всё о любом фильме:

Александр Невский

год
страна
слоган-
режиссерСергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев, Борис Иванов
сценарийСергей Эйзенштейн, Петр Павленко
директор фильмаИгорь Вакар
операторЭдуард Тиссэ
композиторСергей Прокофьев
художникИосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Николай Соловьев, ...
монтажСергей Эйзенштейн, Эсфирь Тобак
жанр боевик, драма, военный, история, биография, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время111 мин. / 01:51
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
17 + 1 = 18
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне — в весенний период. Вместо льда был пенопласт.
    • Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
    • Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
    • В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
    • Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
    • В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
    • Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
    • Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
    • В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
    • Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
    • Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
    • «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
    • еще 9 фактов
    Фрагмент 01:06

    файл добавилDarkRider

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 310 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Живым бойцам почёт и честь, А мёртвым — слава вечная.

    Конечно же, Александр Невский — особое кино в истории кинематографа. Это кино, которое смотрели наши деды и прадеды, перед тем, как уходили на фронт. И лучшим напоминанием перед боем с немцем были напоминания о прошлых победах. Это одновременно и историческое кино и кино из истории — все в одном. Это делает его обязательным для просмотра всех любителей кино. В первую очередь, конечно, нас, потомков русских и советских героев.

    Современные «критики» могут его ругать за игру актеров или еще за что. Это не важно. Снять такую баталию в те далекие годы — это стоит уважения и поэтому оставлю ругань тем, кто только ей и занимается. Адекватные же люди отнесутся адекватно.

    Ну и самое главное — за что полюбили фильм многие поколения и что делает его шедевром искусства на века, это, разумеется, музыка Александра Прокофьева. Это то, что нужно знать, песни — то, что надо петь, хотя бы про себя. (=

    За отчий дом, за русский край, Вставайте, люди русские!

    Эти слова звучат актуально и сейчас. Есть много сил, которые действуют против вольного и честного народа. Мы должны быть достойны своих предков и выйти с честью из всех передряг.

    Поднимайся, встань, Мать родная, Русь!

    10 из 10

    7 мая 2013 | 14:27

    Этот фильм сопровождает меня всю жизнь… В глубоком детстве, когда родители привели меня с опозданием в кинотеатр, я, стоя в проходе к рядам, был потрясён ужасными первыми кадрами — полем, усеянным костями павших воинов. А затем — разрывающие сердце кадры с угоном пленников в ордынскую неволю, с дикой расправой крестоносцев над жителями Пскова… Всё это это было реально страшно… И вдруг… «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!». В этот момент я видел слёзы на глазах у взрослых зрителей мужчин, их сжимающиеся кулаки… Это была настоящая магия создателей фильма — режиссёра, оператора, композитора, актёров!

    И снова леденящий душу фрагмент — атака рыцарей… Под чудовищную музыку накатывается, накатывается несокрушимая лавина нелюдей на закутанных в призрачные саваны конях… Но встали на их пути наши предки — встали на смертный бой, не боясь этой нечисти во плоти!

    Безусловно, фильм полон ляпов и исторических нестыковок. Никто ни разу лба не перекрестил (это — в XIII-то веке!)… Черкасов лет на 20 старше реального Александра, и почему-то по ходу битвы на нём несколько раз меняется шлем… во время жуткой мясорубки некоторые герои позволяют себе, механически помахивая рукой, вести непринуждённые диалоги… поединка с магистром, на самом деле не было… да и утопление крестоносцев не было столь масштабным… А да! Князь не мог позволить себе пренебрежительное высказывание о дружине, отдавая в грядущей битве предпочтение простолюдинам как военной силе… Не в меру бравурна и задорна музыка во время показа контратаки русской конницы…

    Но я всё прощаю этому фильму за его убедительную силу, за его мощнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, за заложенное в нём потрясающее жизнеутверждающее начало.

    Игра актёров настолько убедительна, что забываешь о том, что великий Черкасов — далеко не юноша, что врагов играют наши же артисты, что некоторые боевые приёмы Васьки Буслая в сражении просто немыслимы. А сколько многозначительных деталей, которые украшают эту ленту, придавая ей чуть ли не документальную убедительность! Вспомните выражения лиц воинов первых рядов, на которых катится беспощадный вал рыцарской конницы! Вспомните старика, стоящего в дозоре, при показе сбора войска и людей, выползающих из обгорелых развалин на призыв к битве! Как смог Черкасов лишь парой мимических штрихов передать ненависть Александра в беседе с ордынским сановником! А перепад эмоционального состояния людей Пскова, поочерёдно встречающих павших богатырей, войско победителей и затем — вереницу пленников и предателей!

    Мало кто знает, что в США в 70 е годы этот фильм прошёл «на ура», что совсем недавно многое из него почерпнули создатели «Властелина колец». А жаль!

    Старый фильм… Но не устаревший! О таких говорят — «Шедевр на все времена!»

    30 декабря 2015 | 09:21

    1938 год. Советский Союз готовится к войне. Мы конечно будем биться на вражеской земле, но разумеется, не мы будем агрессорами. Мы только ответим врагу, который коварно без объявления войны нападет на нас. И мудрый князь подымет на священную войну мужиков. И, те, впервые в истории остановят бронированный кулак сильнейшего рыцарского сообщества.

    Закованные в железо люди и лошади на всем скаку войдут в человеческую плоть земского войска и увязнут в нем, и уже будут бесполезны длинные копья. И бородатые мужики, вооруженные охотничьими копьями полезут на мечи, и будут лезть под коней, чтоб хлебными ножами подрезать подпруги и резать лошадям сухожилия. И когда меч пройдет сквозь беззащитную плоть, будут в последнем вздохе хватать за ногу какого-нибудь благородного Фона, который пришел владеть ими.

    А, мудрый князь будет с пригорка смотреть, как войско отборных воинов топчет и выкашивает его народ, который выставил за спиной обозы, не как линию обороны, а как линию, за которую отступать нельзя.

    И в решительный момент дружина ударит в спину ошалевшим от крови и бессилья рыцарям, которые по всем правилам войны, должны были рассечь толпу поганых скотов, и вытоптать их шипованными подковами.

    Фильм — хвала русским людям! И как предсказание выглядит он перед будущей войной. Героизму людей, готовых умереть за родину, и не знающих страха, и презирающих предательство.

    Пройдет совсем немного времени, и, великий вождь, будет бросать на бронированные клинья гения танковой войны Гудериана, сплошь добровольческие дружины рабочих и крестьян, вооруженных одной винтовкой на троих. А, заградительные отряды НКВД в нарушении директивы Сталина, вместо расстрела отступающих, будут ставить свои пулеметы, чтоб подарить свои пули врагу, потому-что русские не отступят. И когда генералы будут загружать машины для раненых своим барахлом, а, офицеры и политработники перед боем выбривать головы, чтоб не шлепнули их, взяв в плен, мальчики из гитлерюгенда. Вчерашние инженеры, рабочие и крестьяне, будут десятками лезть на танки, закрывая гимнастерками смотровые щели, и, засыпая песок в вентиляционные щели двигателей, чтоб остановить рычащих зверей. И умирать будут сотнями безвестные в своем подвиге.

    Фильм — предсказание, фильм — слава людям, подвиг которых бессмертен, и, имя которых неизвестно.

    1 июня 2009 | 18:49

    Определенно создание кино для советского союза был очень трудоёмким процессом. Особенно если учитывать довоенное время и чуткий надзор товарища Сталина. Но тем не менее, проделав большой труд Сергей Эйзенштейн и его команда сотворили настоящее патриотическое кино, ставшее классикой.

    Фильм «Александр Невский» повествует нам о большом событии, переломившем ход захватнической кампании Ливонского ордена 1240 -1242 годов, а именно о сражении на льду Чудского озера получившем название Ледовое побоище.

    Сам фильм, на мой взгляд, по своей технической составляющей блестяще выполнен. Разумеется если учитывать год создания, ведь на то время не было ни компьютерной графики ни других атрибутов современности, которые бы внесли ту зрелищность, которую привык видеть современный зритель. Сегодня я думаю многим будет сложно воспринять павильонные съёмки и быть может даже где-то зевнуть. Это нормально, но суть фильма то не в этом.

    Каждая сцена фильма пропитана патриотизмом и это чувствуется даже в каждом взгляде актёров. Эйзенштейн на мой взгляд не столько хотел экранизировать большое историческое событие сколько поднять историческую нравственность в глазах советского человека, дабы последний помнил что в его жилах течет горячая славянская кровь, способная на большие волевые свершения. Разумеется в словосочетании «советский гражданин» я прежде всего имею в виду представителей славянских народов.

    Местами конечно допущены некоторые исторические ляпы, но думаю это не помешало успеху фильма на то время. Да и не особо это мешает сейчас. Я говорю спасибо Эйзенштейну за этот фильм и проведя параллели с современностью я убеждаюсь, что его труд неплохо бы пересмотреть многим из нас. Особенно тем кто падок на зарубежную культуру и тем кто с успехом забывает то, кем он есть на самом деле.

    7 из 10

    20 августа 2014 | 14:33

    Фильм на все времена

    Уу-х… Аж мурашки по коже бегут. 1938 год — никаких спецэффектов, никакого пиара и прочих михалковых и Ко — смотришь, и поражаешься — КАК? Как можно снять в те далекие годы фильм, который с лихвой уделывает любой голливудский (наши намеренно не привожу в пример) исторический фильм современности? Уделывает по всем параметрам. Ведь тогда не было всякого разномастного motion capture, смазного blur и прочей ереси нынешнего техномира — тогда было все по простому, по настоящему. Если уж бежит массовка, то она бежит, а не является кучкой спрайтов вроде тех толпучек, что нынешняя среда граждан в нежном возрасте гоняет в Total War. Живая массовка, с мимикой, эмоциями. Выражая истинные чувства, заставляя зрителя буквально испытывать патриотические чувства, болеть за наших, проклинать вражину окаянную, посмевшую посегнуть на землю русскую.

    Вот тогда то и было кино! Настоящие лица актеров — без фальши, тонко, может быть поверхностно, но так, как и должно быть. Режиссура, неподдающаяся оценки — слажено, ритмично, в такт. А оператор! ОПЕРАТОР!!! Статичные ракурсы шикарны, но куда более интересней наблюдать съемки баталий — плавно плывущая камера, то вниз, то вверх, идущая с наклоном влево или вправо. Оператор — это словно второй режиссер фильма. Как он видит — так потом видим и мы. Оператор «Александра Невского» — настоящий деятель искусства, как и все остальные, что создали этот шедевр — настолько качественной работы человека за камерой я не видел еще ни в одной ленте.

    Про остальное и говорить нечего. Шикарно, шедевриально, потрясающе, непревзойдено. Возвышенные эпитеты, и никакой критики — а зачем она этому фильму? Ведь он вышел очень давно, и уже прошел испытание временем, а значит более чем заслужил свое место в высших эшелонах мирового кино.

    Да и вообще, советский кинематограф — уникальное явление. Как бы Совок не ругали за его политику, но кино тогда умели делать. Причем делали на совесть на все времена. Каждая лента как глоток свежего воздуха, чудеса монтажа и гениальные актеры. Всех достоинств не перечислишь. Советский кинематограф — это наше все. То, чем мы действительно должны гордится, без лишних слов и задней мысли. Тогда творили искусство, настоящее искусство.

    Чего не скажешь о современном российском кино, которое с каждым годом становится все хуже и хуже. Наверное, я вскоре (через полгода, год) вообще перестану смотреть российское кино. Просто потому что раз на нас смачно плюют всей этой политический и гламурной грязью, то и я плюну и перестану смотреть (честно, честно!). Михалков (который Н.), Бондарчук (который Ф.), прочие бездарники — деньгопрожигатели и рядом не валялись с «Александром Невским».

    Как бы эти слова не звучали громко, но фильм великий. Сейчас так искренне и профессионально не снимают. Всем пример для подражания, в культурном плане — это наше наследство.

    Такие ленты не оцениваются — они заносятся в разряд культовых шедевров.

    19 октября 2010 | 18:13

    Лучшие фильмы Эйзенштейна были сняты в период немого кино: «Стачка», «Броненоосец „Потёмкин“», «Октябрь». С утверждением немого кино его фильмы становятся всё более «блеклыми» по сравнению с предыдущими шедеврами.

    «Александр Невский» выделяется лишь сценой битвы на Чудском озере. Конечно, в Советском Союзе он тут же стал популярным — такая-то мощная пропаганда! Примечательно, что он был снят с экраном после подписания «пакта Молотова-Риббентропа», а после нападения фашистов снова возвращён.

    В фильме огромное количество ляпов — создатели старались не восстановить историческую эпоху, а идеологизировать фильм, что у них получилось блестяще. Фильм неплох, но не более того.

    7 из 10

    23 июня 2011 | 18:43

    Настоящая русская сеча! Потрясающий фильм, несмотря, что снят более 70 лет назад…

    С колоссальным патриотическим оттенком, гордостью за героическое прошлое Руси и России! Фильм шикарен, несмотря на то, что политический (пропаганда накануне немецкой агрессии во 2 мировой войне)… Фильм был снят и показан вовремя = для поднятия боевого и гражданского духа советских людей перед нарастающей угрозой фашизма!

    1. Костюмы, народная одежда и военные доспехи отчётливо и достоверно показывают историчность показываемой эпохи! Пусть даже порою и промелькивают немецкие каски, в которые воевали нацистские солдаты на фронтах 2 мировой… Ну в этом был намёк автора фильма на приближающуюся и неизбежную к границам СССР Гитлеровскую угрозу…

    2. Гнусными показаны Крестовые походы, а церковники изображены с подлыми и звериныами лицами! Эти походы шли под именем Христа и крестными знамёнами, но на деле велись с захватническими, грабительскими и алчными целями… В них было награблено много добра и загублены тысячи жизней! Отрицательно показан и сам папа римский! Особенно устрашающими и безжалостными показаны тевтонские рыцари, которые не жалеют ни детей, ни стариков, ни женщин…

    3. Особую атмосферу фильму придаёт бескомпромиссный и мощный патриотизм русского народа, солдат, которые боролись с иноземными захватчиками, не жалея сил, средств и себя во благо и свободы своей любимой Родины! А от фразы «Мёртвый Псков зовёт тебя, Ярославич!» = пробивает дрожь, накатывают слёзы и оживает гордость за мужественность русского война! Талантливым, мудрым человеком и героической личностью показан и полководец Александр Невский!

    4. Сцена ледового сражения — центральная и главная в фильме! А. Невский прекрасно задумал тактику боя, при этом он сам непосредственно участвовал в сражении, наравне с рядовыми солдатами! Она изображена героически, мощно, без всякой многомиллионной компьютерной графики, голливудской кровищи! Просто военное рубище, без голливудского зрелища! Шикарно! Без комментариев…

    5. Но помимо батальных сцен, в фильме есть место для романтики и крылатым фразам, празднику и юмору…

    Русский многонациональный патриотизм ни раз доказывал свою мощь! Ни единожды на нашу страну нападали враги! Но наши предки били и разбивали разных оккупантов и интервентов: шведов, тевтонцев, монгол, немцев, разных Гитлеров и Наполеонов… Но всё равно новых врагов нашей страны не учит горький опыт прошлых поражений… Всё равно лезут, норовят снова нас покорить! Не выйдет! Будем стоять за Русь-матушку и гнать агрессоров восвояси! Поборим, найдём и накажем их и их приспешников (предателей Руси) в воздухе и на земле, потопим и подо льдом… Почёт, слава и вечная память Всем защитникам нашей Родины! Спасибо им за мир, свободу и что у нас есть такая Родина!

    «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля».. Воистину!

    Данный фильм-балладу советую к обязательному просмотру!

    11 октября 2013 | 13:14

    К 1938 году уже состоявшийся режиссер Сергей Эйзенштейн выпустил в широкий прокат историческую военную биографическую драму «Александр Невский». Действия фильма охватывают в основном период битвы на Чудском озере, который впоследствии получил название Ледовое Побоище. Это событие произошло в 1242 году, почти за семьсот лет до выхода фильма. Кстати, мировую известность и признание картина все-таки получила в 1942, во время Второй Мировой войны.

    Помимо поражающего историзма, это кино смогло пробудить не только в русском народе, но и в народах всего мира военный дух и патриотизм (ведь даже музыка Прокофьева явно пропагандировала восстание против немецких захватчиков и, конечно, вдохновляла людей на подвиги). Как известно, в сталинские времена фильмы выпускались, как правило, по заказу. Эйзенштейн создавал кинополотна, вызывающие чувство патриотизма, любви к родине и, конечно, имеющие подтекст, связанный с советским правительством. Исключением не являются и другие его работы. Так, «Броненосец Потемкин» снят именно на революционную тему, а «Иван Грозный», показывающий, как пресекаются все, кто противятся правителю, в какой-то степени усиливал диктатуру Сталина, который и делал заказы на фильмы.

    Однако Эйзенштейн, настоящий мастер своего дела, мог сочетать две замечательные вещи в своем кино: он угадывал желания Сталина (не угадал однажды — во второй части «… Грозного»), но при этом не нарушал исторические данные, не забывая и о зрелищности картин. Фильм «Александр Невский», безусловно, перегнал свое время. Таких масштабных батальных сражений, как в фильме, мировой кинематограф на то время практически никогда не видел (если брать Голливуд, то он имел лишь «На западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, а год спустя вышел всем известный фильм «Унесенные Ветром» Виктора Флеминга). Во время просмотра картины нельзя не поразиться режиссерской постановкой: в сцене сражения, в которой участвовало огромное количество людей, каждый знал свою функцию, выполняя распоряжения Эйзенштейна. Главным оператором был Эдуард Тиссэ, который работал с Эйзенштейном практически во всех фильмах режиссера. Операторская работа особенно привлекательна, особенно съемки в динамике.

    Самое главное, что противниками новгородцев и самого Александра Невского были рыцари Тевтонского ордена или немцы. Однако в фильме использовалось второе название. И не случайно фильм вышел в начале Второй Мировой, а большую известность получил в начале 40-х. По историческому сюжету русские войска одержали сокрушительную победу над рыцарями и изгнали их с русской земли, избавившись тем самым от опасности с запада. Однако прежде, чем освободить русские земли, тевтонцы смогли захватить Псков. По иронии судьбы, немецкие войска во время Второй Мировой войны также сначала имели неоспоримые успехи: захватили практически всю Европу и вели активные боевые действия в России. Но впоследствии храбрые русские солдаты одержали победу над немцами точно так же, как это было семьсот лет назад, в 1242 году, только это произошло гораздо кровопролитнее и страшнее. В фильме проведена явная параллель с теми годами, в которых он создавался. Именно поэтому он получил высочайшие оценки самого Сталина, критиков всего мира, а также восхищение со стороны простых людей, в которых данная картина пробудила чувство патриотизма и заметно подняла боевой дух.

    13 февраля 2013 | 20:01

    Одна из лучших исторических лент в истории кинематографа! Эта кинолента снятая в 1938 году тремя режиссёрами Сергеем Эйзенштейном, Дмитрием Васильевом и Борисом Ивановым завоевала громадную популярность у советского зрителя и одобрения властей (что в то время приравнивалось к подвигу). Более того, эту картину изучают и припадают в академиях мирового киноискусства.

    Отличные декорации, великолепный подбор актёров и зрелищные батальные сцены, всё это делает фильм непревзойденным в своём жанре (в жанре исторического кино). Прекрасная музыка Сергея Прокофьева и отличная операторская работа Эдуарда Тиссе, всё это выше всяческих похвал и наград. Про это кино знают практически все, все кто вырос и живёт в нашей великой стране и слова здесь будут излишни. Стоит отметить только один факт, что этот фильм был снят 1938 году (в эпоху Сталинской диктатуры и цензуры) и ему простительны некоторые неточности в историческом плане и недочёты того времени.

    Сейчас многие (мнимые) историки пытаются принизить роль Александра Невского, что мол и с татарами дружил и что выигранные им сражения это пустяк и выдумка… На мой взгляд (кто так говорит) это люди без стыда и совести, которые не уважают ни русскую историю, ни русский народ. Ведь многим, наверное известно, что 1547 году Александр Невский был канонизирован и причислен к лику святых, а ведь тогда, в те далёкие времена, чтили и помнили историю нашей с вами Родины!

    10 из 10

    14 октября 2010 | 15:36

    Позволю себе выделить пять ключевых эпизодов фильма, которые показались для меня самыми важными с последующим разбором смысла каждого, который он в себе несёт.

    Итак, эпизод N1. Я условно его назвал «Новгородское вече». Смысл данного эпизода заключается в том, чтобы донести до зрителя сложившуюся двойственную атмосферу в Новгороде эффекта поляризации сторон по принципу: «Сражайся» или «откупайся». Здесь Эйзенштейн пытался показать нам два вида человека, с психологической и с моральной точки зрения. Идентифицируя одних как истинных спасителей Руси, других как «предателей» или просто конформистски (или даже коллаборационистски) настроенных бояр.

    Эпизод N2. «Псков». Заключается в том, что режиссёр пытался визуализировать картину «демонизации» потенциального врага (немцев), показывая картину хаоса и полной разрухи города и страха, которым были объяты жители и массовые казни в результате оккупации немецкими рыцарями Тевтонского ордена города Пскова. И если учесть, что фильм 1938 года, а в это же время Германия уже оккупировала Австрию, то эффект потенциального врага был логически учтён.

    Кроме этого, если опять же возвратиться к вопросу о «коллаборационизме», то в этом эпизоде тема коллаборационизма отчётливо раскрыта Эйзенштейном (момент диалога между монахом Ананием и Твердилой с магистром Тевтонского ордена).

    В этом же эпизоде бросается в глаза внешняя атрибутика ландскнехтов (немецких наёмных пехотинцев), я имею в виду шлемы, в которые они были одеты. В виду их не пропорциональности с точки зрения исторических реалий, то они были похоже скорее на солдатские каски немецкого вермахта времён Второй мировой войны. Т. е. здесь имеет место быть опять же элемент визуальной интерпретации настоящего, реального врага той эпохи.

    Эпизод N3. «Возрождение русского духа». Заключён в том, что Эйзенштейн предпринял попытку в данном эпизоде фильма донести, прежде всего, до зрителя советской эпохи, что упоминающие моменты в фильме (нашествие монголов, шведов и немцев) являются своего рода связующей нитью объединения русских как нации, во время сложных ситуаций, которые выпадают на долю русского народа. Опять же слова, которые мы слышим в фильме «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой…» являются своего рода калькой, или ассоциацией слов «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой». Что опять же данный эпизод является синтезирующим, я бы сказал, материалом, который создаёт визуализацию будущей, хотя и не явной, в то время, войны. (Если учесть такой исторически факт как подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года, то условно, скажем так, Германия, выступающая в фильме в роли отрицательного персонажа, перестала быть таковой после уже упомянутого мной договора).

    Эпизод N4. «Битва». На мой взгляд, эпизод «Ледового побоища» является центральным моментом всего фильма и самым ключевым. Смысл данного эпизода заключается в том, что хотели авторы фильма донести до зрителя. Это, на мой взгляд, в первую очередь несгибаемость веры и силы духа, которую продемонстрировали русские полки 771 год назад, 5 апреля.

    Эпизод N5. «Суд». Данный эпизод почему-то у меня ассоциируется с аналогом будущего Нюрнбергского процесса 1945 г. Логика этого фрагмента повторяет евангельскую цитату: «Тот к нам с мечом придёт, тот от и меча и погибнет».

    Вывод: конечно большая доля пропаганды присутствует, она на мой взгляд составляет примерно 85%. Кроме этого, в фильме есть и некая доля романтизма — 5%, историчности — 10%.

    Исходя из этого, моя оценка данному фильму

    8 из 10

    25 марта 2013 | 12:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>