всё о любом фильме:

Последняя сказка Риты

год
страна
слоган-
режиссерРената Литвинова
сценарийРената Литвинова
продюсерРената Литвинова
операторАнастасия Жукова, Алексей Бычков
композиторЗемфира Рамазанова
художникНаталья Силинская, Татьяна Юркова, Екатерина Сычева
монтажОлег Корнеев
жанр фэнтези, драма, детектив
бюджет
$200 000
сборы в России
зрители
Россия  62 тыс.,    Украина  10.8 тыс.,    Латвия  1.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (343)
ожидание: 91% (1236)
Рейтинг кинокритиков
в России
96%
25 + 1 = 26
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Часть съемок проходила в Доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.
    • Рабочее название фильма — «Их было три подруги».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1208 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть такой ненаучный, но жизненный синдром. Вдумчивый человек смотрит заумный (с переподвыподвертом) фильм, понимает в нём малую-прималую толику, и вооружившись этим крохотным знанием, бъёт себя в грудь, громко заявляя: «Шедевр!» А на деле в «шадевре» смысла — тот самый грош, что зритель выудил. Не больше. Просто человеку - раз: трудно признаться, что зря потратил время; - два: его переполняет гордость за себя. «Как же, я таки это досмотрел да еще что-то понял, я молодец!» Прямо как моя сестра после просмотра трёхчасового «Жертвоприношения» Тарковского или я после убитого времени на «Малхолланд драйв» (который, по мне, вообще издёвка над зрителем).

    То же самое с «Последней сказкой». Это хорошая идея для дебютной короткометражки. С чувством изобразить угасание, отчаяние, кризис, катарсис, чудо. Но так растягивать! Из пальца высасывать. Фильм донельзя простой и понятный, но перегруженный лишними нагромождениями, аллюзиями, стилизацией. Получилось, бесспорно, атмосферно, но… Пусто. Это еще один мудрёный русский фильм в ряду со многими ему подобными типа «Пыли» и прочих. Они стоят просмотра, чем-то цепляют, но их не захочется пересматривать. В них есть смысл, есть что-то, привнесённое автором, но в остальном — трата денег. Рената замечталась и напридумывала всякого, лишь одной ей понятного и нужного.

    Хотя, конечно, Литвинова — женщина талантливая. Хотя бы просто потому, что украшала собою кадр. После просмотра меня всю переполняла её женственность — хотелось плавно двигаться, мягко говорить. Её манера словно оседает в чуткой зрительнице. Нечто схожее ощутила и подруга.

    Видимо, существует такой тип людей, которые творят для себя. То, что фильм многим понравился, для автора есть хорошо. Но это не меняет сути дела — творческий человек каждый раз создаёт нечто просто для самореализации (качественное дорогостоящее хобби). Свои мысли, идеи — вкладывает туда, откуда мыслящие схоже могут это выудить. Остальные же видят ещё один образчик современного искусства и проникнуться им не в состоянии просто потому, что слеплены из иного теста. В чём их, конечно, нельзя винить. Они судят со своей колокольни. Которая тоже имеет место быть.

    22 октября 2012 | 23:22

    «Последняя сказка Риты» — противоречивый фильм. Рената Литвинова, бесспорно, талантлива. С первых секунд фильм погружает в специфическую атмосферу. Каждая деталь тонко прописана и все вместе образует единую пеструю картину. Образы развивают в картине глубокий подтекст. Однако, меня зацепило то, что фильм чисто женский. Здесь отсутствует мужское начало. Это женский мир, в котором мужчины второй сорт, предмет интерьера. Мужчины не интересны как личность, они представлены блекло и жалко. Яркие женские декорации, женские разговоры, женское общество и в итоге чувство, что чего-то не хватает. Не хватает Мужчины.

    После просмотра фильма возникло стойкое ощущение отсутствия жизни. Живой струи, свежего воздуха. Вся атмосфера картины пропитана запахом сигарет, надушенных платьев, постановочных декораций. По идее, в конце фильма должно возникнуть примирение и чувство жизни, ведь смерть по сути не так страшна. Но этого нет. Картина пропитана духом смерти, затхлым вкусом. «Последняя сказка Риты»- полностью отражает стиль Рената Литвиновой. Фильм позволяет погрузиться в атмосферу ее восприятия. Вот только при погружении хорошо бы не задохнуться.

    28 апреля 2013 | 03:22

    Как человек, прислушивающийся к своим снам по необходимости, чувствуя их преследовательскую сторону и обращаясь к ним, являясь, не побоюсь этого слова, поклонницей Ренаты Литвиновой, посмотрела данный фильм.

    Однозначно могу сказать, что это мое кино. Оно мое и я так чувствую — это не подлежит объяснению.

    Это красивое кино. Если во всем плохом и находить красоту, то это точно она.

    Это мой фильм, потому что он затрагивает любимую тему, являет перед собой знакомых персонажей, поддерживается качественным саундтреком. Все в нем, от костюмов до операторской работы — восхитительно!

    Это фильм для тех, кто не боится взглянуть страхам в глаза, но он и для тех, кто боится, потому что лик страха здесь является постоянно. Он сопровождал всю картину на протяжении съемочного момента, да и после него тоже.

    В фильм одновременно никто не верил, и все верили… Все от того, что многие боялись смотреть его, и до сих пор боятся найти свое кино.

    «Может быть у нее выровняется все? Такое бывает…Не выровняется?»

    Каждый человек увидит в этом фильме что-то свое и сложит о нем собственное мнение. «Последнюю сказку Риты» можно понять или не понять, можно любить, либо ненавидеть, но никак не держаться нейтралитета.

    Этот фильм полностью окутан Ренатой, нравится кому-то или нет, но он обязательно найдет своего зрителя.

    Главное для меня, это выразить благодарность Ренате Литвиновой за то, что она не побоялась бросить вызов всему современному российскому кинематографу, разрешив свой фильм большим экранам. Это поистине авторское, местами арт-хаусное произведение искусства от гениального многогранного режиссера.

    Что еще хочется добавить, на мой взгляд — это абсолютно и полностью атеистический фильм. Он не причастен ни к какой религии, и все то, что проявляется в дерзости, оно окружает нас и в реальной жизни. Вся серая, циничная, эгоистичная масса, не подвластная состраданию, но обуяемая страхом — еще очень сильно приукрашено в кино.

    Не могу не сказать пару слов о костюмах, и головном уборе смерти — все выполнено на отлично. Многое в атмосфере держится за счет данных костюмов. Весь фильм разбит на множество сцен и большинство из них легко можно рассматривать как одельные, если и не короткометражки, то клипы точно.

    Фильм ничуть не получился мрачным, цветопередача ведет глаз зрителя и, конечно, многие действия проработаны детально для привлечения внимания — это подчерк Ренаты Литниновой, узнаваемый особо в «Зеленом театре в Земфире».

    И если уж уподобляться стаду и начать заговаривать о киноляпах, которых в картине масса и все они весьма заметны, то это как раз и будет той самой верхней планкой эгоизма. Данный фильм просто на просто не подвластен обсуждению, он создан для просмотра, духовной подпитки и даже в немногом переосмыслении каких-то моментом бытия.

    Актриса, сценарист и в первую очередь режиссер Рената Литвинова создала фильм для понимающих…Но абсолютно каждый, даже возможно не найдя смысла в нем для себя, подчеркнет и откроет важную сторону, пока еще, жизни.

    10 из 10

    13 апреля 2013 | 22:26

    Фильм сон. Я включаю его, когда хочу погрузиться в особенную атмосферу нежности, чувственности и тонкого состояния души.

    Продуманно все до последней строчки-целостность. Начиная от показа титров на экране.

    После первого просмотра в кинотеатре было ощущение будто бы меня наполнили прекрасным густым напитком, благоухающим вином с терпким послевкусием.

    Сюжетная линия построенна на том как принять страх потери. Столкнуть нас с непоправимостью и простроить мост между болью и простотой принятия неизбежного.

    Картина подана как ювелирное украшение, насыщенна деталями. Как лавка, где можно найти разные предметы, начиная от красивых платьев и заканчивая скобяными изделиями.

    Атмосфера сцен, которые названы» Сон Риты».. позволяет ощутить то тонкое состояние между реальностью и запредельем. Туманность, дым, звуки, отдельные фразы, все способствует плавному погружению.

    Отдельной строкой хочется выделить юмор-тонкие вставки пикантные специи автора.

    Музыкальное сопровождение Земфиры и колоритный актерский состав.

    Прекрасная шкатулка сказка.

    10 из 10

    19 марта 2015 | 17:45

    Не согласен с восторженной оценкой сего опуса. По большому счету, это манерно-претенциозная халтурка, зады постмодернизма, выглядящая сегодня как анахронизм.

    Повсюду анемичные и стерилизованные персонажи, за которыми пропадает всякое желание наблюдать, а тем более анализировать их слова и поступки. Заурядный формализм без «истории» для «креативных» эстетов, незнающих как выпендриться в очередной раз.

    Ссылка на Бунюэля — более чем странная. Великий испанец был сюрреалистом (да и реалистом глубоким) не по форме, а по духу. Из бытовых и повседневных вещей он умел преображать и преломлять действительность простыми, но язвительными искрометными скетчами и умной иронией. Вскрывать абсурдность самой жизни из драматических коллизий.

    А в это «сказке» все искусственно, ненатурально, «бесчеловечно». Ни чувств, ни характеров, ни абсурда — ничего.

    Рената Литвинова — очередной надутый шарик, проткни его, и он в момент лопнет. За внешней мишурой и попыткой оригинальничать таится бесплодная пустота, да и что скрывать, обычная бездарность. Как, впрочем, и все ее безыдейно-приторное «творчество». В ее случае, чтобы не выглядеть дурой, лучше помолчать.

    17 января 2013 | 18:49

    Ирония сбежавших с лекции

    С первых кадров фильма, когда произносится имя Риты Готье, понимаешь, что ключ повествования — ирония. Здесь есть короткий и незамысловатый сюжет: девушка попадает в больницу, но она обречена, смерть уже поджидает ее. А она любит и любима и у нее есть подруга, работающая в этой больнице. Но ничто не поможет — «костлявая» делает свое дело. Однако «костлявая» вовсе не костлява — это роскошная женщина, да еще и с тонким сочувствием. И спутник ее — живой и юркий зверек, сама жизнь. И повествование о последнем пути становится рассказом о нашей реальности, провожающей свою жилицу в мир иной. Совершенно нереально пересказать все пародийные сюжетные фразы — их бесконечное число, начиная с облика больницы и врачебной пятиминутки и заканчивая элементами оформления похорон в помещении со скобяной лавкой и предложением рыбы для поминок…

    Да, действительно, Рената Литвинова настойчиво от фильма к фильму пробует с разных сторон тему конца жизни. Эти пробы каждый раз с другого бока. А вот здесь с улыбкой на серьезном лице. Я бы не посчитал этот фильм ни гимном соединению любви и смерти, ни попыткой утешения идущих к развязке, ни, тем более, философским осмыслением, хотя, что понимать под «философией»?

    Более всего этот опус напомнил мне юное озорство, затеи студенческой поры, когда мы сбегали через окно из аудитории на первом этаже и наперебой сочиняли немыслимое и вечное. Как и положено подобного рода произведениям, оно не подвинуло меня к размышлению о сути жизни, не огорчило и не развеселило, лишь настроило на ироничный фантазийный лад, совершенно уведя от патетики: ничто не «завершило свой печальный круг» и Коля, в отличие от Треплева, раздумал стреляться. Может потому, что Командор и вправду поднимает руки, указывая на пробивающееся солнце.

    Удивительно, что фильм необыкновенно ансамблевый — все персонажи стилистически как кирпичики плотно подогнаны друг к другу и, хотя старую докторшу я бы оценил несравненно выше Коли и тем более Нади, всё сложилось.

    Мне было интересно смотреть, хотя я не буду пересматривать и предполагаю, что кто-то уйдет, не дождавшись конца — что ж, это совсем не детектив.

    8 января 2013 | 00:56

    На выходных посмотрели этот потрясающе красивый фильм. Ну как красивый, относительно, конечно. Обшарпанные и разваливающиеся стены основного действа-сцены — заброшенного блока московской больницы очень ярко контрастируют с мега красивыми женщинами на экране. Рената Литвинова, как всегда, истинная богиня! Эти ее красные губы, ретро-костюмы и платья в пол, постоянно меняющийся макияж — от довольно скромного, до огромных стрел на глазах, высокие скулы, шляпы и прочие аксессуары — все увиденное завораживает. Даже после выхода из кинотеатра, в час ночи, хочется накрутить себе кудри и чувствовать, ощущать эту экранную женственность.

    Правда, в фильме Рената вовсе не богиня, а ангел смерти. Очень культурный, ибо пришла к своей новой «красивой» душе заранее и подготавливает ее к последнему выдоху. Делает все очень плавно, знакомится с Маргаритой Готье в образе медсестры Татьяны с говорящей фамилией Неубивко. Доверчиво выспрашивает о мечтах подопечной и последнем желании, как должна выглядеть смерть: «В платье как у тебя, таком же желтом и обязательно с шампанским, я его очень люблю», — отвечает Рита. Ее последняя сказка, момент перед смертью, будет именно таким. А что же в середине? Разрозненные монологи-высказывание, которые, как написано в афише фильма, действительно хочется растащить на цитаты.

    Фильм начинается с рассказа ангела смерти, ее своеобразного отчета в небесной канцелярии о проделанной работе. Рената постоянно держит в руках хорька. То говорит ему: «Замри», — и животное превращается в чучело, то оживляет его. Здесь-то и звучат несколько высказываний о земной жизни с «нечеловеческой» точки зрения. Чего стоит: «В этом городе у женщин очень ценились свидания с мужчинами, именно поэтому моя оболочка немного пострадала». Да, действие разворачивается в Москве, ангелу смерти очень нелегко в мегаполисе. Там есть, я бы сказала, даже некоторый политический подтекст. Рената периодически ходит с громоздким радиоприемником и возмущается, что мэр этого города постоянно сносит красивые здание и у нее, всей такой артистически-жеманной, ну просто не осталось уже порталов для переправки душ на тот свет! А приемник вещает: «Дом в Столешниковом переулке, номер такой-то, разрушен». Что это — укор бывшему или нынешнему мэру Москвы? Казалось бы, абсурдистика! И в этом фильме ее много, например, еще одна данность, которую непременно должна делать каждая культурная смерть — «Если смерть уважает человека, она должна прийти и предупредить человека, чтобы он подготовился ко встречи с ней». И ведь ангел смерти подготавливает Риту все 13 дней! Например, посылает своеобразные сны, где живую Риту мама укладывает в гроб и отбирает у той сигарету со словами: «Может хоть там бросишь», или другой — Риту на санях, уже мертвую, тащит ее подруга Надя вдоль заснеженной набережной (по совместительству, главный врач больницы, где лежит Рита на обследовании).

    Все это действительно интересно смотреть! Даже не из-за той самой абсурдистики, а из-за костюмов, людей, которых режиссер пригласила для съемок: бабушки, врачи на вторых ролях — все очень красивые женщины! Причем, везде и у всех, то в волосах, то на блузках, то на шляпах красуются набирающие сейчас обороты в городской моде брошки! В общем, красота в этом фильме-везде! Саундтрек Земфиры уже добавлен мной в контакте в аудиозаписи, а исполнение его в фильме, откладывается в памяти — Рената вытанцовывает так, словно она жена бога Шивы. В промежутках основной истории, походы в ритуальный магазин «Вечность», скандал с патологоанатомом, который после вскрытия бросает в утробу окурки, мистификация прощения-избавления от тревог, прикуривание через стекло, опустошенность среди воронов и многое другое. Моя рекомендация — идите и смотрите!

    24 октября 2012 | 11:17

    Многие пишут, что эта картина из чувств и создана ради них. Я не склонен спорить с большинством (по крайней мере тут), потому что странно было бы ожидать от Ренаты Литвиновой мудреного сюжета, который в большей степени означает анализ фильма, а не его чувственно-моральное восприятие.

    Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. Сюжет? Его можно описать одним предложением, но ценности фильма это не умаляет. Итак,

    Любовь Не знаю, как вас, а мне этот фильм только еще сильнее убедил в том, что нет чувства сильнее. Любовь творит чудеса, и даже после смерти способна заявить о себе, пусть даже в виде памятника, нелепо поднимающего руки к небу. Разумеется, увидеть такое могут не все, лишь те, кто способен ответить на такое великое чувство, кто заслужил.

    Смерть Перед смертью все равны… А вот и нет! Смерть тоже надо заслужить. какую жизнь прожил-такую смерть и жди. Для кого-то это будет страшная Крохоборова из гепатитного отделения, а к кому-то придет красивая и элегантная дама в желтом платье и с бокалом шампанского. Согласитесь, ради этого стоит прожить жизнь достойно!

    Поиски счастья Наверное странно, если ты всю жизнь думаешь, что несчастлив потому, что нет денег, дома, детей, любви, в конце концов… Да, для кого-то это самая большая беда, но для Нади поиски счастья завершаются получением прощения, наконец ее душа тоже нашла покой.

    Картина не для любителей, картина для ценителей.

    10 из 10

    6 января 2013 | 15:05

    Терри Пратчет на приеме у врача провинциальной больницы. Именно так выглядит визуальная часть нового фильма Ренаты Литвиновой. Смысловая же его часть абсолютно в духе литвиновского творчества. В черновом варианте рецензии я написал в ряд штук десять эпитетов, пытаясь выболтать из них наиболее подходящий для определения этого самого творчества, но понял что даже «самобытно» прозвучит избито. И поэтому остановлюсь на варианте «очень по-ренатолитвиновски».

    Ведь даже моих скудных знаний хватило на то, чтобы усмотреть аллюзии и на «Богиню», и на муратовские «Увлечения», и на сборник «Обладать и принадлежать». Но я всегда терпеть не мог высказываний и рассуждений, завязанных на знании контекста, потому что они моментально делят читателя «вхожего в» и «невхожего в». И поэтому постараюсь обойтись без них.

    Итак, завязка «Последней сказки…» происходит в некой небесной канцелярии, где Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой отчитывается перед строгой, похожей на Мерри Попинс, дамочкой о проделанной работе. Эта самая работа — смертельно больная девушка Рита Готье. История ее трехнедельного умирания в аварийном корпусе совдеповской больницы, и есть сюжет фильма.

    Умереть легко, кокетливо и сообразуясь с собственными представлениями об этом важном событии, Рите всячески помогает альтер-эго Смерти в нашем мире — медсестра Таня. Курящая, пьющая, с рваным шрамом на шее (салют, Владимир Афанасьевич), Таня жизнерадостна и неимоверно падка на мужиков. «Из-за такого образа жизни мое тело порядком поизносилось», признается Таня-Смерть во время отчета.

    Третья героиня фильма — лучшая подруга Риты, врач Надя, выходит на первый план повествования только во второй части фильма — уже после Ритиной смерти. Признаюсь, я не совсем понял этого персонажа, но если перевести ее образ на язык символики, я бы записал Надю в воплощенную мечту большинства самоубийц — возможность понаблюдать за тем, как некогда любивший тебя человек переживает, ощущает, осмысливает и не может простить себе твою смерть. Хотя при жизни ты уже перестал быть ему нужен. «Тогда поймешь, кого ты потеряла»

    А вообще парадоксально, но именно Смерть самый живой участник происходящего на экране действа. Именно она пытается хоть как-то расшевелить мертвое царство спасающих жизнь врачей.

    Хорошее кино. Немного сыроватое, немного театральное. Сказка, в которой курят. Заметно, что снималось на свои кровные, которых явно на все задуманное не хватало. Великолепные сны-интерлюдии. Ну и музыка Земфиры, за которой многие, в том числе и я, скучали больше, чем скучаешь за иными живыми людьми…

    В минусы фильма я бы записал некую однообразность, клонированность героев. Иногда складывалось впечатление, что в кадре не одна Рената Литвинова, а пять, и даже случайный прохожий говорит ее словами, ведет себя как она, поступает как она. Но не дотягивает в органичности. Точно также картонно выглядят тысячи эпигонствующих фамфаталей, неистово пытающихся влезть в литвиновский образ, на деле соответствуя уровню Елены Воробей.

    Бродский писал (а Васильев пел), что смерть — это то, что бывает с другими, подразумевая, что пока нас самих не коснется горе, нам на него плевать. Не видел смерть — бессмертен. «Последняя сказка Риты» выворачивает эту мысль наизнанку. Потому что как для самой Риты, так и для любого другого персонажа этого кино, смерть особой проблемой не является. Проблемой является жизнь. Герои не знают, что с ней и в ней можно делать. Ну, а смерть — это не что-то страшное, гнетущее и неизбежное. Смерть по Литвиновой — это как повестка в военкомат (невероятно стильный военкомат). Ну да, немного неприятно и принудительно. Ну да, хорошего будет мало. Но, понимаешь, надо. Таковы правила. Через смерть все проходят. Переживешь

    8 из 10

    3 августа 2013 | 10:54

    «…Почти никто не интересовался здоровьем Хорхе — жестокость пересилила человеколюбие. Возглавляемые сеньорой Трехо, донья Пепа, Нелли и донья Росита попытались рано утром проникнуть в каюту, где лежал убитый, чтобы совершить прощальные обряды, которыми так славится женская некрофилия…» («Выигрыши», Х. Кортасар)

    В женском творчестве, как правило, борьба происходит исключительно между Танатосом и Эросом. Бывает, что очарование смертью овладевает творческой женщиной раньше, чем она узнает про любовь. Но обычно все-таки после, как в случае с авторами «Последней сказки Риты».

    Ренате и Земфире любовь давно уже не интересна, она, конечно, не забыта, но Эрос не вдохновляет ни ту, ни другую примерно с прошлого века. Творчество обеих давно мертвенно бледное, а если на нем и присутствуют какие-то цветные пятна, то они по большей части трупные, как в «Последней сказке». И та, и другая, судя по всему, просто соревнуются между собой в том, кто, в итоге, закроет тему.

    У двух близких друзей/подруг всегда есть что-то главное и общее для постоянного обсуждения с вином, сигаретами или чем покрепче, из чего иногда получаются, как в случае со «Сказкой», кинофильмы. Всегда недоумевал, о чем дружба этих двух странных женщин, ведь список трансцендентных тем для творческого самовыражения весьма короткий. Неоспоримая заслуга авторов «Последней сказки Риты» в том, что теперь в этом списке наряду с любовью, молитвой и величием навсегда поселится еще и женская некрофилия.

    28 февраля 2013 | 18:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>