Фильм Дени Вильнёва по повести Теда Чана «История твоей жизни» был снят благодаря фантастическому стечению обстоятельств.
Среди голливудских проектов особняком стоят картины, снятые благодаря независимому от студий-мейджоров финансированию. Одним из таких примеров стало «Прибытие». В Америке права на прокат принадлежат Paramount, а в остальном мире — Sony. Однако запуск ленты в производство стал возможным только из-за согласия Дени Вильнёва, Эми Адамс и Джереми Реннера принимать участие в проекте. Но, главное, благодаря настойчивости режиссера очень коммерческих фильмов.
«От продюсера „Ночи в музее“»
Изначально фильм разрабатывался студией Fox. Режиссер Шон Леви собирался экранизировать повесть Чана, но на тот момент был известен по своим семейным проектам «Ночь в музее», «Живая сталь», «Оптом дешевле» и комедиям «Молодожены» и «Кадры».
Леви и его продюсерская компания 21 Laps пять лет назад разговаривали со сценаристом Эриком Хайссерером, который всегда хотел написать фантастический фильм, но в итоге застрял в хоррорах (среди его сценариев — «Кошмар на улице Вязов», «Пункт назначения 5», «Нечто», «И гаснет свет...»). Случайно зашел разговор о том, что сейчас читает Хайссерер. Сценарист показал повесть Чана о лингвисте, которая пытается найти общий язык с инопланетянами. Леви решил, что эту историю нужно экранизировать.
«Они влюбились в повесть Чана так же, как и я, — вспоминает Эрик Хайссерер. — То ощущение, которое появляется в конце его истории, самое трудное, что нужно было отразить в фильме. И они рискнули доверить это мне».
Раньше никто в Голливуде не пытался приблизиться к Чану, так что писатель скептически отнесся к желанию Леви и его компании экранизировать «Историю твоей жизни». Его можно понять: повесть сложная по своей структуре и практически не поддается адаптации. Она состоит из разговоров героини со своей дочерью и попыток расшифровать язык гептаподов. В результате работы с инопланетянами лингвист открывает в себе нечто совершенно новое.
Когда Шон Леви посмотрел драму своего коллеги из Канады Дени Вильнёва «Пожары», он решил, что проблема с постановщиком больше не стоит. Он приехал к Вильнёву с повестью Чана, а к Чану — с фильмом Вильнёва. Отметим, что прав на постановку «Истории твоей жизни» у 21 Laps все еще не было.
Писателю и режиссеру задали одинаковый вопрос: «Что скажете, если у фильма есть такой автор?» Оба признались, что это интересно. Леви купил права на экранизацию повести и привлек Вильнёва к режиссерскому посту. Эрик Хайссерер осуществил свою мечту стать сценаристом фантастического фильма.
Проблемы, как у создателей «Гравитации»
А затем система дала сбой. Fox наотрез отказалась от сценария. Другим студиям проект компании Шона Леви тоже не приглянулся. Первым делом потребовали сменить пол главной героини. Лингвистом нужно было сделать мужчину — студии не видели интереса в картине с героиней вместо героя. Отметим, что точно такая же проблема возникла перед Альфонсо Куароном, когда он с трудом отвоевал Сандру Буллок в «Гравитации».
Помимо гендерной проблемы встала и сценарная. Продюсер Дэн Ливайн поясняет: «Студии вообще не знали, что делать с ним. На поверхности это фантастика, но если копнуть глубже, то обнаруживается очень личная история. В этом красота повести: редко бывает сай-фай с такими сильными эмоциями».
В «Истории твоей жизни» есть главная проблема для Голливуда — отсутствие конфликта. Хайссерер в работе над сценарием вывел пришельцев на главный план — устроил своего рода искусственный конфликт, расположив корабли по разным местам планеты. Часы тикают, главы стран нервничают, пришельцы не объясняют, что им надо.
«Меня постоянно просили упростить язык гептаподов», — признается сценарист. Сложнейшая работа лингвиста Луизы Бэнкс по расшифровке языка пришельцев в итоге показана, но ее взаимодействие с гептаподами пришлось показывать точно так же, как объяснять особенности сюжета голливудским боссам. Рисовать мелом на доске.
Когда Вильнёв все-таки подписался на режиссерский пост, то полтора месяца общался с Хайссерером о политике, философии, науке и времени. Режиссер попросил сценариста изучить настоящие протоколы Пентагона на случай контакта с пришельцами, а также нашел способ показать непростую форму гептаподов (вдохновением послужили недавно открытые существа в океане). Если «Прибытие» покажется вам реалистичным, то скажите за это спасибо Дени Вильнёву. Он приложил немало усилий, чтобы картина была максимально приземленной.
Визуальное решение и Соколиный Глаз на втором плане
Постоянный оператор Вильнёва Роджер Дикинс был занят, и тогда режиссер позвал Брэдфорда Янга, снимавшего «Жертвуя пешкой», «Сельму» и «Самый жестокий год». Главное преимущество: Янг никогда не работал над фантастикой. Вильнёв хотел, чтобы «Прибытие» визуально максимально отличалось от типичных фантастических лент. Помимо лирических вставок о жизни Луизы и ее дочери и непосредственно истории контакта с гептаподами, фильм во многом полагается на крупные планы лица Эми Адамс. Для Вильнёва глаза актрисы стали очень важными для повествования. В мире хаоса они олицетворяют спокойствие и способность к общению, когда никто не слышит.
Адамс порекомендовала своего приятеля Джереми Реннера на роль астрофизика, работающего с ее героиней. Реннер, исполняющий роль Соколиного Глаза в комиксах Marvel, привык находиться на периферии, но одно дело — компания супергероев, и совсем другое — небольшой фильм. Впрочем, проблем не было. «Джереми сразу понял, что это кино Эми, и совершенно спокойно чувствовал себя на вторых ролях. Для мужчин-актеров это непривычно», — говорит продюсер Дэн Ливайн.
Paramount не очень-то представляла, что делать с фильмом: несмотря на фантастическую составляющую, его не повезли на Comic-Con, где обычно представляют важные студийные новинки. В конце концов, «Прибытие» с его смешным для блокбастера бюджетом в 47 млн долларов не чета крупным блокбастерам.
Как отреагируют зрители на «Прибытие» — пока вопрос. Критики после премьеры фильма в Венеции и Торонто захлебнулись от восторгов (и не зря). Сейчас уже идут разговоры о номинациях на «Оскар» для Адамс, Хайссерера и Вильнёва. Скептики, которые не видели канадского постановщика в роли режиссера сиквела «Бегущего по лезвию», увидев «Прибытие», берут свои слова обратно.
Теперь же фильму Вильнёва предстоит главное испытание — найти общий язык со зрителем. Но даже если это не получится, то можно будет поблагодарить режиссера коммерческих фильмов Шона Леви за один из самых необычных и примечательных проектов 2016 года.