Карта российских кинофестивалей. Где, как и что смотрят в 2025 году
После 2022 года в стране драматически выросло количество фестивалей. Несмотря на санкции, международных стало в два раза больше (65 в 2019-м и 130 в 2025-м). «Кинотавр» закрылся, но на его статус и наследие претендуют сразу несколько новых фестивалей. В целом кажется, что, несмотря на все возможные претензии, киносцена в России стала громче и увлекательнее. Кинопоиск подготовил гид по всему многообразию наших фестивалей, включая региональные оазисы артхауса, закрытые ивенты и даже фестиваль, на котором кино не показывают! Прописка от Калининграда до Благовещенска, и о каждом из них можно составить примерное представление с помощью нашего путеводителя, чтобы решить, куда ехать смотреть (если вы журналист) или куда отправить фильм (если вы кинематографист).
Это обновляемый материал
Зима
Фестиваль контента стриминговых платформ Original+
Дата и место проведения
25–27 февраля, Москва
Ключевые лица
Программный директор — Сусанна Альперина, киножурналистка, редактор приложения «Российская газета — Неделя», автор телеграм-канала Alperina
История
Проходит с 2022 года в дни киноиндустриального форума CSTB.PRO.MEDIA при поддержке «Российской газеты», студии «Красный квадрат» и других партнеров. Фестиваль показывает сериальные новинки, однако с 2024 года в программе появилась новая категория — «Шоу». В новый конкурс попали проекты VK, Rutube, «Дзен», «Одноклассников» и других платформ, в том числе Кинопоиска: представил в этом году видеоподкаст «Министерство поп-культуры» и был партнером фестиваля. Также появилась номинация «Инновация» за самые высокотехнологичные достижения
Чем примечателен
На Original+ могут показать не первую, а, допустим, третью или пятую серию конкурсного сериала. Необходимость оценивать материал, вырванный из контекста, многим не нравится, но организаторы настаивают на уникальности этой фишки и не собираются от нее отказываться. В вопросах организации Original+ есть куда расти: в прошлом году фестиваль, ежегодно проходящий в московском Loft Hall, не вместил всех желающих, а знакомство с программой стало непростым испытанием — в 2025 г. зал выбрали побольше. Выдерживать конкуренцию фестивалю непросто, и пока хиты уровня «Слова пацана» стриминги придерживают к «Новому сезону», а телевизионные проекты типа «Вертинского» чаще везут на «Пилот» в Иванове.
Весна
Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня»
Дата и место проведения
5 — 9 марта, Ханты-Мансийск
Ключевые лица
Президент фестиваля — Эмир Кустурица (с 2022 года, ранее Сергей Соловьев), председатель отборочной комиссии — Петр Шепотинник (с 2022 года, ранее Борис Нелепо)
История
В начале нулевых Сергей Соловьев пришел к губернатору ХМАО Александру Филипенко с простой идеей: организовать хороший фестиваль в хорошем месте (Соловьев влюбился в Ханты-Мансийск, оказавшись там с премьерой «Нежного возраста»). С 2003 года фестиваль стал центральным культурным событием города, а в последние годы еще и проводит показы в Москве.
После смерти САС в 2021-м главный приз в конкурсе «Русские дебюты» носит его имя. С 2023 года на базе «Духа огня» создана одноименная академия, включающая в себя «лаборатории, мастерские и школы этнокино» (о результатах ее деятельности пока никто не рапортует). В разные годы гостями и членами жюри фестиваля были Александр Абдулов, Кшиштоф Занусси, Олег Янковский, Георгий Данелия, Александр Митта, Фанмни Ардан, Венсан Перес, Катрин Денев и Пьер Ришар. В новой реальности с иностранными гостями сложнее: в 2023-м членом международного жюри стал индийский режиссер Бауддхаян Мукхерджи, в 2024 году жюри возглавил венгерский режиссер Бенедек Флигауф.
Чем примечателен
Актуальностью программы — здесь всегда показывали смелые, радикальные, экстремальные дебюты. Внимание и награды на «Духе огня» получали фильмы Ильи Хржановского («4»), Ксении Ратушной («Аутло»), Душана Глигорова («Ночь бойца»), Раду Жуде («Все в нашей семье»), Паоло Соррентино («Лишний человек») и Романа Михайлова («Сказка для старых»). Календарно в России это первый фестиваль авторского кино в году, по-своему настраивающий атмосферу сезона. В последние годы вектор международного конкурса сместился в сторону кино стран БРИКС (Бразилия, Египет, Индия, Иран, Китай, ОАЭ, Эфиопия и ЮАР).
В 2024-м фестиваль внезапно убрал из конкурса картину «Исчезнувший велосипедист», полнометражный дебют театрального режиссера Юрия Муравицкого: официально кино было не готово к показу. На фестивале 2025 года за день до старта поменяли фильм открытия: анимацию о Холокосте «Самый ценный груз» из-за жалоб активистов заменили на патриотическую комедию «Капитан четвёртого ранга» Ильи Казанкова («Позывной «Пассажир”»).
Кто победил в 2025 году: «Убить монгольскую лошадь», реж. Сяосюань Цзян (международный конкурс), «Ветер», реж. Сергей Члиянц (российский конкурс)
Сайт
Открытый российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест»
Дата и место проведения
19–24 марта, Суздаль
Ключевые лица
Директор фестиваля — Александр Герасимов, председатель Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России. Программный директор — Наталья Лукиных, кинокритик, преподаватель школы-студии «Шар»
История
Впервые фестиваль прошел в 1996 году — в пансионате «Березовая роща», недалеко от Тарусы. Первое время названия у него не было, а в конкурсе участвовали не только анимационные фильмы, но и рекламные ролики, видеоклипы и даже телезаставки (сложно представить, как все это судили и награждали). С 2002 года фестиваль переехал в гостиницу-гигант ГТК «Суздаль», где и обрел название «Суздальфест».
Чем примечателен
Безусловно главный фестиваль отечественной анимации. В дни проведения гостиница превращается в настоящий фестивальный центр — в одном месте показы, в другом лекции, мастер-классы и воркшопы художников. Здесь устраивают премьеры и авторским работам, и мейнстримной анимации — в том числе новым частям «Трех богатырей» и «Смешариков». По регламенту показывают мультфильмы не только из России, но и из Беларуси. Неизменная фишка — памятные дощечки с автографами художников-мэтров для трех лучших фильмов, которые набирают наибольший зрительский рейтинг. В последние годы режиссеры-аниматоры чаще работают дома (ковид подтолкнул, а технологии позволили), поэтому «Суздальфест» — одна из немногих точек пересечения, где профессионалы встречаются друг с другом вживую. Для жителей и гостей города показы бесплатны.
В 2025 году «Суздальфест» вошел в список международных кинофестивалей Минкульта — судя по всему, в программе может появиться зарубежная анимация. За неделю до старта в новом статусе стало известно, что из программы убрали четыре мультфильма, в том числе посвященный теме домашнего насилия и советским репрессиям. На следующий день после открытия фестиваля скончался поэт и драматург Вадим Жук — многолетний ведущий открытия и закрытия «Суздальфеста».
Московский международный кинофестиваль
Дата и место проведения
17–24 апреля
Ключевые лица
Президент фестиваля — Никита Михалков. Программный директор, председатель отборочной комиссии — Иван Кудрявцев, ведущий программы «Индустрия кино»
История
Второй старейший — после Венецианского — кинофестиваль мира, проводится с 1935 года. Во время и после Великой Отечественной войны не проходил. Вернулся в 1959-м по инициативе тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой на волне оттепельной открытости (и как политический противовес Берлинале). В советское время проходил раз в два года и был синхронизирован с фестивалем в Карловых Варах (они шли по очереди), что важно, и не ограничивался фильмами из стран Варшавского блока (Берлин, например, принципиально не брал кино из этих стран). В начале 1970-х получил аккредитацию FIAPF, что означало попадание в первую лигу фестивалей, соблюдение стандартов и гарантию качества организации.В 2022-м членство ММКФ в организации приостановили, полностью обновилась команда и состав программ. Исчезли секции Андрея Плахова, Стаса Тыркина, Анжелики Артюх и других кураторов. Однако появился новый конкурс «Русские премьеры», собирающий авторское кино (премьеры Семёна Серзина, Бориса Акопова, Романа Михайлова, Юлии Трофимовой, Светланы Самошиной), секция хорроров «Дикие ночи» Егора Москвитина (как выглядит эта программа, можно увидеть в нашем гиде). Теперь фестиваль делает значительный акцент на картины дружественных стран — как в конкурсе, так и вне его.
Чем примечателен
Долгое время ММКФ был главным кинособытием страны, хотя с середины 2010-х идут разговоры о его кризисе. На нем можно было увидеть фестивальные хиты сезона, многие из которых не добирались до проката. Залы киноцентра «Октябрь» занимали киноманы — фестивальное расписание охватывает практически весь день. Сейчас доступность классного мирового кино сильно снизилась, и большую часть внеконкурсных программ занимают либо тематические ретроспективы, либо малоизвестные новинки с фестивалей третьего-четвертого порядка.
Основной конкурс оказывается не сильно интересным ни прессе, ни зрителям — к сожалению, такая тенденция сохраняется как минимум последние 30 лет. Хотя случались сюрпризы: тут показывали «Разноцветные бутоны» Юньфаня, «Фанатика» Генри Бина, «Дорогую Венди» Томаса Винтерберга, «Дзифт» Явора Гырдева и «Спасти зеленую планету!» Чан Джун Хвана. ММКФ давал неплохой шанс малоизвестным или начинающим режиссерам, у которых не было надежд попасть в Канны или Роттердам. Для российских проектов премьера на ММКФ оказалась не такой важной: последний раз большие релизы вроде «Орды» Андрея Прошкина или «Последней сказки Риты» Ренаты Литвиновой премьерились тут лет 10 назад. Исключение — «Сердце пармы» в 2022-м.
Фестиваль молодого кино «Новое движение»
Дата и место проведения
29 мая — 2 июня, Великий Новгород
Ключевые лица
Генеральные продюсеры — актер и режиссер Артём Михалков, кинопродюсер Максим Королев. Программный директор — кинокритик Вадим Рутковский, автор блога CoolConnections и телеграм-канала Vadirut’s Video
История
В середине 2010-х Артём Михалков занимался национальным фестивалем дебютов «Движение» в Омске вместе с программным директором Стасом Тыркиным и продюсером Полиной Зуевой, которая многие годы делала «Кинотавр». Смотр проводился шесть лет, открывая новые имена (Елизавета Стишова, Алена Полунина, Дмитрий Кубасов, Александр Вартанов и другие). Запустившееся в 2024-м «Новое движение» — в некотором роде перезапуск омской институции, но в другом городе и с обновленной командой.
Чем примечателен
Вадиму Рутковскому удалось в одном конкурсе собрать и кино для аудитории 0+ («Мухадракон»), и дебютную картину об уголовных делах за посты в VK («Мы жили счастливо»), и любительскую фантасмагорию о сепарации от родителей («Мох»), снятую за 40 (!) тысяч рублей. Показы проходили в зале Новгородской филармонии — пусть помещение не слишком приспособлено, это интересный опыт. Организаторы обещали «долгую и интересную жизнь фестиваля» — хочется в нее верить. Как минимум в 2025 году в Великом Новгороде, помимо конкурсных показов, организуют Кинорынок авторского кино — профессиональную площадку, где режиссеры и продюсеры смогут представить свои фильмы дистрибьюторам, платформам, телеканалам и продюсерским компаниям.
Международный фестиваль детского, семейного кино и анимации «Медвежонок»
Дата и место проведения
30 мая — 1 июня, Пермь
Ключевые лица
Президент фестиваля — Гавриил Гордеев (генеральный продюсер Okko). Программный директор — Егор Москвитин (с 2024 года, ранее Александра Лаврова)
История
Первый «Медвежонок» в 2023-м разразился как гром среди ясного неба: анонс состоялся в начале апреля, само событие прошло в начале лета. Молодой фестиваль позиционируется как «творческое пространство, которое объединяет детей и их родителей за просмотром добрых фильмов». Редкий фестиваль, где целенаправленно собирается исключительно семейный контент.
Чем примечателен
Пока ничем — из-за плотного расписания и сжатых сроков на фестиваль почти не обратила внимания федеральная пресса. Хотя «Медвежонок» понемногу масштабируется: в 2024-м, например, появилась программа детских сериалов. Именно на фестивале в Перми состоялась премьера самого доброго проекта 2024 года — сериала «Юг» Ивана Соснина. До 2025-го «Медвежонок» был российским смотром, с этого года получил международный статус — организаторы обещают, что это отразится на программе и списке номинаций, который будет расширен.
Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival
Дата и место проведения
Конец мая — начало июня, Москва
Ключевые лица
История
В 2024 году Beat Film Festival отпраздновал 15-летие. Начинался он с показов документального кино о музыке, но впоследствии тематика серьезно расширилась. В первый год проходил на одной площадке (кинотеатр «35 мм», закрылся в 2017 году), где показывали 10 фильмов. В 2024-м площадок было 11, а фильмов — 41. Каждую осень с 2013 года в 21 городе России проводится Beat Weekend — региональный спин-офф с фильмами-хитами. В 2015-м появилась программа «Смена» (позднее трансформировалась в национальный конкурс, сейчас — «Док индустрия»), где собирались отечественные проекты молодых кинематографистов (в основном с опытом в рекламе, но не только). Подробнее о фестивале мы писали здесь.
Чем примечателен
Один из немногих фестивалей в России, который проводится без господдержки (разово Минкульт поддержал Beat Weekend в 2021-м). Фестиваль существует на спонсорские средства и за счет продаж билетов: в разные годы его партнерами были коммерческие организации и культурные институции (Фонд Михаила Прохорова, «Райффайзен Банк», «Т-Банк», «Точка», Дом культуры «ГЭС-2»; с 2017-го партнером Beat выступает Кинопоиск). В индустрии Beat называют «одним из самых независимых кинофестивалей», трудно переоценить его вклад в популяризацию документального кино в России. Beat Film Festival открыл целую плеяду молодых режиссеров, стартовавших в документалистике: Настя Коркия, Маргарита Захарова, Таир Полад-заде, Филипп Задорожный и многие другие. В 2025-м Beat продолжит знакомить зрителей с заметными фильмами-участниками крупных мировых кинофестивалей. В этом году в программу среди прочих вошли «Цепные реакции», подготовленные к 50-летию «Техасской резни бензопилой», режиссерская работая Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени», а также док про культовую авангардную певицу, композитора и художницу Мередит Монк.
Лето
Фестиваль сериалов «Пилот»
Дата и место проведения
19–22 июня, Иваново
Ключевые лица
Президент фестиваля — Валерий Тодоровский. Генеральный продюсер — Антон Калинкин (с 2023 года, ранее Светлана Дрыга)
История
Проводится с 2018 года как фестиваль первых серий сериалов, снятых для онлайн-кинотеатров и телеканалов. Появился по инициативе губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, с 2023-го перешел под управление компании Антона Калинкина Red Carpet Studio и получил поддержку Минкульта (ранее «Пилот» существовал за счет регионального правительства, фонда «Академия российского телевидения» и АПКиТ). Тогда же параллельно с фестивалем стали проводить деловой форум «Пилот. Точка взлета» с презентациями онлайн-кинотеатров и телеканалов, деловыми панелями и питчингами; здесь выбирают лауреата в номинации «Самый ожидаемый сериал». На «Пилоте» профессионалы индустрии и журналисты впервые увидели «Вампиров средней полосы», «Колл-центр», «Родком», «Сергий против нечисти», «Красный 5», «Мамонты», «Цербер», «Она такая классная» и другие будущие хиты.
Чем примечателен
В первые несколько лет «Пилот» был настоящим тестовым полигоном. Сюда привозили пилотные эпизоды сериалов, судьба которых была под вопросом — некоторые проекты даже не имели заинтересованного канала или стриминга. Здесь их обкатывали, используя индустриальную аудиторию как фокус-группу. Атмосфера у «Пилота» строгая: сжатый тайминг (показы с полудня до восьми вечера), плотнейшее расписание — это настоящая Спарта в мире кинофестивалей. Многие проекты с первых «Пилотов» могли выйти к широкой аудитории спустя 2 — 4 года после премьеры в Иванове.
В последние годы многое изменилось: телеконтент стал наступать стримингам на пятки, а формат обкатки сменился презентацией уже нашедших дом проектов (иногда продюсеры показывают даже по две серии, нарушая регламент). В 2024 году «Пилот» прекратил сотрудничество с программным директором Егором Москвитиным, который долгие годы был его лицом. Теперь программу собирают видные деятели индустрии — в 2024-м это были сценаристы Андрей Золотарев и Сергей Минаев. Такой подход не всем понравился, однако Калинкин недовольных осадил: «Те, кто критикуют программу, — первые в очереди собирать ее в следующем году».
Кто победил в 2024 году: «Любопытная Варвара», реж. Юрий Коробейников («Лучший пилот. Выбор жюри»), «Убойный отпуск», реж. Сергей Дьячковский («Лучший пилот. Выбор зрителей»)
Сайт
Фестиваль кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского»
Дата и место проведения
26 июня — 1 июля, Иваново
Ключевые лица
Генеральный продюсер — Антон Калинкин (с 2024 года, ранее Константин Нафиков). Продюсер фестиваля — Екатерина Ванаг. Программный директор — Сергей Лаврентьев (с 2024 года, ранее Александра Лаврова). Куратор конкурсной программы — Ситора Алиева (киновед, экс-программный директор «Кинотавра»). Куратор программы короткого метра — Вадим Рутковский
История
Проводится с 2007 года, когда Ивановская область праздновала 75-летие Тарковского, открытие «Зеркала» было частью юбилейных торжеств. Поддерживается Минкультом России и областным правительством. С самого начала проходил в нескольких городах Ивановской области: в 2000-х и 2010-х показы были в Плесе, в последние годы основной блок проходит в Иванове, а торжественные церемонии с 2018 года в Юрьевце, на «родине детства» Тарковского, где семья режиссера жила во время войны.
На «Зеркале» случился круговорот программных директоров. Начинал собирать его киновед Сергей Лаврентьев (2007 — 2010), на один год его сменил Алексей Медведев, а в 2012-м фестиваль подхватил Андрей Плахов. После 2022 года «Зеркало» программировала Александра Лаврова, которая также собирала фестивали «Мир знаний» в Санкт-Петербурге и первый «Медвежонок» в Перми. В 2024-м за программирование «Зеркала» снова взялся Лаврентьев.
Менялись и президенты «Зеркала» (Инна Чурикова, Павел Лунгин, Сергей Бодров-ст.), и продюсеры — до Red Carpet Studio фестиваль делали Алексей Боков со своим агентством Bokovfactory, кинокритик и редактор Константин Шавловский и продюсер Константин Нафиков. С 2018-го на «Зеркале» проводят мастерские для местных жителей: подростков учат делать документальное кино и мультфильмы, а также знакомят с искусством и поэзией. В разные годы гостями фестиваля были Тео Ангелопулос, Кшиштоф Занусси, Ким Донг Хо, Амат Эскаланте, Рэйф Файнс, Йос Стеллинг, Эммануэль Каррер.
Чем примечателен
Это большой праздник для жителей Ивановской области. Как и другие региональные фестивали, он объединяет кинопоказы, лекции и прочие мероприятия. В 2010-е «Зеркало» выполняло функцию профессионального киноклуба: режиссеры и пресса жили в маленьком Плесе, камерная обстановка способствовала теплому общению. В программу попадали картины мэтров — Сергея Соловьева, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского и Андрея Звягинцева. Сюда привозили отличное зарубежное кино: «Альпы» Йоргоса Лантимоса, «Пылающего» Ли Чхан-дона, «Паразитов» Пон Джун-хо и «Анатомию падения» Жюстин Трие. В международном конкурсе фестиваля могут соседствовать зрительский арт-мейнстрим («Черный пес»), артовые эксперименты (дебют киноведа Сергея Кудрявцева »…И будет дочь») и выпускные студенческие картины («Отца сын», экранизация рассказа Шукшина «Охота жить» от Ильи Зимина, уроженца Иванова).
Несколько лет фестиваль устраивал спецтур «Кино на колесах», в рамках которого в областных центрах Ивановской области показывали фильмы программы с обсуждением. В 2019-м таким образом, например, показывали «Мальчик русский» Александра Золотухина, в 2021 году — «Шум» Даниэллы Рыбакьян. После фестиваля в 2021 году собственник старинного здания Юрьевецкого пивоваренного завода решил переделать заброшки под гостиницу. В 2024 году «Зеркало» переименовали — теперь это фестиваль кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского».
Фестиваль молодого кино Voices
Дата и место проведения
1–7 июля, Вологда
Ключевые лица
Директор фестиваля — Максим Горбов. Куратор кинопрограмм — кинокритик Сергей Дешин (оба раньше занимались проектом «КАРО.Арт», теперь управляют прокатной компанией «К24»)
История
Проводится с 2010 года при поддержке Вологодской области, администрации Вологды и компании «Северсталь». В центре внимания — полнометражные дебюты (первые и вторые фильмы) молодых режиссеров. Лауреатами Voices в разные годы становились Сергей Лозница, Уберто Пазолини, Александр Амиров, Александр Хант, Фин Трох, Иван Соснин и др. Гостями фестиваля были Наум Клейман, Белла Тарр, Кшиштоф Занусси, Марлен Хуциев, Александр Сокуров, Паоло Тавиани и др.
Чем примечателен
Один из самых душевных фестивалей страны, Voices меньше всего у журналистов ассоциируется с «работой в поле» (отчасти потому, что не отличается большим количеством российских премьер). Он проходит в месяцы, когда первые крупные фестивали уже отгремели, а осенний пул только впереди. На рекреационный лад настраивает и сама Вологда — вечерние сеансы проходят под открытым небом в Кремле, построенном Иваном Грозным, собиравшимся когда-то перенести в Вологду столицу. Вместе с показами проводятся разные культурные мероприятия — от тематических выставок и лекций до музыкальных концертов.
Как и многие другие региональные фестивали, Voices — праздник в первую очередь для местных жителей. Только в рамках фестиваля у них есть возможность увидеть авторское кино, которое вряд ли доедет до местных кинотеатров («Блажь» Ильи Поволоцкого, «Сказка» Александра Сокурова, «Волнами» Сергея Кальварского, «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой и др.). Фестиваль лишен пафоса и светской суеты, с 2022 года у Voices даже нет жюри — победителем становится фильм, больше других полюбившийся зрителям.
Фестиваль нового российского кино «Горький fest»
Дата и место проведения
10–16 июля, Нижний Новгород
Ключевые лица
Президент фестиваля — Михаил Пореченков. Генеральный продюсер — режиссер и сценарист Оксана Михеева. Программный директор — Андрей Апостолов, киновед, главный редактор киностудии «Ленфильм», автор телеграм-канала «Опостылов»
История
Появился в 2017 году. Приглашает в конкурс в основном молодых кинематографистов, хотя ими не ограничивается. В разные годы участниками и призерами «Горький fest» были Кира Коваленко, Жанна Бекмамбетова, Тамара Дондурей, Дмитрий Тюрин, Михаил Сегал, Иван И. Твердовский, Михаил Бородин, Роман Михайлов. Пережил смену двух программных директоров: начинал собирать фестиваль Виктор Прокофьев — ныне программный директор фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Через несколько лет за «Горький fest» взялся Никита Карцев, главный редактор журнала «Искусство кино». С 2022 года по настоящее время программу собирает Андрей Апостолов.
Чем примечателен
В одном конкурсе тут может соседствовать не только игровое и документальное кино, но и полные метры с короткометражками. Воспринимается подобная мешанина, мягко говоря, не без труда, но есть в ней некоторое обаяние. Несмотря на свежесть фестиваля, он может похвастаться немалым количеством открытий: Александра Стреляная («Невод»), Егор Чичканов («Не в форме»), Андрей Феночка («Это я»), Шота Гамисония («В постели»), Радик Рахимов («АльфаРомео»), Максим Кулагин («По-мужски»), Алексей Камынин («Невидимое»). Эти имена прозвучали в Нижнем Новгороде до обретения авторами успеха с сериалами на стримингах и полными метрами в прокате.
В последние годы «Горький fest» стал площадкой для якутских кинематографистов. В 2023 году Евгений Николаев показал здесь короткий метр «Кукушка» — через год режиссер сделал на ее основе полнометражное кино (правда, отправил его уже в конкурс «Зеркала»). В 2024-м на фестивале показали короткий метр «Торбаса, или Как мы рубили мясо»: сценарий к фильму написал все тот же Евгений Николаев, спродюсировал Дмитрий Давыдов, а снял его брат, Никита Давыдов. Победителем фестиваля в 2024 году также стал фильм якутского режиссера Сергея Потапова.
Примечателен ежегодный показ сборника короткометражек с аукциона Светланы Бондарчук «Action!», который организуют в рамках фестиваля. Как правило, эти работы либо вообще оказываются недоступны зрителям (права номинально продают состоятельным людям в благотворительных целях), либо их выкладывают авторы спустя несколько лет. Сам «Action!» проходит ежегодно в начале декабря, в Нижний Новгород привозят лишь избранные картины.
Фестиваль российского кино «Окно в Европу»
Дата и место проведения
8–14 августа, Выборг
Ключевые лица
Президент фестиваля — Сергей Урсуляк (с 2022 года, ранее Армен Медведев). Программный директор — Андрей Апостолов (с 2022 года, ранее Алиса Струкова)
История
Один из старейших национальных фестивалей — проводится с 1993 года. В программе не только игровое кино — есть конкурсы и документальных картин, и анимационных фильмов. В 1998 году открылась Аллея славы «Окна в Европу», на которой — по аналогии со звездной аллеей Голливуда — кинематографисты оставляют отпечатки ладоней. Гостями фестиваля были Вячеслав Тихонов, Анатолий Ромашин, Станислав Ростоцкий, Алексей Петренко. Редкий фестиваль, где финальное заседание жюри (с 2006 года) проходит в открытом формате: каждый из участников публично высказывает мнение о программе и российском кино в целом.
Чем примечателен
В Выборге важнее всего не конкурсная интрига (призов много, достаются почти всем), а расслабленная атмосфера и психологический климат. Нет гламурного амбьянса, нездоровой конкуренции и кулуарных интриг. Среди традиций — олдскульная практика заселения журналистов в гостиницу по двое в номер; непривычно, но такие правила.
До 2021-го «Окно в Европу» считался фестивалем второго плана, или, как говорили «маргинальной резервацией»: если ваше кино не взял «Кинотавр», Выборг утешит. По-настоящему больших открытий фестиваль не сделал. Яркий пример — взявший главный приз фильм «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, который российская пресса прошляпила и обратила на него внимание лишь после релиза на зарубежных платформах и феноменального рейтинга Rotten Tomatoes.
В 2023 году фестиваль пережил нелепую попытку переименования — из «Окна в Европу» в «Выборг», — которую откатили уже на закрытии. В 2024-м из конкурса «Окна в Европу» исчез фильм «За нашим домом сад» — картина с Надеждой Михалковой о событиях Первой чеченской войны пропала без объяснения причин.
Фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче»
Дата и место проведения
19–24 августа, Калининград
Ключевые лица
Владелец и организатор — Антон Калинкин. Генеральный продюсер — Екатерина Ванаг. Отборщики короткого метра — кинокритики Вадим Рутковский и Надежда Королева. Отборщик полнометражного дебютного кино — Ситора Алиева
История
Проводится с 2013 года как фестиваль короткого метра. Его основатель — губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, до 2021 года генпродюсером была Светлана Дрыга — актриса, модель и жена губернатора. В 2021-м права на проведение фестиваля получила компания Red Carpet Studio Антона Калинкина. С 2023 года «Короче» расширился благодаря новому конкурсу полнометражных дебютов, который курирует Ситора Алиева.
Чем примечателен
Редкая инициатива, поддерживающая авторов короткометражных фильмов. На фестивале их показывают, награждают, но также помогают с промоушеном и прокатом. Например, в 2016 году при поддержке «Короче» альманах победителей был показан в кинотеатрах 35 городов России. «Короче» объединяет индустрию, прессу и простых зрителей: любой калининградец может прийти на показ бесплатно по регистрации, сюда также привозят федеральную прессу, изучающую перспективных молодых авторов.
В 2024 году по инициативе редакции журнала «Искусство кино» на фестивале открыли лабораторию, в рамках которой происходит экспресс-анализ короткометражек сразу после конкурсного показа. От экспертов прошлого года — режиссера Наталии Мещаниновой и главреда «Искусства кино» Никиты Карцева — можно было услышать немало занимательных реплик. В 2024-м из конкурса пропал фильм «СЛОН» — полнометражный дебют актрисы Маруси Фоминой, история последнего свидания офицера Георгия Осоргина в лагере на Соловках. Официально — по причине отсутствия прокатного удостоверения («Короче» не международный, а российский кинофестиваль, такой документ у всех фильмов должен быть), неофициально — из-за неудобной темы.
Кто победил в 2024 году: «Яблоки», реж. Варя Маценова («Лучший короткий метр»), «Чистый лист», реж. Полина Кондратьева («Лучший полнометражный дебют»)
Сайт
Осень
Международный фестиваль документального кино «Докер»
Дата и место проведения
4–14 сентября, Москва
Ключевые лица
Директор и продюсер фестиваля — оператор Ирина Шаталова. Программный директор — режиссер и продюсер Настя Тарасова. Технический куратор — режиссер Игорь Морозов. Куратор образовательной программы — режиссер Татьяна Соболева
История
Фестиваль вырос в 2015 году из одноименного киноклуба, в котором показывали авторское документальное кино. Его проводит команда энтузиастов, которая стремится представить в России разные направления и жанры современной документалистики. От небольших показов и камерных встреч с режиссерами за 10 лет «Докер» дорос до международного кинособытия, где помимо показов проходят образовательные мероприятия, дискуссии (например, о драматургии в доккино) и мастер-классы.
Чем примечателен
Щедрой инклюзивностью: здесь можно обнаружить мокьюментари, научно-популярный док, found footage, экспериментальный док или док, снятый на камеру мобильного телефона. В программу может залететь что угодно — и кинопортрет сербского снайпера, воюющего за ДНР, и спродюсированный каналом ZDF фильм-предупреждение о юном помощнике Жириновского. Единственный фестиваль неигрового кино в России, где оценивают не только режиссуру, но еще операторскую работу, монтаж и даже звук. Вектор «Докера» направлен в сторону независимой документалистики, созданной без больших бюджетов. Как и на других международных кинофестивалях России, после 2022 года в программу проникает контент дружественных стран.
Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Дата и место проведения
Середина сентября, Сочи (Роза Хутор)
Ключевые лица
Директор и продюсер фестиваля — Полина Зуева (до 2021 года — коммерческий директор и продюсер «Кинотавра»). Автор идеи — основатель и генеральный продюсер компании Yellow, Black and White Эдуард Илоян
История
Проводится с 2022 года на горном курорте Роза Хутор, недалеко от Сочи. Фестиваль, где де-факто нет программного директора: каждая онлайн-платформа сама выбирает для показа по два сериала и фильм (либо три сериала, если полнометражного кино нет). С 2023-го к скринингам добавилась деловая программа.
Чем примечателен
В отличие, например, от «Пилота», «Новый сезон» — выставка достижений, витрина российского стримингового хозяйства. Платформы, по словам топ-менеджеров, здесь не соревнуются и ничего никому не продают, а «просто показывают». Возможно, поэтому главная награда «Нового сезона» присуждается сериалу с формулировкой «самый ожидаемый», а не «самый лучший». Председатель попечительского совета, который становится условным куратором фестиваля, каждый год меняется. Уже были Илоян (в 2022 году), Гавр Гордеев из Okko (в 2023-м) и Александр Косарим из Wink (в 2024-м).
Расписание на «Новом сезоне» плотнее, чем на «Пилоте»: в 10 часов начинается деловая программа, показы фильмов и сериалов могут закончиться к 11 вечера, а дальше — вечеринки! Каждый год фестиваль преследует «проклятие исчезновения»: в 2022-м из программы выпал сериал «Монастырь», в 2023-м — «Бар „Один звонок"» с Данилой Козловским, в 2024-м ленту «Знакомство родителей» заменили картиной «Один день в Стамбуле».
Кто победил в 2024 году: «Аутсорс», реж. Душан Глигоров («Самый ожидаемый сериал»), «Где наши деньги?», реж. Владимир Зинкевич («Самый лучший фильм»)
Сайт
Международный кинофестиваль дебютных фильмов Евразийского континента «Одна шестая»
Дата и место проведения
13–18 сентября, Екатеринбург
Ключевые лица
Президент фестиваля — Евгений Григорьев, режиссер и креативный продюсер Свердловской киностудии. Программный директор и куратор конкурса игрового кино — кинокритик и фестивальный отборщик Егор Москвитин. Куратор конкурса неигрового кино — Мария Готлиб
История
Проходит с 2022 года при поддержке и активном содействии Свердловской киностудии, которая переживает перерождение (с 2021-го на базе киностудии запустили 16 проектов). Программа составляется по зеркальному принципу: к каждому российскому фильму в игровом и неигровом конкурсах кураторы стараются подобрать похожий по тематике зарубежный фильм. В качестве наград «Одна шестая» вручает статуэтки из пирита — одного из символов Урала.
Чем примечателен
Изюминка «Одной шестой» — профессиональные интенсивы, запись на которые закрывается задолго до старта фестиваля. Это актерская лаборатория (ее курировала актриса и продюсер Юлия Хамитова, с 2024 года — актер Егор Корешков) и сценарная лаборатория (под началом написавшего «Слово пацана» Андрея Золотарева).
Кинопрограмма у «Одной шестой» небольшая и пестрая. Здесь показывали историю бойца Иностранного легиона, выполняющего задание в африканских джунглях («Диско-бой»), комедийный хоррор с Ириной Горбачёвой («Папаша в бегах»), кино о женщинах, которые сражаются с террористами («Врата сна»), и фильм о монгольских шаманах («Город ветра»).
В деловой программе «Одной шестой» (в 2024-м ее курировала Юлия Хамитова) не тратят время на беседы о судьбах кинематографа, а сосредоточены на индустриальных новостях. В прошлом году здесь анонсировали индийскую адаптацию «Вызова», французскую версию «СуперБобровых», полнометражный фильм на основе сериала «Сама дура», новый международный проект компании Arna Media (про жутких акул!) и мистический фильм по мотивам «Битвы экстрасенсов» (сценарист — Игорь Поплаухин).
Открытый российский фестиваль кино и театра «Амурская осень»
Дата и место проведения
14–21 сентября, Благовещенск
Ключевые лица
Президент фестиваля — продюсер Сергей Новожилов. Программный директор — сценаристка и режиссер Александра Жукова
История
В 2002 году начинался как небольшой региональный фестиваль российского полного метра, но быстро развивался. С середины 2010-х стал отбирать короткометражные картины. В 2021 году на «Амурской осени» открылась лаборатория незавершенных проектов, где можно показать короткие и полные метры, а продюсеры и дистрибьюторы дадут фидбэк и скажут, где и что подправить. В 2024-м «Амурская осень» превратилась в международный фестиваль, фокусирующийся на кино Центральной и Юго-Восточной Азии, Индии и странах Дальнего Востока.
Чем примечателен
Наличием театрального конкурса, появившегося в 2005 году, который в 2010-м окончательно превратил «Амурскую осень» в «Фестиваль кино и театра».
За двадцатилетнюю историю здесь проходили премьеры Наны Джорджадзе, Владимира Мирзоева, Александра Цоя, Максима Шабалина, Олега Асадулина. Вниманием федеральных медиа фестиваль не избалован, но для жителей Благовещенска и области это большое культурное событие.
Фестиваль актуального российского кино «Маяк»
Дата и место проведения
4–8 октября, Геленджик
Ключевые лица
Продюсер фестиваля — исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев. Программный директор — кинокритик и программный директор кинотеатра «Художественный» Стас Тыркин
История
Впервые прошел в октябре 2023 года, организатором выступил Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм» Романа Абрамовича. «Маяк» претендует на звание реинкарнации «Кинотавра»: в основном конкурсе — авторские картины российских кинематографистов, многие из которых создавались при поддержке «Кинопрайма». В 2024-м «Маяк» стал еще больше напоминать фестиваль в Сочи — к конкурсу игровых полнометражных фильмов добавился конкурс короткого метра.
Чем примечателен
Сильной программой: в 2023-м была «Чума» Дмитрия Давыдова, «Фрау» Любови Мульменко, «Год рождения» Михаила Местецкого, в 2024-м — «Вечная зима» Николая Ларионова, «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева, «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой. Второй важный момент: специально для показов на «Маяке» Минкульт внедрил временное прокатное удостоверение. Такой документ, например, впервые был выдан «Каникулам» выпускницы МШК Анны Кузнецовой. Впоследствии «Каникулам» выдали и обычную прокатку, хотя ее пришлось ждать больше года после премьеры в Геленджике. Практику временных прокатных удостоверений после «Маяка» Минкульт сделал повсеместной — такие документы получали фильмы «Наступит лето» и «Ровесник» (на «Окне в Европу»), а также «День недели — любой» и «ON и Она» (на «Зимнем»).
Темп «Маяка» — не релакс, как на Voices, но и не напряженка, как на «Пилоте». Конференции и просмотры проходят в деловом центре при пятизвездочном отеле «Метрополь», в котором расселяют гостей и благодаря которому «Маяк» становится самым фешенебельным фестивалем страны. Единственное неудобство — невозможность прилететь в Геленджик, аэропорт которого закрыт с 2022 года. Большая часть гостей приезжают на «Маяк» на поезде «Москва — Новороссийск» и успевают познакомиться и подружиться за 22 часа в пути.
Кто победил в 2024 году: «Кончится лето», реж. Владимир Мункуев, Максим Арбугаев
Сайт
Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку»
Дата и место проведения
17–25 октября, Санкт-Петербург
Ключевые лица
Президент фестиваля — Алексей Учитель. Программный директор — кинокритик и историк кино Михаил Ратгауз. Председатель отборочной комиссии международного конкурса — главред журнала «Сеанс» Василий Степанов. Куратор национального конкурса — кинокритик и театровед Алена Солнцева. Куратор экспериментального конкурса In Silico — режиссер Михаил Железников
История
Один из первых российских фестивалей, начавших пропагандировать документальное кино. Возник 1988 году на пике перестройки — сначала в рамках документальной секции ММКФ, но уже в 1989-м стал самостоятельным мероприятием. Сохраняет международный статус, хотя в 2022 году, как и у ММКФ, членство «Послания» в Федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) было приостановлено. Ежегодно собирается международный конкурс из игровых, документальных и анимационных картин, национальный конкурс и конкурс экспериментальных работ In Silico. За более чем 30-летнюю историю на фестивале побывали десятки зарубежных кинематографистов, среди которых Джанфранко Рози, Клод Ланцман, Вернер Херцог и Паоло Соррентино. В 2024-м управлением фестиваля занялась новая команда.
Чем примечателен
«Послание к человеку» собирает актуальный док сезона — и российский, и иностранный. На несколько дней киноманы и синефилы занимают все площадки фестиваля, бронируя билеты на большую часть сеансов. Киновузы города, как правило, отпускают на показы студентов, а на обсуждениях картин с участием режиссеров можно просидеть до глубокой ночи. После исчезновения в России международного фестиваля документального кино «Артдокфест» именно «Послание к человеку» оказался площадкой для знакомства с самой передовой — в рамках законов и обстоятельств — мировой и отечественной документалистикой. Впрочем, посмотреть здесь можно и необычное игровое кино, которое в последние годы составляет около 1/3 программы.
Большой фестиваль мультфильмов
Дата и место проведения
24 октября — 5 ноября, Москва
Ключевые лица
Генеральный директор фестиваля — Дмитрий Шлепнев. Программный директор — журналист, театральный и анимационный критик Дина Годер (до 2022 года вторым программным директором была Мария Терещенко). Исполнительный продюсер — бывший сотрудник пресс-службы фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма» Виктор Федосеев
История
Крупнейший фестиваль авторской анимации, который проходит с 2007 года. До 2022-го его поддерживал Фонд Михаила Прохорова, в последние годы БФМ финансируют Минкульт и «Союзмультфильм». Сперва на фестивале вручались только зрительские награды, но с 2020 года работают два жюри — в международном и национальном конкурсе. С того же года стали показывать конкурсную программу онлайн. Эмблему фестиваля, бегущую девочку Анимашу, нарисовал режиссер и художник Иван Максимов.
Чем примечателен
У БФМ впечатляющий масштаб: помимо киноцентра «Октябрь», фестиваль проходит на десятках площадок по всей Москве — среди них, например, районные библиотеки, где показывают бесплатные программы для детей. В разные годы на фестиваль приезжали мировые звезды анимации — Кодзи Ямамура, Жорж Швицгебель, Михаэла Павлатова, Гиль Алькабец, Жан-Франсуа Лагиони. Каждый год на БФМ читает лекцию Юрий Норштейн. Помимо этого, проходит множество мастер-классов по техникам анимации, сценарному мастерству и озвучиванию мультфильмов.
Форум кино и литературы «Читка»
Дата и место проведения
20–21 ноября, Москва
Ключевые лица
История
Впервые прошел в 2019 году под названием «Фестиваль экранизаций», программным директором была киножурналистка Сусанна Альперина. С 2020 по 2022 год не проводился, но вернулся в 2023-м — как Форум кино и литературы «Читка» под управлением компании Red Carpet Studio Антона Калинкина.
Чем примечателен
Здесь кино не показывают (разве что демонстрируют небольшие отрывки на презентации) — здесь о нем говорят. Издательства, продюсеры, сценаристы рассказывают о планах экранизировать тот или иной литературный первоисточник, а жюри и зрители судят о том, какие у будущего кинопроекта шансы на успех и окупаемость. «Читка» — место пересечения интересов издательств, агентств, журналистов, авторов будущих экранизаций и продюсеров. С 2023 года проходит еще и питчинг, где презентуются пока неизданные произведения со свободными на рынке правами. Дискуссии на «Читке», как правило, проходят остро — чего стоит обсуждение 90-х на фестивале 2024 года с участием писателя Роберта Гараева («Слово пацана»), отборщика Ситоры Алиевой, журналистки Наи Гусевой и режиссера Александра Велединского («1993»).
Кто победил в 2024 году: «Тоннель», реж. Илья Ермолов, «Ганди молчал по субботам», реж. Юрий Зайцев («Самые ожидаемые экранизации»)
Сайт
Московский еврейский кинофестиваль
Дата и место проведения
14–21 сентября
Ключевые лица
Основатель и генеральный продюсер фестиваля — кинопродюсер Егор Одинцов. Председатель попечительского совета — Александр Борода (президент Федерации еврейских общин России, гендиректор Еврейского музея и центра толерантности). Программный директор, куратор игрового кино — куратор спецпроектов Дома культуры «ГЭС-2» Сергей Сдобнов. Куратор документального кино — журналист Егор Сенников
История
Проходит с 2015 года. Тогда художница Ваня Боуден («Бык», «Конференция») вместе с Русиной Лекух занимались еврейским киноклубом при «Сохнуте», а Егор Одинцов вел киноклуб израильского кино при посольстве Израиля в Москве. Вместе они организовали еврейский кинофестиваль. Название и специфику не нужно было выдумывать — мировой бренд Jewish Film Festival уже существовал (одна из новелл киноальманаха «Свидетели», спродюсированного Одинцовым, приняла участие во многих JFF по всему миру), так что команда сделала фестиваль по имеющемуся формату. Позднее к организации МЕКФ присоединился Российский еврейский конгресс и фонд «Дженезис». В 2016-м команда попыталась расшириться, запустив Екатеринбургский и Санкт-Петербургский еврейские фестивали, но закрепиться в регионах не удалось. Раньше МЕКФ проходил весной, с 2020-го — осенью.
Чем примечателен
Программа строится на этнической, культурной и религиозной идентичностях еврейского народа по всему миру. Это важная деталь, на которую порой не обращают внимания, путая фестиваль с Неделей израильского кино. На одной площадке еврейского фестиваля могут показывать VR-кино, на другой — ретроспективы заслуженных авторов (Лев Кулешов, Борис Шпис, Владимир Корш-Саблин). В 2024-м фильмом открытия фестиваля стала «Зона интересов» Джонатана Глейзера — одна из самых титулованных картин года.
Зима
Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Дата проведения
1–7 декабря, Москва
Ключевые лица
Генеральный продюсер — кинопродюсер Максим Королев. Программный директор — продюсер Наталья Мокрицкая
История
Проводится с 2022 года и, по общему мнению, стремится занять нишу, освободившуюся после исчезновения «Кинотавра» (только поближе к Садовому кольцу). При этом Наталья Мокрицкая от таких сравнений публично открестилась.
Чем примечателен
Помимо конкурсных показов, на фестивале проходит Форум киношкол, где студенты и выпускники показывают и обсуждают свежие работы. На «Зимнем» впервые показали «Айту» Степана Бурнашева, у которой после проката со скандалом отозвали удостоверение. В том же году в конкурсе были «Большие змеи Улле-Калле» Алексея Федорченко, «Наводнение» Ивана И. Твердовского, «Волны» Михаила Брашинского. Конкурсная программа 2024 года вызвала у критиков вопросы — непонятно было, кого здесь вообще награждать (похожая ситуация сложилась с документальным конкурсом «Окна в Европу», где жюри отказалось присуждать главный приз).
Международный кинофестиваль стран Арктики Arctic Open
Дата проведения
3–7 декабря, Архангельск
Ключевые лица
Директор — Тамара Статикова, глава Поморского культурного фонда «Берегиня», который является учредителем фестиваля. Программный директор — режиссер-документалист Анжелика Долинина
История
Проводится в Архангельске с 2017 года при поддержке Губернаторского центра Архангельской области и областного Минкульта. Сохраняет международный статус — в 2024-м в программе были фильмы из 17 стран. В программе для киноманов — российские фестивальные хиты (от «Нового Берлина» Алексея Федорченко до «Ласточки» Малики Мухамеджан), для широкой аудитории — хиты зрительские («Пришелец» Ивана Соснина, «Мужчина и женщина» Владимира Котта). Есть и научно-просветительское кино, собранное при поддержке Северного Арктического университета. На фестивале работает сразу несколько жюри, которые присуждают награды в каждом из конкурсов — полнометражное кино, короткометражное кино, документальное, фильмы для детей и юношества, а также жюри научно-популярных картин.
Чем примечателен
В отличие от других фестивалей, воскресающих за несколько месяцев до события, Arctic Open работает почти круглый год. Этот фестиваль — часть большого культурного проекта: под эгидой Arctic Open развивается кинокластер. Благодаря кураторам фестиваля в Архангельске открываются киноклубы с обсуждениями, запускаются образовательные кружки мультипликаторов в малых поселках, а конкурсные фильмы идут в областных кинотеатрах — в Северодвинске, Котласе, Няндоме и других городах. На базе фестиваля развивается пул образовательных и творческих проектов — и Арктический питчинг проектов, и арктический кинотеатр под открытым небом, и инклюзивная детская мастерская анимации, и ежегодный семинар для арктических медиа. Фестиваль в полной мере соответствует заявленному девизу «Чтобы Арктика стала ближе».
Автор: Тимур Алиев
Иллюстрация: Павел Мишкин