всё о любом фильме:

Александр Невский

год
страна
слоган-
режиссерСергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев, Борис Иванов
сценарийСергей Эйзенштейн, Петр Павленко
директор фильмаИгорь Вакар
операторЭдуард Тиссэ
композиторСергей Прокофьев
художникИосиф Шпинель, Сергей Эйзенштейн, Николай Соловьев, ...
монтажСергей Эйзенштейн, Эсфирь Тобак
жанр боевик, драма, военный, история, биография, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время111 мин. / 01:51
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
17 + 1 = 18
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне — в весенний период. Вместо льда был пенопласт.
    • Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
    • Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
    • В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
    • Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
    • В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
    • Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
    • Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
    • В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
    • Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
    • Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
    • «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
    • еще 9 фактов
    Фрагмент 01:06

    файл добавилDarkRider

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 310 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Александр Невский» — пример того, как из госзаказа можно сделать картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Н. К. Черкасов, «Записки советского актёра») и в то же время глубокого выразительную.

    Идея данного фильма поступила, что называется, «сверху», и из предложенного пантеона героев Эйзенштейн выбрал Александра Невского. История жизни и смерти Великого князя Александра Ярославича была сокращена до его триумфа в Ледовом побоище, когда дружины простых новгородцев разбили многочисленную тевтонскую армию. В положении назревания мощи нового лидера Германии обращение к историческому событию было очень важно, дабы напомнить народу о его героическом прошлом (не случайно в фильме сделан акцент на победу именно народную), дать опору на свои корни. Фильм — открытый призыв к патриотизму, и идеологическая обработка тут без надобности. Это ещё и своего рода напоминание миру (фильм демонстрировался за рубежом) о могуществе русского народа, заявка на то, что «если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!»

    «Александр Невский» — первая работа Эйзенштейна со времён приезда из эмиграции, первая звуковая его работа. Надо сказать, что Эйзенштейн применил-таки некоторые учтённые в период эмиграции находки, например, приём работы со звуком, когда шум боя, только что происходившего на экране, при перемещении камеры на другой кадр становится глуше, или, например, глубинное построение мизансцены, продемонстрировавшееся в 1941 году Орсоном Уэллсом в «Гражданине Кейне».

    Подвергнутые критике за формализм «монтаж аттракционов» и опора на типажи немого периода своего творчества Эйзенштейн меняет на условность и бутафорию. Всё действо напоминает оперное представление: нарочито русские костюмы, статичные кадры массовки, расставленной на разных уровнях, её одновременное движение в кадре, театральные «оценки» персонажей, взгляды «в даль» во время диалогов (герои часто не смотрят друг на друга), а вместо оперных арий — монументальная музыка Сергея Прокофьева. Тем не менее Эйзенштейн не отрёкся от своего стремления к шоковому воздействию, например, в сцене сжигания детей в захваченном Пскове под распятиями, перекрещиваемых инквизитором, больше напоминающим своим образом смерть с крючковатыми пальцами, орлиным носом, черным капюшоном и чётками вместо косы.

    Вообще фильм богат образами, будто вышедшими из легенды: русские богатыри, «высокий, весёлый» Василий и степенный, задумчивый Гаврило, кузнец в коротенькой кольчужке (который рассказывал анекдот про лису и зайца) как воплощение русской народной мудрости. Воспроизведение события Эйзенштейн стремился сделать не исторически точным, а былинным, как можно меньше соприкасаться с хронологией, а больше с легендой. Отсюда и незамысловатый сюжет, и выразительная визуальная образность.

    В моменты боевых столкновений армия «белых» (крестоносцев в белых костюмах) набегает сверху на армию «чёрных» (русских в кольчугах и шлемах), когда удача на стороне врага, а когда наоборот, соотношение цветов соответственно меняется.

    Крупные планы черепов, разбросанных сабель, бродящие вокруг вороны — вся обстановка после боя, выстроенная Эйзенштейном и заснятая Эдуардом Тиссе напоминает картину Василия Верещагина «Апофеоз войны». Вообще Эйзенштейн особое внимание уделил птицам, хотя и не сказать, чтобы сильно акцентировал на них внимание. После боя на озере на умершем крестоносце сидит сокол — солнечный символ победы, за головой Невского на заднем плане в расфокусе ходит чёрный ворон, в сказаниях обычно прилетающий на места кровопролития и выклёвывающий павшим воинам глаза, широченный по своему значению символ.

    Таким образом, «Александр Невский» — пример того, как в рамках госзаказа режиссёр-автор способен сделать историю на экране истинно былинно-русскую по духу, музыкально-театральную по пластике и в то же время с нужным в конкретное время посылом. Это пример того, как кассовый фильм может иметь художественную ценность.

    25 марта 2014 | 21:17

    Одна из лучших исторических лент в истории кинематографа! Эта кинолента снятая в 1938 году тремя режиссёрами Сергеем Эйзенштейном, Дмитрием Васильевом и Борисом Ивановым завоевала громадную популярность у советского зрителя и одобрения властей (что в то время приравнивалось к подвигу). Более того, эту картину изучают и припадают в академиях мирового киноискусства.

    Отличные декорации, великолепный подбор актёров и зрелищные батальные сцены, всё это делает фильм непревзойденным в своём жанре (в жанре исторического кино). Прекрасная музыка Сергея Прокофьева и отличная операторская работа Эдуарда Тиссе, всё это выше всяческих похвал и наград. Про это кино знают практически все, все кто вырос и живёт в нашей великой стране и слова здесь будут излишни. Стоит отметить только один факт, что этот фильм был снят 1938 году (в эпоху Сталинской диктатуры и цензуры) и ему простительны некоторые неточности в историческом плане и недочёты того времени.

    Сейчас многие (мнимые) историки пытаются принизить роль Александра Невского, что мол и с татарами дружил и что выигранные им сражения это пустяк и выдумка… На мой взгляд (кто так говорит) это люди без стыда и совести, которые не уважают ни русскую историю, ни русский народ. Ведь многим, наверное известно, что 1547 году Александр Невский был канонизирован и причислен к лику святых, а ведь тогда, в те далёкие времена, чтили и помнили историю нашей с вами Родины!

    10 из 10

    14 октября 2010 | 15:36

    По-другому не скажешь — действительно великий русский эпос. Грандиозная картина, до сих пор способная дать фору любым современным военным фильмам. Без ереси, без чуши, но честно и искренне.

    Советское кино во многом новаторское. Мы первые открыли жанр поэтического кино("Земля» Александра Довженко), мы первыми создали жанр киноэпопеи. И еще много чего. Эпическое кино создал совершенно потрясающий человек — Сергей Эйзенштейн. Его фильм «Броненосец „Потемкин“ стал первым в данном жанре. И мы не должны забывать о великих достижениях наших режиссеров, не должны забыть о нашем вкладе в историю мирового кинематографа.

    Эйзенштейн снимает фильм «Александр Невский» в 1938 году. В то время очень много выходило фильмов, в которых сюжет строился следующим образом: на СССР нападает некий враг(говорящий на немецком языке, носящий форму, которая очень похожа на форму солдатов СС). Этого врага советские войска очень быстро разбивают и прогоняют с территории страны. Это фильмы так называемой «оборонной тематики».

    Конечно, очевидно, что это делалось для предупреждения паники в рядах простого населения. Если вдруг случится война, то советские войска сильны и способны победить любого врага. Конечно, словно «вдруг» здесь не совсем уместно. О том, что война наступит — рано или поздно — знали все. И к этой войне титаническими усилиями готовились. В том числе и в искусстве.

    Сергей Эйзенштейн не тот человек, который будет размениваться на подобные сюжеты, безусловно, важные, но не несущие в себе особенно глубокого художественного смысла и повествования. Тем не менее, и он понимает, что данный сюжет необходим. И он находит совершенно гениальный ход — обратиться к нашей истории. Фильм «Александр Невский» сочетает в себе великий рассказ о великих победах прошлого, великий эпос о Руси и реакцию на происходящие события в современном мире.

    Немецкие рыцари ходят в шлемах, которые визуально очень напоминают шлемы фашистов. У епископа на одеянии свастика. Да и поведение тевтонских рыцарей, прямо скажем, не совсем христианское — языческие символы на шлемах и поклонение солнцу — то, чем так увлекался Гитлер. Однако, главное в фильме, конечно не это. Главное то, насколько сильно пропитан фильм русским духом, насколько все искренно-патриотично. Смотря фильм, видишь насколько Эйзенштейн большой художник.

    Современные деятели кино почему-то считают, что брызги крови и отрубленные конечности в ходе битвы — очень интересно, драматично и волнующе. Вовсе нет. За этим как раз-таки не чувствуешь ничего. Иное дело здесь. Да, порой бой выглядит слегка комично, но ты по-настоящему переживаешь за героев, полностью вовлечен в происходящее на экране. Так сейчас кино не снимают, а жаль…

    Финальные слова Александра Невского звучат грандиозно. Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На этом стоит и будет стоять русская земля. Прекрасный фильм, прекрасная играя актеров, прекрасная музыка, гениальный режиссер.

    10 из 10

    10 февраля 2016 | 20:14

    Этот фильм сопровождает меня всю жизнь… В глубоком детстве, когда родители привели меня с опозданием в кинотеатр, я, стоя в проходе к рядам, был потрясён ужасными первыми кадрами — полем, усеянным костями павших воинов. А затем — разрывающие сердце кадры с угоном пленников в ордынскую неволю, с дикой расправой крестоносцев над жителями Пскова… Всё это это было реально страшно… И вдруг… «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!». В этот момент я видел слёзы на глазах у взрослых зрителей мужчин, их сжимающиеся кулаки… Это была настоящая магия создателей фильма — режиссёра, оператора, композитора, актёров!

    И снова леденящий душу фрагмент — атака рыцарей… Под чудовищную музыку накатывается, накатывается несокрушимая лавина нелюдей на закутанных в призрачные саваны конях… Но встали на их пути наши предки — встали на смертный бой, не боясь этой нечисти во плоти!

    Безусловно, фильм полон ляпов и исторических нестыковок. Никто ни разу лба не перекрестил (это — в XIII-то веке!)… Черкасов лет на 20 старше реального Александра, и почему-то по ходу битвы на нём несколько раз меняется шлем… во время жуткой мясорубки некоторые герои позволяют себе, механически помахивая рукой, вести непринуждённые диалоги… поединка с магистром, на самом деле не было… да и утопление крестоносцев не было столь масштабным… А да! Князь не мог позволить себе пренебрежительное высказывание о дружине, отдавая в грядущей битве предпочтение простолюдинам как военной силе… Не в меру бравурна и задорна музыка во время показа контратаки русской конницы…

    Но я всё прощаю этому фильму за его убедительную силу, за его мощнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, за заложенное в нём потрясающее жизнеутверждающее начало.

    Игра актёров настолько убедительна, что забываешь о том, что великий Черкасов — далеко не юноша, что врагов играют наши же артисты, что некоторые боевые приёмы Васьки Буслая в сражении просто немыслимы. А сколько многозначительных деталей, которые украшают эту ленту, придавая ей чуть ли не документальную убедительность! Вспомните выражения лиц воинов первых рядов, на которых катится беспощадный вал рыцарской конницы! Вспомните старика, стоящего в дозоре, при показе сбора войска и людей, выползающих из обгорелых развалин на призыв к битве! Как смог Черкасов лишь парой мимических штрихов передать ненависть Александра в беседе с ордынским сановником! А перепад эмоционального состояния людей Пскова, поочерёдно встречающих павших богатырей, войско победителей и затем — вереницу пленников и предателей!

    Мало кто знает, что в США в 70 е годы этот фильм прошёл «на ура», что совсем недавно многое из него почерпнули создатели «Властелина колец». А жаль!

    Старый фильм… Но не устаревший! О таких говорят — «Шедевр на все времена!»

    30 декабря 2015 | 09:21

    …Была суббота, день 5 апреля 1242 года, на восходе солнца русским открылся клинообразный строй немецкого войска, который русские называли свиньею…Вот так 770 лет назад началось Ледовое побоище, о чем и повествует фильм. И ведь никто и не вспоминает теперь…

    Великий фильм! Фильм шедевр! Музыка Сергей Прокофьева — выше всяких похвал! Недаром С. Прокофьев получил Сталинскую премию. Высочайший уровень — и режиссура, и актерская игра, и музыка! Разве так сейчас снимают?

    Этот фильм я всегда относил к бесспорным шедеврам и при этом, неизменно зрелищным. Он и сегодня смотрится! Какой современный «шедевр» может соперничать с «Александром Невским»? А ведь фильм снят 1938 году!

    Нашествие Ордена вызывало у зрителей тех лет прямые ассоциации с угрозой со стороны гитлеровской Германии. И пусть отсохнут злые языки, говорящие о том было ли побоище или нет, и сколько ляпов в фильме… Главное чтобы у «горе-художников» кинематогрофа не поднялась рука сделать этот фильм в цвете!

    Все до сих пор помнят речь князя Александра Ярославича в устах Николая Черкасова и музыка Прокофьева врезаются каждому русскому человеку в память. И здесь испытываешь ничего иного, кроме гордости за свою землю. Именно Невский определил политику Руси по отношению к захватчикам: «А если кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет русская земля!» Фильм обязателен к просмотру и в школах!!!

    Действительно первоклассный актерский ансамбль: Черкасов, Абрикосов, Ершов, Орлов, Масалитинова, Блинников, Охлопков. Николай Константинович Черкасов — всегда убедителен в любой роли, будь то белый генерал из «Человека с ружьем» или царь Иван Грозный, или же неуклюжий Жак Паганель и сам великий князь Александр Ярославич!

    И конечно Александра Данилова в роли Василисы-псковитянки, как она преображается, облачаясь в доспехи, и как снова становится скромной и стеснительной, когда Василий Буслаев знакомит ее со своей матерью, словно она и не билась наравне с мужчинами.

    Для русских победа на льду Чудского озера имеет огромное значении: здесь Сам Бог рассудил вековой спор германцев и славян, оградив навсегда наше отечество от опасных иноземцев. Что было бы с нашей северо-восточной окраиной, с Новгородом, с Псковом, с прилагающими к ним землями, если бы успех остался за врагами?! Кто знает, может быть, нам никогда впоследствии не пришлось бы думать о приобретении берегов Балтийского моря, о тех славных задачах, которые одушевляли Петра Великого…

    6 апреля 2012 | 12:30

    Легендарный фильм, ставший безусловной классикой советского кино. Картина, которая по мнению безусловного большинства формирует патриотические струны и прославляет воинский дух. Картина, которая будучи снятой в преддверии Второй мировой войны, по своей сути предопределила весь ход Великой Отечественной. Как к этому фильму можно относиться нейтрально? А ведь можно.

    Как я полагаю, самой сложной задачей Эйзенштейна было описание атмосферы русского Средневековья. Люди совсем по-другому одевались, говорили, вели себя. И тут, если идти по пути исторической точности, то несомненно можно было придти к мрачной картине суровой безысходности, написанной в «Андрее Рублеве» Тарковским. Но ставка Эйзенштейна была кардинально иной. Тона были преимущественно светлые. Красочные одежды и военные доспехи составили одежду героев, а их речь состояла преимущественно из пословиц и присказок. Ими наполнен весь фильм. Вспомним некоторые из них:

    - В дом входя хозяев не бьют.

    - Другой работы нет? — А чем эта плоха?

    - С родной земли, умри но не сходи.

    - Русскую землю на товар меняешь?


    - Вождь нужен.

    Да-да. Там была именно и такая аккуратная в своей лаконичности фраза. Очевидно, что за славной фигурой Невского просматривался совсем другой, современный для тех лет силуэт. Сталин любил кинематограф и успех наполненного позитивным оптимизмом «Александра Невского» во многом заретушировал не только образ самого Александра. Перед зрителем нарисовали образ патриархального былинного правителя — сильного, побеждающего, смелого, благодушного к побежденным и нетерпимого к предателям (иудам). Кстати, опирающегося на простого русского мужика. Другими словами, зрителю был предложен образ идеального правителя и оставлена возможность самим прокладывать параллели. Что вполне предсказуемо.

    Однако, меня более всего интересовало изображение средневековых баталий. Используя большую массовку Эйзенштейн практически отказался от общих планов. Не стремился он и ракурсам сверху, добавившим бы масштабности. Не случайно ведь самая зрелищная и берущая за душу сцена фильма снята общим планом — возвращающееся войско на фоне православных храмов. В моменты боя камера выделяла персоналии, акцентируя внимание на личностях. Психологически это несомненно насыщало фильм, но зрелищности тут особой не было. По сути, зрителю демонстрировали прекрасно сделанные доспехи и вполне скромных достоинств бутафорские мечи.

    Так уж сложилось, что многим финальная сцена суда пришлась по душе. Перефразированная библейская цитата про «тех кто с мечом придет» очень емко сформулировала весь ход Великой Отечественной войны. Но суд над побежденными рыцарями меня глубоко опечалил. Когда добрый царь величественно глядя на пленных говорит о суде, так и хочется порадоваться за мудрость правителя. Но что же получается? По отношению к большей части кнехтов он рассуждает следующее: «- На мыло менять будем». Тут сразу вспоминается начальный посыл фильма про то, что «русскую землю на товар менять недопустимо». И если данный эпизод смотрится слишком уж ироничным, то следующее решение экранного правителя несколько удивляет. Выделяя реальных лидеров ордена он оставляет их на растерзание толпы мирно усмехаясь. Едва ли такое отношение имеет что-то общего с судом (при любых преступлениях). Да и от суда там только одно название. Властитель называет судом собственные решения.

    На мой вкус, логический финал картины — это поле битвы наполненное раненными. Страдания мужчин были очень емко подмечены. Понравилось и появление лисицы, совершенно нелогичное и тем самым реальное. Но акценты Эйзенштейна оказались совсем другими.

    7 из 10

    13 июля 2014 | 16:00

    Фильм на все времена

    Уу-х… Аж мурашки по коже бегут. 1938 год — никаких спецэффектов, никакого пиара и прочих михалковых и Ко — смотришь, и поражаешься — КАК? Как можно снять в те далекие годы фильм, который с лихвой уделывает любой голливудский (наши намеренно не привожу в пример) исторический фильм современности? Уделывает по всем параметрам. Ведь тогда не было всякого разномастного motion capture, смазного blur и прочей ереси нынешнего техномира — тогда было все по простому, по настоящему. Если уж бежит массовка, то она бежит, а не является кучкой спрайтов вроде тех толпучек, что нынешняя среда граждан в нежном возрасте гоняет в Total War. Живая массовка, с мимикой, эмоциями. Выражая истинные чувства, заставляя зрителя буквально испытывать патриотические чувства, болеть за наших, проклинать вражину окаянную, посмевшую посегнуть на землю русскую.

    Вот тогда то и было кино! Настоящие лица актеров — без фальши, тонко, может быть поверхностно, но так, как и должно быть. Режиссура, неподдающаяся оценки — слажено, ритмично, в такт. А оператор! ОПЕРАТОР!!! Статичные ракурсы шикарны, но куда более интересней наблюдать съемки баталий — плавно плывущая камера, то вниз, то вверх, идущая с наклоном влево или вправо. Оператор — это словно второй режиссер фильма. Как он видит — так потом видим и мы. Оператор «Александра Невского» — настоящий деятель искусства, как и все остальные, что создали этот шедевр — настолько качественной работы человека за камерой я не видел еще ни в одной ленте.

    Про остальное и говорить нечего. Шикарно, шедевриально, потрясающе, непревзойдено. Возвышенные эпитеты, и никакой критики — а зачем она этому фильму? Ведь он вышел очень давно, и уже прошел испытание временем, а значит более чем заслужил свое место в высших эшелонах мирового кино.

    Да и вообще, советский кинематограф — уникальное явление. Как бы Совок не ругали за его политику, но кино тогда умели делать. Причем делали на совесть на все времена. Каждая лента как глоток свежего воздуха, чудеса монтажа и гениальные актеры. Всех достоинств не перечислишь. Советский кинематограф — это наше все. То, чем мы действительно должны гордится, без лишних слов и задней мысли. Тогда творили искусство, настоящее искусство.

    Чего не скажешь о современном российском кино, которое с каждым годом становится все хуже и хуже. Наверное, я вскоре (через полгода, год) вообще перестану смотреть российское кино. Просто потому что раз на нас смачно плюют всей этой политический и гламурной грязью, то и я плюну и перестану смотреть (честно, честно!). Михалков (который Н.), Бондарчук (который Ф.), прочие бездарники — деньгопрожигатели и рядом не валялись с «Александром Невским».

    Как бы эти слова не звучали громко, но фильм великий. Сейчас так искренне и профессионально не снимают. Всем пример для подражания, в культурном плане — это наше наследство.

    Такие ленты не оцениваются — они заносятся в разряд культовых шедевров.

    19 октября 2010 | 18:13

    1938 год. Советский Союз готовится к войне. Мы конечно будем биться на вражеской земле, но разумеется, не мы будем агрессорами. Мы только ответим врагу, который коварно без объявления войны нападет на нас. И мудрый князь подымет на священную войну мужиков. И, те, впервые в истории остановят бронированный кулак сильнейшего рыцарского сообщества.

    Закованные в железо люди и лошади на всем скаку войдут в человеческую плоть земского войска и увязнут в нем, и уже будут бесполезны длинные копья. И бородатые мужики, вооруженные охотничьими копьями полезут на мечи, и будут лезть под коней, чтоб хлебными ножами подрезать подпруги и резать лошадям сухожилия. И когда меч пройдет сквозь беззащитную плоть, будут в последнем вздохе хватать за ногу какого-нибудь благородного Фона, который пришел владеть ими.

    А, мудрый князь будет с пригорка смотреть, как войско отборных воинов топчет и выкашивает его народ, который выставил за спиной обозы, не как линию обороны, а как линию, за которую отступать нельзя.

    И в решительный момент дружина ударит в спину ошалевшим от крови и бессилья рыцарям, которые по всем правилам войны, должны были рассечь толпу поганых скотов, и вытоптать их шипованными подковами.

    Фильм — хвала русским людям! И как предсказание выглядит он перед будущей войной. Героизму людей, готовых умереть за родину, и не знающих страха, и презирающих предательство.

    Пройдет совсем немного времени, и, великий вождь, будет бросать на бронированные клинья гения танковой войны Гудериана, сплошь добровольческие дружины рабочих и крестьян, вооруженных одной винтовкой на троих. А, заградительные отряды НКВД в нарушении директивы Сталина, вместо расстрела отступающих, будут ставить свои пулеметы, чтоб подарить свои пули врагу, потому-что русские не отступят. И когда генералы будут загружать машины для раненых своим барахлом, а, офицеры и политработники перед боем выбривать головы, чтоб не шлепнули их, взяв в плен, мальчики из гитлерюгенда. Вчерашние инженеры, рабочие и крестьяне, будут десятками лезть на танки, закрывая гимнастерками смотровые щели, и, засыпая песок в вентиляционные щели двигателей, чтоб остановить рычащих зверей. И умирать будут сотнями безвестные в своем подвиге.

    Фильм — предсказание, фильм — слава людям, подвиг которых бессмертен, и, имя которых неизвестно.

    1 июня 2009 | 18:49

    Настоящая русская сеча! Потрясающий фильм, несмотря, что снят более 70 лет назад…

    С колоссальным патриотическим оттенком, гордостью за героическое прошлое Руси и России! Фильм шикарен, несмотря на то, что политический (пропаганда накануне немецкой агрессии во 2 мировой войне)… Фильм был снят и показан вовремя = для поднятия боевого и гражданского духа советских людей перед нарастающей угрозой фашизма!

    1. Костюмы, народная одежда и военные доспехи отчётливо и достоверно показывают историчность показываемой эпохи! Пусть даже порою и промелькивают немецкие каски, в которые воевали нацистские солдаты на фронтах 2 мировой… Ну в этом был намёк автора фильма на приближающуюся и неизбежную к границам СССР Гитлеровскую угрозу…

    2. Гнусными показаны Крестовые походы, а церковники изображены с подлыми и звериныами лицами! Эти походы шли под именем Христа и крестными знамёнами, но на деле велись с захватническими, грабительскими и алчными целями… В них было награблено много добра и загублены тысячи жизней! Отрицательно показан и сам папа римский! Особенно устрашающими и безжалостными показаны тевтонские рыцари, которые не жалеют ни детей, ни стариков, ни женщин…

    3. Особую атмосферу фильму придаёт бескомпромиссный и мощный патриотизм русского народа, солдат, которые боролись с иноземными захватчиками, не жалея сил, средств и себя во благо и свободы своей любимой Родины! А от фразы «Мёртвый Псков зовёт тебя, Ярославич!» = пробивает дрожь, накатывают слёзы и оживает гордость за мужественность русского война! Талантливым, мудрым человеком и героической личностью показан и полководец Александр Невский!

    4. Сцена ледового сражения — центральная и главная в фильме! А. Невский прекрасно задумал тактику боя, при этом он сам непосредственно участвовал в сражении, наравне с рядовыми солдатами! Она изображена героически, мощно, без всякой многомиллионной компьютерной графики, голливудской кровищи! Просто военное рубище, без голливудского зрелища! Шикарно! Без комментариев…

    5. Но помимо батальных сцен, в фильме есть место для романтики и крылатым фразам, празднику и юмору…

    Русский многонациональный патриотизм ни раз доказывал свою мощь! Ни единожды на нашу страну нападали враги! Но наши предки били и разбивали разных оккупантов и интервентов: шведов, тевтонцев, монгол, немцев, разных Гитлеров и Наполеонов… Но всё равно новых врагов нашей страны не учит горький опыт прошлых поражений… Всё равно лезут, норовят снова нас покорить! Не выйдет! Будем стоять за Русь-матушку и гнать агрессоров восвояси! Поборим, найдём и накажем их и их приспешников (предателей Руси) в воздухе и на земле, потопим и подо льдом… Почёт, слава и вечная память Всем защитникам нашей Родины! Спасибо им за мир, свободу и что у нас есть такая Родина!

    «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля».. Воистину!

    Данный фильм-балладу советую к обязательному просмотру!

    11 октября 2013 | 13:14

    «Александр Невский» Сергей Эйзенштейна — фильм снятый по государственному заказу. В 1938 году, до пакта Молотова-Риббентропа, было очевидным военное столкновение Советского Союза с нацистской Германией. Эйзенштейн получил заказ с самых верхов на создание эпического фильма, который смог бы поднять и развить патриотические чувства народа, и режиссер с этой задачей справился блестяще. Как-то оценить эффект фильма на население сложно, но перед войной он стал вторым по популярности фильмом после «Чапаева» Георгия Васильева. После подписание пакта Молотова-Риббентропа фильм временно запретили к просмотру, но после начала войны он вновь появился в кинозалах.

    В фильме идет повесть о борьбе Новгорода с Тевтонским орденом во время объявленного Папой крестового похода против Руси. Немцы, которые воевали за Орден, изображены лютыми и непримиримыми врагами русских, чье национальное самосознание и энтузиазм во время фильма постоянно подчеркивается, однако факт реального национального сознания у жителей Новгородской земли в Средние века очень сомнителен. Немецкие рыцари несут чуждую русским культуру и идеи, ведя при этом борьбу на уничтожение, что показано в сценах в захваченном ими Пскове. Характер борьбы, которую будут вести немцы против русских в фильме отлично предугадан — Вторая Мировая война воспроизведет сцены псковских погромов и экзекуций по всем захваченным территориям СССР. Вызванное недовольство и национальное русское стремление к свободе, как это выражено в фильме, сподвигают новгородцев встать единодушно (за исключением буржуев-купцов и предателей-монахов) и самоотверженно встать на борьбу с захватчиками. Александр Невский, блестящий и высокий герой, который в мирное время занимается ремеслом и промыслом, работая на благо людей, возглавляет борьбу с тевтонцами и одерживает великую победу. Идеологизация фильма несомненна, но только такие фильмы и могли пройти жесткую цензуру, которую устраивал лично Сталин.

    С художественной стороны «Александр Невский» настоящий прорыв в жанре эпического кино. Массовые батальные сцены, средневековые одежды и доспехи, восстановленные улицы и храм Великого Новгорода — сложные в техническом и художественном отношении проекты уникальны и новы не только для советского, но и мирового кинематографа в 30-е гг. XX века. Блестящи также работа оператора и музыкальное сопровождение, написанное Прокофьевым специально для этого фильма. Игра актеров особого впечатления не оказывает, но все они на хорошем для 30-х гг. уровне. Фильм представляется цельным, а Эйзенштейн историей про двух женихов, кузнеца и некоторыми заметными мелочами сумел вдохнуть в него жизнь. Картина заряжена энергией патриотизма и может передать часть своей энергетики зрителям, что является показателем качества произведения.

    Фильм рекомендуется для всех любителей истории, батальных сцен, классики и просто хорошего и добротного кино.

    8 из 10

    27 декабря 2011 | 17:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>