всё о любом фильме:
Статьи

Неснятые фильмы: «Ночные небеса» Стивена Спилберга

Киностудия Columbia заработала на этом нереализованном проекте больше, чем на всех остальных фильмах, выпущенных ею в 1982 году.
Неснятые фильмы: «Ночные небеса» Стивена Спилберга

«У всех есть хобби, мое — это инопланетяне, — как-то раз признался Стивен Спилберг. — Одни люди плотничают, другие ходят в кегельбан, я же рассказываю истории о пришельцах». Фильм «Ночные небеса», задуманный в начале 80-х годов, должен был стать продолжением «Близких контактов третьей степени» и первой лентой режиссера о злых гуманоидах. Однако в самый разгар подготовительного периода, когда уже был создан сценарий будущего фильма и разработаны первые образцы аниматронных моделей «зеленых человечков», Спилберг внезапно — к изумлению команды и студии Columbia — отказался продолжать работу над этим проектом.

Стивен Спилберг на съемках фильма «1941»

Стивен Спилберг на съемках фильма «1941»

Мрачный сюжет

1980 год Стивен Спилберг встретил в скверном настроении: его амбициозный фильм «1941» — бурлескная комедия о неудавшемся нападении японцев на Лос-Анджелес во время Второй мировой войны — был разгромлен критиками и с треском провалился в прокате. Предвидя подобную реакцию публики, режиссер в день премьеры покинул страну, чтобы сочетаться в Японии браком с актрисой Эми Ирвинг. Однако четырехлетние отношения неожиданно обернулись разрывом. Приземлившись в Токио, пара отменила свадебную церемонию.

Как утверждает американский историк кино Питер Бискинд, столь неудачного периода в жизни и карьере у Спилберга еще не было. «Жизнь со мной посчиталась, — признавался тогда режиссер. — Слишком долго я прятал боль и страх, скрываясь за камерой. А вышло так, что страдания я лишь отсрочил. Так что сейчас, в свои тридцать с хвостиком, я проживаю поздно пришедшую стадию взросления. Страдаю, будто мне шестнадцать. Просто чудо, что у меня снова не повыскакивали подростковые прыщи».

Вероятно, именно эта череда неприятностей заставила обычно жизнерадостного режиссера обратиться к мрачному сюжету, найденному им во время работы над «Близкими контактами третьей степени». В истории уфологии эта история была известна под названием «Случай в Келли — Хопкинсвилле».

В ночь с 21 на 22 августа 1955 года семья фермеров Саттон была напугана вторжением неизвестных существ. После того как один из гостей фермеров заметил яркий объект, падающий с неба, дом Саттонов, согласно их свидетельствам, в течение нескольких часов терроризировали маленькие существа с заостренными ушами, большими круглыми глазами, серебристой кожей и длинными тонкими конечностями с острыми металлическими когтями на пальцах. Красочные показания, записанные прибывшей на место полицией, ничего не обнаружившей, — готовый концепт-арт для любого фантастического фильма. Что на самом деле произошло в деревне Келли возле Хопкинсвилля, которая располагается в американском штате Кентукки, до сих пор остается загадкой. Злые языки поговаривали, что причиной всему была белая горячка. В числе более вероятных версий называли вторжение ночных сов.

Хопкинсвилльские гоблины (как их прозвали позже), казалось, парили над землей, ползали по стенам дома и крыше, заглядывали в окна, однако не выказывали признаков враждебности. Это не помешало перепуганным фермерам начать палить в них из обрезов. Пули не причинили им никакого вреда. Свидетели с пугающей точностью описывали прямое попадание в одного из пришельцев — на слух было похоже на звук удара по металлическому ведру. История об одиноко стоящей американской ферме, которую терроризируют инопланетяне, потом не раз обыгрывалась в кино. Пример типичной отсылки к этому случаю можно встретить в фильме «Назад в будущее». Когда его главный герой Марти Макфлай попадал на машине времени в 1955 год и врезался в деревенский амбар, фермер Пибоди начал палить в него из ружья, приняв за пришельца.

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени»

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени»

«Следите за небесами!»

Спилберг вспомнил об этом случае, когда Columbia подняла вопрос о сиквеле «Близких контактов». Быть может, режиссер согласился заняться этим проектом, глядя на то, во что превратилось снятое Жанно Шварцем продолжение его фильма «Челюсти». К тому же сюжет проекта, получившего рабочее название «Близкий контакт», не был совсем чужим для Спилберга. Его первый полнометражный фильм «Огненный свет», снятый на 8-миллиметровую пленку в 1963 году за 500 долларов, рассказывал о враждебных пришельцах, которые похищали жителей Земли для создания человеческого зоопарка. Несмотря на то, что это была первая коммерчески успешная постановка семнадцатилетнего режиссера (фильм отбил свой бюджет и даже принес 1 доллар прибыли), сам он не особенно любит вспоминать свой двухчасовой дебют, называя его «одним из пяти худших когда-либо созданных фильмов». Неудивительно, что фильм частично утрачен.

Официальным названием нового проекта стала фраза «Следите за небесами!» — цитата из классического научно-фантастического ужастика «Нечто из другого мира» (1951). Когда выяснилось, что права на нее уже кому-то принадлежат, будущий фильм получил имя «Ночные небеса». Первоначально Спилберг хотел, чтобы автором сценария, подготовленного по его сценарной заявке, стал Лоуренс Кэздан, который принял участие в работе над первой частью «Индианы Джонса». Но тот оказался крайне занят созданием продолжения «Звездных войн». В результате режиссер обратился к Джону Сейлзу, автору «Пираний», пародии на «Челюсти», балансирующей на грани плагиата.

Отталкиваясь от мифа о хопкинсвилльских гоблинах (семейство Саттон наотрез отказалось сотрудничать со Спилбергом, так что многие детали их рассказов пришлось изменить), Сейлз создал историю о банде внеземных существ, приземлившихся на Землю где-то в американской глуши. Имя их предводителя (Скар, или Шрам), который был описан как существо с глазами кузнечика и ртом-клювом, напоминало о главном злодее, вожде племени команчей из классического вестерна Джона Форда «Искатели». Другими источниками вдохновения Сейлза стали фильм «Барабаны долины Махонке» (о семье фермеров, подвергшейся нападению индейцев) и драма о столкновении культур «Белый рассвет» (о злоключениях китобоев, которые не смогли найти общий язык с племенем эскимосов). Недоброжелатели называли этот проект «„Соломенными псами“ с инопланетянами». У сюжета будущей картины Спилберга действительно было немало общего и с фильмом Сэма Пекинпы.

Рик Бэйкер делает аниматронные модели пришельцев / Фото: Twitter

Рик Бэйкер делает аниматронные модели пришельцев / Фото: Twitter

Сценарий Сейлза подразумевал создание для съемок фильма пяти полностью функционирующих моделей внеземных существ: Скара, его приспешников Худа и Клуда, комического персонажа Сквирта и одиночки Бадди. Не понимая, кто является доминирующей формой жизни на Земле — куры, коровы, лошади или люди, — пришельцы начинали серию экспериментов со всей живностью, которую встретили на близлежащей ферме. Воображение сценариста ставило технически сложные задачи перед создателями спецэффектов, которые в те годы еще не имели возможности использовать компьютерную графику. В одной из сцен пришельцы запрыгивали на столы, в другой они водили трактор и ездили верхом на коровах, укрощая их словно мустангов. В самой кошмарной сцене они расчленяли корову и подумывали о том, чтобы проделать это с человеком. Как вспоминали члены творческой группы, разобраться в мотивах поведения инопланетян было невозможно: то ли они творили свои гадости сознательно, то ли просто запутались.

Для создания спецэффектов Спилберг, следуя совету режиссера Джона Лэндиса, обратился за помощью к Рику Бэйкеру, который продемонстрировал свои выдающиеся таланты во время работы над «Американским оборотнем в Лондоне» и вскоре стал первым, кто получил «Оскар» в новой номинации за лучший грим. Изучив сценарий, Бэйкер подсчитал смету на спецэффекты, остановившись на сумме в 3 млн долларов. Запустив рабочий процесс, Спилберг уехал в Лондон на съемки «В поисках утраченного ковчега», но на душе у него все равно было неспокойно.

Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Фильм без режиссера

Как ни странно, изначально Спилберг не собирался режиссировать «Ночные небеса» сам и планировал привлечь к работе Тоуба Хупера, создателя «Техасской резни бензопилой». Но тот, едва услышав про каких-то детишек, столкнувшихся с пришельцами (главными героями должны были быть девочка-подросток и два ее младших брата), от предложения отказался. Другой кандидат — художник-постановщик Рон Кобб, которого Спилберг привлек к работе — сомневался в собственных силах.

Columbia, выделившая на съемки 10 млн долларов, начала беспокоиться. Студия рассчитывала видеть Спилберга прежде всего в роли режиссера, так как его первые опыты в качестве продюсера — фильмы Роберта Земекиса «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» (1980) — оказались неудачными и провалились в прокате. В результате ему пришлось более серьезно задуматься о том, с какими проблемами придется столкнуться, если он займет кресло режиссера «Ночных небес».

Совсем не просто было построить даже одну движущуюся модель пришельца и систему управления им, а ведь для «Ночных небес» их нужно было сделать целых пять. Команда Рика Бэйкера из семи человек, приступив к работе в апреле 1980 года, потратила только на создание прототипа Скара, которым мог бы управлять механик-аниматор, целых пять месяцев и 70 тысяч долларов. Осознав масштаб проблемы, Спилберг принял решение уменьшить число пришельцев до одного и внести изменения в сценарий, но на этом его сомнения не закончились. Судя по всему, его все меньше и меньше привлекал мрачный сюжет и настроение будущего фильма.

Модель пришельца, разработанная для фильма«Ночные небеса» / Фото: Twitter

Модель пришельца, разработанная для фильма«Ночные небеса» / Фото: Twitter

«Я тогда был сам не свой, — позже рассказывал Спилберг в интервью журналу Film Comment. — Глядя на то, как на съемочной площадке „Индианы Джонса“ в Тунисе убивают нацистов и взрывают истребители, я стал думать, как вновь обрести душевное равновесие времен работы над „Близкими контактами третьей степени“. Ответом оказалась история о трогательных отношениях между инопланетным существом и приютившим его одиннадцатилетним мальчиком».

Согласно сценарию Сейлза, пока банда инопланетян куражилась над домашними животными, самый симпатичный из пришельцев, Бадди, заводил дружбу с Джейбердом — мальчиком-аутистом. Он играл с ним в шашки, рисовал в воздухе изображения пальцами, показывал милые фокусы, прятался в корзине для белья. Заканчивалось все тем, что инопланетных хулиганов эвакуировал еще один космический корабль, а Бадди, раненного после открытого конфликта со Скаром, забывали на Земле.

Кадр из фильма «Инопланетянин»

Кадр из фильма «Инопланетянин»

Спилберг поделился своими мыслями с будущей женой Харрисона Форда, которая тоже находилась на съемочной площадке в Тунисе — сценаристкой Мелиссой Мэтисон, известной на тот момент по фильму «Черный скакун» (1979). Спилберг и Мелисса обменялись идеями. История, возникшая из этого сотрудничества, сначала получила название «Жизнь мальчика», но миру стала известна под другим заглавием — «Инопланетянин».

Кадр из фильма «Инопланетянин»

Кадр из фильма «Инопланетянин»

Сделка века

Ирония судьбы: как только проект приобрел те формы, которые устраивали Спилберга, Columbia передумала и заявила, что не желает создавать «слабенький фильм в диснеевском духе». В феврале 1981 студия продала права на «Ночные небеса» / «Инопланетянина» компании MCA (Universal) за один миллион долларов, который она к тому времени потратила на разработку проекта, плюс 5 % от сборов будущего фильма. Вряд ли тогда кто-то мог вообразить, что «Инопланетянин» принесет 793 миллиона долларов и будет в течение 15 лет носить звание самого кассового фильма в истории американского кинопроката. Для студии Columbia это была крайне удачная сделка. На этом нереализованном проекте компания заработала больше, чем на всех остальных фильмах, выпущенных в том же году.

Перед тем как нанять Мэтисон, Спилберг вежливо отказался от услуг Джона Сейлза. Тот уже был занят в других проектах и не особенно переживал по этому поводу. «Я согласился с тем, что мой сценарий мало соответствовал теме будущего фильма, — вспоминал автор «Ночных небес» уже после прочтения сценария Мэтисон, — и решил, что у меня нет причин для возмущения. Она проделала отличную работу». А вот с Риком Бэйкером расстаться по-хорошему не удалось: он нешуточно обиделся на режиссера и до сих пор с обидой вспоминает закрытый проект, публикуя архивные фотографии в своем аккаунте в Twitter.

Вся банда в сборе: Скар, Худ и Клуд, Сквирт и Бадди / Фото: Twitter Рика Бэйкера

Вся банда в сборе: Скар, Худ и Клуд, Сквирт и Бадди / Фото: Twitter Рика Бэйкера

Идеи Сейлза не пропали даром. Так, например, его сценарий открывался сценой, в которой Скар убивал животных с фермы, прикасаясь к ним тонким костлявым пальцем, из которого исходило жуткое сияние — противоположность излечивающему прикосновению Э.Т. Убрав элементы хоррора из «Инопланетянина», Спилберг в тот же год добавил их в проект Тоуба Хупера «Полтергейст», в котором семейство из пригорода терроризировали злые потусторонние силы. Остальные хопкинсвилльские гоблины тоже пригодились находчивому продюсеру и перекочевали в «Гремлинов» Джо Данте в виде Гизмо и Стрипа. Надо полагать, после их успеха в прокате душевное спокойствие Спилберга было окончательно восстановлено: никто больше не смел сомневаться в нем как в продюсере.

Читайте также
Новости Звезды «Лучше звоните Солу» и «Фарго» присоединились к фильму Спилберга В работу над «Документами» Спилберга теперь вовлечены звезды «Американской истории ужасов», «Во все тяжкие», «Сокурсников» и других знаковых шоу.
Новости Картина дня: «Форсаж 8», Бенедикт Камбербэтч и «Машина войны» У «Машины войны» с Брэдом Питтом появился первый тизер. Бенедикт Камбербэтч сыграет в еще одном телевизионном проекте. У «Форсажа 8» новый постер.
Статьи «Мотор!», прыжок, «стоп!», больница: Мемуары Джеки Чана О чем думал актер при знакомстве со Спилбергом, почему использование клейкой ленты — признак профессионализма, а также другие факты из книги «Джеки Чан. Я счастливый».
Комментарии (21)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...