всё о любом фильме:

Жертвуя пешкой

Pawn Sacrifice
год
страна
слоган«СССР против США. Гений против гения. Разум против безумия»
режиссерЭдвард Цвик
сценарийСтивен Найт, Стивен Дж. Ривел, Кристофер Уилкинсон
продюсерГэйл Кац, Тоби Магуайр, Эдвард Цвик, ...
операторБрэдфорд Янг
композиторДжеймс Ньютон Ховард
художникИзабель Гюэ, Лиза Кларк, Жан-Пьерр Паке, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, биография, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  32.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время115 мин. / 01:55
В разгар Холодной войны внимание всей планеты приковано к «схватке столетия» — матчу за звание чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике. Бой между абсолютным чемпионом Борисом Спасским и по-настоящему одержимым игрой Бобби Фишером превращается в борьбу за интеллектуальное превосходство двух сверхдержав. Права на проигрыш нет. Вокруг поединка разражается мировой скандал. Спасскому приходится справляться с беспрецедентным давлением. Гениальный разум Фишера, взвинченный паранойей, начинает охватывать безумие.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (16 169)
ожидание: 98% (1561)
Рейтинг кинокритиков
в мире
70%
57 + 25 = 82
6.5
в России
88%
7 + 1 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Когда Бобби воспроизводит партию, описанную в советском журнале о шахматах, первыми ходами перемещаются пешки у края доски. В действительности, так начинают партию только любители, а не гроссмейстеры, чьи партии и печатают в подобных журналах.
    • В некоторых эпизодах, где Фишер рассматривает маленькую шахматную доску, она показана так, что в правом углу расположена чёрная клетка. По правилам, когда начинается партия, справа внизу перед каждым игроком должна располагаться клетка белого цвета.
    • Плёнку с записью лекции о теории заговора, которую слушает Бобби Фишер, начитал Лив Шрайбер, который играет в фильме Бориса Спасского.
    • «Жертвовать пешкой» — ход в игре, которым игрок отдаёт пешку в обмен на небольшое преимущество, благодаря которому открываются новые клетки или становится возможным разместить свои фигуры так, чтобы впоследствии перейти в нападение. К этому ходу прибегают, чтобы нарушить паритет на доске. Если игрок, сделавший такой ход, временным преимуществом не воспользуется, соперник может перехватить инициативу и выиграть партию, имея большее количество фигур.
    • Тоби Магуайр сыграл сына персонажей Джоан Аллен в двух фильмах — «Ледяной ветер» (1997) Энга Ли и «Плезантвиль» Гэри Росса (1998). В фильме «Выбор игры» Стивена Зеллиана (1993, другое название фильма «В поисках Бобби Фишера») о детских годах известного шахматиста Джошуа Вайцкина Аллен сыграла мать юного дарования.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 100 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Редко когда история подкидывает настолько кинематографичные ситуации, в которых вместо сценария может быть копипаст статьи из Википедии и никто не заметит разницы. «Жертвуя пешкой» — фильм про величайший шахматный поединок, дуэль Фишер-Спасский, когда в 1972-ом году мир, погрязший в холодной войне, съежился до размеров шахматной доски. Русский против американца, коммунист против демократа (хотя по своей натуре Фишер был кем угодно, но не демократом), здравый рассудок против гениального безумия. Бобби Фишер был параноиком, антесиметом, антикоммунистом, антиглобалистом, шизофреником и, что фильм боится сказать открыто, редкостным мудаком: давно понятно, что Спасский не выдержал давления неженки Фишера, который выдвигал столько условий, что рано или поздно сломался бы любой. Все равно что завтра Криштиану Роналду попросит играть на пустом стадионе мячом для баскетбола.

    Сам по себе фильм — стерильный байопик с чутка переигрывающим Магуайром и крутым Шрайбером. Отличная тенденция: в трех лентах минувшего года про Холодную войну (первые две — это «Агенты А. Н. К. Л.» и «Шпионский мост») русские представлены как хороший вдумчивый противник, без всякой клюквы и прочих Ащьф Лштшфум. А вот режиссура Эдварда Цвика для такого кино чересчур хрестоматийна: сразу видно, что автор вдохновлялся «Играми разума» и клишированными спортивными драмами (ох уж эти стереотипные кадры с прильнувшими к экрану зрителями и горящими таблоидами Бродвея).

    Но как и в любом спортивном кино, в «Жертвуя пешкой» центральный персонаж не именитый спортсмен и не его антагонист, а сам спорт. Сам феномен игры. В данном случае — это шахматы. Игра, которая сводит с ума, в которой после четвертого хода следуют четыре миллиарда различных комбинаций. Четыре миллиарда, из которых нужно выбрать всего одну.

    23 июля 2016 | 16:47

    Надеюсь вам известно, про «матч столетия» произошедший во времена «холодной войны», если так, для вас не будет вам секретом, финал и сам основной сюжет фильма «Жертвуя Пешкой». А тем, кто знаком с документальным фильмом о Бобе Фишере, или хотя бы сам удосужился прочитать статью в интернете, вообще будет не особо интересно его смотреть. Так вот, со своим содержанием данная кинолента, ничего нового не расскажет. Однако! С тем как у неё закручено действие, картину можно счесть мастерским произведением в жанре интеллектуального триллера со здоровым напряжением, увлекательной подачей материала, сильной драмой.

    У Эдварда Цвика, создателя мощных голливудских блокбастеров («Последний самурай», «Осада», «Кровавый алмаз»), одного хорошего сказа о великом английском писателе («Влюбленный Шекспир»), противостояние двух сверхдержав получилось передать по-человечески натурально и естественно, конечно в плане художественном. Режиссер умело лавирует между комедией и трагедией положения Фишера, обманывая зрителя, увлекая за собой, давая ему неподдельно, отличное зрительское кино. Разумеется, не обошлось без капли «клюквы», только нужно отдать должное создателям, Спасский в лице актёра Лива Шрайбера (попадание в один, в один) олицетворяет образ спокойного, уравновешенного и советского человека, в хорошем смысле слова. Соперник, под стать к самому Бобу Фишеру, которого исполнил смазливый Тоби Магуайр, часто впадающий в сомнения и подозрения насчёт легитимности проведения турнира, разбирающий телефонную трубку в поисках «жучков», он постоянно на нервах. Киноделы поняли, надо передать не соперничество двух империй, их идеологий, а борьбу, происходящую внутри героев, их психологию, характеры, причину и следствие паранойи (особенно у Фишера).

    При жизни Фишер, являлся тем ещё фокусником и артистом, выделывающим различные номера администрации и своим помощникам, достаточно немного просмотреть его биографию. Вот, например: девственность потерял с гостиничной проституткой, отношения внутри семьи были далеко не сахарными, да и вообще человеком он сам был далёко не из лёгких, но был талантливым и одержимым! А, у бывшего Паучка, вышло это преподнести верно. Да и вообще актёр он неплохой. А тут, своей игрой, заставляет верить, в то, что он и есть Боби Фишер, не тот про которого писал куплеты-анекдоты, Владимир Высоцкий, а именно тот самый реальный человек!

    Политика отходит далеко на второй план, что, кстати, чрезмерно радует, всё действие сосредоточено на людях, на их поведении. Ведь шахматы, одна из тех игр, способных повлиять на строение личности и его поведение. Лично я знаю таких людей, сам им мог, когда стать, именно поэтому данная тематика меня интересует. А что до самого фильма? Его нужно смотреть, по одной причине, — приличный экскурс в историю того важного случая, ставшего легендарным как для всех гроссмейстер, просто любителей шахмат, так и для людей знающих историю. Да и проделан на качественном уровне, монтаж, звук, оригинальная музыка Джеймса Ховарда, операторская работа Брэдфорда Янга («Сельма», «Самый жестокий года»), сценарий Стивена Найта, известного нам по поездке Тома Харди («Лок»), добротные актёры на второстепенных ролях, — Лили Рэйб, Питер Сарсгаард, Майкл Стулбарг. Благодаря вложенным усилиям людей, картина отнюдь не скучна, как это может показаться для многих.

    И самое важное, внесено несколько необходимых мыслей о вреде переусердствования и переутомления, вопросы затрагивающие цену престижа, семейные отношения, изменение самого себя. Ведь на шахматной доске, страсти кипят не хуже, чем на войне, а иногда очень сильно. К финалу, глаза прикованы не только лишь к шахматной доске, но и даже к рисунку морщин, на лицах соперников и к стрелкам часов, отсчитывающих секунды! И как-то руки сами собой аплодируют, потому как Фишер, герой, но не своей страны, а самостоятельный герой!

    Гениальность, — безумие? Или, всего лишь термин, определяющий одержимость чем-либо? На этот вопрос Цвик не ответит, он лишь даст добротный образец о понятии этого слова гениальности в своём фильме, который достоин вашего зрительского внимания, ещё тем фактом, он говорит о важной личности из жизни двадцатого столетия.

    18 декабря 2015 | 00:38

    Бобби Фишер — легендарная фигура в мире шахмат. Его противостояние с не менее легендарным Борисом Спасским навсегда вошло в историю. В поединке за шахматной доской схлестнулись два гения, две страны, две мировоззренческие позиции.

    «Жертвуя пешкой», как вы уже поняли, представляет себя историю, происходившую в реальной жизни. Перед авторами стояла задача не только сделать качественный фильм, соблюсти все нюансы и тонкости этой работы, но и в точности следовать историческим фактам, не нарушая хронологию и сами события, не привирая в пользу какой-либо из держав, так как фильм, помимо истории становления самого Бобби, рассказывает о духовной войне США и СССР. Фильм чуть было не бросился в полноценный рассказ о холодной войне, но в определенный момент вспомнил то, чем же он является на самом деле, продолжив рассказывать о Бобби Фишере, роль исполнил Тоби Магуайр, которого было очень приятно увидеть в данном амплуа, не часто он жалует публику хорошими ролями. Тоби удалось с филигранной точностью показать на экране все, что требовала от него роль. Наблюдая за его персонажем, Бобби Фишером, не удастся сказать: «Не верю», настолько Тоби вжился в роль высокомерного гениального безумца.

    «Жертвуя пешкой» — классическая история о гениальном безумце, приправленная, как я уже упомянул выше, политической подоплекой. История начинает повествование с тех лет, когда будущий чемпион мира по шахматам был еще мальчишкой. Фильм знакомит зрителя с мотивами, побудившими юного Бобби Фишера заняться шахматами. Уже с детства Бобби проявлял нехилую смекалку и сообразительность, выбивая противников из различных шахматных турниров одного за другим. Но уже во времена своей юности, у быстро ставшего одним из лучших игроков в Соединенных Штатах, Бобби Фишера начинают проявляться признаки высокомерия, а чуть позже и паранойи, так как за ним частенько, с самого детства, следили люди, из-за связей его семьи с коммунистами (напомню, шла холодная война между США и СССР).

    Люди, которые окружают Бобби Фишера, являются очень важной частью сюжета. Каждый их них показан своенравным человеком, преследующим свои собственные интересы, которые очень разняться в сравнении с интересами другого человека из окружения Бобби. Кто-то, помогая Бобби, преследует только политические цели. Для него, победа Фишера в чемпионате мира, ни что иное, как способ морально задавить Советский союз. Другие же люди искренне верят в Бобби и без всякой задней мысли стараются ему помочь.

    Бобби Фишер с детства был неординарной личностью, приобрёл известность не только как обладатель выдающегося шахматного дарования, но и как скандалист. Его постоянно сопровождали скандалы, он всегда старался поставить себя выше других участников соревнований, требовал привилегий, нарушал регламент, причём часто делал это грубо и демонстративно. Он легко мог согласовать какое-либо мероприятие со своим участием, а затем в последний момент отказаться без объяснения причин либо под надуманным предлогом. Он постоянно опаздывал к началу партии, к чему со временем все привыкли. Но, частично, именно это и помогло Бобби Фишеру выиграть поединок за звание чемпиона мира по шахматам у Бориса Спасского, показанного в фильме серьезным, умным и воспитанным человеком.

    В итоге мы имеем полотно, сумевшее за весьма скромный по меркам Голливуда бюджет, в полной мере воссоздать атмосферу того времени, не забыв про раскрытие персонажей и мотивов, движимых ими. Красивая картинка, приятная слуху музыка и необычные монтажные приемы так же нельзя оставить без внимания. Актерские работы, в особенности Тоби Магуайра, безусловно, точно попадают в образ. Сценарий и режиссура не подвели, но, увы, ничего нового они нам также не показали. «Жертвуя пешкой» доносит до зрителя весьма банальные мысли, имевшие место в ряде других произведений, к тому же рассказанные там лучше, чем в этом фильме. Как бы то ни было, фильм получился хорошим, но, к сожалению, на большее он не в состоянии рассчитывать, как бы создатели не старались.

    10 февраля 2016 | 15:09

    Казалось бы, невозможно снять интересный фильм на такую скучную тему, как шахматы. Но «Жертвуя пешкой» опровергает это утверждение, будучи захватывающим и напряжённым триллером, который, конечно, выходит далеко за пределы шахматной темы.

    Лента режиссёра Эдварда Цвика и сценариста Стивена Найта — это биографическая драма об американском гении Бобби Фишере. Фильм рассказывает историю маленького еврейского мальчика, который живёт в Бруклине с матерью-коммунисткой и сестрой и проявляет феноменальные способности в шахматах. В четырнадцать лет он стал самым молодым за всю историю чемпионом США. Фишер одерживал победу за победой, получил звание гроссмейстера в 15 лет и вскоре выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира.

    Однако его постоянно сопровождали скандалы. Будучи гением шахмат и обладателем феноменальной памяти, он совершенно не умел находить общий язык с людьми, грубо нарушал регламент соревнований, требовал привилегий и демонстративно выказывал своё недовольство.

    Кульминацией фильма становится турнир за титул чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике в 1972 году, где Бобби предстояло сразиться с действующим чемпионом мира Борисом Спасским. Конечно, в картине этот матч между американцем и русским представлен не просто как бой двух гениев в интеллектуальной игре, а как ключевое столкновение сверхдержав, находящихся в состоянии «холодной войны».

    Политика рвётся в ленте на первый план, даже порой перекрывая тему шахмат. КГБ, президент Никсон, прослушка, коммунизм. Шахматная доска здесь как метафора поля боя. А игроки — будто главы сверхдержав, как марионетками управляющие фигурками-людьми. «Жертвуя пешкой» — не только трагедия гения, дар которого становится для него проклятьем, но и драма о том, что жизнь простого человека ничто на глобальной политической арене. Он всего лишь пешка в руках властелинов мира.

    Весь саспенс и психологическая составляющая фильма, конечно, держится на игре Тоби Магуайра. Он удивительно органичен в роли скандального гения, одержимого паранойей и практически скатившегося в безумие. Постоянно думая о том, что за ним следят, Бобби (Тоби Магуайр) проверял свои номера в отелях на наличие жучков, раскручивая телефонные трубки, разрезая картины и вспарывая мебель. Его паранойя доходила до таких крайностей, что ставила под угрозу всю его карьеру шахматиста. Пребывая практически в безумии, он не мог сосредоточиться на игре и делал непростительные ошибки, которые вырывали победу у него из рук и окончательно выбивали почву из-под ног.

    В противовес взбалмошному и капризному Фишеру, советский шахматист Борис Спасский, главный соперник молодого американского гения, представлен как невозмутимая скала. Лив Шрайбер в этой роли — практически советский Джеймс Бонд. Он спокоен, с иголочки одет, находится в прекрасной физической форме и скрывает глаза за тёмными очками. Его постоянно окружает целая делегация в чёрных костюмах. Но Цвик очень умно показывает уязвимость Спасского, когда маска самоуверенности спадает с него и открывает все страхи советского шахматиста. По сути, он настолько же безумен и одержим паранойей, как и его американский коллега. Разница лишь в том, что именно Фишер видит среди миллиардов комбинаций тот единственный верный ход, который приводит его к победе.

    «Жертвуя пешкой» — увлекательный шахматный триллер, местами переходящий в эксцентричную комедию про психов на фоне драмы о «холодной войне». Хоть это и не великое кино и не феноменальный шедевр, лента Эдварда Цвика представляет собой очень интересный с художественной и психологической точки зрения байопик.

    29 ноября 2015 | 13:27

    Во времена холодной войны противостояние между русскими и американцами чувствовалось даже на киноэкране, достаточно вспомнить, как в кульминации «Рокки» герой Сталлоне самозабвенно побеждал советского боксёра, как карикатурно изображали советских бандитов и шпионов. Казалось бы, времена холодной войны давно канули в лету, но голливудский кинематограф продолжает оставаться чудовищно несправедливым по отношению к русским: наши шпионы и бандиты по-прежнему карикатурны, Балтасар Куркумур в недавнем «Эвересте» уделил ничтожно мало времени россиянину Анатолию Букрееву, единственному члену той печальной экспедиции, по-настоящему проявившему в трагичном восхождении героизм. От режиссёра уровня Эдварда Цвика, постановщика «Легенд осени», «Последнего самурая» и «Кровавого алмаза», выбравшего для «Жертвуя пешкой» легендарное шахматное противостояние между американцем Бобби Фишером и русским Борисом Спасским, подобной некомпетентности никто не ждал, но фильм при этом потрясающе несправедлив к русским.

    Бобби Фишер, сын бедных еврейских эмигрантов, живущих в Бруклине, с раннего детства бредил шахматами. Ещё пятнадцатилетним мальчишкой он обыгрывал опытных мастеров, став самым молодым гроссмейстером в истории США, что дало ему право претендовать на чемпионский титул. Однако на пути к шахматной короне Фишеру нужно было преодолеть два непреодолимых препятствия — не менее даровитого советского гроссмейстера Бориса Спасского и собственную паранойю, полностью парализующую сознание Фишера во время игры.

    Всем своим фильмом Цвик преследует одну единственную цель -вызвать уважение к фигуре незаслуженно забытого на родине Бобби Фишера, и надо сказать, удаётся ему это блестяще, но кинематографические приёмы, к которым он прибегает для достижения цели достаточно спорны. Я, например, сбился со счёта, пытаясь сосчитать сколько раз в картине прозвучало словосочетание «парнишка из Бруклина», обозначающее непринадлежность Фишера к американской элите. Несведущие американские зрители при этом могут подумать, что Спасский, переживший Великую Отечественную в блокадном Ленинграде, а после войны долгое время питавшийся супом из картофельных очистков- ведь многодетной матери -одиночке попросту нечем больше было кормить детей, родился с серебряной ложкой во рту. Да нет, нищее детство Спасского мало чем отличалось от детства Фишера, при чём и в плане шахматной одарённости — Спасскому хватило года занятий в шахматном кружке, чтобы в десятилетнем возрасте выполнить норматив первого разряда и стать рекордсменом СССР. Однако обо всём этом в фильме Цвика не говорится ни слова, более того, Спасский по сравнению с Фишером предстаёт перед нами эдаким карикатурным Голиафом с мощным телом, уверенной походкой и скрытыми за тёмными очками глазами. Однако, оставим этот аспект «Жертвуя пешкой» на совести его создателей, ведь это кино о нечто большем, чем о противостоянии двух великих спортсменов.

    В первую очередь, это кино о преодолении себя. Фишер, в конце концов, смог победить собственный разум, подчинить себе своих тараканов в голове и сыграть на чемпионском уровне, забыв о собственных абсурдных требованиях о проведении матча в зале для пинг-понга без присутствия журналистов. При этом Цвик подчёркивает, что паранойя Фишера вовсе не была необоснованной, и оба шахматиста были лишь пешками в «шахматном» поединке американских и советских спецслужб. Но безумство героев Цвика не заставляет жалеть их, как героев «Авиатора» Мартина Скорсезе или «Игр разума» Рона Ховарда, это трагикомичное безумство призвано скорее, развлечь зрителя способностью чудаковатых героев превратить в шоу обычную поездку в аэропорт. Добавьте к этому убедительное воспроизведение Цвиком духа той эпохи, когда шахматной лихорадкой не заболел разве ленивый (пусть Цвик и несколько погрешил против исторической истины — игры Фишера и Спасского никогда не транслировались в прямом эфире, а об исходах матчей журналисты узнавали из сводок телетайпа), и вы поймёте, что при умелом подходе даже байопик о самом нединамичном виде спорта может быть вполне захватывающим. Пусть он и чертовски некомпетентен с позиции изображения противоборствующих сторон.

    8 из 10

    23 декабря 2015 | 11:46

    На сегодняшний день тема психических расстройств в кино и на телевидении стала ну уж очень популярна. Вспомнить хотя бы бесконечных детективов и сыщиков с синдром Аспергера. Такие истории, как «Жертвуя пешкой», конечно же снимали и будут снимать, но в последнее время, возможно только лично для меня, они становятся все более актуальными. Драма о человеке который просто «сгорел на работе», чей гений не смог выдержать такого напряжения, просто изрывая сам себя. Наверное, всем талантливым людям свойственна разного рода одержимость, правда, некоторые умеют ее тщательно скрывать, поскольку общество и социальное окружение диктует свои условия. Однако, Бобби Фишер не собирается ничего скрывать и, таким образом, показан крайне капризным, инфантильным параноиком. Фишер, судя по всему, действительно жил на грани, на грани рассудка. Бесконечная паранойя, глобальное правительство, теории заговора, масоны, коммунисты, риск отравления, все это преследовало его воспаленный игрой мозг. Этому отчасти способствовало и давление окружающих его людей, война мировоззрений, попытки реванша США на мировой арене в самый разгар холодной войны, на фоне поражения во Вьетнаме. Особенно интересно наблюдать, как победы Бобби буквально заражали всю американскую нацию, да и весь мир настоящей шахматной лихорадкой. В шахматы играли повсюду, в школах, в больницах, в парках и кафе. По популярности в тот год шахматы можно сравнить разве что с футболом в наши дни. И это такая вот, казалось бы, не зрелищная игра с маленькими фигурками на доске.

    Режиссер Эдвард Цвик (Легенды осени, Последний самурай) с помощью работы оператора Брэдфорда Янга (Самый жестокий год) рассказывают эту драму в классическом стиле, через хмурые лица крупным планом, длинные напряженные диалоги и тревожную музыку, но получается вполне неплохо и совсем не скучно. Примерно 90% всех съемок проходят в четырех стенах, что, в принципе, тоже характеризует состояние главного героя.

    Актерская игра не вызывает нареканий. Главная роль очень подходит Тоби Магуайру, который и в повседневной жизни славится своим скандальным поведением. Лили Рэйб в роли Джоан, старшей сестры Бобби Фишера радует глаз, хотя, после просмотра Американской Истории Ужасов, я уже уверен, что она может сыграть практически все и, по-моему, достойна гораздо больше экранного времени. Особенно радует Лив Шрайбер в роли Спасского, который, как выясняется под конец, оказывается «товарищем по несчастью».

    Напоследок еще пара понравившихся цитат:

    «Это кроличья нора. После первых четырех ходов открывается больше трехсот миллиардов комбинаций. Партий в 40 ходов больше, чем звезд в галактике. Это может свести вас с ума»

    «Людям кажется, что тут море возможностей, но есть всего лишь один правильный ход. И в конце концов у тебя нет выбора»

    Смотреть если нравятся:

    психологический драмы, байопики.

    Похожие фильмы: Игры разума, Игра в имитацию

    7 из 10

    5 января 2016 | 22:45

    Это — Отличный фильм о жизни шахматного гения, Роберта Джеймса Фишера, где зритель знакомится с тем, как он начинал играть в шахматы, какие цели ставил перед собой и добивался их. Главная его цель — это стать чемпионом мира по шахматам. Фишер, шаг за шагом приближается к своей цели. Выигрывает престижные супер турниры и турнир претендентов, получая право сражаться с тогдашним чемпионам мира, Борисом Спасским за звание чемпиона мира по шахматам.

    Роль Роберта Фишера играл Тоби Магуайр. Он отлично играл свою роль, полностью передавая зрителю своеобразный, сложный и непредсказуемый характер Фишера, который всегда ставит свои условия, Шахматной Федерации, журналистам. Именно благодаря ему миру шахмат пришли часы Фишера, цель которых — добавление дополнительного времени на каждый ход в шахматной партии. Он всегда считал, что шахматист не должен проигрывать партию из-за потери времени. Он даже изобрел свои шахматы

    Роль Бориса Спасского играл Лив Шрайбер, который поражает своим внешним сходством на Бориса Спасского. При первом появлении Лива Шрайбера, тебе сначала кажется, что это — сам Борис Спасский. Бориса мы видим в фильме как серьезного, педантичного, официального человека, который уверен в себе, и уважает своего соперника, изучая его партии, и стиль игры.

    6 февраля 2016 | 18:47

    «Он что у вас, рок-звезда?»

    Главный герой не имеет никакого отношения к року, но звездной болезнью страдает успешно с самого детства. А отношение он имеет, как и следует из названия — к шахматам. Бобби Фишер, сыгранный Тоби Магуайером, — гений игры интеллектуалов. Он с юных лет одерживает победы на всевозможных чемпионатах. Его сравнивают с Да Винчи. Про него говорят, что «он хотя бы позволяет гордиться Америкой».

    Фильм — биография, поэтому по замыслу режиссера художественные кадры сменяет хроника, за которой идут застывшие, словно на фотографии люди, на фоне которых происходит действие.

    Фильм сделан с юмором. Комизм достигается как репликами в диалогах, так и самой сюжетной линией. Высмеивается все: шахматы, советские шахматисты, любовь и религия.

    Кроме того, динамика сюжетной линии сохраняется благодаря довольно интересному противостоянию. У главного героя есть антагонист — элегантный, спокойный и вдумчивый шахматист Борис Спасский в исполнении Лива Шрайбера. Его спокойствие и уверенность противопоставлены заносчивости и начинающемуся психозу Бобби Фишера. Они зеркально отражают друг друга. При этом, у них есть общая цель — оба мечтают о том, чтобы шум вокруг них затих, а они смогли сосредоточиться на игре с действительно достойным соперником.

    Режиссер фильма — Эдвард Цвик уже много лет, как — известный профессионал своего дела. Его «Легенды осени» и «Последний самурай» входят в списки фильмов для обязательного просмотра киноманов. Основное удивление вызывает то, что режиссер взялся экранизировать биографию шахматиста, по которой существует достойный документальный фильм. «Бобби Фишер против всего мира». Сам же режиссер в интервью объясняет, что хотел показать внутренние процессы, происходящие в Бобби Фишере, включая развитие его личности в контексте взросления. С этой целью в фильме приведены хроника и фотографии. Что же касается игры Тоби Магуайера, то он отлично подошел на эту роль, в силу того, что сам по себе олицетворяет сочетание таких противоположных качеств, как сдержанность и одновременно, периодически проскальзывающую драматическую внутреннюю борьбу.

    Эдвард Цвик сам играл в шахматы в детстве и следил по телевизору за игрой Фишера и Спасского. Сравнение Фишера с рок-звездой совсем не случайно. Стильный, вспыльчивый и непредсказуемый, он был среди первых, как «Beatles», и им восхищались не меньше, чем другими знаменитостями того времени. При этом, он был чрезвычайно одиноким. И, конечно, понять его до конца вряд ли возможно.

    Фильм, безусловно, понравится любителям шахмат и интеллектуальных игр. Кроме того, прогрессирующая паранойя главного героя делает кино интересным и для тех, кто увлекается психологическими триллерами. Наконец, описанный период истории — «холодная война», шпионаж, «игра столетия» — темы для бесконечного обсуждения и анализа.

    26 декабря 2015 | 03:01

    Если кто-то подумает, что фильм о шахматном противостоянии двух сверхдержав, то он ошибется.

    Если бы кто-то хотел показать противостояние, то показал бы в подробностях все, начиная с Межзонального шахматного турнира, который Фишер выиграл с потрясающим результатом 18,5 баллов из 23, оторвавшись от ближайших преследователей, в том числе от представителя СССР Геллера, на 3,5 очка.

    А ведь потом была выдающаяся серия матчей, которую Фишер выиграл с блеском: четверть финала с Таймановым (СССР) со счетом 6:0, полуфинал с Ларсеном 6:0 (а ведь на Межзональном турнире Фишер ему проиграл), финал с Петросяном (СССР) 6,5:2,5.

    Разгром СССР!!!

    И всего этого в фильме нет!!! Так о чем этот фильм?

    Может быть он о шахматистах? Но можно ли рассказать о шахматах, не остановившись хотя бы на одной позиции, на том, как её анализируют, на том, что такое вообще мир шахмат, особенно в те времена?

    Так о чем же он, черт побери, этот фильм?

    Ведь в нем успехи Фишера признаются сквозь зубы. А в самом конце фильма нам напоминают, что Фишер умер не так давно, в 2005 году. Полностью свихнувшийся бродяжка. Маргинал, отказавшийся от миллионных гонораров.

    (Ещё Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза).

    Так вот о чем фильм. О свихнувшемся Фишере. О Фишере — параноике, которого нельзя воспринимать всерьез. Режиссеры так сосредоточились на этом заказе ФБР, что забыли даже о стандартном ведре американских помоев в адрес СССР.

    Бесконечные крупные планы Тоби Магуайера (Фишера) с безумным взглядом. А что… Тем, кто помнит улыбку Фишера на фото, уже за 60. Правда, есть интернет. Но кто туда полезет, посмотрев фильм?

    Что ещё помнят старички?

    А они помнят, что у Фишера была не только коммунистическая мама, но и почти коммунистические взгляды. Что за ним и на самом деле следили ФБР и ЦРУ. Что поведение Фишера — не паранойя, как нам пытаются представить авторы фильма, а элементарная защитная реакция на действия ФБР, считавшего, как минимум, что антивоенная деятельность Фишера наносит ущерб престижу США.

    И «паранойю» Спасского нам почти не показали. Точнее, показали, будто он подозревает слежку КГБ. Нет и намека на то, что Спасский подозревал, что его систематически травят американские спецагенты в прямом смысле, подсыпая в еду нечто, вызывающее сонливость и депрессию. Нет даже упоминания о том, что Борис похудел за матч на 8 килограммов. Что еду стала готовить жена.

    Вот такие два параноика. Нервное напряжение игроков помноженное на закулисные махинации двух сверхдержав. И оба игрока возненавидели свои державы, убивающие шахматы в угоду политике. Спасский эмигрировал уже в 1976 году во Францию. Фишер остался на родине, но тоже покинул её после 15 лет остракизма и унижений.

    В 1992 они оба показали всему миру неприятие политики США по отношению к Югославии, сыграв там свой матч. Фишер вынужден был бежать из США в Венгрию, а после вхождения Венгрии в НАТО в 1999 году — на Филиппины.

    Что знали эти два еврея о евреях, вообще тайна. Но и эта тема их объединяла.

    В 1999 выступление Фишера в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший холокост, теперь пытаются захватить весь мир…».

    Ещё в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Всё начальство — евреи, тайные евреи или ЦРУшные крысы, которые на евреев работают. …Посмотрите, что они натворили в Югославии».

    Уже на Филиппинах он заявил о терактах в США в сентябре 2001 года: «Это великая новость. Давно надо было дать Штатам пинок под зад. Я аплодирую этой операции и хочу стать свидетелем того, как Америка исчезнет с карты мира».

    Отчаявшись экстрадировать Фишера в США, как гражданина, правительство США аннулировало его паспорт, т. е. фактически лишило гражданства. Потом в 2004 году была осуществлена операция по переезду Фишера в Японию, где его задержали, содержали в тюрьме у Фукусимы и отравили изотопами. В 2005 году он скончался в Рейкьявике в возрасте всего 64 года. Вот так США разделываются с неугодными им «параноиками».

    10 из 10

    Фильм на 100% показал всю гнусность американской пропаганды, сделанной, как и обычно, очень качественно.

    29 декабря 2015 | 12:53

    Борьба умов, битва нервов, соревнование интеллектов — всё это про шахматы. Нельзя представить себе более яркого игрока, более неистового и преданного Игре человека чем Роберт Джеймс Фишер. Да, возможно Каспаров и Карпов лучше, а Михаил Таль — неповторим, и но звезда Фишера на шахматном небосклоне останется одной из самых ярких ещё долго.

    Сам фильм получился странным. Да, он биографический, а значит должен вроде бы рассказать о многом, но в то же время и сделать упор на чём-то главном. В итоге главное — матч за звание чемпиона мира в Исландии, вернее даже на шести партиях и мании преследования главного героя. Не маловато ли? Совсем вскользь будет упомянуто о дальнейшей жизни Фишера, после того самого матча. Разумеется, американские авторы решили не говорить о том, что после той самой победы в 72-м Роберт не сыграл НИ ОДНОЙ ПАРТИИ в официальных турнирах ФИДЕ. В том числе и в матче против выпускника МГУ Карпова в 75-м. А ведь это одна из самых главных трагедий шахмат в целом — противостояние гения, а Фишер действительно гений игры, и выдающегося бойца Карпова могли бы войти в сокровищницу шахматной мысли.

    Что понравилось, так это ещё один пункт, на который делают упор создатели фильма. Каким бы классным шахматистом не был Фишер, он навсегда остался маленьким обиженным мальчиком, да ещё и скованным различными страхами. Вырос как профи, но не слишком вырос как человек. Капризы — в этом весь истинный Фишер.

    Тот матч был больше чем просто матчем. С 1946 советские шахматисты превратили это соревнование в эдакий междусобойчик, а тут не просто иностранец, а ещё и американец. И тот самый шахматный бум 70-х в США — отголосок игры ОДНОГО человека. Которого сыграл, и возможно не очень-то и убедительно Тоби Магуайр. Пардон, но Лив Шрайбер был явно лучше. Многие привыкли видеть его угрюмым мужиком из леса, а тут он предстаёт уверенным, жёстким, твёрдым, но все же располагающим к себе игроком. Даже внешне он оказался очень похожим, возможно это дальние корни.

    А самое главное «фи» заключается вот в чем. Количество событий, связанных с этим матчей — огромно. Но создатели фильма решили ими пренебречь. Им оказалось важнее показать общую картинку, хотя фильм всё равно развивался довольно медленно и временами нелогично. Удивительно, что был упомянут ныне здравствующий ветеран Тайманов, его Фишер в турнире претендентов обыграл 6-0, но не было сказано ни слова о том, что после того жесточайшего поражения у Тайманова по прилёту домой «нашли» книгу Солженицына и он стал «невыездным». Штрих, деталь, но очень известная. Странно ещё и то, что с тем же счётом в следующем раунде был вынесен Бент Ларсен, самый сильный шахматист в истории Дании! Хотя за два года до того был «Матч Века`в котором именно Ларсен был первой доской, а Фишер — второй.

    И таких мелочей, из которых можно было бы собрать ещё минут 30 экранного времени — масса. Цвик предпочёл ускорить процесс подачи информации и переживаний героя ради динамики. И, возможно, не выиграл в качестве. Получился немного скучноватый фильм с упором на важнейшее событие в жизни личности, но за счёт отказа от очень большого числа других. Тот кто не слишком погружён, или был погружён как я, в мир шахмат даже не почувствует, что ему чего-то не хватает. По простой причине — а он даже и не знал об этом, и пришел посмотреть на старину Тоби.

    И не узнает. А жаль.

    21 ноября 2015 | 02:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>