всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
20 + 0 = 20
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 6020 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не буду говорить, что мне понравился этот фильм, и что все в нем понял. (Скорее всего, вообще ничего не понял.) Но, безусловно, определенные эмоции после просмотра остались.

    Жаль, что прочитал «Пикник на обочине» до просмотра «Сталкера», потому что невольно искал параллели. А ведь фильм Тарковского — абсолютно другая фантастика. Мы так и не поймем до конца, были ли вообще вокруг героев опасные аномалии, или сталкер просто так кидался гайками во все стороны? Существовала ли тайная комната?..

    Важно не ждать от ленты безумной гениальности, которая ударит в нос, как нашатырный спирт. Нужно подключить восприятие на каком-то другом уровне. «Сталкер» — не совсем фильм, раз уж на то пошло, а синтез других видов искусства. От фотографии или видео-арта — странная, но порой удивительно красивая картинка. От литературы — до мелочей выверенные диалоги. Правда, неискушенному зрителю не всегда понятно, что несут необычные ракурсы или витиеватые беседы. И несут ли что-то вообще.

    Фильм экзотичен, труден для просмотра, оставляет неоднозначное впечатление.

    1 июня 2011 | 16:08

    Вот я наконец и добралась до «Сталкера». Книгу Стругацких не читала, поэтому писать о неточностях (если таковые имеются) не стану.

    Фильм меня порадовал, понравился своим психологизмом. Показаны интересные герои. Писатель (напомнил чем-то героя другого фильма снятого по роману тех же авторов «Гадкие лебеди») разочаровался в жизни, не знает вдохновения и не имеет таланта. Профессор (слегка удивилась, увидев Папу Карло) сразу вызвал у меня подозрения, поскольку слишком уж был в курсе дел с самого начала путешествия. Сталкер просто великолепен. В каждом эпизоде он округлял глаза и тоненьким голоском увещевал: «Нет-нет!».

    Сама идея просто отличная. Катастрофа. Зона. Комната, где исполняются самые заветные и выстраданные желания. Очень интересно.

    Но на протяжение всего фильма мы не увидели своими глазами ничего фантастического в этой ЗОНЕ. То, что Сталкер с Писателем проделали длинный путь и снова вышли на Профессора, которого покинули, я не считаю ловушкой. Подумаешь, прошли по кругу… Тем не менее, ощущение, что происходит что-то странное не покидало до самого финала.

    Красивые пейзажи. Похожее я вижу за окном поезда, когда путешествую к своей бабушке в гости. За приятные ассоциации отдельное спасибо.

    Ну и сама мораль фильма: нужно верить. Верить и всегда надеяться на лучшее. Но я думаю, что стоило все же взорвать комнату. Это надо было сделать, потому что иначе люди будут думать, что туда можно прийти, попросить и все исполнится. А так не бывает. Желания не всегда исполняются.

    10 из 10

    13 августа 2009 | 19:55

    Я не любитель нашего кино, но данный фильм я не мог не посмотреть, хотя бы потому что это Тарковский и Стругацкие.

    Сталкер (Хорошее кино)

    Скажу сразу я раньше не был знаком с данным режиссёром. Точнее я конечно же про него знал и много, но не смотрел абсолютно ничего. И вот всё таки руки дошли до Сталкера и я начал просмотр.

    С первых минут я понял, что придётся много думать, вникать и смотреть на то как камера держит эпизоды по несколько минут. Немного тяжело смотреть подобное кино и для себя решил, что не буду копать глубоко, а просто посмотрю на актёров на сюжет и немного отстранюсь от философских выводов и т. д.

    На самом деле всё очень даже интересно и вполне смотримо, да простят меня фанаты данной картины мол это же шедевр на все века и т. п. но я опять же говорю я смотрел этот фильм не вспоминая все эти отзывы, выкрики, что это лучшее у Тарковского и т. д. Я просто посмотрел кино, оно мне понравилось, понравились актёры, как они играли, сюжет. Постоянно хочешь уже наконец узнать что там в конце и вот всё видишь всё понимаешь и говоришь сам себе, что не жалею потраченного времени на просмотр и оценю его на

    6 из 10

    7 октября 2011 | 11:22

    … Фильм меня не зацепил. Слишком концептуален для моей больной головы. И напрягло то, что Тарковский снял «своё» кино, в книге же всё было по-другому.

    Я его не понимаю. И книгу тоже. Слишком концептуально, аллегорично.

    Единственный момент просветления у меня был давеча (или намедни… в общем, надысь). Мой знакомый хочет съездить в Припять. Я сразу удивился: «зачем, что там можно найти в этой разрухе?!». Потом посмотрел фотки полностью безлюдного города, и кажется что-то понял.

    У каждого человека есть свой интимный уголок. Своё убежище, в котором твой мир расширяется до его размеров, хотя обычно своему миру выделяется маленькая частичка в тебе.

    Попасть в зону — это не только натырить вещей для продажи (как у сталкера Стругацких) и не добраться до Исполнителя желаний. Это ещё возможность расширить свой мир до размеров целого города. Возможность почувствовать единение с дикой природой, возможность увидеть мир без цивилизации или мир, в котором цивилизация погибла. Это я понял, только осознав, что всё это может быть на самом деле.

    Несколько комментариев к фильму:
    1. Послушайте аудиокнигу «Пикник на обочине» — книгу, по которой снят фильм. Почему именно аудиокнигу? Потому что сталкера в ней озвучивает Николай Караченцов. И если вы уже привыкли к образу, созданному Кайдановским, то сила мастерства Караченцова даст вам ещё совершенно нового сталкера.

    2. Почему в фильме дочь сталкера продолжают называть Мартышкой? Ведь в книге чётко сказано, что она мутировала из-за того, что сталкер не смог отказаться от зоны. В фильме же она только не может ходить. Не впервые происходит подмена таких казалось бы незначительных вещей. Мне она не нравится. Назвали бы уже дочь по-другому.

    3. Что всё-таки имели ввиду Стругацкие под зоной? Сейчас её ассоциируют с аварией на ЧАЭС, но год создания фильма — 1979 (книги — не помню), а авария случилась в 1986 году. Что это: пиар газетчиков, раскрутивших книгу? Предсказание? Или стругацкие — инопланетяне?)

    8 из 10

    19 июня 2009 | 02:57

    После прочтения энного количества предыдущих отзывов у меня не было шансов сдержаться. Понять того же Бродского сложно, прочувствовать — еще сложнее, и в этом — в такой сокрытой глубине — в этом и есть гениальность. Таков и Тарковский. И его Сталкер

    Это кино не для всех, оно никогда не претендовало на такую роль. Это Тарковский. Специфичный, непонятный, психологичный. И гениальный. Я смотрела Сталкера в четыре захода — в основном из-за шумихи что, дескать, Сталкер — классика, гениальный шедевр, Тарковский, ох и ах. Клевала носом. Честно пыталась что-то понять. Молчала, когда некоторые мои друзья обсуждали этот фильм и прочее творчество Тарковского.. А потом что-то изменилось — и я посмотрела этот фильм еще раз, почти случайно, уже поставив крест на своих попытках понять, ощутить. И меня накрыло. Три часа я сидела, прилипнув к экрану — и чувствовала. И не было ничего желаннее этой адинамичности, этого тихого философствования на фоне грязных декораций.

    Тончайшим нейроном, каждой клеткой тела, почти дыша этим фильмом — к концу просмотра я была… совершенно сухая. Он выжал меня, как губку, напитав чем-то совсем незнакомым, чуждым, и бесконечно человеческим. Никогда прежде не испытывала подобного от просмотра фильма. Я доросла до Сталкера, и готова присоединиться к тем людям, которые говорят, что этот фильм — вне оценок.

    Тарковский — гениален, а актеры в его фильмах играют так, что… что… Что даже слов нет. Классика. И заблуждаются те, кто считает, что фильм может жить только за счет флера непонятности и якобы гениальности, его окружающего.

    9 июля 2009 | 22:04

    Фильм о людях, которые боятся быть счастливыми. В их оправданиях мы видим, что что-то внутри них с этим несчастьем несогласно, но оно давно усмирено, подавлено и молчаливо терпит. И причина нежелания быть счастливым, в сущности, в том, что герои находят какое-то горькое удовольствие находиться на дне своей выстраданной, опостылевшей, но все же такой родной и близкой яме несчастья.

    Фильм поражает удивительной силы красотой и покоем. А актерскую игру даже как-то неловко называть актерской и игрой — такая искренность встречается безумно редко, безумно.

    27 июля 2009 | 21:55

    Да. Столько много здесь противоречивых мнений о самом Такрковском, о фильме… По этому, не буду описывать свои впечатления от просмотренного. Скажу только, что, что бы ни говорили, Тарковский действительно очень талантливый режиссер. Просто фильмы его не для всех. Чтобы понимать и любить его творчество нужно уметь не просто смотреть, но еще ДУМАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. Не имея этих качеств в себе, человек не сможет ни понять, а тем более полюбить работы этого режиссера. Это как классическая музыка, все ее могут слушать, но не все любить. А тем более, молодые поколения, головы которых — взращенные на голливудских фильмах, большинство из которых просто красивые, зрелищные, но не несут никакой смысловой нагрузки.

    При каждом просмотре находишь моменты, фразы которые раньше не заметил или не до конца понял смысл. Режиссер — талантливый. Фильм — талантливый, заставляет еще раз заглянуть внутрь себя, заставляет по-новому взглянуть на мир. А это важно.

    28 апреля 2013 | 19:08

    Я очень долго готовился к просмотру этого фильма. Всегда почему то боялся этого делать. Возникало такое чувство, будто бы сдаешь экзамен. Сейчас сяду и буду смотреть великое кино, боготворимое не меньше, чем его создатель. А что если оно мне не понравится? А вдруг со мной что то не так, и вообще я слишком глупый чтобы его понять… Прямо как готовиться к важному и сложному сражению у себя в голове.

    И вот наконец, я выпил седативное, сел и посмотрел. Знаете как иногда бывает — ждешь чего то страшного, большого и жуткого. Словно бы видишь тень на стене. А потом эта тень оказывается каким нибудь маленьким шибздиком… прямо как в мультиках Ханны и Барбары.

    Но, в этот раз к сожалению было не так. Это было.. . тяжело.

    Аж голова затрещала ближе к концу. А фильм этот — показался безумно тяжелым. Он словно огромны, ржавый танк который падает тебе на голову и запечатывает тебя от всего остального мира. Вернее, от всего положительного — что в этом мире еще осталось.

    Если говорить сухо и по факту — безумно понравилась операторская работа и сама постановка кадра. Честно признаю, что Тарковский за это заслужил светящийся нимб у себя над головой и заднюю подсветку.

    Актеры так же отлично подобраны. Все они здорово играют на создание очень и очень своеобразной но, чертовски сильной атмосферы. Я очень долго пытался найти какую то аналогию происходящему и таки нашел=)

    Все действие мне напомнило — как в детстве на тот момент еще лишенном всяких ваших интернетов, мы во время многочисленных игра на улице придумывали себе приключения. Придумывали себе мир в котором мы находимся, придумывали его хоть примитивные но законы. Ну и конечно же опасности, что наполняют его. Все это строилось на реально существующих вещах и местах в которых нам и приходилось играть. Благодаря воображению, мы так сильно верили в это место, что в какой то момент реальность и выдумка на короткое время совершенно сливались. Удивительное, но к сожалению — уже забытое чувство.

    Точно так же и фильм. Сталкер рассказывает нам о чудесах зоны, о ее опасностях и прочих ее достопримечательностях. Но, все что мы видим — это обычная помойка=) Гениально снятая, но помойка. Но, благодаря примитивнейшей, но подходящей в данной ситуации, музыке. И еще тысяче и одной неуловимой мелочи — во все эти рассказы и удивительность этого места — веришь беспрекословно.

    Что не понравилось (Сейчас буду ругать великий фильм! Господи, я боялся этого момента!) так это диалоги и собственно сам смысл. Вернее, не смысл (с ним то все в порядке) а его подача. Главная на мой взгляд проблема «Сталкера» — это его книжные диалоги.

    В книге, когда вы вообще не ограничены ни временем, ни форматом — вы можете позволить себе порассуждать от души. Но, в фильме — где вам необходимо за ограниченный промежуток времени донести до зрителя определенную мысль, необходимо делать диалоги максимально информативными а для этого порой приходится жертвовать красотой слога.

    Но, по тому что я увидел, Стругацких при написании сценария, этот вопрос вообще не заботил. В фильме — безумно книжные диалоги. Каюсь, книги я не читал. Но по моему диалоги оттуда просто вставили с помощью копипаста. Для фильма это непозволительно. (Я сказал «непозволительно» по отношению к Тарковскому! Вот я наглец!) Непозволительно потому (Господи! я снова это сказал!) что в итоге порой сложно понять о чем вообще разговаривали герои последние пять минут. То есть, ты вроде бы чувствуешь что этот разговор имел какой то смысл, но смысл этот просто потонул в воде, из которой эти диалоги состоят из 90% — как огурцы ей богу… (Я сравнил диалоги в фильме Тарковского с огурцами! Ты роешь себе яму парень!!)

    А еще, мне не понравилась всеобщая отрицательность этого фильма. Он рассказывает нам о без сомнения важных, мудрых и фундаментальных вещах (Ну как рассказывает.. . он пытается… =О Заткнись!) но, делает это в мрачном, и тяжелом ключе. Я понимаю, что это видение режиссера и прочее. Просто хочу сказать, что мне куда больше по душе те, кто пытается донести до нас все тоже самое, но совершенно противоположным образом. См «Автостопом по Галактике». Хоть на первый взгляд, это сравнение и выглядит весьма странно, однако оба этих произведения пытаются рассказать нам обо всем. Лично меня, устраивает 42, а вас?

    26 июня 2013 | 14:02

    Сеанс закончен. Включается свет, а люди не торопятся вставать. Застывший взгляд, расширенные зрачки.

    ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.

    Меня нет. В голове — океан, сверху которого — легкая рябь темной воды, в глубине — сильнейшие потоки и водовороты.

    На автопилоте одеваюсь, открываю дверь, чтобы выйти на улицу.

    Бах!..

    Где я?..

    ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ.

    Давно стемнело, асфальт блестит от дождя. Это капли, которые весь фильм (да здравствует Dolby Digital, полнейший surround) отсчитывали секунды по моему темечку, просочились в реальность. Ночь спрятала краски, превратив улицу в декорации черно-белого кино… Где же Сталкер, чтобы провести меня в мир ярких красок моей души?..

    Фильм слился с реальностью. Иду домой, кутаясь потеплее от ватного тумана. Пытаюсь прислушаться к себе, но чувствую только волны на поверхности, а Созерцатель нырять в пучину не хочет. В голове — пусто. Нервы — оголенные провода. Перемещаю фокус внимания со своих ощущений на внешний мир. Я — комок рецепторов. Каждая мелочь привлекает внимание и бьет током. И вдруг, в тишине ночного города… китайские колокольчики! Неожиданный и нереальный звук… Пугающий, потому что настоящий… Я слышу порывы ветра (чудовищно чужие), вижу ссохшиеся трупики листьев, гонимые порывами по асфальту (по другому, не так как всегда)… Ушла в «сумрак» — точнее не скажешь…

    Выхожу к Спартаку. Попса бьет по ушам, заставляет рефлекторно зажать уши, от суеты машин и людей хочется кричать. Мне тошно от этих искусственных раздражителей. Открываю дверь подъезда. Страшно душно, тошно, неуютно. Хочу бежать. Бежать прочь от этих коробок, от этой суеты, от набивших оскомину суррогатов счастья…

    ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

    Знаете, о чем я мечтаю? Взять теплое-теплое одеяло — и в лес. Сесть, закутаться потеплее, прижаться виском к березе… Вдыхать запахи леса и свежести, слушать Тишину. Настоящую… Замереть в Абсолютной гармонии. А потом… Дождаться рассвета и встретить солнце другим человеком.

    … КАТАРСИС?

    P.S. Можно пытаться это описать. Но лучше посмотрите сами…

    10 из 10 за глубочайшее проникновение

    5 августа 2010 | 22:47

    Фильм Тарковского оставил двойственное впечатление. Нет, это великолепный фильм, настоящее произведение искусства. Но после книги братьев Стругацких «Пикник на обочине», по мотивам которой и был снят фильм, мне смотреть фильм было как-то неуютно, что ли. Ведь это абсолютно разные произведения.

    Нет, я до просмотра знал, что сценарий к фильму Стругацкие написали заново и в фильме будет мало общего с книгой. Но всё равно смотришь и ждёшь что-то знакомое из книги. А этого все нет и нет.

    И фильм получился не фантастический, как книга, а драматический, с размышлениями о жизни.

    Думаю, каждый понял этот фильм по-своему. В зависимости от своей, так сказать, испорченности. Но абсолютно точно многих фильм заставил задуматься, и не только во время просмотра, но и после.

    Честно признаюсь — мне фильм дался немного трудновато. Точнее, мой мозг отказывался принимать такого персонажа Сталкера. В фильме Сталкер представлен слабым человеком, который всего боится. Где тот отважный Рэдрик Шухарт из книги? Единственное, что их объединяет — это невозможность жить без Зоны. Но, почитав позже отзывы, поразмыслив, я пришёл к выводу, что именно такой Сталкер и должен быть в фильме. Кстати, именно персонаж Сталкера остался не прояснённым. Кто он: простой юродивый или посланник новой веры? Образы же Профессора и Писателя довольно прозрачны.

    Можно видеть главную мораль фильма в вере. Верить и надеяться на лучшее. А можно увидеть эту мораль в том, что нужно бояться своих желаний. Не всех желаний, а самых сокровенных, которые человек скрывает даже от себя. Каждый зритель найдёт в фильме свою мораль.

    Ещё хочу отметить диалоги в фильме. Они просто потрясающие. И не только тем, что в них были правдивые вещи. Но и тем, как эти диалоги раскрывали персонажей по ходу фильма. Тут даже сюжет уходит на второй план.

    Однозначно только то, что фильм не для всех. И не в любом возрасте этот фильм можно смотреть. И дело не в том, сколько тебе лет, а в том, когда ты сможешь думать над фильмами, размышлять, задумываться о смысле жизни. Просматривая отзывы к фильму, я наткнулся на строки, которые точно определяют, кому этот фильм смотреть не стоит: «Я не посоветую смотреть фильмы Тарковского людям, привыкшим жить и думать стандартами, шаблонами. Если им надо как у всех, как всегда, а, главное как в Голливуде, то бегите от Тарковского, берегитесь его, как и всех гениев».

    P.S. Моя оценка фильму изначально составляла 7 баллов. Затем, по мере обдумывания, она росла и окончательно составила

    9 из 10

    9 сентября 2014 | 19:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>