала не только его самой лучшей работой, но также тем образом, что послужил для изображения Александра на одноимённом ордене, появившимся в годы Великой Отечественной войны.

    25 октября 2015 | 18:16

    Итак, я посмотрел еще один из фильмов легендарного советского режиссера Сергея Эйзенштейна, агит-пропагандиста Советской России, любимца Иосифа Виссарионовича Сталина и действительно гения мирового кинематографа, и что я должен сказать.

    Это кино ни в какое сравнение не идет ни с «Броненосцем Потемкин», и я полагаю, что и ни с «Октябрем» просто потому, что много чего в нем упущено и недосказано.

    «Александр Невский» получился крайне пропагандистким, хотя и снимался еще за 4 года до ВОВ. Он во всей красе продемонстрировал советскому народу, что у него должен быть бессменный лидер, защитник от захватчиков, борец с инакомыслием и предателями, и при этом, конечно же, пролетарий, а как же иначе. Именно таким в картине Эйзенштейна получился Александр Ярославович Невский, который в действительности был крайне тщеславным и жестоким человеком, а кроме того, самым верным исполнителем желаний Золотой Орды. Он неоднократно получал ярлык на Великое княжение Владимирское и даже занимался подавлением восстаний против баскаков. Здесь же он показан чуть ли не идеальным правителем, которого, конечно, заботила судьба всей Руси.

    Также хотелось бы отметить крайне нереалистичные бои (например, кровь вообще не пролилась ни разу за картину) поставленные Эйзенштейном, однако, в то время они смотрелись достаточно новаторски. Тем не менее, это, наверное, первый случай в истории, по крайней мере, советского кино, когда для битвы было собрано столь огромное количество массовки и столь огромное количество шлемов, бутафорских мечей и кольчуг. Это заслуживает уважения. Заслуживает уважения и огромная работа над шлемами крестоносцев, над одеждой католических священников, и в целом над костюмами. Также, камера у Эйзенштейна постоянно освещала отдельных персонажей в битве, крайне редко переходила на общие планы, что тоже поражает, так как над этим необходимо было крайне серьезно работать. Тем не менее, несмотря на все плюсы, сейчас битва на Чудском озере, поставленная Эйзенштейном, выглядит нелепо и смешно.

    Собственно говоря, в отличие от того же «Ивана Грозного», который был на порядок лучше и, скажем так, смелее, и самое главное, длиннее, «Александр Невский» не раскрывает собственно характер самого князя. Он показывает нам стереотипный образ правителя, который был нужен Руси, ну или в контексте того времени, СССР. Сам образ князя выглядит крайне карикатурно, и, дабы отойти от критики в отношении его изображения, Эйзенштейн еще больше внимания уделяет именно битве на Чудском озере, которая действительно смотрелась смешно. Не менее карикатурно изображены им крестоносцы, которые вообще непонятно каким образом тогда захватили всю Ливонию и вплотную подошли к Новгороду. Они просто никакие.

    Чуть не забыл сказать, что мне понравились актерские работы: Николай Черкасов в образе Невского и его коллеги очень хороши в образе дружинников.

    Музыка — это самое положительное в картине. Она была написана Сергеем Прокофьевым, что не может не радовать.

    Однако, все же необходимо отметить, что данная картина является классикой советского кино не потому, что в ней столь много плюсов, что не сосчитать, а потому, что Эйзенштейн своей фигурой превращал каждую картину в событие, если не мирового, то по крайней мере советского маштаба. В своей время, да и именно во время войны с немцами, это картина пользовалась грандиозным и умопомрачительным успехом, и именно поэтому вошла в историю кино.

    И я из уважения к этому гению, не могу поставить меньше…

    7 из 10

    21 августа 2014 | 17:08

    …Была суббота, день 5 апреля 1242 года, на восходе солнца русским открылся клинообразный строй немецкого войска, который русские называли свиньею…Вот так 770 лет назад началось Ледовое побоище, о чем и повествует фильм. И ведь никто и не вспоминает теперь…

    Великий фильм! Фильм шедевр! Музыка Сергей Прокофьева — выше всяких похвал! Недаром С. Прокофьев получил Сталинскую премию. Высочайший уровень — и режиссура, и актерская игра, и музыка! Разве так сейчас снимают?

    Этот фильм я всегда относил к бесспорным шедеврам и при этом, неизменно зрелищным. Он и сегодня смотрится! Какой современный «шедевр» может соперничать с «Александром Невским»? А ведь фильм снят 1938 году!

    Нашествие Ордена вызывало у зрителей тех лет прямые ассоциации с угрозой со стороны гитлеровской Германии. И пусть отсохнут злые языки, говорящие о том было ли побоище или нет, и сколько ляпов в фильме… Главное чтобы у «горе-художников» кинематогрофа не поднялась рука сделать этот фильм в цвете!

    Все до сих пор помнят речь князя Александра Ярославича в устах Николая Черкасова и музыка Прокофьева врезаются каждому русскому человеку в память. И здесь испытываешь ничего иного, кроме гордости за свою землю. Именно Невский определил политику Руси по отношению к захватчикам: «А если кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля!» Фильм обязателен к просмотру и в школах!!!

    Действительно первоклассный актерский ансамбль: Черкасов, Абрикосов, Ершов, Орлов, Масалитинова, Блинников, Охлопков. Николай Константинович Черкасов — всегда убедителен в любой роли, будь то белый генерал из «Человека с ружьем» или царь Иван Грозный, или же неуклюжий Жак Паганель и сам великий князь Александр Ярославич!

    И конечно Александра Данилова в роли Василисы-псковитянки, как она преображается, облачаясь в доспехи, и как снова становится скромной и стеснительной, когда Василий Буслаев знакомит ее со своей матерью, словно она и не билась наравне с мужчинами.

    Для русских победа на льду Чудского озера имеет огромное значении: здесь Сам Бог рассудил вековой спор германцев и славян, оградив навсегда наше отечество от опасных иноземцев. Что было бы с нашей северо-восточной окраиной, с Новгородом, с Псковом, с прилагающими к ним землями, если бы успех остался за врагами?! Кто знает, может быть, нам никогда впоследствии не пришлось бы думать о приобретении берегов Балтийского моря, о тех славных задачах, которые одушевляли Петра Великого…

    6 апреля 2012 | 12:30

    Определенно создание кино для советского союза был очень трудоёмким процессом. Особенно если учитывать довоенное время и чуткий надзор товарища Сталина. Но тем не менее, проделав большой труд Сергей Эйзенштейн и его команда сотворили настоящее патриотическое кино, ставшее классикой.

    Фильм «Александр Невский» повествует нам о большом событии, переломившем ход захватнической кампании Ливонского ордена 1240 -1242 годов, а именно о сражении на льду Чудского озера получившем название Ледовое побоище.

    Сам фильм, на мой взгляд, по своей технической составляющей блестяще выполнен. Разумеется если учитывать год создания, ведь на то время не было ни компьютерной графики ни других атрибутов современности, которые бы внесли ту зрелищность, которую привык видеть современный зритель. Сегодня я думаю многим будет сложно воспринять павильонные съёмки и быть может даже где-то зевнуть. Это нормально, но суть фильма то не в этом.

    Каждая сцена фильма пропитана патриотизмом и это чувствуется даже в каждом взгляде актёров. Эйзенштейн на мой взгляд не столько хотел экранизировать большое историческое событие сколько поднять историческую нравственность в глазах советского человека, дабы последний помнил что в его жилах течет горячая славянская кровь, способная на большие волевые свершения. Разумеется в словосочетании «советский гражданин» я прежде всего имею в виду представителей славянских народов.

    Местами конечно допущены некоторые исторические ляпы, но думаю это не помешало успеху фильма на то время. Да и не особо это мешает сейчас. Я говорю спасибо Эйзенштейну за этот фильм и проведя параллели с современностью я убеждаюсь, что его труд неплохо бы пересмотреть многим из нас. Особенно тем кто падок на зарубежную культуру и тем кто с успехом забывает то, кем он есть на самом деле.

    7 из 10

    20 августа 2014 | 14:33

    Фильм «Александр Невский» — пример того, как из госзаказа можно сделать картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Н. К. Черкасов, «Записки советского актёра») и в то же время глубокого выразительную.

    Идея данного фильма поступила, что называется, «сверху», и из предложенного пантеона героев Эйзенштейн выбрал Александра Невского. История жизни и смерти Великого князя Александра Ярославича была сокращена до его триумфа в Ледовом побоище, когда дружины простых новгородцев разбили многочисленную тевтонскую армию. В положении назревания мощи нового лидера Германии обращение к историческому событию было очень важно, дабы напомнить народу о его героическом прошлом (не случайно в фильме сделан акцент на победу именно народную), дать опору на свои корни. Фильм — открытый призыв к патриотизму, и идеологическая обработка тут без надобности. Это ещё и своего рода напоминание миру (фильм демонстрировался за рубежом) о могуществе русского народа, заявка на то, что «если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!»

    «Александр Невский» — первая работа Эйзенштейна со времён приезда из эмиграции, первая звуковая его работа. Надо сказать, что Эйзенштейн применил-таки некоторые учтённые в период эмиграции находки, например, приём работы со звуком, когда шум боя, только что происходившего на экране, при перемещении камеры на другой кадр становится глуше, или, например, глубинное построение мизансцены, продемонстрировавшееся в 1941 году Орсоном Уэллсом в «Гражданине Кейне».

    Подвергнутые критике за формализм «монтаж аттракционов» и опора на типажи немого периода своего творчества Эйзенштейн меняет на условность и бутафорию. Всё действо напоминает оперное представление: нарочито русские костюмы, статичные кадры массовки, расставленной на разных уровнях, её одновременное движение в кадре, театральные «оценки» персонажей, взгляды «в даль» во время диалогов (герои часто не смотрят друг на друга), а вместо оперных арий — монументальная музыка Сергея Прокофьева. Тем не менее Эйзенштейн не отрёкся от своего стремления к шоковому воздействию, например, в сцене сжигания детей в захваченном Пскове под распятиями, перекрещиваемых инквизитором, больше напоминающим своим образом смерть с крючковатыми пальцами, орлиным носом, черным капюшоном и чётками вместо косы.

    Вообще фильм богат образами, будто вышедшими из легенды: русские богатыри, «высокий, весёлый» Василий и степенный, задумчивый Гаврило, кузнец в коротенькой кольчужке (который рассказывал анекдот про лису и зайца) как воплощение русской народной мудрости. Воспроизведение события Эйзенштейн стремился сделать не исторически точным, а былинным, как можно меньше соприкасаться с хронологией, а больше с легендой. Отсюда и незамысловатый сюжет, и выразительная визуальная образность.

    В моменты боевых столкновений армия «белых» (крестоносцев в белых костюмах) набегает сверху на армию «чёрных» (русских в кольчугах и шлемах), когда удача на стороне врага, а когда наоборот, соотношение цветов соответственно меняется.

    Крупные планы черепов, разбросанных сабель, бродящие вокруг вороны — вся обстановка после боя, выстроенная Эйзенштейном и заснятая Эдуардом Тиссе напоминает картину Василия Верещагина «Апофеоз войны». Вообще Эйзенштейн особое внимание уделил птицам, хотя и не сказать, чтобы сильно акцентировал на них внимание. После боя на озере на умершем крестоносце сидит сокол — солнечный символ победы, за головой Невского на заднем плане в расфокусе ходит чёрный ворон, в сказаниях обычно прилетающий на места кровопролития и выклёвывающий павшим воинам глаза, широченный по своему значению символ.

    Таким образом, «Александр Невский» — пример того, как в рамках госзаказа режиссёр-автор способен сделать историю на экране истинно былинно-русскую по духу, музыкально-театральную по пластике и в то же время с нужным в конкретное время посылом. Это пример того, как кассовый фильм может иметь художественную ценность.

    25 марта 2014 | 21:17

    Позволю себе выделить пять ключевых эпизодов фильма, которые показались для меня самыми важными с последующим разбором смысла каждого, который он в себе несёт.

    Итак, эпизод N1. Я условно его назвал «Новгородское вече». Смысл данного эпизода заключается в том, чтобы донести до зрителя сложившуюся двойственную атмосферу в Новгороде эффекта поляризации сторон по принципу: «Сражайся» или «откупайся». Здесь Эйзенштейн пытался показать нам два вида человека, с психологической и с моральной точки зрения. Идентифицируя одних как истинных спасителей Руси, других как «предателей» или просто конформистски (или даже коллаборационистски) настроенных бояр.

    Эпизод N2. «Псков». Заключается в том, что режиссёр пытался визуализировать картину «демонизации» потенциального врага (немцев), показывая картину хаоса и полной разрухи города и страха, которым были объяты жители и массовые казни в результате оккупации немецкими рыцарями Тевтонского ордена города Пскова. И если учесть, что фильм 1938 года, а в это же время Германия уже оккупировала Австрию, то эффект потенциального врага был логически учтён.

    Кроме этого, если опять же возвратиться к вопросу о «коллаборационизме», то в этом эпизоде тема коллаборационизма отчётливо раскрыта Эйзенштейном (момент диалога между монахом Ананием и Твердилой с магистром Тевтонского ордена).

    В этом же эпизоде бросается в глаза внешняя атрибутика ландскнехтов (немецких наёмных пехотинцев), я имею в виду шлемы, в которые они были одеты. В виду их не пропорциональности с точки зрения исторических реалий, то они были похоже скорее на солдатские каски немецкого вермахта времён Второй мировой войны. Т. е. здесь имеет место быть опять же элемент визуальной интерпретации настоящего, реального врага той эпохи.

    Эпизод N3. «Возрождение русского духа». Заключён в том, что Эйзенштейн предпринял попытку в данном эпизоде фильма донести, прежде всего, до зрителя советской эпохи, что упоминающие моменты в фильме (нашествие монголов, шведов и немцев) являются своего рода связующей нитью объединения русских как нации, во время сложных ситуаций, которые выпадают на долю русского народа. Опять же слова, которые мы слышим в фильме «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой…» являются своего рода калькой, или ассоциацией слов «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой». Что опять же данный эпизод является синтезирующим, я бы сказал, материалом, который создаёт визуализацию будущей, хотя и не явной, в то время, войны. (Если учесть такой исторически факт как подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года, то условно, скажем так, Германия, выступающая в фильме в роли отрицательного персонажа, перестала быть таковой после уже упомянутого мной договора).

    Эпизод N4. «Битва». На мой взгляд, эпизод «Ледового побоища» является центральным моментом всего фильма и самым ключевым. Смысл данного эпизода заключается в том, что хотели авторы фильма донести до зрителя. Это, на мой взгляд, в первую очередь несгибаемость веры и силы духа, которую продемонстрировали русские полки 771 год назад, 5 апреля.

    Эпизод N5. «Суд». Данный эпизод почему-то у меня ассоциируется с аналогом будущего Нюрнбергского процесса 1945 г. Логика этого фрагмента повторяет евангельскую цитату: «Тот к нам с мечом придёт, тот от и меча и погибнет».

    Вывод: конечно большая доля пропаганды присутствует, она на мой взгляд составляет примерно 85%. Кроме этого, в фильме есть и некая доля романтизма — 5%, историчности — 10%.

    Исходя из этого, моя оценка данному фильму

    8 из 10

    25 марта 2013 | 12:24

    «Александр Невский» Сергей Эйзенштейна — фильм снятый по государственному заказу. В 1938 году, до пакта Молотова-Риббентропа, было очевидным военное столкновение Советского Союза с нацистской Германией. Эйзенштейн получил заказ с самых верхов на создание эпического фильма, который смог бы поднять и развить патриотические чувства народа, и режиссер с этой задачей справился блестяще. Как-то оценить эффект фильма на население сложно, но перед войной он стал вторым по популярности фильмом после «Чапаева» Георгия Васильева. После подписание пакта Молотова-Риббентропа фильм временно запретили к просмотру, но после начала войны он вновь появился в кинозалах.

    В фильме идет повесть о борьбе Новгорода с Тевтонским орденом во время объявленного Папой крестового похода против Руси. Немцы, которые воевали за Орден, изображены лютыми и непримиримыми врагами русских, чье национальное самосознание и энтузиазм во время фильма постоянно подчеркивается, однако факт реального национального сознания у жителей Новгородской земли в Средние века очень сомнителен. Немецкие рыцари несут чуждую русским культуру и идеи, ведя при этом борьбу на уничтожение, что показано в сценах в захваченном ими Пскове. Характер борьбы, которую будут вести немцы против русских в фильме отлично предугадан — Вторая Мировая война воспроизведет сцены псковских погромов и экзекуций по всем захваченным территориям СССР. Вызванное недовольство и национальное русское стремление к свободе, как это выражено в фильме, сподвигают новгородцев встать единодушно (за исключением буржуев-купцов и предателей-монахов) и самоотверженно встать на борьбу с захватчиками. Александр Невский, блестящий и высокий герой, который в мирное время занимается ремеслом и промыслом, работая на благо людей, возглавляет борьбу с тевтонцами и одерживает великую победу. Идеологизация фильма несомненна, но только такие фильмы и могли пройти жесткую цензуру, которую устраивал лично Сталин.

    С художественной стороны «Александр Невский» настоящий прорыв в жанре эпического кино. Массовые батальные сцены, средневековые одежды и доспехи, восстановленные улицы и храм Великого Новгорода — сложные в техническом и художественном отношении проекты уникальны и новы не только для советского, но и мирового кинематографа в 30-е гг. XX века. Блестящи также работа оператора и музыкальное сопровождение, написанное Прокофьевым специально для этого фильма. Игра актеров особого впечатления не оказывает, но все они на хорошем для 30-х гг. уровне. Фильм представляется цельным, а Эйзенштейн историей про двух женихов, кузнеца и некоторыми заметными мелочами сумел вдохнуть в него жизнь. Картина заряжена энергией патриотизма и может передать часть своей энергетики зрителям, что является показателем качества произведения.

    Фильм рекомендуется для всех любителей истории, батальных сцен, классики и просто хорошего и добротного кино.

    8 из 10

    27 декабря 2011 | 17:50

    Этот фильм сопровождает меня всю жизнь… В глубоком детстве, когда родители привели меня с опозданием в кинотеатр, я, стоя в проходе к рядам, был потрясён ужасными первыми кадрами — полем, усеянным костями павших воинов. А затем — разрывающие сердце кадры с угоном пленников в ордынскую неволю, с дикой расправой крестоносцев над жителями Пскова… Всё это это было реально страшно… И вдруг… «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!». В этот момент я видел слёзы на глазах у взрослых зрителей мужчин, их сжимающиеся кулаки… Это была настоящая магия создателей фильма — режиссёра, оператора, композитора, актёров!

    И снова леденящий душу фрагмент — атака рыцарей… Под чудовищную музыку накатывается, накатывается несокрушимая лавина нелюдей на закутанных в призрачные саваны конях… Но встали на их пути наши предки — встали на смертный бой, не боясь этой нечисти во плоти!

    Безусловно, фильм полон ляпов и исторических нестыковок. Никто ни разу лба не перекрестил (это — в XIII-то веке!)… Черкасов лет на 20 старше реального Александра, и почему-то по ходу битвы на нём несколько раз меняется шлем… во время жуткой мясорубки некоторые герои позволяют себе, механически помахивая рукой, вести непринуждённые диалоги… поединка с магистром, на самом деле не было… да и утопление крестоносцев не было столь масштабным… А да! Князь не мог позволить себе пренебрежительное высказывание о дружине, отдавая в грядущей битве предпочтение простолюдинам как военной силе… Не в меру бравурна и задорна музыка во время показа контратаки русской конницы…

    Но я всё прощаю этому фильму за его убедительную силу, за его мощнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, за заложенное в нём потрясающее жизнеутверждающее начало.

    Игра актёров настолько убедительна, что забываешь о том, что великий Черкасов — далеко не юноша, что врагов играют наши же артисты, что некоторые боевые приёмы Васьки Буслая в сражении просто немыслимы. А сколько многозначительных деталей, которые украшают эту ленту, придавая ей чуть ли не документальную убедительность! Вспомните выражения лиц воинов первых рядов, на которых катится беспощадный вал рыцарской конницы! Вспомните старика, стоящего в дозоре, при показе сбора войска и людей, выползающих из обгорелых развалин на призыв к битве! Как смог Черкасов лишь парой мимических штрихов передать ненависть Александра в беседе с ордынским сановником! А перепад эмоционального состояния людей Пскова, поочерёдно встречающих павших богатырей, войско победителей и затем — вереницу пленников и предателей!

    Мало кто знает, что в США в 70 е годы этот фильм прошёл «на ура», что совсем недавно многое из него почерпнули создатели «Властелина колец». А жаль!

    Старый фильм… Но не устаревший! О таких говорят — «Шедевр на все времена!»

    30 декабря 2015 | 09:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>