всё о любом фильме:

Жертвуя пешкой

Pawn Sacrifice
год
страна
слоган«СССР против США. Гений против гения. Разум против безумия»
режиссерЭдвард Цвик
сценарийСтивен Найт, Стивен Дж. Ривел, Кристофер Уилкинсон
продюсерГэйл Кац, Тоби Магуайр, Эдвард Цвик, ...
операторБрэдфорд Янг
композиторДжеймс Ньютон Ховард
художникИзабель Гюэ, Лиза Кларк, Жан-Пьерр Паке, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  32.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время115 мин. / 01:55
В разгар Холодной войны внимание всей планеты приковано к «схватке столетия» — матчу за звание чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике. Бой между абсолютным чемпионом Борисом Спасским и по-настоящему одержимым игрой Бобби Фишером превращается в борьбу за интеллектуальное превосходство двух сверхдержав. Права на проигрыш нет. Вокруг поединка разражается мировой скандал. Спасскому приходится справляться с беспрецедентным давлением. Гениальный разум Фишера, взвинченный паранойей, начинает охватывать безумие.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (16 169)
ожидание: 98% (1559)
Рейтинг кинокритиков
в мире
70%
57 + 25 = 82
6.5
в России
88%
7 + 1 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Тоби Магуайр сыграл сына персонажей Джоан Аллен в двух фильмах — «Ледяной ветер» (1997) Энга Ли и «Плезантвиль» Гэри Росса (1998). В фильме «Выбор игры» Стивена Зеллиана (1993, другое название фильма «В поисках Бобби Фишера») о детских годах известного шахматиста Джошуа Вайцкина Аллен сыграла мать юного дарования.
    • В некоторых эпизодах, где Фишер рассматривает маленькую шахматную доску, она показана так, что в правом углу расположена чёрная клетка. По правилам, когда начинается партия, справа внизу перед каждым игроком должна располагаться клетка белого цвета.
    • «Жертвовать пешкой» — ход в игре, которым игрок отдаёт пешку в обмен на небольшое преимущество, благодаря которому открываются новые клетки или становится возможным разместить свои фигуры так, чтобы впоследствии перейти в нападение. К этому ходу прибегают, чтобы нарушить паритет на доске. Если игрок, сделавший такой ход, временным преимуществом не воспользуется, соперник может перехватить инициативу и выиграть партию, имея большее количество фигур.
    • Плёнку с записью лекции о теории заговора, которую слушает Бобби Фишер, начитал Лив Шрайбер, который играет в фильме Бориса Спасского.
    • Когда Бобби воспроизводит партию, описанную в советском журнале о шахматах, первыми ходами перемещаются пешки у края доски. В действительности, так начинают партию только любители, а не гроссмейстеры, чьи партии и печатают в подобных журналах.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 101 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Неожиданно хороший байопик от Цвика, повествующий о Бобби Фишере, его противостоянии со Спасским и всем окружающим миром. Захватывающая история про шахматы, наполненная интересными диалогами, мыслями и, конечно же, замечательной игрой Магуайра от которого я ничего не ожидал.

    Особенно радует, как автор преподнёс противостояние двух мировых держав, не углубляясь в ура-патриотизм.

    Жертвуя пешкой однозначно заслуживает вдумчивого просмотра, а возможно и пересмотра.

    9 января 2016 | 20:53

    В 14 Бобби Фишер (Тоби Магуайр) стал самым молодым чемпионом США по шахматам. На вопрос, о чем он мечтает, парень ответил — обыграть русских. Спустя 15 лет в матче за звание чемпиона мира находящийся на грани сумасшествия Фишер сошелся с лучшим шахматистом СССР Борисом Спасским (Лив Шрайбер).

    Гений или сумасшедший? Или и тот, и другой? Извечная тема, к которой обращается обладатель Оскара Эдвард Цвик, рассказывая историю Бобби Фишера — одного из сильнейших шахматистов ХХ века. Шахматы — игра массовая, но все же большинство зрителей далеки от нюансов, это не тот спорт, который можно показать понятно и доступно. Потому сосредоточиться приходиться не на секретах мастерства американского гроссмейстера, а на том, каким он был. Благо Фишер — персона, о которой есть что рассказать.

    Громкие фразы о том, что противостояние Бобби и Спасского — это одна из важнейших битв Холодной войны, звучат в «Жертвуя пешкой» для проформы, сценаристов абсолютно не волнует соперничество держав, хоть оно и проходит красной нитью сквозь всю историю. Фокус здесь сосредоточен на Фишере — человеке, который маниакально одержим игрой и в то же время очень далек от того, что происходит в мире, который не ограничивается шахматной доской. Параноик, аутист, социопат — «Жертвуя пешкой» рисуют не слишком приятный портрет, при этом все-таки напоминая — этот псих прославил США.

    Цвирку, что интересно, удалось избежать агитационных моментов, Фишер тут хоть и главный герой, но он не обязан вызывать симпатию. Ровно так же его оппонент — Борис Спасский — не изображен воплощением вселенского зла. Пусть ему и уделено куда меньше внимания, но этого достаточно, чтобы понять позицию создателей фильма — россиянин просто играет за команду-соперника, но правда может быть и на его стороне. Причем харизма Лива Шрайбера зачастую отодвигает на второй план невротичного Магуайра — Тоби в роль вжился отлично, но очень уж породистый персонаж получился у звезды «Рэя Донована».

    Для Магуайра «Жертвуя пешкой» — очередная возможности оставить позади образ Питера Паркера, который намертво приклеился к нему после участия в трилогии Marvel. В «Великом Гэтсби» он находился в тени Леонардо Ди Каприо, теперь же солирует, пусть и в условиях серьезной конкуренции (помимо Шрайбера есть еще и великолепный Питер Сарсгаард). И параноик у Тоби получается более чем убедительный — роль не на Оскар, но определенно заставляющая выйти за пределы зоны комфорта. Двигать фигуры по доске может любой, Магуайр в отсутствие изощренной драматургии (сценарий, прямо скажем, достаточно прямолинеен) должен брать основной удар на себя и в целом справляется, времена производя действительно пугающее впечатление.

    Цвик, демонстрируя напряжение и стремительный полет мысли гроссмейстеров, прибегает к олдскульным приемам: хмурые лица, пронзительная музыка, крупные планы. И это едва ли идет в минус — у режиссера получилась все-таки достаточно живая картина о, мягко говоря, не самом динамичном виде спорта. Пусть поклонники игры вряд ли будут в восторге — шахматы здесь выглядят фоном — как не слишком амбициозная разговорная драма «Жертвуя пешкой» вполне работают, но наглости им все-таки не хватает. Когда о гении рассказывают обычные люди зачастую так и получается — слишком просто.

    6 из 10

    8 декабря 2015 | 15:26

    О моя Вселенная!

    Фильм, который по праву надолго задержался на полочке моих любимчиков, не перестает полыхать в моих воспоминаниях. Я не умею играть в шахматы. Я была уверена, что картина о шахматистах еще и с политическим подтекстом не произведет на меня большого впечатления. Просто я не особый фанат полит. подтекстов на тему взаимодействия крупных стран друг с другом, знаете ли. А «Жертвуя пешкой» поломал все мои стереотипы, попрыгав на обломках.

    Отдельное восторженное «да!» достается Тоби Магуаеру, потому что он просто великолепен в роли Бобби Фишера. Да, я не была знакома с другими его работами, кроме «Человека-паука» и «Великого Гэтсби», а значит поначалу мне виделся человек-паук, а не именитый шахматист. Уверяю, если у вас возникнет такое же ощущение, то от него не останется и следа уже минут через пятнадцать. Игра Магуаера захватила меня, наполнив восторгом с ног до головы.

    Следующее «о май юниверс!» получает шикарнейшая постановка кадра. Эти ракурсы делают «Жертвуя пешкой» особенным фильмом. А все потому, что очень сложно снять фильм о шахматистах и шахматном поединке так, чтобы все прилипли к экранам носами и задерживали дыхание от напряжения. А в этом фильме все именно так и происходит. Мелкие детали чередуются с крупными планами, безумие Фишера передается на ура и 10+

    Думаю мое мнение о монтаже и без того остается понятным.

    Цветам отдельный абзац, они заслужили. Красочно и в стиле того времени. Однако речь не о слабом подражании цветовой гамме, дабы ввести зрителя в атмосферу, а о картинке, на которую можно смотреть без звука. Хоть скринь каждый момент и любуйся.

    Саундтрек специфический. От напряженных инструменталов до поп и рок музыки. Саундтрек подходит «прям по швам». Песенка к моменту, песенка к моменту.

    Если говорить о самой истории, то тут у меня осталось ошеломительно двоякое впечатление. Скажу одно — захотелось почитать еще об этом.

    Красивый, биографичный, энергичный фильм.

    10 из 10

    19 января 2016 | 19:49

    Если кто-то подумает, что фильм о шахматном противостоянии двух сверхдержав, то он ошибется.

    Если бы кто-то хотел показать противостояние, то показал бы в подробностях все, начиная с Межзонального шахматного турнира, который Фишер выиграл с потрясающим результатом 18,5 баллов из 23, оторвавшись от ближайших преследователей, в том числе от представителя СССР Геллера, на 3,5 очка.

    А ведь потом была выдающаяся серия матчей, которую Фишер выиграл с блеском: четверть финала с Таймановым (СССР) со счетом 6:0, полуфинал с Ларсеном 6:0 (а ведь на Межзональном турнире Фишер ему проиграл), финал с Петросяном (СССР) 6,5:2,5.

    Разгром СССР!!!

    И всего этого в фильме нет!!! Так о чем этот фильм?

    Может быть он о шахматистах? Но можно ли рассказать о шахматах, не остановившись хотя бы на одной позиции, на том, как её анализируют, на том, что такое вообще мир шахмат, особенно в те времена?

    Так о чем же он, черт побери, этот фильм?

    Ведь в нем успехи Фишера признаются сквозь зубы. А в самом конце фильма нам напоминают, что Фишер умер не так давно, в 2005 году. Полностью свихнувшийся бродяжка. Маргинал, отказавшийся от миллионных гонораров.

    (Ещё Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза).

    Так вот о чем фильм. О свихнувшемся Фишере. О Фишере — параноике, которого нельзя воспринимать всерьез. Режиссеры так сосредоточились на этом заказе ФБР, что забыли даже о стандартном ведре американских помоев в адрес СССР.

    Бесконечные крупные планы Тоби Магуайера (Фишера) с безумным взглядом. А что… Тем, кто помнит улыбку Фишера на фото, уже за 60. Правда, есть интернет. Но кто туда полезет, посмотрев фильм?

    Что ещё помнят старички?

    А они помнят, что у Фишера была не только коммунистическая мама, но и почти коммунистические взгляды. Что за ним и на самом деле следили ФБР и ЦРУ. Что поведение Фишера — не паранойя, как нам пытаются представить авторы фильма, а элементарная защитная реакция на действия ФБР, считавшего, как минимум, что антивоенная деятельность Фишера наносит ущерб престижу США.

    И «паранойю» Спасского нам почти не показали. Точнее, показали, будто он подозревает слежку КГБ. Нет и намека на то, что Спасский подозревал, что его систематически травят американские спецагенты в прямом смысле, подсыпая в еду нечто, вызывающее сонливость и депрессию. Нет даже упоминания о том, что Борис похудел за матч на 8 килограммов. Что еду стала готовить жена.

    Вот такие два параноика. Нервное напряжение игроков помноженное на закулисные махинации двух сверхдержав. И оба игрока возненавидели свои державы, убивающие шахматы в угоду политике. Спасский эмигрировал уже в 1976 году во Францию. Фишер остался на родине, но тоже покинул её после 15 лет остракизма и унижений.

    В 1992 они оба показали всему миру неприятие политики США по отношению к Югославии, сыграв там свой матч. Фишер вынужден был бежать из США в Венгрию, а после вхождения Венгрии в НАТО в 1999 году — на Филиппины.

    Что знали эти два еврея о евреях, вообще тайна. Но и эта тема их объединяла.

    В 1999 выступление Фишера в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший холокост, теперь пытаются захватить весь мир…».

    Ещё в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Всё начальство — евреи, тайные евреи или ЦРУшные крысы, которые на евреев работают. …Посмотрите, что они натворили в Югославии».

    Уже на Филиппинах он заявил о терактах в США в сентябре 2001 года: «Это великая новость. Давно надо было дать Штатам пинок под зад. Я аплодирую этой операции и хочу стать свидетелем того, как Америка исчезнет с карты мира».

    Отчаявшись экстрадировать Фишера в США, как гражданина, правительство США аннулировало его паспорт, т. е. фактически лишило гражданства. Потом в 2004 году была осуществлена операция по переезду Фишера в Японию, где его задержали, содержали в тюрьме у Фукусимы и отравили изотопами. В 2005 году он скончался в Рейкьявике в возрасте всего 64 года. Вот так США разделываются с неугодными им «параноиками».

    10 из 10

    Фильм на 100% показал всю гнусность американской пропаганды, сделанной, как и обычно, очень качественно.

    29 декабря 2015 | 12:53

    Эдвард Цвик имеет Оскар, так что доказывать никому ничего не должен. Вот мы получаем его новую картину. Признаююсь, долго ещё ждал.

    Хорошо, что картина снята без лишнего фанатизма. Создатели не пытались идеализировать Фишера. Поэтому никак не оправдывали его выходки и загоны. Точнотакжеи советов не стали показывать с одной сторона. Да, они играли командой, чтобы продвинуть Спасского. Но при этом создатели намекают, что русские умны и хитры в самом лучшем смысле этих слов.

    Дело в том, что фильм прост. Нету никаких необычных ходов. Им просто неоткуда взяться. Поэтому ожидать экшна и непредсказуемости ждать не следует. Однако, не могу не отметить, каким захватывающим сделали противостояние Фишера и Спасского. Как саму игру, как и то, каким образом оба сходили с ума.

    По традиции, переходим к актерам.

    Тоби Магуайр — 4, вообще симпатизирую ему, но в данном фильме во многих моментах ему не верил.

    Лив Шрайбер — 4,5, вылитый Спасский. Мне понравился.

    «Жертвуя пешкой» — отличная картина, всем советую. Но, прошу, не ищите в ней шедевра.

    8 из 10

    7 января 2016 | 20:54

    Крайне популярный в последнее десятилетие жанр байопика стал, пожалуй, самым консервативным направлением голливудского кино наравне с современными хоррорами и мелодрамами. Все здесь каждый раз делается по заведенному шаблону, который время от времени трансформируется, в зависимости от взятого за основу материала. Не избежать в каждой такой жанровой работе душещипательных историй про сложное детство героя, концентрации на переломном моменте его жизни, который сделает из него настоящего героя, также практически всегда обязательна здесь любовная линия. Новая работа автора «Последнего Самурая» Эдварда Цвика с первого взгляда кажется классическим проходным байопиком, рассказывающим о жизни самого эксцентричного шахматиста в истории мирового спорта. Но уже через полчаса повествования скучная на вид история превращается в гимн торжества хаоса над порядком, идеологии над популистскими идеалами, и гением над банальной человеческой адекватностью. У Цвика получилось использовать скучнейший жанр лишь в качестве отправной точки всего повествования.

    Основной костяк сюжета «Жертвуя пешкой» происходит в 1972 году, на мировом чемпионате по шахматам в Рейкьявике. Эксцентричный американский гений Бобби Фишер ведет беспрецедентную борьбу с лучшими мировыми спортсменами, показывая каждый раз на поле просто феноменальную игру. Его главная цель — советский шахматист Борис Спасский, у которого гений из Бостона пытается вырвать из рук звание чемпиона мира. Но основной синопсис фильма происходит вовсе не на шахматной арене, а в душных номерах отелей и в кулуарах чемпионата. Бобби Фишер сбегает с игр, пытается разбить камеры телеоператора, требует немыслимые гонорары за каждую игру и пытается напасть на своего соперника на местном пляже. Вся мировая общественность думает, что американцы вместе со своей звездой ведут хитрую игру по срыву чемпионата. На самом же деле Бобби Фишер с каждым днем все глубже погружается в пучину собственного сумасшествия, путая реальность с иллюзией, а шахматную игру с противостоянием масонов, евреев и проклятых коммунистов.

    История жизни Бобби Фишера, несмотря на все его спортивные успехи, кажется на самом деле прекрасным примером развития диагноза бурно цветущей шизофрении. Стал в 12 лет самым молодым чемпионом по шахматам в США, с ранних лет ненавидел проигрывать даже самым сильным противникам, возненавидел СССР из-за матери, симпатизирующей коммунистам, в полнейшей истерике убежал с матча Европы, подумав, что советские шахматисты жульничают. Цвик в течение получаса сразу показывает зрителю основные точки пути Фишера к славе, объясняет его странности поведения, и уже после первой трети ленты абсолютно забывает, что снимает байопик, и погружается в пучину психоанализа безумия одного единственного человека, чья паранойя в какой-то момент начинает распространяться на окружающих.

    Вообще даже само время, в которое происходят события «Жертвуя пешкой», сложно назвать менее сумасшедшим и шизофреничным, чем сам Фишер. Матч между Фишером и Спасским мировая общественность воспринимает как битву за интеллектуальное превосходство между США и СССР. Менеджер Бобби постоянно намекает ему, что если он проиграет, то это будет последним гвоздем в гроб Америки. Развивающееся сумасшествие шахматиста подогревают и президент США Никсон, и его собственный наставник, и даже священник, который постоянно путешествует с Фишером по миру. Герой все больше начинает верить в то, что вокруг него плетется неведомый заговор, и превращается в невротика с дергающейся бровью. У постановщика практически идеально получилось показать эту прогрессию психического расстройства на фоне всеобщей неадекватной истерии.

    Главной же движущей силой сюжета «Жертвуя пешкой» остается развитие паранойи Фишера во время мирового турнира. Показать все буйство неадекватности этого скорее отрицательного героя легло на плечи бывшего Человека-Паука Тобби Магуайера. И самое интересное — актер смог блистательно справиться с поставленной перед ним задачей. Все эти перегибы Фишера на чемпионате, его истеричные звонки родственникам, швыряние апельсинами в духовных лиц в исполнении актера выглядят настолько органично, что даже практически нулевое внешнее сходство с прототипом абсолютно не портит впечатления. У Тобби, также как и у самого Фишера, получилось разгуливать по тонкой грани между тотальным сумасшествием и нескрываемым внутренним гением. Конечно, «Оскара» он точно не получит, но что-то мне подсказывает, что от номинации ему не убежать. Возможно теперь он все же запомнится зрителям не только как мальчик в разноцветном трико.

    Основная же цель «Жертвуя пешкой», несмотря на заданный жанр — вовсе не изображение жизни эксцентричного шахматиста. Эдвард Цвик смог снять прекрасную историю о том, как абсолютный шизофреник, тотальный грубиян и стопроцентный асоциальный эскапист смог стать национальным героем. Фишер бросает чемпионат и посылает всех на три буквы — ему тут же лично звонит такой же хамоватый подонок Никсон, Бобби говорит на камеру о том, что нужно убить всех евреев — ок, ничего страшного, парень просто немного устал после матча. Эта двуличность общества, которое готово простить все человеку, прославляющему страну, кажется порой в фильме не меньшим сумасшествием, чем раскуроченные в поисках жучков телефоны во всех отелях шахматиста. Порой кажется, что два параноика нашли друг друга. И Фишер, и пропаганда того времени.

    Этот нетипичный и крайне интересный байопик вряд ли войдет в шорт-лист лучших представителей жанра, и будет забыт массовым зрителем уже через пару лет. Но для настоящих ценителей хорошего кино «Жертвуя пешкой» останется прекрасным примером того, как в кажущемся уже мертвом голливудском направлении все еще можно сделать что-то новое. Просто порой стоит поменьше обращать внимание на личность, и использовать её для своих целей. Разве не это проделали с Фишером мировые журналисты?

    7 из 10

    27 января 2016 | 10:10

    - Да никакой он не псих… а если вы так считаете, значит, он обвёл вас вокруг пальца также, как всех остальных.

    Фильм о гениальном Бобби Фишере, которого сыграл один из моих любимых актеров — Тоби Магуайр. Сыграл просто блестяще, он с первого до последнего кадра немного не в себе. Вспыльчив, заносчив и «немножко хам». Его личность — как партия безумия и гениальности.

    Борис Спасский в исполнении Лева Шрайбера добавляет фильму лоск. Герой Шрайбера источает уверенность, а сам актер в некоторых эпизодах затмевает Тоби своей игрой. Безупречно.

    Бобби Фишер против всей советской империи. Противостояние Штатов и Союза — весьма актуальная тема в наше время, не так ли? Переполненный с детства неприязнью к «коммунякам» Бобби мечтает обыграть всех русских и их главного шахматиста — Бориса Спасского. Год за годом он ломает пешек, всё ближе приближаясь к королю. Наконец он добирается до своей цели, но тут его внутренние демоны ставят Шах его мечте. Выиграет ли Фишер в своей решающей партии и поставит ли он Мат королю?

    Уместно выбранные, яркие саундтреки; блестящая актерская игра не только главных героев, но и второстепенных; потерянный и выпадающий из «нормального» мира Бобби Фишер; и затягивающий сюжет, в котором шахматный турнир становится таким захватывающим, будто это не просто шахматы, а какая-нибудь эпическая битва.

    9 из 10

    Не ставлю 10 только потому, что ставлю её в сверх-исключительных случаях, таких как «Леон» или «Великий Гэтсби» с тем же Магуайром.

    20 ноября 2015 | 23:54

    Магнус Карлсен. Большинство вряд ли даже слышало это имя. А между тем Карлсен является действующим чемпионом мира по шахматам, одним из самых молодых гроссмейстеров за всю историю. Норвежец, на счету которого не один рекорд. Сейчас шахматы не так популярны в России и на сегодняшний день мы не входим даже в десятку сильнейших шахматных держав. В советские же годы шахматы были практически народной игрой. Таль, Петросян, Карпов, Каспаров и многие другие и, конечно, Спасский.

    Матч Бобби Фишера и Бориса Спасского в 1972 году считается величайшей партией. Именно об этом противостоянии снял Эдвард Цвик «Жертвуя пешкой». Если вы следите за шахматами, любите эту игру или просто читали/смотрели о матче за титул чемпиона мира 1972 года, тогда вам в фильме будет как будто чего-то не хватать. Например, не до конца раскрыт образ сестры (а ведь именно она познакомила маленького Фишера с шахматами), роль Уильяма Ломбарди, выбор Рейкьявика, извинения Фишера перед Спасским, штрафы американца и многое другое, что составило бы более полную картину о том матче и о самом Фишере.

    Говоря об актерской игре, то Тоби Магуайер показал, что он не только человек-паук, хотя до конца передать чудаковатость (назовем это так) гения, навсегда оставшегося обиженным мальчиком со множеством фобий, на мой взгляд, у него не вышло. А вот Лив Шрайбер хорош в непривычном для себя амплуа.

    Отличное кино для тех, кто не очень погружен в матч века, и хорошее для тех, кто любит проводить свое время за просмотром кино.

    P.S. Если оглянуться на нашу хотя бы спортивную историю, то там есть Санеев, Брумель, Куц, братья Знаменские, Болотников, Казанкина, Кондратьева, сестры Пресс и многие многие многие другие величайшие спортсмены, ковавшие славу и великие традиции. На заметку нашим режиссерам.

    9 из 10

    30 ноября 2015 | 12:58

    Редко когда история подкидывает настолько кинематографичные ситуации, в которых вместо сценария может быть копипаст статьи из Википедии и никто не заметит разницы. «Жертвуя пешкой» — фильм про величайший шахматный поединок, дуэль Фишер-Спасский, когда в 1972-ом году мир, погрязший в холодной войне, съежился до размеров шахматной доски. Русский против американца, коммунист против демократа (хотя по своей натуре Фишер был кем угодно, но не демократом), здравый рассудок против гениального безумия. Бобби Фишер был параноиком, антесиметом, антикоммунистом, антиглобалистом, шизофреником и, что фильм боится сказать открыто, редкостным мудаком: давно понятно, что Спасский не выдержал давления неженки Фишера, который выдвигал столько условий, что рано или поздно сломался бы любой. Все равно что завтра Криштиану Роналду попросит играть на пустом стадионе мячом для баскетбола.

    Сам по себе фильм — стерильный байопик с чутка переигрывающим Магуайром и крутым Шрайбером. Отличная тенденция: в трех лентах минувшего года про Холодную войну (первые две — это «Агенты А. Н. К. Л.» и «Шпионский мост») русские представлены как хороший вдумчивый противник, без всякой клюквы и прочих Ащьф Лштшфум. А вот режиссура Эдварда Цвика для такого кино чересчур хрестоматийна: сразу видно, что автор вдохновлялся «Играми разума» и клишированными спортивными драмами (ох уж эти стереотипные кадры с прильнувшими к экрану зрителями и горящими таблоидами Бродвея).

    Но как и в любом спортивном кино, в «Жертвуя пешкой» центральный персонаж не именитый спортсмен и не его антагонист, а сам спорт. Сам феномен игры. В данном случае — это шахматы. Игра, которая сводит с ума, в которой после четвертого хода следуют четыре миллиарда различных комбинаций. Четыре миллиарда, из которых нужно выбрать всего одну.

    23 июля 2016 | 16:47

    На сегодняшний день тема психических расстройств в кино и на телевидении стала ну уж очень популярна. Вспомнить хотя бы бесконечных детективов и сыщиков с синдром Аспергера. Такие истории, как «Жертвуя пешкой», конечно же снимали и будут снимать, но в последнее время, возможно только лично для меня, они становятся все более актуальными. Драма о человеке который просто «сгорел на работе», чей гений не смог выдержать такого напряжения, просто изрывая сам себя. Наверное, всем талантливым людям свойственна разного рода одержимость, правда, некоторые умеют ее тщательно скрывать, поскольку общество и социальное окружение диктует свои условия. Однако, Бобби Фишер не собирается ничего скрывать и, таким образом, показан крайне капризным, инфантильным параноиком. Фишер, судя по всему, действительно жил на грани, на грани рассудка. Бесконечная паранойя, глобальное правительство, теории заговора, масоны, коммунисты, риск отравления, все это преследовало его воспаленный игрой мозг. Этому отчасти способствовало и давление окружающих его людей, война мировоззрений, попытки реванша США на мировой арене в самый разгар холодной войны, на фоне поражения во Вьетнаме. Особенно интересно наблюдать, как победы Бобби буквально заражали всю американскую нацию, да и весь мир настоящей шахматной лихорадкой. В шахматы играли повсюду, в школах, в больницах, в парках и кафе. По популярности в тот год шахматы можно сравнить разве что с футболом в наши дни. И это такая вот, казалось бы, не зрелищная игра с маленькими фигурками на доске.

    Режиссер Эдвард Цвик (Легенды осени, Последний самурай) с помощью работы оператора Брэдфорда Янга (Самый жестокий год) рассказывают эту драму в классическом стиле, через хмурые лица крупным планом, длинные напряженные диалоги и тревожную музыку, но получается вполне неплохо и совсем не скучно. Примерно 90% всех съемок проходят в четырех стенах, что, в принципе, тоже характеризует состояние главного героя.

    Актерская игра не вызывает нареканий. Главная роль очень подходит Тоби Магуайру, который и в повседневной жизни славится своим скандальным поведением. Лили Рэйб в роли Джоан, старшей сестры Бобби Фишера радует глаз, хотя, после просмотра Американской Истории Ужасов, я уже уверен, что она может сыграть практически все и, по-моему, достойна гораздо больше экранного времени. Особенно радует Лив Шрайбер в роли Спасского, который, как выясняется под конец, оказывается «товарищем по несчастью».

    Напоследок еще пара понравившихся цитат:

    «Это кроличья нора. После первых четырех ходов открывается больше трехсот миллиардов комбинаций. Партий в 40 ходов больше, чем звезд в галактике. Это может свести вас с ума»

    «Людям кажется, что тут море возможностей, но есть всего лишь один правильный ход. И в конце концов у тебя нет выбора»

    Смотреть если нравятся:

    психологический драмы, байопики.

    Похожие фильмы: Игры разума, Игра в имитацию

    7 из 10

    5 января 2016 | 22:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>