Режиссер «Одиссеи»: «Кусто был сложным человеком»

Обсудить0

Жером Салль рассказал КиноПоиску, как он плавал с акулами, как проходили съемки в Антарктиде и почему «Одиссея» — это фильм не только о Жак-Иве Кусто.

На российские экраны выходит «Одиссея» — биографический фильм Жерома Салля про легендарного путешественника, ученого и режиссера Жак-Ива Кусто. Подобно персонажу Гомера, главный герой картины долгие годы странствует, будучи одержимым мечтой исследовать глубины Мирового океана. Но какой бы возвышенной ни была мечта, на пути к ней Кусто приходится сталкиваться с вполне земными препятствиями — проблемами с деньгами и семейными неурядицами.

Одна из ключевых сюжетных линий «Одиссеи» — непростые отношения Жак-Ива Кусто с его сыном Филиппом , которого сыграл молодой французский актер Пьер Нинэ, известный по фильмам «Ив Сен-Лоран» и «Франц». В роли его матери, Симоны Кусто, снялась Одри Тоту. По словам актрисы, этот проект привлек ее тем, что она «узнала о женщине, о которой раньше даже не слышала и о которой вообще мало кто знал, потому что Симона Кусто предпочитала оставаться в тени, избегая света софитов». Но при этом без Симоны не было бы и самой «Одиссеи» Кусто. Главная роль досталась Ламберу Вильсону, снимавшемуся в таких фильмах, как «Матрица: Перезагрузка» и «Вавилон Н. Э.».

Для Жерома Салля, автора сценария экшен-блокбастера «Турист» и режиссера популярной дилогии «Ларго Винч», фильм о Кусто стал настоящим вызовом. Съемочная группа повторила путь экипажа «Калипсо», следуя за ним по разным континентам, морям и океанам. «Одиссея» — это первая художественная картина в истории кинематографа, эпизоды которой были сняты в Антарктиде. Работа над проектом заняла в общей сложности восемь лет, а его бюджет составил 20 млн евро.

Жером Салль / Фото: Getty ImagesЖером Салль / Фото: Getty Images

«Кусто родился в эпоху Жюля Верна»

— Как у вас возникла идея снять фильм о Жак-Иве Кусто?

— Как-то я разговаривал с детьми об экологии, защите окружающей среды, и внезапно выяснилось, что они понятия не имеют, кто такой Кусто, они даже имени такого никогда не слышали. Мне захотелось рассказать им о нем как можно красочнее, и я начал искать информацию в интернете, пересматривать его фильмы, читать статьи о нем и настолько увлекся, что написал сценарий.

— Фильм называется «Одиссея», а не «Жак-Ив Кусто». Стоит ли его расценивать как биографию, или главная идея все-таки в другом?

— Да, это не только биография. Мне хотелось рассказать о том, как менялись отношения человека и природы, поговорить о возрастающем значении массмедиа как инструмента влияния на людей и инвесторов, о деньгах, без которых не обойтись никому. А также о том, как сложно человеку с таким характером, как у Кусто, сохранить семью, растить детей.

— Почему вы решили рассказать его историю именно в таком ракурсе, через отношения с сыном?

— Так я мог показать эволюцию двух поколений мужчин и опять-таки эволюцию отношений человека и природы. Кусто, умерший в 1997 году, родился в эпоху Жюля Верна, когда верили в то, что человек может все. Прогресс воспринимался очень позитивно. Его сын Филипп был представителем первого поколения, выросшего после войны, и у этого поколения были уже совсем другие ценности. Тогда стало понятно, что прогресс имеет свои минусы, что нужно заботиться об экологии. И, конечно, мне было интересно рассказать не только историю Кусто, но и его сына, поговорить о том, как непросто иметь такого властного и харизматичного отца.

— Вы консультировались с членами семьи Кусто?

— Как таковой семьи Кусто сейчас нет. Есть его многочисленные родственники, которые не слишком хорошо знают друг друга. Я встречался со многими из них. При этом мне было важно сохранить свободу художника, не спрашивать их разрешения, не ждать их одобрения, а всего лишь услышать их замечания.

Кадр из фильма «Одиссея»Кадр из фильма «Одиссея»

«Я хотел, чтобы все выглядело максимально естественно»

— В фильме много красивых и сложных сцен, и это в основном натурные съемки. Почему вы решили отказаться от использования спецэффектов?

— Это фильм о Кусто, о его семье, но также и о природе, поэтому я очень хотел, чтобы это были обычные съемки, чтобы все выглядело максимально естественно. Я использовал спецэффекты только там, где это было действительно необходимо. Например, в начале фильма есть сцена, где показано одно из первых погружений Кусто. Он плавает рядом со своим домом вместе с бесчисленным количеством рыб. Во времена его молодости там было действительно много рыб, а сейчас их в этом месте почти не осталось, поэтому пришлось их добавлять с помощью компьютерной графики.

— Как снималась сцена, где герои оказались в окружении стаи гигантских акул?

— По старинке. Акулы, актеры, камера — ничего лишнего. Вообще эту сцену было очень сложно снять. Мы пытались сделать это несколько раз. Погружались под воду, но то акул не было, то погодные условия были неподходящими. В итоге на протяжении двух недель мы спускались вниз по четыре раза в день.

Кадр из фильма «Одиссея»Кадр из фильма «Одиссея»

— Было страшно?

— Было впечатляюще. Я боялся акул, потому что вырос на фильмах серии «Челюсти». Поэтому я в самом начале сказал водолазам, которые нас подстраховывали, что я хочу погрузиться вместе с ними, хотя и был не уверен, что буду способен на это. Но я преодолел себя и со временем привык к акулам. Акулы под водой, которые проплывают рядом, — это завораживающее зрелище. Ты начинаешь невольно восхищаться этими животными, проникаться к ним уважением. Легко почувствовать собственную хрупкость и ничтожность, когда ты сидишь в маленькой пластиковой лодке, а рядом с тобой акула длиной в несколько метров.

Кроме того, нельзя забывать о том, что, хотя мы все априори боимся акул, в мире каждый год по вине человека погибает до 100 миллионов этих животных. При этом в среднем 10 человек в год гибнет из-за акул. Поэтому скорее акулам нужно бояться людей, а не наоборот.

— Вы погружались с аквалангом до этих съемок?

— Совсем чуть-чуть. Я обучался этому вместе с актерами. Мы проходили специальный тренинг. Во время съемок я погружался под воду 150 раз.

«Мы хотели испытать те же эмоции, что и команда Кусто»

— Актер Ламбер Вильсон, играющий Жак-Ива Кусто, внешне очень похож на него. А по характеру?

— Вильсон — очень хороший актер и замечательный человек. Кусто был сложным человеком, а Ламбер совсем другой. Мне показалось, что будет интересно, если роль Кусто сыграет человек с совершенно другим характером. Кстати, чтобы усилить сходство со своим персонажем, Ламбер похудел на 10 килограммов. Более того, он настолько вжился в роль, что, как и Кусто, не расставался на площадке с камерой. Он даже снял свой фильм о нашем фильме, как это бы сделал сам Жак-Ив Кусто.

— Одри Тоту тоже похожа на жену Кусто, Симону?

— Немного. Вообще мне очень повезло с Одри Тоту. Она прочитала сценарий и захотела сняться в этом фильме. Это большая удача, когда актриса такого уровня соглашается на роль второго плана.

Кадр из фильма «Одиссея»Кадр из фильма «Одиссея»

— Работая над фильмом, вы прошли теми же маршрутами, что и Кусто. Зачем? Ведь можно было выбрать более простой путь.

— Мы хотели испытать те же эмоции, что и команда Кусто. Мы стремились повторить его путь до мелочей, вплоть до того, что использовали оборудование 1943 года. У нас были те же проблемы, что у Кусто и его команды: плохая погода, акулы, киты. Вообще при работе над этим фильмом мы столкнулись со всеми возможными сложностями: мы делали дубли на корабле, под водой, с животными, с детьми. Все это было физически тяжело, но я счастлив, что у меня была возможность снять этот фильм. У меня не сохранилось плохих воспоминаний, связанных с работой над ним.

— В Антарктиду вы тоже плавали на таком же хрупком корабле, как команда Кусто?

— Нет, это был нормальный корабль немецкого производства. Правда, когда мы попали в бурю, он показался нам хрупким и крошечным. Это было непросто, но очень интересно. Никто этого раньше не делал, поэтому мы не знали, чего нам ждать. В Антарктиде у нас была очень маленькая, но очень сплоченная команда. Условия были не самыми комфортными — мы жили по несколько человек в комнате. Такая звезда, как Одри Тоту, делила каюту с девушкой из съемочной группы.

Кадр из фильма «Одиссея»Кадр из фильма «Одиссея»

— Узнав Кусто так близко, изменили ли вы свое мнение о нем?

— Только в лучшую сторону. Я его еще сильнее зауважал. Это был очень творческий человек, осуществивший свои мечты, не боявшийся перемен, человек, который постоянно развивался. То, кем он был в молодости и кем стал в конце жизни, — это два совершенно разных Кусто. Я восхищаюсь пытливостью его натуры, тем, с каким восторгом он смотрел в будущее. Думаю, я, как и весь экипаж «Калипсо», могу сказать, что обожаю Кусто и люблю его жену Симону.

Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

8 мая6
26 апреля5
14 февраля3
25 января10

Главное сегодня

10 мая8
10 мая17
10 мая6
9 мая28
7 мая11
8 мая6
7 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации