всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
22 + 0 = 22
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • 9 августа 1977 года несколько тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки безвозвратно погибли в лабораториях «Мосфильма». Высказывались разные версии: от подмены плёнки недоброжелателями до тактического хода Тарковского, который таким образом хотел полностью переделать неустраивавший его фильм. Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле режиссер смог получить разрешение Госкино на увеличение бюджета.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • Работа над фильмом была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством проблем и заняла около трёх лет.
    • Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. В результате, бюджет был значительно перерасходован из-за постоянных переделок.
    • 15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена фильма — дом Сталкера. Натурные съёмки в Эстонии проходили в мае-августе.
    • В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой.
    • Съёмки завершились 19 декабря 1978 года. В итоге бюджет картины был перерасходован на 300 тысяч рублей и превысил миллион рублей.
    • Премьера фильма состоялась в мае 1980 года в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре. В Москве фильм был показан всего в трёх кинотеатрах, по стране разошлось 196 фильмокопий. В первые месяцы после премьеры факт выхода фильма никак не был отмечен в советской прессе. Дебютные отзывы и рецензии появились только в 1981 году — после показа картины на Каннском фестивале.
    • еще 16 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 6038 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сеанс закончен. Включается свет, а люди не торопятся вставать. Застывший взгляд, расширенные зрачки.

    ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.

    Меня нет. В голове — океан, сверху которого — легкая рябь темной воды, в глубине — сильнейшие потоки и водовороты.

    На автопилоте одеваюсь, открываю дверь, чтобы выйти на улицу.

    Бах!..

    Где я?..

    ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ.

    Давно стемнело, асфальт блестит от дождя. Это капли, которые весь фильм (да здравствует Dolby Digital, полнейший surround) отсчитывали секунды по моему темечку, просочились в реальность. Ночь спрятала краски, превратив улицу в декорации черно-белого кино… Где же Сталкер, чтобы провести меня в мир ярких красок моей души?..

    Фильм слился с реальностью. Иду домой, кутаясь потеплее от ватного тумана. Пытаюсь прислушаться к себе, но чувствую только волны на поверхности, а Созерцатель нырять в пучину не хочет. В голове — пусто. Нервы — оголенные провода. Перемещаю фокус внимания со своих ощущений на внешний мир. Я — комок рецепторов. Каждая мелочь привлекает внимание и бьет током. И вдруг, в тишине ночного города… китайские колокольчики! Неожиданный и нереальный звук… Пугающий, потому что настоящий… Я слышу порывы ветра (чудовищно чужие), вижу ссохшиеся трупики листьев, гонимые порывами по асфальту (по другому, не так как всегда)… Ушла в «сумрак» — точнее не скажешь…

    Выхожу к Спартаку. Попса бьет по ушам, заставляет рефлекторно зажать уши, от суеты машин и людей хочется кричать. Мне тошно от этих искусственных раздражителей. Открываю дверь подъезда. Страшно душно, тошно, неуютно. Хочу бежать. Бежать прочь от этих коробок, от этой суеты, от набивших оскомину суррогатов счастья…

    ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

    Знаете, о чем я мечтаю? Взять теплое-теплое одеяло — и в лес. Сесть, закутаться потеплее, прижаться виском к березе… Вдыхать запахи леса и свежести, слушать Тишину. Настоящую… Замереть в Абсолютной гармонии. А потом… Дождаться рассвета и встретить солнце другим человеком.

    … КАТАРСИС?

    P.S. Можно пытаться это описать. Но лучше посмотрите сами…

    10 из 10 за глубочайшее проникновение

    5 августа 2010 | 22:47

    Фильм «Сталкер» всегда был этаким мерилом настоящего киномана. Вы можете сказать в каком-нибудь высоколобом разговоре что-то вроде «Помните, как в Сталкере…» или «Я помню, когда я в сотый раз пересматривал Сталкера…». Но чаще всего это только предположение человека о том, что там зарыто что-то умное, что он понять не может, но должен показать друзьям обратное.

    Я считаю, что понял этот, без сомнений, выдающийся фильм. По крайней мере, не хуже режиссёра. Шутка.

    Это действительно очень непохожая ни на что притча — о жизненном пути, который так или иначе освещается Верой. Монолит и какая-то душа Зоны здесь — это выражение той самой веры, её предмета и цели, а сама Зона — лишь извращённая, изощрённая и исковерканная фантазией наша жизнь. В картине много моментов, в которых выразительно показываются «ошмётки цивилизации» — лежащие под водой и покрывшиеся жирной, блестящей грязью. Будто они не нужны на самом деле, но вот я считаю… что это не так.

    Я думаю, верой обладают все три героя фильма, вот только Путь у них очень разный, «метод» веры. И честно вам скажу: путь, которым идёт Сталкер, кажется мне очень поганым, эгоистическим и бесцельным. Он выбирает себе роль ничтожества, уступающего всему. И почему-то считает себя носителем какой-то истины и правильной жизни. Показательный пример исповедника, психически больного священника. Нет, уж. Лучше наполнять свою жизнь искусством — как Писатель, познанием — как Профессор, или в конце концов музыкой, физкультурой, любой работой, нежели каким-то «метафизическим ничем». В этом, по-крайней мере, больше любви и какой-то живительности.

    В общем, по идейному содержанию меня фильм зацепил. Кстати, из персонажей мне ближе всего, наверное, Профессор и его то ли теоретический, то ли практический «позитивизм».

    А вот картинка и вообще изобразительный метод оказался для меня непривлекательным. Конечно, фактура всей этой состарившейся цивилизации передана великолепно, есть гениальная операторская работа, на которую ориентируются многие современные кинохудожники. Но лично мне эта фактура была противна. Мне было просто неприятно смотреть фильм. Большинство кадров вызывали во мне отвращение. Я понимаю, что кому-то этот стиль нравится. Для меня же — чудовищен.

    А вот актёры играют так, что я даже не могу представить в этом фильме какую-то другую актёрскую работу. Кайдановский — гениален. Я редко употребляю это слово, но здесь — в фильме, который оставил у меня в целом плохое впечатление, артист в главной роли безумно красив и ему веришь.

    «Сталкер» и вообще Тарковский — не моё кино. Я всё ещё считаю фильмы Тарковского сказкой о голом короле. Но они существуют и занимают своё особое почтительное место. В особенности, их художественный метод.

    Смотрите — может, вам понравится.

    21 ноября 2010 | 19:38

    И ведь кто-то действительно считает, что в очень длинных сценах с тремя мужиками, которые вообще ничего не делают, есть какая-то тайна. По-моему, если в кадре плывёт рыба (карп вроде), то это не значит, что где-то поблизости бродит апостол Андрей.

    Существует ли вероятность, хотя бы доля процента, что режиссёру просто нравится так снимать, а чёрный пёс символизирует чёрного пса? Не знаю почему, но так уж повелось, что стоит затронуть в каком-нибудь произведении тему смысла человека и его жизни, так сразу набегают любители порассуждать о том, что автор хотел всем этим сказать. И вот начинается свистопляска: бог, вера, религия, рассуждения о добре и зле. И с чего вдруг такое внимание уделяется всей этой лабуде? К чему так глубоко копать, когда всё лежит на поверхности?

    Нытьё о бытии, о гнидах и гнусах, о существовании — не так уж это и важно. Важно то, что периодически пересматривая понравившиеся сцены, я прихожу к одному и тому же выводу: «Сталкер» снят очень качественно. Каждый кадр выверен и выжат до последней капли. Во всём видится высокий класс. Природа, руины, останки танков и машин, залитый водой кафель, в котором валяются шприцы, монеты и прочий мусор — это выглядит очень притягательно и очень красиво. Диалоги здесь великолепны настолько, что их форма затмевает содержание. Разговоры льются, словно музыка, и, даже если ты не знаешь нот, всё будет понятно. Герои не говорят, они поют. Слова можно заменить другими, а фильм останется тем же. Голова отдыхает, мозг расслабляется.

    Это медитативное кино, которое заставляет о многом забыть. Напряжённо думать над каждой фразой Писателя или Профессора не стоит. Боюсь, что в них не так уж и много откровений. Тут всё просто и прекрасно. Все актёры, даже пёс и даже рыбки, играют на недосягаемом уровне. Любая декорация или пейзаж — произведение искусства, в которое хочется окунуться с головой, как окунался Сталкер в высокую траву своей любимой Зоны.

    Сокровище мирового кинематографа. И остаётся только гордиться, что оно говорит с нами на русском языке.

    31 января 2012 | 13:47

    Честно говоря, у меня никогда не было таких противоречивых впечатлений от кино.

    С одной стороны ожидание: режиссёр — легенда, любимец критиков; фильм — общепризнанный шедевр, источник огромного количества киноцитат; литературная основа вызывает священный трепет и дрожь в коленках и прочее, прочее…

    С другой стороны, увиденное на экране вовсе не повергает в шок, не вскрывает новые пласты бытия, нет. У меня перед глазами медленно, как бы нехотя, разыгрывается недодрама без конкретного посыла. Конечно я вовсе не исключаю, что месседж мог и не уловить, но… Я досмотрел фильм, пошёл пить чай и прикосновения чего-то высокого не ощутил, никакого просветления, вдохновения или выраженной грусти. Ни-че-го. Да, в фильме есть над чем подумать, но уж извините, отсилы четыре страницы не всегда логически увязанного и (редко, но всё же) за уши притянутого текста — это на двухсерийную философскую притчу маловато. Да и разговоры про то, что все люди бяки — это, извините, как минимум не ново. И последующее развитие мысли я тоже где-то видел. Или читал. Неважно.

    Я говорил, что текста мало и он не безупречно логичен — вспомните историю Зоны, как она подана в начальных титрах, затем сталкером, затем профессором и финальную версию. Я упомянул притянутый за уши текст — я считаю, что это фрагмент со стихами. Дальше фрагмент динамичный, выразительный, заслуживающий бурных апплодисментов, но на фоне предыдущего он значительно теряет в силе.

    Оценка? К чему я веду? Противоречия, сплошные противоречия… Лучше попробую по полочкам. Видеоряд у Тарковского всегда концептуален, красив и мотивирован, я здесь ниспровергать авторитеты не стану. И с актёрами в большинстве случаев работа действительно гениальна. Черезчур длинные планы, их затягивание и прочее — я не против. Мало текста — зато всё по делу.

    На первых показах люди уходили из зала после первых пятнадцати минут. Толпами. По-моему это и есть оценка «Сталкеру «: кино не для всех.

    7 из 10

    4 мая 2008 | 01:03

    Стругацкие — мои любимые писатели. И хотя «Пикник на обочине» я для себя открыл значительно позже, чем многие другие их произведения, он все равно встал для меня в один ряд с любимыми «Хищными вещами века» и «Трудно быть богом». Когда же я посмотрел фильм Тарковского «Сталкер», снятый по мотивам, то в первую очередь ощутил, как сильно этот фильм отличается от, как я тогда думал, первоисточника. Помнится, показывали его по каналу «Культура» много лет назад, и мне, тогда еще школьнику, он показался не особенно удобоваримым.

    Но потом, читая полное собрание сочинений Стругацких, я наткнулся на не что иное, как… сценарий к фильму «Машина желаний», причем спустя недолгое время после того, как уже осмысленно пересмотрел «Сталкера» в зрелом возрасте. И я был просто поражен тем, как буквально Тарковский визуализировал сценарий братьев! Все, буквально все с неимоверной дотошностью перенесено на экран — и образ блаженного проводника по Зоне, и Писатель с Профессором, и Жена Сталкера. Так что если говорить об авторстве, то уж точно автор не один Тарковский — режиссеров как минимум… трое? Скорее, Тарковский просто ощутил то настроение, которое владело Стругацкими при написании сценария, и так он вдохнул в фильм Душу. Подбор актеров — за пределами моего понимания, они буквально сошли на кинопленку с бумажных страниц. Как?..

    Это абсолютный шедевр. Шедевр не кино развлекательного и услаждающего простые начала человека (такие шедевры тоже есть, и они имеют ничуть не меньше прав на существование) — это шедевр от утонченных интеллектуалов, каковыми, без сомнения, Тарковский со Стругацкими и являются. И это не псевдоискусство, в котором тролль-режиссер глубокомысленно демонстрирует зрителям пустое ведро и мертвую лошадь, а те потом сто лет занимаются пустопорожними толкованиями. Это Осмысленный Шедевр с Большой Буквы.

    И пересматривая его уже в осмысленном возрасте, я поражен был перфекционизмом. Атмосфера пустого, заброшенного места за пределами обычного человеческого бытия — потрясающая. Отточенность видеоряда — неописуемая. Это тот самый арт-хаус, который действительно можно по каплям смаковать. Ему не нужны никакие бюджеты — он по граммам проливает на благодатную почву готового к нему зрителя бесценный нектар человеческой мысли в своем лучшем проявлении. Он пришел с темной стороны, из-за кулисы, за которую большинство народа и не хочет заглядывать, потому что там для нее царят потемки. Вот и ответ на вопрос — почему его считают одним из величайших фильмов всех времен.

    Потому что он пришел по наитию, и не сказал ничего лишнего, выразив необъятное.

    28 августа 2012 | 16:02

    Этот фильм я посмотрел тольков 2004 году, то есть спустя 25 лет после его выхода. Такого эффекта я не ожидал. Какими же бедными и примитивными мне показались все увиденные до этого картины. Фильм Сталкер, великого и гениального Тарковского невозможно описать словами, его надо видеть и прочувствовать каждой клеточкой своего тела.

    Потрясающе проработанные и такие разные персонажи, замечательные декорации и минимум спецэффектов.

    Этот фильм вне времени, рейтингов и комментариев. Его нужно просто посмотреть и понять, а что понять это каждый сам решит для себя. В любом случае такие фильмы надо снимать, хоть я и сомневаюсь что получится снять что-либо подобное, и такие фильмы надо смотреть всем, кто считает себя мыслящим человеком. Завидую тем кто его еще не смотрел.

    11/10 — более чем заслуженная оценка.

    24 марта 2006 | 08:25

    Спустя 30 лет после выхода на экраны «Сталкера», этому шедевру посвящают все больше исследовательских работ, устраивают фестивали, создают компьютерные игры и чествуют как одно из величайших достижений в киноискусстве.

    Титанический труд съемочной группы во время съемок ленты не пропал даром, сценарий, переписанный 17 раз поражает глубиной мысли, а актерская игра Фрейндлих, Кайдановского, Солоницина и Гринько является идеальным образцом для новых поколений лицедеев во всем мире. К сожалению, все это в России большая редкость.

    Тарковский воссоздал самобытный мир Зоны, начав с цветового решения. Зона ярка, пестрит суровыми красками, в отличие от реального мира цвета сепия за кордоном. Каждый кадр, не блещущий красивым эстетизмом, Тарковский доводит до совершенства, будь это облезлая комната, где живет семья главного героя, или «чернобыльские» пейзажи. Работа «Мастера».

    Мир Зоны — это динамичная структура, приходящая в движение мыслями своих посетителей и без. По утверждению блаженного Сталкера, здесь нельзя вернуться обратной дорогой, и ловушки, скорее духовные и психологические, появляются всегда в разных местах. единственный выход — кидать перевязанные белой лентой гайки. Зона — это живой организм, не имеющий той научно-фантастической закваски, которой заполнили ее братья Стругацкие. «Сталкер» — философская притча, и пространство здесь метафизично.

    Главное сокровище Зоны — Комната, где исполняются желания. Туда «Сталкер» водит людей, рискуя в очередной раз попасть в тюрьму или быть пристрелянным на заставе. «Это ведь единственное место, куда можно прийти, когда надеяться больше не на что». Профессор и Писатель — два антагониста, физик и лирик с «пустыми глазами». Оба хотят увидеть и пережить чудо комнаты, но на пути к ней ни один раз докажут гнилость своих душ, сомнения, которые своей силой будоражит в них Зона. Или сам Сталкер…

    Тарковский нам так даже и не объяснил, есть пресловутая сила комнаты или нет ее. Важен другой вопрос, быть или не быть чуду. Надежду хотят взорвать, «хоть никто и не верит, не только эти двое». А если и есть чудо, то каковы наши сокровенные желания, и хотим ли мы знать первокирпичик своей души. Ни один человек не вошел в комнату. Например у Сталкера, вроде бы есть чудо — безногая дочь, Мартышка, обладающая силой двигать стаканом, порождение Зоны, а может это поезд проехал. Верить или нет, мы должны решать сами…

    Без сомнения реальны здесь лишь слова гениальной актрисы Алисы Фрейндлих, так ни разу и не попытавшей счастья загадать заветное желание. «Ведь я никогда не жалела. И горя много было и стыдно было, но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и счастья не было бы, и не было бы надежды. Вот.»

    14 января 2010 | 16:32

    «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» Братья Стругацкие «Пикник на обочине».

    Произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине» вдохновило Андрея Арсеньевича Тарковского на создание фильма «Сталкер». В 1975 году Тарковский вместе со Стругацкими начал работу над сценарием к фильму, первоначальное название которого было «Машина желаний». Стоит отметить, что до этого момента Бориса и Глеба Стругацких никто не экранизировал, не боясь провала А. Тарковский твердо решает, снимать фильм. Работа над написанием сценария и постановка фильма велись очень трудно. Тарковскому казалось, что в образе главного героя он упускает что-то очень важное. Все написанные и отснятые материалы браковались, и работа начиналась заново. Тогда братья Стругацкие предложили режиссеру сделать главного персонажа Сталкера — юродивым. Это и было, то самое, что искал в главном герое Тарковский. В 1979 году фильм увидел свет, с новым названием «Сталкер».

    Вера и счастье — это фундамент фильма. Ведь не зря один из главных героев говорит: «Вот в средние века было интересно. В каждом доме жил домовой, в каждой церкви — Бог… Люди были молоды! А теперь каждый четвертый — старик». Фильм повествует о комнате, исполняющей самые сокровенные желания вошедшего в неё. Комната расположена в охраняемой зоне. Сталкер — проводник в зону, нарушая закон, он сопровождает отчаявшихся людей в комнату счастья. Но и сама зона охраняет комнату желаний, расставляя перед героями свои ловушки. Рискуя своей жизнью они идут за счастьем, как-будто обретя его они смогут ответить на вопрос: «В чем смысл жизни?».

    И только Сталкер знает, в чем заключается смысл бытия. Сам он никогда не заходит в комнату, не смотря на то, что ему есть о чем попросить, у него на руках маленькая больная дочь, жена, которую он не может сделать счастливой. Перетерпев все жизненные невзгоды, Сталкер знает секрет счастья. Ведь счастье может быть и в горе, если не терять веру. «Если б вы только знали, как я устал! Одному Богу известно! И еще называют себя интеллигентами. Эти писатели! Ученые! Они же не верят ни во что. У них же… орган этот, которым верят, атрофировался! За ненадобностью!.. Боже мой, что за люди… Ты же видела их, у них глаза пустые. Они ведь каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже! Чтоб им все оплатили, каждое душевное движение! Они знают, что «не зря родились»! Что они «призваны»! Они ведь живут «только раз»! Разве такие могут во что-нибудь верить? И никто не верит. Не только эти двое. Никто! Кого же мне водить туда? О, Господи… А самое страшное… что не нужно это никому. И никому не нужна эта Комната. И все мои усилия ни к чему! Не пойду я туда больше ни с кем».

    Конечно, Сталкер поведет несчастных к комнате желаний, ведь они для него, как заблудшие души, потерявшие веру в любовь, сострадание, красоту, правду, человечество и себя. «Главное, пусть они поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек рождается, он слаб и гибок, а когда умирает — он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Слабость и гибкость — выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит».

    10 из 10

    30 сентября 2013 | 17:52

    Никогда не пишу отзывы о фильмах, не в моих это правилах, но этому фильму сделаю исключение.

    Когда мы говорим о мирах выстроенных Тарковским, мы должны понимать что это не, собственно, кино, но нечто большее. Сталкер — фильм, о котором на удивление много сказано, но мало что можно сказать о нём. Тарковский несмотря на то, что стал именем нарицательным, по моему глубокому мнению, один из самых непонятых художников, многим может показаться, что они его хорошо знают или понимают, но его фильмы подобны музыке Баха, которую можно слушать и любить, но практически невозможно понять. В последнее время часто говорят о том, что фильмы Тарковского устарели или поглупели, но зрителю этого фильма это слушать смешно, его фильмы устарели в той степени, в какой степени устарел шорох листьев в осеннем саду, плач ребёнка или шум прибоя. Сталкер — это рубеж, неосознанный современниками, но понятный теперь, рубеж после которого кино уже никогда не сможет быть прежним. Этот фильм так высоко поднимает планку понимания киноискусства, что уже около 30 лет никто не может ее взять. Я смотрю этот фильм уже около 6 лет, я не говорю: пересматриваю, а именно смотрю. Темпо-ритмика кадра выстроена, совершенно музыкальным образом смотреть его можно с любого момента это ровным счётом ничего не меняет. Исключительным качеством этого фильма является, то, что он не лежит в поле нашего ума, нашей психики, фильм почти целиком расположен в области Духа. Подобно тому, как звуки органа или церковного хора — явление не просто культурное или музыкальное, но явление духовное, подобно тому как церковное зодчество — явление не просто архитектурное, но богословское, так и Сталкер — явление не в полнее кинематографическое. Тарковский всегда говорил, что его фильмы лучше всего понятны крестьянам и детям. Глупы всяческие попытки скептически отнестись, с интеллектуальной шкалой, к этому фильму. Увидеть его можно только духовным зрением. Духовным потому что Тарковскому удалось запечатлеть на пленке, то, что не удавалось запечатлеть никому. Не даром на могиле Тарковского написано: «Человеку, который видел ангела». Безусловно, самый лучший шедевр Маэстро. Фильм оставляет зрителя один на один с собой, фильм помогает человеку, наконец, услышать голос собственной души, не заглушить этот голос глупым смехом, яркими картинками, идиотскими спецэффектами, а спросить у самого себя кто же ты такой? Современному человеку страшно оставаться наедине с собой, наедине с собой ему в лучшем случае скучно, а обычно, он находит пустоту, нелепость трагичность своего бытия. Современный зритель как скрученный ломкой наркоман требует новой дозы бессмыслицы, которая наполнит его душу и на короткие секунды даст мнимое облегчение. Сталкер же, нахальным образом распахивает те дверцы, которые ведут человека к самому себе. Тарковский вне времени. Браво, Маэстро!!! Безусловное лучший фильм в истории человечества.

    10 из 10

    22 января 2010 | 03:52

    Мне всегда казалось странным и удивительным, что многие ставят в один ряд повесть Стругацких «Пикник на обочине» и фильм А. Тарковского «Сталкер». Между ними гораздо меньше общего, чем кажется на первый взгляд. Боевичок и философская притча. Фантазия и озарение. Талант и гений.

    Комната.

    Здесь исполняются не желания, как в романе Стругацких. Отнюдь. Комната дает человеку то, что является его истинной сутью. Дикобразу, который в первый раз попал в Комнату ценой жизни своего брата, она дала мешок денег. Но впоследствии, когда Дикобраз снова пошел в Комнату, надеясь уже вымолить брата, он снова получил мешок денег. И в третий раз повторилось то же самое. Именно поэтому он повесился, ибо понял, кто он есть на самом деле, и что на самом деле представляет из себя Комната. Абсолютно искреннего человека Комната действительно сделала бы счастливым. Но если ты в голос кричишь «Я хочу здоровья своим родным», а в душе желаешь «Я хочу новую машину», то получишь сверкающий Мерседес, и ничего другого тебе не будет.

    … И ИМЕННО ПОЭТОМУ перед входом в Комнату присутствует «мясорубка» — место, где человек может, наконец, заглянуть в свое подсознательное, которое он тщательно маскирует от своего активного поверхностного сознания. Это проверка человека на предмет того, есть ли в нем вещи, которые он прячет от самого себя, и которые при вхождении в Комнату и последующем исполнении могли бы принести человеку не счастье, а горе. И если такие вещи есть, то человек не пройдет через «мясорубку» и не достигнет Комнаты — для общественного и своего же блага.

    Писатель лишь увидел в себе то, что он и раньше видел и о чём прекрасно знал; поэтому он выжил. А что бы увидел Профессор? Ужаснулся бы своей мелочности, злопамятности и трусости даже перед самим собой? И, возможно, застрелился бы или утопился? Для простого и искреннего человека это всего лишь безопасный тоннель, по которому просто нужно пройти.

    И все же люди и тут исхитрились, нашли лазейку — пройти через «мясорубку» в тот момент, пока она занимается кем-то из группы. Но возможно, что это «не баг, но фича», не просчет инопланетян, а их грустная прощальная улыбка.

    Троица.

    Профессор, человек науки, который идёт взорвать Зону из соображений…, нет, не геростратовских и тем более филантропических. Все гораздо прозаичнее. Он просто хочет сделать гадость своему коллеге, который 20 лет назад переспал с его женой. Хотя в конце фильма он и уверяет зрителей и себя, что делает это из соображений безопасности для мира. Но телефонный звонок развеивает эту иллюзию. Персонаж сначала положительный, впоследствии явно отрицательный, даже отвратительный.

    Писатель, человек творческой интуиции, ключевая фигура в фильме. Единственный из троицы (а возможно, и в мире) кто к концу путешествия понял по-настоящему, что такое «Зона», и объяснил это двум другим. Который понял, какие «желания» исполняет Комната, почему повесился Дикобраз. Персонаж поначалу отрицательный, впоследствии явно положительный, даже гениальный.

    Сталкер, человек веры, не задумывающийся о том, что такое «Зона», а просто любящий её, как самое прекрасное место на земле, и аккуратно совершающий все необходимые ритуалы, которые он узнал от своего учителя. Аналогия с религиозным разумом очевидна и подтверждается на протяжении всего фильма — цитаты из Библии, строгость в исполнении «ритуалов», морально-этические идеалы.

    Сталкер.

    И все таки фильм называется «Сталкер». Не «Писатель» и не «Профессор». И даже не «Пикник на обочине». Очевидно, Сталкер, в отличие от Писателя, — ключевая фигура не столько фильма, сколько нашей повседневной реальности. Жизнь Человека, как вида, это путь материального Действия, а не научных спекуляций или творческих озарений. Это путь действия, возможно, во многом неосознанного, в чем-то основанного на опыте предшественников, в чем-то на тихом шепоте божественной спонтанности. Именно такой образ действия является основным для человека мистического склада. Это не Эмпиреи, все эти действия физичны, даже физиологичны. Сталкер — человек, задыхающийся в мире, созданном «самыми умными обезьянами», и ищущий чего-то иного, Нового. Ищущий наугад, вслепую, сам не зная, чего: естественно — если бы он знал, чего ищет, это уже не было бы «новым». Новое невозможно объяснить с помощью логики и разума, но его можно «делать» и им можно ДЫШАТЬ. Это главное.

    Сталкер — прежде всего человек действия. Он ищет место, где можно прикоснуться к истине материи. «Зона» — самое подходящее для этого место. И можно быть уверенным, что его жизнь и его поиск на этом не закончатся, как не закончились они на обыденной семейной жизни и не сгинули в тюрьме за колючей проволокой.

    Зона.

    У Стругацких это просто «мусор», оставленный инопланетянами после посещения Земли, как после людей в лесу остается мусор — банки, бумажки, бутылки — который лесным жителям кажется чем-то странным и чуждым. Оставленный без всякой мысли, просто так. У Тарковского Зона — это конкретный целенаправленный подарок инопланетян братьям с Земли. Сталкер на вопрос Писателя: «Интересно, зачем Им это было нужно?» ответил: «Чтобы сделать нас счастливыми». Видимо, для Тарковского неприемлемо было такое издевательски-равнодушное отношение пришельцев к землянам, как оно выписано у Стругацких: прилетели, отдохнули, улетели. Если это братья по разуму, они должны были оставить послание. Просто не могли не сделать этого.

    Довесок.

    Есть мнения, что в фильме отсутствует фантастика, как таковая. Она присутствует, но для внимательных глаз. Когда Сталкер и Писатель спускаются в «сухой тоннель», а Профессор возвращается за своим рюкзаком наверх, то эти двое по пути в тоннеле проходят мимо… этого самого рюкзака, который вроде бы остался наверху, но не замечают его. Также они видят угли костра, который Профессор зажёг уже после того, как оторвался от них и вернулся за рюкзаком. Писатель спрашивает пораженно: «Что это?» На что Сталкер лишь отвечает: «Это Зона, понимаете, Зона». Также примерно в этом месте фильма во время монолога Сталкера «Пусть они поверят…» мы видим и слышим всплеск от камня, брошенного в колодец гораздо позже рукой Писателя, уже после «мясорубки». Загадочный возглас: «Стойте, не двигайтесь!» в начале фильма, когда Писатель пошёл к комнате напрямую, — явно возглас Сталкера в конце фильма, когда Сталкер кричит вышедшему из «мясорубки» Писателю: «Стойте, не двигайтесь!» А разве не является фантастическим сюжет в конце фильма, показывающий, как дочь Сталкера двигает взглядом посуду на столе? Список можете продолжить, если пожелаете.

    Итог.

    Но все течет своим чередом, и жизнь на планете, и вода в туалете. Могут ли фильмы и книги изменить мир, улучшить людей, решить проблемы? Ответ очевиден… Могут. Ну тогда — в путь…, в смысле — на просмотр фильма.

    18 сентября 2013 | 11:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>