всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
22 + 0 = 22
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • Премьера фильма состоялась в мае 1980 года в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре. В Москве фильм был показан всего в трёх кинотеатрах, по стране разошлось 196 фильмокопий. В первые месяцы после премьеры факт выхода фильма никак не был отмечен в советской прессе. Дебютные отзывы и рецензии появились только в 1981 году — после показа картины на Каннском фестивале.
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • Работа над фильмом была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством проблем и заняла около трёх лет.
    • Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. В результате, бюджет был значительно перерасходован из-за постоянных переделок.
    • 15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена фильма — дом Сталкера. Натурные съёмки в Эстонии проходили в мае-августе.
    • 9 августа 1977 года несколько тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки безвозвратно погибли в лабораториях «Мосфильма». Высказывались разные версии: от подмены плёнки недоброжелателями до тактического хода Тарковского, который таким образом хотел полностью переделать неустраивавший его фильм. Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле режиссер смог получить разрешение Госкино на увеличение бюджета.
    • В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой.
    • Съёмки завершились 19 декабря 1978 года. В итоге бюджет картины был перерасходован на 300 тысяч рублей и превысил миллион рублей.
    • еще 16 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 6034 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Прочитал комментарии к фильму и понял, что «Сталкер» все таки гениальный фильм. Почему? Да потому что каждый находит в нем что то своё только ему понятное объяснение и фильма и замысла, каждый выдергивает из него свое.

    Я вот например увидел в этом фильме мысль о силе слабого человека. Почему сталкер не идет вперед? Почему он всегда отправляет вперед людей. Как он боится, как он подставляет людей и при этом в полной мере уверен что только тот или другой может пройти эту преграду? слабый человек не может пробиться сквозь стены с помощью силы, он не может с помощью интеллекта простроить маршрут. Вся его жизнь в зоне это полная чувственная реакция мембраны души, ощущений на азбуку Морзе толчков зоны.

    И вот здесь мне кажется самая главная мысль Тарковского! и он сам о ней все время говорит, показывая реальный мир в серых тонах полных грязи и пессимизма, а зона оживает наполняется красками и начинает отвечать тем кто ее слушает, чувствует. позволяя сквозь себя не только проходить, но и проводить людей! Сталкер это не супер герой с вагонами боевого и следопытческого опыта, а жалкий человек который и умеет только чувствовать!!!

    по смыслу могу провести аналогию с Вырыпаевской новеллой из «короткого замыкания» где парень говорит польской девчонке «ты меня пойми ой нет ощути!!!»

    13 ноября 2010 | 11:09

    Фильм мне долго и упорно советовал друг. Якобы каждый уважающий себя человек должен посмотреть Тарковского, и начать лучше со сталкера. В дополнении с кучей положительных отзывов от критиков, это заставило меня все-таки ознакомиться с творением гения.

    Знаете, я бы сравнил сталкера с черным квадратом Малевича. То есть Малевич нарисовал хрень, но интеллигентные люди разглядели в нем шедевр. И главное каждый увидел, что то свое. Я не говорю, что сталкер хрень, наверно я чего-то не понял. Однако, повторный просмотр подарил мне 2,5 часа здорового сна.

    Итак, что мы имеем? Сталкер, писатель, профессор и зона, в которое есть комната, где исполняются желания. Ну, неплохо. Однако фильм насилует мозг медленно и неторопливо с самых первых кадров. Что хотел сказать режиссер, показывая нам спящих героев в течение четырех минут? Может быть, то что это обычные люди и они могут спать? Блин, как же остальные до этого не додумались.

    Режиссер будто сам лично целый день строил декорации. Оттого мы наблюдаем кадры каждой развалины на протяжение пяти минут. Даже в конце фильма, затяжной план девочки и стакана, мы начинаем засыпать и тут бац, стакан двинулся на сантиметр. Обычно здесь занавес и восторженное удивление зрителей. Но Тарковский не так прост. В течение следующих минут он пытается нам доказать, что девочка может продвинуть стакан еще на пару сантиметров.

    Отсутствие какого-либо действия идет через весь фильм. Либо пейзажи, либо поучительные монологи. Причем именно монологи, разговоров практически нет. Три мужика идут, идут, а потом вдруг один из них резко останавливается и начинает говорить очень умную речь. Естественно с паузами по полминуты и со слезами на глазах. Остальные в это время терпят и внимательно его слушают, не совершая при этом вообще никаких телодвижений. Потом монолог заканчивается и они идут дальше. Что касается содержания сей речи, все трое героев мне были изначально противны и почему то у меня не было никакого желания прислушиваться к их словам. Диалоги если есть, то всегда одинаковые. «Здесь все по другому», «Здесь не возвращаются тем же путем которым шли» — если и ведется диалог, то эти фразы там будут непременно. Добавьте сюда полное отсутствие фантастических элементов, и создается впечатление, что сталкер просто «подкалывает» своих клиентов, проводя им экскурсию по обычным лесам и лугам.

    Заметил в своих мыслях постоянное измерение по времени всего происходящего в фильме. Быть может это потому, что я так сильно ждал, когда он закончится? Это рецензия в принципе не может считаться полной. Фильм богат идеями, которыми я не проникся, не искал намеков и подтекста. И мне не хочется их искать. Я лишь понял одно, этот фильм очень и очень нудный. Многие скажут: «Ты еще не дорос до таких фильмов». Ну что же, тогда я отказываюсь расти.

    5 августа 2011 | 13:01

    О многогранном, а точнее многоуровневом произведении Тарковского «Сталкер».

    В Исламе есть течение называемое суфизм, само название которого имеет тройное толкование, характеризующее его последователей с трёх сторон. Так вот, суфии читают катрены Омара Хайяма, а так же любые жизненные явления, воспринимая их «по слоям», внимая смысл на каждом уровне, который может быть как поверхностным, так и глубоко затрагивающим организацию мироздания.

    Фильм «Сталкер» гениален тем, что с помощью казалось бы простого сюжета, позволяет взглянуть на всю толщу нашего бытия в разрезе. От привязанности к вещам, которыми обладаем (или которые обладают нами), и которые не дают нам двигаться к заветной цели, а также стереотипного образа мышления, что мешает нам сделать оставшийся шаг в комнату исполнения желаний, до святой троицы души, разума и воли, где отец, сын и святой дух соответственны.

    В общем, слои осознания и понимания накладываются и, волшебным образом переплетаясь, они сливаются в картину Тарковского, который несомненно сумел сказать то, что хотел, потому что каждый прочтёт в ней именно то, что хочет.

    Другими словами пересматривая произведение из раза в раз открываются всё новые мысли.

    Фильм прост ровно настолько насколько сложен, как всё гениальное…

    10+∞ из 10

    3 марта 2009 | 03:07

    Знакомьтесь — братья Стругацкие. Это братья по разуму, между которыми существует неразрывная творческая взаимосвязь. Креативность Аркадия и Бориса сильна в своём проявлении, а проявляется она в книгах писателей, каждая из которых хранит в себе определённую частицу единого видения всей Вселенной. Однако та Вселенная, которую Стругацкие исследуют своими творческими путешествиями, измеряется отнюдь не на уровне астрономических и философских доводов, а на уровне индивидуальных представлений и рассуждений о современном мире и его возможном будущем. Каждое литературное творение Стругацких — это объект обязательных споров и дискуссий, вызванных идейной направленностью книги. Чаще всего Аркадий и Борис маскируют под научно-фантастическим содержанием разносторонние размышления о политике и государственном устройстве, поэтому литературные критики непременно разделяются на два лагеря: одни поддерживают мысль писателей, другие считают её противоречивой. Кстати, эти частые полемики между читателями и являются одной из причин культовости книг Стругацких.

    В «Пикник на обочине» также внесена интересная мысль, в связи с чем очередная книга братьев Стругацких оказалась классикой своего жанра. Отправной точкой в сюжете является Зона, и если опираться на философскую подоплеку произведения, то Зона — это вершина технологических и духовных достижений, которую человеческая цивилизация не то что не может постичь, её она просто не видит и не в состоянии сложить о ней представление. Зона — это нетронутый тайник чего-то бесценного, прекрасного, не укладывающегося в тесные рамки наших убогих знаний. И даже если люди осмелятся сунуться туда, чтобы найти что-то магическое и совершенное, Зона так и останется нетронутым тайником, потому что человечество не в состоянии ничего в нём изменить. Зона — это тёмный лабиринт сомнений, страхов и опасностей, служащих единственным фундаментом для пути к просвещению. Зону называют чудом. Почему? Потому что о ней ничего и не знают. А сталкер — это тот, кто держит страшную дорогу в неизвестность. Сталкер что-то вроде «чужеродного тела», который слепо вторгается в неизведанную, не взирая на составленные карты, Зону, неизбежно становясь её составляющей, сливаясь сознанием и духом, всем существом с её природой, но при этом отделяясь от человеческого общества, отвергаясь им же. Сталкер — это свидетель истины, которая чужда непросветлённым, поэтому она воспринимается ими подобно пустому звуку неизвестного.

    Взглянув на простоту повествования книги и её идейную доступность, можно определить, что она достаточно экранизируема. Но Андрей Тарковский подошёл к произведению Стругацких абсолютно с другой позиции. Режиссёр обнаружил в книге такой мощный замысел, что пожелал аккуратно извлечь его и преподнести на другом подносе. Он разобрал суть повествования по деталям, а потом расщепил эти же детали на более мелкие, и именно из них был воплощён «Сталкер» — содрогнувшее привычные устои российского кинематографа явление, о котором ведут речь с уважением к создателю и каким-то тихим, не бушующим, а осторожным восторгом.

    Стоит сказать, что «Сталкер» не представляет собой именно экранизацию, которая придерживается книги и соблюдает все её условия. Напротив, Тарковский осознанно нарушил эти условия, отобрал у произведения только его сеттинговую долю и, отталкиваясь от неё, провёл новые сюжетные линии, за которыми следуют абсолютно другие герои. Единственное сходство с книгой — это присутствие самого Сталкера и его семьи, а также слякотная атмосфера томительно мрачной человеческой цивилизации. Остальное же — это осторожное, но уверенное следствие тщательных изменений. Однако Стругацкие беспрекословно доверили Андрею в его распоряжение своё произведение, зная, с кем они имеют дело — с гением, естественно. И этот гений с уже отточенным мастерством режиссёра-новатора придал нелишней «объёмности» обширной идее повествования, накинув на неё одёжку чисто психологической драмы с уклоном в научно-фантастическую антиутопию.

    Доминантой всего действия является удивительная сдержанность, не скованность, но плавность содержания, которая позволяет фильму обходиться без яркой динамики и экшна и сохранить в прекраснейшем виде философско-психологическую сердцевину сюжета посредством умных и неестественно закрученных диалогов. Нужно отметить, что картина изрядно затянута, но эта затянутость не идёт в тяжкий вред всему фильму, потому что она задействована в качестве хитроумного и сложного, чтобы до него додуматься, приёма для подчёркивания деталей. «Сталкер», к нашему сведению, и является хрупкой системой разнообразных деталей, каждая из которых зависит от другой. Здесь сразу становится видно, к чему пристрастен Тарковский: он любит снимать героев в дверных проёмах, считает обязательным наделять незаметные вещи первостепенными ролями. Режиссёр играет с цветовыми и звуковыми гаммами, за счёт чего зрительское ухо внимает нежному шелесту травы, буйному бурлению воды, скрипу дверей пустующих домов… Мир Зоны — это целый сундук красивых и неприступных пейзажей, чарующей музыки природы, не тронутой человеческой клешнёй. Этот фильм ориентируется на психологическое и душевное восприятие зрителем.

    8,5 из 10

    Такое кино остаётся в памяти в виде густого осадка тончайших философских мыслей. «Сталкер» — это феномен, который словно сдерживает в себе взрывную силу какой-то неистовой, проникающей в узкие щели таинственной истины идеи. Андрей Тарковский снял детально проработанный и в целом своеобразный фильм-размышление.

    1 мая 2011 | 15:34

    На удивление отличный, красивый фильм, который пытается глубоко копнуть в сущность человека, подходя каждый раз с разных сторон, символично и изящно.

    Моменты своеобразной медитации, умные монологи и диалоги, сам образ Зоны, казалось бы самостоятельны сами по себе, но они мастерски соединяются в цельную картину всеобщих, вечных размышлений, устраивая вихрь вокруг человеческих сущностей.

    Можно вступить в диалог с автором фильма и его выводами, можно с ним в чём-то согласиться, можно пересмотреть, чтобы ещё раз попытаться вникнуть глубже в его размышления. Но всё равно, даже после первого просмотра и с несогласиями, останется безоговорочное эстетическое восхищение и огромный пласт для размышлений.

    Благодаря тематике, месту действия и выдержанной стилистике — это пока лучший фильм, что я видел у Тарковского.

    П. С.: сравнение с книгой тут бессмысленно. Связывает эти два произведения только понятие Зоны. Всё остальное — и сюжет и смысл, даже сама Зона — полностью иные.

    29 сентября 2014 | 09:27

    Сталкер — это человек который ищет истину, истину в зоне, в зоне где исполняются все желания. Сталкер хочет доказать всем что в зоне исполняются желания, но ему никто не верит. Сталкер приглашает в зону писателя и профессора, но увы, они ему тоже не поверили.

    Сталкеру не волнует его семья, его больше всего волнует зона.

    Эти три персонажа разные люди, каждый со своей судьбой. Они совершали долгий путь в зону, но после посещения зоны сталкер понимает, что они посетили зону напрасно, ведь ему все равно не поверили, к тому же они не загадали желания.

    После этого посещения в зону, сталкер почувствовал себя так как-будто его бросили…

    Гениальный фантастический шедевр великого режиссера…

    10 из 10

    7 июля 2009 | 16:23

    Каждый раз, когда говорят или вспоминают о «Сталкере» Андрея Тарковского, появляются всё новые интерпретации его самой сложной во всех смыслах картины, находятся забытые или неизвестные факты из биографии, критики открыто признают Тарковского иконой отечественного кинопроизводства, тогда как на центральном телевидении о нём практически не вспоминают.

    В результате долгой, мучительной и кропотливой работы режиссёра и всей съёмочной группы фантастический литературный оригинал изменился почти до неузнаваемости, превратившись не то в сакральную дантевскую басню с причудливыми символическими образами, не то в мистерию человеческого духа на стыке веры и неверия или же бесконечный путь к абсолютной истине, оказавшейся слишком далёкой для тех, не привык считать жизнь чудом.

    Зона у Тарковского одновременно слишком проста и слишком сложна, а её «характер» формируется теми, кто попадает туда либо временно, либо навсегда. Это место не запретов и отчуждений, а порождение несовершенства окружающего мира, осознание которого было мучительно для книжного инженера-сталкера Рэдрика Шухарта, тщетно пытавшегося гармонизировать в душе разум и чувства, словно бы оживших на экране в образах Профессора и Писателя. Пожалуй, именно в них мы можем разглядеть черты вышеупомянутого героя Стругацких, являющегося условной противоположностью героя Александра Кайдановского. В Зоне аннулированы законы пространства и времени, стёрты все возможные границы между условностью и явью, но попадающий туда отнюдь не становится святым. Что ж, критическое мышление действительно помогает видеть окружающий мир более прозрачным, важно лишь учесть, что в Зоне оно может обернуться непроходимым препятствием, ведь здесь совсем другие правила, главное из которых — отсутствие всяких правил. Будь Ты хоть трижды нобелевский лауреат с гениальностью Ландау, чем крепче Твой характер по жизни и убеждения, тем меньше шансов, что здесь Ты встретишь перед собой нечто потрясающее. В этом смысле, слова Сталкера о сильных и слабых мира сего как ничто другое выявляют сущность таинственного места.

    «Сталкер» намного более обманчив для зрителя, чем кажется на первый взгляд. Неспешное внешнее действие призвано лишь напомнить, что есть только миг между прошлым и будущим, блуждающий в броуновском движении вселенской карусели. Порой фильм и впрямь похож на один огромный артефакт, забытый или специально оставленный кем-то или чем-то на обочине киновечности. Ещё очень непривычный в своём совершенстве для большинства людей, привыкших к возможности «абсолютно всё понимать, абсолютно ничего не узнавая». Об исполнении своих сокровенных желаний мечтают многие, но ответить на вопрос зачем способны единицы, такие же отщепенцы, как и Сталкер. Картина похожа также и на удивительный сон в разных тонах, где воссоздаются внутренние тайны тысяч непохожих друг на друга людей и заканчивается он для каждого по-своему: кто-то остаётся разочарован, а кому-то открываются новые горизонты мышления.

    Над всем этим бесшумно парит неповторимая Магия пространства, выстроенная не по уму, а по сердцу режиссёра и каждая деталь в ней исключительно важна и незаменима. Дождь, проникающий в Комнату, сродни благодатному огню, дарующему драгоценные минуты сближения друг с другом каждому из трёх людей. Тусклые, промозглые руины говорят со зрителями всё тем же стихотворным языком, каким обращается к своим спутникам Сталкер, но эти строки адресованы тому, кто умеет слышать неслышимое, видеть невидимое и готов идти до конца, не стыдясь своих чисто человеческих слабостей. Быть может, сам Тарковский в душе был именно таким, а за надменной саркастичностью его лика скрывались Великие мечты, которые Режиссёр от Бога не побоялся разделить со зрителями.

    15 сентября 2015 | 18:35

    Очень захватывающее зрелище! Сколько раз я смотрел этот фильм, столько раз находил в нем что-то новое.

    Я считаюсь кинолюбителем пока-ещё с маленьким сроком. Всего год, как начал сильно увлекаться фильмами.

    И, естественно, не видел и половины фильмов, созданных в советский период. И, тем не менее, из всех фильмов созданных в СССР, пока больше всех мне понравился фильм «Сталкер», снятый великим режиссёром — Андреем Арсеньевичем Тарковским.

    Более всего меня поразила атмосфера, созданная в фильме — таинственная музыка, переход от черно-белого к цветному, как-бы показывающий, что вон там была серая (обыденная и рутинная) жизнь, а здесь в Зоне разнообразие — культ жизни. Здесь на каждом шагу подстерегает радиация и аномалии, и другие необычные вещи. Фильм очень зрелищен и напросто кишит интереснейшими и загадочными вещами.

    Говоря о книге, по которой был снят фильм: «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких, что ж это несомненно щедевр! Но в книге в основном говорится о людях, о жизни в городе (в предбаннике Зоны). А о том, что там происходило внутри описано мало.

    Фильм же и является раскрытием понятия Зона. Каждый раз всматриваясь в эту картину, вижу в ней много нового для себя. Например: никогда раньше не обращал внимание на предметы, разбросанные по Зоне (шприцы, оружие, вещи). С виду сразу кажется, что люди просто побросали вещи и убежали, но тут виден и скрытый смысл: олицетворения порока человека. Всё созданное людьми губит их.

    В общем не хватает слов, чтобы описать как мне понравился этот фильм.

    Шедевр!

    10 из 10

    16 декабря 2008 | 12:24

    Александр Кайдановский в образе странного человека, он Сталкер, личность явно не из мира сего, что похожа больше на юродивого времен царской России, чем на других людей. Он проводник, который в непонятное время и в не такой уж и ясный период зарабатывает на жизнь тем, что проводит всех желающих за символическую сумму в так называемую Зону, место, свободное от всего, место, о котором запрещено даже думать. Туда однажды даже были отправлены войска, но им не суждено было задержаться, а сейчас все танки заросли плесенью.

    Сталкер является скорее призванием, чем профессией, о чем ясно сообщается в фильме. Герой Кайдановского и дня не может прожить в своем доме с женой и своим ребенком-инвалидом, которым вообще ничего не способен дать, он наоборот лишний раз стремится к тому, чтобы провести на заброшенную землю, где творятся невиданные вещи, очередных клиентов. И это несмотря на то, что Сталкер уже несколько раз сидел в тюрьме, его действия давно отпечатались на жизни семьи. А все дело в этой комнате, в которую, войдя, люди неизменно становятся счастливыми, сбываются их самые сокровенные мечты.

    Исключая эту вроде бы легкость изложенного повествования, вряд ли можно найти в данный момент какой-либо другой фильм, после которого находишь себя после просмотра в неподвижном ступоре, в активной мыслительной работе, что пытается сосредоточиться и, все-таки, решить лично для себя, какой же именно смысл всего изображенного А. А. Тарковским. Режиссер, прикрывшись жанровой отметкой «фантастика» сумел тем самым уйти от внимания советских цензоров и вложить в свое детище намного большее, чем просто историю о поездке к тайной комнате.

    Замедленные и отдаленные планы оператора, неспешно следящие за одной изображенной точкой, за одним планом. Подход впрямую к лицам персонажей Кайдановского, Солоницына, Гринько и Фрейндлих, то отделение и демонстрация лишь пейзажей, изобилующих грязью, нищетой, разрухой.

    Брошенное оружие и техника, то ли после войны, то ли за счет действия Зоны, заполненной волшебством или же радиацией. Брошенные аптечки, монеты, разбитые дома, затопленная местность, бродячая собака, наконец. Все это здесь и все это имеет какое-то объяснение и определенное значение для всего изображенного. Возможно, что начинены чем-то важным и предметы, на которые никакого внимания не обращаешь.

    Повествование этой ленты способно обманывать ожидания, а особенно это чувствуется после просмотра первой части, что вызывает к себе достаточный интерес, действия происходят в динамике, но потом все принимает характер чистой философии, что ставит основными задачами поиск истин и рассуждения об обыденности окружающего. Скорее всего, действительно, каждому хочется верить в существование некоего места, которое чудесным образом поможет излечить душевные раны и исполнить все, о чем мечтаешь, но, по словам героини Алисы Фрейндлих — счастье может быть и при самой тяжелой жизни.

    «Сталкер» — это один из тех фильмов, которые требуют к себе пристального внимания во время просмотра, но и этого будет не совсем достаточно, ведь всего смысла притчи и аллегорий, что были вложены в повествование, уловить мгновенно никак не удастся. Тарковский создал картину, которая, безусловно, требует определенного возраста от зрителя, опыта и понимания жизни.

    Трагедия основного персонажа, который с ходом действа становится все больше похожим на душевнобольного, кажется не столько единичной, сколько масштабной, включающей в себя всю массу человеческого населения. Контингент, словно ластиком стер из своей головы, своих чувств понимание счастья, надежды и веры. Все давно живут днем сегодняшним, а не завтрашним и окончательно забывают о своем прошлом, что способно сделать человека на мгновенье добрее. Люди перевелись, оставив в качестве основного своего качества лишь жестокость, а других желаний, кроме утоления жажды они уже и не знают.

    Возможно, что это и хотел передать Тарковский, а, наверное, и не это, а может быть, что и еще что-то дополнительно, кроме этого, так или иначе, но полноценно мы всего никогда уже не узнаем.

    23 января 2012 | 21:22

    На днях в очередной раз посмотрел «Иисус Христос суперзвезда» и во время просмотра пришло в голову, что Пилат- это в каком-то смысле образ бога. Т. е. его (бога) все просят, зачастую о противоположном, зачастую о безнравственном, о жестоком; выход — или вообще не слушать просьбы, или не только не слушать, но и не вмешиваться. Да и когда вмешиваться: если тогда, когда нарушаются заповеди, так они постоянно нарушаются; если в случае только каких то ужасных нарушений, то эти нарушения(война например) обычно являются совокупностью, продолжением малых, т. е. большие нарушения- это обычно не причины, а следствия. И, потом, свобода воли. Дело даже не в том, что она нарушается или не нарушается, а в том, что вмешавшийся берёт на себя вину о последствиях, которые через несколько «ходов», как в случае с брэдберевской бабочкой могут быть самыми ужасными. Т. е. никакого вмешательства в этой жизни и никакого исполнения просьб и молитв, всё лишь потом. А будет ли это потом?

    Так же недавно смотрел «Три цвета: красный» и пришел к почти аналогичной мысли, что бог- это судья на пенсии.

    Сегодня, катаясь после работы на велосипеде в парке, вспомнил, что близкая мысль была и в «Сталкере». Давно его не смотрел, хотя в целом смотрел раз пятнадцать или двадцать. Последний раз смотрел, наверное, ещё в Грозном. Помню, возвращались с женой после просмотра в открытом летнем кинотеатре, а на площади чеченцы отбивали кувалдой голову у сваленного памятника Ленину. Подумалось, что у них, как и у Дикобраза тоже исполнилось желание, и тоже, возможно, не то, которое произносилось, а то, сокровенное, настоящее.

    Комната- это тоже своего рода бог, бог, который исполняет истинные желания. Т. е. он, как всемогущий, мог бы исполнить «хорошие» желания, но, боюсь, людей это бы не удовлетворило: кто их хочет, эти правильные желания! Люди, дошедшие до комнаты, как правило, это начинают понимать. Собственно, весь путь к комнате для этого и предназначен: чтобы впопыхах не нажелать самому себе и окружающим черт его знает что. Путь — это своего рода пустыня Иисуса перед искушением.

    Позже, в «Жертвоприношении» Тарковский, как мне кажется, опять вернулся к этой теме: исполнение желаний — это скорее поливание иссушенного дерева, у которого от этого есть шанс прорасти и зацвести.

    12 ноября 2011 | 23:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>