всё о любом фильме:

Зеркало

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАлександр Мишарин, Андрей Тарковский, Арсений Тарковский
директор фильмаЭрик Вайсберг
операторГеоргий Рерберг
композиторЭдуард Артемьев, Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл
художникНиколай Двигубский, Нэлли Фомина
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, биография, ... слова
бюджет
622 000 руб.
зрители
СССР  2.2 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время108 мин. / 01:48
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
8 + 0 = 8
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М. Тереховой).
    • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский.
    Трейлер 02:37

    файл добавилRuslan_Barmashev

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Вернуться туда невозможно (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5885 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Именно фильмы Тарковского всегда были для меня чем-то особенным. Тем, что нельзя назвать фильмом — это произведения. Произведения, которые требуют пересмотров, как картины великих художников, на которые смотришь снова и снова, каждый раз открывая в них для себя что-то новое.

    Как показывает нам интернет, «Зеркало» не сразу было допущено к съемкам. Долгие годы этот, по словам самого режиссера, во многом автобиографический сценарий, лежал на полке. Но, время шло, люди у власти менялись и, наконец, сценарий «Зеркала» превратился в фильм.

    Как и все картины Андрея, этот фильм огромная почва для размышлений, «разгадывания» образов, которые присутствуют в ленте. И надо сказать, что, лично для меня, пересматривать фильмы этого режиссера всегда очень интересно, ведь каждый просмотр его работ заставляет совершенно по-другому взглянуть на фильм. Также удивительным свойством «Зеркала» и других фильмов Тарковского является то, что несмотря на общепринятую сложность восприятия фильмов этого режиссера, что они снимались для всех. Каждый увидит в ленте что-то своё и, совершенно по-своему, будет интерпретировать мысли, вложенные в эту картину. Так, кто-то увидит в этом фильме историю сравнения жизни сына и его отца, терзания сына от постоянных вопросов — похож он на отца или нет, для кого-то этот фильм будет рассказывать историю матери и жены — двух главных женщин в жизни героя, кто-то увидит философские размышления на тему неизбежной смены поколений и ухода близких людей, а кто-то будет видеть историю детства и отчаяние, что его никак нельзя вернуть. Но, самое удивительное, что каждый будет прав, ведь картина отражает все вышеперечисленные темы, и не только их.

    Конечно же, нельзя не отметить замечательную операторскую работу Георгия Рерберга. Некоторые кадры просто потрясают своей красотой и профессиональностью.

    Еще один интересным моментом, который мне очень понравился, является отсутствие главного героя на экране. Мы слышим лишь его закадровый голос. Мы видим его восприятие жизни в отражении своего сознания. Словно он смотрится в зеркало, вспоминая и анализируя себя и прожитую жизнь. А зеркало — это очень полезная вещь, ведь имея зеркало можно начать разговор даже в полном одиночестве

    19 июля 2016 | 22:26

    У человека тело
    Одно, как одиночка.
    Душе осточертела
    Сплошная оболочка
    С ушами и глазами
    Величиной в пятак
    И кожей — шрам на шраме,
    Надетой на костяк.
    Летит сквозь роговицу
    В небесную криницу,
    На ледяную спицу,
    На птичью колесницу
    И слышит сквозь решетку
    Живой тюрьмы своей
    Лесов и нив трещотку,
    Трубу семи морей.
    Душе грешно без тела,
    Как телу без сорочки, -
    Ни помысла, ни дела,
    Ни замысла, ни строчки.
    Загадка без разгадки:
    Кто возвратится вспять,
    Сплясав на той площадке,
    Где некому плясать?…

    Арсений Тарковский, «Эвридика»


    В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он находится в некоем перманентном состоянии, когда, для того чтобы как-то жить дальше, двигаться вперед, необходимо понять, кто ты есть, что ты из себя представляешь. Для этого человек возвращается в свое прошлое, вспоминает различные эпизоды, случившиеся с ним в детстве, отрочестве, юности и так далее. Причём это не обязательно какие-либо события: вместо них могут всплывать различные предметы, запахи, ощущения, чувства, то, что трудно, практически невозможно передать словами или другими средствами. Человек занимается самоанализом, постигает самого себя. Для этого погружения в глубины себя необходимо иметь смелость, даже отвагу, дабы пройти этот путь до конца, ничего не скрыть, не утаить, не слукавить самому себе, сказать, так же как мальчик в начале фильма «Я могу говорить!». Вот и Тарковский этой сценой даёт обет своим зрителям в откровенной исповеди и незамедлительно приступает к его исполнению.

    Кстати, эпизод этот не был изначально предназначен для открытия фильма, он оказался там уже под конец монтажа. Отснятый материал картины «Белый, белый день» (таково было первоначальное название «Зеркала») вообще представлял собой набор несвязанных между собой сцен, нечто наподобие «Андалузского пса». Все эти сцены при монтаже сотни раз переставлялись в различных порядках, тасовались как колода карт до тех пор, пока авторы не пришли к окончательному результату. Сам Тарковский в одном из интервью говорил, что художник вообще творит по большей части интуитивно, и лишь потом постигает полученное творение при помощи разума.

    В конце-то концов, что есть вообще душа человеческая? Что есть сам человек? Из чего складывается его личность, его характер, его мировоззрение? Человек — это та же мозаика. Мозаика, которая состоит из различных эпизодов жизни, внезапных приливов чувств, одухотворений и отчаяний, переживаний, эмоций… Всё это складывается, суммируется внутри человека и по каким-то неведомым математическим законам формирует человека как личность.

    В «Зеркале» нет ничего случайного. Крайне полезным для большего понимания ленты является документальный фильм «Осколки зеркала», в котором Марина Тарковская, сестра режиссёра, рассказывает об их с Андреем детстве, о матери и отце, о войне. Сразу же становится ясно, что не случайны кадры с зелёной травой в воде, с разрушенным колодцем, с возвращением отца, не случайна военная хроника и, конечно же, не случайна мать, как центральный образ картины… Таких деталей — тысячи! «Зеркало» насыщено различными намёками, параллелями и отсылками. Оно — пример классического символистского кино.

    Этот фильм ещё и пример того, как что-то частное, что-то очень личное, если посмотреть на него под другим углом, становится чем-то коллективным, вневременным и общечеловеческим. Ведь все мы живём на одной планете, дышим одним и тем же воздухом, испытываем, хоть и по-разному, одни и те же эмоции, чувства…

    Не зря эта рецензия открывается отрывком из стихотворения Арсения Тарковского. «Эвридика» присутствует и в «Зеркале», причём в авторском исполнении. Стихи отца вообще есть практически во всех картинах Тарковского, но в этом они особенно важны, особенно личностны. В особенности это стихотворение, которое вторит настроению фильма, говоря о тонких и до невозможности хрупких вещах, подобных лёгкому ветерку, пробежавшему по твоей коже и умчавшемуся в неизвестность.

    10 из 10

    5 октября 2014 | 14:14

    Сюрреализм всегда меня привлекал, однако поставить оценку фильму, снятому в подобном жанре невозможно. Сюрреализм — это видение мира от лица какого-то определённого человека, поэтому это видение всегда очень субъективно. Кроме того, данный фильм является автобиографическим во многом, что ещё сильнее усложняет задачу.

    Сюжетная линия начисто отсутствует, здесь скорее представлены отдельные эпизоды из жизни, причём не в прямом порядке. Здесь показаны и отдельные события детства, такие, как развод родителей и жизнь в деревенском доме, и события уже взрослой жизни героя. Всё это дополняется какими-то отдельными фрагментами, которые не имеют прямого отношения к герою, например, кадрами Великой Отечественной войны, кинохроникой. В фильме присутствуют не всегда понятные метафоры, к примеру, птичка, которая приземляется на голову мальчика, а затем сидит рядом с главным героем на его смертном одре.

    Главного героя мы видим только в юном возрасте, а затем — уже умирающим. Роли его жены и матери исполняет одна очень красивая актриса, Маргарита Терехова. Очень понравилось это поразительное сходство между женой и матерью героя.

    Стихи, звучащие за кадром, здорово дополняют фильм, даже возбуждают ещё больший интерес к творчеству Тарковского, музыка так же превосходна.

    Фильм рекомендую тем, кто неравнодушен к творчеству Майи Дерен и Роберта Моргана. Картина очень личная, очень интимная.

    6 января 2012 | 21:01

    Так получилось, что я сначала посмотрел недавнее творение фон Триера `Антихрист`, а `Зеркало` лишь сегодня. Теперь совершенно понятно, почему фильм Ларса фон Триера посвящен Тарковскому, подражание очевидно, хотя я очень уважаю творчество фон Триера, он очень самобытен. Но не о нем речь сейчас и уж точно не об `Антихристе`…

    У Тарковского все отточено, все на своем месте! А как интересно следить за движением камеры! А Природу Андрея Арсеньевича смело можно включать в титры — это же ещё один актёр, играющий блестяще! Маргарита Терехова — отдельный момент фильма. Потрясающе красива!..

    Это мой третий фильм Тарковского после `Сталкера` и `Андрея Рублева` и очень хочется посмотреть остальные. Очень жаль, что полнометражных фильмов у него всего семь. Но ничего: фильмы этого великого режиссера, такие как `Сталкер`, `Зеркало`, можно смотреть множество раз и дело даже не в том, что каждый раз будешь находить что-то новое, а в том, что это визуальные шедевры, настоящее наслаждение для глаз.

    10 из 10

    18 ноября 2009 | 12:13

    «Зеркало» — это фильм-медитация, уникальный в своём роде. При этом жанр этого фильма трудно определить. Это фильм-воспоминание. Главный герой вспоминает своё детство. При этом его воспоминания показываются не в хронологическом порядке, а хаотично.

    Этот фильм очень душевный, очень приятный для сердца, картинка приятно радует глаз. Цвета в этом фильме спокойные, не яркие и не мрачные.

    Видно, что в этом фильме Тарковский нашёл гармонию.

    Этот фильм считается автобиографичным, сценарий к нему написали Андрей Тарковский и Алексей Мишарин. Также в этом фильме звучат стихи Арсения Тарковского, отца Андрея, в исполнении самого автора. Стихи звучат на протяжении всего фильма.

    По сути фильм представляет собой серию зарисовок из жизни главного героя и людей, которые ему близки, в первую очередь матери. Отца главный герой почти не видел.

    В этом фильме есть и драматичные моменты, но при этом фильм легко смотреть.

    Что-то в нем есть необычное, своеобразное, ты проникаешься этим фильмом полностью, но при этом он не загружает тебя сюжетными перипетиями, глубокими размышлениями.

    Фильм нельзя назвать зрелищным, не ждите этого здесь.

    Этот фильм расказывает свою историю не торопясь, спокойно, плавно. В этом фильме преобладают длинные планы, столь любимые режиссёром, являющиеся его визитной карточкой.

    Этот фильм очень трудно описать, я только передаю свои впечатления. И мои впечатления от фильма исключительно положительные и я ставлю ему оценку

    10 из 10

    17 мая 2014 | 00:17

    «Зеркало» — советская, биографическая драма 1974 года талантливого режиссера Андрея Тарковского. Кино получилось удивительным, необычным, ни на что не похожим. Вообще, если честно, то сложно определить истинный, точный жанр этой картины. Фильм весьма атмосферный и туманный. При просмотре он завораживает и просто гипнотизирует. В этой истории мы видим воспоминания главного героя, который боится потерять понимание и любовь его близких людей. Он обращается в глубину своих детских воспоминаний, и мы видим нечто околдованное и плененное в этой истории…

    Фильм чрезвычайно непростой, и он не для всех. Его оценят истинные ценители чего-то достойного и притягательного. Тарковский очень талантливый человек, и можно это сказать по любому его фильму. В данной картине каждая сцена невероятно продумана, и что-то в себе хранит. При просмотре выходит цепкое напряжение, тревога, порой казалась мистика, но нет, это задумка режиссера. Эта драма очень глубока и туманна, именно это слово ее хорошо характеризует. Маргарита Терехова интересная и харизматичная, советская актриса, и с главной ролью в этом фильме справилась шикарно. Она была такая красивая и холодная, и от нее было невозможно оторваться. Терехова здорово заполняет пустоту кадра. Ее взгляд цепкий и пронзительный, он может затронуть любого зрителя. Было приятно увидеть в этой картине Олега Янковского. Он тоже талантище, и даже небольшую роль может сделать запоминающейся.

    После просмотра «Зеркала», ходишь как в абстракции, все как в тумане. Кино явно тяжелое и гипнотическое.

    8 из 10

    5 сентября 2014 | 21:37

    Странно. Часто ловишь себя на мысли, что многое, происходившее с тобой в детстве, так далеко спряталось в твоём сознании, что уже и не поймёшь правда это или вымысел. Да и не в сознании это уже, а где-то глубже, где-то за чертой адекватного восприятия себя самого. Ловишь какие-то картинки, медленно движущиеся объекты, странно произносимые слова, и образы. Образы, которые связывают тебя-настоящего с тем, кем ты когда-то был, но уже никогда не станешь снова. Ты словно берёшь моток ниток, и держась за один конец в настоящем, кидаешь его туда, и хочешь, хоть и со страхом, чтобы кто-то другой, так на тебя похожий, поймал другой конец и узнал, что же получилось из его мечтаний. Ты смотришь на него, как на своё отражение, а он смотрит на тебя, и оценивает. Но только оценивает он не тебя, а именно себя, так как он, не смотря на то, что он тебя значительно моложе, прожил все эти годы, а ты, именно ты, смотрящий на него сквозь годы, ещё совсем молод, и тебе ещё предстоит прожить столько, сколько прожил он. Ты смотришь на него и с грустью, и со слезой, и с улыбкой. Ты любишь его, и кажется кого-то узнаёшь в нём. Странно.

    А может всё это сон?

    Нет, ничего удивительного в том, что многие люди искусства мечтали наиболее правдоподобно изобразить в своих сферах вроде бы неизобразимое — время, сон, мысль, запах. Или рассуждать на такие темы, как: какого цвета победа или какого запаха фантазия.

    Ведь создавая такие образы, лежащие где-то за гранью человеческого понимания и рождается настоящее искусство, которое может бы и не будет понято народом, к чему призывали лозунги в СССР, но подсознательно многие, даже самые обычные, люди воспримут и проникнутся им. А если искусство войдёт подсознательно, то значит ляжет на значительно более плодородную почву, чем ложится искусство «обычное», которое задевает только верхнюю кору головного мозга.

    Хотя говорить о том, как что ляжет на чьё-либо подсознание сложно. Также как и об это фильм. Изображая процесс нашего израненного мышления, вроде бы заключённого социальными принципами и правилами, но периодически выскакивающего куда-то в другое измерение, Андрей Тарковский пытается сделать что-то невозможное — заключить всю Вселенную в наш головной мозг. Все перипетии в просторах космоса, всякие протуберанцы на Солнце, «страшные» чёрные дыры — это где-то там, и это не так важно. А вот живёт человек — он радуется, переживает, расстраивается, сомневается — он вершина.

    «Человек — вот правда!» — написано в произведении нашего великого классика. Лейтмотивом проходит этот тезис сквозь всю картину. Пытаясь разобраться в том, кто мы, Тарковский использует характерные черты реализма: точность, конкретность, непредвзятость восприятия жизни, пренебрежение идеализацией, глубокое, прочувственное восприятия быта и природы, простота и естественность в передаче человеческих чувств. И сразу становится понятным название фильма — ведь главным принципом реалистического искусство всегда было отражение натуры «как в зеркале». Может быть, людям не знакомым с основные принципами реализма, одного из основных направлений в искусстве, сложно понять, за что многими кинокритиками этот фильм то и дело ставится в списки топ-100 или топ-50 фильмов всех времён. Это не просто кино, это искусство вне времени.

    Тема времени, вернее даже, тема вечности одна из ключевой в этом фильме. Призыв одного из героев не отделять человека от природы, как попытка найти путь к бессмертию. «А вам никогда не казалось, что растения чувствуют, познают, может даже постигают». Этот доктор пришёл, высказался и уйдёт — и никогда уже не встретится вновь. И этот момент говорит о вечности всего сущего. Природа спокойна. Она не торопится торопиться. Она — вечна. Мы же бежим куда-то, пытаясь обогнать время. А нужно попробовать жить одной душой с природой — так, как будто мы тоже вечны. Тем самым Тарковский даёт нам ещё раз понять, что многоликость Гражданина Кейна, которую тот видит в множестве зеркал, и не может понять, какой из двойников — его отражениях, грозит всем нам. Зеркало должно быть. Но одно. Иначе время, связующее все века, единое для целого человечества, распадается. А если природа связывает все эпохи, то может быть она для нас и есть это единственное зеркало?

    «Познавать себе сложно», — именно к такому выводу приходили философы всего мира. Но кроме этого, почти все из склонялись к тому, что всё же нужно себя познать. По крайней мере, попробовать. Используя все свои способности и огромный талант, именно это попробовал с нами сделать Андрей Тарковский.

    Фильмы бывают разные. И в некоторых из них можно увидеть что-то знакомое. Словно себя в зеркале.


    10 из 10

    27 апреля 2009 | 23:26

    Крайне трудно выразить свои ощущения от просмотра этого фильма. Очень высоко ценю всё творчество Тарковского, но это что-то совершенно потрясающее. С каждым очередным просмотром фильм трогает всё сильнее, каждый раз открываются новые грани (как, собственно, и бывает всегда с подлинными шедеврами искусства). Пересмотрев на днях, пережил необыкновенное чувство. Это глубокий катарсис, на душе было так, словно после исповеди. Смотрел, вытирая слёзы, это трудно передать словами…

    Необыкновенно личный и интимный фильм! Не припомню где бы ещё автор шёл на подобный контакт со своим зрителем и вот так исповедовался. Фильм без сюжета как такового, но смотрится на одном дыхании, каждый кадр поражает и трогает, буквально врезаясь в память с первого же просмотра. Крайне непростое и многогранное произведение, оставляющее зрителю большой простор для размышлений и переживаний. Средствами кино передаётся фактически непередаваемое — чувства и даже сны героя, который сам даже не присутствует при этом в кадре. Ощущение, что погрузился в целую вселенную, прожил целую жизнь.

    Фильм словно музыка Баха, которую так ценил Тарковский. Вообще, в фильме чрезвычайно к месту музыка, усиливающая воздействие зрительного ряда. Работа оператора выше всяких похвал.

    Ставлю 10 баллов, но с крайне неловким чувством, поскольку чувствую себя просто не в праве оценивать произведения подобного уровня. Высочайшее кино, какое только можно себе представить. Тот случай, когда оценку надо выставлять не произведению, а самому себе.

    10 из 10

    18 марта 2014 | 22:50

    Что есть жизнь? Простой вопрос, и каждый, к кому он будет обращён, ответит по-разному или вообще не ответит. Странно, ведь это, вроде бы, так легко. И жизнь, как идея, в принципе, как бы это смешно не звучало, одинакова — и ответ должен быть один, как суть, как математическая формула. Но всему мешает человек, его возникшее буквально из самого небытия материи сознание — оно задаётся вопросами, на которые, как сказал бы Кант, оно не может найти ответа. Этим оно живёт, то есть существует как процессор, неустанно что-то себе твердя, продумывая, мысля — о чём-то, зачем-то.

    Бытие насильственно; странная, загадочная, но — главное! — беспощадная сила гонит нас: вперёд, вперёд, вперёд… Регрессии нет, ибо она — мечта. Человек, мечтая, желает оказаться в прошлом, чтобы не было страдательного настоящего, а вместе с ним — устрашающего своей полунеизвестностью будущего. Территория, подвластная исключительно человеку как существу, в какой-то мере освобождённому, или, может быть, искуссно затуманенному иллюзией освобождения, от природных (не первобытных, а именно природных) инстиктов — это территория трансцендентального, территория вне эмпирики, когда человек может лгать себе и «другим», и не находить препятствий для своей лжи. И напрасны в данной ситуации споры, что первичнее — материя ли, идея; важно одно: сознание чувствует себя прекрасно здесь, в трансцендентальности, скорее забывая про эту злосчастную эмпирию бытия — кощунственного, безобразного, жуткого, тёмного и безжалостного. Человек боится себя и от себя бежит, бежит, сбивая в кровь ноги.

    Тарковский, конечно же, отдавал себе отчёт в том, что он снимает — а снимал он Нечто, желая показать его на экране таким, каким оно на самом деле является, и что зовётся среди людей «vision». Как известно, видения могут быть разными, не потому, что их великое множество, а потому, что род людской слишком сильно разобщён, чтобы понять досконально хотя бы одну вещь, а не ухватывать лишь тень её. Это беда индивидуализма — человек не находит в себе смелости признать, что он один — ничто; человек находит в себе достаточно дерзости, чтобы признать окружающую его среду и бытие шлаком и мерзостью, которую, если он её поглотит без остатка, сделает чистым и благородным по своему образу и подобию; человек в наше время, да и, наверное, во все времена, страдает синдромом бога.

    В «Сталкере» форма и идея соприкоснулись; в «Зеркале» же идея неизбежно породила форму.

    Что есть искусство? Искусство есть высшее существование. В искусстве вещь обретает саму себя — сбывается желаение идеалиста. В самом деле — то, что мы называем произведением искусства, живёт вечно. В эмпирики и, конечно же, в трансцендентальном; в первом случае это дань уважения и шанс сохранить воспоминание о приятном пространстве лжи; во втором случае это воспоминание о пространстве эмпирики. Даже жизнь может быть искусством. На не наоборот. Войдя в измерение искусства, человек, оступившись, безвозратно канет в пропасть.

    Критики и закалённые зрители говорят, что «Зеркало» — фильм о матери. Это так, отрицать это бесполезно, тем более глупо, ибо сам Тарковский рассказывал об этом в своих воспоминаниях (до сих пор в голове у меня всплывает эта фраза «и я понял, что мать — бессмертна»). Но необходимо расширить горизонты, изменить восприятие — реформировать сознание, подготовить его к новому диалогу и новым созиданием. Искусство хоть и высшее, но оно всё же диалогично. Здесь идеализм помочь ничем не может. Бытие — это не статика. Вечное, бесцельное движение — вот оно что. Приевшиеся трактовки и интерпретации, когда-то казавшиеся откровением, теперь мешают. Пусть в тёмной ночи вдалеке светит маленький огонёк, пусть мы знаем, что огонёк не более, чем ложь — надо идти. Бытие бесцельно, но не пассивно.

    Можно предложить, что «Зеркало» — труд, рассказывающий нам и представляющий собой бытие, из которого мы родились, и, оказавшись в котором, мы обрели внутри самих себя, словно опухоль, сознание, которое в тот самый миг, как оно возникло, создало для себя измерение пространства, измерение времени, измерение причинности — и стало истезать себя бесконечными вопросами, обречёнными быть неиссякаемыми. Видно, есть в этом какой-то посыл. Бытие насильственно и бессмысленно; искусство же укрепляет позиции трансцендентального, делает ложь правдой, вымысел — явью, мечты оно облекает в плоть — но всё равно остаётся горький, солоноватый привкус бесысходной бессмысленности. И что нам остаётся, как не вернуться обратно, к матери — в бытие, растворив, будто в серной кислоте, своё сознание?

    29 июня 2013 | 08:47

    Когда человек говорит о себе, это звучит эгоистично, а когда он рассказывает про свою жизнь — скучно. Все это так, но только не по отношению к людям, которым действительно есть что сказать. «Зеркало» стало для Тарковского тем же, чем когда-то для Феллини стало его «8 с половиной», а для Терренса Малика — «Древо жизни» — глубоким размышлением над собой и своим путем. Но если сравнивать и ранжировать столь величественную тройку, для меня, фильм Тарковского стоит все же на первом месте, ведь в нем удалось изобразить людей и их судьбу, а не только биографию автора. К тому же, что очень важно, Тарковский, несмотря на его неписанное право сказать все, что он хочет, не навязывал своих убеждений, как, например, навязывал Малик религию, и не спускался в скрупулезный, почти неприличный анализ самого себя, как это делал Феллини, изображая, к примеру, свой гарем. Тарковский вышел за эти рамки и создал свой шедевр.

    Но прежде, чем восхищаться, нужно отметить один важный аспект. «Зеркало», чуть ли не с самого момента создания, получило славу элитарного кино, малопонятного и даже заумного. Думаю, это было очень обидно Тарковскому, да и сегодняшним поклонникам его творчества не приходится по душе этот факт, но все же, это факт. Не спорю, подходить к «Зеркалу» нужно подготовленным. Он, на мой взгляд, является квинтэссенцией всего творчества режиссера, и в нем, как действительно в зеркале, можно заметить отражение всех его остальных творений и конечно же, биографии. Не обладая подобным бэкграундом, зритель может столкнуться с трудностями в раскрытии всей его красоты и ценности, но разве это повод навешивать ярлыки? «Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя,» — говорил Тарковский, и с ним сложно поспорить. Однако главной проблемой в восприятии фильма стала совершенна другая особенность, а именно, такой прием Тарковского, непривычный массовому зрителю, как смешение ролей. Одни и те же актеры играют людей разных поколений и даже, можно сказать, разных исторических эпох. Все они превращаются в бесконечную рекурсию друг друга: спираль времени закручивает отца и сына, мать и бабушку и показывает, что все повторяется, и ошибки одних возвращаются бумерангов к другим… Не удивительно, что многие сравнивают фильм с двумя зеркалами, стоящими друг напротив друга. Всякий, кто смотрится в них, видит себя в бесконечности прошлого и будущего.

    Наверное, поэтому, если бы меня попросили одним словом выразить тему фильма, мой ответ был бы: «Время». В фильме нарушена традиционная система, представляющая время в виде луча, с последовательным развитием событий. Тарковский смешивает истории и соединяет их не по логическому традиционному способу, а скорее ассоциативно, почти интуитивно. Двадцать вариантов монтажа было у автора, но он нашел двадцать первый, единственно правильный и органичный. Чтобы вам не запутаться в сюжете, отбросьте традиционные представления о развитии фильма, и соединяйте эпизоды не разумом, а сердцем. Только тогда вы не увидите никаких противоречий и получите удовольствие от просмотра. Еще одна причина, почему «Зеркало» для меня, в первую очередь, фильм о времени, это значимость истории в развитии повествования. То и дело между личной жизнью на экране мелькают важные исторические события: Гражданской война в Испании, Великая Отечественная, пограничный конфликт с Китаем, запуск советских стратостатов… все это показано через документальную съемку, что только делает фильм лучше, многограннее. Тарковскому удалось запечатлеть дух каждого периода в советской истории и его влияние на жизнь «простых смертных».

    Музыка тоже играет важную роль в создании фильма. Она так тесно связана с картинкой, что ее почти не замечаешь, зато любопытна новая находка режиссера, которая даже сегодня воспринимается как новинка — это поэзия. В нескольких местах стихотворения отца, Арсения Тарковского, выполняют те же функции, что и саундтреки, но при этом еще и раскрывают смысл происходящего, создают сильное впечатление. Слова звучат глубоко и как-то по-особенному торжественно, ведь автор при их прочтении точно расставлял все акценты так, как изначально задумывал. Примечательны также кадры аллегорий и символы, постоянно сопровождающие историю жизни. Кадры с домом, где льется вода и падает штукатурка чем-то напоминают финальную сцену Соляриса, где дождь тоже идет прямо из потолка комнаты. Безнадежность, передаваемая этим (некуда скрыться), отлично дополняет отчаяние героини и ее ощущение разрушенной жизни. А с какой любовью Тарковский изображает природу! То поляна в «Сталкере», то водоросли в «Солярисе», а здесь… кусты! Кадр, на котором ветер колышет их и сбрасывает со стола предметы, повторяется несколько раз и выглядит наиболее эстетизированным. Автору удалось сделать невозможное: мимолетное мгновение у него превращается в вечность, и кажется, словно сам ветер входит в актерский состав фильма…

    Но несмотря на все эти особенности, фильм остается драмой. Как маленький мальчик, Тарковский сначала подслушивает и подглядывает за родителями, и тут же взрослеет, и уже подобно психологу, пытается вынести вердикт непростым психологическим ситуациям. Фильм, изначально планируемый как монолог матери, снятый на скрытую камеру, не так далеко ушел от своей первоначальной идеи. Да, быть может, он действительно «расправился» и с родителями, и с самим собой, как он говорил в одном из интервью, но все это оправдано, ведь «… только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

    Заканчивается фильм как и другие у Тарковского плавно, логично и с некой пьянящей надеждой. Старая мать уводит маленьких детей, и их фигуры закрываются лесом, его тени поглощают свет… Это прощание с прошлым, время очнутся от воспоминаний и начать жить новой жизнью, это порыв, который передается и зрителю. Здесь нет никакого противоречия между реальностью и экраном, здесь сама ваша жизнь становится продолжением этой захватывающей, но простой по своей сути истории о доме, родине, искусстве, истории… И все это сквозь призму памяти или, если хотите, сквозь отражение зеркала. Главное, Тарковскому удалось, не заикаясь, громко и четко сказать, как и подростку в самом прологе: «Я могу говорить», и он не побоялся говорить о самом личном.

    18 июля 2014 | 17:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>